По традиции в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) служил утреннюю Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. О нападении на СССР владыка узнал, вернувшись после Литургии, завершившейся около десяти часов утра, в свою скромную резиденцию — небольшой деревянный домик в Бауманском переулке. Встречавшиеся в некоторых современных публикациях утверждения о том, что владыка Сергий написал свое послание еще до начала совершения Литургии и огласил его с амвона после окончания богослужения в соборе, опровергаются свидетельствами очевидцев. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) писал: «Святейший узнал об этом [начале войны], когда после службы вернулся из кафедрального собора»1. Зоя Вениаминовна Пестова, жена проректора Московского химико-технологического института и известного богослова Н. Е. Пестова, вспоминала: «Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском (Богоявленском) соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало еще более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: " На все Божия воля " . Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами... На другой день июня] рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу... Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка: " Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война! " »2. Послание Патриаршего Местоблюстителя В полдень 22 июня по радио прозвучала речь заместителя председателя Совнаркома и наркома иностранных дел В. М.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

Среди молившихся были прихожане Антиохийского подворья, а также группа окормляемых Антиохийской Церковью верующих, всего 110 человек, которые совершают паломничество в Россию из Ливана, Сирии и других стран. Богослужебные песнопения исполнил хор Антиохийского подворья (регент Л.А. Никулина). Богослужение совершалось на церковнославянском и арабском языках. Трансляция Литургии для стран ближневосточного региона осуществлялась ливанскими телеканалами MTV и Tele Lumiere. В России трансляция богослужения шла на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Желудкова, клирика храма Спаса Преображения Патриаршего подворья в Переделкине, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Фомин, клирик Антиохийского подворья. По окончании Литургии митрополит Филиппопольский Нифон приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Гавриила. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Благодарю Бога, что Он сподобил меня совершить богослужение в престольный день этого храма. Скоро исполняется 40 лет, как владыка Нифон был назначен представителем в Москве, и 75 лет со дня его рождения, — сказал, в частности, Предстоятель. — Сегодня мы начинаем юбилейные торжества, а завершим их в декабре месяце, когда я смогу выразить владыке свою любовь и признательность видимыми знаками уважения от лица Русской Православной Церкви». «Сегодня я хотел бы вспомнить замечательную историю отношений Святой Антиохии и Руси, — продолжил Святейший Владыка. — Она началась с визита Патриарха Иоакима в Москву. Это был первый восточный Патриарх, который вступил в град Москву. Он увидел всю красоту церковной жизни, увидел величие Русской Церкви, и тогда впервые возникла мысль о том, что Русскую Церковь должен возглавлять иерарх в сане Патриарха. Блаженнейший Патриарх Иоаким сделал очень многое для того, чтобы эта мысль осуществилась.

http://patriarchia.ru/db/text/4573142.ht...

После богослужения состоялось епархиальное собрание духовенства Филиппинско-Вьетнамской епархии. В ходе заседания были представлены отчеты благочиний епархии и руководителей образовательного, молодежного, информационного и миссионерского отделов, утверждены планы епархиальных мероприятий и хозяйственно-строительных работ на 2024 год. Владыка Павел выступил с докладом, в котором подвел итоги работы епархии за 2023 год. Далее митрополит Павел ознакомился с ходом строительства храма апостола Фомы в поселении Кинабалан на о. Минданао. В тот же день управляющий епархией посетил храмы Успения Богородицы в Банате и Богоявления Господня в Таласе, где провел встречи с духовенством и паствой приходов. 17 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, архиерей совершил всенощное бдение в храме блаженной Матроны Московской г. Давао на о. Минданао. 18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, митрополит Павел возглавил в храме блаженной Матроны Московской Божественную литургию. За богослужением митрополит Павел рукоположил диакона Рафаила Фрахильо в сан пресвитера. 19 февраля владыка совершил молебен на месте будущего храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на о. Панглао (Филиппины). 25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Иверской иконы Божией Матери, митрополит Павел совершил Божественную литургию в храме Иверской иконы Божией Матери г. Манилы (Филиппины). На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Филиппины М.И. Павлов. За Литургией архиерей рукоположил диакона Ювентинуса Булаквенья в сан пресвитера. 26 февраля управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией совершил молебен в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Синилоан (провинция Лагуна, Филиппины). В тот же день митрополит Павел встретился с М.И. Павловым. Во встрече приняли участие иеромонах Корнилий (Молев), В.Ю. Башков, президент Литературного фонда «Дорога жизни» Д.А. Мизгулин. В ходе встречи стороны обсудили вопросы взаимодействия российской дипломатической миссии с Филиппинско-Вьетнамской епархией.

http://patriarchia.ru/db/text/6108328.ht...

Агг.1:11 . И наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износит земля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их. Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову Апостола, не придет Наследник ( Рим. 8, 17 ). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением нового завета, приял конец завет ветхий, и «закон пестун» ( Гал. 2, 2 ), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его водительстве. Но возвратимся к следующему по порядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав сии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка: Агг.1:13 . Аз есмь с вами, глаголет Господь. Не теряйте мужества, потому что Я – ваш содейственник и помощник. Агг.1:14 . И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего . Глава 2 Агг.2:1 . В двадесять четвертый день месяца шестаго. Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Благословение на освящение часовни дал епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский). В дар сооруженной часовни Владыка Анатолий прислал старинную икону московского письма свт. Николая с частицей мощей вмч. и Целителя Пантелеимона. Икона прибыла в Новониколаевск поездом 4 декабря 1914 г., накануне освящения часовни и была встречена протоиреем Диомидом Чернявским, причтом Пророко-Даниловской вокзальной церкви и приютского хора. После молебна свт. Николаю, икону перенесли в вокзальную церковь, где совершили всенощное бдение. На следующий день по окончании Божественной литургии и молебна состоялось перенесение иконы с крестным ходом в храм св. блгв. кн. Александра Невского. 6 (19) декабря 1914 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, икону внесли часовню. Затем Никольская часовня была освящена. При часовни была организована продажа икон и книг религиозного содержания, доходы направлялись на содержание детского приюта «Ясли». Богослужение в сооруженной часовне совершал иеромонах Алексий. 30 декабря 1915 г. Владыка Анатолий благословил о. Алексия на хождение с часовенной иконой по домам жителей Новониколаевска с 12 до 17 час. для служения молебнов.  Часовня свт. Николая, Чудотворца стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. В 1919 году часовня получила статус самостоятельного прихода и 12 октября того же года настоятелем был назначен протоиерей Виталий Мальгинов. 9 октября 1929 г. на заседании Новосибирского окрисполкома было одобрено постановление горсовета о сносе часовни на Красном проспекте. Как говорилось в нем «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». Святыня была разграблена и разрушена. 21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки часовни. Епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон (Емельянов), ныне архиепископ Новосибирский и Бердский, совершен чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Вскоре началось строительство, средства на которое выделялись Новосибирским епархиальным управлением, мэром Новосибирска И.И.

http://sobory.ru/article/?object=00494

В 1923 году  владыка был уволен от управления Серпуховским викариатством, с 1924 по 1925 гг.  проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля местной церкви. В 1926  году был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию и в 1926–1927 гг. проживал в Серафимо-Понетаевском монастыре. В 1931 году епископ Арсений  был арестован, а через два месяца освобождён. В апреле 1932 года вновь арестован, затем освобождён. Следующий арест последовал в мае 1933 года: тогда епископ был обвинён в антисоветской агитации и осуждён на три года ссылки в Казахстан. После обжалования– тройка ОГПУ по Московской области признала приговор условным. Епископ Арсений  жил в дачном посёлке в четырех километрах от станции Люберцы под Москвой. Здесь он работал над воспоминаниями о подвижниках Православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией, оставшейся незавершённой.Сюда к нему приезжали духовные чада, участвовавшие в тайных богослужениях в домовой церкви владыки. 14 апреля 1937 года Владыка Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая 1937 признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и приговорён к расстрелу. На следующий день 27 сентября епископ Арсений  был расстрелян на Бутовском полигоне. День памяти священномученика Арсения (Жадановского) (14/27 сентября) Духовные советы и высказывания епископа Арсения Ты чувствуешь, что слаб, немощен и склонен к дурным мыслям, чувствам и делам – это должно в тебе все более и более укреплять убеждение, что Господь твой хранитель, твоя защита, твоя сила. Вверяйся же всецело в водительство Господа, всего себя отдай ему, и так всегда молись и чувствуй, что если не Господь, то ты на каждом шагу мог бы погибнуть Страсть, вкоренившийся грех , порок приносит человеку муку, страдание от двух причин: во-первых, сам по себе порок мучит, теснит, давит человека, а с другой, человек терзается, мучится от бессилия выпутаться, высвободиться от порока... И вот, когда ты видишь человека, погрязшего в ужасном каком пороке, смотри на него, как на страдальца, как на мученика и не осуждай его, ибо сил у него уже не хватает выбраться из тьмы греховной. Если когда можно винить человека, так это до той поры, пока у него происходит борение, когда он в силе повернуть свое внутреннее состояние в дурную или хорошую сторону, когда еще не парализована у него сила воли, когда у него еще не расстроен организм. Отсюда самого страшного пропойцу, совершенно потерянного человека обласкай, пожалей, утешь и согрей, тогда, как только начинающего привыкать к пороку, например, мальчика к табаку, юношу к вину – следует поругать и даже со строгостью отнестись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В плане человеческого впечатления могу сказать, что как Первоиерарх Зарубежной Церкви он был совершенно чужд какой-либо помпе. На богослужении всё было по уставу, но не было ощущения нарочитой парадности, торжественности. Владыка был прост и естественен во всём. Что же касается того вклада, который он внёс во взаимоотношения разделившейся по разным обстоятельствам Русской Церкви, то он, конечно же, вошёл в историю как объединитель. И, наверно – об этом уже многие говорят – его кончина на Торжество Православия неслучайна. Преодоление раскола, разделения, которое так трудно врачуется в церковной истории, совершилось, и я полагаю, в этом есть огромная его заслуга. Православные москвичи могли тоже узнать его, когда он бывал здесь, служил вместе со Святейшим Патриархом в Храме Христа Спасителя; это видели все, была трансляция, когда подписывался Акт об объединении. Но ещё были и впечатления клириков, когда митрополит прибыл в район бывшего Бутовского полигона на закладку Храма Новомучеников и исповедников Российских. Священники, которые в тот день совершали своё служение, видели то огромное впечатление, которое произвело на него служение десятков священнослужителей, собравшихся почтить память мучеников. Для Владыки это явно было очень важным, знаковым событием, в котором он также принимал участие. Теперь он упокоится в усыпальнице Свято-Троицкого Собора в Джорданвилле, где по-монашески избрал себе место, а мы будем молиться о упокоении его души. Вечная ему память. Андрей Борисович Зубов, профессор МГИМО Владыка Лавр, первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, отошёл ко Господу 16 марта 2008 г. в первый воскресный день Великого Поста, наименованный днём Торжества Православия. Торжеством Православия стал и жизненный путь этого замечательного русского архиерея, свершившего великое для нашего народа дело – соединение двух частей Русской Церкви. Русская Церковь раскололась в 1920-е годы происками безбожной коммунистической власти, утвердившейся на пространствах России.

http://pravoslavie.ru/36545.html

В тот же день состоялась встреча митрополита Кирилла с духовенством Сурожской епархии, в ходе которой обсуждались насущные вопросы пастырского делания. Особенное внимание было уделено преодолению кризиса, связанного с неканоническим выходом бывшего управляющего епархией и части клириков из юрисдикции Московского Патриархата. Затем у могилы основателя епархии приснопамятного митрополита Сурожского Антония на Старом Бромптонском кладбище митрополитом Кириллом в присутствии духовенства и прихожан была совершена панихида. Вечером в соборе было отслужено всенощное бдение. Митрополит Кирилл и сопровождавшие его иерархи и клирики посетили также российское посольство в Лондоне, где имели продолжительную беседу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации Ю.В. Федотовым. Главной темой обсуждения были духовные и культурные нужды российских соотечественников, проживающих в Великобритании. Торжества по случаю юбилея освящения собора завершились 15 октября. В этот воскресный день в лондонском кафедральном соборе Божественную литургию совершили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий ( Константинопольский Патриархат ), архиепископ Корсунский Иннокентий , архиепископ Керченский Анатолий , архиепископ Берлинский Феофан , епископ Венский Иларион , которым сослужили клирики Русской, Константинопольской , Сербской и Румынской Православных Церквей. Среди собравшихся во множестве молящихся были не только жители Лондона, но и православные христиане, прибывшие из отдаленных частей Великобритании. На службе присутствовали Посол России в Великобритании Ю.В. Федотов, члены дипломатического корпуса, представители Англиканской, Армянской и Коптской Церквей. После богослужения митрополит Кирилл огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия клиру и пастве епархии и передал архиепископу Иннокентию подарок Его Святейшества кафедральному собору — икону Божией Матери. Владыка Кирилл поблагодарил всех собравшихся за верность церковному единству, особо выделив священнослужителей, самоотверженные труды которых умножили плоды свидетельства о Православии, успешно осуществляемого Сурожской епархией. На память о праздновании Владыка подарил храму напрестольный крест и лампаду, а архиепископу Иннокентию — памятную панагию.

http://patriarchia.ru/db/text/152007.htm...

Владыка Георгий также отметил, что в этот день исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Николая (Кутепова) — архипастыря, 24 года управлявшего Нижегородской епархией. Митрополит Георгий напомнил о нелегком жизненном пути приснопамятного владыки: он прошел сквозь бои Великой Отечественной войны, получил ранение, стал инвалидом в совсем юном возрасте, и всю жизнь фронтовые раны давали знать о себе. «Причем мало кто догадывался об этом, — подчеркнул глава Нижегородской митрополии , — и прихожане, и духовенство помнят митрополита Николая жизнерадостным, твердым в слове и в деле, ревностным архипастырем. Он стоял у истоков возрождения духовной жизни на Нижегородской земле. При нем открыли двери семинария и духовной училище в Выксе, женское епархиальное училище, вновь началось монашеское делание в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и других святых обителях. Семена веры, которые посеял в сердцах людей владыка Николай, дали хорошие всходы и по сей день приносят большие добрые плоды». По окончании Литургии в усыпальнице приснопамятного владыки, расположенной у Спасского Староярмарочного собора, митрополит Георгий совершил литию по почившему архипастырю. Участники богослужения возложили к могиле цветы. Митрополит Николай (до 1991 года – архиепископ) возглавлял Горьковскую, затем Нижегородскую епархию с 1977 по 2001 год. Будущий митрополит родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тети Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт, воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги; в госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5823053...

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Держался он так, что завоевал доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя. 21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. Завоевал доверие святителя Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского). 26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда. 25 ноября/8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010