Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ): «Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил , — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни» . И далее: Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24). Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное). Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего ? Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

http://pravoslavie.ru/101713.html

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36 ; Лк. 8: 49 ). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20 ) или наблюдатель (евр.: хазан). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» ( Лк. 4: 28–29 ). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» ( Мф. 12:14 . После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» ( Лк. 13:14 . Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» ( Мф. 9:18 . История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» ( Ин. 15:23 . В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:6,22 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сложнее с другим. Почему эта ненависть переносится потом на апостолов и первые поколения христиан? По сути дела, вся история Церкви – это история открытых или скрытых гонений. Открытых – как в Римской языческой империи или в десятилетия тоталитарной власти в нашей стране, скрытых – когда при видимом благоприятствовании христианству дух века сего, мир продолжает ненавидеть Церковь. И вот здесь мы должны неизбежно прийти к принятию одного онтологически, то есть сущностно, неизбежного и очень важного тезиса. Утверждение Священного Писания о том, что мир во зле лежит (см.: 1 Ин, 5:19) и что мир в этом смысле слова Христу, Его Церкви антитетичен, противоположен, противонаправлен , подтверждается всей историей христианства и всей историей Церкви. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин, 15:18–19), – говорит Сам Спаситель, и эти слова подтверждаются на протяжении двух тысяч лет. Впрочем, подтверждаются и другие: мужайтесь: Я победил мир (Ин, 16:33). Эта победа начиналась именно тогда, когда Сам Богомладенец, еще лежа в колыбели (в яслях, вертепе), встречается с человеческой злобой, но побеждает ее Своей всепрощающей любовью. И нам, христианам, заповедует отвечать выходить ей не ненавистью и не ответной злобой, но даром смиренной любви. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее Лк.18:10-14 Это воскресенье по церковному календарю – первое из череды подготовительных воскресных дней перед началом Великого Поста. По тому отрывку, который мы только что слышали, оно называется воскресеньем, или, по-славянски, Неделей о мытаре и фарисее. И посвящено двум людям, которые, как рассказывает апостол Лука, вошли в ветхозаветный Иерусалимский храм помолиться и молились несколько различным образом. Фарисей в молитве Бога благодарил за себя, за то, что он хороший человек, не грабит, не обижает, не прелюбодействует. И тут он не удержался от того, чтобы даже в молитве сказать «как этот мытарь». Тот, видимо, мозолил ему глаза. Здесь еще раз напомню, что мытарь – это не несчастный бродяжка, не нищий, не бомж, а высокопоставленный чиновник, но нелюбимый. Не буду приводить названий ныне нелюбимых чиновников, каждый может себе представить кого-нибудь, кто на социальной лестнице занимает положение высокое, но вместе с этим, как цену за свое высокое положение, испивает и стабильную нелюбовь населения. Так вот, фарисей не любил мытаря, предателя Родины, сотрудника римских оккупантов, сборщика налогов, не забывающего и себя. Да и было за что не любить. И вот он и не удержался. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков. ( Лк 18: 11 ) Перечислил, чем он хорош: постится два раза в неделю, то есть вдвое больше, чем полагалось по ветхозаветному закону, десятину дает из всего, что приобретает, – а это немалая жертва, между прочим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Так как иудеи, по своем отступлении от Бога, раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4–4; 41, 42, 43 ). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез. 41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Ездр. 1:1–3 ). Через прор. Аггея Бог говорил «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг. 1:8; 2:7,9 ). „Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме, в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Ездр. 6:2 ). Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Ездр. 7:3–7 ). В 70 году по Рожд. Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни (Мф. 24:2; Мк. 13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу ( 3Цар. 9:6–7 ). В наказание евреев за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (Иерем. 7:3–15; 4Цар. 17:16–18, 23; 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (сн. Иерем. 51:51; 4Цар. 25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк. 19:43–44 ; Мф. 24:2). В храме приносились жертвы Богу „К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношения рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши.. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор. 12:5–14; 16:5–6,16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», говорит апостол, «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

У Марка, в противоположность к Мф 5,13 в Нагорной проповеди, Двенадцать учеников не сравниваются с солью. Не сказано, как у Матфея, «Вы – соль земли». У Марка сказано нечто иное: «Всякий огнем осолится, … Имейте в себе соль». Что же такое соль у евангелиста Марка? Он не дает ясного ответа. Но кое-что мы все же можем понять из его слов. Соль связана с огнем. Следовательно, «осолиться», быть посоленным, иметь в себе соль – болезненный процесс очищения: «Всякий огнем осолится!». Это положительный процесс, так как он придает отдельному человеку ту «соль», которая очищает его жизнь, предохраняет от разложения и служит придающей вкус приправой. Огонь связан здесь с понятием очищения . Огонь очищает металл, отделяя все примеси. То есть, огонь означает все, что очищает жизнь. Богу угодна жизнь, выдержавшая очищающие испытания, трудности и опасности преследований и гонений. Мученичество и исповедничество – жертва, угодная Богу. Нельзя забывать также об огне Святого Духа в день Пятидесятницы. Конечно, соль может «потерять свою силу» и прийти в почти безнадежное состояние: «Ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» ( Мк.9:50 ) 34 . Против такой опасности утраты своей «соленой» силы по причине теплохладности или стремления к комфорту звучит предостережение Иисуса Христа: «Имейте в себе соль!». В данной ситуации это означает: «Мир имейте между собою» ( Мк.9:50 ). Чтобы понять это, стоит оглянуться на всю речь Иисуса Христа Двенадцати ученикам. Мы видели, что предложенная Марком «Речь Иисуса Христа к Двенадцати» ( Мк.9,35–50 ) сформирована самим евангелистом. Цель, которой он при этом руководствовался, очевидна: По всей видимости, мир между Двенадцатью, то есть между ведущими лицами в общине первых учеников, мог быть нарушен тем, что по меньшей мере некоторые из них хотели быть первыми. Вспомним, что стало поводом для Речи к Двенадцати: Иисус спросил учеников: «О чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» ( Мк.9,33–34 ). А чем Речь заканчивается? – Словами Иисуса «мир имейте между собою» ( Мк.9,50 ). Примерно такая же картина встретится нам и в следующей, 10-й главе, где сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн просят Учителя: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Эта просьба вызывает негодование остальных десяти, а Сам Иисус выговаривает братьям: «Не знаете, чего просите» ( Мк.10,35–41 ). Да, стремление выдвинуться, быть первым, быть выше других, стать над другими – естественное стремление, характерное для животного мира и для человека в падшем состоянии: «Иисус, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» ( Мк.10,42 ). Но против такого естественного инстинкта Марк напоминает:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Книга посвящена преимущественно богопоклонению и готовности людей к нему. Однако она адресована не только священникам и левитам, но всем израильтянам, разъясняя им, как приносить жертвы и очищаться, чтобы иметь возможность входить в присутствие Бога, участвуя в поклонении Ему. Содержание I. Законы о жертвах (1,1 7,38) А. Предписания для непосвященных (1,1 6,7) 1 . Жертва всесожжения (1,1–17) 2 . Хлебное приношение (2,1–16) 3 . Мирная жертва (3,1–17) 4 . Жертва за грех (4,1 5,13) 5 . Жертва повинности (5,14 6,7) Б. Предписания для священников (6,8 7,38) 1 . Жертва всесожжения (6,8–13) 2 . Хлебное приношение (6,14–18) 3 . Хлебное приношение священников (6,19–23) 4 . Жертва за грех (6,24–30) 5 . Жертва повинности (7,1–10) 6 . Мирная жертва (7,11–36) 7 . Заключение (7,37,38) II. Установление священства (8,1 10,20) А. Посвящение Аарона и его сыновей (8,1–36) Б. Первые жертвы Аарона (9,1–24) В. Суд над сыновьями Аарона (10,1–20) III. Нечистота и предписания относительно очищения (11,1 16,34) А. Нечистые животные (11,1–47) Б. Рождение ребенка (12,1–8) В. Кожные болезни (13,1 14,57) Г. Истечения (15,1–33) Д. День очищения (16,1–34) IV. Святость в повседневной жизни (17,1 27,34) А. Жертва и пища (17,1–16) Б. Половые отношения (18,1–30) В. Принципы взаимоотношений с ближним (19,1–37) Г. Преступления, наказуемые смертью (20,1–37) Д. Предписания для священников (21,1–24) Е. Предписания относительно жертвоприношений (22,1–24) Ж. Праздники (23,1–33) З. Хлебы для скинии (24,1–9) И. Богохульство (24,10–23) К. Годы освобождения (25,1–55) Л. Благословение и проклятие (26,1–46) М. Предписания о клятвах и десятинах (27,1–34) Глава 1 17,38 Моисей начинает свое руководство по богослужению в скинии с изложения законов о жертвах. Эти законы подразделяются на две группы, одна из которых касается мирян (1,1– 6,7), другая священников (6,8 7,38). 1:1.2 Для жертвоприношения необходимы были отборные домашние животные, пшеница, масло и вино. Все это символизировало поклоняющегося израильтянина, который посредством жертвоприношения как бы отдавал себя Богу. Каждый раз перед этим ритуалом израильтянин возлагал руки на голову животного, тем самым отождествляя себя с жертвой. Жертвоприношение предполагало смерть животного, что означало искупительное действие: животное умирало вместо грешного человека, избавляя его от смерти, которую он заслуживал. В этом состоит общий смысл и значение всех жертв. Однако в дополнение к этому каждая жертва имеет характерные обрядовые и религиозные особенности. Об этом свидетельствуют сами названия жертвоприношений, которые подчеркивают обрядовые отличия («жертва всесожжения»), а иногда отличия богословского характера («мирная жертва», «жертва повинности»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Подпишитесь на наш Телеграм Стоп, а почему Четыредесятница, несложное аскетическое упражнение (подумаешь, холестеринчику на полтора месяца поубавить: при наличии бобовых и замороженных шампиньонов это вообще не проблема, больше разговоров) – это жертва Богу? Давайте разберемся, что вообще такое – «жертва»… Начинаем публиковать «Духовный дневник Великого поста инокини Евгении (Сеньчуковой)». Ну ладно, то, что грядет у нас последний срок для всеобщего примирения, мы за долгие годы чтения православных книжек и сайтов, просмотра программ «Слово пастыря» и всякого разного на телеканале «Спас», слушания проповедей в храме и на радиостанции «Радонеж» – запомнили. А дальше-то что? А дальше нужно включить логику, знание Евангелия и толкований церковных канонов и священных текстов. Как связана традиция просить прощения в последний день перед началом Великого поста с духовной жизнью, мы знаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23-24). Четыредесятница – жертва (количественно, за вычетом суббот и воскресений, формально непостных), как раз десятина от года. Стоп, а почему Четыредесятница, несложное аскетическое упражнение (подумаешь, холестеринчику на полтора месяца поубавить – при наличии бобовых, замороженных шампиньонов, чищенных кальмаров, а для сильно голодных даже сайры в баночке – это вообще не проблема, больше разговоров) – это жертва Богу? Вообще-то нам из каждого утюга внушают, что пост должен нам помочь сделать тело более восприимчивым к исполнению слова Божия. (Опустим биологические подробности: в реальности это работает даже не в монастыре, а в пустыне; в крайнем случае – для свободно живущих бессемейных фрилансеров.) А долгие службы, если в них разобраться и взять в храм складной стульчик, а то и найти краешек скамейки, будут только радовать. В чем же тут жертва? Давайте разберемся, что вообще такое – «жертва». Обратимся к первоисточнику. Нам встречается в Евангелии это слово на иврите: «корбан» – то самое приношение, посвященное Богу, которое даже родителям, как считали фарисеи (за что их обличал Христос), нельзя отдать. Слово это семантически связано с корнем, обозначающим приближение, близость. Конкретнее – близость к Богу. Жертва – это не просто то, что Богу отдается. Жертва – это то, чем мы к Богу приближаемся. В ветхозаветные времена – географически. Буквально на расстояние одного столба дыма, возносящегося к небу. В новозаветные – по времени. На сорок дней ближе к Богу.

http://blog.predanie.ru/article/proshhen...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Исх. Лев. Чис. Втор. Первая заповедь против идолослужения Вторая заповедь против кумиров и истуканов Третья — против злоупотребления именем Господа Четвертая заповедь о субботе Пятая заповедь о почтении к родителям Шестая — против убийства Седьмая — против блуда Восьмая — против воровства Девятая — против ложного свидетельства Десятая — против пожеланий (похотей) Объединение Указаны только главы. Развернуть таблицу 2. Обрядовый закон Исх. Лев. Чис. Втор. О святилище Устройство скинии Медный умывальник для омовения Жертвенник всесожжения Жертвенник для приношения курений Светильник Стол для хлебов предложения Ковчег. Священнические одежды Посвящение и служение левитов Их обязаность учить других Посвящение и служение священников Содержание священников Запрещение им пить вино Их обязанность — учить Их обязанность — благословлять Жертвенные животные Неугасимый огонь Жертва всесожжения Хлебная жертва Мирная жертва Жертва за грех Жертва за долг Хлебы предложения Лампады Курение Левитские города Елей для помазания Ежедневная жертва Субботняя жертва Новомесячная жертва Праздник седмиц Праздник кущей Праздник труб День очищения Начатки Десятина Запрещение есть первые плоды Первородное Юбилейный год Субботний год Обет назорейства О нечистоте вообще О падали Нечистые животные Нечистоплотность О трупах О проказе Очистительная вода Печаль по мертвым О смешении Повязки (хранилища) Птичьи гнезда Мужское и женское платье   Развернуть таблицу 3. Гражданский закон Исх. Лев. Чис. Втор. Законы, относящиеся к первой и второй заповедям О идолопоклонстве и отпадших О истреблении идолослужения О чародеях, колдовстве и лжепророках к третьей заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О хуле к четвертой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О нарушении субботы к пятой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О властях Об отцовской власти к шестой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О смертной казни Об убийстве Об убийстве и убежищах Об оскорблениях Военные правила к седьмой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор.

http://azbyka.ru/shemy/sravnitelnaja-tab...

Седьмая – жертва восклнкновения. Воскликновение (λαλαγμς) есть воинский победный клич. Воскликновение – не то же, что – вопль (λολυγμς). Когда на войне после победы кричат воины, это и есть воскликновение, радостный клич и знак победы. Поэтому пророк ублажает будущих свидетелей победы Христовой, воспевающих победный гимн; он говорит: блажени людие, ведущии воскликновение ( Пс. 88:16 ). Итак, воскликновение есть победный шум и крик на войне. После того как Спаситель одержал победу над всеми врагами Своими,– дерзайте, яко Аз победих мир ( Ин. 16:33 ), – мы, воспевая гимн в честь Победителя, производим тот победный шум, который ублажает пророк в словах: обыдох и пожрох в селении его жертву хваления и воскликновения ( Пс. 26:6 ). Восьмая жертва Богу – сокрушенный дух: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Видишь, какие у нас существуют жертвы? Есть и еще особая жертва, совершаемая в евангельской проповеди, – учительное слово, о котором апостол Павел говорит: священнодействующе благовествование Божие, да будет приношение Божие благоприятно, освященно Духом Святым ( Рим. 15:16 ). Видишь, как он показал, что и проповедь возносится пред Богом как жертва? Итак, имеешь первую жертву – спасительный дар, вторую – жертву мучеников, третью – молитвы, четвертую – воскликновения, пятую – правды, шестую – милостыни, седьмую – хвалы, восьмую – сокрушения и смирения, девятую – проповеди. Не опустил ли я чего? И действительно: я насчитал девять, а имел в виду сказать о десяти. Итак, какая же жертва пропущена? Да, есть и десятый вид жертвыжертва плодоношения, о которой говорит Павел: приях от Епафродита посланная от вас, воню благоухания, жертву приятну ( Флп. 4:18 ). Видишь, что и благотворение святым Павел называет жертвой? Вот как разнообразны наши жертвы. Пожри Богови жертву хвалы. А я похвалил, братья, всех вас, или лучше сказать, мы все похвалили, и прежде всех Бог, жертву, которую вы совершили: я разумею именно благотворение бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010