Алой, по-евр. агалим, принадлежит к семейству молочайных, т.-е. таких, которые содержат в себе сок, похожий цветом на молоко. Это дерево (Ехсоесагиа Agallocha) растет преимущественно в восточной Азии 208 и поражает зрителя стройностью в своих частях и величием в целом составе. Валаам, знаменитый Месопотамский пророк увидал с вершины Фегора обширный Израильский стан, раскинувшийся по берегам потоков в обширной Моавитской долине. Он изумлен был обширностью всего Израильского стана, стройным расположением колен вокруг Скинии, правильным размещением шатров в каждом колене и, вспоминая о величавой стройности алоевых и кедровых дерев, в порыве восторга воскликнул: как прекрасны шатры твои, Иаков, и жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные деревья, насажденные Господом, как кедры при водах ( Числ.24:5,6 ). Алой, как растение иноземное, с особенною тщательностью воспитывался в заповедном саду Соломона ( Песн.4:14 ) и почитался весьма дорогим у Евреев, преимущественно за свой приятный запах ( Песн.4:14 ). Евреи употребляли алой в виде порошка и клали это душистое вещество в свои одежды ( Пс.44:9 . по-слав. стакти) и в спальные комнаты ( Притч.7:17 ). Древним также обычаем у Евреев было натирать тела умерших смесью из алое и других ароматических веществ. Вечером в пятницу, когда Иосиф Аримафейский снял пречистое тело Спасителя со креста, пришел Никодим и принес с собою два пуда смирны, смешанной с алоем. Иосиф и Никодим, следуя обычаю Иудеев, обвили тело Спасителя пеленами с благовонною смесью и положили в новой пещере (гробе), ископанной в Голгофском саду Иосифа ( Ин.19:39,40 ). Черное дерево, по-евр. ховним, добывалось из дерева Diospyrus Ebenum 209 , довольно обыкновенного во всех тропических странах (Индии и Африке). Древние Тиряне знали об этом дереве потому, что оно было в числе привозных товаров ( Иез.27:15 ). Черное дерево очень плотно и, по краске своей, составляет совершенную противоположность с слоновою костью, которая нередко вставлялась в разную мебель из черного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Едва ли нужно говорите, что холод и влажность воздуха составляют отличие только горных стран Аравии и, следовательно, сравнительно небольшого пространства; во всех других местах полуострова вообще господствующее состояние климата зной и страшная сухость днем и, особенно, в летнее время. Этот зной бывает столь силен, что даже в плодоносных долинах Йемена превращает цветущие поля в пыль. Почва в тех местах, где она плодородна и где падают дожди, покрывается тропическою пышною растительностью в дождливое время года, но с наступлением жары и бездождия та же самая почва представляет самое печальное зрелище: где недавно были зеленеющие поля, там теперь черная, словно после степного пожара, пустыня; где прежде путник мог найти прохладу и отдохновение, там теперь поднявшаяся мелкая пыль рябит у него в глазах, раскалённый воздух пустыни жжет его словно в адском огне; дикие звери и те оставляют эту сожженную солнцем пустыню и ищут прохлады у какого-нибудь источника; в полдень раскалённый песок жжет ноги идущего по нему, в воздухе рябит, все покрыто каким-то белым оттенком, все предметы кажутся в каком-то неестественном, белом цвете, страшная жара и духота лишают человека в это время не только всякой охоты работать, но и возможности что-либо делать в поле, на открытом воздухе; все стремятся укрыться под тенью дерев или шатра, откуда и не выходят до тех пор, пока не кончится эта полуденная жара и духота. 64 Не только сами люди стремится укрыться в это время от зноя под тенью деревьев или шатров, но и скот стараются также прикрыть от жгучих лучей солнца разными навесами и шалашами, куда его загоняют в полуденное время. 65 Изнурённый, измученный сильным жаром человек не в состоянии почти двигаться, он ищет абсолютного покоя, или спит в своем шатре, как выражаются жители востока, сном полуденном; 66 иначе и быть не может, потому что работа и движение вообще на открытом воздухе угрожает солнечным ударом, столь обыкновенным в Аравии и в странах сопредельных с нею и, вообще, в жарком климате. Мухаммед по преданию сказал, что тяжкое наказание на том свете ожидает того, кто путешествует в полуденный жар, предполагая, конечно, что подобный путешественник не удержится, чтобы не излить, жалоб на Бога за такую невыносимую жару 67 . По этому Мухаммед по преданию и советовал своим последователям лучше всего спать в полдень, замечая, что только шайтан не спит в это время. 68

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Усть-Зула. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1869 и 1873. Год утраты:2014 Адрес: Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, Юрлинский район, Усть-Зула Координаты: 59.445039, 54.493899 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты По данным справочной книги Пермской епархии: 1869 г. Усть-Зулинскаго с. Сретенская ц., дерев., постр. 1873 г., от губ. г. 260 вер., от благоч. 17 вер. Священ. 1, диакон. 1, псаломщ. 1. Прихож. 1966, дерев. 22 в 1–35 вер., препят. нет. Жалов. от каз. священ. 141 руб. 12 к., псаломщ. 47 руб. 4 коп.; доход 178 руб.; ружн. сбор. Земли нет. Церк. дом. 2. Священ. Петр Александров Лебедев, оконч. кур. Углич. дух. у. Ярослав. губ., 1878 г.; диакон вакансия; псаломщ. Иаков Андреев Курганов, из 4 кл. Сол. дух. уч. 1862 г. 1910 г. За церковью с. Усть - Зула было закреплено 300 десятин земли и три квартиры. Жалование из казны Священник (1) - 300 руб.; диакон (1) - 150 руб.; псаломщик (1) - 100 руб.; доход 200 руб. Усть-Зулинская церковь была построена на пожертвования и средства прихожан. Строительство церкви началось в 1869 г. и закончилось в 1873-м. Для этого не далеко от села в сосновом бору были заготовлены бревна. Вывозили бревна зимой, на санях запряженных двумя лошадьми. Фундамент церкви закладывался из больших, плоских камней вывезенных с севера Пермской губернии на лошадях по санному пути. Строилась церковь в древнерусском шатровом стиле. Для работы были наняты искусные плотники и столяры. Работали на совесть, кропотливо и точно подгоняя, каждое бревно друг к другу. Стены церкви обшили хорошо выструганным тесом и покрасили краской небесно синего цвета. Двери обшили железом. Железную кровлю с конусообразной колокольней и куполом, увенчанных крестами, покрасили зеленой краской. Внутри церкви теплились лампады, горели свечи перед иконами. Здесь наши предки приобщались к православной вере. Здесь в красоте и величии внутреннего убранства проходило таинство крещения, венчание молодоженов и отпевание умерших. Первыми священниками Сретенской церкви были священники Федор Наумов и Александр Овчинников. Псаломщиком с первых дней и до 1914 г. был Яков Курганов. В 1862 г. Яков Курганов окончил 4 класса Соликамского духовного училища. Умер 10.07.1921 в должности заштатного псаломщика, в возрасте 76 лет, похоронен в церковной ограде с. Усть-Зула. 

http://sobory.ru/article/?object=45723

Заволжск. Церковь Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленская с. Владычное зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1778 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в полуверсте от церкви, обнесено каменною оградою с дерев. решётками. Престолов 3: а) в честь Богоявления, б) святит. Николая Чудотворца и в) Архистратига Михаила. Расстояние от Костромы 82 в., от Кинешмы 2 в. Ближайшие церкви: Сретенская г. Кинешмы за Волгой в 2 в., Покровская с. Чеганова в 6 в., Воскресенская с. Комарова и Богородицкая пог. Ананьина. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 120, 121 Богоявленский храм в селе Владычном (Богоявленском) Костромской губернии, Кинешемского уезда (ныне город Заволжск Ивановской области) впервые упоминается в 1628 году. Был он в то время деревянным. Каменное здание было построено в 1778 году на средства прихожан. При церкви была церковно-приходская школа, одна из первых в округе. Среди известных священников и учителей школы были Крутиковы. До недавнего времени их дом можно было увидеть рядом с храмом. Бесстолпный двусветный четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и обширным южным приделом. Имелись приделы Никольско-Димитриевский и Михаило-Архангельский. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, сильно перестроена, занята кинотеатром, горсоветом. В нач. 1990-х гг. возвращена верующим. В настоящее время церковь увенчана пятиглавием, сооружена шатровая колокольня. Рядом с церковью стоит  кирпичная-часовня усыпальница астронома Ф. А. Бредихина  (1831-1904), сооруженная в 1904-1909 гг. Церковь Богоявления была основана в селе Владычном Костромской губернии (ныне город Заволжск Ивановской области). Впервые упоминается в письменных источниках в 1628 году, когда она была ещё деревянной. Каменный вариант здания построили на средства прихожан спустя полтора столетия, в 1778 году. При церкви Богоявления открыли одну из первых окружных церковно-приходских школ. Среди известных священников и по совместительству – учителей школы, были члены семьи Крутиковых. Их дом до недавнего времени можно было увидеть недалеко от церковных строений.

http://sobory.ru/article/?object=03934

Описание храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери относится также к 1877 году. Храм построен в форме разностороннего креста, одноэтажный, без лепных украшений. Кровля шатровая, железная, выкрашена медянкой. На церкви и колокольни глава маковица репчатая. Кресты на главах железные восьмиконечные, резные золоченные. Размеры храма: высота – 9,6 м, длина – 16,7 м., ширина -16,5 м. Построен храм из кирпича, цоколь и карнизы облицованы камнем. Стены выложены сплошной кладкой и залиты известковым раствором. Кирпич для строительства разного размера был изготовлен здесь же в Саввинской слободе, на специально построенном кирпичном заводе. Окна продолговатые с дугообразными перемычками, расположены под сводами. По два окна в каждой апсиде в «один свет». Над окнами пояс» выделанный из кирпича в ребро». Двери в храм одни – западные. Внутри церковь устроена крестообразно, алтарь отделяется от храма арками, Три придела в ряд. Западный притвор устроен в виде небольшой палаты, отделяется от храма аркой, своды стрельчатые, опираются на столбы, разделяются арками. Пол в храме деревянный. Стены в церкви расписаны в 1882 году «иконным письмом». Иконостас нового устройства, резной, деревянный с колоннами, трехъярусный. Царские двери резные, завершение полукруглое. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на одну ступень, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, окрашены белилами, местами позолочены. Храм отапливался четырьмя голландскими печами. Кирпичная колокольня построена в 1879 году, трехъярусная, пирамидальная. На колокольне было шесть колоколов. Большой весом 1310 килограмм. На нем были изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, Павла Фивейского и надпись: «Вылит сей колокол в память Павла Григорьевича Цурикова 25 сентября 1879 года». Внизу еще одна надпись: «лит в первопрестольном граде Москве, в заводах потомственного и почетного гражданина Николая Дмитриевича Финляндского. Весу 79 пудов 30 фунтов». Также церковь была обнесена каменной оградой с дерев янными решетками. В приходе этих храмов состояли не только жители села, но также крестьяне двух соседних небольших селений Дютьково и Ново-Александровка. В округе славился Саввинский сельский хор, которым руководил Т. Л. Яницкий.

http://sobory.ru/article/?object=42670

Первый монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был поставлен в нач. XV в., как следует из грамоты новгородской боярыни Марфы (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2). Из расходных книг строителя старца Кириака за 1551-1559 гг. известно, что в этот период была покрыта тесом кровля церкви, построена паперть ( Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 65, 82). 31 мая 1571 г. Никольская ц. была разрушена во время бури. Отмечалась необычная высота храма: 30 саж. Новый храм, освященный в нояб. 1576 г., строила артель из 20 плотников, собранных из разных мест Н. Подвинья и Беломорья; подрядчиками были церковные мастера братья Терентий и Петр Васильевы. Архитектурно новая церковь, по-видимому, в основных чертах повторяла разрушенную и представляла собой крытый лемехом шатровый храм на восьмерике. Бревна для сруба доставляли по Двине от Емцы. Всего в К. м. было привезено 2600 бревен и 60 «больших дерев» редкой, 9-саженной длины ( Мильчик. 2007. С. 392-394). В авг. 1576 г. Иоанн IV пожаловал в Никольский храм 6 оловянных блюд, потир, лжицу, «копейцу, и звезду, да атласу золотого три аршина, да покровцы на сосуды и воздух атласные шолковые черныя, да три аршина дороги, да пять аршин тафты, да четыре золотника шолку», в сент. 1576 г. жертвователи передали братии 11 р. 20 алтын 5 московок ( Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 69, 83). К 50-м гг. XVII в. Никольская ц. обветшала. Когда в кон. XVII в. на новом месте был возведен каменный Никольский собор, деревянный храм был разобран. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1905 г. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1905 г. Теплая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы впервые упоминается в отписи мон-ря от 1 окт. 1551 г. строителю старцу Кириаку. В храме имелись «деисус на красках», 7 икон «четырех пядей», икона «Успение Пресв. Богородицы» «на красках, венцы на золоте, пяти пядей», царские двери «на красках со святители» (Опись. 1841. С. 284). В 1551-1559 гг. кровлю храма покрыли тесом. К сер. XVII в. Успенская ц. обветшала, в 1664-1667 гг. на ее месте построили одноименный каменный храм.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Георгиевское. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Георгиевская с. Георгиевское, что на р. Шаче зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1869 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище рядом с церковью, обнесено дерев. оградою. Храм однопрестольный - в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " и св. вмч. Георгия Победоносца. Достопримечательность церкви составляет храмовая древняя икона св. вмч. Георгия, перенесенная в этот храм из упраздненного за ветхостью деревянного храма с шатровою колокольнею, построенного в 1657 г. иждивением г. Димитрия Борисовича Клишкова; в память этого храма устроена бывшею помещицею Юлею Шкот деревянная, покрытая железом часовня, где хранятся и другие очень древние иконы. Храмовая икона св. вмч. Георгия почитается не только местными прихожанами, но и посторонними: при каждом почти богомолении она поднимается по всем деревням Словенского прихода, а в 9-е воскресенье по Пасхе уносится до г. Кадыя. Расстояние от Костромы 140 в., от Макарьева 70 в. Ближайшие церкви: Рождество-Богородицкая с. Пахтанова и Богородицкая с. Словинки в 5 в., Воскресенская с. Низкуси в 7 в. и Воскресенская c. Бовыкина в 10 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1654 г. упоминается как " прибывшая вновь " по " новому дозору Алексея Копнина " церковь " вел. муч. Георгия в Куской волости " . В 1629 г. " погост пуст старые пустоты на реке Шаче вниз речки Куси, а на погосте место церковное Егорья страстотерпца Христова " . В июле 1675 г. " подана к подписке Куския волости церкви св. вел. муч. Георгия грамота попа Исидора Иванова " . http://old-churches.ru/ma_036.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52309

Так мы видим многоплодную поучительно подвижническую жизнь препод. Сергия Радонежского, Никона его сподвижника, и возлюбленного о Христе ученика его – препод. Кирилла Белозерского и многих других великих избранников Божиих – истинных искателей Царствия Небесного. Молитвами их незыблемо стоит мир, и нисходит свыше на всех нас милость и всякая благостыня от Всевышнего. Так под благодатно защитой Царицы Небесной и за молитвы Чудотворца Кирилла, незыблемо стоит здесь под северным небом его древняя знаменитая первоклассная Кирилло Белозерская св. обитель. Картинно отражается со своими шатровидной формы крышами, шпицами величественных башен, колокольни и куполами соборов в зеркальных водах озер, раскинувшихся тут в необозримую ширь. В соседстве с ней расположился скромный город Кириллов со своими незатейливыми постройками обывательских домов, храмов Божиих. Далее возвышаются холмы, одетые изумрудной зеленью разнородной растительности дерев, и в туманной дали как бы сливаются с горизонтом. И вся эта чудная картина северной природы, свидетельствуя о величии дел Божиих, вызывает из сердца благодарную молитвенную песнь Творцу вселенной и Его Угоднику Преподобному и Богоносному отцу нашему Кириллу, Белозерскому и всея Росси Чудотворцу. 1 См. отдел. Отечеств. Материалов И.Н. Царского – История Русск. Церкви Макария Винницкого, Том 1. стр. 97, 150, 151. Прибавл. к Творен. Св. Отцов II, 21–41. 2 Супральское Рукоп. Издан. кн. Оболенского стр. 11. По указанию Церк. Истор. Митроп. Платона Том 1, стр. 54: Равноапостольный князь Владимир вскоре после св. крещения уже воздвигал монастыри на Севере и юге России. Киевский Архиепископ, пишет Дитмар, в 1018г. встречал Болеслава in sante monasterie Sothiae quod in priori anno miserabulites socu accidente combustum est. (Chronic. lib.). 3 Лаврент. Лет. под 1018 г. – говорится: «При Ярославе черноризцы начаша множитися и монастырове мнози начаша быти». 5 См. Казанского «Русское монашество», приложен. стр. 187–197. Москва 1855 г. – Построение Печерской церкви производилось около 15 лет–начатое Антонием и Феодосием в 1073г. и оконченное освящением в 1089 году. 9 Памятн. древне-русск. духов. письменности. Правосл. Собеседник за 1858 г. Ч.I. стр.131. Карамз. Т. 1. стр. 92–93 Мрак и тени дремучих лесов, уединение, придающее им священный вид и мистически настраивающее душу, все это способствовало почитанию заповедных лесов и священных деревьев. Подобный культ фетишизма не есть принадлежность одной древней России; он присущ, в большей или меньшей степени, религии всех племен и не цивилизованного Европейского континента и перенесен сюда из Азиатского востока. «О роде и роженице» г. Шевырев приводит рассуждения из Сборника пр. Кирилла (см. его Поездку в Кирилло-Белозер. монастырь. Часть II, стр.33 Москва 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

2215 . Христорождественский или Рождественский что на Иледоме на Соти, мужской, ныне погост Рождественский или Ильдом, Ярославской губ., Любимского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Любима, при впадении рч. Ильдома в Соть. Несомненно существовал в XVII ст., так как в монастыр. де­лах, хранящихся в Москов. архиве Мин. Иностр. Дел, значится, что он уже имел жалованные грамоты в 1623 г. В 1723 г. в нем были 2 дерев. цер­кви: Рожд. Хр. и Владим. Бож. Матери, и приписан к Афанасьев. Яросл. м-рю. Нынешняя церковь Рожд. Христова по­строена в 1808 г. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 778; Иванов, “Опис. госуд. ар­хива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 13 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (со­стоял приписным за Афанасьев. м-рем в Яросл.); прилож., XXXIV (в 1723 г. в нем были: строитель иером. Маркел и 4 мо­наха и имел 6 крестьян. дворов), CDXXV (ре­естр церквам Ростов. епар.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 373 (Ярослав. Рождественского, на р. Соте, игум. Иоанникий определен 1662 г.). 2216 . Христорождественский или Рождественский – Носковский, мужской, ныне село Рождествен­ское в Носкове, Ярославской губ., Любим­ского у., в 7 вер. к сев.-зап. от Лю­бима, при р. Обноре. В 1623–1629 г. в нем был игум. Евфимий. В 1723 г. приписан к Афанасьевскому Яросл. м-рю и церковь камен. Рожд. Хр. обра­щена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 355, 699; Ратшин, 559; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 769; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 371, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (состоял приписным к Афанас. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (в 1723 г. м-рь имел 7 монахов и 19 крестьян. двор.); CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар­хии). 2217 . Христорождественский на Кушалинке или Михаиловский, что в Кушалине, мужской, ныне село Рождество, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-сев.-вост. от Твери по дороге в Бежецк, при рч. Кушалинке. При описании Кушалинской волости Вел. кн. Семиона Бекбулатовича в конце XVI ст. значится: «В Куша­лине же монастырь Рождественой, на р. на Кушалинке, а в нем церк. Рождество Хр., древян, вверх шатров, да церк. теплая Введенье Пр. Богор. древяна же, клецка». Далее же говорится, что м-рю принадлежит 6 деревень да 11 пустошей с 34 дворами. «Да у игумена же Варлаама с братьею рыбные ловли от монаст. мосту, что ездят из Кушалина ко Твери ловити рыба в рч. Кушалине, по селцо по Велешино». В межевой кни­ге 1698 г. говорится, что Михаиловский м-рь, что в Кушалине, в пустоше Денисовке, владел полевыми землями. Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 393; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2621 (межев. кн. 1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В настоящее время в Никольском соборе действует придел, освященный во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. Поскольку Никольский собор находится на территории закрытого предприятия, свободный доступ на богослужения прихожан, не являющихся работниками «Севмаша», ограничен. http://foma.ru/severodvinsk.html Прим. модератора: 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл. Источник Культура.РФ: Первый монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был поставлен в нач. XV в., как следует из грамоты новгородской боярыни Марфы (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2). Из расходных книг строителя старца Кириака за 1551-1559 гг. известно, что в этот период была покрыта тесом кровля церкви, построена паперть (Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 65, 82). 31 мая 1571 г. Никольская ц. была разрушена во время бури. Отмечалась необычная высота храма: 30 саж. Новый храм, освященный в нояб. 1576 г., строила артель из 20 плотников, собранных из разных мест Н. Подвинья и Беломорья; подрядчиками были церковные мастера братья Терентий и Петр Васильевы. Архитектурно новая церковь, по-видимому, в основных чертах повторяла разрушенную и представляла собой крытый лемехом шатровый храм на восьмерике. Бревна для сруба доставляли по Двине от Емцы. Всего в К. м. было привезено 2600 бревен и 60 «больших дерев» редкой, 9-саженной длины (Мильчик. 2007. С. 392-394). В авг. 1576 г. Иоанн IV пожаловал в Никольский храм 6 оловянных блюд, потир, лжицу, «копейцу, и звезду, да атласу золотого три аршина, да покровцы на сосуды и воздух атласные шолковые черныя, да три аршина дороги, да пять аршин тафты, да четыре золотника шолку», в сент. 1576 г. жертвователи передали братии 11 р. 20 алтын 5 московок (Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 69, 83). К 50-м гг. XVII в. Никольская ц. обветшала. Когда в кон. XVII в. на новом месте был возведен каменный Никольский собор, деревянный храм был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=10779

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010