Доселе глаголет Господь; все комментаторы признают, что стихи 17 и 18 как бы ответ пророка Господу. 17 . Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 . Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сион. Исаия с точки зрения современных ему событий видит, что весь дом Иаковлев, т. е. все двенадцать колен подверглись гневу Божию. Таково значение выражения; „Господь сокрывает лице Свое“. 518 Но Исаия и дети его, а также ученики Господа Бога (выше ст. 16) остаются в твердом уповании на Господа: это относится ко всем верным во Израиле: это тот остаток (ср. Ис. 1и др.), который спасется 519 . Но дети, данные Исаии имеют еще и другое значение, имена их как мы видели 520 означали: „остаток обратится“ и „спешит и грабеж, ускоряет добыча“. Вот эти имена и суть указания и предзнаменования во Израиле. И действительно в этих именах была начертана будущая история Израиля во времена Исаии. Не все будут помилованы, не все обратятся к Богу среди потомков Иакова: обратится лишь остаток; но всему народу одно только пророчество: разгром неприятелем и полное разграбление страны его. Это исполняется над народом, как мы знаем, в пленении Вавилонском и в разрушении храма и града Иерусалима. Но переносясь мыслию через восемь веков от времени произнесения пророчества и через шесть с половиною веков после разрушения храма 521 , мы понимаем, что слова Исаии: „вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле“.... имеют еще более обширное и важное значение. Перед нами восстает не временное рассеяние и плен Израиля, не тот разрушенный Навуходоносором храм, который снова выстроен Зоровавелем и расширен и украшен Иродом,– пред вами восстает тот поистине страшный исторический момент, когда над храмом и городом и злобным народом совершается окончательный приговор Господа Бога устами воплощенного Сына Божия произнесенный. Тогда окончательно совершились слова пророчества: „спешит грабеж, ускоряет добыча“; но вместе с тем совершилось и пророчество другого имени: „остаток обратится“. Потому то эти имена и суть указания и предзнаменование во Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но значительная часть иудеев не приняла Христа, и данные им обетования не послужили им на пользу. Нарушилось ли этим само обетование об избрании Израиля? Нет, не нарушилось, Обетования Божии сбылись на тех, которые приняли верой Христа; они-то и есть истинный Израиль, истинное семя Авраамово, им и дано обетование. «Ибо не все Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его... то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» ( Рим.9:6–8 ). До пришествия в мир Христа не видно было, кто, собственно, принадлежит к семени Авраама. Но с пришествием Христа принадлежность эта ярко обнаружилась: уверовавшие в Него вступили в наследие обетования, а неуверовавшие изверглись из него. Следовательно, чада обетования это те, которые рождаются действием Божиим, Духом Божиим, а не те, чье сыновство есть следствие каких-либо прав, заслуг или преимуществ Израиля. Рождение Исаака, сына обетования, произвела не утроба Саррина, но «слово обетования» ( Рим.9:9 ). Так и христиане рождаются в купели крещения Духом Божиим, т. е. по обетованию. Пример избрания Иакова и отвержения Исава из наследников обетования еще разительнее показывает независимость обетования от плотского рождения, – оно совершается Богом, и даже прежде самого рождения ( Рим.9:10–13 ). Нельзя, однако, видеть у ап. Павла учение о безусловном предопределении, как это делают кальвинисты. Определение об избрании к оправданию, помилованию отдельного человека или целого народа совершается согласно с правдой Божией и Его благостию и совершается по предведению Божию. «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим.9:15 ), т. е. кто достоин помилования, того и милует; кто достоин щедрот, того ущедрит. Но так как Бог наперед знает путь жизни человека или народа, то и решение о них Он выносит наперед, прежде самих дел, хотя и в согласии с ними. Само же помилование зависит не от заслуг человека, но единственно от милующего Бога: «Итак, помилование зависит не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего... Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим.9:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

По воскресении же из мертвых, Он, впродолжении сорока дней, являясь ученикам Своим, говорил им о царствии Божием ( Деян.1:3 ). «Посреди Церкви воспою Тебя». Посреди собрания верующих буду восхвалять и прославлять Тебя. «Когда Иисус Христос чрез пророка говорит: «возвещу имя Твое братиям Моим; посреди Церкви воспою Тебя», то говорит это о самом себе, как человек. Сделавшись человеком, Он, проповедовал на земле, в собрании своих учеников. 13. И паки: Аз буду надеяся нань. И паки: се Аз и дети, яже Ми дал есть Бог. «И еще: я буду уповать на Него. И еще: вот я и дети, которых дал мне Бог» ( Ис.8:17–18 ). Апостол приводит слова пророка Исаии в доказательство того, что Иисус Христос «не стыдится называть братиями своими» верующих в Него. Приводимые слова из пророка показывают, что Иисус Христос, будучи истинным Богом, есть вместе истинный человек. «Я буду уповать на Него». Говорит пророк от лица обетованного Искупителя, как человека. Иисус Христос, как человек, среди земных скорбей и болезней, возлагает надежду на Бога, подобно тому, как все благочестивые люди, среди трудных обстоятельств, возлагают свою надежду на Бога, как и Псалмопевец взывал к Богу: Помощник мой, и уповаю на Тя ( Пс.17:3 ). «И еще: вот, Я и дети, которых дал Мне Бог». Опять, говорит обетованный Искупитель, как воспринявший наше человечество. Как Богу, Ему все принадлежало от вечности; а как человек, Он получает от Отца детей. И только силою своих заслуг, которые Сын Божий, как Богочеловек, принес Отцу Своему, за грехи людей, Он исходатайствовал для людей Всесвятого Духа, который возрождает верующих в Иисуса Христа и усыновляет их Богу Отцу и Господу Иисусу Христу. Так Иисус Христос говорил ученикам Своим: Чада, како не удобь уповающим на богатство в царствие Божие внити ( Мк.10:24 ). Также: чадца, еще с вами мало есмь ( Ин.13:33 ). 14. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущого державу смерти, сиречь диавола, 15. и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Протоиерей Валентин Кречетов Вера маленького мальчика " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 14  голосов:  4.6 из  5) Из собрания протоиерея Валентина Кречетова. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк.10:21 ). I Старушка Феодосья Семеновна с молодых лет жила в нянях, и всю свою жизнь прожила у одних господ – Горностаевых. Всех детей вынянчила она, а когда дети выросли, осталась все-таки у них жить. Когда же младшая барышня вышла замуж, то она перешла к ней нянчить ее детей. Вынянчила и у нее двух сыновей – Андрея и Михаила. Горностаевы очень любили няню, уважали и ценили ее и оказывали ей всякое почтение. Няня же так любила детей, как будто они были ее собственные. Горностаевы были во всех отношениях очень добрые и хорошие люди: жили между собой дружно, и няне у них жилось очень хорошо; только одно страшно огорчало ее: в доме Горностаевых никто не признавал Бога, совершенно отрицали все божеское, так что дети воспитывались без малейшего понятия о Боге. Если и доходило о нем что-нибудь до слуха детей, то родители уверяли их, что религия нужна только для простого народа. И так дети привыкли думать и обходиться без Бога. Когда няня перешла жить к своей младшей барышне, Раисе Ивановне, которая вышла замуж за Виктора Александровича Дементьева, то оказалось, что и у Дементьевых было то же самое, и Виктор Александрович даже еще строже относился к тому, чтобы дети, как он выражался, не привыкли к суеверию, и чтобы кто-нибудь не навязывал бы им ложных понятий. Поэтому очень строго было запрещено говорить в доме о Боге. Няня, конечно, не смела об этом заикнуться, слуги также. Уроки давала детям сама мать. Жили они зиму и лето в деревне, и им было легко воспитывать детей согласно своим идеям.

http://azbyka.ru/deti/vera-malen-kogo-ma...

15) Слово «святой» не значит «безгрешный», а значит «избранный» и «освященный» Господом. Так, например, Моисей называет еврейский народ «святым» и в то же время называет его «жестоковыйным», «строптивым», «глупым», «развращенным» и «несмысленным». «Ты народ святой у Господа Бога твоего, говорит Моисей об Израиле, тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). А несколько далее говорит: «Знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе, овладеть сей доброй землей, – ибо ты народ жестоковыйный» (Вт.9:6). Или: «Они (израильтяне) развратились перед Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» (Вт. 32:5–6). Также и ап. Павел в первой главе своего первого послания к Коринфянам называет всех их «призванными, святыми» (2 ст.), а в пятой и шестой главах называет Коринфян великими грешниками, у которых существовали тяжбы брата с братом (6:6), присвоение чужой собственности (6:7–8) и появилось «такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, – что некто вместо жены имеет жену отца своего». «И вы, говорит «святым» Коринфянам Апостол, возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (5:1–2). Св. Апостолы даже себя называли грешниками ( 1Иоан. 1:8 ; Иак. 3:2 ). Теперь ясно, что «святым» в новозаветном Писании называется прежде всего тот, кто «освящен во Христе Иисусе» в св. Крещении ( 1Кор. 1:2 ), кто облекся во Христе в Крещении. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); кто соединен со Христом в Крещении: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:3,5 ); «святым», наконец, может быть назван лишь тот, кто освящен и «спасен баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ), то есть Крещением, – кто в крещении «омылся, освятился и оправдался» ( 1Кор. 6:11 ). Отсюда понятно, что дети коринфских родителей, из которых один верующий, а другой неверующий, называются «святыми» потому именно, что, благодаря верующему родителю, они были крещены, ибо нигде в Писании некрещенные не называются, да и не могут называться «святыми». Поэтому и сектантские дети, неомытые в крещении от первородного греха, не святы, а грешны и «нечисты», ибо во Христа они не «облеклись» в крещении, не «соединились» с Ним, не «омылись», не «освятились», и не «оправдались»; они все равно, что некрещенные дети язычников, пребывающие в рабстве диавола и первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1. Втор. 5, 13 ; Лев. 18, 19 : Почитай отца твоего и матерь твою, люби ближнего твоего, как самого себя. 2. Кол. 3, 20 : Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 3. Сир. 3, 12–15 : Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 4. Сир. 7, 29 : Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 5. Свт. Василий Великий : Благоразумные дети великую похвалу отцам воздают. 6. Свт. Григорий Богослов : Сделаешь добро, если будешь по-доброму повиноваться отцу, и даже если тебе не будет от этого никакой выгоды, награда уже в том, что ты порадовал отца. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Как раб трудись для родивших тебя, ибо что воздашь им за то, что они сделали тебе? Ведь родить снова сам себя не сможешь. 8. Отцы, не заботящиеся о благонравии и целомудрии своих детей, становятся детоубийцами и даже хуже их – настолько, насколько хуже погибель и смерть души, [чем тела]. 9. Св. Кирилл : У христиан первая добродетель – благочестие, чтобы чтить родителей, воздавая трудами родившим их, и прилагать все силы для их покоя. Но даже если и большее им воздадим, в ответ родить их мы не в силах. 10. Необходимо, чтобы дети уступали отцам; но когда подвергается гонению слово истины, да почитается Бог, и пусть Его дело побеждает естественную силу семейной любви. 11. Филон : Бога никто не может чтить достойно, но только праведно; так же и родителям мы не можем воздать равную благодарность, ведь не можем родить их в ответ. 12. Аристотель : Сыну подобает быть рабом или слугой своему отцу, ибо он по природе раб отцу, а отец – раб закону. 13. Исократ : Заботься о своих родителях так, как ты хотел бы, чтобы о тебе заботились твои дети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые. 8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божьим, оправдались ли перед Богом? «Спасены ли баней возрождения и обновлены Святым Духом»? 8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ; Деян. 2:38  и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти, ибо Христос спасает людей «баней возрождения (т. е. Крещением) и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). 9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом Крещении? 9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Иоан. 3:6 ). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть. 10) Какая ждет участь некрещенных? 10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). «Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор, 15:50). 11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу через Крещение и тем губящих их души? 11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). таинствах св. Крещения учили многие св. отцы и учители Церкви: 1) Апостол Варнава так учит о таинстве св. Крещения: «Мы сходим (т. е. погружаемся) в воду (крещения) полные грехов и нечистоты, а выходим из нее с приобретением: со страхом в сердце и с надеждой на Иисуса в духе; получая же отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделываемся новыми, совершенно вновь созданными, так что имеем младенческую душу, как воссозданные духовно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

XI. Семья и дети Сам Христос в своей последней беседе с учениками на Тайной Вечере, где Он установил таинство Евхаристии, упоминает о радости чадорождения: " Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир " (Ин.16:21). И все мы знаем, что " скорбь " , о которой мы быстро забываем после рождения ребенка, - это не только физические страдания, но и все человеческие беспокойства о деньгах, о жизненных условиях, о крыше и куске хлеба, которые неизбежны при численном увеличении семьи. Все эти беспокойства исчезают, когда в семье появляется новое, " свое " существо, нуждающееся в ежеминутной любовной заботе. Нет большей радости, чем появление новой человеческой жизни! Вспомним также отношение Христа к детям. " Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф.18:2-3). Возможно ли вполне понять смысл этих слов, если отказаться сознательно от радости деторождения? Где как не в своих собственных детях можно испытать смысл этих потрясающих евангельских слов: " Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " ? Истинно христианский брак невозможен без прямого и ясного желания обоих родителей испытать эту радость. Брак, в котором дети нежелательны, основан на эгоистической, плотской, а следовательно, и несовершенной форме любви. Человеческая жизнь вся исходит от Бога, поэтому и человек, носящий в себе " образ и подобие Божии " , обладает потрясающей способностью давать жизнь другим. Отказываясь от этой силы и от ответственности деторождения, человек отвергает свое богоподобие, отвергает своего Творца и тем самым искажает свою собственную человечность. Без " образа и подобия Божиих " нет и истинной человечности: нет ее и без сознательного стремления подражать Богу Жизнедателю. В этом один из основных смыслов брачного союза, залог истинного счастья в браке и подлинно христианской семейной жизни, а следовательно, и путь к спасению (1Тим.2:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

« Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его . – Не думай, что Писание без цели обозначает нам число лет: это для того, чтобы ты и из этого познал великое послушание праведника, который, будучи уже в крайней старости, терпеливо перенес боль обрезания ради заповеди Божией. Для того-то в Писании и сделано счисление лет» . Какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для духовного роста Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его . Отталкиваясь от вышесказанного Златоустом, мы заключаем, что и возраст Измаила упоминается в похвалу мальчику, который, видя «странные» действия отца, не смутился и не сбежал, а встал, как говорят, «в общую очередь» и прошел обрезание, вступив в завет с Богом. Таким образом, уточнение: В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его , – указывает на единодушие отца с сыном, когда подросток стремится во всем подражать своему отцу. То есть какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для усердия в послушании и духовного роста. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). «Ведь дети не знают порочности, не умеют воздавать злом за зло, поступать несправедливо; не знают вожделений, супружеских измен и грабежа; верят тому, что слышат; любят всем сердцем своих родителей. Вот потому, возлюбленные, Господь и учит нас тому, что такими, какими они (т. е. дети. – О.С.) являются даром их естества, мы должны стать из страха Божьего, через праведность жизни и любовь к Царству Небесному. Пока мы не станем чужды ко всякому греху, словно малые дети, мы не сможем прийти к Спасителю» . Конечно, в те времена 13-летний подросток воспринимался вполне самостоятельным человеком. И тринадцатилетний Измаил – скорее юноша, чем ребенок. Однако любой возраст является благословением для каждого человека и великой ценностью в глазах Бога! Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1Ин. 2, 12 –14).

http://pravoslavie.ru/105441.html

Ангел, по слову великого Иакова, избавляющий меня от всех враждебных сил, упредит вас на путях ваших. Избавивший пророка Своего из пасти львиной 139 и вас избавит из когтей львиных. Избравший вас Бог сохранит жертву мою от посрамления”. После этих и подобных им молитв богоносный муж обнял за шею Симеона и Иоанна и стал говорить: “Спаси, Боже, спаси их, кто всем сердцем своим возлюбили имя Твое. Ибо Ты, Господь, справедлив и не презришь и не оставишь отказавшихся от суетных дел жизни сей”. А затем снова сказал им: “Смотрите, дети, вы поднялись на страшную и утаенную от людских глаз брань. Но не страшитесь, ибо могуч Бог, который „не попустит вам быть искушаемыми сверх сил». 140 Сражайтесь, дети, чтобы не потерпеть в брани этой поражения, будьте стойки, ибо оружие ваше – святое ваше одеяние. Помните реченное: „Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». 141 И еще о возведении башни: „Не ленитесь, начав эту прекрасную и высокую постройку», то есть свое житие, и да не сбудется на вас: „начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание». 142 Крепитесь, дети мои: брань коротка, но славен венец, труд – на время, а отдых – на века”. Между тем шли часы, и уже ударили в било, 143 когда Симеон и Иоанн готовились выйти; тут Симеон отвел игумена в сторону и сказал ему: “Ради Бога, отец, помолись, чтобы Господь уничтожил память о жене у брата моего Иоанна; да не покинет он меня по подстрекательству диавола, и да не погибну я от тоски по нем и от разлуки с ним. Помолись, отец, заклинаю тебя Богом, чтобы Господь утешил отца его и он не тревожился о нем”. Старец удивился любви его к брату и ничего не ответил ему. Авва Иоанн в свою очередь отвел игумена в сторону и взывал к нему так: “Бога ради, отец, не забудь брата моего в своих молитвах, чтобы он не покинул меня из-за сострадания к матери своей и в гавани мне не привелось потерпеть кораблекрушения”. И вот, когда он это сказал, игумен, пораженный их любовью друг к другу, наконец говорит им: “Идите, дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010