Тропари и кондаки по входе: В храме Господском или Богородичном: тропарь храма; тропарь дня ( «Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – " Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дня («Яко начатки естества...»). Кондак храма не поется (см. 12-ю главу Типикона). В храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); " Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дневной («Яко начатки естества...»). Тропарь и кондак храма не поются (см. 12-ю главу Типикона). Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: – от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее – прежде святого, затем дневной; – от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых – сначала дневной, затем святого. Если же рядовому святому чтений не полагается, то поются только прокимен, аллилуарий и причастен дневные, и читаются рядовые Апостол и Евангелие. О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день Служба великому святому, память которого приходится в период пред- или попразднства, всегда соединяются со службой праздника (предпразднства). Устав такой службы можно найти в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также некоторые указания можно найти в 22-й храмовой главе Типикона и в месяцеслове (см. последования 11 января, 23 апреля, 30 апреля, 8 мая, 9 мая, 9 августа). В данный период, как и в период пения Октоиха, в честь бденного святого или храмового праздника совершается всенощное бдение, а если случится празднование памяти полиелейного святого, то совершается Великая вечерня и полиелейная утреня. Малая вечерня Совершается только в случае празднования памяти бденного святого. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника 347 (предпразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вышел апостол Пётр на стук, тот ему всё про себя и рассказал, дескать по слову Божьему жил, а потом ещё и пострадал за веру, святой я, выходит. А Пётр только спросил его: «А разве не говорили тебе: " Не давайте свиньям жемчугов " ?» И закрыл ворота рая. Нет, не в раю мы живём. Ох, как хотелось нам с тобою//Жить, как в раю здесь, и порою//Мы зря судьбу свою ругали://Ведь мы того не понимали,//Что здесь – больница, а не рай//Так что, сестрица, выбирай: Иль от грехов своих лечиться,//Иль в бездну к дьяволу скатиться. Нет, не хлеба и зрелищ прежде всего чают русские сердца. Не хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божьих ( Мф. 4:4). Всегда перед каждым из нас стоит выбор: хлеб или Крест. Если ты – христианин, то идёшь за Христом. А куда шёл Христос, Которого не принял этот мир? Он шёл на Крест. С любовью к тем, кто кричал «Распни Его». Вот и у России – знак Креста. А что нам даёт Его Крест? Силы богатырские даёт, Истину даёт, да и всё, что для жизни надо, всё даёт нам отец небесный, Которого просим мы в молитве и о хлебе насущном и о изобилии плодов земных. Главное – жить с Богом, жить по-Божески, и тогда можем сказать: « Пусть в роскоши весь мир зачахнет, в нас русский дух, в нас Русью пахнет». Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 22.04.2021 01.03.2021 24.02.2021 23.02.2021 22.02.2021 Бывший СССР День памяти Великой княгини Софии Палеолог Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова 20.04.2024 19.04.2024 День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова 19.04.2024 18.04.2024 18.04.2024 Последние комментарии 20.04.2024 14:28 20.04.2024 13:27 20.04.2024 13:05 20.04.2024 12:44 20.04.2024 10:33 20.04.2024 10:21 20.04.2024 10:11 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/26/kr...

Отвечаю: Согласно словам апостола, «в день, когда... Бог будет судить» ( Рим. 2:16 ), совесть каждого человека будет свидетельствовать ему, и его мысли будут обвинять и защищать его. А так как при всяком судебном слушании свидетель, обвинитель и обвиняемый имеют нужду в том, чтобы знать то дело, по которому должен быть объявлен суд, и так как на Страшном суде все дела людей будут подвергнуты суду, то тем самым тогда каждый человек должен будет знать все свои дела. Поэтому совесть каждого человека будет тогда как книга, содержащая его дела, по которым должен быть вынесен суд, также как и на человеческом суде, мы пользуемся записями. Об этих книгах так написано в Апокалипсисе: «и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» ( Откр. 20:12 ) По толкованию Августина («О гр. Бож.» ПЛ 41, 680), открытые книги означают святых Нового и Ветхого Завета, в которых осуществились или подтвердились заповеди Божии. Поэтому Ришар из св. Виктора (ПЛ 196, 1182) говорит, что «их сердца будут подобны кодексу законов». А «книга жизни», о которой сказано в тексте Апокалипсиса после вышеуказанных книг, означает совесть каждого человека, и об этой книге сказано как об одной или единственной, потому что одна Божественная сила сделает то, что все вспомнят свои дела, и эта сила, поскольку она напомнит человеку его дела, называется «книгой жизни» (ср. Часть Первая, В. 24, п. 1, отв. 1; см. Августин «О гр. Бож.» ПЛ 41, 680). Или же мы можем отнести первые книги к совести людей, а вторую книгу можем понимать как приговор Судьи, выраженный в Его промысле. Ответ на возражение 1. Хотя многие наши достоинства и недостатки, хорошее и плохое, исчезает из нашей памяти, и тогда не будет ничего из этого, но тогда сохранится нечто в смысле действия или следствия от всего совершенного нами, потому что то хорошее, что не лишается жизненной силы, сохранится в награде за него, а то плохое, что не имело жизненной силы, сохранится в вине неблагодарности, которая увеличивается при наличии того факта, что человек согрешал после получения благодати. Подобно этому те грехи, которые не изглажены покаянием, сохранятся в неизбежности наказания, долженствующего им, в то время как те грехи, которые изглажены покаянием, сохранятся в памяти о покаянии, которое люди вспомнят тогда вместе с их другими заслугами этой жизни. Поэтому в каждом человеке тогда будет нечто, посредством чего он будет способен вспомнить свои дела. Тем не менее, Августин говорит, что Божественная энергия будет особенно способствовать этому (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Они сопровождаются попразднством, тогда как другие из больших праздников не имели его, напр. воздвижение креста. (§ 13) Как в эти господские праздники, так и в дни некоторых святых допускалось освобождение от работ, от пения часов и поклонов, а по тесной связи поклонов с постом – и от этого последнего. (ργα τν ργων κα τν ωρν κα τν μετανοων § 3) В эти дни к литургии ударяют в три часа, а по окончании её, за изобразительными, следует трапеза, которая, таким образом, приходится не по постному – в 9 часов – а гораздо ранее. (§ 27) В эти дни, называемые в подлиннике «ργησμοι» если они придутся в пост Апостолов, допускается разрешение на сыр и яйца, хотя вообще в пост петровский употребление сыра, яиц и рыбы запрещается. Подобное же правило наблюдается и в пост рождественский. Еще снисходительнее относится устав студийский, когда в промежутке между петровым и рождественским постом падает на середу и пятницу память святого, для которой отменяются часы и поклоны (§ 2&). В такие дни разрешается мирянам мясо. В полных записях студийского устава отношение праздников к посту представляется в том же духе и поставлено в зависимость от степени их важности. На основании этого преимущества значительное большинство дней в году отходит к числу праздничных и распадается на несколько групп. 1. Дни, для которых не положено особой службы (памяти малых святых), но только указывается читать житие святого. На некоторые из них, вероятно, не было составлено и службы. Ни о каком разрешении не говорится. Это дни непраздничные, и когда падали на середу и пятницу, имели пост до девятого часа и поклоны. Таких дней очень немного. 2. Дни памяти некоторых святых, в которые не положено часов и поклонов, но рабочие не освобождаются от урочных трудов. Это называется пороз, 133 порознь, или празднство часом, кланянию, с прибавлением: «а не делу», или «а не ручным делом». Напр. 12 декабря, 28 ноября и др. Эти дни не вполне постные, и трапеза полагается в 6 часов. 3. Дни более известных святых, когда полагается освобождение от часов, поклонов и ручных дел, с тем однако различием, что для одних дней эта льгота простирается на весь день, а для других только до половины, или до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В оный страшный день суда у каждого потребован будет отчет: сохранил ли без осквернения ересями то прекрасное исповедание, которое исповедал при многих свидетелях, говоря: отрицаюсь от сатаны и от всех дел его, не от одного или двух дел, но от всех дел диавола. Итак, в сем прекрасном отречении потребуют у нас отчета в оный час; и блажен, кто сохранил, как обязался. Ибо одним словом отрекается от всякого негодного диавольского дела: от любодеяния, блуда, убийства, нечистоты, лжи, зависти, татьбы, злословия, досады, раздражительности, памятозлобия, вражды, ссоры, пиянства, чревоугодия, празднословия, гордости, неги, смехотворства, свиряний, бесовских песен, любостяжательности, братоненавистничества, ворожбы, идолослужения, чародейства. В сем и подобном сему, от чего отрекается всякий христианин, потребуется у него отчет в страшный час допроса. Но мы опять возвратимся к своему предмету и скажем: ночь и день, возлюбленный, взирай на последний час и никогда не забывай неугасимого огня. Псалом непрестанно да будет в устах твоих, ибо призываемое Божие имя прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог. Где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ. Где гусли и лики, там омрачение мужей и жен, и праздник диавольский. Что пользы, возлюбленный, здесь на час ликовать и торжествовать, а там мучиться целые веки? Размыслим, что в оный день не принесут нам никакой пользы все концы земли; подумаем, что никто там не в состоянии будет помочь, но всякий, неся собственное свое бремя, будет стоять в ожидании определения, какое выйдет ему. Имея сие в уме, возлюбленные, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем, как учит апостол (Тит.2:12). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа; отложим дела темные и не будем более подражать обычаям языческим. Совершая памяти святых, будем воспоминать о всех, которые не могут работать своими руками: о вдовах, сиротах, странниках, нищих, недужных, заключенных в темницы. Почтим праздники, празднуя не пышно, но божественно, по-христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, свирелями и гуслями нежить слух, не будем облекаться в мягкие одежды, в блеск золота, предаваться объядению и пиянству, сладострастию и студодеянию; но предоставим сие язычникам и иудеям. Мы же все совокупно, малые и большие, мужи и жены, будем чествовать праздники по христиански, во псалмех и пениих, и песнех духовных (Еф.5:19), и в ангельских сладкопениях; не будем увенчивать преддверий лаврами, розами, цветами, - это свойственно язычникам и иудеям; но увенчаем преддверия честным и животворящим крестом, говоря с апостолом: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/798/...

погребальным и поминальным обычаям, к-рые продолжали соблюдать христиане ( Delehaye. Origines. P. 26-33; Gaiffier. 1957). Так, Тертуллиан упоминает не только молитвы за усопших, но и ежегодное поминовение умерших в дни их кончины ( Tertull. De corona. 3. 3; Idem. De exhort. castit. 11; Idem. De monog. 10. 4; см.: Saxer. 1980. P. 69-73). День смерти усопшего именовался «днем рождения» (τ γενθλια, μρα γενθλιος; dies natalis); этот термин был заимствован христианами из греко-рим. традиции, где он также обозначал «день рождения в вечную жизнь» (напр.: dies iste... aeterni natalis est - Seneca. Ep. 102. 26). О ежегодном собрании на могиле мученика «в день рождения его мученичества» впервые упоминается в Мученичестве Поликарпа; христиане радостно отмечали этот день в память о погибших и для подготовки будущих поколений к подвигу (Martyr. Polyc. 18. 3). Скорее всего, христиане лишь вспоминали мученика вместе с др. усопшими, но еще не почитали его ( Dehandschutter. 2007. P. 62); на формирование культа М. указывает и то обстоятельство, что в поминовении Поликарпа Смирнского участвовали не только родные и близкие мученика, но и все члены христ. общины ( Delehaye. Origines. P. 33-36). Более определенные сведения о поминовении М. содержатся в письмах Киприана Карфагенского, который велел клирикам записывать даты кончины христиан, содержавшихся в заключении, чтобы добавить их к датам памяти М. (inter memorias martyrum) и совершать в эти дни поминальную Евхаристию (oblationes et sacrificia ob commemorationes eorum - Cypr. Carth. Ep. 12. 2. 1). В др. письме Киприан также упоминает о совершении Евхаристии в дни поминовения М. (sacrificia pro eis... offerimus, quotiens martyrum passiones et dies anniuersaria commemoratione celebramus - Ibid. 39. 3. 1; см.: Saxer. 1980. P. 104-107). Архитектурный комплекс при мартирии ап. Филиппа в Иераполисе (Памуккале), Турция Архитектурный комплекс при мартирии ап. Филиппа в Иераполисе (Памуккале), Турция Начиная со 2-й пол. II в. в источниках встречаются сведения о благоговейном отношении христиан к могилам апостолов и М.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как встречали Рождество на Руси 5 мин., 31.12.2013 Как встречали Рождество на Руси? Наши предки получили рождественское богослужение в Х веке почти уже в готовом виде из Константинополя. Примерно с конца XII века праздник стал предваряться сорокадневным постом, который иногда называется еще «Филиппов пост», потому что он начинается 28 ноября – сразу после празднования памяти апостола Филиппа. У древних христиан был обычай строго поститься накануне великих праздников, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище. Такой строгий однодневный пост по сей день сохраняется накануне праздников Рождества и Крещения и называется Навечерием или Сочельником от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – вареную пшеницу с медом. Почему именно после первой звезды? Никакого мистического смысла здесь искать не стоит. Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде. От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января. Это были дни «солоноворота», когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Солнце наряжается в солнечный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны», – так говорили наши далекие предки. Зима делается лютой, но конец ее уже виден, поэтому надо веселиться. Зиме пришел «карачун» – это день солнцеворота, то есть самый короткий день. С другой стороны, «Карачун» у славян – это злой дух, убивающий жизнь. Видимо, древние славяне-язычники рассуждали так: солнце только что родилось, значит, оно слабенькое и зима может «задать ему карачун». Поэтому солнце является людям не в обычном своем виде, а в маске, переряженное. Отсюда берут начало маскарады. Можешь веселиться от души, но надень маску, чтобы злой дух не узнал тебя и не навредил. Кроме того, эти дни у язычников были связаны со множеством обрядов, игр, примет, гаданий, в основе своей имеющих одно желание – начать с благословенья богов новую жизнь, полную радости, счастья и довольства. Конечно, молодые люди имели здесь преимущество – у них ведь впереди будущее. Поэтому молодежи на святках отводилось первое место. Старшее поколение могло быть лишь «группой моральной поддержки».

http://foma.ru/kak-vstrechali-rozhdestvo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Опубликовано апостольское обращение Папы Франциска «Gaudete et Exsultate», посвященное святости 10.04.2018 14:41 Версия для печати Ватикан, 10 апреля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Третье апостольское обращение Папы Франциска, озаглавленное «Gaudete et Exsultate» («Радуйтесь и веселитесь») было представлено 9 апреля в Ватикане. Главное содержание документа – призыв к святости в современном мире. Написанное простым языком, обращение представляет собой своего рода «учебник духовной жизни», понятный всем и адаптированный к реалиям XXI века. Текст занимает 110 страниц и разделен на пять глав. Обращение было подписано Папой 19 марта, в день памяти св. Иосифа. Название документа взято из заповедей блаженства: «Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф, 5:12). «Не следует ожидать, что это [обращение] будет трактатом о святости», -- пишет Папа в предисловии. Задача «Gaudete et Exsultate» - «еще раз озвучить призыв к святости», к святости «по соседству», к святости «среднего класса».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

27.11.2021 Наш девиз — показать красоту Православия. Как создавался журнал «Фома» Как создавался журнал «Фома». 25 лет назад встретились Владимир Легойда и Владимир Гурболиков 19.10.2021 Журнал " Фома " запустил новый медиапроект о Русском севере и его святынях «Путь на Полночь» — это новый медиапроект журнала «Фома» о Русском севере. Статьи, видео, подкасты проекта рассказывают, как отважные люди покоряли эти суровые земли, какие трагические и величественные события российской истории разворачивались здесь. Жизнь, вера, традиции, уникальные промыслы северян, их открытия и подвиги — «Путь на Полночь» дает возможность увидеть все это словно бы собственными глазами. Более того,… 10.12.2020 Тончайший юмор, глубинное молчание и потрясение перед Божьим замыслом о конкретных людях , – отзывы о стереоспектакле " 12 непридуманных историй " «12 непридуманных историй» – новый уникальный проект журнала «Фома». Мы перенесли наши истории о личных встречах с Богом на сцену. И сделали это в необычном формате стереоспектакля. 10.03.2020 Скачайте бесплатно январский номер за 2019 год! Выпуск в течение трёх дней можно скачать бесплатно на сайте Лавки «Фомы» в формате PDF и читать с электронных устройств. 09.12.2019 11 архивных номеров журнала «Фома»  — скачивайте и читайте! В декабре этого года выйдет 200-й номер журнала «Фома». А первый вышел в январе 2006-го. Наши первые номера уже стали раритетами, их ищут в библиотеках, у друзей и знакомых. Но в день памяти апостола Фомы мы публикуем 11 первых номеров. 18.10.2019 Недели нестандартных мыслей в инстаграме “Фомы” В инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) журнала «Фома» открылись Недели нестандартных мыслей. Каждое утро мы с вами читаем и обсуждаем самые интересные фрагменты сочинений важнейших русских мыслителей ХХ века. Первая Неделя нестандартных мыслей посвящена философу, филологу и переводчику Владимиру Бибихину. Наш добрый инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) ждет вас (здесь была удалена ссылка на организацию,…

http://foma.ru/stati/anons-zhurnala-foma

Под Донатом епископом 7 августа должно разуметь Доната епископа Еврии, что у нас 30 апреля, а не западного епископа Доната мученика в Ареццо, находящегося в западных мартирологах 7 же августа; в службе миней Донат называется преп. отцом и ни одной чертой не говорится о мучении; по службе видно, что он извел воду, исцеляет болезни, убил дракона, воскресил мертвого, а это все сделал Донат, еп. Еврии (см. синакс. Никодима 30 апр. и слав. печ. минеи). Расположение служб в сих минеях такое: сперва помещаются стихиры с нотами, за ними пишутся паремии вполне, но не на все дни, затем каноны святым, по 6 песни канона в каждый день помещается синаксарь, т. е. краткие сказания о святых дня; эти сказания взяты из пролога или синаксаря, составленного Петром и в отдельном виде находящегося также у преосв. Порфирия; по 9 песни канона написаны апостолы и евангелия дневные вполне. Имена писателей канонов нередко выставляются довольно канонов св. Феофана. Некоторым святым, если встречаются две памяти в день, положены только стихиры. Сии минеи менее криптоферратских имеют особенностей и немного уже разнятся от миней иерусалимского устава, а составляют близкий переход к нему. Разности их с минеями иерусалимского устава следующие: сент. 12 служба Петру Никейскому (со студ.), ноября 24 святителю Григорию акрагантийскому, а не 23 (со студ.), января 3, кроме прор. Малахии, еще муч. Гордию (со студ.), 4 января муч. Фостирию, а не 70 апостолам (со студ.), 5 янв. пр. Павлу Фивейскому вместо 15 (со студ.), февр. 29 Феостирикту, а не Кассиану (особенность), марта 14 муч. Александру (со студ.), 24 марта Северу, еп. катанскому (особенность), апреля 2 Амфиану и Едесию (особенность), 12 Диму и Протиону (со студ.), 13 Мартину, 14 ап. Арист. и проч., 15 Георгию в Малее (всем со студ.), 19 Феодору в Пергии (со студ.), мая 13 муч. Александру (со студ.), мая 16 Ахиллию, еп. Лариссийскому (особенность), июля 13 муч. Серапиону пострадавшему огнем (особенность), авг. 7 пр. Донату еп. (особенность), авг. 30 Фантину чудотворцу (особенность).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010