Наследство Вызвался богач и представляет резон, почему убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство». Правда, не должно детей оставлять. Требует того естественная к детям отеческая любовь. Ближе тебе дети твои, нежели другие. И плохо и бесчеловечно делает тот, который, оставив домашних без хлеба, питает других. Итак, не оставляй детей, но не оставляй и убогих, которые просят у тебя милости ради Христа, за всех и за тебя умершего. Люби детей, но Христа, Который у тебя через убогих просит, не только более детей, но и более себя люби. Но притом внимай следующему предложению: 1 . Если хочешь оставить наследство детям, неизвестно, детям ли оно достанется или врагам твоим. Ибо часто бывает, что имение чужим достается по смерти, а не тем, кому желаем при жизни нашей. 2 . «Неизвестно, – говорит свт. Василий Великий , – будет ли им полезно оставленное богатство твое» (В Слове к богатым), поскольку многие дети оставленным им отеческим имением развращаются и погибают временно и вечно. 3 . Душа твоя ближе тебе и дороже должна быть, нежели дети твои: должен ты более о ней заботиться, нежели о детях. Ибо с нею ты вовеки будешь – или в жизни вечной, или в муке вечной, а дети твои до тех пор твои, пока на свете этом с ними живешь, хотя и при жизни твоей они более Божии, нежели твои, как и сам ты. 4 . Дети, и без наследства оставшись, могут нажить имение, как и ты нажил. Ибо Бог, Который тебе дал, может и им дать. А душа, тобою оставленная, у кого найдет милость, когда и заповедь Божию презираешь, и милости к ближнему не показываешь? 5 . Дети твои имеют Промыслителя общего – Бога, Который обо всех промышляет. Его Промыслу, как себя, так и детей вверяй, а не на богатство погибающее надейся, отчего апостол отвращает, и детей тому же учи, чтобы уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6, 17 ). 6 . Нет лучшего наследства, чем чтобы дети твои наследовали твою добродетель и нравы добрые, чтобы от тебя, отца, научились милость творить ближнему; видя тебя, родителя своего милостивого, и сами бы милостивы были. Это наследство старайся им оставить. Постарайся воспитать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ), как апостол учит. А если без наставления этого оставишь их, то и богатство твое, им в наследство оставленное, также мечом будет, которым сами себя погубят, и сам ты перед судом Божиим повинным явишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Содержание    Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. Ефесскому: чадо Тимофее! «учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией » (Иак. 1:19—20).    Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лук. 8:5—8). Семя есть истинное слово Божие, а земля — сердца человеческия. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от котораго да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истиннаго слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Матф. 13:8).    И опять другую причту предлагает Господь в Своем Евангелии: был некоторый хозяин дома; он насадил виноградник, обнес его оградою, построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время. Человек есть Христос Бог наш; Он с людьми жил ради нашего спасения, и по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель, ап. Павел (Евр. 4:15). Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, — во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста (1Иоан. 2:22). А «виноград насади» — это человечество. И «оплотом огради» — божественным законом. «Созда столп» — божественныя церкви. И «ископа точило» , т. е. пролил честную Свою кровь, ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия небеснаго. «И поручил его виноградарям », т. е. св. апостолам и св. отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащим образом, и, научивши людей закону Божию, могли сказать во время втораго пришествия Христа Бога нашего: «Господи! вот — мы и дети, которых Ты дал нам» (Ис. 8:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

Детям нравится отдыхать в православных лагерях Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым Леонид Виноградов – Константин Сергеевич, какие летние лагеря проводит ваша организация в этом году? – В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное – в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря. – Вы берете в лагерь только воцерковленных детей? – Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма – дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили.

http://pravoslavie.ru/4568.html

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Куда попадают дети, которые умерли до рождения (не крестились от “воды и Духа”)? 366 04.04.2024 Дети Из вопроса “все ли дети попадают в рай”, прочитав комментарии (в большинстве своем, авторы которых придерживаются одной из трех основных позиций Церкви “об участи некрещенный детей” — так называемая “юридическая позиция”. На сколько мне известно, догматически этот вопрос не решен), и прочитав другие материалы: на сайте “Азбука веры” “19. Где пребывают души убитых во чреве младенцев и какой будет их участь на Страшном Суде?”  и толкование к стиху Ин.3:5   которые, в той или иной степени противопоставлются данным комментариям. Ответы на вопрос: “Куда попадают души нерождённых младенцев?”   я тоже читала. Так-же о наследии и ненаследии говорят священники в разных источниках, например: экзегет.ру. (говорят о непостежимости данного вопроса и больше склоняются к тому, что “дети наследуют Царство Небесное”. Свт. Феофан Затворник : «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки, и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех». Возникает следующий вопрос: Где правда, в чем вина ребенка, и почему некоторые считают, что ребенок, “не видя белого света”, должен оказаться навсегда в аду, “родиться в аду”? 7 Ответов Здесь системно рассмотрен этот вопрос. Об участи младенцев, умерших некрещёными . Правильнее рассматривать участь таких детей, как неполноту бытия. Примером может быть наш мир: мы не святые и наша жизнь не полна, но есть святые, которые обрели полноту земной жизни. Кажется, Вы воспринимаете бытие в аду только как наказание за личные грехи, а пребывание в аду — лишь в контексте евангельских мук (червь, огонь, тьма и проч.). Отсюда и рай понимается как место пребывания людей, которые не совершили личных грехов. Но это механистическая, крайне упрощенная позиция, которая отвергает предведение Божие и Его Промысл, а также смысл взаимоотношений Бога и человека. Возможно, мои слова покажутся Вам резкими, в таком случае прошу меня простить.

http://azbyka.ru/vopros/kuda-popadajut-d...

В декабре прошлого года на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Алексий сообщил, что с сентября 2009 года в школах вводится новый предмет, который будет рассчитан как на православных, так и на неправославных детей. Что значит преподавать основы Православия детям из неверующих семей, мы обсуждали с Еленой Михайловной РОГАЧЕВСКОЙ, учителем ОПК в московской школе «Знак». 16 лет назад она стала вести в светской школе модный тогда предмет без учебников, пособий, с нуля. С тех пор она получила богословское образование, а школа стала православной. Неверующие: дети, родители, учителя – Елена Михайловна, вы сталкивались с негативной реакцией детей (или родителей) на уроки православной культуры? – Захожу я в класс на свой урок, и вдруг кто-то выкрикивает: «А я не верю в Бога». А я еще «здравствуйте» не успела сказать. Я говорю крикуну: «Не веришь? Хорошо. Твое личное дело. Но я же не кричу тебе с порога: а я верю, и не вхожу с этим криком в класс». Ребенку всегда хочется себя как-то проявить, и его нельзя ни в коем случае отталкивать, показывать, что ты осуждаешь его, что он – «белая ворона». Бывает, дети говорят: «А я не верю в Бога, и мама моя не верит». Я отвечаю, что мы здесь на уроке не выбираем веру, как князь Владимир ее выбирал, а узнаем, как жила наша страна. Вот если я тебе об этом расскажу, и ты после этого захочешь выбрать православную веру, я буду рада, не захочешь – это твое право. Родители, которые приводят детей в нашу школу, часто сами еще не воцерковлены, но считают, что Православие скорее хорошо, чем плохо. Они считают, что мы «плохому» не научим, дети будут меньше ругаться матом. У нас есть некрещеный мальчик во втором классе, который страшно грустит – у всех крестики, а у него нет. Я ему говорю: «Леня, да не горюй ты, я крестилась в 35 лет, мой папа крестился в 70, так что у тебя все впереди». На уроки в старших классах у меня даже мусульмане ходили, и очень здраво рассуждали по нравственным вопросам. Я считаю, можно преподавать ОПК в культурологическом, искусствоведческом ключе. Ребята порой настораживаются, если предмет называется «основы Православия», им кажется (иногда верно), что это агитация. Здесь надо крайне бережно объяснить, что это наша традиционная культура и знать ее так же важно, как ирландцам – ирландскую, китайцам – китайскую, что православная культура – это часть мировой культуры, которой в школе уделяется мало внимания. Когда я пришла в обычную школу вести ОПК, мне дали седьмой класс, и я спросила: «А кто Русь крестил?» Ответы были – от Петра I до Наполеона. Похоже, историки просто не успевают давать эту тему подробно, вот она и не откладывается у детей в головах.

http://pravoslavie.ru/36695.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему умирают дети? Как объяснить это людям, которые обвиняют в этом Бога или в обиде отворачиваются от Него? Похожие вопросы 6 Ответов Вряд-ли людям, находящимся в таком эмоциональном состоянии, нужно что-то объяснять. Молитесь за них, окружите их любовью и заботой, большего в данной ситуации не требуется. С уважением, Люди грешны, даже дети. Вы спросите, а как же дети грешны? А если бы не грешны, то грех в мире бы отсутствовал. Но мы видим обратное — войны, обманы, жадность, блуд, всё сделано бывшими детьми. Игрушки стреляют, летят в головушки милых сверстников, лопатки пуляют песок в глазки, ссоры и агрессия как метод отъёма чужого, воровство маминых конфеток, капризы против бабушек, а кошки боятся за целостность своих хвостов. Потому, все мы законно смертны Ответ на этот вопрос предполагает верующего человека, убежденного в бытии Бога и доверяющего Творцу. Потому что истинная причина смерти детей — Промысл Божий, попускающий произойти каким-то внешним событиям, приведшим к смерти. При этом Бог знает будущее и прошлое детей и родителей. В будущем ребенку было бы жить неполезно, потому что он согрешил бы. Для родителей смерть ребенка стала наказанием за их старые грехи и поводом к покаянию и переоценке своих взаимоотношений с Богом. Все это одинаково относится к выкидышам и мертворожденным детям. Последний наместник Троице-Сергиевой лавры прпмч. Кронид (Любимов) рассказывал прекрасный пример предведения Богом будущего, из-за чего рано умерла всем замечательная юная девица: В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумевшая, от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то безсознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. БожияМатерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива. »

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-umirajut...

Двадцать первый день. Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 10 . (О почтении детей к своим родителям и о почитании Царской власти). I. В нынешний высокоторжественный день восшествия на прародительский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, истинного Отца отечества, которого все его верноподданные, как послушные и любящия дети, должны почитать и которому должны во всем оказывать покорность, как требует того слово Божие, св. церковь , совесть, здравый разум, личная польза каждого и благо государственное, уместно будет, братие мои, побеседовать о почтении детей к родителям. Если дети научатся почитать родителей, то они будут не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго. II. Родители должны быть некоею неприкосновенною святынею, к которой дети не смели бы касаться ни делом, ни словом, ни даже помыслом сколько-нибудь непочтительным. а) Этого требует, во-первых, высочайшая важность сана родительского. Откуда в людях звание родительское? Апостол Павел отвечает, что «от Бога получает имя всякое отечество, как на небесах, так и на земле» ( Еф. 3, 15 ), т. е. первый Отец и ангелов и человеков есть Бог. Итак в отношении к людям хотя дети раждаются от родителей, но первый и высший отец их есть Сам Бог, Отец всяческих. В самом деле, сами ли собою родители рождают детей? Если сами собою: то почему-ж иные хотели бы иметь детей, но не рождают, иные желали бы сократить число детей, но рождают; третьи, после долговременного бесплодия, просят детей у Бога и выпрашивают; четвертые и долго просят и во всю жизнь не получают? Нет, не родители сами собою рождают детей, но Сам Господь чрез родителей, как чрез живыя орудия промыслительного Своего творчества, их создает и рождает, как и исповедали к Богу Иов и Давид: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Иов. 10, 8 ; псал. 118, 73), так что Отец человеков в смысле прямом и собственном есть Бог, как преимущественно называл Его Сам I. Христос; а люди называются их отцами и матерями, только как действующия в деснице Божией орудия их создания и рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2015 19 мин., 29.06.2015 1-я страница обложки –- рука кукловода, нити от которой протянуты к очертаниям находящегося далеко внизу современного города, и надпись: «Человек – игрушка Бога?» (в коллаже на обложке фото Владимира Ештокина и janina.mia). См. в разделе «Вера» статью Александра Ткаченко «Человек – игрушка Бога?» (С.32-39). Пролог :          (на заставке фото shellebop, www.flickr.com) Иван Елагин . « Неслышно входит городское лето…» . Стихотворение. 1967//Фома. - – июнь 2015. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Царство любви. Про узы, которые не сковывают . Фото Наталии Федоровой//Фома. - – июнь 2015. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Восточное путешествие отца Константина. Как католик-иезуит стал русским монахом . [Беседа с иеромонахом Константином ( Симоном ). В этом году он, профессор богословия, бывший католик, член иезуитского ордена, принял постриг в православном Высоко-Петровском монастыре]. Беседовала Валерия Михайлова . Фото Станислава Марченко, Владимира Ештокина, послушника Богдана Семенюка и фото Ludvig14//Фома. - – июнь 2015. – С.6-12. – (рубрика « Интервью номера »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Сергей Лукьяненко , писатель//Фома. -    – июнь 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.13. Тема номера. Дети за 30: Арсений Русак , заместитель главного редактора. Дети за тридцать. Что такое инфантилизм и как с ним справиться. [Вступление к теме]. Иллюстрации Frits Ahlefeidt-Laurvig//Фома. - – июнь 2015. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Дети за 30 »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Сергей Лукьяненко , писатель//Фома. -    – июнь 2015. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Аркадий Рогозянский . Вселенная-26. Каким человек выйдет из жестокого эксперимента над собой? Иллюстрации Frits Ahlefeidt-Laurvig//Фома. - – июнь 2015. – С.16-21. – (рубрика « Тема номера. Дети за 30 »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-146-...

«Если бы ещё лет тридцать назад мне бы сказали, что в газетах появится рубрика «Православие», что у Церкви будет возможность свидетельствовать о Христе открыто, используя достижения современной науки (про интернет тогда еще никто не слышал), что будут выходить православные журналы, я бы, наверное, воспринял это, как издевку и долго и грустно смеялся, — Михаил Чавчавадзе улыбается, — Все-таки радостно видеть, что жизнь меняется к лучшему. Впрочем, не меняется, наверное, а возвращается к основам...» Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе вспоминает о прошлом со свойственным ему неиссякаемым юмором, но его собеседник чувствует: за добрым смехом и улыбкой скрываются годы тяжелейших лишений. Это сейчас Михаил Михайлович Чавчавадзе руководит театром, который знают и в Европе, и в России. А несколько десятков лет назад... «...Если этот Чавчавадзе будет вас снова угощать булочками, то имейте, дети, в виду, что делает он это для того, чтобы всех вас затащить в церковь! А вы – пионеры Вологды — скажите ему: “Мы, хоть и твои одноклассники, но с теми, кто не пионер, не разговариваем!” Вся их семья, дети, очень подозрительная. У нас ведь кого попало не посадят. А эти — ссыльные, хоть и бывшие. Не верьте им!» Это, между прочим, цитата из бесед по «политическому воспитанию», которые проводились с учащимися вологодской школы СЖД 8 в конце 50-х годов. «И бесед таких было множество, — говорит Михаил Михайлович. — Булочек, впрочем, тоже! Правда, дети были человечнее идеологии и делились друг с другом всем, что было». А «ссыльной, хоть и бывшей» семья Чавчавадзе действительно была. Потомки российских беженцев времён революции и Гражданской войны, они приехали в СССР из Парижа сразу же после окончания Великой Отечественной. Поверили пропаганде: мол, в СССР никого уже теперь не преследуют. Однако возвращение обернулось для всей семьи горем, тюрьмой, пытками, унижением, ссылкой. Но, к чести этой семьи, и родители, и дети не пали духом, не сломались, не стали унывать, — они всеми силами помогали окружающим их людям. Несмотря на постоянную угрозу новых гонений, они умели отстоять честь и достоинство.

http://pravoslavie.ru/61958.html

Пост и дети Презентация новых книг Анны Сапрыкиной и дискуссия на тему «Как провести Великий пост вместе с детьми» (+ВИДЕО) В марте издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» , порталом Православие.Ru и Марфо-Мариинской обителью милосердия была организована онлайн-встреча с Анной Сапрыкиной – автором книг о православном семейном воспитании. Анна познакомила с новыми изданиями, подготовленными ею и выпущенными издательством «Вольный Странник». Это «Настенный календарь на Великий пост» и «Дневник на Великий пост для детей и подростков» . Но встреча была не только презентацией новых книг. Разговор шел вообще о том, как организовать пост для детей, как сделать так, чтобы Великий пост ощущался детьми как особое время в жизни семьи и Церкви. Гостями встречи были протоиерей Максим Первозванский – клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, отец девятерых детей; Наталья Москвитина – генеральный директор благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь», мама четырех детей, автор и ведущая программ на телеканале «Спас»; Алина Бабкина – жена священника, психолог, блогер, мама троих детей. Анна Сапрыкина ответила и на вопросы пришедших на эту встречу. Показать суть и время поста наглядно Анна Сапрыкина : – С древних времен, с тех пор, как пост вообще появился в человеческой культуре – а пост известен с ветхозаветных времен, – это было особенное время, и участие в этом особенном деянии принимали не только взрослые, но и дети. Даже маленькие дети. А святитель Иоанн Златоуст обращает внимание: в Ниневии (куда плыл Иона, попав во чрево кита), когда начали поститься жители этого города, чтобы умилостивить Бога, дабы отвел Он справедливое наказание от них, то постились не только младенцы грудные, но даже и скот постился. Мы не будем говорить о том, что детей надо морить голодом, мы будем говорить в первую очередь о том, как рассказать детям, даже маленьким, о посте, как сделать Великий пост действительно особенным временем в жизни семьи. Как можно это сделать. Не как нужно, не как положено, а какие могут быть варианты – хочу сразу это подчеркнуть. По опыту моей семьи, семей моих друзей. А может быть, и пришедшие на эту встречу что-то расскажут и о своем опыте.

http://pravoslavie.ru/138246.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010