Вифлеемские младенцы, Россия, 1937 Дорога от дома до тюрьмы каждым из детей была исхожена. Каждый пришел сам, и они молча стояли поодаль друг от друга, с волнением и замиранием сердца ожидая неизвестно чего. Стояли и молча смотрели на ворота тюрьмы, потом какой-то мальчик не выдержал и крикнул ‘Мама!’ 11 января, 2013 Дорога от дома до тюрьмы каждым из детей была исхожена. Каждый пришел сам, и они молча стояли поодаль друг от друга, с волнением и замиранием сердца ожидая неизвестно чего. Стояли и молча смотрели на ворота тюрьмы, потом какой-то мальчик не выдержал и крикнул ‘Мама!’ Вопрос Достоевского о том, стоит ли слезинка ребенка всех благ мира сейчас часто вспоминают в связи с законом Димы Яковлева. Откуда берутся сироты в детских домах? Как образовалась эта система? Она развилась в России не после войны, как принято думать, детские дома понадобились для сирот при живых родителях, детей врагов народа. Тогда же была придумана практика смены имени и тайны усыновления. Исторические документы об этом периоде сейчас не популярны, но один из них случайно попал сегодня мне в руки. Я разбираю записи семейного архива, читаю то, что написал мой дед, арестованный в 1937 году. Одна из записей посвящена малоизвестному историческому событию — детскому бунту в Свердловске 1937 года С июля 1937 в Свердловске усилились аресты. В тюрьмы стали поступать жены арестованных, их брали чуть позднее мужей. Детей отдавали родственникам или помещали в детские дома при живых родителях. В начале сентября в теплый солнечный день в нашей камере были открыты все окна. Вдруг с улицы стали доноситься голоса плачущих детей. Все насторожились, стали прислушиваться. Плач, сначала тихий и слабый с переливами голосов, стал разрастаться, переходя в душераздирающий, полный отчаяния вопль с причитаниями и жалобами. Камера замерла. По безотчетному внутреннему чувству поняли, что этот плач касается многих. Детские рыдания смешивались с уличным гулом, но время от времени выделялись отдельные голоса. Вдруг кто-то вскрикнул: «Это голос моей Наденьки. Точно — ее!» Кто-то вздохнул. Все стояли молча с побелевшими лицами, в потемневших глазах были беспомощность, ужас и растерянность. В каждом занозой сидела тревога о своем ребенке. Я и Алеша были моложе всех, семьи не имели. Нам оставалось только переживать за других, больно было видеть страдание людей.

http://pravmir.ru/vifleemskie-mladency-r...

Фото Евгения Кармаева/ИТАР-ТАСС/ Во вторник стало известно, что Следственный Комитет РФ проверит законность усыновления Димы Яковлева . Родные погибшего ребенка утверждают, что пытались добиться опеки над ним, однако чиновники из социальной службы отказали дедушке и бабушке и отдали мальчика семье из США. По словам бабушки Димы, соцработники пригрозили: «Будете пытаться препятствовать усыновлению за рубеж, отнимем право опеки над старшей внучкой». Проверкой возможных нарушений, допущенных при усыновлении мальчика, уже занялся Следственный комитет. По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, в Псковскую область уже выехали сотрудники центрального аппарата. Следователи опросят чиновников, занимавшихся оформлением документов на передачу ребенка американцам. Имеется информация о том, что Дима был продан за 85 000 долларов. Бесспорно, с историей усыновления Димы необходимо разобраться. Но за два десятка лет иностранцы усыновили десятки тысяч сирот из нашей страны. Какие факты всплывут, если станут проверять обстоятельства остальных усыновлений? В 2008 году заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников сообщил, что за содействие при усыновлении детей иностранцами чиновники из российской службы опеки получают взятки от 9 000 до 400 тысяч долларов. Годом позднее – о том, что эти службы «не хотят отдавать детей в семьи бесплатно», заявил руководитель Челябинского областного фонда «Рука помощи» Николай Щур : «Детские дома - это многомиллиардный рынок и развитая коррупционная сеть. Деньги, которые органы опеки и попечительства получают от желающих взять детей в семьи, делят между собой такие госорганизации, как прокуратура, городские администрации и так далее. Активно идет торговля детьми за границу, а российским гражданам усыновить ребенка невероятно сложно». По этой причине, говорят правозащитники, произошел наиболее вопиющий случай. Итальянка российского происхождения Надежда Фратти-Щелгачева в течение нескольких лет вывезла из России в Италию, якобы для усыновления, 1260 детей. Российские следователи нашли усыновленными лишь пятерых ребятишек.

http://pravoslavie.ru/58444.html

В Тихвинском монастыре Екатеринославской епархии в 1885 г. школа была преобразована в параллельное отделение 1-го класса епархиального женского училища. В особых условиях находилось училище при Костромском Богоявленском монастыре: оно заменяло епархиальное. В числе воспитанниц были 24 стипендиатки. В училище преподавали: Закон Божий, русский язык, гражданскую и естественную историю, арифметику, педагогику, каллиграфию, черчение, рукоделие. Как уже отмечалось выше, с 5-го класса, по инициативе императрицы Марии Александровны, начиналось обучение по фельдшерскому курсу с практическими занятиями в аптеке, приемных покоях и больничных палатах в монастырской лечебнице 462 . Большой популярностью пользовалась школа в Московской Покровской общине сестер милосердия – 6-классная. Желавших поступить в нее в 1885 г. было 200 чел., принято же только девять 463 . В 80-е годы XIX в. при монастырях увеличилось число церковно-учительских школ. Целью таких школ являлась подготовка учителей для церковно-приходских школ. К числу таковых принадлежала открывшаяся в 1889 гг. при Петербургском Новодевичьем монастыре Свято-Владимирская учительская школа 464 . В 1889 г. при Владимирском Успенском монастыре была открыта женская рукодельная церковно-приходская школа для сирот и детей бедных родителей с тем, чтобы дать возможность самостоятельного заработка 465 . Церковно-учительские школы были созданы в Леснинском 466 , Леушинском 467 , Красностокском 468  и других, в основном миссионерских, монастырях. В 1895 г. выпускницы Виленского Мариинского училища стали получать диплом учителей церковно-приходских школ 469 . Программа основной массы школ при женских монастырях не выходила за рамки начального обучения: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание, пение, рукоделие. В 1883 г. насчитывалось 165 училищ: 55 – при мужских монастырях для мальчиков, 98 – при женских монастырях для девочек, 12 – при мужских и женских монастырях для совместного обучения. Из них 126 содержались исключительно на средства обителей. На полном монастырском обеспечении было 67 училищ, из них 48 для девочек (975 чел.) и 19 для мальчиков (252 чел.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

К 1914 году широко развернулась благотворительная деятель­ность Елизаветы Федоровны и сестер обители. Они «шли в самые ужасные трущобы, – вспоминала Наталья Сергеевна Балуева-Арсеньева, – где иногда целые семейства ютились в одной комнате; обмывали, обшивали и кормили голодных или полуголодных детей, ухаживали за роженицами, чистили жилище, готовили теплую пищу. Особенное внимание великая княгиня обратила на детей, живших в ночлежных домах знаменитого Хитрова рынка, на сирот и беспризорных. Она устроила общежитие для мальчиков, где их нравственно и физически лечили и воспитывали; над другими детьми, остававшимися в своих жилищах, был установлен внима­тельный надзор. Из этих мальчиков составлялась артель посыль­ных, которая скоро стала известна всей Москве своей честностью и исполнительностью. По инициативе великой княгини были устро­ены также дешевые квартиры и комнаты для фабричных рабочих и для нуждавшихся учащихся; часто эти помещения предоставлялись бесплатно. Для неизлечимых туберкулезных женщин, которых больницы не могли держать, как хронических, великой княгиней был устроен уютный дом с большим садом, где больные могли жить в покое и комфорте, пользуясь хорошим уходом. Бывали слу­чаи, что больные выздоравливали и могли снова работать. Великая княгиня посещала этот приют два раза в неделю, принося с собой мир, любовь и утешение; безнадежных больных она напутствовала перед кончиной, молилась с ними и ободряла. Больные часто пору­чали ей своих близких и умирали спокойно, получив обещание, что великая княгиня не оставит их своей заботой. Это свое обещание она неизменно исполняла». «Крупные московские больницы, – вспоминала графиня Александра Андреевна Олсуфьева, – вскоре признали, что ма­ленький обительский лазарет на пятнадцать человек превосходит их в уходе за пациентами, и стали направлять туда безнадежных больных. Помню кухарку из небогатого дома, которая получила ожоги, опрокинув керосинку; площадь ожогов была слишком ве­лика – кожа уцелела лишь на ладонях и ступнях, и врачебная нау­ка не могла ей помочь. У несчастной уже началась гангрена, когда ее доставили из городской больницы. Великая княгиня сама дела­ла перевязки; они были чрезвычайно болезненны – приходилось ежеминутно прерываться, чтобы успокоить и утешить пациент­ку, – и продолжались по два с половиной часа дважды в день. Она упорно продолжала лечение до тех пор, пока, к изумлению докторов, отказавшихся от больной, та не поправилась.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

«Ни один ребенок не должен оказаться в больнице один». Елена Альшанская Об изъятом из семьи мальчике из Волгограда и других детях в больницах 8 августа, 2021 Об изъятом из семьи мальчике из Волгограда и других детях в больницах В соцсетях появилось резонансное видео из больницы в Волгограде — запертый в палате малыш в переполненном памперсе. Ролик сняли мамы, которые вместе с детьми лежат в том же стационаре. Двухлетнего ребенка изъяли из семьи. Елена Альшанская — о том, почему нельзя помещать ребенка, изъятого из семьи, в стационар одного и без медицинских причин. Вся лента полна сегодня историей про малыша, который оказался один после отобрания из семьи в волгоградской больнице. Мы более 15-ти лет пытаемся решить проблему с детьми, которые остаются одни в больницах. Наш фонд появился ровно из такой истории. Когда я оказалась в больничной палате со своим ребенком рядом с такими совершенно предоставленными самим себе маленькими детьми.  То, что я видела, перевернуло мою жизнь. И больно каждый раз видеть, что это продолжается здесь и сейчас. Мы тоже до сих пор оплачиваем нянь для детей в больницах, как и многие наши коллеги. А множество детей так и остаются без ухода и присмотра. Я доходила с этим вопросом буквально до каждого состава министерства здравоохранения и соцзащиты. И годами это была история с перекидыванием ответственности по замкнутому кругу. Нам и нашим коллегам за последние несколько лет удалось сдвинуть историю с мертвой точки, для детей, которых отбирают из семей и направляют в детские дома, появилась, наконец, возможность проводить обследование не в больнице, а после размещение в учреждение, за ручку в поликлинике, как со всеми детьми. Но многие регионы игнорируют это законодательство и продолжают класть детей одних для обследования в больницы. В этом году благодаря нашим коллегам в перечне социальных услуг появилось сопровождение в больницах. Но все это пока касается только детей, которые уже зачислены в организации для детей-сирот. Такие дети, как малыш из Волгограда, которых только забрали, или нашли и не распределили никуда, оказались в законодательной дырке. Мы много лет пытаемся достучаться, [сказать] про это. Да, это сложно, именно потому что нет пока никакого ответственного ведомства, никто [этому ребенку], грубо говоря, «не опекун», или опекун пока родитель, который может быть в запое, или пропасть или наоборот, его к ребенку не пускают, так как того забрали у родителя силой.

http://pravmir.ru/ni-odin-rebenok-ne-dol...

За «бедных детей». Не особенно давно в одном из западных городов России жил пастырь, всею душею преданный делу обучения и воспитания бедных детей и сирот. Он неутомимо собирал жертвы для призреваемых. В один вечер, увидев дом знакомых господ освещенным по случаю гостей, пастырь зашел туда. Он надеялся выпросить что-либо для детей. В одной из зал он подошел к игравшим в азартную игру. Груды золотых и серебряных монет лежали пред каждым игроком. Ставки были крупные и игроки были возбуждены. Священник стал за стулом молодого знатного игрока. Этот начал проигрывать ставку за ставкой. В это время священник произнес: „господа, не уделите ли что-либо бедным детям?» Услышав за спиной голос священника и сочтя его виновником проигрыша, игрок закипел гневом, повернулся к священнику и, ударив его со всею силою по лицу, крикнул: „вот тебе, проклятый поп!» Все остолбенели от изумления. Священник же, отирая разбитое лицо платком, спокойно сказал обидчику: „Это – мне... а что вы дадите бедным детям?» Кротость служителя алтаря поразила вспыльчивого аристократа, и он на коленях и со· слезами просил прощения. Правда-ли? „Кроткие наследуют землю». Это сказано было еще пр. Давидом задолго до пришествия на землю „тихого Света». Но правда ли это? Не грубые ли захватили себе все лучшее? Не они ли владычествуют в мире? Нет, не они! Им ничего не принадлежит: они – похитители, а не хозяева того, что в их руках. Жизнь принадлежит не им, потому что она уносится волнами грехов. Лучше бы им умереть в раннем детстве или даже не родиться. Смерть для них – не приобретение, потому что она приводит их от плохого к худшему. Иисус – им не друг. Вечный позор и неутолимая тоска – вот их жребий, их наследие, их земля. Послушание. К знаменитому ученому пришел его друг. Он встретил маленькую дочку ученого и спросил ее, чему учит ее отец. – Послушанию, ответила малютка. Действительно это ценное умение. Послушание избавляет от многих бед. Вот пример. Двенадцатилетний мальчик стоял на пчельнике. Вдруг рой пчел опустился ему на голову. Отец закричал сыну, чтобы он не шевелился, закрыл глаза и рот, дыша носом. Привыкший к повиновению ребенок исполнил приказ. Отец вылил ведро воды над головой ребенка и смел крылом пчел в соломенную корзину. Послушный мальчик отделался только испугом. Но что было бы, если бы он не оказал послушания?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Уильям Принн, ученый адвокат, был приговорен (гораздо позже эпохи Эдуарда к отрубанию обоих ушей, к лишению адвокатского звания, к уплате 3000 фунтов стерлингов и к пожизненному заключению. Три года спустя он совершил новое кощунство, выпустив памфлет против правительства. Его снова судили и приговорили к отрубанию остатков ушей, к уплате 5000 фунтов стерлингов, к выжиганию на обеих щеках клейма в виде букв М. К. (то есть: «Мятежный Клеветник») и опять же к пожизненному заключению. Этот свирепый приговор был приведен в исполнение с соответствующей ему дикой жестокостью. — «Синие законы, подлинные и поддельные» доктора Дж. Хэммонда Трамбула, стр. 12. Примечания к главе — Стр. 634 Христова обитель, или Школа Синих Камзолов, — «благороднейшее учреждение в мире». Аббатство Серых Братьев опиралось на утвержденное Генрихом решение лондонского муниципалитета, который постановил учредить приют для бедных мальчиков и девочек. Позже Эдуард приказал перестроить старое Аббатство и основал внутри него благородное учреждение, именуемое Школой Синих Камзолов, или Христовой обителыо, для обучения и содержания сирот и детей нуждающихся родителей… Эдуард не позволил ему (епископу Ридли) удалиться, пока не было написано письмо (лорду-мэру), затем поручил ему доставить письмо собственноручно и подписал специальное приказание: не мешкая приниматься за дело и доложить об исполнении. За работу взялись ревностно, Ридли сам принимал в ней участие и в результате была создана Христова обитель для обучения бедных детей. (Одновременно король создал и ряд других благотворительных учреждений.) «Господи, — сказал он, — благодарю тебя от всего сердца за то, что ты продлил мою жизнь и дал мне закончить этот труд во славу твоего имени!» Жизнь этого чнстосердечного, редкостного человека быстро пришла к концу, и через несколько дней он вернул свою душу своему создателю, моля Бога защитить его царство от папизма. — «Лондон, его прославленные деятели и места» Дж. Хенэджа Джесса. В главном зале висит большой портрет короля Эдуарда сидящего на троне, в красной, отделанной горностаем мантии; в левой руке он держит скнпетр, а правой протягивает хартию коленопреклоненному лорду-мэру. Рядом с троном стоит канцлер, держа печати, а рядом с канцлером — другие государственные сановники. Епископ Ридли стоит перед королем на коленях, воздев руки, словно моля Бога благословить совершающееся; олдермены и прочие во главе с лордом-мэром стоят на коленях, занимая среднюю часть картины; а на переднем плане двойной ряд мальчиков с одной стороны и девочек с другой стороны, начинающийся воспитателем и воспитательницей и кончающийся мальчиком и девочкой, которые выступили вперед из своих безукоризненных рядов и воздели руки перед королем. — « Достопримечательности Лондона» Тимбса, стр. 98.

http://azbyka.ru/fiction/princ-i-nishhij...

Ко всему сказанному нелишне прибавить, что с конца 70-х годов у детей приюта всегда ярко горит рождественская елка, приносящая им большие подарки, преимущественно одеждой и обувью, и что, перешедши с Екатерининского канала в церковный дом, в 1873 году, приют оставался в нем все время до 1894 года, когда был перемещен в один дом с богадельней, на Казанскую улицу. Так как главное внимание в приюте было обращено на воспитание детей, то не могло не обнаружиться в скором же времени, что немалой помехой в этом отношении служит то, что дети в приюте остаются только в дневные часы, а к вечеру и на ночь они снова должны возвращаться в среду, в которой большей частью не могли научиться ничему хорошему. Явилась у общества потребность учредить интернат для приютских детей, и так как для содержания в интернате всех посещающих приют детей у общества не хватило бы средств, то на первое время решено было ограничиться содержанием лишь 10 детей. Это было предположено в 1876 году, но так и осталось в области предположений. Только лет пять спустя у общества оказался на полном призрении сначала один болезненный и совершенно бесприютный мальчик, год спустя их было уже четверо, но в следующий затем год снова был оставлен только один мальчик. Имелось в виду принимать на полное призрение исключительно круглых сирот. Затем в продолжение нескольких лет в приюте постоянно жили два мальчика. В 1884 году явилось, по мысли Ф. Г. Тернера, предположение отправлять детей на летнее время на дачу. Но так как смета на этот предмет требовала расхода до 1.200 рублей, а таких свободных средств у общества не было, то пришлось на время отказаться от осуществления этой мысли. В следующее лето решено было отправить на дачу, по крайней мере, часть детей. Бывший товарищем председателя совета Ф. Г. Тернер пожертвовал 50 рублей на этот предмет, а председатель И. В. Жуковский устроил у себя домашний спектакль, сбор с которого поступал на наем дачи детям, и обществу после этого пришлось доплатить лишь около 50 рублей за полное содержание на даче в это лето 12 мальчиков, из более слабых здоровьем, обошедшееся в 500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В обители работал печник, часто плутовавший и нехорошо исполнявший свое дело. По просьбе эконома отец архимандрит решился его рассчитать и отпустить навсегда; но печник усердно просил прощения и обещал исправиться. Отец архимандрит простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, приходит к отцу Моисею и говорит: “Батюшка! Вы опять того печника наняли; ведь он плут, как и Вам хорошо известно”. – “Да ведь он бедный человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан; надобно же ему помочь, притом же он обещает исправиться”. – “Когда же он исправится, батюшка, он известный негодяй”. – “Как, человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай!” Так эконом и ушел» 68 . «...Игумен Никодим (настоятель Мещовского монастыря. – Сост.), как сам после рассказывал, пошел в небольшой садик, бывший при келии отца архимандрита Моисея , и видит крестьянского мальчика, сидящего на дорожке. “Ты что здесь делаешь?” – спросил он его. “Кротов ловлю”. – “Что же ты, и жалованье получаешь?” – “Получаю”. Прохожу дальше, другой мальчик сидит около яблони. “А ты что делаешь?” – “Ворон отпугиваю, чтобы яблоков не портили”, – “И жалованье получаешь?” – “Как же, получаю”. – “Вот пустяки-то, – подумал отец Никодим, – на что архимандрит деньги тратит”. Входит он с этой мыслью в келии отца архимандрита и говорит ему: “Ходил я, батюшка, у вас по саду да, признаться, и подивился, сколько там мальчиков у вас, и все на жалованье. Один кротов ловит...” – “Да! – прервал его старец, – какой это вредный зверек, у лучших растений подкапывает иногда корни, они и сохнут, я уж нанял мальчика их ловить”. – “А другой мальчик, как я видел, ворон пугает”. – “Да! Вот и эта птица, как она вредна, самое лучшее яблоко испортит, да, испортит. Должен я был нанять мальчика, чтобы их отгонять. Да и ребята-то бедные, сироты”. Игумен замолчал, уразумев, что дело не столько в кротах и в воронах, сколько в бедности мальчиков-сирот» 69 . «Всю жизнь отца архимандрита можно выразить такими словами: “Он жил сокровенно в Боге”. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во все: в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, – во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием; все, случавшееся с ним, принимал, как от Господа: скорбное – как посланное для пользы душевной, утешительное – как знак Отеческого милостивого промышления. “От Него, Создателя, – говорил он, – бытие наше; Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1781 г. самый состоятельный прихожанин и староста Анненкирхе – владелец кожевенного завода Иоахим Готфрид Керстнер пожертвовал 16 000 р. для постройки сиротского дома. 493 В этом доме предполагалось воспитывать 10 мальчиков-сирот от 7 до 14 лет. Они же должны были бесплатно обучаться в Анненшуле. Через 4 года здание было готово. Оно было выстроено на противоположной стороне Кирочной улицы (Кирочная, д. 7). Мемориальная мраморная доска, рассказывавшая его историю, заканчивалась словами: «Сохрани это себе, потомство; строй, улучшай, ничего не ломай!». 494 В 1780 году, в связи с расширением учебной программы и введением в преподавание русского языка, Анненшуле была преобразована в «городскую школу» по типу шестиклассных городских училищ. Анненшуле содержалась на средства прихожан церкви св. Анны. В школу принимались дети различных вероисповеданий, имелись мужское и женское отделения. В отделении для мальчиков преподавались богословие, естественные науки, языки. Девочки помимо изучения ряда предметов осваивали рукоделие. Училище, в отличие от ему подобных, было более демократичным. По свидетельству его тогдашнего директора – пастора Фридриха Теодора Рейнбота, «нередко, честно говоря, девочки, которые не могут поступить в иные учебные заведения (по причинам ограничения приема, сословным и имущественным признакам – а. А.), могут быть приняты в училище св. Анны». 495 Однако права поступления в Университет ее питомцы не имели: его обеспечивала только гимназия. Одним из питомцев Анненшуле (с 1798 г.) был Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг (Wittberg) (1787–1855), будущий архитектор, живописец. Обучаясь затем в Академии художеств, вступил в масонскую ложу «Умирающего сфинкса». В 1815 году он получил 1-ю премию за проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1817 году Витберг возглавил в Москве строительство по этому проекту грандиозного трехъярусного храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако в 1828 году строительство, требовавшее огромных денежных расходов, было приостановлено, а проект был закрыт. 496

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010