Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражении его ума меры врачевания? Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов, заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, с корня: с подрывания корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом ко всеобщему перевороту, – разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв ко всеобщему взрыву – это плод. Если плод не хорош, поймите, что и корень не хорош. И помните, что от этого дурного корня вырастит всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго срубают, и бросают в огонь. По плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющие волю Отца моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали и проповедали. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас отойдите от Меня делающие беззаконие ( Мф.7:15–23 ). Аминь. Беседа IV. На день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, о том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и в частности от святых пророков и апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

" Почитающий отца, - говорит в Прологе слово церковное, - очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет. И еще: прославляющей отца долголетен будет, и кто слушает Господа, тот чтит и матерь свою " . Так говорит и Премудрый: " почитай отца твоего, и найдет на тебя благословение от него. Благословение отчее утверждает дома чад. Чадо, заступи в старости отца твоего и не оскорби его при жизни его. И если бы даже он сделал что безрассудное, не укори его и не упрекай. Молитва отца сильна бывает и прощение грехов испросит тебе и в день скорби утешит тебя. Как при тепле лед, так и грехи твои растают " . Итак, видите, дети, сколько благ вы можете получить от Господа, если будете почтительны к родителям! Поэтому недаром и говорится, что благословение родительское на воде не тонет и в огне не горит. Недаром потому и все святые являли достоподражательный пример послушания отцу и матери. Так Исаак, из послушания к отцу, охотно позволил ему связать себя и тем показал, что он лучше желает умереть от руки отца, чем воспротивиться его воле. Так и Соломон, когда вошла к нему мать его Вирсавия, а он сидел в это время на престоле, встал пред нею и поклонился ей, и поставили престол для матери царя. И, конечно, вы знаете, как Господь благословил и того, и другого и какими милостями осыпал их. Почитайте же всем сердцем и вы отца своего и не забывайте своей матери. Делом и словом почитайте их, придет на вас благословение от них и дома ваши утвердить в счастье и благоденствии. Аминь. Тем, которые ропщут, что труды их не ценятся (Слово, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Похвала святым верховным апостолам Петру и Павлу) Мы, по своему самолюбию, не только часто кичимся своими трудами, но нередко даже и жалуемся, что труды наши не ценятся. Иной пожил где-нибудь год или два, не ужился, и начинает всем говорить: " я ли не трудился, я ли не работал? Кто мог столько перенести, что я перенес? А между тем, вот все мои труды пошли ни во что, и мне заплатили лишь неблагодарностью " . Что сказать таковым? Пусть в назидание себе они послушают хоть немного о трудах святых апостолов Петра и Павла и посмотрят, каковы были эти труды, и чем заплатили Апостолам за них люди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Так, в книге Исход читаем: «И сказал Господь Моисею: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки [ковчега]; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями..., а лицами своими будут друг к другу» ( Исх.25:18–2 0). Во-вторых, что поклоняться святым иконам должно, видно из того, что Сам же Бог Ковчег Завета с распростёртыми над ним херувимами поставил в предмет особенного почтения и благоговения; и это почтение евреи воздавали ковчегу действительно. Так, например, об Иисусе Навине в его книге говорится: «Иисус разодрал одежды свои и пал лицом... на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы» ( Нав.7:6 ). В-третьих, что должно почитать иконы, видно из того, что Сам Господь Иисус Христос изобразил Своё лицо на полотенце для князя Авгаря. Когда некто Анания вручил Господу письмо Авгаря и когда Господь прочитал оное, тогда потребовал воды и полотенце, умылся, отёрся полотенцем, и на полотенце ясно изобразилось пречистое лицо Его. Господь велел отдать этот нерукотворный образ Свой Авгарю, и Анания отдал. Когда Авгарь получил его, тогда исцелился от много лет одержавшей его болезни и крестился со всем домом своим. В-четвёртых, что должно и можно почитать святые иконы, видно ещё и из того, что Евангелист Лука писал оные. Так, в житии его пишется: «Он первее образ Пресвятые Богородицы, носящия младенца Предвечнаго Господа нашего Иисуса Христа на руках Своих, живописным художеством написа, и иныя две иконы Пресвятыя Богородицы, и принесе их Матери Господней, аще угодно Ей. Она же видевши тыя Свои образы, проглагола пречистыми устами Своими еще: «Благодать рождшагося из Мене, и Моя, буди с теми иконами». Такожде и святых верховных Апостолов Петра и Павла изображения тойжде Лука Святый на досках написа; и от него по вселенней тое доброе и пречистое дело, писание святых икон, начася». В-пятых, наконец, что можно и должно чтить иконы, открывается из определений седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вот вам преображение отшедшего из тела духа опять в телесную форму, с оставлением по своем явлении вещественных памятников. Вот преображение неверующих атеистов и нигилистов в верующих духовидцев, преображение неверующих ученых в испытующих чародеев, вызывателей с того света мертвецов, каких-то странных полу-христиан, однако же попирающих христианство, которые силятся вырвать у Бога Его тайны упрямо и гордо испытующим умом, а не кротким и чистым верующим сердцем. А нам с вами святой апостол Петр внушает верить непререкаемым свидетельствам о преображении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, с явлением к Нему небожителей Моисея и Илии, и внимать древним пророчествам, как светильнику, сияющему в темном месте, во мраке плотяности и земляности и греховной страстности, пока прежде всего еще здесь на земле в наших сердцах не станет рассветать день и не взойдет утренняя звезда, а затем не засияет для нас вечное солнце правды и за гробовым мраком. А загорится в нас и для нас небесный свет ведения и видения горного, если мы, удалившись от господствующаго в мире растления похотью, – по наставлению апостола Петра, – покажем в вере нашей добродетель, в добродетели разум (рассудительность), в разуме воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии же любовь. Если это в вас есть и умножается, – поучает первоверховный апостол, – то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, тот сам смежил свои очи ( 2Пет. 1:4–9 ). Аминь. 1881 г. Поучение в день Преображения Господня Предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника, преображения, снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощми, яве яко во времена их, кое когда приспеет. Минея, август, 6 день. В наших краях, в сей спасительный день преображения Господня, освящаются садовые плоды, по преимуществу яблоки. Откуда это предание и какой его смысл?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

Это столь важное, столь ответственное, серьезное и страшное испытание бывает неожиданным как раз для тех, кому кажется, что у него все хорошо. И потому будем вести брань без всякого снисхождения к себе, чтобы подготовиться к встрече с этой неминуемой для всех нас скорбью. Аминь. 30 сентября 2003 года День памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25) При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жёно! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. О преданности Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его часто называют «апостолом любви», говоря, что он является проповедником преимущественно этой добродетели. Но, я думаю, несправедливо лишать этого имени других апостолов, ибо все двенадцать апостолов Христовых, безусловно, были такими же проповедниками любви. Все они имели избыток Божественной благодати, которая преисполняет человека любовью к Богу и ближним. Это видно из самой их жизни. Апостол Иоанн Богослов в Православной Церкви особенно почитается, может быть, по той причине, что он провел долгую жизнь и пережил всех апостолов (по Преданию, он умер в начале II века) и поэтому для всех христиан того времени был живым свидетелем истинности евангельской проповеди, был в особенности близок к христианам последнего времени. В древности день его преставления праздновался столь же торжественно, как и день святых апостолов Петра и Павла. В день памяти святого апостола Иоанна на литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о том, как Иоанн, когда все ученики, оставив своего Учителя, бежали, вместе с немногими женщинами-мироносицами и Божией Матерью пребывал с Ним до последнего момента и стоял у Креста Господня.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Аминь. Сделав знак креста, священник внятным голосом произносит антифон: Подойду я к жертвеннику Божию ( Пс. 42, 4 ). Служащий при литургии, стоя на коленях с левой стороны священника, несколько пониже, а при торжественной литургии клирики, стоя по сторонам его, продолжают: К Богу, веселящему юность мою. Потом также попеременно произносят следующий псалом 1558 : Священник Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня ( Пс. 42, 1 ). Клир Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? ( Пс. 42, 2 ). Священник Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42, 3 ). Клир И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою ( Пс. 42, 4 ). Священник На гуслях буду исповедовать Тебя, Боже! Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (см. Пс. 42: 4–5 ). Клир Уповай на Бога; ибо я буду еще исповедовать Его, Спасителя моего 1559 и Бога моего (см. Пс. 42, 5 ). Священник Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клир Как было вначале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник повторяет антифон: Подойду к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою. Священник знаменует себя (крестом), говоря: Помощь наша в имени Господа ( Пс. 123, 8 ). Отвечают: Сотворившего небо и землю. Потом священник, соединив руки и держа себя низко наклонившимся, совершает исповедание (confessionem): Исповедаюсь Богу всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу, всем святым и вам, братия, ибо согрешил я чрезмерно мыслию, словом и делом (трижды ударяет себя в грудь правой рукой, говоря), по моей вине, по моей вине, по моей величайшей вине. Посему прошу блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия, молиться обо мне Господу Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог прославляет тела святых после смерти нетлением их мощей и в этом нетлении Он дает знамение и для верующих и для неверующих. Такое знамение Иисус Христос обещал дать верующим в Него еще и при жизни их, именно то знамение, что еще при жизни истинно верующего тело его будет противостоять разрушительному действию смерти и тления: будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им ( Мк.16:18 ). Еще и при жизни истинно верующих в Бога чудотворящая сила Божия обнаруживается чрез их тело в исцелениях людей от болезней их: верующие возложат руки на больных, и они будут здоровы (там же). Об Апостоле Павле говорится в книге Деяний Апостолов, что в Ефесе на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ), а об Апостоле Петре говорится, что в Иерусалиме выносили больных на улицы, и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). – Если же тело живого человека христианина бывает носителем чудотворящей силы Божией, то нельзя же думать, что смерть человека разобщает его с Богом совершенно, что чудотворящая сила Божия, проявлявшаяся чрез тело святого человека при жизни его, не может проявляться после смерти его таким-же образом, то есть, чрез то, что остается от тела после смерти человека, чрез его мощи. Разве не силен Бог, за грех человека возвращающий его в тление ( Пс.89:4 ), освободить его тело от тления, когда человек угодил Богу своею богобоязненною жизнью? Мы видели уже, что не все люди при всеобщем воскресении мертвых умрут, и следовательно не все истлеют. О праведном Енохе и пророке Илии говорится в Свящ. Писании, что они были взяты Богом на небо живыми, следовательно и тела их не подверглись тлению. О святом Апостоле Иоанне Иисус Христос говорит, что этот Апостол может остаться в живых до второго пришествия Христова, если этого захочет Иисус Христос (Ев. Ин.21:22 ). О пророке Елисее говорится, что от прикосновения одного умершего человека к костям его, чудотворящая сила Божия, действовавшая, очевидно, чрез кости пророка, оживила мертвого. – Если же по учению Свящ. Писания новозаветный человек и по телу своему входит в жизненное благодатное общение с Богом, то и истина нетления тел святых угодников Божиих после их смерти не только не может быть отрицаема на основании Священного Писания, но она в нём находит для себя полное оправдание и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деян 3:19–26 Понедельник 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 10 В то время, пока Апостолы говорили к народу, приступили к ним священники и начальник храмовой стражи и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и возвещают в Иисусе воскресение из мёртвых, и наложили на них руки и отдали под стражу до следующего дня, ибо был уже вечер. Многие же из слышавших слово уверовали. И достигло число мужей тысяч до пяти. И было на следующий день, что собрались в Иерусалиме начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и все, кто были из первосвященнического рода, и, поставив их посредине, допрашивали: “Какой силой или каким именем вы это сделали?”. Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: “Начальники народа и старейшины, если нам сегодня чинят допрос о благодеянии человеку больному, каким образом он спасен, то да будет известно вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воздвиг из мёртвых, – Им стоит он перед вами здоровый. Деян 4:1–10 Вторник 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 11 В то время Иудеи, видя дерзновение Петра и Иоанна, и поняв, что они люди некнижные и простецы, удивлялись и признавали их, что они были с Иисусом. И видя, что человек исцеленный с ними стоит, ничего не могли возразить. И приказав им выйти вон из синедриона, совещались друг с другом и говорили: “Что нам делать этими людьми? Ведь то, что ими совершено замечательное знамение, это явно всем живущим в Иерусалиме, и мы не можем отрицать; но, чтобы оно еще больше не распространилось в народе, пригрозим им, чтобы они уже от этого имени не говорили никому из людей”. И призвав их, приказали совсем не говорить и не учить во имя Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: “Рассудите, справедливо ли пред Богом слушать вас больше, чем Бога? Ибо не можем мы не говорить о том, что видели и слышали”. И снова пригрозив, отпустили их, так и не находя повода наказать их, из-за народа, потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо больше сорока лет было тому человеку, над которым произошло это знамение исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010