По летописям видим, что на Ваге при всей любви своей к людям Василий Степанович вынужден бывал браться за оружие для усмирения дикарей — вогулов и остяков, нападавших на его поселения. Не раз посадник Василий Степанович являлся послом от Новгорода к великим князьям, и имя его встречается в важнейших для истории Новгорода документах 1446–1456 годах. Василий Степанович собственным опытом уверился, что дела мира — только тревоги и суета, и совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович поступил в основанную им Богословскую обитель. Василий, пишет древний повествователь, оставив жену и детей, сам поселяется в обители евангелиста и принимает монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит был за оградой обители, столько в обители в одежде инока старался быть известным одними иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. Достигши глубокой старости, он мирно скончался 19 июня 1462 года. Накануне преставления он завещал кормить в монастыре бедных и раздавать хлеб. В 1552 году случился большой разлив реки Ваги. И в прежние годы во время весеннего половодья разливавшаяся вода подмывала часть горы, на которой находилось монастырское кладбище. В этот же год, перед днем памяти блаженного Варлаама, когда в обитель собралось множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины, так что едва уцелел храм. Тогда открылось много гробов, в том числе гроб преподобного Варлаама. Мощи прп. Варлаама оказались совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, тогда как в другом гробе современном увидели прах. После обретения мощи святого подвижника прославились многими чудесами. Впоследствии святые мощи были положены в Богословской церкви под спудом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И доселе в Хутынской обители сохраняется милостивый обычай раздавать нищим и убогим, – сколько бы их ни приходило, в день памяти преподобного Варлаама, – милостыню, состоящую из куска хлеба и малой денежной медной монеты, как бы взамен поминовения; потому что так завещал еще при жизни преподобный – принимать всех странных, кормить их и покоить, как записано в книгах монастырских. Великий угодник Божий Варлаам прославлен был от Бога даром прозорливости и чудотворений и при жизни и по смерти своей. Вот некоторые из проявлений сего дара и чудес при жизни преподобного. Однажды, проходя по Волховскому мосту, препод. Варлаам увидел человека, которого, по приговору народного Веча, хотели бросить в реку, и умолял о том, чтобы отдали его в услужение монастырское, каковая просьба и была исполнена народом. В другой раз на том же мосту готовилась опять такая же казнь и родственники осужденного со слезами умоляли спасти его от напрасной смерти, но преподобный Варлаам не обратил никакого внимания на их просьбу. Ученики немало дивились такой неожиданной суровости своего наставника и приступили к нему с вопросами о причине оной. Старец отвечал: «судьбы Божии неисповедимы». Первый из осужденных точно достоин был казни, но, при мысли о ней, сердце его тронулось, – и Господь даровал ему время принести покаяние в моей обители. Другой же был совершенно невинен; но, чтобы впоследствии злоба не изменила разума, небесный помысл допустил ему невинно пострадать, дабы он предстал на небо мучеником. Так ясно видела святая душа преподобного Варлаама внутреннее состояние человека! Князь Новгородский Ярослав Владимирович, однажды посетив препод. Варлаама, услышал от него следующее приветствие, «будь здоров, князь, и с сыном твоим». Князь, не имевший сына, удивился этим словам; но оказалось, что в это самое время родился у него сын, которого, по просьбе князя, и воспринимал от купели препод. Варлаам. Рыбаки монастырские, поймав раз большого осетра, утаили его с тою целью, чтобы продать в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти преподобного Варлаама Хутынского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 19 ноября 2020 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина (Любомудрова), пресвитера Московского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики прихода. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением было совершено славление перед иконами преподобного Варлаама и священномученика Константина. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти небесных покровителей нашего святого храма – преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, и священномученика Константина Любомудрого. Преподобный Варлаам Хутынский всегда был покровителем этого святого храма. Еще до того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», на этом месте стоял храм в честь преподобного Варлаама Хутынского, который сейчас превратился в один из приделов этого храма. Чудотворная икона преподобного Варлаама напоминает нам об этом Новгородском чудотворце, который почитался по всей Руси великой, в том числе и в стольном граде Москве. И в память его был сооружен этот храм, который многократно перестраивался, достраивался, расширялся, прибавлялись к нему новые приделы, в том числе придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», а уже в XIX веке был пристроен главный придел в честь Преображения Господня.

http://mospat.ru/ru/news/61094/

В 1621 году по такому же точно поводу и таким же образом совершилась канонизация преп. Авраамия Галицкого и Чухломского, которому собор в этом году, на основании акта, составленного посланною для проверки совершившихся от раки этого святого чудес комиссией и засвидетельствовавшего достоверность их, установил и оиределил праздновать день кончины его 20 Июля, и совершать службу по церковному чиноположению 490 . Ко времени этого же патриарха относится и канонизация Варлаама Важеского, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцев. Канонизация преп. Варлаама Важеского совершилась в 1630 г., когда Новгородским митрополитом Киприаном свидетельствованы мощи преподобного; тогда же сделано было распоряжение и о праздновании памяти его (19 июня), и в его имя построен был придельный храм 491 . Житие преп. Варлаама, написанное иноком Сийского монастыря Ионою, явилось в 1589 году 492 . Преп. Иоанн и Логгин, Яренгские чудотворцы, были канонизованы при патриархе Филарете, хотя точно год канонизации их и неизвестен. В 1624 году инок Илия Телов донес патр. Филарету о чудесах, совершавшихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано было произвесть на месте точное изследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии 493 . После этого, вероятно, и было им установлено празднование. При патриархе Иосифе были канонизованы: св. благоверный князь Георгий Всеволодович, мощи которого были открыты в 1645 году, и тогда же было установлено празднование памяти его 494 ; преп. Кирилл Новоезерский, поводом к канонизации которого послужило открытие в 1648 году мощей его; при чем для свидетельствования их послан был Вологодский архиепископ Маркелл. После этого, вероятно, и установлено было празднование ему во всей Русской Церкви 495 . В 1652 году были причтены к лику святых св. Филипп II, митрополит Московский, и преп. Даниил Переяславский. Местное празднование св. Филиппу, по мнению преосв. Макария, было установлено еще в 1591 году, когда мощи этого святого с дозволения государя и благословения патриарха Иова перенесены были из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как собеседник святителя, епископ Варлаам в своей деятельности продолжал его усилия по канонизации святых. Будучи Махрищским игуменом, он проявил усердие в прославлении основателя обители, на Суздальской кафедре он заботится о канонизации преподобной Евфросинии Суздальской. Его архиерейство пришлось на время трех Первосвятителей и на сложные годы в истории государства. Память о святителе Варлааме сохранялась в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин у его погребения всегда совершались панихиды. Позднее на вклад царя Алексея Михайловича в 1670 году на гробницу святителю Варлааму в монастыре был устроен покров из «однорядного» сукна с крестом из белого атласа, а также поставили «свечу деревянную, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой Лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому» 50 . В XIX веке в окрестностях монастыря совершались крестные ходы с Тихвинским образом Божией Матери, принесенным в обитель святителем Варлаамом. На месте его погребения была поставлена гробница преподобного Стефана, которая в 1906 году была отреставрирована. Рядом с ней находился архиерейский жезл святителя. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал с 1993 года возрождаться, постепенно стала возрождаться и память о святителе Варлааме. В 2000 году, 14 июля, в день памяти преподобного Стефана Махрищского, он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии 51 , ему был составлен тропарь, кондак и молитва . Имя епископа Варлаама включено в состав Собора Владимирских святых (празднование 23 июня). На иконе, находящейся в Махрищском монастыре, святитель Варлаам изображен вместе с ее основателем – преподобным Стефаном. 1 Макарий, игумен. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (См.: Макарий, архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Первоначальные квоты были, конечно, многократно превышены – не пять и не десять тысяч, а десятки тысяч людей были расстреляны только в одной Москве и Московской области. Но расстрелы шли и по всей стране – карательные органы спешили удовлетворить ненасытную алчность тех, кто инициировал гонения на собственный народ. Конечно, прежде всего гонения обрушились на так называемые антисоветские элементы – духовенство и верующих. В 1937 году жертвой этих гонений стал и священномученик Константин Любомудров. Если в начале 30-х годов священников судили, им выносили приговоры, у них были адвокаты, то в 1937 году все делалось очень быстро. Священника арестовывали, приводили на один допрос, все было заранее продумано, уже были собраны свидетельства, составлены протоколы, священник мог подписать протокол или же отказаться. Если он отказывался, подписывали за него, и уже на следующий день его расстреливали по приговору тройки НКВД. Так и был расстрелян наш священномученик Константин Любомудров – священник, который провинился перед советской властью только тем, что был пастырем Церкви, верил в Бога, заботился о своих духовных чадах и не оставлял своего служения даже тогда, когда не мог совершать его в храме, потому что храм к этому времени был уже закрыт. Его арестовали, поместили на несколько дней в Бутырскую тюрьму, один раз допросили, и 19 ноября 1937 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, расстреляли на Бутовском полигоне. Одновременно с ним было расстреляно еще около ста пятидесяти человек, среди них несколько других новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые также вспоминаются в этот день. Сегодня мы прославляем наших небесных покровителей – и преподобного Варлаама, который жил в далекие времена, и священномученика Константина, который жил совсем недавно. Мы молимся им обоим, чтобы они помогли нам на жизненном пути, сохранили от всякой болезни и скорби, а если скорбь или болезнь нас все же постигнет, чтобы мы могли перенести ее так же, как переносили они – с подлинно христианским смирением и упованием на волю Божию.

http://mospat.ru/ru/news/61094/

РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, на БОРУ, более известная под именем УАРА МУЧЕНИКА, ружная церковь , в Москве, на высоте Кремлевской горы, между императорского дворца и Боровицких ворот, существующих с 1490 года, и называвшихся прежде по этой церкви Предтечевскими. Первоначальное построение этого храма относится к тому времени, когда Москва только готовилась быть столицею великокняжескою. Иоанн Калита, по кончине родителя своего, св. Даниила, не быв еще утвержден от хана в сане великого князя, пока продолжался кровавый спор о престоле между Георгием Данииловичем и тверскими князьями, жил в Москве и в 1321 году построил близ созданной отцом его деревянной Спаской церкви, другую, также деревянную, во имя Рождества Иоанна Предтечи, для стен которой вырублен, бывший тогда на Боровицком холме к речке Неглинной лес, или густой бор; от чего и получила она прозвище на бору; в последствии ж времени место это называлось, от неизвестной причины и Ленивкою. Когда св. Петр перенес престол свой, в 1325, из Владимира в Москву, а Успенский собор еще не существовал, тогда церковь Рождества Иоанна Предтечи была митрополичьею, или (как мы называем) Кафедральною церковью. При ней св. Петр основал обитель свою, или Митрополичий Двор, от которого в последствии начинались великокняжеские терема вокруг построенных после соборов. Чрез несколько времени потом – может быть более, нежели чрез сто лет – пристроена к ней другая церковь во имя Преподобного Варлаама Хутынского, в следствие чудес, прославивших этого Угодника, еще до открытия его мощей и до установления в XV веке общего ему празднества. – В 1461 году, в. к. Василий Васильевич Темный незадолго до кончины митрополита, св. Ионы, когда уже эти деревянные церкви пришли в ветхость, построил каменную во имя Рождества Иоанна Предтечи, с приделом Варлаама Хутынского. В большой Московский пожар, 1492, она сгорела и обрушилась; при чем погибли сохранявшиеся, по древнему обычаю, в подвалах под нею сокровища и казна велик. княгини Софии Фоминичны. 16 лет она была в развалинах. В. к. Иоанн III повелел соорудить новую каменную, ныне существующую церковь, которая и освящена 5 ноября 1509 года митрополитом московским Симоном. Потом, чрез 74 года, в царствование Uoahha IV , придел Св. Варлаама переименован в честь св. Мученика Уара, в день памяти которого родился, в 1583, царевич Димитрий. Некоторые полагают, что придел св. Уара пристроен к этой церкви еще в 1462 году; но это несправедливо, ибо не было причины уничтожать храм во имя св. Варлаама, которого почитание едва только сделалось тогда общим; двух же приделов здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой пустыни октября 2013 Ему сослужил настоятель обители игумен Николай (Парамонов) с братией. В день памяти преподобного Сергия Радонежского, 8 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой пустыни. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель обители игумен Николай (Парамонов) с братией. Владыка поблагодарил присутствовавших за совместную молитву и поздравил с днем памяти " игумена земли русской " . Этот великий угодник достиг небывалого совершенства доброты и стяжал великий дух смирения. Он - как при жизни, так и сейчас - остается наставником не только монахов, но и людей разного звания, отметил правящий архиерей. Он добавил, что каждый раз во время богослужения, обращаясь к преподобному,  просит " за всех нас его святой молитвы, обладающей огромной мощью " . Митрополит Владимир также поздравил с днем ангела своего секретаря - протоиерея Сергия Куксевича - и пожелал ему радости во Господе и помощи Божией в каждом его деле. Троице-Сергиева Приморская пустынь была основана в 1734 году Варлаамом Высоцким - духовником императрицы Анны Иоанновны, повелевшей заложить обитель на берегу Финского залива. Во время революции монастырь закрыли, а всех насельников отправили в ссылку. В архитектурном комплексе находились детская трудовая колония, затем школа переподготовки начсостава военизированной охраны, а после - школа милиции. Пустынь была вновь открыта в 1993 году. Сейчас в ее храмах ведутся отделочные работы, которые завершатся к юбилею 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. " Вода живая " , 08.10.13 Поделиться 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 18 февраля 2024 26 января 2024 5 января 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 25 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=379...

Мы молимся преподобному Варлааму – о котором знаем, что он был целителем, чудотворцем, обладал духовными дарами, в том числе и способностью изгонять бесов из людей, – чтобы своей молитвой и небесным предстательством он оградил нас от всякого зла, от всякой болезни и помогал нам на пути, ведущем в Царство Небесное, по которому нам заповедал идти Господь. В нашем храме день памяти преподобного Варлаама Хутынского неразрывно связан с днем памяти еще одного святого – священномученика Константина Любомудрого. Он был настоятелем этого храма в 1920-е годы, когда Церковь подвергалась гонениям со стороны безбожных властей. Шла гражданская война, затем наступило трудное время – люди голодали, не хватало средств к существованию, приходилось служить в неотапливаемых храмах. Храмы закрывались один за другим, безбожная власть посягала в том числе и на этот святой храм, чтобы лишить верующих возможности сюда приходить и здесь молиться. В начале 1930-х годов священномученик Константин был выслан из Москвы в Казахстан, а когда вернулся – служить здесь уже не мог: храм был закрыт. Отец Константин жил у верующих на частных квартирах, скитался по Москве и Подмосковью в поисках пристанища, окормлял своих духовных чад. Но жизнь становилась все труднее и труднее. В 1937 году вышел оперативный приказ НКВД СССР 00447, где было расписано, каким образом должны осуществляться репрессии, и какие категории граждан должны им подвергаться. Были установлены квоты на репрессии на каждую область Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а также Украинской ССР и Казахстана. То есть, количество расстрелянных или репрессированных не должно быть меньше установленной квоты. Это означало, что, для того чтобы заполнить квоты, карательным органам нужно было быстро искать людей, которых необходимо расстрелять. На город Москву и Московскую область была установлена квота – расстрелять 5 тысяч человек, а 30 тысяч репрессировать иным способом. Операция должна была занять четыре месяца, но она продлилась, потому что безбожная власть получала удовлетворение от того, что людей можно было массово уничтожать, расстреливать, что люди представляли собой дешевую рабочую силу на ударных стройках: будь то Березниковский химический комбинат или строительство Беломорканала, где трудились заключенные, или другие ударные стройки.

http://mospat.ru/ru/news/61094/

Сюда же пришёл из той же Ледской волости Семён Тимофеев, у которого до того болел правый глаз, что от опухоли и стрельбы страдали половина головы и правая сторона тела. Оба они молились у гроба преподобного Варлаама, и когда ночью заснули, Семёна вдруг кто-то толкает и говорит: встань, разбуди и товарища Давида, – идите и молитесь у гроба Варлаамова, – будете совсем здоровы. Пробудившийся Семён не видел никого, разбудил товарища, и оказалось, что оба они совсем здоровы. Мощи преп. Варлаама были свидетельствованы в 1630 г. Новгородским митрополитом Киприаном. Тогда же сделано было распоряжение о праздновании памяти преподобному Варлааму – и в его имя построен был придельный храм 226 . Ныне мощи его почивают в бывшей монастырской, а с 1764 г. приходской Богословской церкви. В день кончины преподобного, июня 19, ежегодно бывает крестный ход из г. Шенкурска на место покоя преп. Варлаама 227 . Преподобного Паисия Великого Преп. Паисий родился в Египте, в IV веке. Отец его умер, когда он был ещё в детском возрасте – меньшим из семи сирот, оставшихся на попечении матери. Любящая мать сильно озабочена была будущностью детей своих, особенно тревожилась она о меньшом сыне, недоумевая, как воспитает его без помощи мужа своего, разделявшего её благочестивые попечения о старших детях… Однажды ободрена она была чудным сновидением: – «зачем предаёшься ты безмерной печали и беспокойству о детях твоих? – сказал явившийся ей ангел, – разве ты одна заботишься о них? Не охраняет ли их Сам Бог ? Оставь же печаль твою» ... Вся преданная заботам о детях, мать св. Паисия главным образом заботилась об его образовании и воспитывала его неуклонно в духе Христова учения. С детства расположенный к почитанию Бога и любви к нему, Паисий, когда пришёл в возраст, пожелал посвятить свою жизнь на служение Богу. Жизнь в мире не привлекала его, он предпочёл «пустынное житие» и сделался учеником великого подвижника пустыни пр. Памвы (пам. 18-го июля); оставаясь в скиту под его руководством до самой кончины его, Паисий после того удалился в глубь пустыни Нитрийской и поселился в выкопанной им самим пещере. Долго жил он тут в совершенном одиночестве, проводя время в молитве. Потом нашли его искавшие его помощи и советов, и всех с любовью принимал он и многих наставил на спасительный путь. Постепенно собрались вокруг него желавшие проводить подвижническую жизнь под его руководством; это многолюдство было отяготительно для смиренного Паисия, он снова уклонился от внимания людского и три года прожил снова один в никому неведомой пещере; когда же и тут нашли и стали селиться вокруг него нуждавшиеся в нём люди, то он уже больше не уклонялся от служения им, но только тяготился почётом и не любил, чтобы его добрые дела были известны... «Великий вред – похвала людская», – часто говорил он ученикам своим, – а на вопрос их: какая высшая добродетель? он отвечал: «совершаемая тайно» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010