134 Макарий Каллиархис известен как благоговейный и высокоученый архиерей. Был епископом Каристийским с 14 декабря 1852 г. до 8 апреля 1896 г., когда, находясь на острове Миконос, попросился на покой. Первое прошение об этом, поданное в конце 1888 г., было отклонено. Афинская газета «Акрополис» в 1899 г. сообщала, что епископу Каристийскому «минуло девяносто лет, и он едва передвигается». 136 В архиве Афинского дима [муниципалитета] хранится регистрационная карточка святого: 4835. Кефалас Нектарий. Имя отца – Димос. Дата регистрации: 10–11–1890. Возраст: 44 года. Основание для выдачи – распоряжение номархии 1420». Указанный здесь регистрационный номер, как мы видим, не вполне совпадает с указанным в справке мэра (вероятно, из-за ошибки канцеляриста). Регистрация была осуществлена после письма из Министерства и основывалась, вероятно, на существовавшем тогда уложении о гражданстве (его же имело в виду, скорее всего, и «распоряжение номархии»). Заметим, что до Нектария Кефаласа, внесенного в списки Афинского дима, туда уже был внесен и его брат Хараламбос (23 октября 1890 г.). 137 Не исключено, что сложности с назначением владыки Нектария на Эвбею (по крайней мере, после разрешения вопроса о его подданстве) связаны с закулисными встречными действиями, которые предпринимались в тамошних церковных кругах, о чем речь впереди. 138 Номарх – глава администрации нома (см. выше, примеч. 110, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием»). – Ред. 139 Михаил Мелас (которому было тогда 58 лет) – брат известного писателя Леона Меласа, депутат парламента, председатель Национального общества, много сделавшего для освобождения порабощенных греческих земель. Его знакомство с Нектарием Пентапольским произошло, судя по всему, не в Египте (как думают некоторые биографы), а в Афинах, где М. Мелас постоянно жил с 1874 г., принимая деятельное участие в общественно-политической жизни (в том числе и как депутат парламента от нома Аттики). Его близкие часто посещали церковь Святителя Николая в Певкакии и помогали строительству нового храма. Вероятность «египетского» его знакомства со святителем Нектарием кажется тем меньшей, что при поездке в Египет сын Мелоса Леон во время посещения Патриарха Софрония имел при себе рекомендательное письмо от митрополита Германа Афинского, а не от Нектария Пентапольского. Дружескому сближению святого Нектария и М. Меласа содействовало и благочестие последнего, и эпирское происхождение их предков. М. Мелас скончался 17 июня 1897 г. в собственном доме на ул. Академиас от нервного потрясения после неудачного исхода Греко-турецкой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Влияние семьи, где Анастасий был окружен нежной заботой и любовью, сформировало в нем подлинно благочестивое устроение души, твердые нравственные устои и крепкое национальное самосознание. А пример ученых дядьев по отцу и матери, Анастасия Кефаласа и Александра Триандафилидиса, с детских лет привил ему любовь к знанию. Первичное образование в объеме начальной и неполной средней школы он получил в родном городе, но, поскольку семья была многочадной и отнюдь не богатой, продолжение его казалось делом несбыточным. О том, как рано проявилась у святого тяга к учению и желание послужить своими познаниями миру, рассказывает первый его биограф афонский монах Авимелех Бонакис: «Уже в пятилетнем возрасте, заучивая с благочестивой матерью 50-й псалом Давидов “Помилуй мя, Боже...” и дойдя до стиха “Научу беззаконныя путем Твоим”, он без конца повторял его, как бы испрашивая помощи Божией в дальнейшем учении и давая обет впоследствии учить других. В семь лет он покупал бумагу и сшивал ее в тетради, а на вопросы матери отвечал, что хочет сделать книгу и записывать туда “божественные слова”. А когда приходил в храм и внимал Священному Писанию , то запоминал слышанное так отчетливо, что мог без труда пересказать дома. Устраивал он и домашний “амвон”, на который восходил собственной персоной, подражая проповеднику. Это, как и многое другое, явно указывало на духовное преуспеяние в будущем». И впоследствии благодать и необоримая воля Божия не дали втуне пропасть благому стремлению Анастасия, приведя его, хотя и далеко не юным, в университетскую аудиторию. 9 Имя «Димос» – производное (по крайней мере в семье Кефалас) от «Демосфен», что видно из метрической записи о смерти брата святителя Нектария – Хараламбоса, где отцом его указан Демосфен Кефалас, – С.Д. Далее неподписанные примечания принадлежат автору книги; примечания, обозначенные Перев., сделаны переводчиком; примечания, подписанные Ред., подготовлены редактором данного издания. В основном же тексте в квадратные скобки заключены вставки переводчика. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

А между тем старец Даниил не ограничился только постановкой диагноза: любовь заставила его молиться. И вот результат – у Димоса прекратились откровения. Позднее отцам удалось привести Димоса в Катунаки, где старец Даниил принял его с любовью. Однако, когда он стал разъяснять Димосу, что святой Евдоким, которого тот якобы видел, на самом деле был замаскированным бесом, Димос не выдержал света истины. Он вскочил со своего места и в исступлении закричал: «Если архиерей!..». И все-таки жизнь заставила Димоса вернуться на путь истинный, поскольку диавол больше ему не являлся. Все отцы убедились в его прелести, и даже сам епископ Родостольский поздравил старца Даниила с его успехом. Поистине, как говорит апостол Павел, диавол принимает вид ангела света 105 , и горе тому, кто обольстится этим внешним светом. «Грешнику легко покаяться, а вот впавшему в прелесть – трудно, если не изобличить диавола. Когда его выявляют, он становится бессильным и вынужден исчезнуть», – часто говорил старец Даниил. К числу спасенных старцем от прелести относится и один учитель с Керкиры, который говорил, что имеет тесную связь... со святым Спиридоном. Этот человек смешал христианство со спиритизмом и прелестью. Он верил, что может совершать удивительные чудеса. Все светское общество говорило о нем. Его прекрасно знали и врачи в больницах. Злой дух являлся этому человеку в образе святого Спиридона, который велел ему держать во время молитвы зажженную свечу. Когда же свеча будет догорать и начнет жечь руку, ее не следовало тушить, но терпеть, как если бы это было мученичеством. Бес запретил учителю причащаться в церкви: следовало употреблять гной из раны, якобы равнозначный Святому Причастию. Можно себе представить, какие язвы были у этого человека на руках! Кроме того, во время прогулок со своими учениками учитель читал молитвы, которыми мог собирать и разгонять тучи или заставить идти дождь. Однако ученикам не было от этого никакой пользы, потому что после этих молитв и «чудес » он принимался говорить какую-то бессмыслицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описаный случай не допускает иных толкований, ясно показывая, куда может уклониться праведник, каковы признаки прелести и, напротив, неложного жития. Исполненный надежды, что дружеские мои остережения будут выслушаны и я удостоюсь утешительного ответа, пребываю всецело Вашим во Христе братом. Писано в Катунаках, в исихастирии Всех преподобных Отцов, на Святой Горе подвизавшихся 2 апреля 1916 года. Монах Даниил иконописец 149 Подразумевается, вероятно, текст общего тропаря священомученикам: «Деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход» (Через деяние ты достиг, вдохновенный Богом, восхождения к небесным созерцаниям). 153 В греческом тексте: προσπθειαν εις τι θληµ α, ειτε πνευµ ατικν, ειτε ηθικν, ειτε υλικν. 157 Здесь, как и во всех нижеследующих случаях постоянного чередования местоимений «ты» и «Вы» применительно к одному лицу, следуем оригиналу. 158 В греческом тексте: του απλουσττου; в форме именительного падежа передается по-церковнославянски как «препрбстый». Учитывая, что «Препростый» – прозвище некоторых святых (в частности, преподобного Павла, память 7 марта и 4 октября по ст. ст.), применение его к прельщенному мирянину Евфимию можно считать ироническим. 159 По-видимому, в Ватопеде (см. прим. 166). Связь с этими происшествиями адресата старца, иверского скитянина Маркиана, не ясна. 161 История обманутого диаволом простеца изложена и в книге: Архимандрит Херувим (Карамбелас). Современные старцы Горы Афон. М., 2002. Пер. с англ. (гл. «Старец Даниил Катонакский [так!]». С. 208–209). Здесь он фигурирует как мирянин-албанец, строитель из Стики (северный Эпир) по имени Демос (правильнее – Димос). Увидев во сне церковь , скрытую в некоем месте под землей, он с помощью земляков раскопал ее и с тех пор уверовал в свое избранничество. Позже, трудясь на одном из строительных объектов в Ватопедском монастыре, Демос стал ревностным почитателем святого Евдокима. Среди уверовавших в истинность его видений архимандрит Херувим называет епископа Александра Родостолосского.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

   001   002