Итак внемли: этот отец, говоря, что Бог создал человека из того и другого, присовокупил, что тело Бог взял из сотворенного уже вещества; а о душе он не сказал ни того, что она существовала прежде, ни того, что она родилась из прежде бывшего существа, но (сказал), что Бог от Самого Себя вложил жизнь, в чем разум видит душу разумную и образ Божий. А слова этого отца, что Бог сделал человека царем на земле, подчиненным горнему царству, ниспровергают то мнение, будто бы души посланы в тела для наказание; потому что царствовать на земле и находиться под царством одного Бога есть не наказание, а великий дар Божий. При этом необходимым почитаем сказать утверждающим предсуществование, что если бы действительно души существовали прежде тел, то они знали бы и помнили бы то, что они делали и прежде вступления своего в тела, как и по смерти знают и сознают то, что они сделали в телах. Докажем же из самых слов Евангелия, что душа по отшествии из сей жизни знает то, что сделано ею. Так Господь наш и Спаситель Христос в евангелии от Луки, в притче о Лазаре и богатом, говорит следующее: «человек некий бе богат и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло. Нищь же бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен, и желаше насытитися от крупиц падающих от трапезы богатого: но и пси приходяще облизаху гной его. Бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои сый в муках, узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его: и той возглаш, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду во пламени сем. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть великая утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят. Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения» ( Лук. 16, 19–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Итак скажи мне, что это значит? Неужели Он оставил плоть и ныне уже не пребывает с плотию? Да не будет! Он и теперь во плоти; потому что этот же Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом... Каким это таким же образом? во плоти, с телом. В каком же смысле говорит апостол: аще же и разумехом по плоти Христа, по ныне ктому неразумеем? – В том, что если мы и знали Христа страждущим, то ныне уже не знаем. А что касается нас, то жить по плоти значит быть во грехах, а не жить по плоти – не быть во грехах. По отношению же ко Христу жизнь по плоти озяачает участие Его в страданиях, а именно: ощущение Им жажды, голода, утомления и нужды во сне. Он беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Исаии 53, 9); поэтому Он и сказал: кто от вас обличает Мя о гресе ( Иоан. 8, 46 ), и опять: грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже ( Иоан. 14, 30 ). Жизнь не по плоти по отноше-нию к Нему означает то, что Он свободен и от этих страданий, а не то, чтобы Он пребывал вне плоти: потому что Он с нею придет даже судить вселенную; причем плоть Его будет бесстрастною и невредимою. – Этого же достигнем и мы, когда тело наше сделается подобным телу Его в прославленном состоянии». – Кирилл александрийский , поборник чистой веры нашей, объясняя нам это изречение, приводит следующее толкование: «поскольку единородный Сын Божий соделался человеком и явился вторым корнем рода (человеческого), не (греховным) подобно первому Адаму, но (насажденным) как это принято думать и как есть на самом деле для улучшения (нас); мы и преобразуемся к жизни – Теперь мы не под властию смерти, но под властию Самого всеоживляющего Слова, и никто (из нас) уже не находится во плоти, то есть, в плотской немощи, которая есть тление. Павел конечно не то говорит, будто Христос и не воплощался; если же он и говорит: ни единого вемы по плоти, то это не то значит; потому что как же Он умер? Это конечно есть немощь плоти. Итак его слова имеют следующий смысл: Слово стало плотию и за всех умерло, и таким образом мы познали Его по плоти; но отныне мы уже не знаем Его по плоти; потому что, хотя Он теперь и находится во плоти, как и воскрес в третий день и вознесся на небеса, но все-таки Он мыслится выше (уз) плоти; потому что Он уже не умирает и не подлежит никакой другой немощи, но как Бог Он выше всего этого».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Когда приступали к Нему, Он сказал: кого ищете? Отвещаша Ему: Иисуса. Глагола им: Аз есмь: и идоша вспять, и падоша на земли ( Иоан. 18, 6 ). Так, Он сначала ослепил их и показал, что Он мог избежать, а потом и предал Себя, дабы ты знал, что Он не по необходимости или принуждению, или насилию приступивших подвергся этому, но добровольно, по собственному предызбранию и желанию и по давнему приготовлению к этому. Для того и пророки были предпосылаемы, и патриархи предсказывали, и словами и делами крест был предызображаем. Ибо и жертвоприношение Исаака означало крест: посему и сказал Христос: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася ( Иоан. 8, 56 ). Итак, патриарх возрадовался, увидев образ креста, а Он отказывается от самого креста? И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в ветхом завете, которые предызображали крест. Для чего же было так, если Тот, кто имел быть распятым, не хотел этого? Последующее возбуждает еще больше недоумений. Потому что, сказавши: да мимоидет от Мене чаша сия, Он присовокупил: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Матф. 26, 39 ). Здесь, буквально, мы находим два противоположные одно другому желания, т. е. Отец желает, чтобы Он был распят, а сам Он не желает. Между тем везде мы видим, что Он желает одного и того же с Отцом, предызбирает одно и то же с Ним. Так, когда Он говорит: дай им, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут ( Иоан. 17, 21 ), – выражает не что иное, как то, что у Отца и Сына одна воля. И когда Он говорит: яже Аз глаголю, о Себе не глаголю: Отец же, во Мне пребываяй, той творит дела ( Иоан. 14, 10 ), – выражает то же. И когда Он говорит: о Себе не глаголю (Иоанн. 14, 10), и: о Себе не приидох (Иоанн. 7, 28), и: не могу Аз о Себе творити ничесоже (Иоанн. 5, 30). – выражает не то, будто Он не имеет власти говорить или делать, – нет, – но хочет показать с точностию, что Его воля согласна с волею Отца и на словах и на деле, и во всех распоряжениях одна и та же у Него с Отцом, и что (у них) одно и то же существо, как уже неоднократно мы объясняли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

На этом основании и приписывается превознесение тому, что воспринято, а не Тому, кто воспринял; потому что, как говорит апостол, »Бог Его превознес и даровал Ему имя, которое выше всякого имени, так чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и исповедал бы всякий язык, что Он есть Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). – А в рассуждении того, что на суде епископов осмелился говорить Евтихий, будто во Христе до воплощения были два естества, а по воплощении стало одно, необходимо было подвергнуть его, для объяснения своего исповедания, многим тщательным вопросам со стороны судей, чтобы он не обошел мимо, как нечто незначительное, то, что излил в таком изобилии, почерпнувши сам из ядовитых учений. Думаю, что говорящий это имел то убеждение, будто душа, которую воспринял Спаситель, прежде, нежели получила свое рождение от Девы Марии, находилась на небе, и с нею соединилось Слово во чреве. Но этого не выносит слух и разум кафолический, потому что Господь, сошедший с неба, ничего не взял с Собою такого, что принадлежало бы нашему бытию, и не принимал Он души, которая существовала бы прежде, ни плоти, которая не была бы заимствована от тела матери. Ибо наша природа не так воспринята, чтобы она наперед была сотворена, а потом воспринята, но так, что она получила свое происхождение вместе с воспринятием. Поэтому, за что справедливо осужден Ориген , который утверждал, что души не только живут, но и различным образом действуют прежде, нежели они вселяются в тела, за это должен необходимо подлежать наказанию и сей (Евтихий), если он не захочет отвергнуть своей мысли. Ибо происхождение Господа по плоти хотя имеет некоторые свои особенности, которыми Он превосходит наше человеческое происхождение, как, например, то, что Он один зачат и рожден чрез Св. Духа от пренепорочной Девы без пожелания плоти, или то, что Он так произошел от девического чрева, что и деторождение открылось и девство сохранилось; но Его плоть не была иной природы, чем наша, и в начале не иным образом была сообщена Ему душа, как и всем прочим людям, которая превосходила все другие души не различием своего происхождения, но высотою добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Получив страшную грамоту вашей власти чрез магистриана Евтропия, слуги вашего величества, я весьма возрадовался (ибо всегда мы получаем милости от вашего миролюбия) тому, что может (сделать) ваша власть, пекущаяся о святых церквах Господа Иисуса Христа и о всех бедных, находящихся под вашею властью. Для этого и избрал Бог ваше благочестие во всем государстве римском, относя к вам мысль премудрости, как написано: «начало премудрости страх Господень» ( Псал. 110, 10 . Притч. 1, 7 ), премудрости, которая превосходит мудрых мира, – да сотрет ваше величество тех, которые несправедливо поступают, и освободит правых из рук нечестивых. Мы слышали, как волки вошли в стадо, похищают овец от агнцев их и не боятся голоса пастырей. Возрыкай внезапно, возлюбленный Лев, сделайся ужасным для них, и они, убоявшись нападающего Льва, побегут и оставят то, что похитили. Вашему благочестию прилично так сделать, чтобы как имя вашей власти, так и страшное повеление вашего благочестия пронеслось по всему миру, как написано: «по имени твоему, Боже, тако и хвала твоя» ( Пс. 47, 11 ). И Соломон, сын Давида, говорит: «царево прещение подобно рыканию львому» ( Притч. 19, 12 ). Всемогущий Бог прославил имя Льва над всем, что есть на земле; да поработит он всех, хотящих превозносится вопреки страху Божию. Ибо написано ( 3Цар. 13 ): сказал всемогущий Бог пророку Семею, чтобы он шел к царю Иеровоаму и обличил его за его проступки; при этом Бог заповедал пророку, чтобы он не ел хлеба и не пил воды в том месте. И когда пророк сказал царю Иеровоаму повеленное от Господа и услыхал лживые слова, и когда он поел хлеба и испил воды в том месте, тогда Бог дал повеление льву, и он низвергнул пророка с осла его, разорвал его и по частям разбросал по дороге, за то, что он преступил повеление Господа. Ибо сказал ему (Бог), чтобы он не ел и не пил, а он ел и пил. И возвещено чрез писание, даже до сего дня, что сделал лев пророку. Так и имени вашего благочестия прилично обнародовать по всей земле страшные повеления против всех, которые вздумали бы нарушать божественные заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Поэтому божество Кто мы почитаем духовно. Мы обожаем не самые иконы как разглашают некоторые; да не будет сего! Нет; наша любовь и наше стремление – любовь и стремление к Богу и святым Его. Сохраняя чистоту нашей веры, мы и иконы, подобно тому, как книги божественного писания, употребляем для напоминания о том, кого мы почитаем. Творец наш, Господь и Бог, образовавший человека из персти земной по образу и по подобию Своему и просветивший его даром прозорливости, одарил его свободною волею. И уже самый первый человек, по божественному вдохновению и в то же время по своей собственной воле, дал свои особенные имена всем животным, и всем птицам небесным, и всем зверям земным, и эти имена остались за ними навсегда. Также и Авель, воспламененный божественным Духом, по собственному изволению сердца, принес Господу дары от первородных стада своего. Об нем мы читаем, что Бог призрел на Авеля и дары его. Затем и Ной, по окончании потопа, по высшему вдохновению, сам по своему произволению и по чувству собственной изобретательности создал алтарь Господу и на этом алтаре принес Господу жертву всесожжения от всех чистых животных и птиц. Подобным образом и Авраам, как написано, по собственному изволению, устроил алтарь в честь и славу явившегося ему Бога. Так же поступил и Иаков, когда, убегая от Исава брата своего, во сне видел ангелов Божиих, восходящих на небо и нисходящих с неба по лествице, и с верху лествицы говорившего к нему Господа; восстав от сна, он тотчас, по собственному изволению, взял камень, который был у него под головою, и постави его в столп (памятник), и возлия елей верху его , и назвал это место Вефилем, говоря: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная ( Быт. 28, 17 и 18). И всемогущий Бог не прогневался на него за то, что он, по своему желанию и усмотрению, водрузил этот камень, как памятник. Немного далее в истории Бытия рассказывается, что Бог сказал ему: Я Бог Вефиля, где ты возлил елей на камень и дал Мне обет. Вот, светлейшие государи, высокие правители! все, что только делается по человеческому разумению во славу Божию, не должно быть воспрещаемо; все это совершенно приятно Творцу нашему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 32. Декарт. Рассуждения в методе. Избр. произв. М., 1950. С. 275–281. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 295–296. Perelman Сн., Olbrechms-Tymeca L. Ор. cim., рр. 471–499. Священномученик Илларион (Троицкий). Прогресс и преображение. Без Церкви нет спасения. М. – СПб., 2000. С. 267–268. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 36–37. Паскаль Б. Мысли. М., 1994 С. 131–132. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 29. Паскаль. Там же. С. 134. Карамзин Η. Μ. Ο любви к отечеству и народной гордости. Избр. соч. М.-Л., 1964. С 282. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 62–63. БСЭ, 1954, т. 25. Вернадский Β. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С 15. На самом деле различные группы носителей языка владеют различными его составляющими, но все они объединены знанием основы литературного языка. Ср. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Соч. Т. 2. М., 1983. С. 488–511. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматино-Истрийского. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 75. Деяния Вселенских Соборов. Собор Халкидонский, Вселенский четвертый. Т. 3, СПб., 1996. С. 108–109. Тамже. С. 111–112. Там же. С. 114–115. Урусов А. И. Речь по делу Московского кредитного общества. Там же. С. 372–373. Прот. Валентин Свенцицкий. Цит. соч. С. 47. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 31–32. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 75. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Размыслите о несказанном человеколюбии Его и о величии домостроительства Его и замените слезы радостию. Для Бога нет ничего невозможного. Будучи Богом, Он все может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас, приводит в ужас сердце всякого, кто бы ни услышал об этом. Поистине небо пришло в ужас от того, на что некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись; солнце, луна и звезды помрачились от того, что случилось; но снова же затем все небесные силы возрадовались тому, что сделал Господь Своим домостроительством. Послушайте же и подивитесь тому, что случилось в наши дни. Разумея уразумейте; прежде внешнего слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте. Есть город Берит, который граничит с Тиром и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это, как я убежден. случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины ( 1Тим. 2, 4 ), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение верующих. Итак этот христианин, как я сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его в одном месте города и, переходя туда из дома, находившегося неподалеку от синагоги иудейской, перенес все свое имущество, но, по забвению (а вместе и по домостроительству Божию), забыл и оставил тут икону Господню, про которую я говорил. Какой то иудей нанял себе этот самый дом, где стояла икона Господня; перенесши все свое имущество, он стал жить в этом доме, ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там, потому что он не обращал и внимания на то место. В один день этот иудей позвал на обед своего соплеменника. Во время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

С. 275–281. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 295–296. Perelman Сн., Olbrechms-Tymeca L. Ор. cim., рр. 471–499. Священномученик Илларион (Троицкий). Прогресс и преображение. Без Церкви нет спасения. М. – СПб., 2000. С. 267–268. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 36–37. Паскаль Б. Мысли. М., 1994 С. 131–132. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 29. Паскаль. Там же. С. 134. Карамзин Η. Μ. Ο любви к отечеству и народной гордости. Избр. соч. М.-Л., 1964. С 282. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 62–63. БСЭ, 1954, т. 25. Вернадский Β. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С 15. На самом деле различные группы носителей языка владеют различными его составляющими, но все они объединены знанием основы литературного языка. Ср. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Соч. Т. 2. М., 1983. С. 488–511. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматино-Истрийского. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 75. Деяния Вселенских Соборов. Собор Халкидонский, Вселенский четвертый. Т. 3, СПб., 1996. С. 108–109. Тамже. С. 111–112. Там же. С. 114–115. Урусов А. И. Речь по делу Московского кредитного общества. Там же. С. 372–373. Прот. Валентин Свенцицкий. Цит. соч. С. 47. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 31–32. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 75. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Святейший патриарх Тарасий сказал: «вчера досточтимый игумен (обители) Максимина принес книгу «Лимонарь» и она была читана. И мы нашли в библиотеке подобный экземпляр этого Лимонаря, в котором были вырезаны те листы, где говорилось о святых иконах». Христофор, блаженнейший епископ святой Кириаки, сказал: «всесвятой владыка! я недостойный раб осмелюсь говорить на этом святом и священном вселенском соборе. Пророческое слово говорит: в делах руку своею увязе грешник ( Псал. 9, 17 ). Что они надеялись сделать на своем лжесоборе против нас, то послужило в обличение их самих. И одно они выбросили, другое исказили для того, чтобы открыта была истина и обличено нечестие их». Стефан, инок и книгохранитель, сказал: «(вот) книга, представленная игуменом (обители) Максимина и содержащая слово, которое искажено в другой книге». Затем тот же Стефан прочитал: „Из тогоже лимонаря“. «Некоторые из старцев говорили, что был один затворник в горе Елеонской, он был великий подвижник, но на него нападал демон блуда. Итак однажды, когда он сильно напал на него, начал старец плакать и говорить демону: доколе ты не оставишь меня? Отступи наконец от меня; не состарился ли ты со мною? Тогда демон видимо явился ему и говорит: поклянись мне, что ты никому не скажешь того, что я тебе скажу, и тогда я уже не буду нападать на тебя. Старец поклялся ему: нет! (сказал он), клянусь живущим в вышних, что не скажу никому того, что ты мне скажешь. Тогда демон говорит ему: не покланяйся этой иконе, – и я больше уже не буду нападать на тебя. – А эта икона имела изображение Владычицы нашей, святой Марии Богородицы, держащей на руках Господа нашего и Бога Иисуса Христа. Затворник говорит демону: оставь меня, я подумаю. На следующее же утро он объявил это авве Феодору Элиоту, жившему тогда в пустыне Фарской, и рассказал ему все. На это старец сказал затворнику: ты, авва, совершенно посрамлен, когда поклялся демону; но впрочем хорошо ты сделал, что сказал мне это. Лучше пусть в этом городе не останется ни одного распутного дома, в который бы ты не входил, чем тебе отказаться от поклонения Господу нашему и Богу Иисусу Христу и Его Матери. Итак наставивши Его и укрепивши многими словами, он ушел в собственное свое место. – Тогда демон снова является затворнику и говорит ему: что, дурной старик? Не клялся ли ты мне, что ты никому не скажешь, а как же ты все рассказал приходившему к тебе? Говорю тебе, дурной старик, что ты в день (страшного) суда будешь судиться как клятвопреступник. Затворник ответил ему: что я клялся, то верно, и что я преступил клятву, это я знаю; но я клятвопреступник пред Господом и Творцом, а тебя слушать не буду».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010