Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Песнопение «Достойно есть» помещено в 2 версиях, что является редкостью (в рядовых укр. и белорус. Ирмологионах есть или 1 песнопение, или ни одного в случае принятого устного исполнения) и может быть связано с освящением мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Этот текст кроме «болгарского» напева озвучен также «вел[иким]» напевом того же стиля. Два редких образца песнопения «Да исполнятся уста наша» по типу мелодики, вероятно, также восходят к болгарскому напеву, хотя при составлении рукописи они не получили названия, а были озаглавлены значительно позже (почерк кон. XVIII в.) как «украинское» и «белорусское». Так был передан поздний взгляд на места бытования этих напевов, не отражавший их реального родства с болгаро-греч. (очень редко фиксируемыми) версиями. По редакции текстов и нотной записи песнопений Жировицкий Ирмологион опережает синхронные ему памятники: хомония выявлена уже в угасающей стадии, а киевская нотация представлена нарочитой «квадратной» формой (тогда как в др. Ирмологионах этого времени еще соседствуют раздельноречие и «облегченное» штриховидное письмо). В тексте этого памятника заметно стремление сократить ряд песнопений на письме: так, в 24 песнопениях на месте фитных распевов проставлено 33 знака фиты , что для югозападнорус. ирмологийных текстов XVII в. является средним числом. В ирмосах 2-го гласа (л. 82-92) фитные распевы взяты в квадратные скобки (этот же принцип позднее был использован в графике старопечатного Львовского Ирмологиона 1709 г. (см.: Зинченко. 2006. С. 142, 143)). Подход к исполнению фитных распевов в песнопениях мог быть разным: их исполняли либо по памяти, либо по др. записи этих же фит в тексте Ирмологиона, но не исключено, что при пении их могли опускать, сокращая общее время исполнения песнопения. В тексте Жировицкого Ирмологиона сохраняются и отдельные архаические элементы письма (цефаутный ключ на нижней линии, мутации). Все это, вероятно, является отражением тенденции к умеренному обновлению текстов и нотописи в униат. певч. практике того времени.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Но вот настает новое время. Оказывается, что семя слова небеснаго, если не всегда скорый, зато тем более обильный и прочный плод приносит. Теперь не одно небесное созерцание видит Твою «благодать», не один Ангел тайно благовествует Тебе «радость»; в церкви велицей благовествуется Твоя благодать и радость; род человеческий благословляет Тебя, «Благословенная в женах». Подобно, как слава Твоего Сына и Бога, и Твоя слава Боголепная из гроба возсиявает. Чудеса Твоего Успения открывали, что Богоносная душа Твоя отходит прямо к Богу: праздный после погребения гроб Твой показал, что и в теле Твоем смерть не нашла себе никакой пищи, то есть, ничего грехом зараженнаго, и потому ничего тленнаго. Жизнь будущаго века, которой мы еще только чаем, для Тебя 614 уже есть настоящая вечная жизнь, на высочайшей степени славы. В чертоге небесном, как «Царица» по благодати, «предстала» Ты «одесную» Царя по естеству, «в ризах позлащенных одеяна» ( Ncaл. XLIV. 10 ), или по другому созерцанию, «облечена в солнце» ( Anok. XII. 1 ), – в открытый, как мне мнится, и совершенный свет Христов; предстала, чтобы не только пребывать во свете и наслаждаться им, но и царствовать во свете, или световодительствовать, да «приведутся Царю девы», – души целомудренныя или уцеломудрившиеся, – «в след» Тебе ( Пс. 44:15 ). Ныне «радуйся благодатная», и отныне на веки ненарушимо «радуйся», – не только радуйся, но и блаженствуй, – не только «благодатная», но и препрославленная! И если высокая степень света и блага, благодати и блаженства, есть состояние преисполнения, преизливающагося на сродное и удобоприемлющее: то, Богоблагодатная, от Твоего преисполнения и нам, Твоей благодати верующим и ее славящим, ниспосли хотя некую, тайную росу благодати, как зарю света, как источник блага, как залог блаженства. Простите мне, братия, если долго при вас, как будто без вас, размышляю. В такие дни, как нынешний, можно совсем забыть землю в беседе с Небом 615 . И хорошо было бы, если бы мы охотнее и долее беседовали с Небом, а менее охотно и поспешно к земле обращались, и то для того только, чтобы, встретясь с нашими недостатками и нуждами, тем неотступнее прибегать к обилию и щедротам Неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна. В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать. С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками.  Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

http://sobory.ru/article/?object=20863

Служба в Красной фанзе По самым значимым православным праздникам – таким, как Пасха, например, – в фанцзе, когда дозволяет руководство российского посольства, собираются до нескольких сот верующих: русские, украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, киприоты, армяне, молдаване... – дипломатические работники, домохозяйки, коммерсанты, студенты и учащиеся – все приходят в посольство России утолить духовную жажду, поскольку нет на огромной территории столицы КНР ни одного православного храма. При этом все остальные традиционные верования, имеющие последователей в Китае, а именно: буддизм, ислам, католицизм и протестантизм, ламаизм и конфуцианство в столице храмами и местами поклонения обеспечены. В Пекине – никак не нарушая китайское законодательство – успешно действуют религиозные организации баптистов (в том числе и детский сад, воскресная школа, хор), открытые для посещений только иностранных подданных. Только для иностранных подданных дважды в неделю широко распахивают свои двери посольства Канады и Великобритании – католические мессы собирают массу верующих. Поклонный крест Но даровав верующим возможность установки памятного Креста и совершения столь редких – исключительно по приезду священников Московской Патриархии – Богослужений, руководство посольства посчитало, что этого хватит, и встало в вопросе воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы насмерть, по-ленински броско выдвинув лозунг момента: " Ни пяди земли посольского гаража " . (В скобках заметим, что те убогие обветшавшие приземистые строения, которые являют собой автостояночную гордость зарубежной российской собственности, выглядят жалким ракушечным анахронизмом на фоне стремительно развивающегося современного китайского квартала, берущего начало от западных стен некогда цветущей территории РДМК. На месте же алтаря храма Успения зияет яма для досмотра автомобилей. И нет, по разумению руководства посольства, на более чем 16 га посольской земли иного места для размещения смотрового подъемника с ямой и строительства современного многоэтажного гаражного комплекса, который бы нес радость освобожденного труда еще многим поколениям российских дипработников и аккредитованных в Китае коммерсантов).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

к. следы обрушений свода и стен отсутствуют. Прочность стен на сегодняшний день достаточна и не внушает опасений. Песчаник не поддается процарапыванию без усилий. При среднем уровне организации работ пещера легко может быть раскопана для посещений паломников. Состояние церковного фундамента из гранита хорошее. Часть боковых камней осыпалась, часть находится в воде. Повсюду разбросаны кирпичи с маркировкой «ДПУЦ». Куда вывезена основная масса кирпичей сегодня не ясно, но их было несравнимо больше. Объем своза должен был быть изряден. Дно Долгой близ фундамента усеяно кирпичами и гранитными блоками. Оно должно быть безусловно вычищено. Это даст возможность беспрепятственно переходить брод и освободить доступ к следовику. В идеале реально соорудить хотя бы небольшой мостик на левобережье реки к руинам храма. От сооружений скита в наличии валунные фундаменты плохой сохранности и обломки истертого жернова. Культурные растения — сирень, яблоня, смородина. Близ скита сегодня карьер песка. Это дает удобный подъезд для автотранспорта. …В 2002 году 2 раза довелось побывать в Доложской пещере; один раз на день Успения. Безусловно пещера мала для массовых посещений. Встречное движение верующих крайне затруднительно. Местники рассказывали, что раньше поток шел вкруговую; очевидно, в левое ответвление. По некоторым сведениям в какой-то период в глубине пещеры был сделан колодец-накопитель Святой воды. Говорят, что в Пещере был плитняковый пол. А. Никандров, проникавший путем раскопа в левое ответвление, описывает там некую келью, из которой, якобы, был просвет на улицу. Один из местников рассказывал, что южнее колокольни Пещерской церкви была часовенка. Имеется ввиду левобережье. Там же от храма прослеживается заросший паломнический путь, который идет до взвоза на гриву «высокопесчаной скалы». Этот взвоз ведет к разрушенной сегодня мельничной плотине. Пещерская мельница находилась менее, чем в ста метрах от Пещеры, выше по течению. От нее сохранились: фундамент строения, руины плотины и два русла, уделанных валунами.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Благовещения Пресвятой Богородицы Тропарь, глас 4 Аудио: Днесь спасения нашего главизна,/и еже от века таинства явление:/Сын Божий, Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Кондак, глас 8 Аудио: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!» Успения Пресвятой Богородицы Тропарь, глас 1 Аудио: В рождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,//и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Кондак, глас 2 Аудио: В молитвах Неусыпающую Богородицу/и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста:/якоже бо Живота Матерь/к животу престави//во утробу Вселивыйся приснодевственную. Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное. Покрова Пресвятой Богородицы Тропарь, глас 4 Аудио: Днесь благовернии людие светло празднуем/осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем:/покрый нас честным Твоим Покровом,/и избави нас от всякаго зла,/молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,//спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-bog...

32. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (Почему смерть Богоматери называется успением? Как подготовиться к исходу, чтобы встретить его не только без страха скорби, но и с охотою?) Ныне празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери – истинная, подобная смерти всякого человека. Чего же ради она наименована Успением, как бы заснутием или сном? – Это могло быть и потому, что Пречистая недолго была держима в узах смерти и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, подобно Сыну своему, Господу Иисусу Христу, но паче потому, что смерть сия была мирна, тиха, сладостно приятна, подобно желанному, покойному сну, по утомлении тела дневными трудами. Но не такова же ли должна быть и наша смерть? Да, Пресвятая Богородица есть Мать наше, мы – дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею. И вот нам, празднующим день Успения – урок от Успения: год от года приближаясь к смерти всячески заботиться том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию... Спрашивается, как сего достигнуть и что требуется для сего с нашей стороны? Смерть не есть уничтожение, а переход из сего земного жилища в другое. Но когда возьмемте пример из обычной жизни,– когда из одного места в другое переходят не только с душою покойною и мирною, но и радостно? – Тогда, когда не бывают ни к чему привязаны в том месте, из которого выходят, и того места, в которое переходят, не только не страшатся, но и всячески желают ради чаемых в нем утешений и приятностей. Расположимся же подобно сему и относительно смерти, и мы встретим ее не только без скорби и страха, но и с радостным желанием... Именно: 1. Погасим в себе всякое пристрастие к телу и всему телесному, к земле и всему земному. Ибо, когда ничто не привязывает на земле, откуда будет скорбь при оставлении ее? Как свободно и легко отделяются одна вещь от другой, когда они не связаны и не склеены, а только приложены друг к другу, так легко будет отделение души от тела, когда в ней не будет привязанности к телу и когда она, пребывая в теле, не по телу жительствует. Странник, идущий к своему назначению, спокойно и охотно оставляет места, где останавливается. Почему? – Потому, что они для него чужие. Так и когда сердце наше будет считать чужим себе все земное, нам не будет затруднения перейти в другую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Подобным образом и другой песнотворец изображает таинство и славу Успения Пренепорочной. В святом восторге он призывает все земные и небесные существа, — да славят Препрославленную. «Девы отроковицы, с пророчицей Мариамиею воскликните ныне исходную песнь: бо Дева Богоматерь преставляется к Небесному селению» (песнь 1-я). «Да вострубят ныне трубы богословов, да огласится воздух, сияя безмерным светом, да поют Ангелы Успение Пречистой Девы» (песнь 5-я). «Да вострубят трубой духовной небесныя горы, да радуются холмы, и да играют божественныя апостолы: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующая (песнь 7-я). Весь канон заключается молитвенной песней: «Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи». После канона еще повторяется, но уже в более краткой картине и более тихом песнопении, изображение Преславного Успения. В краткой светильничной песне с умилением слышим глас Самой Преблагословенной Девы, знаменующий последний день Ее земной жизни: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси, погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой!» Потом в стихирах хвалитных описывается это чудесное совокупление апостолов, которые «в едином лике предстали пресвятому телу и, погребше Его честно, глас Гавриилов воспели: радуйся, благодатная Дево, Мати безневестная, Господь с Тобой!» Некоторые песни, слышанные нами на утрене, повторяются в нужных местах и на литургии. Так, часть канона (песнь 3-я из первого, песнь 6-я из второго канона) читается на блаженных (то есть вместе с известными стихами о блаженствах Евангельских: Мф. 5: 3-12). По входе поются тропарь и кондак праздника. Вместо «Достойно» поем ирмос 9-й песни: «Побеждаются естества уставы…».     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-o...

Итак, принимая участие в этом милом земном деле, в этих хлопотах по украшению обители, выкладывая дорожку из живых цветов, молитесь мысленно: « Матерь Божия , Владычица Богородице, я хочу быть Твоим чистым сыном… даруй мне благодать быть Твоей чистой дочерью… помоги мне возвратиться восвояси, в круг домочадцев, в свое жилище измененным/измененной так, чтобы не помрачался ум земной суетой, уста не погрязали в осуждении и празднословии, а сердце научилось наконец сохранять тот благословенный мир, те покой и тишину, которыми оно проникается здесь, в Твоей обители. Матерь Божия, я немножко потружусь и украшу этот путь, по которому пройдет священство, держа на руках икону Успения, а Ты мне помоги, потому что меня замучило давление, его перепады, когда то густо, то пусто, ишемия, сердцебиение, меня мучает и мигрень, и подагра…» – у каждого из нас, дорогие друзья, как это вам хорошо известно, свой набор немощей, своя медицинская карта. До врача далеко, лекарства дорогие. Мы, конечно, не отменяем вовсе терапии, того, что прописывает нам медицина. Но в Успенские дни глубоко верится в то, что Матерь Божия прострет нам Свою невидимую десницу, прикоснется Своими нежными нетленными перстами к болящему телу и уязвленной душе, и мы обретем ту силу и крепость, которую обретали люди, прикасавшиеся с верой к одру Богородицы тогда, в Иерусалиме, в I столетии по Рождестве Христовом. По преданию, Царица Небесная опочила в возрасте 70 с небольшим лет. Хочется, дорогие друзья, напомнить вам, что за несколько дней и часов до того, как Господь призвал Свою Пречистую Матерь в небесные селения, на Елеонской горе под сенью олив, где некогда Ее Сын и Бог обращался с сокровенными, возвышенными беседами, с учением о Царствии Небесном к апостолам, Матерь Божия коленопреклоненно, орошая Свой лик слезами, молилась Господу Иисусу Христу, дабы Он разрешил Ее душу от тела и разрешил Ее от видений нечистых духов. Таково было смирение честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, Которая Своей чистотой превзошла ангелов и удивляла небо нравственными совершенствами. Таково было Ее смирение, Ее скромная самооценка, что Она просила Создателя запретить падшим духам доступ к Ее непорочной душе. Знала Царица Небесная, что восхождение от земли на небо – это последний экзамен, испытание, который будем непременно держать и мы с вами, один скорее, другой позже, но всем нам надлежит единожды умереть и явиться на судилище Христово. Вот почему праздник Успения очень важен для каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/96454.html

О, чудо великое!/Кости сухие источают исцеления/и тленное естество дух наш к Нетленному Богу возводит./Потому мы Матрону блаженную величаем. Град Москву и обитель Покрова Пресвятыя Богородицы,/идеже почивают честныя мощи твоя, праведная Матроно,/сохрани от всяких напастей и зол/и утверди в правей вере и благочестии всех, почитающих тя. Град Москву и обитель Покрова Пресвятой Богородицы,/где почивают священные мощи твои, праведная Матрона,/сохрани от всяких напастей и зол/и утверди в правой вере и благочестии/всех, почитающих тебя. Слава: Приими наше недостойное моление, Матроно блаженная,/и, якоже обещалася еси, ходатайствуй пред Господем полезная нам даровати,/да с тобою сподобимся в селениих райских славити Святую Троицу. Слава: Прими наше недостойное моление,/Матрона блаженная,/и, как ты обещала, ходатайствуй пред Господом/полезное нам даровать,/да сподобимся в селениях райских/с тобою славить Святую Троицу. И ныне: Истинную избранницу Твою, Богомати, вемы Матрону блаженную:/сия бо в день почитания иконы Твоея Скоропослушницы родися,/в храме Успения Твоего крестися,/образ Твой Взыскание погибших тщанием ея написася,/таже и телом во обители честнаго Покрова Твоего почивает/и молится о душах наших. И ныне: Истинную избранницу Твою, Богоматерь,/мы знаем, – Матрону блаженную:/ибо она в день праздника иконы Твоей Скоропослушницы родилась,/в храме Успения Твоего крестилась,/образ Твой «Взыскание погибших»/написан был ее усердием;/также и телом она во обители честного Покрова Твоего почивает/и молится о душах наших. Светилен Ангели пресветлии вознесоша святую душу твою, блаженная Матроно, к Престолу Царя славы,/идеже торжествуеши со всеми святыми и молишися о душах наших. Ангелы пресветлые/вознесли святую душу твою, блаженная Матрона,/к Престолу Царя Славы,/где ты торжествуешь со всеми святыми/и молишься о душах наших. Слава, и ныне, Богородичен: Свет истинный рождшая, Богородице,/помраченных нас тьмою греховною просвети/и причастники вечных благ соделай. Слава, и ныне, Богородичен: Свет истинный родившая, Богородица!/Нас, помраченных тьмою греховною, просвети/и причастниками вечных благ соделай.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010