Преподобный Антоний Печерский († 7 мая 1073; память 2 сентября и 10 июля) является основателем Киево-Печерского монастыря и начальником русского монашества. Он родился в городе Любече в Киевском княжестве, а пострижение принял на Афоне. По особому благословению Божией Матери он вернулся на родину и поселился в пещере около села Берестова под Киевом. После второго путешествия на Афон он поселился здесь окончательно, Подвижническая жизнь преподобного привлекала жаждущих подвига людей, которые селились вокруг его пещеры. Первоначальный монастырь преподобного Антония состоял из 12 учеников, в числе которых были и прославленные впоследствии преподобные Феодосий, Моисей Угрин, Варлаам и Ефрем. Не желая начальствовать над иноками, преподобный Антоний уединился в пещеру для более углубленной молитвы. Игуменом были избраны сначала священноинок Варлаам, а затем преподобный Феодосий. Но к пещере преподобного Антония вновь собрались иноки, желая его духовного руководства. Так образовались Ближние пещеры. За пострижение своих новых учеников – Варлаама и Ефрема – преподобный Антоний был в опале у князя и потому вынужден был уединиться в другую пещеру, на Болдинской горе близ Чернигова, но вскоре возвратился на место первых подвигов, где и подвизался до самой своей кончины. В год смерти преподобного была заложена каменная Печерская церковь в честь Успения Божией Матери 12 греками-строителями, которые были присланы из Константинополя Самой Царицей Небесной, благословившей их Своей иконой. Собор Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется ныне 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, то есть после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения честного Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По житию преподобного Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей, преподобный Варлаам сказал ученикам своим: «Блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест и в этот самый час уже недалек от нас». Вслед за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 году 90 . Неизвестно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель святых мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведен был на игуменство в Юрьев монастырь. Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынскою обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 верстах от города Тихвина, основал свой монастырь 91 . С давнего времени преподобный Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни». Еще и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята, как холм, над окрестностью; при подошве ее тихое, темное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающие. Над ракою преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов весу; широкие поля ее прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин должны были врезаться в покровы голов­ные, останавливаясь только на твердых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий! Преподобный Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал еще Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 ию­ня 1224 года 92 . Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени, прославленные чудесами, стояли открыто в храме обители. В 1409 году, по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, святые мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шля­па преподобного опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного со времени Едигея остаются под спу­дом. В 1585 году в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, бла­говременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 году петер­бургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшеюся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония; признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храме 93 . Память преподобного чтится 17 января, в день памяти ве­ликого Антония, а 24 июня, в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящен храм преподобному 94 . Память преподобного Антония Краснохолмского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был митрополит Московский Макарий († 1563; память 30 декабря). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что середина XVI века может быть названа временем митрополита Макария 1 . Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви в 1547, 1549 годах, на которых было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как их тогда называли 2 . Кроме того, в течение своей жизни он постоянно общался с подвижниками-современниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых 3 . Прошло немало времени, и в 1988 году, в дни празднования тысячелетия Крещения Руси, святитель Макарий был канонизован. Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в истории канонизация святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников митрополита Макария. Среди них преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; память 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама. Он родился, очевидно, в правление Великого князя Василия III (1505–1533). Его отец скончался в монашеском звании – инок Александр, мать, очевидно, – Ксения 4 . Будущего святителя при Крещении назвали Василием 5 . Его монашеский путь начался в Стефано-Махрищском монастыре. Здесь ранее подвизался его прадед – иеромонах Серапион, который помнил преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку. Монашеский постриг будущего святителя совершил, очевидно, игумен Иона, который более тридцати лет управлял обителью. После его кончины в 1557 году Махрищским настоятелем был поставлен игумен Варлаам. В то время в монастыре было около шестидесяти человек братии. В день памяти преподобного Стефана, 14 июля 1557 года, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев. Чудесным образом все были накормлены. Таким образом, начало настоятельства нового игумена, совпавшее по времени с голодом на Руси 6 , ознаменовалось дивной помощью обители от ее святого основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Архим. Варлаам, наместник Лавры, знал любовь послушника Владимира Шепелева к его благодетелю приснопамятному митр. Филарету и потому, намереваясь постричь Владимира в монашество, на бумаге предназначил ему имя в монашестве – Филарет. Но вот наступил и день пострижения – Великий Четверг Страстной седмицы 1872 года, 13-ое апреля. Пострижение совершал сам архиеп. Варлаам в Антониевой церкви Ближних пещер. Когда в чине пострижения подошло время назвать Владимира новым именем, архим. Варлаам забыл то имя, которым решил назвать Владимира в монашестве, а какой-то тайный голос подсказал ему другое имя: Алексий. Так он после минутной борьбы с собой и назвал Владимира Алексием в честь Алексия, человека Божия, празднуемого 17-го марта. После пострижения о. Алексия в монашество его скоро, 12-го сентября того же года, из типографии перевели на послушание записчика в больничный «Николаевский монастырь», так называется один из храмов К.-П. Лавры, имеющий своего особого настоятеля, подчиняющегося непосредственно Духовному Собору Лавры. Здесь о. Алексий получил в год своего пострижения в монашество, в день памяти Святителя Митрофана Воронежского – 23-го ноября посвящение в сан иеродиакона. Св. Митрофан Воронежский был как бы Ангелом преп. Алексия: в день открытия мощей св. Митрофана мать о. Алексия получила предсказание о его рождении, исцеление о. Алексия от немоты произошло в Митрофаниевской церкви и вот, посвящение в сан иеродиакона о. Алексия совершилось опять в день памяти Святителя Митрофана. Записчиком при Николаевском монастыре о. Алексий был до 23-го декабря 1874 года, когда он был назначен ризничим того же монастыря. От времени служения о. Алексия иеродиаконом при Николаевском монастыре осталось одно вещественное доказательство его духовного настроения в тот период его жизни. Ещё до сих пор сохраняется в алтаре Николаевской церкви подаренный туда преп. Алексием серебряный стаканчик для запивки после св. Причастия с надписью: «За упокой иерод. Алексия (Шепелева)». Этот стаканчик говорит о том, что преп. Алексий уже тогда думал о смерти и старался молитвою и добрыми делами приготовлять себя к достойной её встрече. 5. Лаврский иеромонах

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Иерархи Грузинской Церкви сослужили митрополиту Волоколамскому Илариону за богослужением в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке 19 ноября 2017 г. 17:31 18 ноября 2017 года, накануне дня памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина (Любомудрова), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил всенощное бдение в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы. Митрополиту Илариону сослужили иерархи Грузинского Патриархата : митрополиты Ахалкалакский и Кумурдойский Николай, Горийский и Атенский Андрей и Цагерский и Лентехский Стефан, прибывшие в Москву на празднование 25-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По чтении Евангелия митрополит Иларион обратился к гостям праздника и молящимся со словом: «Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!Всех вас поздравляю с престольным праздником этого храма — днем памяти преподобного Варлаама, Хутынского и всея Руси чудотворца. Святой Варлаам жил в далекие от нас времена: уже в XIV веке его почитание было так велико, что оно распространилось далеко за пределы Новгородской земли, где преподобный нес свое служение, и дошло до города Москвы. Несколько столетий назад здесь, на этом месте, была построена в его честь церковь. Она стояла там, где расположен сейчас правый придел нашего храма и находится чудотворная икона преподобного Варлаама. Впоследствии этот храм многократно перестраивался и расширялся. По мере этого конфигурация его менялась, и после того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " , появился придел, который сейчас является левым; а потом, уже в XIX веке была построена центральная часть храма. Память преподобного Варлаама Хутынского всегда бережно хранилась в этом храме, и каждый раз, когда наступал день его памяти, тысячи людей со всей Москвы приходили сюда для того, чтобы помолиться перед чудотворной иконой подвижника, испросить у него помощи. Святой Варлаам еще при жизни прославился многими чудесами, и по смерти угодника Божия чудеса по его молитвам продолжали совершаться, совершаются они и по сей день.

http://patriarchia.ru/db/text/5064875.ht...

На своё первоначальное место перевезли и прах Г.Р. Державина и его жены, 250-летие со дня рождения которого праздновали в тот год. А в ноябре 19 числа 1993 года, в день празднования памяти преподобного Варлаама, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства был освящён главный храм Хутынского монастыря. Вскоре появились и первые насельницы, и началось возрождение святой обители. Всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к преподобному Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом Преображенского собора. В 1998 году был завершён ремонт северного придела и поставлен новый иконостас, который был освящён второго августа владыкой Львом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как первоначально в своей истории. В этом приделе ныне покоится прах Державиных. А осенью этого же года был закончен иконостас южного придела, иконы для которого были написаны семьёй новгородских иконописцев Гребенниковых. Этот придел освящён в честь праздника Покрова Богородицы. В первые годы после возвращения монастыря Новгородской епархии богослужения в Спасо-Преображенском соборе совершались только в летнее время, а зимой - в домовой церкви архиерейских покоев во имя святителя Льва, папы Римского. Кроме Спасского собора и западного корпуса остальные постройки Хутынской обители, к сожалению, ещё не восстановлены. Церковь Варлаама с трапезной, точнее то, что от неё осталось, находится в лесах, как и монастырская колокольня. Впрочем, больше ничего и не сохранилось, даже того, что могло бы напомнить о существовавшей белокаменной ограде с въездными воротами и церквями над ними. Ранне А. История архитектурного ансамбля Хутынского монастыря. В журн. «София», 2, 2002.   http://www.rusarch.ru/ranne1.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение История с бежавшим от источавших пламя мощей св. Варлаама Московским Великим князем относится, понятное дело, не к Ивану Грозному, а к его деду, Ивану III Великому. Обычно упоминают 1471 г. В 1462 Иван только-только взошёл на престол. На месте, до которого бежал Великий Князь, была впоследствии построена Казанская часовня. «Пятеро с неба» — советский чёрно-белый полнометражный художественный фильм о Великой Отечественной войне, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1969 году режиссёром Владимиром Шределем. Съемки фильма проходили в Новгороде и на территории Хутынского монастыря. Можно увидеть постройки до реставрации. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Государю царю и великому князю Иоанну Василиевичу всея России, извещал епископ Варлаам Суждальский, о преславных чудесах преподобной княжны Евфросинии, и житие её и канон великому Государю подал 573 . И повеле великий Государь, житие и чудеса написати в пользу читающим и слышащим, такожде пресвященный митрополит Антоний, иже тогда украшая престол российской митрополии, слышав о преподобной Евфросинии, елико Бог творит чудеса её ради, и собрал весь освященный собор, стихиры и канон житие и чудеса, чести и праздновати повеле, месяца сентября в 25 день. Рис. 57. Таблица 15. Епископ Варлаам преподносит царю Иоанну IV Грозному житие пр. Евфросинии. Тогда же освящённому собору на память преподобной собравшимся у гроба её, и снидошася множество народа, и тогда открышася от гроба чудеса многая бываемая великою чудотворною Евфросиниею, и того праздника во един месяц сентябрь десять человек чудоносных исцелены быша, слепые, хромые, сухие, немые, недужные, расслабленные, кто каким недугом одержим бысть, все вернии Божиею милостию, и пречистой Его Матери, и угодницы Его целомудренной Евфросинией молением и чудодействием здравие получиша, и бысть радость велия роду христианскому. Ино чудо видех предивно, и памяти достойно: человек некий именем Матфей, лукавым бесом мучим бе, и люто неисцеленно страждуще, и абие приведен бысть во обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу преподобной Евфросинии, и много тружався бысть [вне] 574 разума, и абие человек он 575 беснующийся ощутився внезапу, и рече: се вижу на образе пот, нам же мневшим 576 яко беснуется, и от того часа нача смысленно глаголати, мы же приступлше ко образу преподобной, и видевше яко роса велия исполнена, человек же той от того часа бысть здрав, иде в дом свой и к тому ничтоже зла пострада. Мы же в той час, воздахом хвалу Богу, творящему дивная и преславная, и реша: О прехвальная 577 и целомудренная Евфросиния, кто изречет преславная твоя чудотворения, явленная же и неявленная, неточию у гроба твоего приходящии исцеление приемлют, но и издалеча призывающе имя твое уврачевахуся: от сего увемы преподобная, яко доблественне молишися о нас Владыце Христу, чудная твоя уверяет ны 578 икона, видехом бо днесь преславная, яко от жива тела, от образа твоего поты исходяща, и много исцеления творяще, к раке мощей твоих с верою приходящим, и отселе не престай венценосица преподобная предстоящи жениху своему Христу Богу и Владыце о державе сродника Благочестия Держателя Царя Государя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малые и белые России Самодержца сохранитися области его от врагов боритель ненаветуеме и нас молитвами ти сподоби от Христа Бога милость обрести в день судный аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно. 94 16 ч. Память о блаж. МАИМ тотемском По житию преп. Варлаама хутынского, близкий к кончине своей, преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далек от нас». В след за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 году. 96 Неизвестно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 г. уже и другой игумен хутынский Арсений переведен был на игуменство в Юрьев монастырь. 97 Преп. Антоний отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 верстах от г. Тихвина, основал свой монастырь. 98 С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Еще и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве ее тихое, темное озеро, а кругом, в необозримую даль идут леса, ныне по местам исчезающие. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов весу; широкие поля ее прибиты к тулее толстыми гвоздями; шляпки гвоздей рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твердых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий! Препод. Антоний, кроме дымской пустынной обители, основал еще вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. 99 Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г.. по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа преп. опущены были в дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом. В 1585 г. в октябре и ноябре, когда с Антониевой обители укрывались и валаамские иноки, выгнанные лютеранами шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременню пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г. петербургский купец Калитин, долго страдавший неисцелявшеюся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония: признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храме. 100 Память преподобного чтится 17 января, в день памяти великого Антония: a 24 июня в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящен храм преподобному. 101 В тот же (17) день память о преподобном краснохолмском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хотя батюшка и неохотно и редко брал под своё духовное окормление, но если уж брал, то – как говорил приснопоминаемый владыка Зиновий отцу Макарию: " Ну как, будем родня? Но мы уж так: если соединяемся, то – до гроба и – после гроба… " , - отеческой любовью и небоподобной мудростию вёл свое чадо небошественным путем. Но в сем мире несть непременчивого и постоянного, - пред Богом ходим мы все, и закон был дан людям всем без исключения – и праведным и нечестивым: " Земля еси, и в землю отидеши " . В числе постриженников и чад о. Прохора на Рождество Богородицы 1977 года осиротел ещё один человек. Но, должно заметить: хотя и покидают нас наши старцы, но не остаются сиротами истинные боголюбцы. 22 июня 1993 года, в Свято-Георгиевском Ставропигиальном мужском монастыре, в мантийном постриге с наречением имени Варлаам (в честь преподобного Варлаама, игумена Киево-Печерскаго) схиархимандритом Макарием был воспринят под духовное окормление его собрат по старцу – протоиерей Александр – игумен Варлаам (Гергель). Александр рос и воспитывался в семье с крепкими и богатыми духовными корнями – брат его дедушки, иеромонах Сергий, был пострижеником преподобного Ионы Киевского, а после кончины о. Ионы и отец Сергий и вся их семья нашли старческое окормление и утешение у о. Полихрония (такое имя имел о. Прохор до пострига в схиму). В четырнадцатилетнем возрасте схиархимандритом Прохором Александр был тайно пострижен в рясофор, с наречением имени Акакий – в честь святого мученика Акакия (день памяти 10 августа н/ст.) и, лишь спустя 27 лет, но уже от духовного сына о. Прохора была принята мантия. Спустя несколько лет о. Варлаам из уст своего духовника услышал странное повеление: " Строй храм! Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы " . " Где строй, как строй, за что строй? " – ответы на эти, промыслительно сокрытые Господом естественные вопросы тщетно пытался найти скудный человеческий разум. " Ты, главное, строить начинай, а Матерь Божия обо всем Сама позаботится! " – так напутствовал в конце о. Макарий.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Преподобный Варлаам скончался в глубокой старости 6 ноября 1243 г. и был погребен самим Архиепископом посреди народного плача. Многие недужные тогда же получили исцеление от прикосновения к священным останкам. Памятником необычайных его подвигов доселе остаются железные вериги и тяжелая власяница, которые хранятся в обители. День кончины до ныне сохраняется в памяти народной, и 6 ноября собирается туда много богомольцев, и каждый получает в братской трапезе кусок хлеба и полушку, по заповеди св. Варлаама; ибо он велел принимать всех странных, поить и кормить. Преподобный Варлаам на иконах Московских часто изображается вместе с преподобным Сергием Радонежским; и это потому что его пустынное влияние благодетельно было в первопрестольной столице: нередко являлся он в сонных видениях Великим Князьям Московским, как ревностный поборник Церкви и отечества. В житии преподобного Варлаама записано много чудес 159 и других посмертных деяний, в которых проявляется отеческая его любовь к родине.  В самой же обители своей преподобный и по смерти распоряжался властно, как живой. Когда однажды скупой казначей хотел нарушить волю преподобного о призрении нищих, авва явился ему чувственно и строго наказал словами и жезлом. Также поступил он в другой раз с немилостивым келарем, прекратившим раздачу хлеба и с двумя Игуменами, недостойными своего сана. Обличив их сперва словами, он приложил и раны. В прологе под 6 ч. ноября упоминается и следующее событие: в 1564 г. Царь Иоанн Васильевич IV, прибыв в Новгород, изъявил желание – поклониться мощам Угодника Божия Варлаама и на другой день, когда был в Хутыне, спросил Игумена: «для чего не открывается гроб преподобного, чтобы можно было приложиться к нетленным его мощам»? «Игумен отвечал, что им неизвестно, где обретаются св. мощи – по верх земли, или под землею». Тогда Государь с гневом повелел снять каменную доску с гроба и копать кругом землю; но как только была исполнена воля Грозного, внезапно вышел из земли густой дым, и потом показалось пламя, которое опалило стены и двери храма. Испуганный Иоанн, подал знак, чтобы перестали копать землю, и поспешно удалился из храма, бросив свой жезл, который и доныне хранится в обители. Мощи преподобного почивают под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010