Слово архимандрита Николая (Дутки) при наречении во епископа Находкинского и Преображенского 27 августа 2011 г. 20:32 27 августа 2011 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.  По окончании богослужения в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма состоялось наречение архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского. При наречении архимандрит Николай обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! Божиим смотрением и избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода определено мне, недостойному, быть епископом Церкви Христовой. В великом смущении и трепете стою ныне пред вами, памятуя о том, как преподобный Сергий, подобно великим святым Церкви Божией, будучи твердым в вере и сильным в духе, стяжав обильные дары Святого Духа, — и тот страшился высоты этого служения, со смирением отказываясь от предложения стать на ступень архиерейского служения. Надеясь на Бога и памятуя Его Слова, обращенные к пророку Исаии: «Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10), прошу Всевышнего о Его неоскудеваемой помощи ко мне, грешному. Что же могу сказать о себе и чем похвалиться, разве только немощами своими. Кто-то может сказать, что это исповедание духовной нищеты, постоянно повторяющееся в подобных случаях, есть только дань приличию или даже некое лукавство совести. Но это истинная правда — говоришь в эти священные и трепетные минуты именно то, что переживаешь. И осознание этой немощи и недостоинства, вкупе с пониманием высоты и ответственности служения, не может меня не страшить.

http://patriarchia.ru/db/text/1605999.ht...

прот. Константин Буфеев 2. О заботливом отношении Святых к животным 2.1. Пастушество «Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец ( Быт.4:2 ). Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле. Двадцать лет ( Быт.31:41 ) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль). Бытие, гл. 30 29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене ; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне ; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим. Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу. Исход, гл. 3 1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню , и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея. 1 книга Царств, гл. 16 11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нам нужен не «комсомольский оптимизм», а доверие Христу Игумен Довмонт (Беляев) о христианском отношении к житейским бедам Степан Игнашев Без скорбей не протекает ни одна жизнь человеческая, тем более жизнь тех, кто следует за Христом. Как не отчаяться и не впасть в уныние, сталкиваясь с несправедливостью и злом? Чем поддержать себя? Где найти примеры подлинно христианского отношения к различным скорбям? И как «всегда радоваться»? «Довериться Христу!» – напоминает нам игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. Для самого отца Довмонта примером всецелого доверия Богу были старец Николай Гурьянов и его «няня» Ирина. – Отец Довмонт, христианам должен быть присущ оптимизм? Говорит же Христос: «Не бойтесь», «помажьте голову маслом» и т.д. – Вы сказали: «оптимизм». Не совсем удачное слово, на мой взгляд. Давайте разберемся с понятиями. Речь идет скорее не об «оптимизме», а о в е дении, то есть глубоком, подлинном знании сути вещей. Христос пришел на землю с конкретной целью. Во-первых, дать человечеству евангельское учение. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) – именно этими словами Господь начал Свою проповедь. А во-вторых, совершить Голгофскую жертву искупления через крестные страдания и приобщение верующих к этой жертве через Таинство Евхаристии. Кульминацией же Его миссии явилось Воскресение из мертвых и Вознесение на Небеса. Христос, конечно же, знал, что Его ожидает. Иначе и быть не могло. Ведь Иисус Христос – истинный Бог и Человек. Как Бог, Он всеведущ. И от Своих последователей Господь ждал и продолжает ждать не «комсомольского» оптимизма, а полного доверия. То есть веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу. – Что значит любить Христа? – Евангелие нам отвечает на этот вопрос словами Спасителя: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

http://pravoslavie.ru/124178.html

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» митрополита Волоколамского Илариона Москва, 16 июня 2016 г.      19 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Съемки проходили в России, Израиле и Египте, сообщает сайт Отдела внешних церковных связей . Начало показа – в 8:00, повтор в 22:00. Фильмом «Троица» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 1-4). В праздник Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы, Православная Церковь прославляет чудо, которое Господь явил миру. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг., и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей. Далее в нынешнем году зрители смогут увидеть фильмы о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Фильм «Троица» доступен для онлайн-просмотра . 16 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94361.html

С чего начинается зло? Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, 30 августа, 2015 Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, На следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы Церковь вспоминает перенесения Нерукотворного Образа спасителя из Эдессы в Константинополь. За Литургией в этот день положено чтение 48 зачала Евангелия от Луки. Почему именно этот отрывок приходится на этот день мне не очень понятно, но место это из IX главы Евангелия от Луки очень важное. Евангелист рассказывает о том, что «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.» (Лk. IX 51-56). Можно представить себе эту картину. Усталые путники, идущие из Галилеи в Иерусалим присели отдохнуть недалеко от Самарянского селения. Они, конечно, знали, что самаряне не общались с иудеями, но закон гостеприимства, восходящий у этих народов к посещению тремя ангелами праотца Авраама у дубравы Мамре, должен быть выше этой многолетней вражды. Не принять путника, тем более паломника под свой кров, считалось тогда на Востоке особым нечестием, сродни богохульству. А заповедь принимать гостей выше, чем прямой разговор с Богом. Мудрецы говорили: «Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы денно и нощно стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге». И наверняка эту мудрость знали, и ученики Иисуса и жители этого Самарянского села. Тогда понятно такое возмущение двух братьев, Иакова и Иоанна, сынов грома, как их прозвал Христос, за их горячий темперамент, когда они получили отказ в приюте.

http://pravmir.ru/s-chego-nachinaetsya-z...

Закрыть «Горе тому, кто борется с Церковью» - митр. Антоний (Паканич) о захвате Успенского храма раскольниками Комментарий Управделами УПЦ Митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) по поводу агрессивных действий активистов т. н. «ПЦУ» 27.08.2019 863 Время на чтение 3 минуты - Владыко, на днях произошел захват Успенского храма в с. Погребы Броварского района Киевской области сторонниками раскольнической ПЦУ. Прихожане Украинс кой Православной Церкви просили полицию опечатать храм до решения суда, но просьбу проигнорировали. Какова ситуация на сегодняшний день? Прокомментируйте, пожалуйста, как правящий архиерей данной епархии. - Храм Успения Пресвятой Богородицы уже подвергался попыткам захвата и был закрыт по договоренности сторон. Вероломный захват произошел 24 августа 2019 года в 19.00 при участии около 100 человек. Рейдеры взломали дверь и захватили церковное помещение, мотивируя это тем, что не собираются ждать решения суда о том, кому принадлежит храм. Как можно прокомментировать разбой? Мы строим, разбойники захватывают. Наши плоды - построенные храмы, отстроенные монастыри. Их неизменные пло ы - завладение чужим имуществом, кощунство, ложь и побои. Они были и остаются врагами Христа и Его Церкви. «Берегитесь лжепророков, которые п иходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам и узнаете их... Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худо приносить плоды добрые» (Мф. 7: 15-18). - Владыко, сегодня сторонники ПЦУ борются за признание своих действий, хиротоний. Но как возможно признание и узаконивание зла, разбоя, лжи, воровства? - Никакое признание не отменяет сути. Даже если бы кто-то бы их признал, то это по факту был бы только политический ход исключительно в политической плоскости. Признание для сторонников ПЦУ - это политический акт, а не путь к церковному единству, удовлетворение своих амбиций и страстей, а не шаг к смирению и примирению, служение лжи, а не Богу. Признание не дает святости. Святость дают Христос и Его Истина, от которых они отреклись. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Свой выбор, к сожалению, сторонники ПЦУ сделали.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/27/go...

«Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 13) – вот слова Откровения, которые слышал святой Иоанн Богослов на склоне лет своих, когда завершал и труды жизни на далеком острове, и завершил труд сыновства по отношению к Пречистой Матери своего возлюбленного Учителя. Преимущественным же трудом земной жизни Пресвятой Богородицы была молитва как плод святой и чистой радости, плод непреложной и твердой веры в божественность и истинность слов, услышанных и от архангела-благовестника: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», – и от слов праведного Симеона об оружии, которое пронзит Ее душу. Свято и со тщанием следовала она дорогой жизни, исполняя слова Самого Сына Своего: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50). Ее молитва была живым разговором с Богом, не заглушенным стеной эгоизма, своенравного упрямства, так свойственных нам Ее молитва была живым общением, живым разговором с Богом, не заглушенным стеной эгоизма, своенравного упрямства, так свойственных нам. Труд святой жизни земной принес плод спасительный для рода христианского, ибо стал продолжением ее бытия, уже вечного, небесного, и после земного успения. Некогда Сын Ее, Христос Спаситель воскресший, сказал увидевшей Его Марии Магдалине: «Жено, не прикасаися Мне» (Ин. 20: 17). Не прикасайся ко Мне своими земными, прежними воспоминаниями, обыденными помыслами, мыслями о прежнем тихом счастье. Но возведи очи свои духовные гор е , ввысь от этого земного праха. Отныне все переменилось. Восхожу к Отцу Своему Небесному, Сын Которого Я есть. И ты, душа человеческая, оторвись ныне от земного, возведи очи свои к этому небосводу, сияющему невещественным золотом славы Царя Небесного, где предстоит Престолу Великого Судии Его Матерь и куда нам предстоит прийти на Суд великий, страшный, всеобщий и последний. Но чтобы увидеть этот свет невечерний, вечный, не будем избегать мысли о страданиях Христа ни по невниманию, а тем более по малодушию и страху, ибо нет иного пути ко спасению, как через Голгофу и крест.

http://pravoslavie.ru/96519.html

Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и царствие небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: «может ли быть, чтобы я не верил Евангелию, на всякий почти день слышимому в церкви»? – Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: покажи ми веру от дел твоих ( Иак. 2:18 ). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Ты веруешь Евангелию, но отчего же не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою не разлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ни делал, – зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии? Когда ты стоишь пред монархом, то предстоишь ему со всяким почтением и страхом, как и должно: ибо самая царская особа требует того. Бог есть великий и страшный Царь, Который содержит и душу и тело твое в руке Своей; для чего же, когда ты веруешь, что Он соприсутствует тебе, для чего ты не отдаешь Ему хотя такого же почтения и страха, какое почтение и страх показываешь земному царю, когда предстоишь ему? Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного – нет? Или это по той причине, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать Его грехами своими? Такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть высочайшее добро, и что надобно любить Его всем сердцем: отчего же не любишь Его, как самое крайнее добро? Для чего малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Зачем творишь то, что противно Его святой воле? Кто кого любит, тот того во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем исполняет волю его, чтобы тот не огорчился. Как же возможно Бога любить, а воле Его противится? Такова-то вера твоя и любовь! – Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя и претерпел страшные страсти, и тем избавил тебя от смерти вечной: для чего же по вере твоей не угождаешь Ему? Если бы кто каким-нибудь способом избавил тебя от смерти телесной, ведь ты все делал бы, что бы он ни хотел: для чего же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, когда веруешь, что Он столь чудным образом избавил тебя от смерти вечной? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь, что Он придет со славой судить живых и мертвых: для чего слезами и покаянием не умилостивляешь Его прежде того времени? Для чего не приготовляешься на суд тот? Хотящие предстать на суд человеческий заблаговременно думают, как бы оправдаться на том суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Когда же, в ответ на молитвенные слова Богоматери принять дух Её с миром и охранить Её от лукавых духов, возлюбленный Сын Её Иисус Христос утешил Её не бояться силы вражьей, которая уже попрана ногами Её, и с любовью призывал Её прейти от земли в небесные обители, Матерь Божья, с радостью, воскликнула: «Готово сердце Моё, Боже, готово сердце Моё! » – и, сказавши: «буди Мне ныне по глаголу Твоему», возлегла на одр и мирно и безболезненно предала Святую душу Свою в пречистые руки возлюбленного Сына Своего, как бы уснувши сладким сном. Да, действительно готово было сердце Царицы Небесной к такому блаженному успению Её! Будут ли также готовы наши души и сердца перед кончиной нашей, и будет ли наша кончина так же тиха, мирна, безболезненна и непостыдна, как кончина Матери Божией? Будем же молиться Господу, чтобы Он даровал нам такую кончину и сподобил нас услышать на страшном суде Его блаженный глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира!.. Но не о себе только молилась перед Своим блаженным успением Царица Небесная, Она, милостивая, молилась и о нас, молилась о всех, верующих в Сына Её Иисуса Христа. Когда пресвятая Душа Её вознесена была Божественными руками Господа на небо, Она, предстоя престолу Божию, молит Сына Своего и Бога нашего, чтобы избавил Он нас от всех бед и скорбей и сохранил нас при кончине нашей неповрежденными от сетей вражьих в воздушных мытарствах. Наконец, когда апостолы оплакивали Её блаженную кончину, Матерь Божия явилась им во время вечерней трапезы их, на воздухе, в небесном сиянии, со множеством ангелов и сказала им: «Радуйтесь, потому что Я с вами есмь во вся дни! » Эти слова утешения Богоматери апостолам служат великим утешением и для всего христианского мира, потому что Матерь Божия действительно и во успении Своём не оставила мира христианского; но всегда и невидимо пребывает с нами, надзирает и помогает нам в нуждах наших, и видимо являет нам знамения в своих чудотворных иконах, в бесчисленном множестве сияющих чудесами, по всему христианскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010