Глава 2 (1) Видение, которое видел Ешаия, сын об Иудеи и Иерусалиме 10 . (2) Со временем, гора 11 дома Иеговы станет во главе горы и возвысится над холмами, и потекут к ней все племена (3) и соберутся многочисленные народы и скажут: «пойдемте, взойдём на гору Иеговы, к дому Бога Иаковлева, чтобы Он научил нас путям Своим, и мы будем ходить по стезям Его, (4) ибо с Сиона закон выйдет и слово Иеговы – из Иерусалима, и рассудит между племенами и будет посредником между народами многочисленными. Тогда перекуют они мечи свои на сохи и копья свои – на серпы, не поднимут племя на племя меча и не станут учиться воевать. (5) Дом Иаковлев 12 ! идите, пойдём и мы к свету Иеговы! (6) Ибо Ты оставил народ свой, дом Иаковлев, за то, что полны они восточного 13 и гадатели у них как у филистимлян 14 , и с иностранцами дружатся они. (7) Серебра и золота полна их земля и предела нет их сокровищам. Полна коней их земля и числа нет колесницам их 15 . (8) Земля их полна идолов, покланяются они делу рук своих, тому, что их пальцы сделали: (9) покланяется селянин и вельможа смиряется. Не прости им! (10) О, бегите на скалу, скройтесь в прах от гнева Иеговы. (11) Склони гордые взоры, человек, пади надменность мужей пред величием славы Его; (12) ибо, в тот день, один Иегова будет высок. Да, придёт день Иеговы воинств на все возвышенное, (13) высокое, на все возносящееся – и падёт оно, (14) на все высокие и возносящиеся кедры ливанские, на все дубы васанские, на все горы высокие, на все холмы возвышающиеся, (15) на всякую башню высокую, на всякую стену укреплённую, (16) на все корабли фарсисские, на все знаки довольства. (17) Тогда падёт, в тот день, гордость человеческая, смирится надменность мужская, и будет высок только один Иегова. (18) Идолы уничтожатся совершенно. (19) Побегут в пещеры скалы, в кучи песка, от гнева Иеговы, от величия славы Его, когда Он восстанет потрясти землю. (20) В тот день бросит человек идолов серебряных и идолов золотых, тех, что сделал себе, чтобы покланяться им, крысам и мышам летучим,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

23.6. Как понимать четвертую Заповедь? – Четвертая Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх. 20:8–11 ). Этой Заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия. В Ветхом Завете праздновалась суббота как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» ( Быт. 2:3 ). Теперь христиане празднуют воскресенье, первый день недели, так как в этот день воскрес Господь Иисус Христос. Нарушают четвертую Заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что Заповедь говорит : «шесть дней работай». Нарушают четвертую Заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в житейских заботах, развлечениях, забавах, предаются разгулу и всякому излишеству. 23.7. Как понимать пятую Заповедь? – Пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх. 20:12 ). Этой Заповедью Господь Бог повелевает почитать (дорожить, ценить и любить) родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать и любить их, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Также всегда молиться за них – как при жизни, так и после смерти их.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Слово на Дамаск. 1 . Вот Дамаск исключается из (числа) городов и падет. 2 . Оставлен (будет) навеки в ложе стадам и на отдых 269 , и некому будет отгонять (их). 3 . И не будет он более укреплен для убежища Ефрему, и не будет царства в Дамаске, и остаток сириян погибнет, ибо ты не лучше сынов Израилевых и не славнее их. Так говорит Господь Саваоф. 4 . Померкнет 270 в тот день слава Иакова, потрясется верх славы его 271 . 5 . И будет: подобно тому, как если кто собирает жатву стоящую и жнет 272 наполненные зерном колосья 273 ; или подобно тому, как если кто собирает колосья в непроходимой дебри 274 , 6 . И останется в ней стебель; или две-три масличных ягоды на самой вершине (маслины), или четыре-пять на ветвях ее останется 275 . Так говорит Господь Бог Израилев. 7 . В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. 8 . И не будут надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. 9 . В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) аморреи и евреи пред лицом сынов Израилевых 276 , и будут пусты. 10 . Поскольку ты оставил Бога, Спасителя твоего, и не вспомнил о Господе, Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 277 семя. 11 . В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 278 . 12 . О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 279 . 13 . Как большая вода – множество народов; как шум 280 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 281 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. 14 . К вечеру – и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. 270 σται κλειψις – будет умаление, очень хорошо выражено по-слав. помрачение. Только мы перевели применительно к русской речи глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

25:36). Ему же слава во веки. Аминь.     Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 26. 53. Слово 100. О том, чтобы не надеяться на человек а...    Не следует, братия, надеяться в каком бы то ни было деле на человека, ибо проклятое [такое дело], но [надеяться нужно] на всегда заботящегося о нас Господа, потому что Ему свойственно попечение о нас. Ибо и Божественным Писанием запрещается иметь надежду на человека. Но не только это, а и более того, под проклятие ставит [Писание] такого через Иеремию: проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и благословен человек иже надеется на Господа и будет Господь упование его (Иер. 17:5, 7). Пророк же Осия: В погибели твоей, Израилю, кто поможет тебе? Где царь твой сей; той да спасет тя? (Ос. 13:9-10). Так же и Давид: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения (Пс. 145:3);Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Пс. 117:8); Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам (Пс. 59:13); Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1-2). Исаия же о новом народе говорит: В той день уповая будет человек не на человека, но на Сотворшаго и (Ис. 17:7); и: не беша уповающе на Святаго Израилева (Ис. 31:1). И Апостол к коринфянам: и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:27-29).    И продолжает: И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:3-5). Посему отбросим от себя, возлюбленные, малодушие, от которого рождается надежда на человека, которая ставит виновного в этом под проклятие. Но да будем совершенно надеяться на Сказавшего: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и [Col. 1737] что пить… ни во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6:25-32); Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12:31), чтобы вместе с земным нам и небесное унаследовать. Будем подражать волхвам, которые не только не убоялись Ирода, но и насмеялись над ним, отойдя в свою страну другой дорогой (Мф. 2:1-12), и вере кровоточивой, которая, отвергнув врачей, ухватилась сзади за край одежды Господа и тотчас исцелилась (Мф. 9:20). И мы, имея надежду на Господа, прославим Его во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Понимание этого места из книги пророка Даниила основателем адвентистского движения В.Миллером уже приводилось ранее. АСД «по наследству» было принято предложенное Миллером истолкование 8 главы книги пророка Даниила, в основе которого лежит принцип «день за год», то есть «2300 вечеров и утр» равны 2300 годам, тем более, что этот принцип был подкреплен авторитетом Е.Уайт, которая ссылалась на Числ.14:34 ; Иез.4:6 . 119 В дальнейшем этот принцип толкования пророчества потребовал более серьезной аргументации. Адвентистский катехизис в обоснование этого принципа приводит те же ссылки на Числ.14:34 ; Иез.4:6 120 , что и Е.Уайт, если не считать аргументом утверждение, что так «считали многие христиане во все века» 121 . Кроме того, в качестве аргумента приводится содержащееся в 9 главе книги пророка Даниила пророчество о «70 седминах» (Дн.9:24), которое подразумевает принцип «день за год» 122 , игнорируя при этом разницу примененных в пророчествах формулировок. В современном пособии по изучению Библии, предназначенном для проведения занятий в субботних школах АСД указаны следующие причины, по которым «следует применять принцип «день за год». 1 . Символичность видения подразумевает символичность временного периода, упомянутого в нем, ведь пророчество 8 главы не о реальном овне, козле и небольшом роге. Все это символы, как и период, в который они проявляют себя; 2 . Выражение «2300 вечеров и утр» – довольно необычный способ обозначить временной период. Поэтому его нужно понимать символически; 3 . Вопрос в Дан.8:13  … подразумевал временной период, включающий историю Мидо-Персии, Греции и деятельности Рима (как языческого, так и папского). Если принимать 2300 вечеров и утр буквально (а это равняется приблизительно шести годам), то указанные выше события никак не соответствуют такому промежутку времени» 123 . Анализ приведенных адвентистами ссылок на Числ.14:34  и Иез.4:6  показывает, что в обоих случаях Бог специально указывает евреям на то, что приводимые в пророчестве дни надо трактовать именно как годы: «… по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» ( Чис.14:34 ); «И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе» ( Иез.4:6 ). В пророчестве Даниила такого специального указания нет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

(16) Да возбудит Он против них смертельных (врагов), да сойдут они живыми в преисподнюю, ибо злодейство в жилищах их, внутри них. (17) К Б-гу воззову я, и Г-сподь спасет меня. (18) Вечером, и утром, и в полдень умолять буду и вопить, и Он услышит голос мой. (19) Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня. (20) Услышит Б-г, и усмирит их Восседающий издревле – Сэла! – тех, у кого нет перемен, и (тех, что) не боятся Б-га, (21) (Кто) простер руки свои на (пребывающих) в мире с ним, нарушил союз свой. (22) Мягче масла уста его, а в сердце его – брань, нежнее елея слова его, но они – мечи обнаженные. (23) Возложи на Г-спода бремя твое, и Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться. (24) И Ты, Б-же, низведешь их в яму гибельную; люди кровожадные и коварные не доживут до половины дней своих. А я на Тебя полагаюсь! 56 (1) Руководителю: по " Йонат-Эйлэм Рехоким " . Михтам Давида, – когда пелиштимляне захватили его в Гате. (2) Помилуй меня, Б-же, ибо человек хочет поглотить меня, весь день враг теснит меня. (3) Хотят поглотить меня неприятели мои весь день, ибо много воюющих со мной, (4) Всевышний! В день, когда в страхе я, на Тебя полагаюсь. (5) На Б-га, чье слово хвалю, на Б-га полагаюсь, не устрашусь. (6) Что сделает мне плоть? Весь день слова мои извращают, все помыслы их обо мне – во зло. (7) Собираются, притаиваются они, стерегут стопы мои. (8) Как они рассчитывали на душу мою! За беззаконие отринь их, в гневе низложи народы, (9) Б-же! Скитание мое исчислил Ты, сложи слезы мои в кожаный мех Твой – не в книге ли они Твоей? (10) Тогда отступят враги мои назад в день, (когда) воззову я. (Из) этого узнаю, что Б-г со мной. (11) На Б-га, чье слово хвалю я, на Г-спода, чье слово хвалю я, (12) На Б-га полагаюсь, не устрашусь. (13) Что сделает мне человек? На мне, Б-же, обеты Тебе, заплачу Тебе благодарственными жертвами, (14) Ибо спас Ты от смерти душу мою да и ноги мои от спотыкания, чтобы ходить (мне) пред Б-гом в свете жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Именно священники и левиты стоят у ковчега завета Господня, в котором носят закон Божий (ср. Нав.3:6 ), – несомненно, чтобы могли они просветить народ в заповедях Бога. Послушай, что сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс.118:105 ). Светильник этот возжигают священники и левиты. И если кто-то из них поставит его «под сосудом», а не на подсвечнике – чтобы светил он «всем в доме» ( Мф.5:15 ), то пусть спросит себя, что он должен будет делать, когда станет давать отчет перед Господом за тех, кто, не получив света от священников, ходят во тьме и ослеплены мраком своих грехов. 3 . И, наконец, посмотри, что сказано: «Расстояние между вами и им [ковчегом завета] должно быть до двух тысяч локтей» ( Нав.3:4 ). Священники же и левиты идут рядом с ним настолько близко, что несут ковчег завета Господа и закона Божьего на своих плечах. Блажен тот, кто удостоился быть рядом с Богом. Но вспомни написанное: «Тот, кто вблизи Меня, вблизи огня» 7 . Если ты – золото и серебро и приблизишься к огню, то засверкаешь еще ярче. Но если ты понимаешь, что на основании твоей веры возведено строение из «дерева, сена, соломы», и подойдешь с этим строением к огню, он поглотит тебя. Поэтому блаженны те, кто очень близки к огню, настолько близки, что он освещает, но не сожигает их. Израиль тоже спасется; но долог его путь ко спасению, и идет он по нему не своими силами, а поддержкой и благоразумием священников. 4 . Когда они подошли к Иордану? Я заметил, что и это указано, определено даже время, и не без причины. Сказано: «В десятый день первого месяца» ( Нав.4:19 ). В этот самый день в Египте было установлено таинство пасхального агнца (ср. Исх.12:3 ). Оно совершалось в Египте в десятый день первого месяца; в десятый день первого месяца они пришли в землю обетованную. Мне думается, очень хорошо, что в тот самый день, когда кому-то удалось избежать сетей мира, он может удостоиться войти в землю обетованную, то есть в тот день, в который мы живем в этом веке. Ибо вся наша земная жизнь обозначена одним днем. Это таинство учит нас не откладывать праведные дела на завтра, но совершать их «ныне» (ср. Евр.3:13 ), то есть пока мы живем, пока мы пребываем в этом мире, и поспешить сделать все, чтобы достичь совершенства, дабы в десятый день первого месяца войти нам в землю обетованную, иными словами, обрести блаженство совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4-27). Он говорит о 4 периодах истории человечества и евр. народа: о сотворении Адама, его грехе и наказании за этот грех смертью (3 Езд 3. 4-7); о согрешении последующих поколений людей и об их наказании потопом (3 Езд 3. 7-10); о жизни Ноя и его потомков, к-рые согрешили, однако не были наказаны; о патриархах и об исходе из Египта, о даровании закона и о грехе Израиля (3 Езд 3. 11-22); о царствовании Давида, о неверности народа Богу после смерти царя и о последовавшей Божией каре (3 Езд 3. 23-27). Согрешения людей и наказания за них связаны с грехом Адама: «...как на Адаме смерть, так на сих потоп» (3 Езд 3. 10), «...первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие» (3 Езд 3. 21). Точно так же объясняются и грехи израильтян: «...согрешили... во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки» (3 Езд 3. 25-26). Ездра говорит о том, что «обитатели Вавилона» живут ничуть не лучше, чем израильтяне (3 Езд 3. 28). Центральный вопрос всей книги, который он формулирует, связан с судьбой израильского народа и разрушением Иерусалима: почему Бог «погубил» Свой народ, но сохранил его врагов «и не явил о том никакого знамения» (3 Езд 3. 30)? В качестве оправдания греха израильтян Ездра приводит тот факт, что Бог «не отнял у них сердца лукавого» (3 Езд 3. 20; выражение «сердце лукавое» восходит, по-видимому, к Быт 6. 5 - Stone. 1990. P. 63); в результате этого они были обречены грешить, как и все потомки Адама. Для ответа на недоумения Ездры к нему был послан ангел, «которому имя Уриил». Он упрекает Ездру в самонадеянности и объясняет ему невозможность «постигнуть путь Всевышнего» (3 Езд 4. 1-2). Уриил предлагает Ездре на выбор взвесить «тяжесть огня», измерить «дуновение ветра» или возвратить «день, который уже прошел» (3 Езд 4. 5). В ответ на отказ Ездры сделать невозможное для человека Уриил убеждает его в том, что, поскольку он не может познать «и того, что... с тобою от юности», ему не следует и думать «вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном...

http://pravenc.ru/text/189579.html

Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл. Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона . Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:      – В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена? – Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы. По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм. Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.

http://pravoslavie.ru/97604.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010