Митрополит Астанайский Александр возглавил в Алма-Ате празднование дня памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии — небесных покровительниц Семиречья 30 сентября 2022 г. 14:35 30 сентября 2022 года, в попразднство Воздвижения Креста Господня, день памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья — мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря г. Алма-Аты. В этот день в обители отмечают престольный праздник. Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , архиепископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , благочинный храмов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийского г. Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный Астанайского округа архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, настоятель храма Богоявления Господня г. Алма-Аты протоиерей Валерий Шаврин, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, проректор по воспитательной работе Алма-Атинской духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский, руководитель секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, духовенство Алма-Атинской епархии, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Георгий Рублинский, референт Алма-Атинского епархиального управления иеродиакон Митрофан (Огнев), диакон Богдан Бойко, диакон Иоанн Чуркин. За Литургией молились настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря г. Ташкента игумения Екатерина (Мальгина), сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Митрополичьего округа заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым.

http://patriarchia.ru/db/text/5964080.ht...

– Кто это пустил на хоры женщину? Он пошел к заведывавшему порядком на хорах и начал выговаривать ему; тот говорил, что ничего не знает, но пономарь упрекал его: – Ты уличен на деле, ибо дети кричат на хорах. Заведывавший хорами испугался и, подойдя к замку, увидал его нетронутым и услышал детский голос. Войдя на хоры, он увидал перед образом святого Николая ребёнка, всего вымокшего в воде. Не зная, что и думать, он поведал о сем митрополиту. Отслужив утреню, митрополит послал собрать людей на площадь и спросить их, чье дитя лежит на хорах в церкви святой Софии. Все граждане пошли в церковь , дивясь, откуда это взялось на хорах дитя, мокрое от воды. Пришел и отец ребенка, чтобы подивиться чуду, и, увидав, узнал его. Но, не веря себе, он пошел к жене своей и рассказал ей всё по ряду. Она же тотчас стала укорять мужа своего, говоря: – Как это ты не понимаешь, что сие – чудо, сотворенное святым Николаем? Поспешно пошла она в церковь , узнала дитя свое, и, не трогая его, пала пред образом святого Николая и молилась, с умилением и слезами. Муж ее, стоя вдали, проливал слёзы. Услышав о сем, все люди стеклись посмотреть на чудо, и собрался весь город, славя Бога и святого Николая. Митрополит же сотворил честный праздник, какой творится в день памяти святого Николая, прославляя Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, Яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 3: В Мирех святе священнодействитель показался еси: Христово бо преподобне Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людей твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати. 8175 Патара был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. 8176 Это была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины. Церковь эта, по преданию, была построена в том доме, где Господь Иисус Христос установил таинство причащения и где потом было сошествие Святого Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

    В позднейших славянских иерусалимских рукописных уставах XVI века вносятся уже многие имена русских святых 1 некоторые из сербских и болгарских; так устав, в 1548 г. подаренный в коломенский собор архимандритом Феодосием (синод. 336), имеет 35 дней памятей русских святых и праздников; из них малоизвестны: 9 июля Сретение иконы Божией Матери Колочской и 24 августа положение во гроб царя Константина Улемци (т. е. сына св. князя Феодора смоленского 19 сент.). Из святых южных славян, кроме 14 окт. Константина философа, есть 19 окт. Иоанн рыльский, 21 окт. Иларион меглинский, 28 октяб. Арсений сербский, января 12 Савва сербский, февр. 13 Симеон сербский. Кроме того в нем есть памяти восточных святых малоизвестные, наприм. 28 янв. Исаака сирина, 4 мая убиение царя Иоанна персского, 23 авг. рождество св. Николая мирликийского.     В рукописном уставе Московского Успенского собора в конце первой половины XVII века, напечатанном в III томе Русской Историч. библиотеки, издаваемой Археографич. Коммиссиею, находятся в большом числе русские святые. В Истории канонизации святых в русской церкви проф. Голубинского (1894 года стр. 157) все они приведены на 61 день целого года. Сей устав написан по кончине патр. Иоасафа († 1642) см. стр. 54.     При сравнении иерусалимского греческого устава 1298 года и древнейших славянских XIV и XV веков с уставами студийскими оказывается до 144 дней в году, в которые иерусалимские уставы разнятся от студийских. Разности состоят более в прибавлении новых памятей в иерусалимском, в отсутствии в нем памятей, впрочем немногих, находящихся в студийских, в различии дней празднования тому или другому святому, в попразднствах, которые продолжительнее в иерусалимском, чем в студийском.     Что касается до печатного славянского устава, то синаксарь его весьма сходен с древнейшими славянскими рукописными иерусалимскими. В первом издании печатного устава в 1610 году и неправильности были теже: 4 сент. об Ермионе и Евтихие, братиях ап. Филиппа, 14 февр. о св. Кирилле катанском. Сии памяти опущены совсем в последующих изданиях. В первом издании печатного устава довольно внесено памятей русских святых. Некоторые из них вынесены навсегда при патриархах же в следующих изданиях Устава, таковы: св. Ефрем новоторжский 28 янв., Петр царевич Ордынский 30 июня, Серапион архиепископ новгородский 16 марта. Замечательное исправление устава было при патриархе Иоакиме в 1682 году, причем многие русские святые (до 50) исключены, но многие из них внесены в Устав 1695 года. В следующих изданиях до настоящего времени сделаны немногие добавления. В Истории канонизации святых русской церкви Е. Голубинским сделаны в отношении к русским святым сравнения устава 1610 года, двух уставов 1633 года, устава 1641 года, 1682 года и настоящего (нынешнего) устава (стр. 160 и след. изд. 1894 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архив Пн Завершается пребывание митрополита Лавра в Курске 22 мая 2007 г. 23:12 22 мая, в день памяти перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр возглавил служение Божественной литургии в Знаменском кафедральном соборе Курска. Владыке Лавру сослужили схимитрополит Иувеналий , архиепископ Курский и Рыльский Герман , епископ Женевский и Западноевропейский Михаил , собор клириков Курской епархии . По окончании соборного служения архиепископ Герман и митрополит Лавр обменялись приветствиями. От себя лично, от руководства области и многочисленных верующих Курской епархии правящий архиерей поблагодарил митрополита Лавра за посещение Курска и выразил надежду, что в свете достигнутого 17 мая долгожданного единства Русской Православной Церкви чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — главная святыня Русского Зарубежья — посетит в будущем Курскую землю, то место, где она была явлена православной России. В память о совместном служении архиепископ Герман преподнес в дар митрополиту Лавру икону святителя Николая, а также крест и панагию. В ответном слове владыка Лавр выразил благодарность за возможность вновь совершить паломничество к местам, связанными с явлением Курской-Коренной иконы Богородицы, которая «в течение многих десятилетий церковного разделения укрепляла русских людей в рассеянии в их надежде о примирении с многострадальной Церковью в Отечестве, вышедшей из под гнета безбожной власти. И это по воле Божией совершилось». Митрополит Лавр передал в дар Курской епархии образ преподобного Серафима Саровского. В тот же день митрополит Лавр принял участие в работе круглого стола «Одигитрия Русского Зарубежья», собравшего депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей администрации города и области, ректоров российских вузов, лидеров политических и общественных движений, журналистов. Председатель Всероссийского общественного движения «Россия Православная» А.И. Буркин как знак общественного признания и благодарности за усердные труды по восстановлению единства Русской Православной Церкви вручил митрополиту Лавру золотой орден «За жертвенное служение».

http://patriarchia.ru/db/text/247428.htm...

С сайта: http://www.krestianin.ru/articles/3068.php Я побывал здесь вновь. Прошел почти год, но очособых изменений не увидел. Исчез только кран. Обустроены ограждения балконов. Внутри же храма и " конь не валялся " - нет ничего живого. Если и так будут здесь вестись реставрационно-восстановительные работы, то мы не скоро увидим храм в полной его красе. Храм в честь святой мученицы Параскевы был заложен в 1897 году, 30 июля, в царствование Императора Николая Александровича, при Архиепископе Афанасии, при Аксайском Благочинном священнике Иоанне Сасовникове, приходском священнике Константине Евфимьеве, диаконе Иоанне Перекопском, церковном ктиторе Стефане Немухине, при станичном атамане Иоакиме Гусеве, и попечителях: Иоанне Устюченкове, Герасиме Терскове, при строителе Евдокиме Трусове. В 1904 году храм был построен и освящен. В храме имеются еще два придела: южный освящен в честь Святителя Николая Мирликийского чудотворца, северный в честь Святого Великомученика Пантелеимона. Храм строился за счет казны казачьего Всевеликого Войска донского. Казаки, которые участвовали в строительстве храма, освобождались от воинской повинности. Храм является самым большим среди сельских приходов Ростовской области, его высота 76,5 метров. При приходе действовали две школы, для мальчиков и девочек по три класса образования. В 1934 году храм был закрыт и разграблен местными станичниками революционерами. Дальнейшая судьба храма – это склад, бомбоубежище во время Великой Отечественной войны, зернохранилище. Храм в годы лихолетья был практически превращен в руины. Из уникального архитектурного произведения уцелел частично мраморный иконостас, центрального предела. В 1992 году возобновились богослужение в храме в южном пределе, который был частично восстановлен трудами верующих станичников и настоятеля прихода протоиерея Николая Мельникова. С 2001 года настоятелем храма является священник Александр Маликов. На сегодняшний день полностью восстановлен внешний вид храма, установлены новые купола, ведутся штукатурные и молярные работы. На престольный праздник 9 августа 2009 года, памяти Святого Великомученика и целителя Пантелеимона, в главном приделе была отслужена первая божественная Литургия за последние 75 лет.

http://sobory.ru/article/?object=13033

Патриарх Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Алексеевском Москва, 30 марта 2005 г. 30 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и молебен в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, сообщает Седмица.ru. Его Святейшеству сослужили епископ Дмитровский Александр и недавно рукоположенный епископ Прокопьевский Амвросий, викарий Кемеровской епархии. В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери , помимо главного, еще четыре престола: во имя святого мученика Трифона, во имя Преподобного Сергия, игумена Радонежского, во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, и во имя преподобного Алексия, человека Божия. Патриарх Алексий с теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Он регулярно совершает здесь Божественные литургии во время храмовых престольных праздников: в день памяти преподобного Алексия, человека Божия (17/30 марта) и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня/9 июля). Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был построен по приказу царя Алексия Михайловича в начале 80-х годов XVII века. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор здесь сохранились особые царские комнаты-молельни – царя (справа) и царицы (слева). Намоленные святыни храма – Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе «истинный образ и мера Святого Гроба Господня, что в святом граде Иерусалиме». Недавно в храме сделали мощевик, в котором хранятся частицы Древа Креста Господня, Ризы Пресвятой Богородицы, камня Святого Гроба Господня, жезла святого пророка Моисея, а также частицы мощей святых угодников Божиих. По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Аркадий Тыщук от лица священнослужителей и прихожан храма сердечно поздравил Патриарха Алексия с днем памяти преподобного Алексия, человека Божия. Затем Его Святейшество обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . 30 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13130.html

У московському Церкви в вшанували пам " ять преподобного Германа Аляскинського 9 серпня 2018 р. 16:04 9 августа 2018 года, в день памяти преподобного Германа Аляскинского, в московском храме святой великомученицы Екатерины — представительстве Православной Церкви в Америке — была совершена Божественная литургия.  К участию в богослужении были приглашены выпускники Свято-Тихоновской православной богословской семинарии (Пенсильвания, США), ныне несущие послушания в храмах Руссой Православной Церкви.  Протоиерею Даниилу Андреюку , настоятелю храма, представителю Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, сослужили ректор Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) протоиерей Алексий Куренков, исполняющий обязанности начальника Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря игумен Иосиф (Крюков), благочинный храма святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы протоиерей Валерий Буланников и клирики Екатерининской церкви. По окончании Литургии настоятель храма вознес молитву преподобному Герману Аляскинскому — первому православному святому Северной Америки. Затем отец Даниил огласил приветствие, которое направил участникам богослужения архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил, ректор Свято-Тихоновской православной богословской семинарии.  «Что может быть лучшим поводом для совместного служения выпускников Свято-Тихоновской семинарии, трудящихся ныне как священники Московского Патриархата, чем праздник преподобного Германа, чьи миссионерские труды соединяют через времена и пространство Церковь в России и Церковь в Америке!» — отмечается, в частности, в послании владыки ректора.  В заключение было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону .  Как пояснил протоиерей Даниил, в пределах Русской Православной Церкви несут послушание несколько выпускников Свято-Тихоновской семинарии, и предполагается, что их совместное служение в храме святой Екатерины в день памяти преподобного Германа отныне станет доброй традицией.  Храм святой Екатерины на Всполье /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5249879...

В Киеве состоялся крестный ход против вступления Украины в НАТО Киев, 24 мая 2004 г. 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в Киеве состоялся большой крестный ход православных верующих и патриотической общественности против экспансии Запада на Восток и политики украинского государственного руководства, направленной на интеграцию Украины в НАТО. Крестный ход был организован Православным братством святого благоверного князя Александра Невского, Русского движения Украины и Союзом православных братств Украины. В нем участвовали православные верующие из многих регионов Украины:  из Винницкой, Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Криворожской, Одесской, Ровенской, Черкасской, Черниговской епархий. Вместе с крестами, иконами и хоругвями верующие несли плакаты: " Нет! - втягиванию Украины в НАТО " , " НАТО - тевтонский орден XXI века " , " НАТО - это возможная война с братской Россией " , " Нет! - НАТОмной бомбе на Украине " , " Остановить НАТОвскую агрессию " , " НАТО - враг славянских народов " , " Вступить в НАТО - предать память павших " , " Будем кормить НАТОвских солдат? " .Крестный ход начался, по укоренившейся традиции, от Успенского собора Киево-Печерской Лавры и прошел по центральным улицам Киева до Софиевской площади.  Продвигаясь по маршруту, православные верующие подошли к Свято-Никольской церкви на Аскольдовой могиле, которую в 1995 году городские власти незаконно передали греко-католикам. Обойдя храм трижды, православные верующие прочитали Слово преподобного Феодосия Печерского о католической вере. Храм на Аскольдовой могиле был построен много веков назад, неоднократно перестраивался. В древности возле него находился православный женский монастырь, где по преданию приняла постриг мать преподобного Феодосия, а впоследствии она была похоронена на православном кладбище у стен храма. Сегодня этот исторический православный храм не только находится в руках униатов, но еще и на стене его кощунственно помещена мемориальная доска, посвященная посещению его Папой Римским. А вот от православного кладбища не осталось и следа.Молитвенное стояние у Аскольдовой могилы и плакат " Вернуть Свято-Никольский храм канонической Православной Церкви! " еще раз засвидетельствовали, что православная общественность неотступно будет добиваться возвращения Свято-Никольской церкви на Аскольдовой могиле, так же, как и церкви Николая Доброго на Подоле, законному владельцу - Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/9872.html

Недостойно все это! Стыд и позор для современного человечества, что оно, высокоумствуя и громко крича о своих «культурных достижениях» не умеет достойно чтить таких несоизмеримых с пошлой современностью великанов духа, каким был святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращает в шутку и потеху. Совсем иное отношение к великому Христову святителю, если мы не подражаем Западу, у нас, христиан православных. Для нас сегодняшний праздник никоим образом не может служить поводом для каких-то забав, развлечений и потехи, хотя бы уже потому, что сам святитель Николай от юности еще был глубоко чужд всяких мирских забав и увеселений, а потому даже как-то совсем нелепо с его именем связывать забавы и увеселения. Святое имя его, будучи ярким светочем христианской добродетели, лишь об одном напоминает, одно нам внушает: благоговейно и трепетно преклоняться пред его священной памятью и ревностно подражать ему в его святой жизни и христианской добродетели. Нашему богоотступническому времени святитель Николай дает еще один важный урок: не быть безучастно-равнодушными, когда в нашем присутствии нечестивцы и безбожники хулят святую веру и Церковь, поносят Святейшее Имя Христово и глумятся вообще над святыней. Святитель Николай, будучи на первом Вселенском соборе, не мог выдержать богохульства еретика – Ария, унижавшего Божественное достоинство Сына Божия, и в порыве огненной ревности ударил его по щеке. Это вызвало большое смущение среди участников собора, и они хотели за такой поступок лишить святителя его сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю св. Евангелие, а Матерь Божия возлагала на плечи архиерейский омофор. Тогда они поняли, что поступок святителя был вызван не необузданной гневливостью, неприличной для архиерея Божия, а только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Которого уничижал нечестивый Арий, и оправдали его, а Арий был всем собором осужден, как еретик. Этот факт очень не нравится либеральным ученым нашего времени, проповедующим какую-то сверх-христианскую, «экуменическую любовь» ко всем еретикам и отступникам, и они оспаривают самое участие св. Николая в Первом Вселенском Соборе, но св. Церковь признала этот факт действительным и запечатлела его в богослужении и иконописи.

http://pravoslavie.ru/50470.html

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий показал на одного их своих учеников, Горазда, и сказал: «Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником». Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Они были найдены русским ученым-исследователем В. И. Григоровичем в пергаментной рукописи болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862 году . Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские жития. С этими текстами наши предки были знакомы со времени распространения христианства на Руси. Их авторами были, очевидно, ученики святых Кирилла и Мефодия — епископ Величский Климент и Горазд, которого святитель Мефодий оставил своим преемником. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В «Иконописном подлиннике» под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченнаго Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских, Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду». Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено в молитвах, на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, имена иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010