Тронут гостеприимством владыки митрополита Александра . Владыку Александра я знаю очень давно, и пользовался его гостеприимством в Костроме. Находясь здесь, я в очередной раз почувствовал его глубокую любовь, подобную той любви, которую имел когда-то праотец Авраам, с радостью открывающий свои шатры для любого путника. Радушно владыка Александр принимает всех, кто прибывает с паломничеством к святыням Казахстана. Основной причиной, побудившей меня посетить Алма-Ату именно в феврале, стал день тезоименитства владыки Геннадия, епископа Каскеленского, — день памяти преподобного Геннадия Костромского. Конечно, было очень приятно поучаствовать в богослужении вместе с теми людьми, которые давно мне хорошо знакомы и дороги моему сердцу. С владыкой Геннадием мы знакомы с 80-х годов. Я был юным иеромонахом, а он был студентом Санкт-Петербургской духовной семинарии . Еще в те годы мы вместе посещали православные святыни нашей Церкви в Москве, Петербурге, Твери. С тех пор мы идем по жизни, не теряя друг друга из вида, хотя каждого из нас Господь поставлял на служение Церкви в разных местах, в разных епархиях, но мы всегда поддерживали молитвенные и просто добрые отношения. Теперь же, когда владыка несет свое уже архипастырское служение здесь, в Казахстане, я с удовольствием прибыл в Алма-Ату, чтобы вместе с ним вознести молитвы в день его небесного покровителя и пожелать ему всех благ и успехов в его настоящем служении. Для меня, как для ректора Томской духовной семинарии, было очень интересно посетить новую Алма-Атинскую семинарию. С владыкой ректором мы осмотрели семинарские помещения, семинарский храм, в котором совершили краткую молитву, общались со студентами. Мне стало известно, что планируется строительство новых корпусов семинарии, что, думаю, станет дополнительным стимулом дальнейшего совершенствования образовательного и учебного процесса. В общении с семинаристами я понял, что все они — люди очень искренние, преданные Церкви, увлеченные, готовые после того, как впитают в себя то, что им дает Духовная школа, нести миру свет правды Христовой. Отрадно, что и в наше прагматичное время есть молодые люди, которые на призыв Христа отвечают: «Да, Господи» и идут.  В наше время Церковь особо нуждается в пастырях, ведь сейчас строятся новые храмы, образуются новые православные общины. Очень хорошо, что в Казахстане теперь есть своя Духовная школа. Ведь только здесь будущие пастыри смогут хорошо изучить особенности местной церковной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/2007052.ht...

Вечером 20 июля Предстоятель возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе г. Саранска во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После богослужения Предстоятель посетил городское кладбище мордовской столицы, на котором похоронена его бабушка Параскева Ивановна Гундяева, и совершил заупокойную литию на могиле рабы Божией Параскевы. Затем Святейший Патриарх возглавил церемонию возложения цветов к Мемориалу Славы в г. Саранске, установленному в память о жителях Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны. В завершение церемонии Святейший Влыдка обратился к участникам церемонии со словом. В тот же день в Доме Правительства Республики Мордовия в Саранске состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. 22 июля Предстоятель посетил ряд храмов Саранской епархии. Утром Святейший Патриарх побывал в новопостроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово, где обратился со словом к собравшимся. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил церковь святителя Димитрия Ростовского в селе Ульянка Ичалковского района, а затем побывал в доме своего деда, священника Василия Гундяева, в селе Оброчное, и совершил заупокойную литию на его могиле. Затем Предстоятель направился в село Ичалки. В храме Архистратига Михаила Святейший Владыка приложился к мощам местночтимого святого Филарета Ичалковского и поделился с паствой своими воспоминаниями об этой церкви. В селе Кемля Святейший Патриарх посетил старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы и обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся на сельской площади.

http://pravmir.ru/zavershisya-pervosvyat...

Были возглашены уставные многолетия. Каждый участник богослужения получил в благословение иконку с изображением Божией Матери, держащей в руках Свой честной Пояс. По окончании богослужения глава Казахстанского митрополичьего округа посетил в городе Кокшетау строящийся собор в честь Воскресения Христова. Его Высокопреосвященство сопровождали епископ Кокшетауский Серапион, иерей Георгий Сидоров, протодиакон Роман Головин, а также сотрудники Кокшетауского епархиального управления. Владыка Александр пообщался со специалистами, ответственными за возведение собора, и ознакомился с ходом строительных работ; затем вместе с епископом Серапионом и духовенством под сводами строящегося храма совершил молитву, призвав благословение Божие на продолжение строительных работ. Чин освящения креста и закладного камня в основание этого собора владыка Александр  совершил  21 ноября 2015 года. В настоящее время строительные работы еще продолжаются. Храм возводится на пожертвования благотворителей и жителей города Кокшетау. В тот же день областном акимате состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с акимом Акмолинской области М.К. Мурзалиным. Во встрече приняли участие епископ Кокшетауский Серапион, иерей Георгий Сидоров, протодиакон Роман Головин; со стороны светской власти — заместитель акима области А.Е. Мусралимова, руководитель областного управления по делам религий Б.Н. Касенов. Аким области поблагодарил митрополита Александра за визит в столицу региона и особое внимание к жизни православных верующих в Акмолинском крае. М.К. Мурзалин подчеркнул, что конструктивный диалог исполнительной власти и ведущих традиционных конфессий республики — ислама ханафитского мазхаба и православного христианства — был и остается непременным условием сохранения в области межрелигиозного мира и межэтнического согласия, что, в свою очередь, служит одним из важных факторов социально-экономического развития. Участники встречи обменялись мнениями о важности задач, поставленных президентом Н.А. Назарбаевым в своем обращении к народу Казахстана. Собеседниками было отмечено, что своевременное выполнение программных инициатив по модернизации страны, обозначенных главой государства, в конечном итоге обеспечит уверенное развитие экономики и социальной сферы и приведет к благополучию грядущие поколения казахстанцев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306982...

В середине 1920-х гг. в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского проживал преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 гг. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 г. издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви». С 1927 г. епископ Арсений состоял в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному епископу Серафиму (Звездинскому). В 1923 г. владыка Арсений был уволен от управления Серпуховским викариатством и с 1924 по 1925 гг. проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда. В настоятельском доме, на занимаемой им половине жилья была домовая церковь, но, к сожалению, дом этот так и не сохранился; его участок с 1990-х гг. занят частным домовладением. В 1931-33 гг. епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 г. епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. В ХХ в. Успенскому храму в Старых Кузьмёнках выпала судьба стать единственной в серпуховской округе сельской церковью, так и не закрытой советскими властями. Пилипенко А.Д., старший научный сотрудник СИХМ tsobor.ru/?p=1491 Комментарии и обсуждение Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Старые Кузьмёнки Серпуховского района является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624).

http://sobory.ru/article/?object=04791

12 сентября епископ Феофилакт возглавил Божественную литургию и крестный ход. За Литургией клирик Александро-Невского храма диакон Владимир Песков был рукоположен во пресвитера. Владыка тепло поблагодарил многолетнего настоятеля Александро-Невского храма протоиерея Иоанна Копача за пастырскую заботу о верующих. После крестного хода во дворе храма состоялось общение епископа Феофилакта с прихожанами. Владыка уделил внимание каждому, кто обратился к нему с вопросом, а также сообщил, что личным секретарем управляющего приходами Патриаршего благочиния назначен игумен Григорий (Бочаров). Далее архиерей посетил гг. Балканабад и Туркменбаши, а 16 сентября, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме города Ашхабада — единственном столичном храме, где богослужения не прекращались даже в период самых жестоких гонений. Сегодня, когда число православных приходов в стране увеличилось в несколько раз, Никольский храм сохраняет свое особое значение. На его территории идут работы по реконструкции просветительского центра, строится церковь в честь иконы Божией Матери «Услышательница» (чтимый список этого образа, привезенный в Россию с Афона в 1908 году, находится в храме с 1948 года  — его передали в дар, когда храм восстанавливали после разрушительного землетрясения). В день архиерейского богослужения помолиться и причаститься Святых Христовых Таин пришли несколько сот человек. Православные ашхабадцы тепло встретили слова поддержки и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, переданные епископом Феофилактом. По окончании Литургии состоялась церемония награждения четырех супружеских пар из гг. Ашхабада и Мары медалями «За любовь и верность». Этой медалью, учрежденной Организационным комитетом по проведению Дня семьи, любви и верности, награждаются супруги, зарегистрировавшие брак не менее 25-ти лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, воспитавшие детей достойными членами общества.

http://patriarchia.ru/db/text/2475193.ht...

Архиепископ Викентий преподнес владыке Илариону на молитвенную память икону святых Царственных страстотерпцев. Затем владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Викентий, дорогие отцы, братья и сестры! Я с глубоким волнением переступил сегодня порог этого священного храма, построенного на крови, на том месте, где испустил свой последний вздох последний русский самодержец Государь Император Николай Александрович и вместе с ним вся его августейшая семья. Сегодня здесь величественный храм, сегодня здесь раздаются песнопения, сегодня тысячи людей собираются сюда и происходит великое церковное торжество. Словно вторая Пасха, ночью совершается богослужение в красных — мученических и одновременно пасхальных ризах, в память о тех людях, которые погибли здесь при совершенно других обстоятельствах и в другой обстановке. На этом месте стоял дом, в котором была маленькая комната, всего лишь несколько квадратных метров, куда завели Царственных узников — 11 человек, столько же вошло в эту комнату палачей, и без суда и следствия эти люди были расстреляны здесь для того, чтобы стать нашими молитвенниками и заступниками за всю нашу землю. Государь Император Николай Александрович был расстрелян потому, что он был царем. Ему могли бы предъявить какие-то обвинения, если бы состоялся суд. Но не было суда, не было следствия и не было обвинений. В течение 70 лет после кончины его продолжали оскорблять, его имя продолжали всячески злословить. Только в наше время началось постепенное возвращение этого святого для нас имени в нашу жизнь, а вместе с ним и имен тех, кто пострадал в ту же самую ночь здесь, на этом месте. Но если бы даже был суд, и самому Государю были бы предъявлены какие-то обвинения, то какие обвинения можно было предъявить его 13-летнему сыну? Какие обвинения можно было предъявить его дочерям или слугам? Никаких. И потому нет, и никогда не будет оправдания тем людям, которые вынесли этот беззаконный приговор. И потому невозможно говорить здесь о каком бы то ни было судебном деянии, а только о беззаконии и преступлении. О величайшем преступлении, которое было совершено на этом месте, но которое Господь обратил к славе Церкви Христовой. Государя императора Николая Александровича и всю его семью не просто расстреляли: их останки зверским образом уничтожили для того, чтобы и память их была стерта с лица земли. И потом, на протяжении долгих десятилетий безбожной власти, память святых Царственных страстотерпцев всячески пытались изгладить из сердец людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1224830.ht...

Богослужения Великого поста так богословски насыщенны! Они помогают понять смысл поста Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство – эти прекрасные богослужения Великого поста. Они настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас к смерти – к смерти крестной, которую пережил наш Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться, смерти, которую переживаем мы. Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание человека от всего греховного и приобщение ко всему светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать это время поста, то это время большой радости, радости, которую мы каждый день можем сознательно переживать. Переживать наступление нового дня – нового времени для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до Воскресения Христова – это воскрешение Лазаря, которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так что если мы будем правильно вникать в содержание постных богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас огромной радостью и освобождением. – Владыка, опросы, которые проводятся и в России, и по всему миру, показывают, что постится не так уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут около 3% россиян, считающих себя православными. Добродетель воздержания не пользуется особой популярностью. Почему так, владыка? – Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И непонимания – и его смысла, и его формы. Смысл действительно остается скрытым для тех людей, которые не посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть, в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается духовной стороны поста. А если говорить о телесной стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что в пост они освобождаются от своего телесного груза, от того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил человека быть господином, то есть господствовать, властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и премногие люди в наше время становятся рабами материи – рабами, прежде всего, своих страстей. Это те, которые не могут будто бы освободиться от курения, от того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы вот это и вот это не осилим… Я по исповедям знаю, как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется, что победить ее невозможно.

http://pravoslavie.ru/92033.html

В тот же день в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы отслужили Божественную литургию, за которой было совершено особое поминовение великого архидиакона Константина Розова. Богослужение возглавил настоятель храма игумен Петр (Еремеев). По окончании Литургии отец Петр поблагодарил собравшихся за совместную молитву, отметив важность сохранения памяти о великом архидиаконе: «На Ваганьково погребено очень много верных служителей и чад Церкви, в годы большевистского террора претерпевших мучения за веру. Но путь архидиакона Константина для нас не менее важен и не менее назидателен, чем примеры сугубо почитаемых нами Ваганьковских новомучеников. Его наследие свидетельствует о том сознательном исповедничестве Христа, которое он выбрал. Его не смогли прельстить и увлечь обещания великой сценической карьеры и больших заработков. Он не только не отрекся от своей веры, но и стал символом диаконского служения в самых суровых условиях церковной жизни за всю историю христианства в нашем Отечестве». В полдень у могилы великого архидиакона Константина Розова было совершено заупокойное богослужение, которое возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Петр (Еремеев), клирик храма Воскресения Словущего иерей Владимир Правдолюбов.Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Трутнев. За панихидой пел сводный хор диаконов храмов и монастырей Москвы и Подмосковья под управлением диакона Сергия Бушмакина. По окончании панихиды владыка Амвросий обратился к собравшимся. «Великий архидиакон Константин в истории Русской Православной Церкви явил образец величайшего несения диаконского служения. Не только раскрыв свой музыкальный дар, но и сохранив верность Святейшему Патриарху Тихону, он в самый ответственный момент своей жизни стал примером для современников и остался им до сих пор. Замечательно, что сегодня это поминовение великого архидиакона у места его погребения собрало столько диаконов нашей Церкви, и что панихида была совершена при пении диаконского хора и всех молящихся», — отметил, в частности, владыка Амвросий.

http://radonezh.ru/2023/05/31/v-moskve-p...

Затем архиерея приветствовал Н.П. Овсиенко: «Дорогой владыка! Чувство любви переполняет сердца всех, кто собирается на службе, когда Вы сюда приезжаете. Мы надеемся на то, что Ваше посещение Свято-Духового храма в день памяти преподобного Серафима Саровского станет традицией. В 2013 году Вы совершили здесь молебен. Сегодня те, кто участвует в богослужении, вспоминали, как Вы стояли здесь, на песке, внутри полуразрушенных стен. Но, слава Богу, Вашими молитвами все возрождается. Мы очень рады, что Вы относитесь к нашему приходу с особой теплотой. Сегодня на богослужении я заметил, что на икону Усекновения главы Иоанна Предтечи упал первый луч света. Мне показалось, что это символичная история, потому что Вашими молитвами у стен Новодевичьего монастыря был восстановлен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. И мы хотим Вам на добрую память подарить эту картину. Возможно, Вы захотите рассказать об истории восстановления этого храма, она заслуживает того, чтобы Вы ей поделились».  В ответном слове владыка Ювеналий сказал: «Спасибо, Николай Павлович, я не могу не откликнуться на Вашу просьбу рассказать о храме Усекновения главы Иоанна Предтечи. Слава Богу, что Новодевичий монастырь сохранился в том состоянии, в каком был построен. В 1812 году, во время отступления Наполеона из Москвы, была сделана попытка взорвать монастырь, но монахини вовремя отрубили шнур, который был зажжен для взрыва. Но храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, который был за стенами обители, был взорван. Прошло двести лет. Однажды Новодевичий монастырь посетил Президент России Владимир Владимирович Путин . Во время беседы я стал вспоминать, что сегодня мы отмечаем двухсотлетие победы над Наполеоном, и что Наполеон буквально наследил здесь, в монастыре, взорвав храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Я попросил: " В ознаменование победы над Наполеоном, может быть, мы восстановим Иоанно-Предтеченскую церковь? " Никаких обещаний мне не было дано, но в короткий срок — чуть больше года прошло с того дня — храм был построен. Это событие осталось и в истории Новодевичьего монастыря, и в нашей памяти. А теперь мне хотелось бы поощрить тех, кто подарил нам радость восхищаться благолепием этого храма». 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Первый ярославский архиепископ Арсений (Верещагин; 1736–1799), самозабвенно любивший поэзию и вокальную музыку, большое внимание обращал на торжественность богослужений. Из его дневниковых записей нам известно, что владыка любил посещать Толгскую обитель, особенно в дни храмовых праздников. «Год 1789-й, Август 8-е. Крестный ход в Толгский монастырь. Там служил архимандрит Иоиль. Туда ж уволены были и певчие» Торжественные архиерейские богослужения совершались с участием певчих «капеллии Его Преосвященства», – так назывался хор ярославских певчих в консисторских и семинарских документах XVIII столетия. В капелле пели, как правило, ученики духовной семинарии и училища. В день посещения Толгской обители, 2 июня 1791 года, архиепископ Арсений оставил запись в своем дневнике: «Певчие с обеда выехали на шлюпке в Толгский монастырь, а я к вечеру» «При столе была музыка вокальная инструментальная». По окончании богослужений владыка Арсений разделял трапезу с монашеской братией, во время которой певчие пели псалмы, или духовные канты, получившие широкое распространение в XVIII веке. В одном из рукописных сборников псалмов из собрания ростовского гражданина А.А. Титова, датированном 1838 годом, имеется трехголосный кант Толгскому образу Богоматери с акростихом «Помяните Корнелия Буслинаева»: «Притецыте братие к образу пречудну. От него же приемлете милость неоскудну…» Вполне вероятно, что этот духовный кант пелся и братией Толгского монастыря. Высокопреосвященнейший Павел (Пономарев), архиепископ Ярославский и Ростовский, строго следивший за тем, чтобы пение и чтение в храмах епархии было исправным, в 1805 году разослал указ во все приходы епархии: «…Как из ведомостей открылось, что весьма многие священноцерковнослужители не умеют петь по ноте и по наслышке, то определить в каждом благочинии учителя для нотного и простого пения, велев всем, не знающим исправно петь, ходить к учителям, доколе совершенно не изучатся нотному и простому пению, за труды учителю давать со священника три рубля, с диакона два, а с причетника рубль в год. К учителю имеют обучающиеся приходить по крайней мере дважды в неделю, а учители имеют рапортовать благочинным о рачении и успехах учащихся»

http://bogoslov.ru/event/6165666

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010