Покровский храм (Пехра-Покровское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм (Пехра-Покровское) Памятник московского ампира. Кирпичный ротондальный храм с трапезной и колокольней, построен в 1824-1833 гг. Трапезная с приделами Успенским и Ильинским расширена в 1902 г. Закрыт в 1930 г., венчания сломаны, занят производством. Открыт в 1992 г., отреставрирован. Содержание История [ править править код ] История происхождения Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в старинном подмосковном селе Пехра-Покровское – одна из древнейших в Балашихинском благочинии и известна с XV столетия. Первые сведения о ней содержатся в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, в Троицком патерике. Документальное упоминание деревянного Покровского храма относится к первой четверти XVII столетия. По данным писцовой книги 1623-1624 годов село Покровское называлось Погост Слободка и находилось во владении «за великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». В небольшом селении, состоящем из погоста с крестьянскими дворами и двумя ненаселенными пустошами — Кирилово и Сафонцево, располагался деревянный храм клетского типа (покрытая двускатной кровлей клеть-изба с прирубом с востока алтаря, а с запада — трапезной с папертью и колокольней). В 1653 году состоялся промен вотчин между Святейшим Патриархом Никоном и настоятелем Московского Богоявленского монастыря архимандритом Серапионом, что за Торгом в Китай-городе. Патриарх получил подмосковную старинную монастырскую вотчину – село Вельяминово, которое с 1654 года называлось Владыкино на речке Лихоборке, а взамен дал Богоявленской обители патриаршие села Пехра и Бисерово. Таким образом, с 1653 года село Покровское на речке Пехорке переходит в монастырское владение и церковь Покрова Богородицы находится в числе храмов Селецкой десятины. Новый период XVII-XVIII века Новый период в истории села Пехра на рубеже XVII-XVIII веков связан с именем знаменитого фаворита и сподвижника императора Петра Великого, Александра Даниловича Меншикова. В 1699 году он приобретает старинную вотчину Новосильцевых – деревню Арсеньево на Стромынке. Здесь в начале 1700-х годов на средства Меншикова возводится дворцово-парковый ансамбль, получивший в честь наследника престола царевича Алексея Петровича название «Алексеевского дворца». Кроме двухэтажного каменного дома с одноэтажными каменными флигелями в Алексеевском были разбиты сады с цветниками и разными затеями.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Шокино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская Церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью От стоящего посреди села комплекса — холодной Петропавловской церкви типа «восьмерик на четверике», пристроенной к ней в XIX в. колокольни и теплой Пятницкой клетской церкви (1723 г.) — сохранилась лишь ярусная церковь. Эта церковь интересна прежде всего тем, что на ней можно видеть подлинные наличники XVIII в., повторяющие в дереве изысканные формы каменных культовых и дворцовых построек в стиле барокко. Невысокий центральный объем Петропавловской церкви завершает граненый купол с небольшим восьмериком и главкой. С запада примыкает трапезная, с востока — пятистенный, рубленный из бруса «в лапу», перекрытый крышей на пять скатов алтарь. В 1872 г. церковь была обшита снаружи досками, однако при этом сохранилась не только прежняя объемная композиция, но и многие ее детали, в которых элементы барокко сочетаются с подлинно народными традициями. Так, крыльца при северном и западном входах имели двускатные кровли с охлупнями-коньками поверху. И хотя они не сохранились, их размеры, формы и конструкция хорошо видны по имеющимся на бревнах врубкам. Образцом прекрасной работы народных мастеров является кованый крест на главе, красивые личины-накладки из просечного железа на западной двери. Частично сохранился и интерьер церкви. Внутри можно увидеть многоярусный резной иконостас XVIII в. и росписи на куполе в виде квадратных членений — кессонов с розетками. Петропавловскую церковь отличает выразительная композиция, красота и изящество деталей, высокое мастерство строителей. Источник: Петропавловская церковь. 1783 г. с. Шокино Воротынского района//Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник/Составитель и научный редактор профессор В.П.Фадеев. – 2-е изд., испр. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1981. С.174 8 мая 2012 года церковь в Шокине обрушилась, ветром сдуло… В мае 2012 г. в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области под порывами ветра рухнула Петропавловская церковь, находившаяся в аварийном состоянии. Этот памятник федерального значения исторически входил в архитектурный ансамбль деревянных храмов. К нему относились ныне также утраченные теплая церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы и первоначально (XVIII – начало XIX в.) отдельно стоявшая колокольня. Такое сочетание двух храмов, один из которых являлся летним (неотапливаемым), другой – зимним (отапливаемым), а также колокольни было широко распространено в русском деревянном зодчестве, в том числе и в пределах Нижегородского Поволжья.

http://sobory.ru/article/?object=28366

Клетская. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1811 и 1817. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Клетский район, ст. Клетская Координаты: 49.314711, 43.062661 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1695 году есть указание на существование деревянной, Знамения Божей Матери, церкви в городке Клетском. В 1730 году в станице была построена деревянная церковь. 20 мая 1753 года она сгорела. 23 июля 1754 года на ее месте была заложена церковь из дубового леса и освящена в 1756 году. Данное место после переселения станицы стало называться хутором Староклетским. Церковь в 1850 году была перенесена в новую станицу на кладбище. 22 августа 1811 года в новой станице была заложена каменная церковь, которая была построена и освящена в 1817 году тщанием прихожан, с такой же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом. Ограда вокруг ее из железной решетки на каменном цоколе. Престол в ней один, во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Жалования причту не положено. Земли при церкви нет. Каждый член причта получает от прихожан по одному казачьему паю, наравне с прихожанами, деловой земли в 6 и 1/2 десятин, а луговых паев у священника 2 пая, дьякона 1 и 1/2 пая и у псаломщика 1 пай. Качество земли средняя малоплодородная и раздробленная, пай разбит на 4-6 участков. Пахотная земля или редко обрабатывается самими членами причта, или сдается в аренду по 2-3 рубля за десятину или остается под покос. Луговые паи или сдаются на 5-6 рублей за пай, или скашиваются самими членами причта. Домов церковных не имеется, члены причта живут в домах собственных или на квартирах. Другие здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа, в которой четыре комнаты, из которых одна служит сторожкой. Школьное здание деревянное, на каменном фундаменте, светлое, крытое железом, рассчитано на 60 учащихся, без квартиры для учителя.

http://sobory.ru/article/?object=52435

Ахпойла. Часовня Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Часовня Сошествия Святого Духа на апостолов, XVI в. Расположена на окраине деревни у кладбищенской рощи. Представляет собой двухчастную культовую постройку, состоящую из молельни и притвора под самостоятельными двускатными крышами. Молельня увенчана выполненной из цельного дерева главкой с крестом. Перед входом расположено приставное рубленое крыльцо. Стены молельни имеют повалы. Кровли тесовые, над молельней – гвоздевой конструкции, над притвором – безгвоздевой (по курицам и потокам). Декоративное убранство представлено резными причелинами. Часовня представляет историко-архитектурную ценность как одна из древнейших культовых построек Карелии с архаичными конструктивными элементами. Клетская двухчастная часовня Сошествия Святого Духа на апостолов, одна из наиболее древних культовых построек Карелии с архаичными конструктивными элементами, находится рядом с кладбищенской рощей на возвышении, на окраине карельской деревни Ахпойла (ранее Ахполицы), расположенной на южном берегу Сямозера, относящегося к бассейну реки Шуя, вблизи Чисмены, в районе проживания карел-ливвиков, сохранивших язык, самобытную архитектуру застройки, специфическую узнаваемую резьбу по дереву. Район озера связан в истории культовой архитектуры с высоко сохранными (и отреставрированными) деревянными храмами-часовнями, комплекс которых, прежде всего на восточном побережье озера, получил название «Сямозерское ожерелье». Древняя деревня Ахпойла упоминается в исторических документах XVI — XVII вв. В 1782 г. в ней жили четыре больших семьи. В 1850 г. она была объединена с близлежащей деревней Кяргяла. Время постройки часовни — XVI в. Здание деревянное, снаружи и внутри обшито досками. Внешний вид: деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия. Первоначально являлась двухчастной клетской, имела молельный залец и небольшие сени. Во 2-й половине XIX в. перестроена в трехчастную, состояла из молельни, трапезной, притвора. Над сенями надстроили четырехгранную звонницу с крышей-колпаком. В 1973-74 гг., в ходе проведения реставрационных работ, поздняя надстройка разобрана, памятнику возвращен первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=02987

Вигово. Часовня Спаса Нерукотворного Образа. /// Объект утрачен Габаритные размеры: 13.0×3.7×8.6. Материалы: сосна. Охранный статус: Объект культурного наследия федерального значения. Постройка клетского типа, прямоугольная в плане, состоит из сруба собственно часовни с трапезной и пристроенных к ней сеней завершенных восьмигранной шатровой колокольней. Все помещения перекрыты общей симметричной двускатной крышей. Вход в часовню Спаса Нерукотворного решен в виде одновсходного крыльца на срубе, расположенного вдоль южной стены постройки и имеющего самостоятельную двускатную пологую крышу, перпендикулярную стене сеней сооружения. Крыша крыльца опирается на 5 столбов. Ограждение крыльца сплошное из горизонтально положеных тесин. Южный и северный фасады часовни Спаса Нерукотворного имеют по 2 окна, одно окно - на западном фасаде. Шатер звонницы и сруб собственно часовни увенчаны главками луковичной формы. Глава над часовней без шейки установлена на цилиндрическое основание, врубленное в конек кровли. У места соединения главки с основанием небольшая полица красного теса. Срубы часовни Спаса Нерукотворного и восьмерик колокольни рублены " в обло " , сруб крыльца " в лапу " . Кровли тесовые гвоздевой конструкции. Полицы шатра и звонницы выполнены из красного теса с пикообразным завершением. Столбы звонницы двойные, круглые без резьбы. Столбы крыльца квадратного сечения с резьбой. Причелины фронтонов часовни Спаса Нерукотворного имеют порезку в виде глухих городков (на плане), край обработан чередующимися парными зубьями и полукруглыми выступами со сквозными круглыми отверстиями. Причелины крыльца и подзоры имеют порезку. В помещении собственно часовни Спаса Нерукотворного сохранилось " небо " , состоящее из 16 трапецевидных икон с изображением праотца. В центральном круге - Новозаветная троица, на угловых треугольных иконах - изображения евангелистов. Иконостас был двухярусный, тябловый. Иконы находятся в музее изобразительных искусств г. Петрозаводска. Выполнены на рубеже XVII-XVIII вв. Часовня Спаса Нерукотворного образа из деревни Вигово находится в республике Карелия на острове Кижи в одноименном музее под открытом небом. Экспозиционный сектор: Ямка. Комментарии и обсуждение Информация ошибочная. В действительности на представленной фотографии мы видим деревню Васильево с домами и часовней Успения. Часовня стоит на месте и сейчас, недавно реставрировалась. Часовня из Вигово стоит на горке, которая на фотографии начинается справа, но вершина с часовней из Вигово на фото не попала. 17 февраля 2024. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59948

В 1998 году памятник был отреставрирован путем переборки с заменой сгнивших элементов и воссозданием утраченных. Реставрация осуществлена работниками Парка совместно с норвежскими специалистами. Удалена обшивка стен часовни (за исключением каркасной звонницы), раскрыта паперть и воссоздано ее ограждение. В июле 2003 года в часовне установлены отреставрированные небеса. " Небеса " созданы, по мнению специалистов, в конце XIX-haчaлe XX в. в академической манере. Они состоят из 16 граней с изображением апостолов, архангелов и Распятия на синем фоне. Не сохранились 5 (из 16) радиальных граней, угловые грани и медальон. По стилю живописи этот же художник создал иконостас часовни Св. Антония на острове Поромский на Кенозере. Реставрация и укрепление живописи небес проводились в 1994, в 1999 и в 2007 гг. Доехать до Глазово можно только по воде. Сведения об истории деревни Ю.М.Критский " Краткие исторические сведения о населенных пунктах, расположенных на территории Кенозерского национального парка " (фрагменты из книги «Кенозерье. История и культура») kenozerjelive.ru Три деревни под общим названием Глазово расположены на западном берегу залива Шуйлахта. В самом узком и низком месте холмистого полуострова, между двух деревень. на хорошо просматриваемом месте, находится часовня Сошествия Святого Духа. Часовня построена местными крестьянами между 1801 и 1804 годами без дозволения духовных и светских властей, «не для расколу, а за некоторые чудесные происшествия». Один раз в году, в праздник Сошествия Святого Духа, священник приходской Кенозерской церкви совершал в часовне богослужение. В «советский» период, до образования Кенозерского национального парка, часовня не использовалась. Вновь освящена после реставрации в 1999 году. За двести лет существования здание претерпело несколько ремонтов и перестроек. Памятник представляет собой развитый тип клетской часовни с открытой западной папертью на общем подклете. Сруб с юга и севера завершён повалами и перекрыт высоким клином с широкими полицами. Торцевые стены сруба переходят в щипцовые фронтоны. Массивная, крытая лемехом глава на короткой шее венчает конёк крутой крыши.

http://sobory.ru/article/?object=01789

Иоанн Алексеевич Воротынский, бояре М. М. Салтыков, Б. И. Морозов, Н. И. и Ф. Н. Одоевские. Княжна-инокиня Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря Максимилла (Шеховская), через которую находившийся в белозерской ссылке патриарх Московский Никон осуществлял переписку с Москвой, подарила в скит 2 Евангелия и пелену. Тесные связи существовали у братии скита с Соловецким монастырем. В 1593 г. 2 рукописи были вложены в скит соловецким старцем Александром по душе брата, иером. Макария (РНБ. Соф. 1064 (Требник); РНБ. Кир.-Бел. 114/119 (Апостол)). Н. С. п., сложившиеся к сер. XVII в., имели оригинальные черты, отличавшие ее от др. обителей. Миниатюра из рукописи житий Вологодских святых (ГИМ. Увар. 107-10, 90-е гг. XVII в. Л. 63 об.), план-схема пустыни 1761 г. (РНБ. Кир.-Бел. 105/1341), а также акварель из монастырской рукописи «Предание преподобного Нила Сорского» (ГИМ. Муз. 676, 1804 г.) дают представление о том, как выглядел скит. На возвышенности, устроенной первыми насельниками, находился храмовый комплекс: ц. в честь Сретения Господня, ц. во имя прп. Ефрема Сирина и храм в честь Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Рядом с ц. Ефрема Сирина находилась колокольня. Братские кельи были разбросаны в лесу по берегам 2 рек, ограничивающих холм, на к-ром располагались церкви. Кельи строили «по скитскому обычаю» на высоком подклете, они имели небольшие окна и дверные проемы, чтобы максимально сохранять тепло в холодное время года. Между кельями прокладывали деревянные мостки, к-рые приходилось постоянно чинить, поскольку скит стоял фактически на болоте. Ограды мон-рь не имел. На миниатюре из Уваровского сборника деревянная церковь нарисована одноглавой, клетского типа. Колокольня увенчана шатром с главкой, крытой лемехом. На нек-ром расстоянии от келий и храмов размещались хозяйственные постройки. За р. Сорой (в 200 м на юго-запад от мон-ря) находилось место первоначального поселения прп. Нила, к-рое было особым образом отмечено: над колодцем святого стояла часовня. В 30-40-х гг. XIX в. Н. С. п. была перестроена по плану общежительного мон-ря. К 70-м гг. XIX в. сформировался ее новый каменный архитектурный ансамбль. В центре мон-ря находился Тихвинский собор, состоявший из холодной и теплой церквей с приделами. К Сретенской ц. собора примыкала колокольня, завершенная шпилем, и ризница. Храм был выстроен в архаичных для того времени позднеклассицистических формах и завершен 5 главами со шлемовидными куполами. В сев. части монастыря находился 2-этажный настоятельский корпус. Мон-рь окружала каменная ограда с 4 деревянными башенками по углам. Над св. воротами располагалась классицистическая 4-столпная Покровская ц., завершенная 2 ступенчато расположенными восьмериками и 4 декоративными главками по углам 4-скатной кровли. Бифории, пояс сухариков, декорирующий карниз, киот над входом с висячей гирькой вносили в архитектуру храма элементы эклектики. В ограде мон-ря размещались кельи, трапезная, различные службы.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Подъельники. Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня вмц. Параскевы и прп. Варлаама Хутынского построена во вт. пол. XIX в. на возвышенности среди еловой рощи. Часовня создавалась в два этапа. Первоначально построена клетская односрубная постройка. Второй этап связан с появлением западного сруба сеней, над которым поставлена шестигранная, а не восьмигранная шатровая звонница - приём крайне редкий в деревянной архитектуре. С юга к срубу сеней примыкает дощатое крыльцо - тамбур под самостоятельной двускатной крышей. Отреставрирована в 1963 г. по проекту архитектора А.В. Ополовникова. Поражает противопоставление небольшого сруба часовни огромным валунам ограды и гигантским елям, скрывающим её. По материалам музея- аповедника " Кижи " Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского Точная дата застройки неизвестна, предположительно между 1740 и 1820 годами. Сооружение построено по характерному для того времени клетскому типу.в плане представляет собой прямоугольник. Характерно, что здание часовни совсем небольшое. Часовня полностью деревянная, снаружи обшита тесом. На крыше над сенями надстроена шестигранная звонница, увенчанная главкой с деревянным крестом. Именно в пространстве сеней находится деревянная лестница, ведущая в звонницу. Вся кровля над часовней выполнена без единого гвоздя. Основной вход часовни находится с южной стороны и представляет собой крытое двускатное крыльцо. В основном помещении прорублено 3 окна, два из которых находятся на южной стороне, а одно на северной. Декоративное убранство помещения достаточно скромное и представлено в основном резьбой по дереву. В настоящее время часовня заброшена, здание требует капитального ремонта. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18937

Торжок. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский храм Карта и ближайшие объекты Находится близ Воскресенского женского монастыря. Церковь построена на месте деревянной церкви, упоминаемой в Писцовой книге Торжка 1625года: " Храм Здвижение честнаго креста древян клецки, да в приделе святого великомученика и страстотерпца Никиты... " Каменный храм с колокольней был возведен в 1750 году на средства купца Морозова и других прихожан. В 1842 году храм был перестроен, его обнесли каменной оградой с металлической кованой решеткой. Согласно преданию, подвижник и чудотворец XVI века Трифон Печенгский был сыном священника Крестовоздвиженской церкви. Память о нем свято чтилась в этом храме. Закрыт для богослужения в 1929 году. Каменная церковь Воздвижения Креста Господня с теплым приделом и трапезной во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены возведена в 1742-1750 годах на месте деревянной обветшалой обители клетского типа на средства прихожан и купца Морозова. Объемная храмовая композиция, ядром которой является двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмерик, завершенный шлемовидным куполом и декоративной главкой на граненой шее. В 1788 году ее перестроили. К основному объему примыкают пятигранная алтарная апсида, трапезная, надстроенная и нарядная четырехъярусная колокольня с высоким шпилем. В 1842 году храм обновлен, прилегающая к нему территория обнесена высокой каменной оградой со Святыми воротами и металлическими коваными решетками. 9 ноября 1929 года храм был закрыт, позднее разрушена колокольня, утрачено венчание. В настоящее время церковь Воздвижения Креста Господня не действует, находится в запустении и нуждается в реставрации. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Рядом с Воскресенским женским монастырем находится церковь Воздвижения Креста Господня – старинный православный храм, ведущий историю своего существования из далекого XVII столетия. О нем, как о деревянном храме с приделом великомученика Никиты Готского, упоминается в Писцовой книге Торжка за 1625 год. Согласно записям иеромонаха Илиодора, содержащимся в книге, в те времена церковь представляла собой типичный образец древнерусского храма «на клети» – четырехгранный объем из рубленых бревен под двускатной крышей с пристройками – притвором с трапезной с западной стороны и алтарем с восточной стороны. Воздвиженская церковь была выстроена на пожертвования посадских людей и считалась «мирским» строением.

http://sobory.ru/article/?object=08546

Домовицы. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1874. Адрес: Россия, Ивановская область, Фурмановский район, село Домовицы Координаты: 57.15565, 41.180835 Проезд:Свернуть направо с шоссе Фурманов - Шуя по указателю " Храм Троицы Живоначальной в селе Домовицы " и ехать асфальтом различного качества 6 км. Храм будет виден при переезде железной дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Стоит среди высоких лип у пруда в центре села. Построена в 1874 г. на средства иваново-вознесенского фабриканта А.Ф. Зубкова вместо прежней деревянной клетской церкви. Кирпичные стены побелены по кладке. Развитая объёмно-пространственная композиция в стилизаторской архитектуре редка для храмов Ивановской обл. Квадратный в плане основной четверик со щипцами над средней частью каждого фасада увенчан пятью сплюснутыми главами на приземистых ярусных постаментах, опоясанных кокошниками. К четверику примыкают одинаковые суженные прямоугольные алтарь и трапезная. Низкий переход соединяет последнюю с колокольней из двух массивных четвериков под шатром с килевидными кокошниками в основании граней. В центре трёхчастных боковых фасадов - входные проёмы. Фасады обильно насыщены декором: широкие лопатки с вертикальной ложбинкой в центре, многорядные карнизы с зубчиками, обрамления арочных окон с архивольтами и утолщёнными полуколонками по сторонам и пр. Широкие арки связывают основное помещение под восьмилотковым сводом с алтарем и трапезной, перекрытыми коробовыми сводами; коробовый свод и в переходе; в нижнем ярусе колокольни свод парусный. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 336-337 Среди высоких вековых лип, в центре села Домовицы, стоит храм Святой Троицы. Он был построен на средства Почётного гражданина и купца первой Гильдии г. Иваново-Вознесенска – Александром Фёдоровичем Зубковым, в 1874 году и в том же году (15 сентября) была освящена Архиепископом Костромским и Галичским Платоном.

http://sobory.ru/article/?object=32285

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010