Будь похвальны, святителю, Мирнокиевский учителю, св. Николай! (Чуб., т. I, стр. 170). В великорусской переработке наиболее распространенного стиха «О хто, хто Миколая любит», записанной в орловской губернии, встречаем те же слова, но измененные до потемнения смысла: Будь похвален, святителю, Между киевских в пещеры, Мирно во веки. (Бессон., Калеки перехожие, т. III, стр. 761). Нетрудно, однако, догадаться, что в первом стихе слово: мирнокиевский есть прямое искажение слова: мирликийский, которого не мог осилить народный певец, не знакомый с географией, а во втором искаженное слово разбито на два и поставлено в двух отдельных стихах. Приурочение св. Николая к Киеву могло находить основание в его житии, где, в числе совершенных им чудес, описываются два чуда, бывшие в Киеве. Чудо первое. Двое киевлян, муж и жена с маленьким ребенком, отправились однажды из Киева в Вышгород поклониться мощам свв. Бориса и Глеба, в день их памяти. Возвращаясь домой по Днепру, жена уронила ребенка в реку. Отец и мать обратились с молитвой к св. Николаю. Св. Николай взял дитя из воды и принес его в палату, находившуюся при киевском софийском соборе. Церковный сторож нашел ребенка перед образом св. Николая и передал его родителям. 110 Старинное изображение этого чуда, писанное масляными красками на холсте, находится и ныне в колокольне Киево-Софийского собора и с любопытством рассматривается богомольцами. Другое чудо. Один киевлянин отпустил на волю пленного половчанина, после того как последний поклялся именем св. Николая, что привезет выкуп. Половчанин думал, что икона св. Николая, перед которой он дал обещание киевлянину, ничего ему не сделает, если он и не выполнит обещания. Св. Николай три раза напоминал половчанину о его обязательстве, а в третий раз сбросил половчанина с коня, метал, корчил и бил его о землю. Половчанин отвез выкуп киевлянину. Эти сказания о чудесах св. Николая в Киеве возникли в древности, до монгольского нашествия, и, может быть, существование этих и других подобных местных киевских сказаний о святителе Николай побудило киевского митрополита Ефрема (1096–1098 г.) установить празднование перенесения мощей св. Николая из Мира в Бар 9-го мая, празднование, существовавшее в западной церкви и неизвестное на греческом востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

http://bezh-monashestvo.cerkov.ru/ Эта небольшая часовня в псевдорусском стиле - одна из двух памятных мемориальных построек XIX века в Бежецке. Она сооружена и освящена в 1900-м году в память коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. Строилась часовня во имя Николая Чудотворца и царицы Александры по проекту архитектора работавшему при тверской городской управе, Александра Петровича Фёдорова. Принадлежала Бежецкому Благовещенскому женскому монастырю. Напротив возведённой часовни, к тому времени находилась и другая часовня, построенная на площади, в память чудесного спасения Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года (не сохранилась). После 1917 года обе часовни были закрыты. На Никольской в начале 1930-х годов была сбита главка с крестом, со временем утрачена отделка интерьера в связи с располагавшимся в ней хозяйственным складом. До недавнего времени в помещении часовни располагался магазин. В начале 2010-х годов здание бывшей часовни было возвращено верующим. В 2014 году там были проведены реставрационные и ремонтные работы. К часовне был пристроен алтарь. 22 мая 2015 года, в день празднования перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский, совершил чин освящения храма-часовни в честь мученика Николая и мученицы Александры. Его Преосвященству сослужили: наместник Спасо-Преображенского Архирейского подворья игумен Феодор (Зеленов), духовенство Спасского кафедрального собора. Затем Владыка Филарет совершил в храме-часовне Божественную литургию. Часовня, расположенная в южной части Советской (бывшей Торговой) площади, вблизи пересечения Рыбинской и Кашинской улиц, примыкает к торцу одного из корпусов торговых рядов. Прямоугольный в плане объём завершён вальмовой кровлей. Стены разделены на прясла глубокими перспективными нишами, прямоугольные окна которых завершены килевидными архивольтами, простенки оформлены лежачими нишками. В разных уровнях по фасадам проходят профилированные карнизы, венчающий состоит из нескольких рядов различных элементов. Обращённый на площадь главный (северный) фасад завершён трапециевидным аттиком на который вновь водружена позолоченная главка с крестом. В декоре фасада выделяются растительные гирлянды, завершающие карниз и аттик. Внутри южная часть помещения отделена от основного пространства капитальной стеной. Стены часовни поставлены на белокаменный цоколь.

http://sobory.ru/article/?object=19988

В фондах Государственного архива сохранился документ госпожи статской советницы Анны Петровны Полторацкой: «В с. Авчурино, находящемся в Пастве Вашего Преосвященства, состоит каменная холодная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Мое усердие есть присоединить к оному храму вновь придел каменный, теплый во имя Сошествия Святого Духа. А по окончанию оного приступить к переделке настоящего храма Святителя Николая, причем прилагаю план строения, испрашиваю на то и другое Вашего Архипастырского соизволения и благословения». Документ датирован мартом 14 дня 1820 г. (В этом разделе использованы материалы А.В. Кандидова). Строительство осуществлялось архитектором Луиджи Пелли. Стасов принимал в нем активное участие. По его указанию еще в 1819 г. заготавливались необходимые материалы. Им выполнен проект иконостаса, заказаны иконы знаменитому художнику академику А.Е. Егорову для теплой церкви. 25 февраля 1825 г. госпожа Полторацкая подала прошение в Калужскую духовную консисторию на имя преосвященного Филарета, епископа Калужского и Боровского, о приготовлении вновь построенного придела во имя Сошествия Святого Духа. Указом из консистории освящение придела поручено благочинному Калужской Мироносицкой церкви протоиерею Иоанну Лаврентиеву с выдачей нового освященного атласного антиминса. Священнику Авчуринской церкви Василию Акимову антиминс был выдан под расписку. Антиминсов на этот момент в Калужском Архиерейском доме не оказалось и пришлось обращаться в соседнюю епархию к преосвященному Дамаскину, епископу Тульскому и Белевскому с просьбой одолжить святой антиминс. 2 апреля 1825 г. придел освящен во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 4580). Главный престол освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, память 9/22 мая – перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари и прославление 6/19 декабря. Второй престол освящен в приделе во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Празднование престола происходит на другой день, т. е. на 51-й день после воскресения Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=01614

По случаю дня памяти святителя Николая и празднования 150-летия Третьяковской галереи Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах 22 мая 2006 г. 14:44 22 мая, в день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Его Святейшеству сослужил архиепископ Истринский Арсений . По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил благодарственный молебен в связи с празднованием 150-летия основания Третьяковской галереи. На богослужении присутствовали генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Алексеевич Родионов, сотрудники Третьяковской галереи, гости, приглашенные на торжества, посвященные знаменательному юбилею музея. Перед началом молебна Святейший Патриарх сказал: «Сегодня, когда Третьяковская галерея отмечает свой 150 летний юбилей, после Божественной литургии мы обратимся ко Господу со словами благодарения за то, что в течение 150 лет сокровища духовного наследия нашего Отечества сохраняются здесь. Сегодня отмечается престольный праздник святого храма в честь святителя Николая. Являясь составной частью Третьяковской галереи, храм святителя Николая духовно окормляет всех, трудится в стенах Третьяковской галереи. И этот храм ныне хранит в своих стенах великую святыню земли нашей чудотворный намоленый Владимирский образ Божией Матери, перед которым молились наши предки в годы испытаний, трудностей и вражеских нашествий. Мы верим, что в тяжелые годы богоборчества, пережитые в XX Царица Небесная хранила и храм сей, и Третьяковскую галерею, в которой собраны святыни нашей земли – произведения отечественных художников. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто положил начало этому собранию. Сейчас в молебне мы поблагодарим Господа за все его милости, которые Господь даровал этой сокровищнице русской культуры в течение 150 лет ее бытия, вознесем молитвы благодарения ко Господу, Пречистой Матери Господней и к Небесному покровителю этого храма святителю и чудотворцу Николаю».

http://patriarchia.ru/db/text/114479.htm...

В 1600 г. игумен Вологодского Корнилиева монастыря Лаврентий сообщил Патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия Комельского уже много лет совершаются благодатные исцеления. Игумен прислал в Москву описание этих чудес, Житие преподобного, стихиры и канон, написанные иноком Нафанаилом. Патриарх совместно с собором духовенства обратился к Вологодскому архиепископу Ионе с просьбой подтвердить донесение игумена обители. Преосвященный Иона не только подтвердил достоверность сообщения, но дополнительно рассказал о том, что преподобному Корнилию давно уже совершают службу и в основанной им обители, и в Вологде, и во всей Вологодской земле. После этого Патриарх Иов соборно определил праздновать преподобному Корнилию Комельскому 19 мая. На соборе были рассмотрены Житие, стихиры и канон святому и решено, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым» . По благословению Патриарха Иова в 1591 г. были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий Преображенский мощи Святителя Филиппа, Митрополита Московского, и установлено местное празднование его памяти 9 января . В 1592 г. были перенесены мощи Святителя Германа, второго Казанского архиепископа, из Москвы, где он скончался в 1567 г. во время моровой язвы и был погребен в церкви Святителя Николая Чудотворца, в Свияжский Богородицкий монастырь, им основанный; празднование ему стали совершать 6 ноября. В том же году, в январе, митрополит Гермоген направил грамоту Патриарху Иову, в которой говорилось, что в Казани не совершалось особого поминовения русских воинов, погибших за веру под Казанью и в ее окрестностях. Митрополит Гермоген просил Святейшего Патриарха установить для этого какой-либо день. В этой же грамоте упоминалось о трех мучениках, пострадавших за веру Христову; один из них, Иоанн, был русским, родом из Нижнего Новгорода, он был пленен татарами; двое других, Стефан и Петр, были из новообращенных татар. Казанский митрополит выражал скорбь в связи с тем, что имена этих мучеников не вписаны в синодик, читаемый в Неделю Православия, и что по ним не совершаются панихиды. 25 февраля Патриарх Иов написал ответную грамоту, в которой указывал, чтобы во всей Казанской митрополии в храмах совершались панихиды по православным воинам, убиенным под Казанью, в субботу после Покрова Пресвятой Богородицы, и их имена вписаны в большой синодик, который читается в Неделю Православия. В этой же грамоте Святителем Иовом повелевалось вписать в упомянутый синодик и трех Казанских мучеников, а день их поминовения благословлял назначить самому митрополиту Гермогену. Казанский архипастырь объявил по всем храмам и монастырям Казанской епархии Патриаршей указ и повелел 24 января поминать на панихидах, литиях и литургиях трех Казанских мучеников — Иоанна, Стефана и Петра .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Престольный праздник отметили в самом старинном Никольском храме Москвы 23 мая 2012 г. 19:05 22 мая 2012 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископ Подольский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме в Хамовниках , настоятелем которого является с 2009 года. По окончании богослужения епископ Тихон обратился к прихожанам с пастырским словом, в котором рассказал о смысле сегодняшнего празднования, о житии великого угодника Божия и о тех местах, которые связаны с почитанием его памяти — Мирах Ликийских и Бари. Владыка, в частности, сказал: «Господь сподобил меня побывать в этих местах. Я молился там о всех вас. И вас призываю всегда молиться этому великому святому. Близкий, дорогой, любимый, живой — святитель Николай всегда незримо с нами. Мы должны стараться подражать ему — избранному Богом с младенчества, воспитанному благочестивыми родителями, избранному на святительское служение, пронесшему через всю свою жизнь горячую проповедь веры Христовой, сподобившемуся от Господа дара чудотворения. Мы сегодня празднуем его память и горячим сердцем молимся ему: святителю отче Николае, моли Бога о нас! Чтобы хранить нам благочестие православной жизни, быть дерзновенными, чтобы умножать веру среду людей, очищать сердце и душу, любить друг друга, идти путем спасения и достигнуть Царства Божия. Аминь». После богослужения всех присутствующих пригласили принять участие в чаепитии на церковном дворе. Храм святителя Николая в Хамовниках упоминается в летописях с 1625 года и вот уже пятое столетие является одним из самых любимых у москвичей. Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной в 1679 году при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. Во время Отечественной войны 1812 г. интерьер здания был частично разрушен, но впоследствии восстановлен. Храм регулярно реставрировался — в 1896, 1949 и 1972 годах. В советские годы не закрывался, оставаясь действующим на протяжении всей истории. Главной святыней храма является чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Икона была перенесена и прославлена под его сводами 163 года назад. 9 декабря 2010 года в храме появилась еще одна реликвия — частица мощей святителя Николая, привезенная благочестивыми паломниками из Бари и переданная в дар храму Святейшим Патриархом Кириллом. При храме действуют воскресная школа и молодежный клуб. Пресс-служба Финансово-хозяйственного управления /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Свт. Афанасий Великий 15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные богословские сочинения. Св. страстотерпцы Борис и Глеб с житием В этот же день вспоминается перенесение в Вышгородский храм мощей святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба , во святом Крещении Романа и Давида, убитых по приказу своего брата Святополка в 1015 г. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 21 мая. Один из ближайших последователей Иисуса Христа, Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия. Апостол прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. Празднование установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на место его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов 22 мая – день перенесения мощей святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, из Мир в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г. во избежание осквернения святыни мусульманами. Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий Общий день памяти святых равноапостольных учителей словенских Кирилла (Константина) и Мефодия отмечается 24 мая. Братья, родившиеся в греческом городе Солуни, хорошо знали славянский язык и перевели на него многие богослужебные книги. В конце IX в. они установили славянское богослужение в Моравии, при этом Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии, он же крестил чешского князя Борживоя и его жену Людмилу. В этот день празднуется тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

В царствование имп. Николая II состоялись прославления: 1) В 1896 – святителя Феодосия Углицкого (†1696) (9 сентября). 2) В 1897 – священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского и иже с ним в 1472 году латинянами утопленных (8 января). 3) В 1903 – преподобного Серафима Саровского (†1833) (19 июля). 4) В 1911 – святителя Иоасафа, епископа Белгородского (†1754) (4 сентября). 5) В 1913 – святителя Гермогена, патриарха Московского (12 мая). 6) В 1914 – святителя Питирима, епископа Тамбовского (†1698) (28 июля). 7) В 1916 – святителя Иоанна, митрополита Тобольского (†1715) (10 июня). В начале века было установлено празднование преподобному Иову Почаевскому (6 мая). В 1909 году состоялось торжественное перенесение из Киево-Печерской Лавры в Полоцк мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (†1173). В том же году было восстановлено празднование княгине Анне Кашинской (†1337). Император Николай II, лично способствовавший прославлению преподобного Серафима и святителя Иоанна Тобольского , присутствовал с Царской Семьей в Сарове на торжествах прославления угодника. Вскоре после открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского Государь прибыл поклониться его святым останкам. В 1911 году Государь посетил Чернигов для поклонения мощам святителя Феодосия. Церковное зодчество Из выдающихся церковных сооружений, построенных в этот период, можно назвать: Петропавловский собор (1733), ставший усыпальницей императоров, Собор Александро-Невской Лавры (1790), Казанский собор в Перербурге, Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), восстановленный имп. Елизаветой и Екатериной II, Собор Андрея Первозванного (1761) в Киеве. В XIX веке обе столицы украсились многими величественным православными храмами. 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского (†383) родился основатель новой столицы Петр Великий. В его честь в 1768 году был заложен Исаакиевский собор. Работы прервались с кончиной Екатерины II. Перемены в плане вносились последующими императорами. В 1817 году был утвержден план перестройки, сделанный французом Монфераном. Николай I опять внес в него изменения. Собор закончен был в 1858 году. В соборе два придела – князя Александра Невского и великомученицы Екатерины. Он представляет искусное подобие собора Петра и Павла в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Мы должны черпать силы только в вере, потому что зло никогда не прекращается, надо все время с ним бороться. И сегодня мы снова видим, как зло окружило Святую Русь, нам приходится с ним бороться и противостоять ему. Зло агрессивно, оно всегда нападает и хочет всю землю превратить в ад. Бесы хотят, чтобы и на этом свете люди жили, как в аду. Поэтому добро в борьбе со злом должно быть активным. Мы будем иметь успех только со Христом, победа - только от Христа. Если будет наш народ верить в Бога, все получится. А сейчас и руководители Отечества направляют взоры к Богу. Народ постепенно обращается к Богу. Мы сегодня молились у мощей святого князя, чтобы помог защитить Святую Русь от нынешних напастей. И всем, кто будет обращаться к нему, он поможет молитвами у престола Господня. Владыку Назария как наместника лавры я поздравляю сугубо. Вы трудитесь, постоянно молитесь у мощей святого князя за Отечество. Желаю вам и братии помощи Божией в трудах и молитвах, в очищении сердца и ума. Пусть паломники всегда находят здесь молитвенную поддержку и утешение " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Обители была подарена икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. Владыка Назарий поздравил правящего архиерея как священноархимандрита обители и напомнил, что в этом году отмечается 350 лет со дня рождения императора Петра I. По его указу возник монастырь и по его воле были перенесены мощи святого Александра Невского. Почитание великого князя становится еще важнее в тяжелые времена, которые наступили для России. Делегация Сербской Православной Церкви подарила лавре иконы святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича). Богослужение транслировал телеканал " Союз " . Святой Александр Невский (в схиме - Алексий) скончался по пути из Орды в Городце 14 ноября 1263 года, а 23 ноября/6 декабря был погребен в Рождественском монастыре Владимира. Почитание великого князя началось сразу по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания великий князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года император Петр I после войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей Александра Невского в новую столицу - Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Александро-Невской лавре.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Уже через два месяца Святейший Синод получил Высочайшее разрешение Государя императора Николая Александровича на сбор необходимых денежных средств. Для осуществления этого в феврале 1900 года отец Александр Хотовицкий в качестве председателя строительного комитета направился в Россию. Первый взнос на строительство - 5 тысяч золотых рублей - поступил от самого Императора Николая Второго. Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал глубоко всеми чтимый отец Иоанн Кронштадтский - на первой странице специально заведенной книги для записи пожертвований он, внеся 200 рублей, написал: " Благослови, Господь, эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются... " Примеру Царской Семьи и иерархов Церкви последовали многие православные. В России нередко после звучавших с амвонов храмов обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты. И, тем не менее, собранных средств не хватало. Тогда специальным постановлением Святейшего Синода, в день празднования Крещения Господня, в 1901 году по всем церквам России был объявлен сбор пожертвований в пользу строительства православного храма в Нью-Йорке. Краеугольный камень в основание собора был заложен в день Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая (22 мая по н.ст.) 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-ой улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысячей верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца " Ретвизан " , а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Тихон освятил краеугольный камень. Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени " Джон Доуни и сын " под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось 10 (23 ст.ст.) ноября 1902 года. По свидетельству очевидцев, на нем присутствовало не менее двух тысяч верующих (в два раза больше проектированной вместимости), и не менее тысячи молящихся стояло на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: " ... В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию Православной веры " .

http://sobory.ru/article/?object=19008

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010