«Для объединения действий приютов и всех детских, юношеских благотворительных учреждений… были созданы Опекунские Советы. Члены этих Советов привлекались к заведованию отдельными учреждениями. Были введены Почетные Опекуны, избиравшиеся из лиц знатного дворянства» 5 . Императрица Мария Федоровна лично руководила подведомственными ей учреждениями, составляла учебно-воспитательные программы, занималась правовыми, административно-хозяйственными, финансовыми и кадровыми вопросами, связанными с этими учреждениями. Она вникала во все детали жизни своих учреждений: прием на работу и увольнение учителей, поставку продовольствия и так далее. Все общества, опекаемые и призреваемые Марией Федоровной, после ее смерти были названы «Мариинскими», а в 1854 г. были преобразованы в Ведомство Учреждений Императрицы Марии. На 1884 г. общая сумма ее пожертвований составила 1 241 478 руб. серебром и еще 515 389 руб. ассигнациями. При императоре Александре I традиции попечения о сиротах предыдущих монархов продолжились при активном участии его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. В 1802 г. были созданы 2 общества – Императорское Человеколюбивое и Женское Патриотическое. После объединения комитетов Человеколюбивым обществом был создан ряд отделений, в том числе и специальное отделение для призрения малолетних бедных, которым был открыт Дом воспитания бедных детей. Большая часть заведений по призрению Императорского Человеколюбивого общества была занята воспитанием и обучением мальчиков-сирот, но уже в 1817 г. «был сделан первый шаг к организации заведения для призрения бедных девочек… Для воспитания и обучения… воспитанницы в возрасте от 6 до 9 лет поручались надзору женщин из беднейшего сословия. Члены общества тщательно отбирали этих женщин и выплачивали им пансион на содержание девочек. В этих школах-приютах девочкам давался минимальный объем знаний и практических навыков, которые могли бы пригодиться им в дальнейшей жизни» 6 . В отличие от Императорского человеколюбивого общества, целью Женского патриотического общества было оказание особого внимания попечению о девочках и оказание посильной помощи пострадавшим от войны 1812 г. (позже – от всех войн), и в первую очередь – вдовам и сиротам. Первое учебное заведение под названием «Училище женских сирот, потерявших отцов своих» (для дочерей штаб- и обер-офицеров) было открыто обществом уже в 1813 г. и переименовано затем в Патриотический институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Александр признается, что роль приемного отца далась ему непросто. «Я удивился предложению жены взять на воспитание ребенка. В тесном мешке накопилось проблем с работой: с начальством, с подчиненными, с клиентами. Постоянные конфликты в семье, да даже с самим собой, а еще и приемный ребенок?!» «Давай сначала решим свои проблемы, а потом уже подумаем над чужими», – отрезал Александр. Но Ольга ответила: «Проблемы были, есть и будут всегда. Свои кровные дети уже взрослые, живут отдельно от нас, а мы еще молоды, полны сил и можем просто помочь обездоленному ребенку обрести семью, счастье, быть не одиноким в этом жестоком мире». И тогда, говорит Саша, он вспомнил свою историю. Он очень рано стал сиротой. Когда мальчику было 9 лет, умерла мама, а когда ему было 12 лет, умер и папа. Родственники отказались от детей: много внуков, а еще свое хозяйство, куда нам. Мальчика и его сестер чуть не отправили в детский дом. Тогда старшая сестра, Светлана, попросила свою учительницу истории взять опеку над ними. «Мы справимся сами, просто сделайте это формально, помогите нам», – попросила девушка, и учительница согласилась. Светлана сама вытянула и воспитала сестру Иру и брата Сашу, а учительница стала для детей настоящим наставником, старшим другом. «Я подумал, что стал черствым, уже плесневеющим хлебом. Да, наши с женой дети выросли, теперь можно пожить и для себя, ведь это так притягательно и приятно. Живи, черствей для других, цвети для себя! Но жизнь ли это?» – рассуждал Александр. А Ольга тем временем, уйдя с телевидения, пришла работать в клуб «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра». Супруги погрузились в рабочие проблемы фонда и в самые разные истории жизни детей-сирот в детских домах. А потом решили: надо пойти учиться в школу приемных родителей. «А это два месяца, два раза в неделю, по вечерам приезжать в центр Москвы. Три часа играть в ребенка, родителя, слушать лекции психологов, врачей, юристов, приемных родителей с реальным опытом и общаться с такими же, как ты, взрослыми. В нашей группе было пятнадцать человек. Одиннадцать женщин и четверо мужчин. Пропорция, наглядно показывающая настроение в обществе по поводу устройства сирот в семьи», – рассказывает Александр.

http://pravmir.ru/odna-nasha-doch-15-let...

Марфо-Мариинскую обитель. Не удивительно, что обитель быстро расцвела и привлекла много сестер, как из аристократического общества, так и из народа. Во внутренней жизни последней царил почти монастырский строй, но и вне ее деятельность выражалась в лечении приходящих и клинических, помещенных в самой обители, больных, в материальной и нравственной помощи бедным, в призрении сирот и покинутых детей, которых так много гибнет в каждом большом городе. Здесь нельзя не упомянуть о том, что великая княгиня имела в виду воспитать особых сестер для духовного утешения тяжких больных, стоящих на краю могилы. «Не страшно ли,– говорила она, – что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждою на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Особенное внимание великая княгиня обратила на несчастных детей Хитрова рынка, сирот и бесприютных, несших на себе печать проклятия за грехи своих отцов, детей, рождавшихся на этом мутном «дне» Москвы, чтобы поблекнуть прежде, чем они успели расцвести. Многие из них были взяты в устроенное для них общежитие для мальчиков, где они быстро возрождались физически и духовно; за другими было установлено постоянное наблюдение на местах их жительства. Силою любви и христианского воспитания недавние бродяги улицы превратились в честных и исполнительных юношей, составивших всем известную в Москве артель посыльных. Великая княгиня во всей ее деятельности изыскивала новые пути и формы благотворительности, в которых иногда отражалось влияние ее первой западной родины, опередившей нас в организации общественной помощи и взаимопомощи. Дом для молодых девушек-работниц и учащихся давал им дешевую или бесплатную квартиру и спасение от той же развратной улицы. Ею организованы: бесплатная лечебница, амбулатория, курсы сестер милосердия, бесплатная столовая, в мировую войну лазарет тяжелораненных. Не все из этих учреждений были непосредственно связаны с Марфо-Мариинской обителью, но все они, как лучи в центре, объединялись в лице ее настоятельницы, обнимавшей их своими заботами и покровительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

А. Обычай наследственности церковных мест, получивший широкое распространение ко времени рассматриваемого нами царствования, кроме того, что стеснял духовное начальство в выборе достойных кандидатов на церковные должности, вызывал много практических затруднений и нестроений в семейной жизни духовенства. Эти неудобства прекрасно сознавало духовное начальство и в предшествующие царствования; с целью устранения их оно неоднократно вооружалось против зачисления, купли и продажи церковных мест; но попытки устранить их обычно не приводили ни к каким результатам. Наследственность церковных мест поддерживалась всем строем церковно-приходской жизни духовенства. Св. Синод в 1823 году сам вынужден был допустить зачисление духовных мест в виде меры к обеспечению служителей церкви и призрению вдов и сирот духовного звания. Благоприятные условия для отмены обычая наследственности церковных мест наступили в настоящее царствование, когда открылись новые более благовидные способы обеспечения духовенства. Епархиальные начальства, призванные к обсуждению мер для улучшения быта приходского духовенства, в своих отзывах Высочайше утвержденному присутствию единогласно высказались против наследственности церковных мест. В числе неудобств, которые настоятельно требуют отмены такого неблаговидного способа замещения церковных мест, они указывали следующие: а) всякое служение, а тем более духовное, требует осмотрительности в выборе кандидатов, а между тем предоставление мест не в интересах служения, а в интересах сословного призрения, открывает доступ к ним часто лицам недостойным; единственным основанием для существования такого порядка выставляется родство или обязательство поступающего на место помогать семье своего предшественника. Некоторые священнослужители сделали из этого обычая особенный промысел, покупают места для дочерей с торгу и, обманывая начальство, просят о призрении престарелого или больного родственника (на деле совершенно чужого); б) при зачислении мест за несовершеннолетними девицей или мальчиком часто протекают значительные промежутки между временем зачисления и действительным замещением должности, вследствие чего является нужда предоставлять исправление должности по месту наемным лицам, а это естественно лишает приход постоянного нравственного руководства; в) допущение наследственности и купли мест не достигают цели обеспечения служителей церкви и их сирот, так как средства обеспечения причтов и без того скудны, а в данном случае они обязаны еще делиться ими с принятыми на их содержание лицами; г) члены причтов, нередко невольно, или намеренно не исполняют обязательства, вследствие чего возникают семейные нестроения, переходящие иногда в тяжебные дела; а отсюда проистекает обременение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце года, в ноябре, в приют было приведено еще двое детей, мальчик шести лет и девочка восьми, сиротка, брошенная отцом, отставным солдатом. Новые насельники, особенно мальчики, сильно стесняли общество; наконец мальчика удалось пристроить в приют-ясли у Египетского моста, на средства главного попечительства о детях воинов, а девочка осталась в приюте общества, впрочем, на тот только год. В 1887 году в интернате было уже четверо детей. Но с 1893 года совет решил более, за недостатком средств, в интернат детей не принимать, а бывшие в интернате размещены были по другим приютам. Но в 1895 году интернат снова был восстановлен, на пять круглых сирот. Двадцатидевятилетний опыт общества показал настоятельную необходимость в таком учреждении, которое давало бы постоянное и полное призрение круглым сиротам, а также бесприютным и крайне бедным полусиротам – детям прихода. При первых же шагах к возрождению интерната, общество встретило сочувствие и деятельную поддержку со стороны добрых людей, к слову сказать, не принадлежащих к Пантелеймоновскому приходу. 25 января 1895 года неизвестная особа внесла обществу чрез председателя, протоиерея В. И. Перетерского сто рублей на приют, а затем в мае и октябре внесла еще 1,400 рублей на приспособление в доме общества помещения под общежитие приюта. Эта переделка, согласно воле жертвовательницы, была исполнена немедленно, к осени 1895 года. В феврале того же года И. В. Тулинов пожертвовал чрез отца Перетерского на общежитие приюта в неприкосновенный капитал 10,500 рублей. После этого советом определено иметь в общежитии 15 вакансий, но в 1895 году замещено их было пока только шесть. В 1896 году положено иметь в приюте 25 вакансий со следующим распределением: в убежище – 5 для круглых сирот, 5 бесплатных для бедных детей, 5 платных, по 100 рублей, и 10 для приходящих: 5 с продовольствием и 5 без продовольствия. Дети всегда собирались в приюте к восьми утра и оставались в нем, под наблюдением двух надзирательниц, до пяти вечера. В восемь с половиной была общая молитва , в девять начинаюсь учение, в двенадцать обед, после обеда до двух занимались гимнастикой и отдыхали, затем шло обучение пению и рукоделиям до четырех с половиной, когда бывал полдник, состоявший из кружки молока с хлебом, а в постные дни чая или иногда горячего блюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

 – Нет. Если бы я был директором Федеральной службы исполнения наказаний и мне бы дали деньги, я бы в рамках бюджета постарался что-то изменить. Когда я занимался тюрьмами, у меня, конечно, была такая мечта. Но я понимаю, как это трудно – сделать из тюрьмы воспитательную систему. У нас есть опыт: Антон Макаренко из отъявленных преступников делал нормальных людей. Сейчас в тюрьме в огромном количестве сидят душевнобольные люди. То есть нужна дифференциация заключенных. А государству не хочется этим заниматься, потому что дорого. Надо много людей для этой работы. Вот закрывают в Москве школы для ребят с девиантным поведением. Куда их девать? Они все пойдут в тюрьму. Государству так дешевле: школа для детей с девиантным поведением – 90 миллионов в год. На людей денег жалко. На Олимпиаду не жалко, а на людей жалко. А дети дороже, чем Олимпиада. – Что конкретно вы бы поменяли в тюремной системе?  – Я бы по возможности сделал широкую классификацию: по возрасту, по образованию, и по психофизическому развитию, и по всему. Каждого человека изучить. Занимаясь сиротами, я вижу, что нужно. Если в государстве 90% сирот идут в тюрьму, то из наших деток пока в тюрьме ноль.  – 90%?!  – Да. 40% в первый год и еще по 10% каждый год. Поэтому огромные деньги, которые тратит государство, идут на подготовку насельников тюрьмы. Государство полностью беспомощно. Сейчас издали стратегию по поводу семьи, охраны детства. Будут отбирать детей у родителей. Куда их? В детские дома, а потом в тюрьму. Это решение вопроса. Нормально? Как только появляются какие-то проблемы в семье, ребенка изъяли, потом в тюрьму — сидит там, ничего не делает, разлагается. Тюрьма – это же огромная язва. Она вбирает в себя даже тех, кого можно было бы реабилитировать. Они там деградируют, потому что в тюрьме работают только 30%, остальные ничего не делают. Если человек год ничего не делал? а если пять? Он бесконечно варится в этом куреве, мате, блатных историях, в ненависти.  – Потом выходят и…  – Он выходит, а на работу его никто не берет. Ни одной структуры у нас нет, которая берет его на поруки. Но все эти люди попали в тюрьму не по своей воле. Взять хотя бы сирот. У ребенка погибли мама и папа или они оба наркоманы. Забирают его и помещают в эту среду, которая ничего, кроме мата, воровства, выпивки и курева, потом еще блуда с 13 лет, не может предложить. Только каждый десятый ребеночек кем-то становится вопреки системе, а 90% становятся преступниками. В тюрьме отсидел — на работу не берут. Его жизнь выталкивает, а он вообще не виноват. Это не то что мальчик из хорошей семьи: папа знает пять языков, мама крестиком вышивает, оба верующие — а он урод такой, все у него вызывает протест, он стал преступником.

http://pravmir.ru/protoierej-dmitrij-smi...

(19 дек. Отд. «Московские вести»): «Нам сообщают, что дамское отделение Славянского благотворительного комитета получило от русского посольства в Константинополе известие, что 26 болгарок-сирот, отправляющихся в Москву с целью получить воспитание в русских учебных заведениях, выехали из Константинополя в Одессу. После небольшого отдыха они поедут дальше, так что приезда их в Москву должно ожидать не позже будущей недели». В начале следующего года та же газета (1877. 4 янв. Отд. «Московские вести») сообщала: «Болгарские дети, прибывшие недавно в Москву помещены в Покровской общине сестер милосердия; из них 25 девушек и один мальчик. Из Константинополя до Одессы сопровождал их доктор Марконет; в Одессе супруга градоначальника, графиня Левашева, приняла в них горячее участие и постаралась обеспечить удобный путь этим детям до Москвы. В настоящее время для этих сирот отведены обширные комнаты в Общине». Через несколько дней, после сведений о распределении болгарских детей по русским школам и семьям, газета сообщила: «Прибытие новых болгарских детей ожидается в скором времени; первоначально, как мы слышали, прибудут 10 детей, а несколько спустя — еще 70. Все они на первое время будут помещены в Покровской общине сестер милосердия» (Рус. ведомости. 1877. 9 янв. Отд. «Московские вести»). 82 Говорят, недавно в Москву привезли еще «партию деток», от трех до тринадцати лет… — Подразумеваются толки, первоисточником которых является следующая газетная информация: «20-го января, ночью, с 12-часовым поездом Смоленской железной дороги, привезены из Сербии 21 девочка и 2 мальчика, сироты от 6 до 14-летнего возраста. На станции железной дороги детей угостили кофе и одели в приготовленное для них общиной сестер милосердия платье. Затем они были отвезены в каретах в Покровскую общину сестер милосердия» (1877. 31 янв. Отд. «Московские вести»). Возраст болгарских детей, о которых сообщали «Русские ведомости» 19 декабря 1876 г. и 4 января 1877 г. — «от 9-ти до 13-ти лет» (Рус. ведомости. 1876.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Что произойдет? На бумаге – закроют негосударственные учреждения и все дети будут находиться в государственных учреждениях. Да, наверное, существуют негосударственные организации с непрозрачным финансированием, вредящие детям, использующие приюты для прикрытия каких-то других дел. Несомненно, правоохранительные органы должны разобраться с этим. А на практике – в жизни – давайте посмотрим. Жил мальчик на помойке, его бросили родители, он умирал с голоду. Потом его подобрали, одели-умыли-накормили и привели в большую семью, где он обрел, возможно, родителей, друзей, наставников. А теперь такие дети должны полностью лишиться второй – настоящей семьи? Патронатной семьи или приюта? Первый заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил постепенные изменения: «Введение указанной нормы приведет к закрытию существующих негосударственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является недопустимым. Представляется необходимым сохранить возможность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственные учреждения, одновременно установив в законопроекте условия допуска учреждений к этой деятельности». И все же – чем плох детский дом «Никита»? Почему монахини, которые вкладывают все силы души в детей, не могут и дальше продолжать их воспитывать? Почему бы не использовать уже имеющиеся здания, ресурсы, кадры? Почему бы не выработать систему контроля негосударственных приютов и интегрировать их в общую систему детских домов? Зачем разрушать то, что хорошо работает? Правозащитный центр Всемирного русского народного собора, отвечая на данный вопрос, предполагает, что в основе данных законопроектов и действия лежат корыстные интересы: «Данный эпизод позволяет с уверенностью констатировать, что негосударственным приютам объявлена настоящая война, которая ведется во всех сферах — от попыток закрытия приютов по надуманным обвинениям. У правозащитников создается впечатление, что «зачинщиками этой войны выступают коррумпированные чиновники, наживающиеся на детях и торпедирующие любые инициативы, способные им помешать»».

http://pravmir.ru/nenuzhnoe-miloserdie-i...

Происходящее несет в себе сигналы огромной силы для каждого мыслящего, для каждого совестливого человека. А если эти сигналы не достигают сознания и сердца кого-то из телезрителей или пользователей Интернета, то это свидетельствует о его духовном и нравственном неблагополучии. Мы понимаем, что семью нельзя вырвать из общего культурного, социального, политического, экономического контекста, в котором живут люди; и на семейное благополучие влияет огромное количество факторов. Когда мы говорим о коррупции, когда мы говорим о преступности, когда мы говорим об информационной политике, отмечая неблагополучие в этих сферах, мы должны это неблагополучие проецировать и на семейные отношения. Ну, а что же происходит в сфере семейных отношений? В нашей с вами сегодняшней дискуссии нельзя избежать фактов и статистики. Вот некоторые цифры: на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов, то есть больше половины. В 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — по официальной статистике. Неофициальная статистика оперирует ужасными цифрами — 3,5 - 4 млн. абортов. Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Так вот, из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме. Число самоубийств среди подростков — это 20% от всех самоубийств. Никогда не было такой страшной цифры. По данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь — вдумайтесь! —33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. 33% мальчиков и 20% девочек с 13 лет систематически употребляют алкоголь! По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками. Если исключить смерть от наркотиков, то в три с лишним раза сократится смертность среди молодых людей.

http://patriarchia.ru/db/text/2143731.ht...

Особенное значение придавалось роли епископа, предстоятеля церкви. О епископах говорится в книге «Постановлений Апостольских»: « Пусть они для сирот занимают место отцов, для вдов — место мужей (как заботящиеся об их пропитании), а не имеющему работы пусть найдут они работу» . В «Постановлениях» есть и фрагмент, призывающий епископов приучать мальчиков-сирот, находящихся на епископском попечении, к какому-либо ремеслу. «Счастлив тот, кто сам себе может помочь и не отнимает место у вдовы, сироты и странника» , то есть не отягощает своей праздностью общину. 7. Видение Ерма Вот изображение душевного состояния римлянина-христианина, данное в самом начале любимой в то время книге «Пастырь Ерма», открывающее не только некоторые личные переживания человека того времени, но еще и изображающее, как возникает в человеческой душе покаяние, ведущее к преображению всего внутреннего существа, просветляющее и возвышающее его. Как видим, смертных грехов у Ерма не было, а были только незначительные, на взгляд нашего современника, слабости, вполне оправданные свойствами человеческой природы. Ерм был человек, что называется, сердобольный и мягкий, очень тактичный. Его называли праведным не из-за того, что ему присущи были особенные качества, а потому, что всех христиан тогда считали праведными и святыми. Опекун Ерма продал в Риме девочку, когда Ерм был подростком. По прошествии многих лет Ерм снова встретился с этой девочкой, уже девушкой, сошелся с нею и полюбил как сестру. Через некоторое время Ерм увидел, как девушка купается в Тибре, и подал ей руку, чтобы помочь выйти из воды. Любуясь красотой девушки, Ерм подумал, что было бы хорошо иметь такую жену, прекрасную и лицом, и нравом, и что с ней он был бы счастлив. Как уверяет сам рассказчик, мысль об обладании девушкой у него даже не возникала. Мысль о девушке подвигла Ерма лишний раз прославить Божие творение и его красоту, но и обожгла душу. Однажды во время прогулки Ерм заснул и увидел необыкновенное место, равнину. Себя он увидел истово молящимся и просящим о прощении грехов.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010