Для чего священник облачается в особенные одежды во время священнослужения? Да напоминает себе всегда отложити ветхого человека, тлеющего в похотях прелести, облещися же в новаго [ Еф. 4, 22 – 24 ]... Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся [ Гал. 3, 27 ]. Да памятует это непрестанно священник. Стоя пред престолом, я занимаю место Моисея, ходатая о людях, Самуила, Илии, апостолов, святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и прочих святых. Да подоблюсь им в духе, вере, чистоте, любви... Как не молиться мне о Священном Синоде, о государе?! Они меня воспитали, человеком сделали по воле Господа. Они – отцы мои. Правило лютеран – не призывать святых на молитве, не почитать святых мощей заключает в себе гордость и фарисейское самодовольство, отвержение авторитета священных преданий, тоже дышит крайнею гордостью. Гордость и то, что лютеране хвалятся своею реформою и празднуют ее торжественно, празднуют свое еретичество, свое отпадение от апостольской Церкви. Это из рук вон. Заблуждение некоторых католиков, из-за которого отделились лютеране, не есть заблуждение всей Западной Церкви. В ней были святой Григорий Двоеслов , святой Климент, святой Амвросий и пр. Злато, сребро – земля, прах; шелк, бархат, цветные платья – земля, всё земля и прах, – чего мы прельщаемся? Дьявол прельщает все наши чувства и к вражде на ближнего. Он же прельщает разными подозрениями, обидами, мнимыми или действительными погрешностями и пр. Но надо любить неизменно ближнего, как себя. Не похвалу, но и брань, и ругательство от других люби принимать. Резкость брани часто необходима для исцеления нашего от известной страсти: грех надо иногда как бы выжигать, вырезать, с болью выгонять из сердца. Так вырезают или прижигают дикое мясо. Безрассуден тот, кто любит принимать одну похвалу: он не узнает своих ран душевных, своего безобразия внутреннего и будет, пожалуй, услаждаться мнимыми своими (может быть, и отчасти истинными) своими совершенствами и впадет в гордость, [которая] рассыплет всё духовное богатство. Потому надо любить ругателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таковы, по крайней мере, были намерения самого Сильвестра. Светлый личный свой образ он хотел отобразить, воплотить в царственном своем питомце, перенести на него все свои великие политические идеи, чаяния и надежды. Насколько осуществились высокие намерения эти, это зависело от свойства личных отношений его к Иоанну, обусловливаемых преимущественно характером последнего, к уяснению которых и переходим. II Попытаемся, по возможности, уяснить себе причины сближения Сильвестра с Иоанном, оговорившись предварительно, что этот факт далеко не уяснен в исторических памятниках. Чтобы сразу овладеть всей душой Иоанна, не употребил ли в дело о. Сильвестр средства недостойные, коварные, какие приписываются ему некоторыми исследователями-пессимистами? И это не совсем чистое начало не было ли причиной дурного конца как с самим наставником и руководителем, так и с царственным его питомцем? Мы видели, в какой трагический момент, в какой великой роли пророка-обличителя и спасителя Сильвестр впервые предстал пред царем. К известным нам «прещениям от Бога священными писаньями и строгим заклинаниям его страшным именем Божиим» Сильвестр присоединил еще «чудеса некие и аки бы явления от Бога поведа ему»; «не вем аще истинная, прибавляет его друг-историк, або тако ужасновения пущающе буйства его ради, и для детских неистовых его нравов умыслил был сие». Оный блаженный, льстец истинный, оправдывает его далее друг-повествователь, поступил на этот раз подобно благоразумным родителям, которые мечтательными страхами и угрозами предотвращают буйных детей от пагубных игр, или же подобно мудрым врачам, которые железом срезают сгнившия гангрены или дикое мясо 52 . По-видимому, Сильвестр, хорошо зная, что Иоанн был истинным сыном своего суеверного века, (что он, например, несколько дней тому назад страшно испугавшись падения колокола у Ивана Великого, счел этот случай за предвестие общественных бедствий) произвел обаяние на него ложными чудесами, видениями, суеверными мечтательными страхами: суеверие, говорят, свело его с Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Светская ветреность смеялась над трудолюбивым старцем, но к своему вреду. Раз молодой боярин ехал мимо обители и увидав старца, заступом копающего землю, посмеялся над ним: но вдруг лошадь сбросила его с себя и он упал без чувств: блаженный Паисий привел его в чувство и кротко сказал: «не осуждай иноков». Печальная участь любимого князя Андрея, скончавшегося в темнице (в 1493 г.) и детей его, сосланных в заточение, только оживила в душе преподобного мысль, что в царствие Божие входят путем скорбей многих. Преподобный просил в. князя за невинных детей: но это не облегчило участи их. – В скорбях времени и глубокой старости передал он управление обителию ученику своему Геннадию, после которого был и еще, при жизни преподобного основателя, игумен Иона. 351 Преподобный продолжал подвиги молитвы. Немощи старости не удерживали его от участия в молитвах храма; каждый воскресный день и каждый праздник сам он совершал литургию и в глубокой старости. Когда же наконец ноги отказались служить, ослабленные дряхлостью и подвигами, он сидя совершал келейное правило. Преподобный почил от трудов на 107 году своей жизни, июня 6-го 1504 г. 352 Мощи преп. Паисия почивают под спудом в соборном монастырском храме. Обитель, основанная подвигами его, пользовалась уважением еще до прославления мощей его. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич был по летописи «на Угличе у покрова в монастыре». 353 – В 1609 г. монастырь разорен был ляхами, настоятель и иноки умерщвлены; 354 а в 1610 г. от мощей преп. Паисия излились потоки исцелений: в одном году совершилось 25 чудес. Выставляем самые замечательные: жена красильщика Тимофея, три года бывшая больною, и кожевник Трофим, не владевший ни ногами, ни руками, исцелились у гроба пр. Паисия; у Афанасия Сафонова наросло на голове дикое мясо в гусиное яйцо и он сильно страдал головною болью: но когда у гроба преподобного священник осенял его крестом и окропил водою, нарост лопнул и головная боль кончилась. Вдова Евдокия от сильной головной боли ослепшая, прозрела в покровской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

313 Слич. Объяснение Образа Св. Софии, помещенное в Синодальной рукописи, содержащей в себе толкование на Псалтырь св. Афанасия Александрийского , 238, XVI–XVII вв. Смотр. в Описании Рукоп. Синод. Библ. Горского и Новоструева, отд. 2, стр. 74. 314 В Подлиннике Графа Уварова 495, лист 121, вместо того сказано: «Глава бо мудрости Сын, Слово Божие». 315 В том же Подлиннике графа Строганова: «Толкование, что у Ангелов над ушами тороки (торцы, тороцы, торцыи и терции) пишутся. Ангелы имеют над ушами тороки, то есть – покоище Св. Духа, который и действо имеет. А что над челом белость, то есть – слухи. Когда придет повеление от Господа, тогда слух вострепещет у Архангела; и тотчас зрит он в зерцало, которое держит в руке своей, и обретает повеленное ему от Господа в зерцале написано: точно так, кто пишет на воде перстом, тот один и разумеет, что написал. Потому Ангелы слухи и зерцало имеют. 316 А не на облаке, как сказано в приведенном выше описании Св. Софии, заимствованном мною у митроп. Евгения. 319 Эта беседа без отношения к Сергию и Герману, напечатана г. Бодянским в Чтениях Общ. Истор. и Древн. Рос. за 1859 г. 3. Сочинение ее приписано г. Бодянским старцу Вассиану, но недостаточно объяснено, по какой причине; между тем, как в беседе неоднократно намекается на два лица, которым она приурочивается. 320 Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. древност. в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 79. 324 В старину слово год употреблялось в смысле времени вообще. Например, говорилось вечерний год, то есть вечер. 326 Первой половины XVII века, в 4-ку, на 110 листах. Над изображениями помещены краткие описания – древнейший текст Толковых Подлинников, или описаний иконописных сюжетов, без самых изображений. 334 О западных изделиях в Новегороде см. Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. Древностей в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 164, 165, 200, 201 и след. 335 Странно, как г. Погодин, не приняв в соображение ни этих, ни многих других заслуг Новагорода в историческом развитии православной Руси, решился сказать следующее: «Новгород, испокон века находившийся в тесных сношениях с Норманнами, самым европейским племенем VIII-ro и Х-го веков, потом с Немцами, поселившимися у него под боком, и наконец с Ганзою – все-таки остался при своем, ни взад, ни вперед (?). Значит, старое или хоть устарелое дикое мясо. (?) нужно было прижечь ляписом. Атеней 1858 г. 26, стр. 618. 339 Смотр. Истор. Русск. школ Иконопис. Стр. 15. Именно: Единородный сын – с рисунка Чимабуэ; Во гробе плотски – с рисунка Перуджино. Читать далее Источник: Сочинения по археологии и истории искусства/Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-./Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - 455, c. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Чюдо 11 Волости Верхней Чюрьюг, веси, нарицаемой Поздышево, человкъ нкий именемъ л. 20 об. Симеонъ начатъ дрова счи и усче ногу свою велми. И от того нача посченная рана велми болти. И возрасте вней дикое мясо, велми болзнено, яко немощно ни единымъ перстом прикоснутися. И начаша приводити к нему лекарей и врачев, но никтоже ничемъ не возможе исцлити раны его и дикаго мяса извести. И тоя ради болзни он пятьнадесять недль никуда из дому своего не возможе исходити. И слышавъ от многихъ о чюдесхъ преподобнаго отца Макариа, и нача молитися ему со многими слезами, и обещася прийти во святую его обитель молебное пние сотворити. И абие начать посченная нога его облегчевати, и дикое мясо омертв, и срза его ножемъ с язвы тоя. И рана заживе, и бысть нога его л. 21 здрава. И иде на Хергозеро во обитель чюдотворца Макария, исполни общание свое. И повда о семъ настоятелю и многим, и вси прославиша Бога и чудотворца Макария. Чюдо 12 Полуборския волости, веси, нарицаемыя Новгородова Ляга, человкъ нкий именем Иосифъ бяше убогъ и едину имя у себе краву. И та крава его нача болти, многи дни ни ядый, ни пия. Онъ же со слезами помолися чудотворцу Макарию, да подаст здравие крав его. И аще от тоя кравы будетъ приплод, обща онъ тое свою краву отдати на Хергозеро во обитель чюдотворца Макария, а приплод себ оставити. И абие в скором времени бысть крава его здрава. Он же возрадовася зло, благодаря Бога и 404 л. 21 об. чюдотворца Макария. По времени же нкоем та его крава учини приплод: роди теленка женска пола. Онъ же радостенъ бывъ, и начаша с женою своею от кравы тоя млеком воспитовати теленка, и тако воспитоваше немалое время. По нкоем же времени разболся теленокъ вельми и умре. Иосифъ же мертвое взем теля свое, и отнесе во дворъ свой, и положи е на повти, идже кормъ скотский бывает, да по времени снимет с него кожу. И, пришед в ызбу свою, начатъ со слезами глаголати сице: «О, великий чудотворче Макарие! За многая грхи моя ты прогнвался еси на мя убогаго 405 и не соблюлъ еси теля мое от смерти. И аз мыслю не дати теб и кравы, понеже не останется у мене приплоду».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Безобразов Консулу К. М. Базили от 27 октября 1848 г. Радуюсь, что вы в вожделенном здравии возвратились с севера на восток. А меня до сих пор мучит боль в глазах. Один из здешних лекарей девять раз резал веко правого глаза моего, но безуспешно. Образовавшаяся на нем шишечка стоит на своем месте, и я боюсь, как бы она не разрослась и не обратилась бы в дикое мясо. Искусство двух здешних эскулапов истощилось над моим упорным недугом. Остается мне искать врачебных пособий в другом месте, и я с нетерпением ожидаю ответа Владимира Павловича на мое просительное письмо. Ибо без его разрешения нельзя мне двинуться с места. Патриарх наш здравствует. Холеры у нас нет. Домашние мои живут о Господе и продолжают свои скромные занятия. Им и мне одного недостает, газет. Мы жаждем знать наипаче то, что делается в возлюбленном отечестве нашем. А не знаем, как утолить свою жажду. Сделайте милость, скажите нам, как и через кого могли бы мы получать три газеты: Северную Пчелу, Journal de Constantinople и L’Estafette, journal des journaux. Молодой араб, которого вы указали мне, не захотел учить нас по-арабски и жить в нашем монастыре. Посему я письмом просил блаженнейшего отца и патриарха Мефодия найти и прислать к нам молодого араба, знающего и новогреческий язык. Благоволите и вы попросить его блаженство о том же. Пора нам лепетать по-арабски. Если на мое имя будут присланы деньги в вверенное вам консульство, то благоволите доставить их нам поскорее. Ибо мы крайне нуждаемся в них. Я уже давненько содержу всех своих собственным жалованьем, сбереженным предусмотрительностью. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

28:17—18). 4. И это опять пусть сказано будет нами в более грубом смысле повествований. Но должно было сделать тонким то, что в истории кажется грубым. Перенося же предложенное к духовному созерцанию, мы опять скажем то, что новый и верующий народ, умосозерцаемый как бы в начатке, — в святых Апостолах, весьма старался избегать и удаляться от гнева убивающих, разумею иудеев. Переходя же как бы из города в город, он обручал себе общества языческие и очень желал как бы собирать их к себе посредством духовного и мысленного общения, подобно тому как и Иаков стремился к дщерям Лавана, когда Исав наводил страх на него и покушался совершить над ним дикое убийство. Когда же верующий народ успокоился во Христе, который есть «камень испытанный, краеугольный, драгоценный» (Ис. 28:16; сн.: Пс. 117:22; Мф. 21:42), — ибо это, думаю, значит то, что Иаков спал на камне, — то мы научены, что только верующие одни не будут на земле, но будут иметь союзниками и помощниками святых Ангелов, восходящих на небо и нисходящих оттуда. Сам Христос сказал в одном месте: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Это, думаю, значит лествица, по которой восходили и нисходили святые духи, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). На лествице же утвержден Христос, причем как бы до Него достигают святые духи и Его имеют Начальником, не как подобного им, но как Бога и Господа. Сказал же в одном месте и Давид о всяком человеке, решившемся жить в помощи Вышнего: «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11—13). Ибо мы попрали змиев и скорпионов и наступаем на всю силу вражию, по власти, данной Христом. Так те, которые во Христе, достойны и Боговидения и дерзновенной надежды, что Он будет с ними и защитит их, и везде спасет, и явит плодоносными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

6 . Возможно, в этих событиях было не только чудо силы, но и таинство мудрости, определенное пророческое предсказание. Не лишено значения, что рычащий лев повстречался ему по дороге на таинство брака. Самсон голыми руками порвал льва на куски, а на обратном пути за обещанной ему женой, найдя в мертвом теле пчелиный рой, достал из его пасти мед и накормил им также своих отца и мать 9 . Был мед и внутри язычников! Уверовали они позже, и тело их, прежде дикое и свирепое, ныне стало телом Христа. 7 . Не лишена таинственного смысла и загадка, которую Самсон загадал своим товарищам: Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое ( Суд. 14.14 ). Она была наполнена таким мистическим содержанием, что три дня поисков не привели к ответу, но только день седьмой 10 . Именно в этот день, согласно вере Церкви, после страданий Господа окончилось время закона. Вспомни, что и апостолы не могли многого понять, потому что Иисус еще не бы прославлен ( Ин. 7:39 ). 8 . Что слаще меда, – спросил Самсон, – и что сильнее льва? ( Суд. 14:18 ). И после ответа заключил: Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки ( Суд. 14:18 ). О божественное таинство! О явное священнодействие! Мы спаслись от убийцы, мы победили тирана. Там, где прежде был голод страшной смерти, ныне обретается пища жизни. Опасности обратились спасением, горькое сделалось сладким, из наказания проистекла благодать, из немощи – сила, а из смерти – жизнь. 9 . Некоторые, напротив, полагают, что Самсон не смог бы вступить в брак, если бы не был убит лев от колена Иудина ( Откр. 5:5 ) и если бы не нашлись в теле льва, то есть в Церкви, откладываюшие мед мудрости пчелы, потому что только после страстей Господа уверовали во всей полноте и апостолы. Следовательно, Самсон убил льва, прообразуя иудеев, но обрел в нем мед как символ наследия, которое должно быть спасено, ибо только остаток спасется ( Рим. 9:27 ) по избранию благодати. 10 . И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон и убил там тридцать человек ( Суд. 14:19 ). Без сомнения, победа не могла не сопутствовать постигшему таинства. А разрешившие и объяснившие загадку получили вместе с одеждами награду мудрости, символ их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

8:12). Поэтому он сказал: «Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар» (Исх. 22:6). Ибо не надобно, чтобы вместе с способным вредить по природе погибало и полезное и с дикорастущим было истребляемо возделанное.     П. Каким это образом?     К. Разве нельзя, по справедливости, уподобить горным и полевым терниям сочинения нечестивых еретиков и пустословие эллинских учений? Ибо какая может быть от них польза для душ человеческих? Или лучше сказать: какого вреда не будет для хотящих воспринять их в свой ум? Итак, терние есть питатель огня только и пища пламени: так же возжигают нам вечный пламень и пустые учения заблуждающихся и старушечьи басни идолослужителей. Колосья и хлеб, напротив, суть самая нежная пища, съедобная для людей и необходимая для пользования: ибо поддерживает нас в жизни может быть образом догматов истины, чрез которые мы, веровавшие, как бы питаемся хлебом живым и истинным — Христом. Далее — как бы некоторое поле гладкое и некочковатое для умеющих правильно ходить по нему есть богодухновенное Писание. Ибо «вся права разумевающим, — по написанному, — и справедливы для приобретших знание» (Притч. 8:9). Итак, тернием служит гнуснейшая и нечистая необузданность языка людей развращенных, хлебом и колосом — душеполезное и питательнейшее слово истины, а полем чистым — богодухновенное Писание. Таким образом, когда речи святых тайноводцев, подобно пламени или огню, делают нападение на измышления иномыслящих и эллинов, защищая догматы истины, тогда они должны проходить по одному лишь тернию, как сказано, и сожигать, как бесполезное и дикое вещество, их писания, но не повреждать вместе с тем хлеб или колос, то есть тайноводцы должны остерегаться, как бы не повредить чего-либо в догматах истины. В противном случае пусть знает, сказано, нестарающийся делать это с осторожностью, что если вместе с дурным будет сожжено что-либо из необходимого для пользования, то он отдаст отчет в своей невнимательности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

    Они, конечно, действовали по своему расчету, может быть, даже с грубыми насмешками, как будто делили царские одежды; но воля Божия творила свое: через это с поразительной точностью сбылось пророчество, за много веков до того изреченное устами Давида: «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19). «Разделяли те ризы, — говорит святитель Златоуст, — которыми произведено столько чудес, и которые, однако же, не оказывали тогда никакого действия: Христос удерживал Свою неизреченную силу». Так одно за другим исполнялись все ветхозаветные пророчества у креста Христова, показывая, что этот крест был делом не буйства человеческого, а премудрости Божией. И, у подножия креста, воины СТЕРЕГЛИ ЕГО ТАМ; стерегли, чтобы кто-нибудь не снял Его с креста, чтобы не произошло каких-либо безпорядков от толпы народной. И ПОСТАВИЛИ (прикрепили) НАД ГОЛОВОЮ ЕГО, на верхнем роге креста, НАДПИСЬ на выбеленной дощечке, ОЗНАЧАЮЩУЮ ВИНУ ЕГО: СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС, Назарянин, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Эту надпись Пилат приказал сделать нарочито на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы и все, пришедшие из далеких стран по случаю Пасхи, плохо понимавшие язык еврейский, могли читать ее. Эту дощечку несли впереди Господа, когда вели Его на Голгофу, а может быть она повешена была тогда на шее Его. Только тогда, когда эта дощечка была прибита над главою Господа, Иудеи заметили, как зло посмеялся над ними Пилат. По смыслу надписи, которую «читали многие из Иудеев, потому что место... было недалеко от города», выходило, что Иисус Христос есть действительно Царь Иудейский, Которого подданные или не смогли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Пришлые Иудеи могли укорять их за поругание Царя Иудейского, а язычники — смеяться над ними. Эта мысль совершенно отравила дикое торжество врагов Господних и они отправились к Пилату с просьбой переменить эту, возмущавшую их надпись. «Не пиши», — говорили они, — «Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пусть каждый знает, что мы не признавали Его Царем, а Он Сам выдавал Себя за Мессию». Но Пилат ответил им: «что я написал, то написал» (Ин. 19:21), т.е. переменять не стану. И первосвященники со стыдом и досадой возвратились на Голгофу, чтобы вознаградить свое безчестие клеветами и насмешками над распятым Иисусом. «Пилат, — говорит блаженный Августин, — что написал, то написал; так, как Господь — что сказал, то сказал. Он сказал: Я Царь, поставленный над Сионом; сказал, что Ему должно пострадать, чтобы войти в славу Свою. Оставалось провозгласить нового Царя. И Пилат, язычник, торжественно провозглашает Его, наперекор властям Иудейским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010