Верны ли мы? Почему порой кажется, что жертва новомучеников напрасна Есть места в России, где это до сих пор чувствуется особенно остро 10 февраля, 2019 Есть места в России, где это до сих пор чувствуется особенно остро Как нам живется в стране, где в названиях станций, улиц, площадей и городов по сей день запечатлены имена тех, кто завел на долгие годы и десятилетия эту страшную машину уничтожения себе подобных? И как ничтожно малы голоса тех, кто об этом говорит. 10 февраля  Церковь празднует собор новомучеников и исповедников Российских. Размышляет священник Андрей Мизюк. Так сложилось, что я вот уже почти десять лет служу в храме, настоятеля которого ровно сто лет назад, в октябре 1919 года, расстреляли  на городском кладбище вместе в Вольским викарием епископом Германом и еще более чем десятком людей. Так называемое «дело саратовского духовенства», которое велось с 1918 по 1919 год, контролировал лично один из вождей большевиков Лев Троцкий, а закончилось оно этим страшным и скорым расстрелом на окраине городского Воскресенского кладбища. Соседние с Саратовом Царицын и Воронеж к октябрю 1919 года уже были заняты армиями Врангеля и Деникина. Город ожидал наступления соединений добровольческой армии, а в связи с этим ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти». Среди тех саратовцев, казненных в ночь с 9 на 10 октября, оказались и представители духовенства. Так приводился в действие учрежденный в России Троцким «красный террор». Очень интересно у нас на старом Воскресенском кладбище. Вот уже сорок лет оно не действует, там не производятся захоронения, в выходные дни или на родительские субботы туда приезжают уже взрослые внуки и правнуки тех, кто там лежит. Их немного, этих живых. Большая часть захоронений уже и сама замерла в одиночестве и времени, у многих зде лежащих уже и не осталось живых и не забывших их. Поэтому в некотором смысле это кладбище — уже скорее мемориал, место памяти. Слезы уже выплаканы, скорбь прожита, а вместе с ней и жизнь самих скорбящих, которые по своему уходу упокоились в иных, новых местах.

http://pravmir.ru/vernyi-li-myi-pochemu-...

Что важнее — прощать или просить прощения? Каков смысл Великого поста? Как относиться к прощению? Причиняют ли мои грехи вред окружающим? Что такое евангельское сознание? Размышляет епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Каждый год Церковь готовит нас к  Великому посту в одном порядке — Неделя о блудном сыне, затем — Неделя о Страшном суде. Все они создают для поста определённое настроение. Сейчас у нас последняя неделя перед постом — Масленица. Она скоро закончится. Конечно, Масленица — это не то время, когда нужно веселиться и наесться на весь последующий пост. Масленица с точки зрения христианской — это, наоборот, снижение празднеств, начало, может быть, пока не очень строгое, воздержания от пищи. Затем следует вхождение в пост, граница которого — примирение друг с другом, предшествующее примирению с Богом. Пост предназначен в том числе и для того, чтобы мы вернули себя на стезю служения Богу. Мы призваны служить Богу, но иногда забываем о своих долгах перед Богом и перед ближними. Пост напоминает нам об этом. Пост — это десятина года. Как и всякая десятина, это-то, что мы должны вернуть Богу. Получив от Него жизнь и всё, мы хотя бы десятую часть нашей жизни, нашего имущества освящаем, возвращаем Богу — как правило, через Церковь. Как написано в притче: «Всё, что сделали одному из малых сих, то Мне сделали». Поэтому мы можем послужить Богу через ближнего. Во время поста и делая богоугодные дела, мы возвращаем Богу наши долги. Граница вхождения в пост — примирение, прощение. Заповедь гласит: когда идёшь к Богу, прежде всего, примирись со своим ближним, и тогда твоя жертва будет принята. «Как нам прощать?» Мне кажется, это вопрос неправильный. «Как нам испросить прощение?» — потому что у нас вообще не должно возникать претензий к кому бы то ни было. Когда Бог пришёл, он перевернул многие ориентиры в жизни людей. Он взял ответственность на Себя. Как мне простить? Но если я считаю, что в чём-либо виноват, что несу ответственность за что-либо, что произошло, мне не у кого и просить прощения .

http://pravmir.ru/episkop-kamenskij-i-al...

1. Одним из самых ярких показателей глубины современного кризиса является участие или, по крайней мере, заинтересованность в нем христианской Церкви. В одних странах, как жертва, в других, как соработница, в третьих, как, голос оценивающий совесть, но Церковь повсюду вовлечена в политику, вовлечена в узел кажущихся неразрешимыми экономических, социальных, национальных проблем. Это дается Церкви не легко. Мы очень далеки от тех теократических времен, когда Церковь брала на себя ответственность за все, совершающееся в мире. За последние четыре века – века индивидуалистической культуры, – религия привыкла удовлетворяться отведенным ей местом и кругом вопросов личного спасения, Сделавши «из неволи добродетель» она даже полюбила эту свободу от мира, эту жизнь в разреженном воздухе чистой молитвенной духовности. Правда, платой за эту «чистоту» духа было безоговорочное принятие сложившихся общественных отношений в миру. Никогда в своем героическом прошлом Церковь не была так связана с господствующими группами и формами общественной жизни, как в эти века духовного индивидуализма. Цена казалась не слишком дорогой; отдать «кесарево кесарю», отказавшись от мечты о христианском его перевоспитании, и ограничиться делом спасения. В той или иной степени это относится ко всем христианским исповеданиям, хотя по-разному понимается ими спасение и не похожи чеканящийся на динариях обличия Кесаря. Аполитизм в Церкви нарушался обыкновенно лишь тогда, когда приходилось защищать кесаря от его противников; абсолютную монархию от либерализма и демократии, капиталистическую систему от социализма. Эта защита совершалась по наивной уверенности в прочности, «богоустановленности» сложившихся порядков и не столько, быть может, из чувства сервилизма, сколько в интересах – конечно, ложно понятых – все той же духовной свободы. Какими бесконечно далекими от нас кажутся эти времена, хотя в России их отделяют от нас каких-нибудь два десятилетия. В мире нет уже ни одной абсолютной монархии и ни одной страны, где капитализм представлял бы живую, действующую систему, а не ее хаотические обломки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

...В те дни однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу. Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их " . Можно сказать, что особым образом пожелание владыки Зиновия сбылось. Есть теперь в Петербурге храм, посвященный блокадным страдальцам, в котором находится и икона равноапостольной Нины. Ежегодно в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в день ее памяти совершается Божественная литургия с прославлением св. Нины и молитвами о погибших в годы блокады. 27 января на торжественное богослужение в Успенский храм собираются многие жители нашего города, пережившие скорбные дни блокады, а торжественное богослужение часто возглавляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В Успенском храме собираются свидетельства о церковной, молитвенной жизни блокадного города, которая долгие годы была сокрыта. А ведь в городе на Неве не прекращалась литургическая жизнь, в десяти действовавших на начало войны православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Во время блокады в Ленинграде были действующими следующие православные храмы: Николо-Богоявленский собор, Князь-Владимирский собор, церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище, церковь св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церковь на Шуваловском кладбище, церковь вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, - подчинявшиеся митрополиту Алексию (Симанскому); а также относившиеся в начале блокады к обновленцам - Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Князь-Владимирская церковь пос. Лисий Нос; и в Свято-Троицкой церкви в Лесном находилась уцелевшая община иосифлян. Во время блокады Ленинграда обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовный переворот Сергея Есенина Глава из новой книги 25.08.2015 1593 Время на чтение 18 минут Как уже сообщалось на РНЛ, в Москве, в издательстве Сретенского монастыря, издана новая книга известного рязанского православного писателя Игоря Евсина «Сергей Есенин. Путь к Богу» . Данное издание является наиболее полным собранием исследований автора о судьбе и вере великого русского поэта. Игорь Евсин занимается обозначенной темой более десяти лет. За эти годы Игорь Васильевич издал три книги по этой теме. Вышедшее в Сретенском монастыре издание объединяет все эти книги. Предлагаем вашему вниманию главу из новой книги Игоря Евсина. Чтобы понять, что же за духовный переворот произошел с Есениным в 1917 - 1919 гг, необходимо осознать, что произошло тогда со всем русским народом, без которого он себя не мыслил. Ведь, как правильно заметил А.В. Гулин: «Законы духовной жизни, те, что направляют судьбу каждого народа и человека, едины для всех - национального гения или простого смертного... Есенин делал выбор под стать миллионам современников». А миллионы современников сделали тогда выбор в пользу социалистической революции. Священник Сергий Рыбаков в своей статье «Сергей Есенин и русская революция» заметил: «Русский народ в революции выступил сразу в нескольких ипостасях: он и виновник, он и жертва, он и свидетель инородного и иноверного бесчинства». Конечно перемена мировоззрения в народе произошла не в одночасье и не случайно. Советский литературовед В. Базанов в книге «Сергей Есенин и крестьянская Россия» говорил: «Еще... в декабристских воззваниях и «республиканских катехизисах» говорилось, что Бог создал человека свободным, но земные тираны похитили свободу у него. Отсюда делался вывод: русский крестьянин имеет право на борьбу с самодержавием и помещиками... Революционные народники, участники героического «хождения в народ», откровенно использовали Священное писание в пропагандистских целях... Русские социалисты-утописты XX столетия... использовали идеи раннего христианства для пропаганды собственных освободительных идей... В прокламации «Русскому народу» внушалось крестьянам: «По учению Иисуса Христа люди равны. И великая награда тому, кто постоит за равенство и свободу».

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/26/...

ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая, 2007. Редакция " Правмира " Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В кафедральном храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему. Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в двадцатом столетии один из самых трагических периодов в своей истории. Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине. Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

Приложения I. Приложение к молитвам об усопших Замечания о поминовении усопших Кроме домашней молитвы, есть ли у нас еще какие средства помогать умершим во грехах? Кроме домашней молитвы, у нас есть еще и другие средства помогать умершим во грехах. Это: молитва церковная, особенно соединенная с принесением бескровной жертвы на литургии, и благотворения в память их. Каким образом помогает умершим во грехах молитва о них на литургии и благотворения? На литургии, на св. престоле Сам Господь таинственно приносится в жертву за усопших и тем подвигает Свое Божественное милосердие простить грехи их. На литургии частицы, вынутые из просфор в память усопших, погружаются в животворящую кровь Христову с молитвою: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Милостыня очищает всяк грех ( Тов. 12, 9 .), Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Матф. 5, 7 .), говорится в слове Божьем о милостыне. Благотворение в память почивших от родных и знаемых имеет значение, как бы сами почившие совершали эти добрые дела, и вместе с тем умножает число молящихся о спасении душ их. Укажите примеры пользы умершим от поминовения их: а) от домашней молитвы, б) от поминовения на литургии и в) от милостыни. Примеры пользы умершим от поминовения можно указать следующие:      1) От домашней молитвы. Некто из богоносных отцов, рассказывает св. Иоанн Дамаскин , имел ученика, жившего в беспечности, который в состоянии сей беспечности и умер. Старцу желалось узнать участь ученика в загробной жизни. Он слезно молил о том Бога, и Бог показал ему в видении ученика в пламени до шеи. Старец усилил молитву об ученике, и Господь показал ему юношу в огне по пояс. Старец к прежним молитвенным трудам приложил новые труды, и Господь наконец показал ему юношу совершенно избавленным от пламени. (Сл. о почивш. в вере) 2) От поминовения на литургии. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился один умерший христианин и просил совершить за упокой души его бескровную жертву, и при этой просьбе прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то в знак сего он уже более не явится ему. Священник исполнил просьбу, и нового явления не было (1 кн. гл. 55.) 3) От милостыни, раздаваемой в память усопших. У блаженного Кир. Луки был родной брат, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей; так и умер. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит он душу брата во власти злых духов. Между тем в келье умершего найдены были деньги и вещи; из чего старец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Милостынька Предисловие Десять лет назад Господь даровал мне встречу с Тамарой Павловной Кракаянц — замечательной женщиной, «современной блаженной Ксенией», двенадцать лет прожившей в сарае на Немецком кладбище и на собранную милостыньку восстановившей множество заброшенных могил. Познакомились мы после того, как я написала рецензию на документальный фильм «Прощеное воскресенье», в котором рассказывалось о подвиге Тамары Павловны. Статья была напечатана в «Православной газете», матушка позвонила мне и пригласила приехать к ней в гости в Москву, в храм свв. апп. Петра и Павла на Сербском подворье. При встрече Тамара Павловна подробно рассказала мне о своей судьбе и вручила несколько магнитофонных кассет с записью духовных стихов, которые она сама поет. По горячим следам я написала статью, а потом еще и главку в книге воспоминаний о встречах с современными подвижниками — «Жертва вечерняя». Прошло немало лет, и появилась настойчивая потребность рассказать о той жизни, которая ушла невозвратно — о деревенском бытии до его полного развала, о советских трудовых буднях и о «весне духовной» конца 1980х — 1990х годов. Не случайно, видимо, «под руку» попались кассеты с записями песнопений Тамары Павловны. Когда я стала их в очередной раз слушать, то они вдохновили на написание этой книги. Поначалу она задумывалась как чисто документальная и биографическая — автор собирался ограничиться достоверным рассказом о судьбе «современной блаженной Ксении». Но потом, когда оказалось, что в рассказе Тамары Павловны отсутствуют подробности и детали, очевидным стало, что ограничиться фактами не придется. Так в канву документального повествования — о детдомовском бедовании во время войны, о скитаниях по стране, о жизни по найму в деревенских семьях, о работе в Москве и поездках в монастыри — вплелись вымышленные художественные подробности. В первой части это все, что касается деревенской жизни. Автору захотелось пропеть «гимн деревне», где на протяжении десяти лет проживались все летние месяцы. Во второй части это подробности восстановления возвращенных Церкви святынь.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

ЦВ 3 (280) февраль 2004 /  10 февраля 2004 г. Блокадная молитва 27 января, в день 60-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в православных храмах Санкт-Петербурга были совершены панихиды по погибшим в годы блокады. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию и литию по погибшим в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Архиепископ Тихвинский Константин со священнослужителями Санкт-Петербургской епархии отслужил литию на Пискаревском мемориальном кладбище, где в братских могилах захоронены более 500 тысяч погибших жителей блокадного города. День завершился панихидой, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении духовенства в Исаакиевском соборе. Многие годы блокада Ленинграда являлась одной из знаковых тем советской идеологии. Утверждалось, что город выстоял благодаря особым качествам характера советского человека. Затем, во времена всеобщих разоблачений, под рубрикой «неизвестная блокада» стали всплывать факты бесчеловечности, имевшие место в осажденном городе. Но по-прежнему в тени оставалось то, что блокадный Ленинград верил и молился, что здесь не прекращалась литургическая жизнь, а в десяти православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. Во время блокады богослужение совершалось в Николо-Богоявленском соборе и соборе св. равноапостольного князя Владимира, церкви Свт. Николая на Большеохтинском кладбище, церкви св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церкви на Шуваловском кладбище и церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, которые подчинялись митрополиту Алексию (Симанскому). Еще несколько действовавших в начале блокады храмов — Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, храм св. кн. Владимира в пос. Лисий Нос — относились к обновленцам. В Свято-Троицкой церкви в Лесном существовала уцелевшая община иосифлян. Во время блокады все обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/blokadnaya_m...

Воскресни, Гди, спаси м, Бже мой. Гдне cnacehie и на людхъ Твоихъ блrocлobehie Тво. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Аллилуя. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Аллилуя. Служите Господу со страхом, и радуйтеся пред Ним с трепетом. Аллилуя. Блаженны все надеющиеся на него. Аллилуя. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой. Аллилуя. От Господа спасение, да будет над народом Твоим благословение Твое. Аллилуя. значит: хвалите Бога. Гди, воззвахъ 100 къ Теб, услыши м. Оуслыши м, Гди. Гди, воззвах к Теб, услыши м; вонм 101 глас моег, внегда 102 воззвати м къ Теб. Оуслыши м, Гди. Да исправитс молитва мо, к кадило предъ Тобою, воздние 103 рк моею 104 , жертва вечерн. Оуслыши м, Гди. Господи! я взываю к Тебе! услышь меня. Услышь меня, Господи! Господи, я взываю к Тебе, внемли гласу молитвы моей; когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое,– возношение рук моих, как вечернее приношение. Услышь меня, Господи. Что выражается пением этих псалмов? Недолго люди блаженствовали в раю, они согрешили и изгнаны были оттуда за то. Господь по милосердию своему обещал людям возвратить рай за веру, покаяние и добродетель. В начале вечерни воспоминается и это. Покаяние, молитва о спасении и надежда на спасение согрешивших людей и слышится в стихах псалмов: Блаженъ мжъ и Гди воззвахъ. Поясните слова: Да исправитс … жертва вечерн. Да исправитс … жертва вечерн. У евреев, по закону Моисееву, в ветхозаветное время вечером каждого дня приносилась жертва вечерняя, которая обыкновенно соединялась с поднятием рук кверху и каждением. Слова сии и указывают на это. Между тем самые ветхозаветные жертвы были образом новозаветной жертвы И. Христа на горе Голгофе за спасение людей. Так как известно, Господь обещал согрешившим людям Спасителя. Чтобы они не забывали сего обещания, для постоянного напоминания, повелел им приносить жертвы. Как жертвенное животное закалали, и проливалась кровь его; так и обещанный Спаситель имел быть умерщвлен на кресте и пролил кровь Свою, за спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010