фаланги ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 7, 18; Herodian. Hist. IV 8; Scr. hist. Aug. Caracalla. 2; Aur. Vict. Epitom. 21). В нач. 215 г. К. посетил Трою (Илион), где принес заупокойные жертвы Ахиллу, установил его бронзовую статую, совершил погребение своего умершего фаворита Феста наподобие похорон Патрокла ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 16; Herodian. Hist. IV 8). Зимой 215/16 г. К. пребывал в Александрии, где жители подвергали насмешкам его политику и образ жизни. Узнав об их настроениях, К. приказал избить делегацию знатных граждан, встречавших его у въезда в город, а потом и осуществил массовый террор против всего населения. От рук солдат К. в Александрии погибло несколько тыс. чел.; были закрыты философские школы ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 22-23; Herodian. Hist. IV 8-9; Scr. hist. Aug. Caracalla. 6). Всех приезжих выслали из города; в их числе был Ориген, который переехал в Кесарию Палестинскую ( Euseb. Hist. eccl. VI 19). Одной из основ религ. политики К. стало признание общерим. статуса за егип. культом Исиды и Сераписа. Рим. историки отмечают особое благоговение, с к-рым К. участвовал в религ. церемониях. В 215 г. в честь Исиды и Сераписа был возведен храм у подножия Квиринала в Риме, в который из Александрии перенесли некие реликвии (Scr. hist. Aug. Caracalla. 9; Aur. Vict. Epitom. 21. 4). Во время пребывания в Александрии К. почти постоянно находился в Серапеуме ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 23). Культ Сераписа К. считал наиболее важным для империи, называл бога «Зевс Серапис Гелиос, непобедимый господь вселенной». На основе этого культа К. собирался ввести почитание «единого бога» всех религий, в т. ч. иудеев и христиан. Возможно, особым статусом при дворе К. пользовался также Дионис (Ibid. 7). Религ. поиски и интерес к Востоку отразились на деятельности Юлии Домны, по заказу к-рой Флавий Филострат написал жизнеописание Аполлония Тианского . Этого гностика I в. двор К. воспринимал как пророка и крупного религ. учителя и пропагандировал его почитание; К.

http://pravenc.ru/text/1680977.html

По другому толкованию, царь поставил свою статую, и надпись под нею имела тот смысл, что «кто ему не приносит жертв, тому нельзя входить в храм Бога», т. е. или вообще в свои молитвенные дома, или во дворец царя, что означает лишение всякой помощи, защиты и правосудия царского. Поливий (у Страбона XVII, 797) различает 3 класса в населении Александрии: 1) Македоняне, как основатели города, пользовавшиеся преимущественными правами. В близких к ним, почти в равных правах, состояли иудеи, как пленные, так и добровольно поселившиеся, со времени Александра Великого и Птоломея I; 2) «многочисленное и независимое» наемное войско; 3) природные Египтяне. По-видимому, иудеи занимали среднее положение между первыми (Александрийскими гражданами) и последними (вообще египетским народом). Теперь указом царя они решительно причислялись к последним. 3Мак.2:21 внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса – лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами». Дионис считался фамильным богом Птоломеев, и Филопатор был особенно предан его культу. 3Мак.2:22–24 Но чтобы не сделаться ненавистным для всех, он прибавил в надписи, что, если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами. Посему некоторые, ради права гражданского презрев отечественное благочестие, поспешно передались, как будто могли они от будущего общения с царем приобщиться великой славы. Но большая часть укрепились мужеством духа и не отпали от благочестия; они отдавали деньги за жизнь свою, и небоязненно пытались избавиться от записи, имея добрую надежду получить помощь, и от отпавших отвращались, почитая их врагами своего народа и избегая всякого общения с ними и дружественного обхождения. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Третья книга Маккавейская. 818-844 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

371 Mattau cotal. cod. Ms. Synod. bib. Mattau epis ad thessalon. 181, 191, Monfac. bibl. p. 1062. 374 Обозр. песн. греч. церкви ч. I. изд. Die Heilige Psalmodie von. Armfeld. 1855, p. 35. О происхожд. псалт. Ник. Вишн. Спб. 1875 г. ст. 1–4. 380 См. бес. Филарета Мит. Моск. на слово: «помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом воспою и умом». 1 Кор. 14:15. 395 Lib. de Div. nomin. с. 3. Эти слова Дионис. Ареопагита о замечательных гимнах велик. Иерофея повторяет Ювеналий. Иерусал. Еп. 5-го века, передавая Имп. Пулхер. предание об Успении Бож. Мат. Цер. ист. гл. 14 Ник. Каллист. 403 Lib. de orat. Domin. О других составителях христианских песней первых трех веков довольно подробно сообщают труды Преосв. Филарета Арх. Черниговского и Священ. Флоринского. 422 По словам Овербека Иларий составил песни против Ариан. См. жизнь Илар. изд. 1785 г. т. 1. стр. 133. 426 См. chron. Dacii VI. 8. По мнению Мабильон. XI в. также жизнеоп. Август. vita S. Avgus. in certi auctor. 1833 г. kiliae 35–36. Псалт. Карл. Велик. пр. 54. 427 Это последнее предположение согласно с авторитетной хроникой Дакия, который был одним из преемников Св. Амвросия. 431 О Богослужебных книгах смотри трактаты в Литургиках Смолодовича стр. 57, преподавателя Моск. Дух. Семин. Петра Лебедева стр. 162., и Хорошунова ст. 143. 436 Отсюда канон называется воскресным, как прославляющий воскресение Христово, Богородичным, в коем проставляется Богородица и т. д. 437 Иногда канон состоит из 4-х, 3-х и даже 2-х песней и называется четырепеснцем, 3-х песнцем и двухпеснцем. Такие каноны встречаются в Триоди постной. 438 О значен. ирмоса – смотри пособие к изучению устава Богослуж. Кон. Никольского Спб. 1874 г.; различ. значения его у Гоара Евхол. р. 351. 442 Икона Божией Матери, риза коей была погружена в море Патр. Сергием, называется Одигитрией – ( οδς и γω веду [Οδηγτρια]) путеводительницей. По преданию от сей иконы, написанной Еван. Лукою, получили исцеление два слепца. 26 июля Четь Менеи. 443 Кроме того, повелевалось сидя выслушивать при Богослужении чтение из толкового Апостола, Евангелия, или жизнеописание празднуемого Святого и историю праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

За тем Горский представляет перечень вспомогательных наук и источников для всеобщей церковной истории. равно как обозрение трудов по истории церкви, в таком виде: Церковная география (Вильча), статистика (Штейдлина, Виггерса) и хронология (Lart verifier les dates des faits historiques). История христианских миссий (Fabrien lux Evangelica, Блюмгард, Henrion). История догматов (Дионис, Нетавия, Мюнстера, Исандера); символика исповеданий (Винера, Мелера, Герике, Гана). Патристика и патрология: история ересей (Вальха). Церковная археология (Бингама. Августи, Бинтерима). Деяния и правила соборов и их история. История христианской жизни (Четьи-Минеи. Аста sanctorum. Рюинарта. acta martyrum sincera). Труды по истории церковной Древнейшие: сочинения Егезинна, Евсевия, еп. Кесарийского (разбор его истории; чем он пользовался? Достоинство его и недостатки), Руфина, Сульниция Севера и Орозия. Продолжатели трудов Евсевия: Филосторгий, Сократ, Созомен , Феодорит, Феодор чтец , Евагрий (их характеристические отличия). Средневековые: на востоке труды Византийских писателей и Никифора Каллиста. На западе: Григория Турского , Беды, Адама Бременского; historia tripartita; annales разных мест, времен и лиц. К концу средних веков начало трудов критических: Валла. Со времени реформации – направление полемическое: центурии Магдебургские; понятие о них, их достоинства и недостатки. Им противопоставила церковь римская летописи Барония. Их оценка. Труды: а) римско-каталических ученых особенно монашествующих во Франции – по изданию древних памятников исторических, писаний отцев, деяний соборов, житий святых, истории орденов, монашествующих в XVII и первой половине XVIII века. Собственно, церковно-исторические труды: Александра Наталиса, Тильмона, Флёри и в недавние времена: Рорбахера, Анриона, Абб. Гете (Аббата Миня издание). Из немцев в текущем столетии Штольберга, Катеркампфа, Деллингера, Альцога. б) Протестантов лютеранского исповедания: Готфрида Арнольда, Вейсмана, Буддея, Мозгейма, Вальхов, Шрекка. Реформатского: Геттингера, Спангейма, Каве, Удина, Бингама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

И я докажу, что они, услышав слова пророков, неверно поняли их, а как заблуждающиеся подделывались только к тому, что сказано о Христе нашем. Пророк Моисей, как я сказал, был древнее всех писателей, и через него, как прежде я упомянул, изречено такое пророчество: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придёт Тот, Которому отложено, и Он будет чаяние народов; Он привяжет к виноградной лозе ослёнка Своего и омоет одежду Свою в крови грозда» ( Быт.49:10–11 ). Демоны, услышавши эти пророческие слова, сказали, что Дионис родился от Зевса, и передали, что он был изобретателем винограда, и осла помещают в таинствах его, и учили, что он был растерзан и взошёл на небо. И так как в пророчестве Моисея не означено ясно, Божий ли Сын тот, кто имеет прийти, и, ездя на жеребёнке, останется ли он на земле, или взойдёт на нём на небо; и так как имя жеребёнка могло означать жеребёнка от осла и от коня; то, не зная, молодого ли осла, или коня представит символом своего пришествия тот, о котором предсказывается, и Божий ли он Сын, как я уже сказал, или человеческий, объявили они о Беллерофонте, что и он, будучи человек от человеков, на коне Пегасе восшёл на небо. А когда услышали от другого пророка, Исаии, что Христос родится от Девы и Сам собою взойдёт на небо, то же самое сказали о Персее. И когда узнали, что Он, как предсказано в вышеприведённых пророчествах, «силен как исполин, готовый идти в путь», то сказали, что Геркулес был силен и обошёл всю землю. Когда же опять услышали пророчества о Нём, что Он будет исцелять всякую болезнь и воскрешать мёртвых, – представили от себя Эскулапия. 55 Но нигде, ни на одном из так называемых сынов Зевса они не представили распятия, ибо это им и на мысль не пришло, потому что всё, что сказано касательно этого, было сказано символически, как выше замечено. Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой, как это видно и из предметов, подлежащих нашему наблюдению. Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояется ли что без этой формы, и может ли быть без неё взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом; земли нельзя орать без формы крестообразной: копающие землю, равно как и ремесленники, не иначе производят свою работу, как посредством орудий, имеющих эту форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Входы в собор находились с запада, севера и юга. В послании свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, к мон. Поликарпу упоминается, что последний устроил 2 двери Великой церкви (Патерик. 1911. С. 87); по аналогии с дверями некоторых храмов этого периода можно предположить, что они были обиты медными пластинами с золотым письмом. Не исключена, но и не доказана принадлежность к убранству собора вмонтированных в XIX в. в фасад здания лаврской типографии монументальных шиферных рельефов (НКПИКЗ; точная дата неизвестна, сведений о прежнем местонахождении или о месте находки нет). На 2 полностью сохранившихся рельефах одинаковых размеров (183-185×79-80 см) представлены античные сюжеты («Самсон, побеждающий льва» и «Дионис (Кибела-Рея?) на колеснице, запряженной львами») (см.: Ткаченко М. В. Дbi давньорус. шuфephi плити з фohдib нац. зanobiдhuka//Лаврський альманах. 2001. Вип. 5. С. 109-125; Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева (кон. X - 1-я пол. XIII в.). К., 2005. С. 103-108). В разные годы при раскопках были обнаружены фрагменты рельефов (реконструирована композиция с конным святым-змееборцем, см.: Холостенко. 1967. С. 65. Табл. XI, 1) и одинаковые 3-частные рамки. Порталы были оформлены мраморными наличниками (фрагменты находятся в ц. прп. Варлаама в Ближних пещерах). В кладке в большом количестве использовался красный шифер в виде плит разной толщины. Края плит выступали из толщи стен и были профилированы, создавая карнизы, которые проходили около основания конх апсид и по стенам на уровне пола хор, подчеркивая поярусное решение внутреннего пространства храма, а также охватывали крещатые столбы и пилястры, фиксируя начало арок. Т. о., шиферные пояса были не только конструктивными элементами, но и оригинальными декоративными деталями убранства собора. Этот розово-пурпурного цвета камень добывали на Волыни близ Овруча, где известны залежи красного песчаника, т. н. красного шифера, и более мягкого по сравнению с ним фиолетового и розового кембрийского талькового сланца, также часто применяемого в декоративном оформлении храмов ( Осовский Г. О. Откуда привозился красный шифер, встречаемый как в древних храмах, так и в других памятниках Киева//Тр. III Археол. съезда, 1874. К., 1878. Т. 2. С. 159-164; Туковский П. А. Древнейшая добывающая промышленность на Волыни//Тр. Об-ва исследователей Волыни. Житомир, 1915. Т. 12. С. 167-198).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

На Иродовом пиру хотя и много было звано князей, бояр и старейшин галилейских, однако же из нравных гостей я вижу только три лица. По-гречески они называются Афродита, Дионис и Арей, по-римски — Венус, Бахус и Марс, а по-славянски — прелюбодеяние, пьянство и бесчеловечие или человекоубийство, ибо Ирод, прелюбодействуя, упился, упившись же, убил мечом святого Иоанна Предтечу. На первом месте сидит Афродита или Венус, а по нашему — прелюбодеяние; ибо эта страсть обыкновенно везде начальствует и даже царствует, поелику все, что в мире, есть похоть плотская. Не напрасно Диоген, славный греческий философ, блудную страсть назвал царицею царей, ибо она властвует не только над обыкновенными людьми, но и над царями: эти властвуют над народами, а она царствует над ними. Видеть это можно было еще и прежде на примере Дария, царя персидского, с головы которого наложница его Апамина, дочь Вартакова, сидя по правую его руку, сняла царскую диадему, возложила ее на себя и била царя по щекам, он же только смотрел на нее с раскрытыми устами. Когда она смеялась с ним, он смеялся; если же она разгневается, он утешает ее, пока она не начнет говорить с ним. Подобно сему история повествует и об Аларихе, готтском царе, славном и сильном, что он не гнушался очищать сандалии своей блудницы Пинфии, оказывая рабские услуги блудной женщине, которую безмерно любил. О, страстное порабощение! Тот, кто был страшен многим народам, непобедим в битвах, царствовал в Риме, владел странами, тот был рабом блудницы! О, крайняя слепота, безумие и бесстыдство! Такая-то царица и возобладала Иродом; она повелела ему прелюбодействовать, повелела ему, как рабу и пленнику своему; ибо греховною страстью она пленила его, поработила себе и вовсе закабалила, а он служил ей, как плененный раб, и все повеления ее исполнял с кротостью и усердием. Повелела: «прелюбодействуй», и прелюбодействует; повелела: «упейся», и упивается; повелела: «убей», и убивает угодника Божия Иоанна Предтечу. На противоположном же пире, на пире царского сына — Христа Спасителя нашего, вместо любодейной страсти сидит целомудренная чистота; ибо Тот пречистый и нескверный Жених как Сам родился от пречистой Девы и вскормлен пречистым девическим молоком, так и чистых любит, чистым дает почивать на лоне Своем и им вручает Матерь Свою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Может ли быть носле этого сомнение в том, какое направление наиболее влияло на соборе, антиохийское или александрийское? . Что особенного представляет положение Григория Богослова на II вселенском соборе? – Григорий прибыл для проповеди истины в столицу около 379 г., по его словам, потому что того желали и „пастыри и овцы» 467 , потому, что того хотел Василий Великий 468 . Ho прежде рассмотрения положения его во время собора, мы необходило должны в возможной краткости изучить некоторые факты из его жизни в Константинополе до собора, поскольку эта факты проливают свет на события, имевшие место в отношении к Григорию на самом соборе. Григорий, как александриец по духу, идеям, воспитанию, прибыв в Константинополь, ищет себе оочувствия и поддержки среди лиц александрийского же направлении. Это так естественно! Он вступает в близкие связи с философом Максимом (циником), который еще задолго до собора приехал и оставался в Константиноноле. Кто был этот Максим циник? Это александриец родом и воспитанием, поборник Никейского собора 469 , друг главных вождей александрийского направления: Афанасия, Василия Великого , а затем и самого Григория. Афанасий состоял в переписке с Максимом. До нас сохранилось письмо первого ко второму, в котором ревность Максима безусловно похваляется. „Прочитав писанное тобою ныне”, говорит Афанасий в послании к нему, – “похвалил я благоговение твое», и присовокупляет: „ты по праву вразумляй неверных» 470 . Из послания видно полное согласие мнений Максима и Афанасия. Василий также переписывался с Максимом по вопросам богословским и высоко ставил благочестие этого философа. Вот начальные строки письма Василиева: „Слова суть изображения души. Поэтому и я узнал тебя из письма и порадовался, нашедши, что не леностно стремишься к первым и важнейшим из благ; разумею любовь к Богу и ближнему”. Впрочем полного согласия у Василия с Максимом по вопросам богословским (о Дионис. александр.) не видно из письма 471 . Максим, заметим, принадлежал к писателям не из последних 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

456. «Прощения и оставления» — συγγνμην κα φεσιν; первое — извинение, снисхождение; второе — полное прощение; «грехов и прегрешений» — αμαρτιν κα πλημμελημτων; первое — большие грехи; второе — грехи нерадения, упущения. См. ниже др. сл. перевод. 457. «Кончины», τ τλη — множ. число, потому что такая кончина испрашивается для всех молящихся; «безболезненны» — δυνα, δς — тяжкая боль, как при родах; «ответ», πολογαν — оправдание; «судище», βμα — трибуна судии. 458. Молитва за верных выслушивалась коленопреклонно. 459. Ангел — устроитель мира; следовательно, Ангел со специальным служением; ср. Енох. 52, 5; 53, 4; 54, 4; 56, 2; 60, 24; Василий Великий. Пис. 11. Отцы упоминают и других Ангелов с особым служением: Ангела покаяния — Ерма. Вид. 5, 7; Климент Александрийский. Какой богач спасется, 42; Ангела молитвы — Тертуллиан. О мол., 12; Ангела крещения — он же, О крещ., 4–5 и проч. (Funk F. Didascalia et Constitutiones apostolorum. Paderb., 1906, I, на это место). 460. Апостольские Постановления. VIII, 36, 37. 461.  Златоуст. На 2 Кор. бесед. 2. Может быть, здесь перифраз. 462. Собр. др. лит. II, 192. 463.  Петровский А. Апост. лит. вост. церк., 70. 464.  Swainson. The Gr. lit., 234, 235. Дмитриевский А Богосл. стр. и пасх. седм., 304. 465.  Сырку. Лит. труды патр. Евфимия, II, 194. 466.  Прот. Орлов. Лит. Василия Великого, 153–155. 467.  Toscam. Ad typica graecorum, 52. Дмитриевский Α. Τυπικ, 607. Ркп. Моск. Типогр. библ. л. 18 об. 468.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 12, 1002. 469.  Симеон Солунский. О бож. мол., 339 (303); 354 (318). 470. Λιτ у Гомера, хотя еще означает и обыкновенную просьбу (Одиссея, XI, 34), но λιτα у него — олицетворенные покаянные молитвы, дочери Зевса, следующие за злой богиней " Ατη и исправляющие ее разрушения (Илиада, IX, 52); у классиков же (Пиндара, трагиков) слово имеет только религиозное значение; позднее появляется синонимичное слово λιτανεα, употребляющееся о молитве у LXX (2 Мак. 2, 16; 5, 5; 10, 16, Дионис. Галикар. I b. и др.); о религиозной процессии λιτανεα впервые в IV b. у Иоанна Златоуста, Василия Великого, λιτ, должно быть, впервые в VI b. и у греков становится преобладающим в этом значении (Феодор Чтец VI b., Луг духовный), тогда как у латинян второе. Подробн. цитаты: Раре Griech. — Deutsch. Handwort., II, 1, 54. Sophocles. Gr. lex., 716.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

вероучений, под общим названием «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». После 1966 г. работы М. прекратили печатать в изданиях Московской Патриархии на территории СССР (неск. статей было опубликовано в 70-х гг. XX в. в ж. «Голос православия» (Stimme der Orthodoxie), печатном органе Среднеевропейского экзархата РПЦ, выходившем в Берлине на нем. языке). Книги М., рукописные тексты его проповедей и бесед (впосл. также и записи на аудиокассетах) широко распространялись его духовными детьми в самиздате. Не имея возможности опубликовать свои сочинения в СССР, М. передавал их рукописи за границу, в основном для публикации в рус. католич. изд-ве «Жизнь с Богом» в Брюсселе. В 1968 г. в Брюсселе была впервые издана под псевдонимом Андрей Боголюбов книга М. «Сын Человеческий» (2-е изд. 1969; 3-е изд. 1976; 4-е изд., переработанное и дополненное, с указанием наст. имени автора, 1983). В 1969 г. без указания авторства была опубликована книга М. о правосл. богослужении «Небо на земле» (после значительной переработки переиздана в 1980 под названием «Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви»). Под псевдонимом Эммануил Светлов в Брюсселе выходили книги М. из сер. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни»; Т. 1. Истоки религии: В поисках Пути, Истины и Жизни (1970; 2-е изд., с указанием наст. имени автора, 1981); Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей (1971, 2-е изд. 1986); Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-ro тысячелетия до н. э. (1971, 2-е изд. 1986); Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра (1972); Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации VIII-IV вв. до н. э. (1972, 2-е изд. 1986); Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя (1983, с указанием наст. имени автора). В 1981 г. в Брюсселе была опубликована книга М. «Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/2562996.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010