-Несмотря на трудно переносимые зверства войны — я у ветеранов никогда не наблюдал «вьетнамского синдрома», когда человек приходит полусумасшедший, а потом начинает на улицах по людям стрелять. Наоборот, необычайно просветленные и очень добрые люди. И матушка была таким человеком, как всякий носитель подлинной христианской духовности, которая выражается не во внешних проявлениях, а в том, что сказал пророк: «Нет ни вида, ни величия», что во всем видно: в манере говорить, себя держать, в особой вежливости. В последнее время за матушкой ухаживала патронажная служба с прихода отца Димитрия. -Некоторые бабушки так умеют общаться с теми людьми, которые их кормят, поят, моют и ухаживают — что они готовы бежать от них, куда угодно. А к матушке ходили всегда с радостью, потому что получали гораздо больше, чем отдавали. Она была человеком умным, обладающим глубоким чувством юмора, очень приметливая, аналитик — хорошо разбиралась в людях. Никого не осуждала. Если надо было сказать что-то нелицеприятное, находила такие обороты, что осуждения не чувствовалось, а до сердца доходило. Деликатность, свойственная глубокому пониманию внутреннего христианства, что очень редко в наше время, особенно в людях пожилых. В этом смысле, она пример для пожилых: до каких лет можно дожить и не превратиться в ведьму, и даже наоборот. Биография страны Из всех своих орденов монахиня Адриана более всего радовалась ордену «За веру и верность» апостола Андрея Первозванного — потому что с крестом и апостолом Андреем. День рождения матушки приходился на канун памяти святого апостола Андрея Первозванного, 12 декабря. С большим теплом о матушке Адриане вспоминал исполнительный директор фонда Андрея Первозванного Владимир Мищенко. -У нее было многолюдно. Часто люди приезжали с детьми и внуками. И я тоже старался своих детей и детей своих друзей познакомить и привести: в ней на первый взгляд не было ничего особенного, но это ничего особенного — это то, чего нам обычно не хватает: любовь, и смирение. Мне приходится встречаться с ветеранами того же возраста. Это удивительные люди — все острее это понимаешь по мере того, как они уходят. Нужно учиться отношению этих людей к жизни. |
Ловцы человеков Своей проповедью они не заработали себе ничего. Не стали богатыми, почитали их только горстки тайных христиан, рассеянных по городкам Римской империи. Они с точки зрения мира были даже не успешными — государство их гнало, домов с прислугой и повозками за ними не числилось, и даже погибли они как преступники. 13 июля, 2013 Своей проповедью они не заработали себе ничего. Не стали богатыми, почитали их только горстки тайных христиан, рассеянных по городкам Римской империи. Они с точки зрения мира были даже не успешными — государство их гнало, домов с прислугой и повозками за ними не числилось, и даже погибли они как преступники. В день памяти святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов над личностями и судьбами первых Христовых учеников размышляет священник Андрей Сыркин. Фреска церкви Двенадцати Апостолов в Капернауме Обычно, когда мы слышим фразу «святые апостолы», перед нами встает образ великих бесстрашных людей, заботой всей жизни которых была проповедь о Воскресшем Христе. Мы представляем себе их ноги, избитые в кровь о камни разных стран, обветренные лица, посохи, крепко сжатые сухие руками и… ни с чем не сравнимое величие свидетелей, своими глазами видевших Бога, пришедшего во плоти. Их самоотверженность и вера, их неутомимость в любви к Воскресшему заставляют умолкать даже самых остроязычных скептиков, стремящихся приземлить и очернить все то, что не вмещает простое человеческое понятие «выгода». В самом деле, кто они, весь мир ученьми своими просветившие и вся концы ко Христу приведшие? Сам Христос сказал о них «немощное и не мудрое избрал Бог, что бы посрамить разумных». Почти все необразованные, некоторые не умели даже писать, рыбаки, жизнь которых витала вокруг лодок, сетей и заботы об удачном лове. Почти все провинциалы из маленьких деревень на берегу Галилейского моря. Но именно их избирает в число своих учеников Христос. Избирает, чтобы научить тайнам Царствия Божия, избирает для того, чтобы из ловцов рыбы для пропитания сделать ловцами людей (человеков), которые станут гражданами нового мира. У них у всех свои страхи, свои опасения. Один переживает о том, что отец умрет без него, и просит позволить ему вернуться обратно. Другие боятся, что все места в будущем Царстве разделят без них, и просят Его пообещать им сидеть рядом с Ним. Кто-то сначала видит в Нем прозорливца, кто-то — целителя, кто-то — учителя. А когда Он сказал нечто такое, чего не смогли вместить — что не будет жизни в том, кто не будет есть Его Тела и пить Его крови, многие ушли от Него, обидевшись, будто Он не говорит с ними всерьез. А двенадцать остались, потому что поверили Ему до конца — «куда мы пойдем? Ты имеешь слово Жизни вечной». Остались навсегда с Ним, для того, что бы пронести по всей вселенной те слова, которым Он научил их. |
1953 г. 5 марта, четверг. 10 часов вечера. Утром сегодня ректор сообщил, что проф. А.И.Макаровский сегодня в 6 часов утра арестован. Обыск продолжался с 12 ч. ночи до утра. Пока ничего не известно о причинах ареста. 12/25 марта, среда. Утро. Была Макаровская. Сообщила, что «изъятая» – было при обыске речь (на съезде учителей в 1926 г. – Л.А.) оказалась в столе; по содержанию говорящая в его пользу... Говорила о подозрительно любезном отношении Парийского («какой подлец сделал донос?») и о странном отношении Осипова (смотрите на вопрос, как на частый, и не замечайте… 30 марта, воскресенье. Получил сегодня доклад Ректора, сегодня же послал доклад Патриарху, поставив вопрос об освобождении Парийского от Инспекторства. 11 апреля, суббота. 6 час. вечера. Был о. Е[вгений] Бобовский – представлялся и просил места. Дал ему 500 руб. (прибыл из ссылки, а 06.07.53 назначен настоятелем Казанской церкви в Тосно. – Л.А.). 9 июля, четверг. 7 часов вечера. Сегодня приготовил письмо Г.Г.Карпову по делу проф. Макаровского; прошу его освидетельствовать при разборе дела в Верховном Суде СССР при выяснении дела с принципиальной стороны – в отношении религиозных взглядов по отношению к марксистским... Была Макаровская. Я ознакомил ее с моим письмом к Карпову. 25 июля, суббота. 9 часов утра. Был вчера у Г.Г.Карпова. По вопросу о Макаровском Карпов сказал, что мое письмо сразу передано им Председателю Верх. Суда и ответ его Карпов мне показал. При мне он звонил к Зам. Председателя Верховного Суда Тарасову (Алекс. Фед.), и тот сказал, что в течение 7 – 10 дней дело будет внимательно рассмотрено. 22 августа, суббота. Была М.С.Макаровская. Со слов мужа сообщала, что сын Сборовского, несомненно, участник работы отца. Из речи обвинителя видно, что работа по воспитанию юношества в Академии – причина возбуждения вопроса о Макаровском. Приемлемы только такие, кто «ни то, ни се», или кто разваливает работу (вроде Зеленецкого – пьянствующего...). 23 сентября. Телеграмма от о. Филагрия о непрописке в Луцке. Учеников в семинарии: 1 класс – 1 гр. 24 чел., 2-я группа 18 чел. всего 42 чел.; 2 класс – 34 чел.; 3 класс – 22 чел.; 4 класс –15 чел.; Всего 113 чел. |
Не похвально спать, когда можно бодрствовать, а спать без просыпа и постыдно и опасно. Пробуждение от сна телеснаго не всегда в нашей воле: но пробуждение от сна душевнаго всегда от нас зависит; потому что немолчен для нас пробуждающий глас в совести, в слове Божием, в делах Провидения, – глас и для дремлющих и для спящих не неслышимый, если не закрывают уха нарочно. Господь глаголет в притче: «спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы» ( Мф.13:25 ). То есть, во время сна, нерадения и безпечности приходит диавол и всевает в нашу жизнь худыя мысли, порочныя желания, беззаконныя дела. Видите, как опасен нравственный сон. В другой притче Господь глаголет нам: «вы подобни человеком, чающим Господа своего»; и присовокупляет: «блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих» ( Лк.12:36–37 ). Посему и заповедует: «бдите убо; не весте бо когда Господь дому приидет, – да не пришед внезапу, обрящет вы спящи» ( Мк.13:35–36 ), и вы не будете блаженны. Наконец Он подтверждает, что сие предостережение нужно для всех без изъятия: «всем глаголю: бдите» ( Мк.13:37 ). Апостол еще указывает на некое, как он полагает, «известное» нам «время» и час, в которые, как бы, поспешает пробудить нас, нравственно спящих или дремлющих: «ведяще время, яко час уже нам от сна востати». Какой это час? Он несколько изъясняет: «ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом» ( Рим.13:11 ). А что такое «ныне»? Может быть, это значит, что ближе к нам спасение ныне, – во время новозаветное, когда уже мы видели пришедшаго Христа, и познали и прияли Его таинства, нежели во время ветхозаветное, когда веровали во Христа еще ожидаемаго. Или: ныне, когда мы довольное время пребываем в Церкви Христовой, могли обрести довольно способов к утверждению в жизни духовной, ближе к нам спасение, нежели когда только еще приступали к вере Христовой. Но, как бы то ни было, глубокаго внимания нашего достойно то, что апостольское учение требует, чтобы мы востали от нравственнаго сна «ныне», а не завтра, в настоящий «час», а не в будущие часы. Кто из нас хочет погибнуть? Более или менее думает всякий спастися: но беда в том, что многие не хотят «ближайшаго спасения», а думают или мечтают воспользоваться спасением отдаленным. Они располагают свое спасение подобно, как упоминаемый в Евангелии богатый свою роскошную и веселую жизнь «на лета многа» ( Лк.12:19 ): но забываемое ими «ныне» поглощает сии «лета многа»: иногда еще прежде, нежели они родились: «в сию нощь душу твою истяжут от Тебе» ( Лук. 12:20 ). |
Ректора, и здесь снова беседа возвратилась к тому же предмету. Особенно заинтересованы были беседующие рассказами о Горском, предложенными в мастерской речи В.О. Ключевским , которые тут же пополнились или объяснялись присутствующими современниками Ал. Вас. Только в 8 ч. вечера, проведя весь день в стенах Академии в воспоминаниях о своем незабвенном Ректоре, профессорская корпорация разошлась по своим домам. Глубокое впечатление оставил по себе академический праздник во всех участниках его. В этот день А.В. Горский как бы снова ожил для Академии и по-прежнему собрал около себя академическую семью. Как живой рисовался он в речах и воспоминаниях о нем, призывая всех идеальной чистотой своего несравненного образа к самоотверженному служению задачам, завещанным от него Академии и богословской науке. Заозерский Н.А. [Памяти прот. А.В. Горского.] Слово, произнесенное профессором Н.А. Заозерским на литургии 22 октября//Богословский вестник 1900. Т. 3. 11. С. 373380 (2-я пагин.). —373— Ревнуйте дарований больших и еще по превосхождению путь вам показую ( 1Кор.12:31 ). Бесценные дары Божественного света от приснотекущей зиждительной силы Животворящего Духа изливаются на усыновленных Отцу над Божиих крестною жертвою Сына Божия. Все и каждый, удостоившиеся права сыноположения, воспринимают многоразличные дары Духа и, как люди, различно употребляют их. Одни, приемля пять талантов, делают и приобретают другие пять, иные – два, делают и приобретают другие два: но есть и такие, кои, приняв от Всевышнего Раздаятеля один талант – не пользуются ни сами, ни других не снабжают, а скрывают в землю. И вот Св. Апостол, имея в виду с одной стороны это многоразличие человеческой восприемлемости даров Духа, а с другой – неисчерпаемую глубину богатства премудрости и разума Божия, восторженно взывает чадам Божиим: ревнуйте больших дарований. Не говорит: просите, ищите – но: ревнуйте; не просто дарований но: ревнуйте дарований больших т.е. высших, и за тем – «я покажу вам, стяжавшим эти большие дары – путь, еще более высший – по превосхождению». |
Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Встречи на фестивале " Радонеж " : беседа А. Арендаренко с М. Якубсоном, автором док. фильма " Фомады " 27.11.2018 22:20 Антонина Арендаренко Участники: М. Якубсон, режиссер (Санкт-Петербург) Фильм снят в канун престольного праздника, дня памяти апостола Фомы. В этот день из костницы вынимается глава старца Киприана, наставника братии. Она омывается и ставится у алтаря, выражая его незримое участие в службе. Старший из братии, отец Филипп, рассказывает послушникам и гостям о нем и о других старцах, подвизавшихся в этих местах, отвечает на вопросы о монашеской жизни, о молитве и послушании , о смерти и воскресении. Калива находится высоко и почти каждый день отцу Филиппу или еще кому-либо из братии приходится совершать путешествие к пристани, чтоб забрать или отвезти что-либо. Кельи в этой части Афона практически автономны, лишь дважды в год, на престольный праздник в келию сходятся монахи из окрестных скитов, чтоб в радости и молитвенном пении прославить Бога. Фильм М. Якубсона включен в программу фестиваля " Радонеж " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа: Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь |
Воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев Это служит к изъяснению предыдущего речения, – ибо сосуд пения есть также и гусли, а чрез гусли Давид показал и другие музыкальные орудия. Гуслями Давид называет царское орудие, на котором он пел псалмы, как мы сказали в предисловии сей книги в главе 5-й. Подобным образом он пел их и на орудии – псалтири. Сии орудия могут быть приложены и к нам; и сосудами псалма можем назвать рот, уста, язык и все то, что служит орудием голоса человеческого, а под гуслями будем разуметь душу. Святый Израиля есть Бог освящающий Израиля. Называется также Святым и Бог и человек, – Бог как освящающий, а человек, как освящаемый, притом Бог называется Святым по естеству, а человек по положению, или причастию. А что это истинно, свидетельствует о том апостол Павел, говоря о Христе: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор.1:30 ); сделался премудростью для умудряемых, праведностью для оправдаемых, освящением и избавлением для освящаемых и избавляемых. Пс.70:23 . Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил Под устами Давида иносказательно можно разуметь христиан, которых употребляя, как свои уста, он поет Богу посредством их. Будет, говорит, петь Тебе также и душа моя, то есть, я, которого Ты избавил от видимых и невидимых врагов. Пс.70:24 . Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей выражении: весь день – мы говорили неоднократно, что оно означает – всегда, посему, читатель, это должно быть в твоей памяти. Далее говорит, что и язык мой будет упражняться в правде Твоей, то есть, говорить о ней, что Ты, Господи, сотворил ее, осудив врагов моих. Егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне Сделаю, говорит, то, что я обещал выше, когда совершенно буду освобожден от врагов моих, а выше мы говорили о правде. Ищущие же зол мне есть то же, что ищущие падения мне, как мы изъяснили в 12-м 37 псалма (1). (1) Это, по мнению другого толковника, есть пророчество о погибели Вавилонян при Кире и освобождении иудеев, а равно и об освобождении верных от умственных врагов – демонов. Почему Афанасий сказал: когда враги мои будут прогнаны и живущие в бездне облекутся стыдом, тогда по истине, не имея уже никакого препятствия, я буду восхвалять Тебя, Владыко, бесконечными песнями. |
И да положиши кивот свидения. Идет речь о внесении во Святое святых кивота завета. Это был продолговатый ящик, имевший около полтора аршина в длину и почти аршин в ширину и высоту. Он устроен был из негниющего дерева – Аравийской акации, и обложен внутри и снаружи золотыми листами. По краям его кругом шел узорчатый золотой ободок, и внизу к каждому из четырех углов приделаны золотые кольца, а в кольца вложены для переноски его шесты из акации, обтянутые золотом. Поверх ковчега лежала золотая крышка, к ней с двух противоположных концев прикреплены были вычеканенные из золота изображения двух Херувимов, наклонявших над нею лица и осенявших ее крыльями своими. Крышка эта называлась очистилищем ( Лев. 16:2 ) от праздника Очищения, который совершался в десятый день седьмого месяца ( Лев. 23:27–28 ). Этот день был единственный в году, когда первосвященник, принесши в жертву тельца и козла для очищения и примирения с Богом себя и народа, входил с жертвенною кровию во Святое святых и здесь кропил ею крышку кивота. Это очистилище имело также значение престола, или подножия, с которого Бог, восседая на Херувимах как Царь избранного народа, принимал его поклонение и объявлял Свою волю ( Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ). Пред ковчегом ( Исх. 16:33 ; Евр. 9:4 ) поставлен был золотой сосуд (стамна) с манною в память того, что Евреи в течении сорокалетнего странствования питались этою чудесною пищею. Эта манна, хотя не была переменяема, хранилась в помянутом сосуде без всякого повреждения до позднейших родов. Впоследствии к этому памятнику присоединен жезл Ааронов прозябший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященничества ( Чис. 17:10 ). Апостол Павел упоминает еще о златой кадильнице при кивоте завета во Святом святых ( Евр. 9:4 ), разумея вероятно ту кадильницу, с которою первосвященник должен был входить в Святое святых ( Лев. 16:12 ) и которую оставлял там, быть может, до следующего года и брал назад, заменив ее новою кадильницею. – И покрывши кивот завесою. Идет речь о завесе, отделявшей Святое святых от святилища и закрывавшей постоянно от взоров не только народа, но и священников кивот завета. Эта завеса, как и завеса, отделявшая святилище от двора скинии и завеса при входе во двор, сделана из разноцветной шерстяной ткани и крученого виссона и отличалась от них только тем, что вся усеяна была вышитыми изображениями Херувимов. В эту же завесу кивот был наглухо завертываем первосвященником и священниками, когда надобно было брать его в путь ( Числ. 4:5 ). |
Вероятно, древними связями слав. традиции с фессалоникийской следует объяснять то, что в слав. странах и на Руси день памяти Д. С. 26 окт. отмечался особенно торжественным богослужением. Согласно большинству слав. рукописных и старопечатных Типиконов и Миней XIV - 1-й пол. XVII в., 26 окт. на великой вечерне читаются 1 паремия землетрясения и 2 Д. С. (Ис 43. 9-14а; Прем 4. 7-15; 2 паремии Д. С. приводятся и в нек-рых греч. рукописях - напр., в Минее XII в. (ГИМ. Син. 446; см.: Владимир (Филантропов) . Описание. С. 401); в укр. изданиях XVII в. (напр., в Минее Праздничной 1651 г., изданной во Львове) и в рус. изданиях после появления исправленного слав. Типикона в 1682 г. распределение паремий меняется: по образцу греч. книг назначается чтение 2 паремий землетрясения и 1 - Д. С. (Прем 4. 7-15)); на стиховне поются стихиры землетрясения. На утрене - прокимен из Пс 63 (начиная с издания Типикона 1682 - из Пс 67), Евангелие Д. С.: Мф 10. 16-22 (в нек-рых рукописях: Лк 21. 12-19 - так, в частности, в Евангелиях-апракосах и Четвероевангелиях, написанных в южнослав. странах или скопированных с южнослав. оригиналов; это же чтение помещается в совр. греческом служебном Евангелии); каноны, посвященные землетрясению, на 6 (1 канон) и Д. С. на 8 (2 канона). На литургии на блаженнах, согласно Типиконам XV-XVI вв. и московскому печатному изданию 1633 г., поются тропари из 3-й песни канона Д. С. и из 6-й - землетрясения (согласно изданиям Типикона 1610, 1641 и послениконовским книгам, поются тропари из 3-й песни канона землетрясения и из 6-й - Д. С.); чтения на литургии те же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но, согласно памятникам XV-XVI вв., к ним добавляются апостольское и евангельское чтения землетрясения, а по рукописным и печатным книгам начиная с XVII в. на литургии - уже 2 полные службы землетрясения и Д. С. В Типиконах XVI в. 26 окт. имело знак креста, XVII в.- знак креста в круге; в исправленном издании Типикона 1682 г. редакторы вернулись к старой практике обозначения этого числа крестом, отметив возможность по желанию настоятеля совершения всенощного бдения в этот день. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. есть глава, отсутствующая в более ранних памятниках, о совпадении 26 окт. с воскресным днем. Эта глава сохранилась и в послениконовских рус. изданиях Типикона и Миней. Следует отметить, что праздничность службы Д. С. усиливается тем, что она, как и мн. большие праздники, имеет сопровождающую память - у праздника Д. С. это 27 окт., память мч. Нестора. |
Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Опубликовано послание Папы Франциска на 1600-летие со дня смерти св. Иеронима Стридонского 01.10.2020 12:20 Версия для печати Апостольское послание Папы Франциска " Scripturae Sacrae affectus " . Фото: Vatican Media Ватикан, 1 октября. В день литургической памяти святого Иеронима Стридонского 30 сентября Папа Франциск обнародовал апостольское послание " Scripturae Sacrae affectus " , передает Русская служба Радио Ватикана . Святой Иероним остается чрезвычайно актуальным для нас, христиан XXI века, пишет Папа Франциск. Вспоминая жизнь и богатое наследие святого, понтифик призывает верующих – и особенно молодежь – к углубленному изучению Библии и к ее домашнему чтению. В первой части послания понтифик подробно рассказывает о жизни Иеронима Стридонского, который полностью вверил себя Христу и делал все, чтобы Священное Писание стало доступным для других, в том числе на распространенной в то время латыни. С этой целью он изучал греческий язык и иврит, библейские комментарии и, прежде всего, углублял свое личное знакомство с живым Словом Бога. Сначала он исправлял существовавшие частичные переводы, а затем долгие годы переводил на латынь всю Библию: его Вульгата «обозначила западную культуру» и сформировала богословский язык: именно на основе этого текста, отмечает Папа, Европа научилась читать, молиться и размышлять над Словом Божьим. |
| |