Но это не значит, что только два дня в течение Рождественского поста отмечаются священными воспоминаниями. Каждый день церковного года имеет какую-нибудь память (посвящен какому-либо святому или событию), и эти памяти на весь период Рождественского поста подобраны нарочито. На этот священный период, на эту важную часть церковного года выбраны лучшие и наиболее идущие сюда памяти, празднования. Надо заметить, что церковный месяцеслов хотя слагался постепенно, долго, веками, но слагался далеко не во всех частях своих сам собою, случайно, т. е. не все памяти его положены на те дни, на которые они падали естественно (память Святаго не всегда празднуется в день кончины его, если он даже и известен), а выбирался для них день или число месяца по плану, замыслу, хотя план этот не мог быть строго выдержан во всех частях его. Так, напр., нельзя не заметить, что часть церковного года от половины февраля до половины апреля, на которую падает обыкновенно Великий пост , почти не имеет никаких не только великих, но и средних праздников, и сюда отнесены все наименее важные священные памяти (иногда прямо перенесены с других дней года). Это сделано в виду того, что каждый день Великого поста имеет свою особую и очень богатую церковную службу, для которой служба святому, если не отменяется совсем (большею частью переносится на повечерие), то заслоняется ею в значительной степени. Рождественский пост не имеет своих особых служб, исключая двух последних воскресений его да дней предпразднства пред Рождеством Христовым; посему в течение его службы дневным святым могут занимать главное положение, какое занимают они в обыкновенное время церковного года. Естественно поэтому, что к Рождественскому посту церковный месяцеслов приурочивает более важные из своих памятей. В этом отношении этот пост, следовательно, составляет противоположность Великому. И прежде всего едва ли случайность, а если случайность, то очень счастливая, что самое преддверие этого поста не совсем обыкновенный, простой день церковного года, а имеет довольно важную память; это – память св. ап. Филиппа. Все апостолы из лика 12 чтутся по нынешнему церковному уставу так называемым полиелеем, и дни их составляют «средние» праздники. Понятно само собою, что такой праздник неуместен был в первый день поста и как нельзя более уместен был на заговины, которые, по взгляду Церкви, являются «светлым предпразднством воздержания» 22 и для большинства постов падают на праздничные дни (неделя сырная пред Великим постом, неделя всех святых пред Петровым). Любопытно, что в двух древнейших литургических памятниках – отрывке Готскаго месяцеслова ΙV – V веков и в типиконе греческого императора Константина VII, написанном в X веке – память ап. Филиппа положена 15 ноября 23 . Возможно, следовательно, что она впоследствии перенесена на 14 ноября из-за того, чтобы «не падала на начало поста, а «просветила» собою заговины его 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Разделы портала «Азбука веры» Памятозлобие - 1) удерживание в сознании гнева или ненависти, направленного (направленной) в отношении действительного или мнимого обидчика; 2) черта характера, то же, что злопамятство . Чем памятозлобие отличается от памятования о зле? Памятование о зле есть сохранение в памяти  фактов о тех или иных прегрешениях, злодеяниях, совершенных теми или иными людьми. Памятование о чьих-либо грехах, преступлениях, злодействах человек может использовать как на пользу, так и во вред собственной душе . Скажем, псалмопевец, предостерегая людей от советов нечестивцев и посещения собраний развратителей, имел в виду, что тот, кто последует его наставлению, будет знать (то есть держать в памяти знание) о нечестии и развратных действиях тех, общения с которыми он призван избегать. При этом муж, использующий таким образом знание и исполняющий слово псалмопевца, именуется блаженным ( Пс.1:1 ). Другое дело, если речь идёт не о памятовании (о чьем-либо грехе) как таковом, но о памятозлобии. Памятозлобие есть не просто фиксация в памяти факта о чьем-либо грехе  или чьей либо вине (например, нанесенном ущербе, обиде, оскорблении); памятозлобие — это греховное чувство, сопровождаемое гневом , ненавистью, нелюбовью, желанием обидчику зла , иногда — даже и кровавого мщения. По учению Церкви , неправедный гнев является грехом. Сознательно же удерживаемый и вынашиваемый в душе длительное время он оказывает на человека разрушительное, пагубное воздействие. Хорошо понимая опасность этого вида греха, апостол Павел советовал не удерживать его дольше, чем продолжается текущий день ( Еф.4:26 ) (разумеется, он имел в виду неправедный гнев). Помимо сказанного важно отметить: памятозлобие бывает связано с нежеланием или неумением прощать. Соответствует ли это вере  христианской? Очевидно, что нет. Господь Иисус Христос , проповедуя Благовестие, призывал всех людей к искренней взаимной любви ; при этом Он учил молиться даже за врагов. Подчеркивая перед учениками важность прощения, Он засвидетельствовал, что если кто-либо не будет прощать людям их согрешения, то и сам будет лишен прощения от Милосердного Небесного Отца ( Мф.6:15 ). Казалось бы, удивительно, но многие из нас, даже и хорошо зная прошение молитвы Господней об оставлении долгов (невыполненных обязательств; грехов), и даже регулярно произнося это прошение — «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ) — продолжают удерживать зло на обидчиков: не прощать, памятозлобствовать. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pamyatozlobie

Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфия. (9 августа, Деян. I, 15–26.) В сей паремии повествуется об избрании в Апостолы Матфия. Дeяh. I, 15–16 . Во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече (быв же имен народа вкупе яко сто и двадесять): мужие братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса. В промежуток времени (во дни те) между Вознесением Иисуса Христа на небо и сошествием Св. Духа Апостолы безвыходно пребывали в Иерусалиме, ожидая обещаннаго Христом Сошествия Св. Духа. Для молитвы они собирались в одну горницу вместе с Марией, Богоматерью и многими из учеников Христовых. В одно из таких собраний, состоявшее из 120 душ, совершилось избрание Апостола на место отпадшего Иуды предателя. Делом избрания руководил первенствующий между Апостолами – Петр. Он стал среди собравшихся и начал говорить о необходимости приступить к избранию нового Апостола. Христос избрал 12 Апостолов; одного из них не стало, надлежало восполнить эту убыль. – «Мужи братия: – так начал Петр свою речь к собравшимся, назвав их братьями потому, что они, как верующие во имя Христа, сделались чадами Божиими по благодати возрождения ( Uh. I, 12–13 ), и следственно братьями между собою. – Подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса». Иуда предал Христа врагам Его, приведенных в Гефсиманиию, посланных под его предводительством взять Христа, и этим предательством сам себя исключил из лика 12 Апостолов, сам себя лишил апостольского достоинства. Тяжкое преступление Иуды, отвергшего Христа и не удорожившего своим высоким положением среди учеников Его; но оно не было случайно, сему надлежало случиться по попущению Божьему, которое предречено устами Давида. Надлежало исполниться сему пророчеству; оно непреложно, потому что изречено устами Давида Самим Духом Святым. Но прежде чем привести слова сего пророчества, Петр в ближайших трех стихах останавливается на воспоминании о погибели Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

343. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чуд. мон. февраля 12-го; напечатана в Твор. Св. Отц. в 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Ebp. XIII. 7 ). Вот заповедь апостольская. И вот, кажется, исполнение сей заповеди на самом деле. Мы «поминаем наставника» нашего, «иже глагола нам слово Божие», Святителя Алексия; и поминаем торжественно. «Взираем на скончание жительства» его: ибо празднуем ныне день «скончания жительства» его земного. За сим еще остается последняя часть апостольской заповеди, столь существенная, что без оной и воспоминание святых наставников и взирание на скончание жительства их было бы, как сеяние без жатвы, как семя без плода. Это – увещание: «подражайте вере их». Исполняем ли мы сие увещание? Подражаем ли вере Святителя Алексия? Подражаем ли вообще вере святых? – Не думаю, чтобы совсем не было между нами подражателей святым: ибо это было бы для всех нас отчаянное состояние. Не сомневаюсь, что есть между нами, ведомые Богу, истинные и верные подражатели святым; и из сей уверенности почерпаю надежду и утешение: потому что, ради немногих праведников, целый град, по грехам своим близкий к погибели, милосердый Господь сохраняет, как обещал Аврааму. Но если посмотреть на образ нашей жизни более обыкновенный, более общий: то едва ли кто решится утверждать, что нынешний мир христианский исполнен подражателями святым. Многие думают, что в нынешние времена уже неудобно подвизаться, как подвизались древле святые, следственно, и подражать им; что быть святыми – жребий не многих; что для нас довольно быть просто христианами. Из таких мыслей «немудрыя девы» ( Мф. 25:1–2 ) нового времени делают себе покойное возглавие; и на нем бездейственно дремлют; и легко могут продремать до тех пор, как Ангел смерти и суда внезапным воплем: «се жених грядет» ( Мф. 25:6 ), заставит их открыть отягченные сном глаза, чтобы увидеть свои светильники безъелейными, угасшими, и отверзтую для других дверь небесного чертога затворенною для себя на веки. Сия дремота лености, а не изнеможения от предшествовавшего подвига, осужденная давно притчею, менее ли предосудительна и опасна ныне потому, что дремлющих уже не пять, как было в притче, а тысячи?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И сие тебе токмо впредь для памяти написал; ныне же (12) как видим, шляхетство определено всем от младенчества быть в школах и потом служить в войске, доколе в войне за старостию дряхлостию или пиянством неспособен явится, (13) или каким случаем чрез приятелей добьется; таковых в услугу гражданскую определяют (14); и может ли сие полезно быть – я не разумею и рассуждать не могу; но понеже всяк бесспорно сказать может, что гражданская услуга в государстве есть главная, ибо без доброго и порядочного внутреннего правления ничто в добром порядке содержимо быть не может и во оном гораздо более памяти, смысла и рассуждения, нежели в воинстве, потребно; для того необходимо нужно всякому градоправителю законы и состояние своего государства обстоятельно знать и разуметь, из чего может польза и впредь приключиться; что не в кратком времени и не в старости, или в болезнях, сыскивать должно; и для того хотя ты в военную службу определишься, всегда тебе должно в памяти иметь, чтобы тебе, когда в гражданство определишься, знать, как о чем рассуждать, а особливо у старых (15) рассуждения прилежно слушать, что тебе довольно в память вкорениться может. Мне случилось в ответе против доноса Никиты Демидова в 722-ом году на вопрос о взятках привести апостольское слово: „делающему мзда не по благодати, но по долгу“ ( Рим.4:4 ) – и оное было дело в Верховном Суде, на которое Его Императорское Величество сам изволил от меня изъяснения спросить, на что я ему сверх объявленного доносил: в начале судия должен смотреть на состояние дела; если я, и ничего не взяв, а противо закона сделаю – повинен наказанию, а если изо мзды, то к законопреступлению присовокупится лихоимство и должен сугубого наказания; когда же право и порядочно сделаю и от правого возблагодарение приму, ничем осужден быть не могу; другое: если мзду за труд пресечь и только мздоимство судить, то конечно более вреда государству и разорения подданным последует; тако я должен за получаемое жалованию сидеть только до полудня, в которое мне конечно времени на решение всех нужных просьб не достанет, а после обеда трудиться моей должности нет; другое: когда я вижу дело в сумнительстве, то я, никогда внятно его исследовать и о истине прилежать причины не имея, буду день от дня откладывать, а челобитчик принужден с великим убытком волочиться и всего лишиться; третие: дела в канцеляриях должны решаться по регистрам порядком и случается то, что несколько дел весьма ненужных впереди, а последнему по регистру такие нужда, что если ему дни два решение продолжится, то может несколько тысяч убытка понести, что купечеству нередко случается; и тако от правого порядка может более вреда быть; а если я вижу, что мой труд не туне будет, то я не только после обеда и ночью потружуся, для того карты, собак, беседы или и прочие увеселения оставлю и, несмотря на регистер, нужнейшее прежде ненужного решу, чем как себе, так и просителям, пользу принесу и за мзду взятую от Бога и Вашего Величества по правде сужден быть не могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

Приведенная нами стихира Пасхи обилует глубиной и многознаменательностью содержащихся в ней мыслей. В ней что ни слово, то новая мысль. А потому, во славу воскресшего Господа, мы предлагаем посильное изъяснение ее вниманию благомыслящих читателей. Пасха. Еврейское слово «пасха» в Священном Писании употребляется не в одном смысле. То оно значит «прехождение» 64 ангела-губителя, прошедшего домы еврейские в Египте без погубления живущих ( Исх.12:11–13,26–27 ); то вообще словом «пасха» означается продолжение всего праздника пасхи иудейской ( Лев.23:4–5 ; Лк.2:41;22:1 ; Ин.2:23 ); то сим словом означается агнец пасхальный, например: «И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху» ( Исх.12:21 ). О пасхе перед страданиями Иисуса Христа сказано в Евангелии: «В первый день опресноков, когда закапали пасхального агнца» ( Мф.26:17–19 ; Мк.14:12,14–16 ; Лк.22:7–15 ). В изъясняемой нами стихире слово «пасха», судя по прилагаемым к ней качествам, например, «пасха непорочная», надобно разуметь в последнем из показанных нами смысле, то есть – в смысле агнца пасхального. Только здесь идет речь не о ветхозаветном пасхальном агнце, а о новозаветном, Божественном Агнце, закланном на кресте за грехи мира, Господе нашем Иисусе Христе. В смысле пасхального агнца наименование пасхи прилагает к Господу Иисусу Христу и св. апостол Павел. «Пасха наша, – говорит Он, – Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). В том же смысле прилагается к Иисусу Христу наименование пасхи и в каноне пасхальном, например: «Христос новая пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Песни 9-й припев). Священная. Понятие священный в приложении к предмету или вещи знаменует их отделение или изъятие от подобных или от обыкновенного употребления и определение на дело святое, божественное. В этом знаменовании называются священными лица, посвящаемые на служение Богу, храмы Божии, книги Слова Божия, сосуды церковные. В том же смысле это именование свойственно было ветхозаветному агнцу пасхальному, который предназначен был на дело особенное, святое, божественное, – на сохранение в роде еврейском памяти о чудесном избавлении его от рабства египетского ( Исх.12:26–27 ), а главное – на прообразование собой Божественного Агнца Господа Иисуса Христа, и потому за несколько дней до заклания избираем и отделяем был от стада ( Исх.12:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И без того твоего Государева годового окладу мне, холопу твоему, будучи у твоего Государева дела не прокормиться, потому, Государь, что все дорого. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего. Вели, Государь, то свое годовое жалование денежное и хлебное учинить против твоих Государевых жалованных иконников, чтоб мне, бедному, будучи у твоего Государева дела голодному не быть. Царь Государь, смилуйся пожалуй. 169-го ноября в 11 день. И против сей челобитной выписано: Воружейной Полате у Государевых иконописных дел московские иконописного дела жалованные мастеры с оклады 15 рублев хлебного жалованья, ржи 20 чети, овса тож поденного корму по 2 алтына на день – Степан Резанец. По 12 рублев хлебного ржи и по 15 чети овса тож поденного корму по 2 алтына на день – Федор Козлов. Иван Володимеров. А гречанин иконописец Апостол Юрьев по указу великого Государя прислан в оружейную полату по памяти не посольского приказу в прошлом во 168-м году Генваря в 3 день и написал к великому Государю вверх 4 иконы греческим письмом, да Евангелие престольное прописал все золотом и в оружейной полате писал стенное и многие приказные дела писал. А корму ему давано по нынешней по 169-й год по 2 алтына, а с нынешняго со 169 году дается ему Апостолу на день только по гривне Да ему ж Апостолу дано Государева жалованья в приказ сукно доброе да три рубли денег. А Государева годового денежного и хлебного жалованья ему Апостолу не учинено. – И великому Государю гречанин иконописец Апостол Юрьев бьет челом, чтоб великий Государь пожаловал, велел ему учинать свое Государево денежное жалованье и хлеб против московских жалованных иконописцов. 169-го ноября в 11 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу Государева жалованья иноземцу гречанину иконописцу апостолу Юрьеву годового денежного и вместо хлеба по двадцати рублев, а поденного корму по три алтына по две деньги на день. 169 г. 304. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой иноземец гречанин оружейной палаты иконописец Апостолко Юрьев. Работаю я холоп твой тебе великому Государю в Серебряной полате всякое твое Государево дело, а твоего Государева жалованья нет мне, холопу твоему, поденного корму по шести алтын по четыре деньги на день, а мне Государь хлеб и всякий харч и дрова покупают дорогою ценою. И того твоего Государева жалованья мне, холопу твоему, поденного корму на март месяц не дано, а я, холоп твой, мне стал скорбен купить мне хлеба и всякого харчу, и дров стало нечем. Милосердный Государь, Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье поденного корма для нынешние хлебные дорогие покупки на март месяц выдать. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 3 мифа о святом Патрике. Огненный апостол 12 мин., 17.03.2017 Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь. В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок. Что же это за святой и почему праздник ( 17/30 марта ) в честь него так любим людьми во многих странах мира — вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами? В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад. С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике. Миф 1. Патрик не был пивоваром Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди, как правило, не ставится. Естественно, пиво!.. Как видите, первые ассоциации, связанные с Днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией Дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в «компетентных» рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.

http://foma.ru/ognennyij-apostol.html

    Другая синодальная февральская минея XII в. 153) может быть причислена к студийским, кроме того, что имеет три особенности, не встречавшиеся нам в студийских минеях, именно: 6 февр. попразднство сретению, ради чего память св. Вуколу перенесена на 5 февраля, 8 февраля имеет службу Луке елладскому с каноном Гавриила монаха (он есть в иерусалимских минеях без имени автора), 12 числа имеет службу 1003 мученикам в Никомидии (она есть в 181 выше). Сия минея имеет ту особенность пред всеми, нами виденными, минеями, что после имени свитого ему пишутся стихи Христофора Митиленского, те, которые находятся и в стишном прологе. Многие стихиры в ней в ней имена авторов: 9 февраля есть стихира муч. Никифору неизвестная Льва Магистра, 17 февр. стихира Феодору тирону «страдальческим мужеством» надписана: Феодора студита, 24 февр. стихиры «сокровище Божественных даров» и «Якоже Божественных умышлений» надписаны: Анатолия; у нас и в греческих печатных они без надписей.     В московском музее есть греческая минея, относимая к веку, но по содержанию может быть отнесена и в XI веку, у нас под 30, у Викторова 25 (Собрание рукоп. Севастьянова 1881 г.). Она содержит по одной только памяти на день с 1 сентября по 4 ноября и весьма редко по два канона; памяти имеет общие студийским и иерусалимским минеям вместе; большинство канонов по надписям принадлежит палестинским отцам I. монаху и Феофану, но имеет три особенности: 25 окт. службу св. Феофилу, еп. ефесскому, исповеднику 9 века, с каноном Феофана (нигде более неизвестную), 29 октяб. службу Маркиану, еп. сиракузскому, с каноном Феофана (есть служба в минеях криптоферратских 30 окт.), 4 ноября службу апостолам Патрову, Лину и Гаию (есть в славян. минее, близкой в студийским, Ундольск. 75, ноября 4).     Другая музейская минея (декабрь-февраль) XIII в. 76, (у Викторова 27), сходствующая частию с иерусалимскими, а более со студийскими минеями, имеет также особенности: службы пр. Феоктисту 5 янв. вместо 4 по иерусалимским минеям, Иулиану и Василиссе 8 янв. (есть память их на 1 месте в петровом студийском прологе), Клавдию, Астерию и дружине 30 января (в минее криптоферр. 26 янв.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они имеют значение не более, как сырого материала. Проявляя в них повсюду глубокое уважение, даже благоговение к памяти московского святителя, автор не мало трактует в них также и о самом себе, о своем обращении на путь покаяния и веры при посредстве митрополита Филарета и рекомендованных им духовных руководителей. Самое ценное в них гам, где автор, пользовавшийся расположением и доверием Московского святителя, „передает его живую речь и говорит под живым впечатлением его слова»; но во всяком случае научным требованиям от жизнеописания такого деятеля, каким был митрополит Филарет, Записки Сушкова далеко не удовлетворяют. Между тем настоятельная потребность в такой именно биографии митрополита Филарета заявляет о себе все более и более, и наступившее двадцатипятилетие со дня его кончины напоминает о ней все настойчивее и настойчивее. Такие крупные деятели, каким был митрополит Филарет, слишком редки и его влияние на все стороны жизни его, равно как и последующего, не исключая и нашего времени, было слишком велико, чтобы это духовное светило могло потускнеть в нашем сознании, в нашей памяти. Чем дальше, чем тверже, чем живее мы будем памятовать о тех, кто с такою славою и честью для пашей церкви и для нашей родины руководил столь долгое время нашей духовной жизнью, тем нагляднее докажем, что мы заслуживали этих забот со стороны своих лучших людей. Их слава – наша слава; честь, воздаваемая им, есть свидетельство о нашей собственной духовной состоятельности. Поминать наставников, глаголавших нам слово Божие и, взирающе на скончание их жительства, подражать вере их есть к тому же и завет апостольский ( Евр. 13:7 ). „Поистине», говорится в слове 10 на девятый день по кончине митрополита Филарета, „лица всех званий найдут в нем добродетели, соответственные их состоянию, ибо он был образом для верных словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 6:12). „Пастыри, им руководимые, слышали слово его, всегда растворенное солию благодати, испрошенной им от Бога, видели в нем все добродетели, наипаче их сану пристойные: благоговейность, трезвение ума и тела, мудрое врачевание недугов душевных, неусыпную заботливость о всех вверенных ему без изъятия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010