Тогда же случилось, после того предреченнаго пожару презелнаго и воистинну зло страшнаго, о немже никтоже сумнитца рещи «явственный гнв Божий», – а что же тогда бысть? Бысть возмущение великое всему народу, 728 яко и самому царю утещи от града со своим двором его. И в том возмущении убиенъ (...) вой его, князь Юрий Глинский от всего народа, и домъ его весь разграбленъ. Другие же вой его, князь Михаилъ Глинский, которой был всему злому началникъ, утече, и другие человкоугодницы, сущие с нимъ, разбегошася. И в то время дивне няко Богъ руку помощи подал отдохнути земл христианской образомъ симъ. Тогда убо, тогда, глаголю, прииде к нему един муж, презвитеръ чином, именем Селивестръ, 729 пришлецъ от Новаграда Великого, претяще ему от Бога Священными Писанми и срозе 730 заклинающе его страшным Божиимъ именем, еще ктому и чюдеса и аки бы явление от Бога повдающе ему – не вмъ, аще истинные, або такъ ужасновение пущающе, буйства его ради и для дтскихъ неистовых его нравов умыслил был соб сие. Яко многажды и отцы повелвают слугамъ детей ужасати мечтателными страхи, и от излишнихъ игор презлых сверсников. Сице, мню, блаженный малую присовокупляетъ благокознению, еюже великое зло целити умыслил. Яко и врачеве длают, поневол согнившие гагрины стружуще и ржуще жлзом, або дикое мясо, возрастающее на ран, обрзающе аже до живаго мяса. А ему негли подобно и он блаженный, лстецъ истиннъ, умыслил, яко и послдовало дло, иже душу его от прокаженныхъ ран исцелил и очистилъ был и развращенный умъ исправил, тмъ и овым наставляюще на стезю правую. С нимже соединяетца во общение единъ благородный тогда юноша ко доброму и полезному общему, имянем Алексй Адашев. Цареви же той Алексй в то время зло любимъ был и согласенъ; и был он общей вещи зло полезен, и отчасти в нкоторых нравхъ ангелом подобенъ. И аще бы вся по ряду изъявил о немъ, воистинну вре неподобно было бы пред грубыми и мирскими человки. И аще же возримъ, яко благодать Святаго Духа врныхъ в Новем завте украшает не по длом нашимъ, но по преизообилности щедрот Христа нашего, иже не токмо не дивно будетъ, ино удобно, понеже и крови свое Сотворител всяческих не жаловал за нас излияти. Но, прекративъ сие, до предреченныхъ паки возвратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостолы – не созидатели только, но и великие разрушители мира, многих его противобожеских связей и единений, всей эгоцентрической его «любви», всех неистинных его «дружб». Апостол – строитель тайн Божиих; он знает, когда надо разделить строителей башни богопротивления; ему (как и всякому христианину в мире) дана власть созидать и разрушать, рассекать и разделять все, мешающее Божественному созиданию. Маккиавелиевский принцип «разделяй и властвуй» есть демоническое подражание мечу евангельскому. Задача Промысла в мире – не допускать чрезмерного скопления и единения ко злу направленных свободных воль человеческих, разрушать призрачные, неэкзистенциальные единства. Зло не способно в себе объединить людей и народы... Оно выдумывает призраки добра и истины, чтобы вокруг них объединить человечество против Христовой Истины. И Благодать, как во время строительства Вавилонской башни, разрушает ложные единства человеческие, доказывая их лживость и непрочность. Промысл разделяет людей не для того, чтобы «властвовать», как хотят цари и дельцы мира сего. Власть Божественная утверждается в служении Христовом, исходит из Божией любви, пленяющей человеческую свободу в Царство Божие. Власть же мира сего ищет господства ради похоти властвования и своекорыстия. Благодать Божия все время благодатно разделяет мир: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить…» ( Мф. 10:54–55 ). Божественное разделение чудно; оно для всех нужно и живительно. Меч Истины рассекает человека «до разделения души и духа, составов и мозгов» ( Евр. 4:12 ) (большего разделения нельзя себе представить), отделяя все гнилое, отсекая «дикое мясо» (самостное, не связанное с личностью в вечности) от подлинного тела духовного личности человеческой. Этот процесс промыслительной хирургии проходит по всему миру, по всем социальным слоям и народам человечества. Но одновременно с этим «смешением языков» зла как в отдельном человеке, так и во всем человечестве (в его эгоистической жизни) Благодать ткет истинные ткани жизни в самих личностях и в живом теле их вечного соединения друг с другом в Духе Святом... Таков смысл всего процесса истории после отпадения человека от Бога и от собственной подлинной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

—95— которые дерзко поступили с Еммануилом; ибо и у них опустошены города и селения, после того как покорили их Веспасиан и Тит и привели « исполнение божественный гнев против них. Мих.3:1–4 . И речет: слышите убо сия власти дому Иаковля, и оставшии дому Исраилева: не вам ли есть еже разумети суд? Ненавидящие добра, а ищущии зла, похищающии кожи их с них, и плоти их от костей их. Якоже объядоша плоти людей моих, и кожи их от костей их одраша, и кости их столкоша, и содробиша яко плоти в коноб, и яко мяса в горнец: тако возопиют ко Господу, и не послушает их: и отвратит лице свое от них в то время, понеже слукавноваша в начинаниях своих на ня. Вождем, отворяющим ворота врагам Израиля, облегчающим для них все, устраняющим затруднения, чтоб они могли с большим успехом совершить остальное и без труда одолеть противников, – был Сам Господь. И скажет начальникам и оставшимся из народа. Речет употребил вместо: будет держать речь к ним. Имеющих власть обвинит в нерадении, – в том, что они нисколько не заботились о подчиненных и сделались их губителями и развратителями; а развращенным и обольщенным своенравием властей таким образом дает понять, что за грехи по отношению к ним на виновных обрушивается наказание. Ибо Творец всяческих и сотворивший человека на дела благая, яже прежде уготова Бог , да в них ходим ( Еф.2:10 ), как говорит божественный Павел, печется и о заблуждающихся. Итак, что же говорит? не вам ли есть еже разумети суд? Судом же называет или состоявшееся относительно их правильное и беспристрастное определение или осуж- —96— дение. В этих словах следует разуметь знание суда не посредством только изучения; ибо для совершивших оные грехи что плохое произошло бы от этого? или какую скорбь причинило бы это тем, которые были нечестивы? Но (это разумение суда есть такое, при котором) обыкшие грешить, через действительное испытание будущих бед подвергаясь должному возмездию от казнителей, сами наконец, сказано, узнают тогда и преимущество присущей им власти и силу Владычних судов. Итак, говорит, вам в особенности необходимо при помощи имеющего совершиться с вами узнать суд, – вам, всегда наклонным ко злу у пренебрегающим добро, – вам, делающим дикое и необузданное нападение на Мои дела, нисколько не уступающим самым свирепым зверям, – сдирающим кожу с овец, терзающим и беспощадно разрывающим их мясо и как бы варящим его в горшках. Этим он указывает на всякий вид корыстолюбия, ненасытности и властительства. Поскольку они совершали такие дела; то, говорит, и сами они возопиют; но я не удостою их Своего попечения; и если бы они возопили, прося меня о милости, я не преподал бы. И это потому, что сами они дурно поступали с подчиненными своими и употребляли против них всякого рода лукавства, жестокие и нечестивые ухищрения и козни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Сначала мы ехали на джипах по горам, - вспоминает Алена, - потом девять дней шли пешком. Удивительно, но очень тяжело было только в начале. С каждым шагом становилось легче и легче. Рвение какое-то появилось, энтузиазм, чем ближе к цели. Мужчины меня от себя не отпускали ни на шаг, я же светленькая, местное население внимание сильно обращало. Чем выше забирались, тем под ногами было все больше льда, поверх которого лежали камни, идешь, а из-под земли фонтанчики маленькие бьют. Ночью в палатке хруст стоит. Думаешь, сейчас какая-нибудь расщелина и мы упадем. Выходили в 5 часов утра и шли до 5 вечера. В половине шестого уже было темно. Когда поднялись на ледник, началось самое тяжелое – ветер свищет, дышать невозможно. Под дождем промокнешь, ветер обсушит, палящее солнце согреет, одежда коркой покрывает тело. Я начала понимать, зачем Петя так рвался в горы. Пришло осознание, что в горах совсем другое восприятие жизни, здесь мыслишь по-другому. Поэтому альпинисты - это люди из другого мира, они жизнь воспринимают иначе, ценят каждую минуту, риск для них наркотик, без которого они не представляют жизнь. Ведь каждый следующий шаг может стать последним. Все мирские проблемы по сравнению с этим - пустяки. Носильщики – местное население, которые несли наши вещи, тащили с собой живых кур и вели на веревке яка. Красивая такая шелковистая корова. Мы с Юлькой все подкармливали ее, а потом нам сказали, что мы ее на мясо ведем. Вообще женщин там нет. То, что я шла с такой подготовкой, это конечно чудо. Дикое совершенно желание было помыться, переодеться. Мы почти не снимали нательное белье. Уже наверху, в базовом лагере, нам устроили баню походную. Насобирали мусор, разожгли печку-буржуйку и накрыли палаткой. Всего в пути мы пробыли 18 дней, 9 туда, 2 там и 7 обратно. Восхищало, конечно, многое, там в расщелинах такие эдельвейсы цветут! На высоте 6 200 метров надо уровнем моря, дышать стало очень тяжело. Я шла, опираясь на палки, голова опущена вниз, тут товарищ окликнул: «Алена, налево посмотри».

http://pravmir.ru/creative/zhena-izvestn...

Мих.3:1—4. И речет: слышите убо сия, власти дому Иаковля и оставшии дому Израилева: не вам ли есть еже разумети суд? Ненавидящии добра, а ищущии зла, похищающии кожы их с них и плоти их от костей их. Якоже объядоша плоти людий моих, и кожы их от костей их одраша, и кости их столкоша и содробиша яко плоти в коноб и яко мяса в горнец: тако возопиют ко Господу, и не послушает их: и отвратит лице свое от них в то время, понеже слукавноваша в начинаниих своих на ня.    Вождем, отворяющим ворота врагам Израиля, облегчающим для них все, устраняющим для них затруднения, чтобы они могли с большим успехом совершить остальное и без труда одолеть противников, — был Сам Господь. И скажет начальникам и оставшимся из народа. «Речет» употребил вместо: будет держать речь к ним. Имеющих власть обвинит в нерадении, — в том, что они нисколько не заботились о подчиненных и сделались их губителями и развратителями; а развращенным и обольщенным своенравием властей таким образом дает понять, что за грехи по отношению к ним на виновных обрушивается наказание. Ибо Творец всяческих и сотворивший человека «на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим» (Еф.2:10), как говорит божественный Павел, печется и о заблуждающихся. Итак, что же говорит? «Не вам ли есть еже разумети суд?» Судом же называет или состоявшееся относительно их правильное и беспристрастное определение или осуждение. В этих словах следует разуметь знание суда не посредством только изучения: ибо для совершившего оные грехи, что плохое произошло бы от этого? Или какую скорбь причинило бы это тем, которые были нечестивы? Но это «разумение суда» есть такое, при котором обвыкшие грешить, чрез действительное испытание будущих бед подвергаясь должному возмездию от казнителей, сами наконец, сказано, узнают тогда и преимущество присущей им власти, и силу Владычных судов. Итак, говорит, вам в особенности необходимо при помощи имеющего совершиться с вами узнать суд, — вам, всегда наклонным ко злу и пренебрегающим добро, — вам, делающим дикое и необузданное нападение на Мои дела, нисколько не уступающим самым свирепым зверям, — сдирающим кожу с овец, терзающим и беспощадно разрывающим их мясо и как бы варящим его в горшках. Этим он указывает на всякий вид корыстолюбия, ненасытности и властительства. Поскольку они совершали такие дела, то, говорит, и сами они возопиют, но Я не удостою их Своего попечения; и если бы они возопили, прося меня о милости, я не преподал бы. И это потому, что сами они дурно поступали с подчиненными своими и употребляли против них всякого рода лукавства, жестокие и нечестивые ухищрения и козни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3525...

Так же действительно и врачи мудрые поступают: дикое мясо и неизлечимую гангрену бритвой вырезают, пока не достигнут здорового тела, и потом излечивают мало-помалу и исцеляют больных. Так же и он поступал, священник блаженный Сильвестр, видя недуги твои душевные, за многие годы застаревшие и трудноизлечимые. Как некие мудрецы говорят: «Застаревшие, – сказано, – дурные привычки в душах человеческих через многие годы становятся самим естеством людей, и трудно от них избавиться», – вот так же и тот, преподобный, ради трудноизлечимого недуга твоего прибегал к пластырям: язвительными словами осыпал тебя и порицал и суровыми наставлениями, словно бритвой, вырезал твои дурные обычаи, ибо помнил он пророческое слово: «Да лучше перетерпишь, – сказано, – раны от друга, чем ласковый поцелуй врага». Ты же не вспомнил о том или забыл, будучи совращен злыми и лукавыми, отогнал и его от себя, и Христа нашего вместе с ним. А порой он, словно уздой крепкой и поводьями, удерживал невоздержанность твою и непомерную похоть и ярость. Но на его примере сбылись слова Соломоновы: «Укори праведного, и с благодарностью примет» и еще: «Обличай праведного, и полюбит тебя». Другие же, следующие далее стихи не привожу: надеюсь на царскую совесть твою, зная, что искусен ты в Священном Писании . А потому и не слишком бичую своими резкими словами твое царское величие я, ничтожный, а делаю что могу и воздержусь от брани, ибо совсем не подобает нам, воинам, словно слугам, браниться. А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои, и отечества своего, как и что случилось: и какие язвы были Богом посланы – говорю я о голоде и стрелах поветрия , а напоследок и о мече варварском, отомстителе за поругание закона Божьего, и внезапное сожжение главного града Москвы, и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, – царской души падение, и позорное бегство войск царских, прежде бывших храбрыми; как некие здесь нам говорят – будто бы тогда, хоронясь от татар по лесам, с кромешниками своими, едва и ты от голода не погиб! А прежде тот измаильский пес, когда ты богоугодно царствовал, от нас, ничтожнейших слуг твоих, в поле диком бегая, места не находил и вместо нынешних великих и тяжелых даней твоих, которыми ты наводишь его на христианскую кровь, выплачивая дань ему, саблями нашими, – воинов твоих, – была дань басурманским головам заплачена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вот и отлично! – воскликнул Костяков. – Мужчины ушли, а мы сделаем визит женщинам на стойбище. – С риском, что мужчины скоро вернутся и зададут нам перцу? – спросил Горюнов. – Нам все равно нельзя идти вперед: они пошли по дороге, по которой и мы должны идти к стоянке онкилонов, и мы с ними должны встретиться. Мы посмотрим стойбище, а потом сделаем крюк на юг. Желание увидеть жизнь стойбища преодолело опасения, и все четверо отправились по тропе на восток. Капли крови на земле выдавали путь женщин. Вскоре впереди послышались крики и смех, и, осторожно приблизившись, путешественники увидели стойбище среди небольшой поляны. Оно было временное или летнее, у подножия большого одинокого тополя. Здесь горел огонь, вокруг которого теснились женщины и дети разного возраста. Женщины были несколько ниже ростом, чем мужчины, немного стройнее и менее волосаты, особенно спереди. Зато волосы на голове были длиннее, но также спутаны в космы; лица имели бы менее дикое выражение, если бы не палочки, вставленные в ноздри, белые кружки, вставленные в нижнюю губу, оттопыренную вперед, и такие же кружки в ушах; на смуглых шеях белели ожерелья. О какой-либо одежде не было и помину. Дети были менее косматые и волосатые, чем взрослые. Воткнув куски мяса на палочки, вампу слегка поджаривали их на огне и поедали. Вблизи костра лежал большой камень, на котором женщины ударами другого камня разбивали мозговые кости и с шумом высасывали из них мозг. Раздавались крики, смех – орда наслаждалась пищей. Насытившись, женщины повесили оставшееся мясо на сук, а две из них, разостлав шкуру на земле, стали очищать ее кремневыми скребками от крови и сала. Другие растянулись на траве вблизи костра в сытой дремоте. Дети начали резвиться, бегая друг за другом; другие валялись на траве и визжали; некоторые с проворством обезьян полезли на дерево, и в его листве слышались их голоса. – А если бы мы вышли к ним? – предложил Костяков. – Они, наверно, испугаются и убегут, а мы рассмотрим их стойбище поближе и возьмем коллекцию оружия и домашней утвари.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

“Деляги впритырку курят на нижних нарах”, — ответил Лешка, и ему тоже неистребимо захотелось курить. “Ну дай ты мне, Соломенчиха, хоть разок потянуть. Никакого туберкулезу я не боюсь. Тут вон и похлеще болезнь пристала!” — не дает старуха потянуть. Он попытался вырвать трубку из зубов старухи, начал бороться со скелетом, оторвал с трубкой костлявую голову. Но тут Соломенчиха изловчилась, трубку выдернула из зубов своей головы, спрятала руку за спину. “Че делаешь, сатана? Отдай час же башку мою! Мне говорить нечем…” Взяла Соломенчиха голову, приставила куда надо, смежила глаза, начала раскачиваться, петь заунывно-тоскливым голосом северной пурги. Из воя, хлопанья и порывов ветра складывались внятные звуки: “Ох, Олексей, Олексей! Зачем ты украл звезду с могилы Корнея-комиссара? Ты дразнил меня вместе с шурышкарскими парнишками, напущал собак, они меня драли. Я старая, хворая, червяк точит мою середку…” “Я больше не буду, — принялся каяться перед горькой старухой Лешка, поднялись у него слезы, закупорили горло, дышать нечем. — Звезду я не сламывал. На меня свалили. Скажи, кто взял звезду дяди Корнея?” — “Сторож с причалу. Он враг народа был, долго звезду ломал. Искры летели, огонь сыпался. Припадки бить его начали. Корней-то все ходил за ним: “Отдай мою звезду! Отдай! Не тебе, а мне партия на могилу звезду прикрепила…” Без звезды могила потерялась. Все кладбище со звездами и крестами потерялось. Темно в Шурышкарах. Электричество не работает. Карасин берегут. На детях малых воду возят”. Вернулся с войны безногий брат покойного Лешкиного отца, который прежде работал шкипером на дебаркадере. Это мать в письме сообщает. Она приняла его в дом. Он жил в Лешкиной комнате, сапожничать выучился, пьяный в бане запарился, по обмыленным доскам скатился с полка на каменку, ожегся, умирая, кричал; “Пусть звезду мне на могилу выстрогают…” — Доходяги! Хворыя! Симулянты! Весь честной народ, подъем на ужин!.. “Ооо, матушки! — очнулся Лешка. — Такой хороший сон прервали, обалдуи!” Первой военной зимой Лешка с бригадой охотниковпромысловиков ушел в тайгу добывать дикое мясо и пушнину.

http://azbyka.ru/fiction/prokljaty-i-ubi...

Творческое, святое разделение людей! Разделение людей, имеющих нечистую связь между собою, – свято. Разделение разбойников есть ослабление зла. Такими святыми делениями людей пользуется Промысл Божий для своих целей истинного их соединения. Пророк был послан тоже не только для «созидания», но и для «разрушения» (Иеремия). Апостолы не созидатели только, но и великие разрушители мира, многих его противобожеских связей и единений, всей эгоцентрической его «любви», всех не истинных его «дружб». Апостол – строитель тайн Божьих; он знает, когда надо разделить строителей башни богопротивления; ему (как и всякому христианину в мире) дана власть созидать и разрушать, рассекать и разделять всё, мешающее Божественному созиданию. Этот маккиавельевский принцип «разделяй и властвуй» – есть демоническое подражание мечу евангельскому. Задача Промысла в мире – не допускать чрезмерного скопления и единения свободных воль человеческих, ко злу направленных; разрушать призрачные, неэкзистенциальные единства. Зло в себе не способно объединить людей и народы…Оно выдумывает призраки добра и истины, чтобы вокруг них объединить человечество против Христовой Истины. И Благодать, как во время построения Вавилонской Башни, так и во все эпохи, разрушает ложные единства человеческие, доказывая их лживость и непрочность. Промысел разделяет людей, не чтобы «властвовать», как хотят цари и дельцы мира сего. Власть божественная утверждается в служении Христовом, исходит из Божьей любви, пленяющей человеческую свободу в Царство Божие… Власть же сего мира ищет господства, ради похоти властвования и своекорыстия. Благодать Божия все время благодатно разделяет мир: «не мир принес Я на землю, но меч; ибо Я пришел разделитью…». (Мф. 10:34-35). Божественное разделение чудно; оно для всех нужно и живительно. Меч Истины рассекает даже человека, «до разделения души и духа, составов и мозгов» (большего разделения нельзя себе представить), отделяя все гнилое, отсекая «дикое мясо» (самостное, не связанное с личностью в вечности) от подлинного тела духовного личности человеческой. Этот процесс промыслительной хирургии проходит по всему миру, по всем социальным слоям и народам человечества. Но одновременно с этим «смешением языков» зла в отдельном человеке, так и во всем человечестве (в его эгоистической жизни), Благодать ткет истинные ткани жизни в самих личностях и в живом теле их вечного соединения друг с другом в Духе Святом… Таков смысл всего процесса истории, после отпадения человека от Бога и от собственной подлинной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Коровы Старая женщина рассуждала как-то о грехе зависти: в детстве, мол, завидовала девчонкам, у которых косы были длиннее, в юности — девушкам, которые остригли косы, далее — подругам, которые более удачно вышли замуж, потом — всем женщинам, которые еще не овдовели, а теперь, наконец, — собственному мужу, благополучно не дотянувшему до безрадостных нынешних дней… Участь колхозной коровы хороша только тем, что никого не введет в грех зависти. Еду на велосипеде мимо скотного двора, а там — коровы столпились у изгороди и ревут. Останавливаюсь, подхожу, глядь — на столбе длинный электрик. — В чем дело? — спрашиваю. — Да, одна никак не растелится — она там в середке лежит, а остальные, вишь, переволновались. — Может, съездить за ветеринаром? — В городе. — А зоотехник? — У нее серебряная свадьба — гуляет… Доярки придут — разберутся: или роды примут, или мясо поделят… Коровам в колхозе — не жизнь: лучше вообще не рождаться — заключает он со столбовой высоты. — Вместо быка — осеменатор!.. Слово-то какое! Дикое!.. Тьфу… Да и пастух поленом кидается. Может, он этой корове по брюху попал… При быке — посмотрел бы я на него. Помните, в соседнем районе?.. Действительно, был случай: пастух сильно издевался над скотиною, и бугай затоптал его. Электрик прав: при быке коровам было куда вольготнее: знай себе травку жуют или отдыхают, и никаких тревог — за спокойствие и безопасность есть кому отвечать. — Да и через речку переходить… И снова прав длинный электрик: бык пройдет — и все стадо за ним, даже колен не замочат… А теперь — столпятся на берегу: ревут, ревут, потом сунутся в воду, разбредутся, попроваливаются в ямы, каких ни один рыбак отродясь не знавал, и, вдоволь наплававшись, вылезают с обезумевшими глазами. Некоторым это дело до того разонравилось, что они перестали возвращаться и подались в леса. Помню, встретил возле клюквенного болота «партизанку» с малым теленочком, позвал домой, а она отказывается. Припугнул ее волками да медведями, а потом думаю: может, для нее смерть от диких зверей куда слаще жизни? Экая она чистенькая стала — вся эта грязевая короста, отличающая общественную корову от частнособственнической, с боков сошла, да и теленочек — гладенький, аж лоснится. Недолго длилось отдохновение: волки, действительно, прибрали их…

http://azbyka.ru/fiction/pervaya-molitva...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010