Ирландская архитектура Архитектура. Ранний период. Абсолютное большинство храмов И. до Х в. строилось преимущественно из дерева (dairthech), иногда из прутьев с обмазкой и камышовой крышей. Ни одной деревянной постройки не сохранилось, они известны только по письменным источникам и изображениям в рукописях; крайне скудные данные археологии (раскопаны основания 2 церквей) также почти ничего не говорят об их внешнем виде. По изображениям (в «Келлской книге» (202v), на кресте Муредаха в Монастербойсе, гр. Лаут, и др.) известны прямоугольные в плане здания с сильно выступающими угловыми бревнами, высокой крытой гонтом 2-скатной кровлей с резным коньком. Обычный размер храмов составлял всего 5 Ч 3,5 м, строились они чаще из дуба, бревна ставились вертикально. Сохранилось описание ц. св. Бригиты в Килдэре (VII в.), по-видимому, уникальной. Это был храм мон-ря: помещения для монахов и монахинь были разделены деревянной перегородкой, алтарь занимал отдельное пространство, стены и перегородки были расписаны и украшены, один из дверных проемов был украшен резьбой. Др. храм, с 4 башенками и портиком, можно реконструировать по описанию из «Hisperica Famina». Дерево как строительный материал широко использовалось до XII в. включительно. Первое упоминание о каменном (daimhliag) храме (церковь в Дулике) относится к VII b. В «Анналах Ольстера» (788/789) упоминается каменная ц. в Ард-Махе. Причины их столь медленного распространения каменного строительства не ясны; нек-рые исследователи предполагают, что на предпочтение дерева могли повлиять древне почтение к дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов ( Long. 1997. P. 124). Дороманская архитектура. Почти все сохранившиеся в И. здания были построены после 900 г. Факты строительной деятельности зафиксированы в письменных источниках, однако связывать их с конкретными постройками возможно лишь в исключительных случаях. До XII b. формы церковной архитектуры были очень простыми — в противоположность ювелирному искусству и книжной миниатюре. Клирики не заказывали больших зданий, в мон-рях обычно возводилось несколько небольших церквей, что было характерно для всех стран Сев. Европы VI–IX вв. ( Stalley. 2005. P. 719). В И. эта ситуация осознавалась как местная традиция и изменилась только в XII b. Каковы были функции разных церквей в мон-ре — в основном не понятно; известно лишь, что одна из меньших церквей обычно посвящалась святому покровителю мон-ря, отмечая место его погребения и/или вмещая его реликвии (капелла Киарана в Клонмакнойсе, гр. Оффали (ок. 800) — попытка воспроизвести в камне деревянную усыпальницу).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Зачачье. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм деревни Зачачье Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1915 Карта и ближайшие объекты Первоначально две церкви Никольская и Дмитриевская (1615-1620) стояли в Емецком остроге. В 1686 году крестьяне Никольского прихода обратились к архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию в Емецкий стан Зачачьевской волости Заболотской полусотни с челобитной о перенесении приходских церквей из острога в Зачачьевскую волость. В январе 1686 года церкви были перевезены в Зачачье. Церковь Николая Чудотворца освящена в 1687 году, 18 июля 1747 года Никольская церковь загорелась от молнии. Церковный приказчик Семен Чечерин в донесении архиепископу сообщил, что церковь Николая Чудотворца загорелась изнутри, дыму было немного, крестьянам удалось вынести образа, святые книги и всякие церковные принадлежности из церкви, из алтаря, с престола и жертвенника в другую церковь. Пострадали царские врата. После пожара церковь восстановили. Вероятно, именно в это время первоначальное шатровое завершение заменили на кубоватое. Просуществовав двести с лишним лет, в 1890-е годы церковь пришла в ветхость, верхняя часть дала значительный уклон к северу. Это очень тревожило прихожан и попечителей храма. Однако ремонт задерживался в связи со сложностью, а главное из-за отсутствия денежных средств. Работы должны были производиться за счёт прихожан и на пожертвования частных лиц. В 1909 году скопилась достаточная сумма, и в том же году было возбуждено ходатайство перед епархиальным начальством о перестройке (точнее сказать, о полном воссоздании, начиная с самого фундамента) храма. Дело немного затормозилось из-за необходимости установления контактов с Императорской Археологической комиссией. В 1909 году реставрация церкви была разрешена с соблюдением следующих условий: 1.

http://sobory.ru/article/?object=08841

Логиново, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1776 и 1778. Год утраты:1940 (снесена перед заполнением Рыбинского водохранилища) Адрес: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, Мяксинское МО, урочище Логиново, северо-западнее деревни Веретье Координаты: 58.896746, 37.867365 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Покровская церковь в с. Логинове построена в 1776 (1778) г. Деревянная, холодная, обшита тёсом, внутри зашпаклёвана, окрашена маяляной краской и украшена настенными писаниями, на церкви глав больших 5 и малых 3, из последних 2 над алтарём и 1 над папертью. Престолы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи. Вторая церковь - Космо-Дамиановская, построена в 1858 г., кирпичная, тёплая, на церкви 1 большая глава. Престолы в честь бесср. Космы и Дамиана, мчч. Флора и Лавра, препп. Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1766 г., восьмигранная, деревянная, обшита тёсом. Ограда вокруг церкви и колокольни - деревянная, со столбами по лицевой западной стороне и деревянной решёткой между столбами, по углам 4 башни, в трёх имеются помещения для утвари. С трёх остальных сторон - бревенчатая стена, крытая с северной и западной сторон железом, с восточной досками и с южной - стружкой. Общая длина 196 саж. В собственности церкви имелись: церковная сторожка (1858 г.); лавки торговые (около 1780 г., бревенчатые срубы). Часовни: 1) в д. Веретии, в 5 в. от села, построена в 1915 г., бревенчатая, крыта железом, паперть, рубленная из брёвен и крыльцо (прежняя часовня построена в 1860 г., бревенчатая, обшита тёсом, крыта железом, паперть - столбы, обшитые тёсом, иконостас, сгорела 17 июня 1911 г.); 2) в д. Хмелине, построена около 1775 г., бревенчатая, обшита тёсом, крыта железом, 2 главки (одна над колокольне), колокольня над папертью из столбов, обшитых тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=61852

Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.) Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество. Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945) . В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины» . Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели. Деревянная церковь Преображения Господня упоминается и в летописях Новгорода. О древних каменных храмах в языческой среде источники не упоминают. Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «нача ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Строительство каменных храмов летописцы упоминают как события исключительной важности. Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом. О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г ., и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов . Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Летописец упоминает, что храм сгорел в 1045 г . Письменные источники часто упоминают о строительстве «обетных» церквей. Строились они быстро и всегда возводились из дерева.

http://pravoslavie.ru/put/071019160519.h...

Дарна. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне начала строиться по проекту московского архитектора С.В. Шервуда в 1895 году. Средства для постройки дали сами прихожане. Здание построено в формах эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов. Очень красиво шатровое завершение колокольни и главного купола храма. Здание построено из красного кирпича с деталями из белого камня. Главы и шатровое завершение колокольни восстановлены в 1990 году. Очень похожа на Казанский собор в селе Шамордино Калужской области, построенного также по проекту С.В. Шервуда. Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века. В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и причт обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова. Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Клинцы. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты ЧАСОВНЯ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ (ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА) Расположена на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройностью. В 1801—04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими. В 1850-х гг. для местночтимого чудотворного образа Николы, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня. В нач. 20 в. она заменена нынешней, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели во время Великой Отечественной войны. Небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 вв. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, " бровки " с зубчиками над узкими арочными- окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами.

http://sobory.ru/article/?object=10834

Кострома. Музей деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества.    Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.775434, 40.889331 Проезд:автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества. В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Рядом с монастырем расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Часть экспозиции музея находится на территории монастыря. При подготовке статьи использованы материалы с www.kostroma.ru 

http://sobory.ru/article/?object=00521

Ляховка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:1703. Год утраты:приблизительно 1922 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, Ульяновская область, Майнский район, с. Ляховка, возле существующей церкви Спаса Нерукотворного Образа Координаты: 54.110531, 47.799793 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревянная холодная церковь в честь Пресвятой Богородицы иконы её Знамение в селе Ляховка была построена в 1703 году на средства помещика З.П. Евлашева. Церковь считалась одним из самых древних храмов Симбирской губернии. 125 лет принимала Знаменская церковь под свои своды прихожан, укрепляя их в вере, давая силы перенести испытания. Именно эта деревянная церковь была запечатлена известным ульяновским художником Д.И. Архангельским в рисунках, сохранившихся до наших дней. Знаток церковной архитектуры А. Яхонтов утверждал, что храм, этот «драгоценный церковный памятник Петровского времени, служит единственным примером деревянных наших храмов самого начала 18 века». Он подробно описал ляховскую церковь и заметил, что выходцами из Ляховки было образовано село Новоспасское Сызранского уезда (ныне – Новоспасского района) (по сведениям В.К. Кузьмина). Но дерево материал не долговечный. Состарилось и некогда красивое здание. В 1830 году, «иждивением» княгини Елизаветы Ростиславовны Вяземской, правнучки историографа, рядом был выстроен новый каменный храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А старая церковь простояла бок о бок с новой еще 100 лет. Первый храм просуществовал до начала 20-х годов 20-го века, когда и был разобран по ветхости. На его месте сейчас стоит поклонный крест.

http://sobory.ru/article/?object=51564

Мякишево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1625 - 1675. Адрес: Россия, Новгородская область, Хвойнинский район, д. Мякишево, кладбище Координаты: 58.875813, 34.401871 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О Никольской церкви в деревне Мякишево, точнее не в самой деревне, а за ее северной окраиной, было известно еще до войны. Да и церковь была не одна. Была еще церковь Ильи Пророка с приделом с северной стороны во имя Флора и Лавра. Она располагалась к югу от Никольской. Между ними стояла крытая шатром и рубленная " в лапу " шестигранная колокольня. В ведомости, откуда почерпнуты сведения, указано время построения Никольской церкви - 1772 год, Ильинской - 1872 год. Обе даты, как увидим позднее, не верны. Первая церковь означена теплою (т.е. отапливаемой), вторая - холодной. Эти сведения правильные. В пункте 7 " Ведомости " указано, что " зданий, принадлежащих церкви, нет " , в пункте 11 - " Приписных и домовых церквей нет, а в пункте 18 - " Церковно-приходская школа учреждена в 1882 году " . В другой ведомости, составленной пораньше в 1857 г., Никольская церковь значится построенной в 1678 году " ... тщанием прихожан. Зданием деревянная с такою же колокольнею, выкрашена... Вторая церковь Св. Пророка Илии с приделом Св. мучеников Флора и Лавра древенная же, построена 1656 года, стены и кровли ветхи, внутри иконостас и образа большею частью полиняли... Церковь причислена к 6 классу... Зданий, принадлежащих сей церкви нет. Ближайшие к сей церкви суть: Видимирская и Миголощская в 10 верстах. Приписных и домовых церквей нет " . Сведения несколько иные и время построения церквей другое. О монастыре, или погосте, о других постройках сведений нет. Видимо, они уже не существуют. Еще одна ведомость, относящаяся примерно к середина XIX в. и принадлежавшая предположительно архимандриту Макарию, автору знаменитого труда по Новгородской культовой архитектуре и другим предлагает несколько иные сведения. Заголовок: " Село Крутая " . " Прежде был монастырь Николаевский-Крутецкий, имевший при себе вотчину в 153 души мужского пола, уничтоженный в царствование Екатерины II. Доказательством его существования остались: 2 деревянных храма, из коих один - во имя Николая Чудотворца, построенный в 1665 г., а другой, где не служат, ранее должно быть. В храмах древнего: образа древней монастырской живописи, впрочем без означения времени, и деревянная прежняя ограда, обнимавшая весь монастырь в окружности 600 сажен " . Автор этой рукописи кое-что проясняет, но другое запутывает. Так появилась иная дата построения Никольской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60663

Никола-Высока. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1820 году. Год закладки 1813. Имеет три престола: в летнем большом здании- Преображения Господня, в зимнем здании - святого Николая и Архистратига Михаила. Преображенская церковь построена на тракте Москва - Санкт-Петербург, который проходил через Ярославскую, Тверскую, Вологодскую губернии. В перечисленых губерниях за государственный счет и пожертвования народа были воздвигнуты похожие храмы в честь победы в Отечественной войне 1812 года. До сегодняшнего дня они сохранились и действуют. Преображенская церковь действовала до 1939 года. После была закрыта и использовалась как склад и зернохранилище. Иконы и утварь частично были переданы в село Чамерово в церковь Казанской Божией Матери. В 1992 году община Преображенской церкви была воссоздана и храм открыли для богослужения в летнее время. Церкви принадлежало 2 дома для священников, церковно-приходская школа, 2 амбара, лавка. Церковной земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. Клир был определен 2-мя священниками, дьяконом, 2-мя псаломщиками. Приход состоял из 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Церкви принадлежало 5 часовен: 1. Вблизи деревни Филиппова, Святой Мученицы Параскевы, деревянной постройки 1849 года. 2. В деревне Башкино, мучеников Флора и Лавра, деревянной постройки 1849 года. 3. В деревне Мосеевской, святых Косьмы и Домиана, деревянной постройки 1850 года. 4. Вблизи деревни Дюдиковской Поповки, Нерукотворного Спаса, деревянной постройки 1878 года. 5. Между Новым и Каменкой, Казанской Божией Матери, деревяной постройки 1878 года. Данные часовни не сохранились. И. Добровольский " Тверской епархиальный статистический сборник " . Тверь 1901 год, с. 165. Техническое заключений от 1992 года: Отдел архитектуры и градостроительства города Твери в 1992 году произвел обследование Преображенской церкви села Никола-Высока, Весьегонского района, Тверской области. Результаты обследования показали:

http://sobory.ru/article/?object=13539

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010