Закрыть «Зимний Никола» Игорь Евсин об интересных фактах из жизни святителя Николая Чудотворца Игорь Евсин   10:03 20.12.2017 1200 Время на чтение 4 минуты 19 декабря мы отпраздновали день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно, родился будущий святитель, Божий Угодник Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть - Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью. Однако почитается он и в Католической церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята… Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству. Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/20/zi...

6 декабря. День памяти святого Александра Невского. [В 1263 году великий князь Александр возвращался из Орды, где провел почти год, ведя переговоры с ханом Берке о том, чтобы отменить военный призыв русских людей в ордынское войско. Князь был тяжело болен и чувствовал, что не доедет до своего стольного града Владимира. Поэтому он остановился в Городце. Чувствуя приближающуюся кончину, Александр Невский принял великую схиму. Так называют высшую ступень монашества — полное отречение от мира и посвящение своей жизни одному лишь Богу. В постриге великий князь получил имя Алексий. Отошел ко Господу святой сразу после принятия великой схимы]. Ил.: Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. Петр Басин. 1861-1862. Вологодская областная картинная галерея. — С.5; 25 декабря. День памяти святого Спиридона Тримифунтского . [Спиридон Тримифунтский родился b III beke. Он был пастухом на острове Кипр. Когда его избрали епископом, он продолжал пасти овец в свободное от епископских обязанностей время. И щедро раздавал их всем нуждающимся. Однажды несколько молодых парней задумали украсть у Спиридона скот. Забрались ночью в загон и отобрали самых упитанных баранов. Но тут какая-то невидимая сила связала их и приковала к стенам загона. Утром Спиридон пришел к овцам и увидел ночных посетителей. Пожалев незадачливых воришек, Спиридон помолился, и невидимые веревки упали с их рук. Владыка с любовью вразумил парней, чтобы не зарились на чужое добро, и... подарил им одного барана! «Чтобы никто не говорил, что вы напрасно не спали ночь и без пользы пришли к человеку, у которого лучше просить и получать даром, чем красть»]. Ил.: Святитель Спиридон Тримифунтский. Иконография. — С.5; 19  декабря. День памяти святителя Николая. [На русской земле византийского святого Николая Мирликийского стали почитать c XI cmoлemuя, когда его мощи были украдены норманнами из города Миры и перенесены в итальянский город Бари. Вскоре после этого на Руси был создан письменный памятник под названием: «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Примерно в то же время появился еще один текст, описывающий первое чудо святителя Николая, совершенное им на Русской земле, — «Чудо о некоем детиши утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывалось, как во время переправы через Днепр мать уронила ребенка в реку и он утонул. Убитые горем родители со слезами молились перед иконой святителя Николая. В ту же ночь в Софийском соборе Киева служители обнаружили живого мокрого ребенка под иконой Николая Мирликийского. Митрополит велел оповестить всех жителей города об этом событии. Родители утонувшего ребенка с изумлением и радостью опознали в нем свое утонувшее дитя. С тех пор эту икону, под которой был найден мокрый младенец, так и стали называть — икона Николы Мокрого]. Ил.: «Никола Мокрый». Народная икона, XIX-XX bb. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Духовное наследие святых Кирилла и Мефодия скрепляет наши Церкви особой родственной связью: не только духовной и вероучительной, но и основанной на общности нашего языкового наследия. Мы понимаем друг друга без переводчиков. Когда русские слышат словацкий или чешский язык, не зная его на 100 процентов, они по крайней мере всегда понимают общий смысл того, о чем им говорят. Также, думаю, происходит и с русским языком, когда он звучит в Чешских землях и в Словакии. Для меня сегодня большая радость от имени Святейшего Патриарха Кирилла поздравить Подворье с 17-летием и пожелать помощи Божией отцу настоятелю, архимандриту Серафиму, всему клиру и прихожанам. Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, чья чудотворная икона находится в этом святом храме. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай является самым почитаемым святым не только Русской Православной Церкви, но, может, и всего мирового Православия, и даже всего мирового христианства. Несколько дней назад мне довелось быть у мощей святителя Николая в итальянском городе Бари, где они почивают с XI века, и еще раз воочию убедиться в том горячем почитании, которым этот святой окружен во всем мире. Не случайно в богослужебных текстах, посвященных празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град, говорится, что он связывает между собой Восток и Запад. Его молитва объединяет людей, ведь на протяжении веков они всегда получали скорую помощь в трудных обстоятельствах жизни благодаря небесному заступничеству и предстательству святителя. Мы знаем, что святой Николай является скорым помощником, его помощь не заставляет себя долго ждать. Как только мы обращаемся к нему с молитвой - почти сразу же удостоверяемся, что эта молитва услышана, а в скором времени получаем от чудотворца то, о чем просили. Может быть, именно этот особый секрет дерзновения святого пред престолом Божиим и снискал ему ту всемирную славу, которой он пользуется и на Востоке, и на Западе.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

4 октября, в субботу, на 40-й день преставления владыки Николая, в новом храме подворья Московской Патриархии в Токио – в храме Александра Невского – будет отслужена заупокойная литургия. Автору этой статьи посчастливилось дважды встретиться с владыкой Николаем – в марте и июне 2008 года. Оба раза побеседовать с архиепископом Николаем практически не удалось: не хотелось беспокоить его лишними разговорами, и было радостно просто наблюдать за его общением с другими прихожанами. Начало весны 2008 года выдалось очень теплым: дневная температура в Токио поднялась до 15–16 градусов, а первые цветы сливы стали распускаться еще зимой, с 28 февраля. В первые субботу и воскресенье марта в домовом храме подворья РПЦ в Токио (район Комагомэ) были запланированы торжественная всенощная и литургия с участием заместителя председателя ОВЦС владыки Марка, епископа Егорьевского. Преосвященный Марк специально прибыл в Токио, чтобы возглавить молебен на котловане в районе Мэгуро и провести церемонию закладки камня в фундамент строящегося храма. Так получилось, что в воскресенье, 2 марта, вместе с двумя прихожанками подворья мы приехали в храм святителя Николая Мирликийского в Комагомэ задолго до службы. В храме было очень мало прихожан, постепенно собирались на спевку певчие. Вдруг я заметила входящих в храм двух монахинь и вместе с ними – невысокого роста старца. Раньше я была лишь «заочно» знакома с владыкой Николаем и сестрами монастыря – по фотографиям и рассказам паломников, поэтому в первый момент даже не поверила, что удалось увидеть их всех вместе собственными глазами. Находившиеся поблизости от владыки прихожане бросились за благословением. К архиепископу Николаю подошла паломница из Латвии, и он вспомнил, как девушка три года назад гостила в монастыре, стал радостно расспрашивать ее о нынешней жизни. Пока владыка беседовал с прихожанами, я отважилась познакомиться с матерью Ксенией – первой монахиней, приехавшей в Японию в 2003 году. Стала рассказывать о своих поездках по православным церквям Японии, и вдруг слышу приветливые слова:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В память о праздничном богослужении глава Митрополичьего округа передал в дар старейшему храму города напрестольный крест и подарил крест с украшениями ключарю Воскресенского собора протоиерею Феодору Проскурину. Епископ Амфилохий тепло поблагодарил митрополита Александра за архипастырский визит на землю Восточного Казахстана, молитвы у святого престола в главном храме Семипалатинска и принесение ковчега с мощами Мирликийского святителя. В дар владыке Александру управляющий Усть-Каменогорской епархией преподнес знак архиерейского достоинства — святую панагию. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Генеральным консульством Российской Федерации в городе Усть-Каменогорске и Усть-Каменогорской епархией генеральный консул Российской Федерации М.Ю. Королев был удостоен награды Казахстанского митрополичьего округа — ордена священномученика Пимена Верненского. Епархиальным благотворителям были вручены юбилейные медали и архипастырские грамоты. За время пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Семипалатинске святыне поклонились около трех тысяч человек. В тот же день митрополит Александр посетил литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, расположенный в Семипалатинске, и возложил венок к монументу «Сильнее смерти», посвященному памяти жертв ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском ядерном полигоне с 1949 по 1989 годы. В церемонии возложения венка приняли участие епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, епископ Рубцовский Роман, благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, а также представители духовенства, прибывшие с архипастырями, и клирики Усть-Каменогорской епархии. Собравшиеся пропели «Вечную память» всем погибшим от лучевой болезни в результате испытаний оружия на Семипалатинском полигоне. Далее владыка Александр и сопровождающие лица отбыли в Усть-Каменогорск. Глава Казахстанского митрополичьего округа доставил в столицу Рудного Алтая ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святыня была принесена в главный храм епархии — собор в честь апостола Андрея Первозванного, где при стечении большого числа верующих митрополит Александр в сослужении епископа Амфилохия и епархиального духовенства совершил молебен. В завершение богослужения владыка митрополит осенил четыре стороны света ковчегом с мощами Николая Чудотворца, благословив молящихся, город и живущих в нем, и обратился к собравшимся со словами проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/5293930.ht...

В память о юбилейных торжествах Предстоятель Болгарской Церкви подарил митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу икону святого Иоанна Рыльского, а митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану — образ святителя Климента Охридского. Настоятель Никольского храма-подворья архимандрит Филипп обратился к Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту и участвовавшим в праздновании архипастырям, отметив: «Сегодня исторический день для нашего храма-подворья. Божественная литургия, которую возглавили Вы, Ваше Святейшество, стала духовной вершиной празднования 100-летия великого освящения храма-Подворья во имя святителя Николая Мирликийского, которое произошло 24 ноября 1914 года. Это было трагическое время для многих православных народов и вообще для народов Европы. Прошло сто лет. Для человека это огромный срок, для храма — одна страница, но в эту страницу вместилось много деяний; много людей служило в этом храме, много исторических событий произошло здесь. Глубоко символично, что сегодня на Литургии присутствует царь Симеон — сто лет назад на великом освящении Никольского храма присутствовал его отец, крестник русского царя-страстотерпца Николая II, пострадавшего в Екатеринбурге». Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Софии с благодарностью вспомнил о священниках и мирянах, которые молились в этом храме, особенно об архиепископе Серафиме (Соболеве), сбор свидетельств о благодатной помощи которого ведется в храме. Отец Филипп произнес слова благодарности Болгарской Православной Церкви, принявшей большой поток русской эмиграции в 20-40-е годы XX века. Тогда русский храм стал средоточием духовной жизни многих изгнанников из советской России. «Дай Бог, чтобы любовь во Христе, которая связывает нас с братской Болгарской Церковью, только умножалась», — высказал пожелание отец Филипп. Настоятель подворья Русской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху Неофиту серебряный ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного, день памяти которого (по новому стилю) отмечался в этот день, пожелав, чтобы небесное покровительство святого апостола неизменно пребывало с градом Софией и со всей Болгарской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/3860012.ht...

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник. В марте 1993 г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители. В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита. В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне. На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов. Использована информация с сайта Покровский Аврамиев Городецкий монастырь, заштатный, общежительный, на берегу Чухломского озера, в 12 верстах от города Чухломы. Основан в XIV веке пр. Аврамием (см. 20 июля), мощи которого почивают здесь в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находятся: местно чтимая икона пр. Аврамия и празднуемая 28 мая, 20 июля и 15 августа чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудесно Явившаяся около 1350 года пр. Аврамию и называемая Галичскою, Чухломскою и Городецкою. В Покровском храме монастыря хранятся вериги преподобного, а у подножия горы находится ископанный им колодец. Ежегодно 19 июля и в 7-е воскресение по Пасхе в монастыре совершается крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00158

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Лазутин. Духовенство, хор и молящиеся исполнили тропарь, кондак и величание новомученикам и исповедникам Чимкентским. Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу. Митрополит Александр поздравил верующих с празднованием в честь Собора новомучеников Чимкентских и обратился к ним со слом назидания. По окончании Литургии владыка Александр вручил награды потрудившимся ко благу Православия на Казахстанской земле. Настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Сарыагаша протоиерей Алексий Лазутин был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского; ктитор Чимкентской епархии О.В. Почивалов был удостоен ордена священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. После вручения церковных знаков внимания глава Митрополичьего округа поздравил награжденных и поблагодарил их за труды. В тот же день митрополит Александр совершил литию по приснопамятному архиепископу Елевферию (Козорезу) , погребенному у алтаря Никольского храма. За заупокойным богослужением молились архимандрит Хрисанф (Коноплев), архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Евгений Воробьев, духовенство Чимкентской и Астанайской епархий, духовные чада почившего, прихожане храмов г. Чимкента. Перед началом молитвы владыка Александр обратился к верующим с архипастырским словом, в котором с благодарностью вспомнил труды приснопамятного владыки: «Более тридцати лет почивший святитель нес крест апостольского служения Церкви Христовой, с любовью и усердием совершая различные труды, " возвещая тайну благовествования " (Еф. 6:19), проявляя деятельную заботу о возрастании в вере Христовой врученной его попечению паствы. Он стал свидетелем и активным участником возрождения и развития церковной жизни на благословенной земле Казахстанской после падения ледяных оков атеизма. В те далекие годы новорукоположенный архипастырь все свои таланты и силы, энергию и знания направил на устроение церковной жизни в Южном и Северном Казахстане и в центральных областях страны. Владыка восстанавливал поруганные святыни, открывал новые приходы, инициировал развитие благотворительного, просветительского и молодежного служения, вел диалог с представителями государственной власти и лидерами традиционных конфессий. Своей деятельностью он подготовил эти регионы к созданию здесь новых епархий Митрополичьего округа: Костанайской, Петропавловской, Кокшетауской и Карагандинской. Всегда, по слову апостола, архиепископ Елевферий стремился быть " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4:12). В нашей памяти покойный святитель останется как скромный, чуткий и добрый человек, стремившийся поддержать всякого, кто обращался к нему за помощью и утешением».

http://patriarchia.ru/db/text/5978584.ht...

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010