Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя 22 мая 2023 г. 14:16 22 мая 2023 года, в день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских, города, где он жил и где был похоронен, в город Бари в Италии. В Пространном катехизисе, написанном митрополитом Филаретом, мощи которого пребывают в этом храме, — в той самой книге, в которой кратко излагается вся наша православная вера, — написано, что промысл Божий есть то, что даже плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Слова святителя Филарета прямо относятся к празднуемому нами событию. Ведь что на самом деле произошло? Приехали некие люди из Италии, похитили мощи святителя Николая и увезли их. Можете себе представить, какую скорбь, какие страдания испытывали верующие? Это событие было воспринято как преступление, но, если бы не дурной поступок, то последствия были бы страшные. Потому что вскоре Малая Азия была оккупирована нехристианами, и на этой территории установился политический режим, тесно связанный с иной верой. Новые власти в Малой Азии не стеснялись в средствах, разрушая святыни, притесняя христиан, и что было бы, если бы не дурной поступок, который, по слову святителя Филарета, обратился к добрым последствиям? Не было бы честных мощей святителя Николая, которые сегодня почивают в граде Барском. Русь Святая, Церковь наша, наш православный народ особо почитает святителя Николая. Как известно, на дни празднования святителя большие паломнические группы направляются в Италию, где совершаются торжественные богослужения у его мощей. Мне довелось совершать там богослужение в эти дни, и я запечатлел в своем сердце совершенно особое состояние души — и своей собственной, и множества паломников, — когда действительно ощущаешь Божественную благодать, исходящую от святых мощей, и чувствуешь, что святитель и чудотворец Николай слышит наши молитвы и отвечает на них.

http://patriarchia.ru/db/text/6029627.ht...

Скончался старец Варнава 17 февраля 1906 г. Одним из самых отрадных явлений эпохи было умножение числа канонизаций. В царствование Николая II к лику святых было причислено больше подвижников, чем за два предшествующих века. Первым был прославлен черниговский святитель Феодосий, почивший в 1696 г. Через 200 лет после его блаженной кончины – 9 сентября 1896 г. состоялось перенесение святых мощей угодника. 4 сентября 1911 г. клику святых был причислен епископ Иоасаф Белгородский , мощи которого сохранились совершенно нетленными. 300 лет спустя после мученической кончины страдальца за православие и русский народ патриарха Московского Ермогена , 12 мая 1913 г., состоялось прославление его памяти. На праздничные торжества прибыл патриарх Антиохийский Григорий IV, который совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. 28 июля 1914 г. к сонму святых угодников был причислен святитель Питирим, епископ Тамбовский, преставившийся в 1698 г. Память святителя Иоанна, митрополита Тобольского , чтилась в Сибири издавна. Ввиду его местного почитания и множества чудес, явленных у его могилы, в 1916 г. Святейший Синод установил всероссийское празднование его памяти, назначив его на день кончины святого – 10 июня. В 1909 г. было восстановлено почитание святой Анны Кашинской, вдовы замученного в Орде святого князя Михаила Тверского, которая издревле благоговейно чтилась в Кашине и во всей Тверской земле. Собор 1649 г. постановил открыть мощи благоверной княгини и причислить ее клику святых. Но в 1677 г. в связи со старообрядческим расколом, использовавшим имя святой Анны в своих целях, Московский Собор отменил ее почитание. 12 июня 1909 г., по постановлению Синода, совершилось повторное прославление памяти святой княгини. Перенесение ее мощей привело в Кашин десятки тысяч богомольцев. Великим торжеством Православной Церкви и благочестивого русского народа стало прославление преподобного Серафима Саровского . Еще при его земной жизни тысячи верующих, получавших от него духовную помощь, почитали его за святого. Чудеса на его могиле совершались непрестанно. В 1903 г. Святейший Синод постановил причислить преподобного Серафима клику святых. 19 июля, вдень рождения чудотворца, в Сарове состоялось открытие его мощей и перенесение их в уготованную гробницу. На эти торжества в глухую лесную обитель съезжались и сходились люди всех состояний и званий, от самых высокопоставленных в России – императора Николая II и его семьи – до бездомных странников и нищих. Все дороги, ведущие в пустынь, на многие версты, были заполнены толпами богомольцев. Много исцелений совершилось в день прославления в Сарове по молитвам к новоявленному чудотворцу и светильнику Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В иконографии святителя выделяют различные иконы. Например, «Никола Отвратный» – иконографический извод изображения св. Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке в России. Чаще всего изображение святителя на таких иконах оплечное с направленностью взгляда в сторону. Нижняя линия изображения часто обрезает до половины Евангелие и благословляющую руку. Нередко такая икона окружалась клеймами. Образ святителя «Никола Мокрый» получил свое необычное название благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой свт. Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Нередко Николай Чудотворец изображается на иконах с мечом в правой руке и церковью или городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах святитель почитается как защитник христианских городов и христианской веры, в целом. Существуют два условных обозначения одного из типов иконографических образов свт. Николая: Никола «вешний», который изображается на иконах с непокрытой головой, и Никола «зимний», изображающийся в епископской митре. Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография. 19 декабря (нов. ст.) вспоминают день смерти св. Николая, 22 мая (нов. ст.) совершается празднование перенесения мощей Николая Чудотворца в город Бари, а на 11 августа (нов. ст.) приходится Рождество святителя. Точное время установления празднования Рождества св. Николая на Руси неизвестно. В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества свт. Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени. В 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества святителя.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам: 1 . По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству: а) победа в Полтавской битве (1709); б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771). 2. В связи с прославлением новых святых: а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752); б) Феодосия Тотемского († 1568); в) Иннокентия Иркутского († 1731); г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729). д) равноапостольных Мефодия и Кирилла. В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански. После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки. В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347). 6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович. В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783). В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году. В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь и решился стать иноком. 31 травня 2009 р. 19:04 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского [Стаття] 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 27 травня 2009 р. 15:00 28 мая — Вознесение Господне [Стаття] Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников, в сороковой день от первого дня Пасхи. 21 травня 2009 р. 19:00 22 мая перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар [Стаття] Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. 21 травня 2009 р. 00:00 21 мая день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. 6 травня 2009 р. 00:00 6 мая — память великомученика Георгия Победоносца [Стаття] Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия, светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш великий Николае. Кондак, глас 3: Взыде яко звезда от востока до запада твоя мощи святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемля тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. 3061 Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого и внук Владимира святого, княжил с 1075 по 1076 г. (6 месяцев); затем вторично с 1078 по 1093 г. 3063 Под измаильтянами здесь разумеются одноплеменные восточные народы: турки, печенеги и половцы. 3065 Город Бари находится на юге итальянского полуострова, на восточном его берегу у Адриатического моря, в области, называвшейся Апулиею. Население южной Италии было издавна греческое. К концу IX в. здесь утвердилась власть греческого императора. В 1070 г. город Бари был взят у греков норманнами, северным племенем германского народа, но и после этого в некоторых апулийских монастырях сохранилась православная вера и Богослужение, и они были подчинены константинопольскому патриарху. 3066 В службе на перенесение мощей святителя Николая воспевается: «Морем святителю быша шествия твоя, из Мир ликийских в Барград: взятся бо от гроба ковчег твой, и к западом дойде от востока, благочестно последовавшим монахом, иже при гробе твоем, честь ти творившим, мановением Владыки всех, Николае преславне» стихира на стиховне. – Редакция «Азбуки Веры»]. 3067 Празднование перенесения мощей святителя Николая на Руси было установлено при митрополите киевском Иоанне II, в 1089 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

30.  Освящение храма в честь свв. равноапп. Константина и Елены в г. Абакане и Литургия в новоосвященном храме. 31.  Малое освящение Воскресенского кафедрального собора г. Кызыла. СЕНТЯБРЬ 1.  Великое освящение Свято-Троицкого собора г. Магадана и Литургия в новоосвященном храме. Хиротония архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского. 2.  Прибытие в Иркутск. 3.  Литургия в Иркутском Знаменском монастыре. Хиротония архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского. 4.  Торжественная церемония , посвященная празднованию Дня города Москвы. 6.  День праздника перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479) . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 7.  Встреча с членами Совета директоров телеканала «Спас». 9. Заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в Красном зале Храма Христа Спасителя. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Литургия в Троицком соборе г. Щелково. Хиротония архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского. 12.  День обретения мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652) и перенесения мощей блгв. кн. Александра Невского (1724) . Литургия в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. 13. Встреча с Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 14. Начало Первосвятительского визита в Луганскую и Алчевскую епархию. 15. День памяти прпп. Антония и Феодосия Печерских . Литургия на Театральной площади г. Луганска. 16.  Начало Первосвятительского визита в Белгородскую и Старооскольскую епархию. 17.  Праздник обретения мощей и 100-летия прославления свт. Иоасафа, епископа Белгородского . Литургия на Соборной площади г. Белгорода. 18.  Неделя 14-я по Пятидесятнице и день памяти прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи . Великое освящение  Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа и Литургия в новоосвященном храме.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Новости В Москве пройдет приуроченный к принесению в Россию мощей святителя Николая фестиваль искусств «Николин день» 18.05.2017 20:17   Москва, 18 мая. В понедельник, 22 мая, в московском парке «Красная Пресня» пройдет весенний благотворительный фестиваль искусств «Николин день» , сообщили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Фестиваль приурочен к первому в истории прибытии в Москву из Бари мощей святителя Николая Мирликийского. Фестиваль, запланированный как весенний праздник искусств для жителей и гостей столицы на лоне природы в центре города — в живописном парке на Пресне, — устраивается впервые. Мероприятие состоится 22 мая, в день празднования памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, в престольный праздник храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах, приход которого выступил одним из инициаторов мероприятия. Кроме прихода храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах организаторами фестиваля также выступили Культурный центр «Клуб АРТ’ЭРИА» и Православная Ассоциация Культурных инициатив (ПАКИ). Помимо музыкальной программы, зрителей ждет передвижная выставка современных художников, презентации нескольких дружественных фестивалей и необычный интерактив: все желающие смогут принять участие в создании большого мозаичного панно. Для создания фестиваля «Николин день» объединились организаторы других фестивалей («Троица все живое» в городе Электроугли, «Донская» при Донском монастыре, «У святого князя Владимира» в Перово, «Выход есть» в Подольске, «Платформа», издательство «Отделение Выход»). Представители каждого движения привезут свои лучшие идеи и любимых музыкантов. Также фестиваль несет благотворительную миссию — он поддерживает проект создания в Москве первого Музея современного христианского искусства (МСХИ), идея которого принадлежит протоиерею Андрею Юревичу. В основу будущего музея ляжет коллекция произведений современного искусства, собранная отцом Андреем. Гости фестиваля увидят презентацию музея и его новые экспонаты одними из первых. А созданная в этот день коллективная мозаика под руководством диакона Дмитрия Котова украсит будущее здание музея. Для этого всех гостей призывают принести с собой в парк запасы камушков, ракушек, кусочков керамики.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

принесение Великорецкого образа в Москву (месяца июля в 29 день). Точно известно, что память и служба, положенные свт. Николаю на 6 декабря, имеют греческое происхождение. Этот праздник – самый древний из названных. К памятям, несомненно установленным в честь свт. Николая на Руси, относятся: принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», явление чудотворного образа Великорецкого, принесение Великорецкого образа свт. Николая в Москву. Соответственно основной корпус гимнографии этих праздников написан русскими песнотворцами. В честь Зарайского образа свт. Николая созданы акафист, тропарь и кондак. Праздник принесения Великорецкой иконы в Москву имеет свой тропарь. На память явления Великорецкого образа полагается отдельная служба, на 90% она составлена из оригинальных русских стихир, остальная часть – греческие тексты, заимствованные из декабрьской службы. Вопрос о происхождении праздников и служб в дни перенесения мощей и Рождества свт. Николая на данный момент является открытым. Окончательный ответ на него станет возможным после того, как будет исследован весь корпус греческой и русской гимнографии, посвященной святому. Но сегодня вполне реально сделать предварительный вывод и предположить русское происхождение гимнографии названных праздников. В данной работе мы не будем привлекать гимнографический материал праздника перенесения мощей, но к песнопениям рождественской службы в честь святителя обратимся прежде всего потому, что этот материал менее известен, а точнее – вовсе не известен широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Мы знаем о существовании двух разных служб на Рождество свт. Николая. Одну из них можно считать русской на 30%, другую – на 90%. Когда и где были установлены интересующие нас памяти и составлены к ним праздничные службы? Время установления праздников в честь Зарайской и Великорецкой икон святителя соответствует времени свершения тех событий, о которых они рассказывают. Так, принесение чудотворной иконы свт. Николая «иже от Корсуни в землю рязанскую» произошло в 1225 г. С этого, вероятно, и полагается начало празднованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Началось празднование 625-летия Куликовской битвы Москва, 23 мая 2005 г. 22 мая 2005 года торжествами в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, основанном святым благоверным князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле, началось празднование 625-летия Куликовской битвы, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . В день, когда Православная Церковь воспоминает перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в Спасо-Преображенском соборе обители Божественную литургию в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископа Истринского Арсения, епископов Диавлийского Дамаскина (Элладская Православная Церковь), Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, Красногорского Саввы, Дмитровского Александра, Сергиево-Посадского Феогноста и Люберецкого Вениамина. На богослужении присутствовали губернатор Московской области Б.В.Громов, министр промышленности и энергетики России В.Б.Христенко, заместитель министра юстиции России В.У.Ялунин, градоначальник Дзержинского (на территории которого находится Николо-Угрешский монастырь) В.И.Доркин, председатель Попечительского совета обители директор ТЭЦ-22 АО " Мосэнерго " И.М.Козлов. В день праздника в монастыре и вокруг него собрались около 15 тысяч паломников. У стен монастыря для тех, кто прибыл на торжества заранее, был разбит палаточный лагерь. Богомольцы также смогли приложиться к мощам святого великомученика и целителя Пантелеимона, привезенным делегацией Элладской Православной Церкви из греческого монастыря " Панахранду " на острове Андрес. После литургии состоялся крестный ход в преднесении праздничной иконы и ковчежцев с частицами честных мощей Святителя Николая Чудотворца и великомученика и целителя Пантелеимона. Молитвенное шествие от Спасо-Преображенского собора к площади Святителя Николая возглавил Патриарх Алексий. На площади в присутствии тысяч горожан и паломников Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебное пение Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому. По окончании молебна Его Святейшество обратился к присутствовавшим с Первосвятительским словом, напомнив, что 625 лет назад святой князь Димитрий Донской основал этот монастырь в память о чудесном видении, бывшем ему перед Куликовской битвой. " Он увидел образ святителя Николая и утром о том поведал окружавшим его людям: " Сие угреша сердце мое " . То есть это видение согрело его сердце " , – рассказал Его Святейшество о сем предзнаменовании помощи Святителя Николая русскому воинству в решающей битве на поле Куликовом.

http://pravoslavie.ru/13550.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010