Если красота сия, не зримая телесными очами, а постижимая только душою и мыслью, озаряла кого-нибудь из святых и оставляла в них невыносимое уязвление желанием, то, возмущенные здешнею жизнью, говорили они: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских!» ( Пс. 119, 5 ); «когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс. 41, 3 ); и: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп. 1, 23 ); и: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» ( Пс. 41, 3 ); и: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» ( Лк. 2, 29 ). Тяготясь сей жизнью как узилищем, столько были неудержимы в стремлениях те, у кого коснулось души Божественное желание. По причине ненасытимого желания созерцать Божественную доброту они молились о том, чтобы зрение красоты Господней простиралось на всю вечную жизнь (см. Пс.26, 4 ). Так люди по природе вожделевают прекрасного; в собственном же смысле прекрасно и достолюбезно благое, а благ – Бог , к благому же все стремится, следовательно все стремится к Богу. Поэтому что совершаем мы по произволению, то в нас есть и по природе, у кого рассудок не совращен лукавством. И любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол. Ибо отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне, оно тяжело для страждущего, как для глаза лишение света, хотя и безболезненное, и как для живого существа лишение жизни. А ежели в рожденных есть природная любовь к родившим и это показывает и привязанность бессловесных, и в людях с первого возраста открывающаяся расположенность к матерям, то недостатком любви к Сотворшему нас и отчуждением от Него да не окажем себя неразумнее младенцев и свирепее зверей. Если бы и не знали, каков Он по благости, по тому одному, что от Него получили бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрестанно прилепляться к памятованию о Нем, как дети к матерям. Но благодетель выше любимых естественно, и привязанность к даровавшим какое-нибудь благо есть расположение, свойственное не людям только, но всем почти животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Быт. 25:26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Митрополит Филарет говорит, что Иаков значит запинать, низлагать ударом в пяту. В Быт. 27так толкует это слово сам Исав. Буквально же слово Иаков значит «держать за пяту», говорит Английская Библия и прибавляет, что в переносном смысле оно означает «перехитрить» или «одолеть». Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Быт. 25:27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; Исав был не только охотником – он ещё, вследствие страсти к охоте, сделался «человеком полей», т. е. полудиким, не возвращавшимся даже на ночь к семье в шатёр, а подобным тем бродячим краснокожим индейцам, которые проводят всю жизнь свою в лесах и необозримых степях Техаса или в Скалистых горах. а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. В параллель к Исаву, «человеку полей», выставлен Иаков, «житель шатров», т. е. преимущественно склонный к жизни тихой, мирной, семейной; м. Филарет замечает, что еврейское слово, переданное словом «кроткий», буквально значит «совершенный», но в настоящем значении правильнее всего передаётся словом «кроткий». Быт. 25 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Библия никогда нигде не скрывает слабостей человеческих. Исаак несколько самолюбиво предпочитал Исава, чтя притом его, как первенца, ибо будущее было ещё для него закрыто. Ревекка предпочитала Иакова за тихий и кроткий нрав его. Предпочтение, оказываемое спокойным и тихим Исааком деятельному и несколько грубому сыну, и скорою, нетерпеливою Ревеккою – терпеливому и кроткому Иакову, психологически верно. Быт. 25 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. Быт. 25 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, Выражение нетерпения и голода, доходящего до жадности. Англ. Комм. Библия, ссылаясь на Робинсона, Китто, Томсона и библейский лексикон Смита, говорит, что красная чечевица, дающая и красный цвет сваренной похлёбке, есть пища, доселе употребляемая на востоке и очень ценимая по вкусу и приятному запаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3) Рыбы. Что касается рыб (даг, – piscis), то евреям были известны породы рыб, мясо которых ими употреблялось в пищу (имеющие чешую и плавники), и породы рыб, мясо которых не употреблялось в пищу (не имеющие чешуи и плавников). Кроме рыб в собственном смысле, евреям также были известны: а) большие морские животные (таннин) из породы крокодилов, морских змей (левиафан), китов, дельфинов и акул и б) малые водяные животные (шерец гаммаим,) к каковым относились породы водяных микробов, инфузорий, бацилл и водяных червей. Из амфибий были известны породы лягушек (цефардеа, – rana). 4) Насекомые. Из насекомых были известны разные породы саранчи (арбе, acridia), мух (зебуб, musca), пчелы (дебора, – apis), муравьи (немала, тугтих), блохи (парош, – рииех), пауки (акбиш, araneina), мошки (кинним σκνπες), моль (аш, tinea), шершни (цира, vespa crabro), пурпурный червь (толаат шани, – murex trunculus) и разные другие породы земляных червей (римма, – vermis). Глава II. Жилища, пища и одежда древних евреев. § 35. Жилища древних евреев; их устройство и принадлежности. Характер жилищ древних евреев обусловливался: а) родом жизни, б) характером местности и в) родом строительного материала. Во время патриархов, во время странствования по пустыне и в первое время после поселения в Палестине, их жилищами были шатры (огел), так что «шатер» – «огел» было синонимом дома и «идти по шатрам своим» значило «расходиться по домам». О том, как строились шатры древних евреев, какой они имели вид, нет прямых указаний. Но имея в виду изображение ассирийского шатра на одном Куйюнджукском барельефе, устройство шатров у современных бедуинов и некоторые выражения св. писания, устройство древнееврейских шатров можно представлять в следующем виде. Шатер составляли деревянный остов и покровы. Деревянный остов шатров, как у современных арабов, составляли девять деревянных шестов, высотой от 5-до 6 футов, которые ставились в вертикальном положении по три шеста в ряд. Шесты среднего ряда делались немного выше, чем шесты боковые, так что средняя часть шатра была немного приподнятой. На этот деревянный остов сверху с трех сторон набрасывались покровы из козьей шерсти (у современных бедуинов обыкновенно из шерсти черных коз). Для прикрепления покровов к остову и земле и вообще для устойчивости шатра употреблялись веревки и колышки, б. ч. металлические. Для этого колышки вбивали в землю, к ним одним концом прикрепляли веревки, которые потом другим концом перебрасывали через шатер и на другой стороне его также прикрепляли к колышкам. Восточная часть шатров, как у современных бедуинов, была открытой и служила входом в шатер. Внутри шатер делился на две части: а) переднюю – мужскую половину и б) заднюю – женскую половину (хедер). У богатых лиц для женщин иногда делался особый шатер, как это делается у современных бедуинов. Так, у Сары, Ревекки и жен Иакова были свои шатры (ср. Быт. 24:27 ; 31и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

165 (Ст. 25–27). Мы уже говорили выше о близости шатров колена Рувимова с шатрами сынов Каафа. Колено Рувимово стояло по южную сторону Скинии и занимало середину отряда охранявшего эту сторону; шатры сынов Каафа также стояли по южную сторону скинии ближе к ней, и напротив шатров Рувимовых. Дафан и Авирон, как видим, не пошли к скинии и стояли с семействами у шатров своих с насмешливым неверием. – Не совсем ясно, как погиб Корей: так как он был с курильницею перед скиниею. Семейство его однако не погибло и не было поглощено землей, так как в гл. XXVI:10–11 сказано: «что земля поглотила их, (Дафана и Авирона) и Корея... но сыны Кореевы не умерли!...» Едва ли не следует предположить, что Корей, оставивши свою семью на месте в стане Каафовом, перенес свой шатер в стан Рувимов к сообщникам своим, и когда Моисей (ст. 25) идет к Дафану и Авирону, то и Корей идет к своему шатру стоящему близ Дафана и Авирона, чтобы вместе противодействовать Моисею. Таким образом Дафан и Авирон с семействами, а Корей один, поглощаются землей, остальные же 250 человек с кадильницами погибают огнем. Этим объясняется и стих 11-й главы XXVI, что «сыны Кореевы не умерли». Переход Корея в стан Рувимов может быть объясняем и словами его возводимыми в принципы «все святы», и не сочувствием его одноплеменников Левитов сынов Каафовых к его мыслям и целям. О. Герлах думает, что сыны Кореевы решительно отделилась от отца и его замыслов и потому спаслись. От потомства их, или от них самих остались некоторые псалмы, например, псалмы 43–48 166 ) (Ст. 28–33). Главное обвинение на Моисея было то, что он делает все по своему произволу, а не по Господню повелению; поэтому он указывает народу как на знамение на имеющие последовать события, о которых он получил, как видно, откровение. Господь « сотворит необычайное», говорит Моисей; (ст. 30) т. е. здесь нарушаются законы природы, это событие будет актом равносильным творению, (О. Герлах). – Земля поглощает (ст. 32) «их (упомянутых в стихе 27) и дома их, и всех людей Кореевых», (ст. 32) т. е. не родственников его, а принадлежащих ему по замыслу и заговору все они по-видимому собрались около этого места, группируясь около Дафана, и Авирона и шатров их, где вероятно и происходили, если можем так выразиться «революционные» собрания

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По поводу Кейль и Кёлер говорят, что эти слова относятся к (истребит из шатров), а » является новым и таким же дополнением к , как , и, следовательно, обозначаемые этими словами лица будут истреблены тоже из шатров Израилевых 1351 . Если бы такое толкование было бесспорно, то эту мысль можно бы было выразить в русском переводе помещением слов «из шатров Иакова» прежде всех винительных падежей, дополняющих глагол . Но так как есть толкования, которые не относят к (справедливы они или нет, – это для нас пока безразлично), то мы должны удержать расстановку слов еврейского подлинника, дабы переводом без надобности не предрешать уже толкования 1352 . Выражение «из шатров Иакова» само по себе могло бы быть равносильно выражению «из домов И.» или «из народа И.» 1353 . Здесь же оно употреблено, как думает Рейнке, в том же смысле, в каком в Зах.12:7 «шатры Иуды», – для обозначения теократического народа. 1354 § 94. . Греческий перевод LXX, по-видимому, имел в своем оригинале, соответственно κ προσαγντων, – 1355 . Можно думать, что так же читали в еврейском подлиннике и таргумист и сирский переводчик. Первый передает: «и если он священник, то не будет у него ( ), кто бы приносил жертву etc». Второй: «и не будет у него кто-либо приносящий etc». Фабер высказывает довольно невероятную догадку, – не читали ли тарг. и сир. вместо лишнего , бывшего в оригинале LXX, и приняли его за отрицание (== – не). Такой случай, по нашему мнению, совершенно невозможен. Да в этом предположении и нет надобности. Пусть тарг. и сир. читали, как и LXX, (или ): – они могли и предлог перевести отрицанием, хотя вообще такое употребление его и очень редко. Направо Втор.33:11 значит «чтобы они не восставали» (μ ναστσονται); пред неопр. накл. нередко употребляется в значении «так что не» (==пе, quo minus), – напр., в Быт.27:1 ==«так что он не видел», в Исх.14:5 ==«так что он нам не служит»; ставится в подобном значении и пред именем, – напр., в 1Цар.15:23 == , в Иер.48:2 ==«так что он не будет народом» (ср. также 2:25; 3Цар.15:13 ; Ис.7:8; 17:1; 25:2 ). Могли и рассматриваемые переводчики счесть, что «истребит... из приносящих жертву»==«истребить... так что не будет приносящего». Правда, такой же смысл имеет и употребление при просто винительного падежа; но тогда, переводчикам не было бы никакого повода выдумывать отрицательный оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Типичной особенностью Московского зодчества XVII века, примененной и в архитектуре Тайнинской церкви, является то, что сомкнутый свод храма нагружен пятью главками, которые не имеют для себя опоры в четырех внутренних столбах. Главным украшением храма является его западная пристройка, имеющая вид теремного крыльца – лестницы. С первой площадки главного входа ведут две лестницы в две угловые шатровые двухъярусные башенки, симметрично расположенные по углам западного фасада церкви. Каждый из шатров опирается на четыре толстые и короткие столба, вышиною около трех диаметров. Поверхность столбов в верхнем ярусе шатров состоит из винтообразно расположенных жгутовых валиков, огибающихся около оси столбов. Столбы нижнего яруса – квадратные, украшенные ширинками. Ярусы разделены богатым карнизом из тузов и пилы. Верхи, покрытые в настоящее время железом, состоят из шестигранных шатров и увенчаны главками с крестами. Обе лестницы, ведущие в шатры, висят на тянутых арках и, вместо баляс, огорожены высокой стенкой с ромбовидными ширинками. Центром всей группы служит полая каменная бочка, помещенная над главным входом. Она сложена из кирпича, по железному каркасу, и, кроме того, скреплена шестью проемными связями. Каркас состоит из шести вертикальных железных полос. Сверху бочка увенчана плитою из мячковского камня. Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. Сквозь арки всей пристройки глядят окна и двери на хоры с богатыми сандриками и наличниками, не давая глазу гладких, безжизненных плоскостей (сандрик – архитектурная декоративная деталь, украшающая фасад здания, в виде выступа, расположенного над проемом окна или двери). Нет сомнения, что мы имеем здесь превосходный пример заимствования форм деревянного зодчества. Бочка, с окном внутри, существовала в деревянном Коломенском дворце и составляла обычную принадлежность в деревянной архитектуре. Интересно отметить, что и в русском каменном зодчестве уже имелся пример западной пристройки, аналогичной с пристройкой Тайнинской церкви. Фасад собора Василия Блаженного имеет такие же шатры, с лестницами на тянутых арках; но они несколько сложнее и не имеют бочки, замененной столповидной группой.

http://sobory.ru/article/?object=00329

Послов встретили князь Григорий Константинович Волконский и дьяк Андрей Иванов и объявили, что назначены приставами к ним. Им привели царских коней. Когда они ехали в Москву, стрельцы стояли в строю и отдавали им честь. Так, приехав в столицу, они со всей посольской свитой прибыли на посольский двор. Вслед за послами ехал обоз Марины, а потом ехала и сама Марина. Поезд переехал по тому же мосту на лодках 341 и остановился у шатров, раскинутых на зеленевшем лугу. На мосту стояли человек сто барабанщиков и трубачей; гудели в литавры, бубны, сурьмы. Такого рода национальная музыка казалась иностранцам собачьим воем или кошачьим мяуканьем. Тысяча всадников стояла в строю около этих шатров. Польская нимфа, как называет ее современник, села в шатре на богатом кресле; ее окружили ее дамы и кавалеры. Подъехала к шатру великолепная карета; за ней верхом бояре и думные дворяне в драгоценных нарядах. За каждым ехала толпа слуг, также красиво одетых. Они оставили конюхам своих коней, блиставших серебром и золотом своих сбруй при ярком весеннем солнце, вошли в шатер и били челом новой государыне. На челе их был Мстиславский, как самый важнейший член Боярской думы или сената. Все приносили ей поздравление с приездом, кланялись до земли; в заключение Мстиславский объявил, что его цесарское величество, ее жених, прислал за нею карету, просил сесть и ехать в свою столицу. Все поздравлявшие царицу вышли из шатра без шапок и стояли с почтением, пока царица не села в карету. В другом шатре поздравляли с приездом Мнишка и подвели ему в подарок коня со сбруей; чепрак, узда, нагрудник, наколенки, стремена – все было разукрашено золотом; сверх того, поднесли футляр с двенадцатью золотыми чарками и разными драгоценными мелочами, ценой, как говорили, на сто тысяч злотых. Царица, сопровождаемая Мстиславским, села в подвезенную к шатру карету, запряженную двенадцатью белыми в яблоках лошадьми. От шатров, откуда вышла царица, дорога лежала прямо к Земляному городу. До самого города, по лугу, стояли рядами стрельцы в красных суконных кафтанах с белыми перевязами на груди и держали длинные ружья с красными ложами; далее стояли в два ряда конные стрельцы и дети боярские; на одной стороне были с луками и стрелами, на другой с ружьями, привязанными к седлам; они также были одеты в красные кафтаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

– И восприим притчу свою. Это уже была третья притча, первые две он произнес прежде ( Числ. 23:7, 18 ). Притчею называется всякое замысловатое изречение или речь, – замысловатое по своему строению, по многознаменательной сжатости, по образности, служащей покровом для духовных и других истин, по намекам и указаниям, более или менее ясным, на будущие события. Такой характер имеют все приточные речи Валаама. Все они способны были возбуждать внимание в слушателях своим стихотворным складом и скрывающимся под чувственными образами глубоким, большею частью пророческим смыслом. Чис.24:5 . Коль добри доми твои, Иакове, и кущы твоя, Исраилю! С вершины Фегора, на которую Валаам приведен был для проклятия Израильтян, он увидел весь стан Израильский, имевший вид четвероугольника. Посредине четвероугольника стояла скиния свидения, а на каждой из четырех сторон по три колена. Это зрелище привело в восхищение Валаама: шатровые жилища Израиля он назвал добрыми, – прекрасными. Нельзя думать, чтобы они были таковы сами по себе. После столь продолжительного, столь трудного путешествия, вероятно они были довольно ветхи и невзрачны. Но прозорливец смотрит не на наружность шатров, а на обитающих в них, на народ, укрывающийся под этими шатрами, на славу его, как избранного народа, на великую будущность его, особенно на обитание среди этих шатров Самого Господа в скинии свидения. Зрелище шатров в этих отношениях действительно было величественное и не могло не восхитить зрителя, не могло не исторгнуть из уста его похвалы им: как хороши жилища (дома) твои, Иаков, и кущи твои, Израиль! Яко дубравы осеняющие. Сравнение кущей Израильских с дубравами тенистыми имеет тот смысл, что народ Божий, среди окружающего его со всех сторон мира языческого, представляет такое же отрадное зрелище, как оазис среди окружающих его песков и скал, покрытый лесною тенистою чащею. Счастлив путешественник, достигший этого оазиса он найдет здесь прохладу, освежение и покой. Счастлив каждый член избранного народа в среде его, под осенением благословения Божия, он находит все средства для удовлетворения духовных и телесных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; отправлялся млад Балдак, сын Борисьевич, во путь во дорожку к салтану турецкому; приноровился приехать в самую полночь. Вошел на салтанский двор, увел из конюшни коня златогривого, вышничка багрового, схватил кота-бахаря, разорвал его надвое, самому салтану глаза заплевал. А был у салтана турецкого любимый сад – на три версты; всякие древа в саду понасажены, всякие цветы произведены. Млад Балдак, сын Борисьевич, приказал своим товарищам, двадцати девяти молодцам, весь сад повалить-вырубить, а сам достал огоньку, да тем огнем выжег все начисто, да поставил тридцать белых тонких полотняных шатров. Поутру ранешенько просыпается от сна турецкий салтан; был у него первый взгляд на свой на любимый сад, и как скоро взглянул – видит, что все деревья порублены, повыжжены, а стоят в саду тридцать белых полотняных шатров. «Кто такой наехал ко мне, – думает он про себя, – царь ли царевич, или король королевич, или сильномогучий богатырь?» Закричал тут салтан громким голосом своему любимому паше турецкому, призывает к себе его и возговорит таково слово: «Неблагополучно в царстве моем! Дожидался я русского виновника – млада Балдака, сына Борисьевича; а теперь наехал на меня… царь ли царевич, или король королевич, или сильномогучий богатырь? – того не ведаю, и как сведать – не придумаю». На тот совет выходит салтана турецкого большая дочь и говорит своему отцу: «О чем вы советуете, а узнать не можете? Ох ты, батюшка турецкий салтан! Дай-ка мне свое благословение да прикажи выбрать во всем царстве двадцать девять девиц, чтобы лучше их по красе не было! Я сама будут тридцатая, я пойду в те шатры полотняные ночь ночевать и открою вам виновного». И на то отец согласился, и пошла она к тем шатрам с двадцатью девятью девицами: лучше их по красе во всем царстве не было. Выходил к ней млад Балдак, сын Борисьевич, взял ее за белые руки и крикнул своим громким голосом: «Эй вы, молодцы-товарищи! Вы берите красных девиц по рукам, ведите их по своим шатрам и что знаете – то и делайте!» Переспали вместе единую ночь; наутро воротилась к салтану турецкому его большая дочь, говорит ему: «Гой еси, любезный батюшка! Прикажи из белых полотняных шатров всем тридцати молодцам к тебе в дом прийти; я сама укажу виновника».

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Закрыть «США будут искать все новые поводы для оправдания своей санкционной политики» В Госдепе заявили, что введут новые санкции после выборов в ДНР и ЛНР 13.11.2018 1158 Время на чтение 3 минуты США пообещали России санкции до тех пор, пока Крым и контроль над восточными территориями Украины не будут возвращены Киеву. Соответствующее заявление сделали в Госдепартаменте, сообщает РИА Новости. «Соединенные Штаты присоединяются к Европе и другим партнерам в осуждении фиктивных " выборов " , прошедших 11 ноября, на контролируемой Россией Восточной Украине», — говорится в сообщении. По данным ЦИК , победу в ДНР одержал врио главы республики Денис Пушилин и его движение «Донецкая республика». Главой ЛНР стал Леонид Пасечник и возглавляемое им общественное движение «Мир Луганщине». Киев заявил, что не признает выборы, а в Евросоюзе и США голосование назвали нелегитимным. При этом, как подчеркнул Песков, выборы в ДНР и ЛНР не идут вразрез с минскими договоренностями. В эфире радио Sputnik заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров прокомментировал заявление Госдепа, назвав его абсурдным. «Как и предполагалось, США будут искать все новые поводы для оправдания своей санкционной политики в отношении России. Поводы притягиваются за уши. Россию осуждают за ее мнение по поводу выборов в Донбассе. Россия оценивает их как позитивный процесс, как политический метод решения проблем. И это естественная реакция на выборы — лучше политический процесс, чем война. Но дело даже не в этом. Нас осуждают за то, что мы вообще позволили себе иметь такое мнение — вот в чем абсурдность подобных заявлений. Самое интересное, что они кажутся абсурдными нам, но совершенно не выглядят таковыми в глазах американских политиков. И это, конечно, удивительно. Получается, нельзя высказывать свое мнение на международной арене, и политику надо проводить, только согласовывая ее с США. Россия не следует в этом русле, и это раздражает Вашингтон», — сказал Игорь Шатров.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/13/ss...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010