Изъяснение псалма 95-го. Песнь 25 «Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей». И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто-нибудь другой, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение. Пс.95:1 .   Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля. «Воспойте Господеви песнь нову». При новом порядке дел потребно и новое песнопение. «Воспойте Господеви вся земля». Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию. Пс.95:2 .   Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его. «Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем. Пс.95:3 .   Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. «Возвестите во языцех славу Его, во встъх людех чудеса Его». Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия. Пс.95:4 .   Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. «Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги». Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом. Пс.95:5 .   Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. «Излию», – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» 6787 ( Иоил.2:28–29 ). Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ( «день Господень»), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне 6788 . Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их ( Иоил.3:19 ). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: «Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:20–21 ). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился. Тропарь Иоилю: Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей. 6785 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868–843 годам до Рождества Христова. 6786 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:00 мин. Размер 3.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Иеромонах Иоанн (Лудищев) Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.

http://pravoslavie.ru/47482.html

16 Но совсем иное говорят друг другу боящиеся Бога, Господь им внимает, Он слышит их, и пишется пред Ним памятная книга о тех, кто благоговеет пред Господом и чтит имя Его. 17 «Станут они для Меня, – говорит Господь Воинств, – драгоценным достоянием в тот День, когда Я избавлю их ; сохраню их и явлю им сочувствие Свое, как отец сыну, который преданно служит ему». 18 И тогда вы снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и не служившим Ему. День Господень 4 «Вот, грядет День, пылающий, как печь, надменные и нечестивые соломе уподобятся, и сожжет их грядущий День, – говорит Господь Воинств, – не останется от них ни корня, ни кроны. 2 Но для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет солнце правды а , исцеление – в его лучах б , и вы, выйдете и взыграете, словно молодняк, выпущенный из загона. 3 В тот День, когда Я совершу сие , вы будете попирать нечестивых, ибо они обратятся во прах у вас под ногами, – говорит Господь Воинств. – 4 Помните Закон Моисея, слуги Моего, который Я заповедал ему на Хориве, – правила и установления для всего Израиля. 5 Знайте же, перед тем как придет День Господень, день великий и страшный, пророка Илию пошлю Я к вам. 6 Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей – к отцам, чтобы, придя, не поразил Я проклятием землю».     notes Примечания 1 Новый Завет в современном русском переводе/Пер. под ред. М.П. Кулакова. 3 а 1:1 На третий год правления Иоакима... (605 г. до Р.Х.), согласно принятой в древней Вавилонии системе исчисления времени правления царей. Ср. Иер 25:1, где этот год обозначен как «четвертый год правления Иоакима» согласно иудейской системе исчисления. 4 б 1:1 Евр. Невухаднеццар; вавилонское имя: Набу-кудурри-уцур (возможно означало: «О Набу, защити старшего сына»); имеется в виду Навуходоносор II, сын Набопаласара (правил в 605–562 гг. до Р.Х.). 5 а 1:2 Букв.: и предал Господь (евр. Адонай) Йехоякима, царя Иудеи, в его (Навуходоносора) руку. 6 б 1:2 Или: утвари. 7 в 1:2 Т.е. в Вавилонию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

7 ст. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Открывая завесу будущего, апостол Петр говорит, что нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом Божиим, т. е. сохраняются силою и действием всемогущества Божия до дня суда и погибели нечестивых человек, когда мир погибнет от огня. 8 ст. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день ( Пс.89:5 ). У Господа время не так измеряется, как оно измеряется у людей, считающих время, как медленное и как скорое. Самого короткого времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период, как тысячи лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день. Поэтому для вечности мы должны применять иное измерение, если хотим правильно судить о времени пришествия Христова (Толк. ап. Еп. Михаила 294 ст.) А из того, что Господь не приводит своего обетования в исполнение, никак нельзя заключать, что Он медлит, подобному тому, как иногда медлит человек по слабости, по потворству, но единственно по своему долготерпению, ожидая нашего раскаяния. 9 ст. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 ст.       Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Хотя и долго терпит Господь по-своему милосердно, но предаваться беспечности в деле совершения своего спасения отнюдь не должно, ибо день Господень будет внезапен и неожидан, как неожиданный бывает появление воров в доме ночью. Тогда небеса с шумом прейдут, минуются, исчезнут, стихии же разгоревшись разрушатся, т. е. главные, составные части этого мира (вода, огонь, воздух и земля) разрушатся, но не уничтожатся; земля и все дела на ней сгорят, т. е. земля и все, что на ней есть: так называемая природа, и все, что есть дело рук человеческих, сгорит, уничтожится огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Глава 2 Иоил. 2:1 . Вострубите трубою в Сионе, проповедите в горе Моей святей, и да смятутся вси живущии на земли, яко предстоит день Господень, яко близ. С Евр.: «Трубите трубою на Сионе, и возгремите на святой горе Моей; ибо грядет день Иеговы, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный». В торжественных и особенных случаях, в праздники, пред войною и при приближении врага закон повелевал священникам трубить в трубы ( Чис. 10:1–10, 31:6 ; Сн. Ос. 5:8 ; Иез. 33:8 ). Св. пророк, повелевая трубить трубами на Сионе для собрания сюда всего народа, всех жителей земли Иудейской, сим дает разуметь, что наступает страшная опасность для Иудейского народа от приближающегося врага. Торжественное, необычайное и всенародное собрание на Сионе, предвозвещенное посредством труб – всё это, показывая чрезвычайную важность проповедуемого пророком, должно было поразить Иудеев и привесть их в трепет и ужас, а потому «да смятутся» – да вострепещут, – говорит Иоиль, – все живущие в земле 24 Иудейской; «яко предстоит день Господень», т. е. наступает время грозного посещения и наказания Божия Иудейского народа через врагов; «приближается, – поясняет бл. Феод., – время наказания, которое, не погрешая, может иный назвать днем мглы и тьмы, облака и бури (ст. 2); потому что во время сие будут такия бедствия, что никто не ощутит света, но всякий будет представлять, что живет во тьме и мгле» (Бл. Феод.). Иоил. 2:2 . День тмы и бури, день облака и мглы: якоже утро разлиются по горам людие мнози и крепцы, подобни им не быша от века, и по них не приложится до лет в род и род. С Евр.: «Как заря, разстилается по горам народ безчисленный и сильный: подобного ему не было от века, и после него не будет в лета будущих поколений». Отселе начинается изображение врага в виде безчисленного, страшного, стройного, всех и всё преодолевающего воинства. Что это за враг? Толковники расходятся в своих о нем мнениях. Одни разумеют исключительно саранчу 25 , которая действительно, как стройное воинство, нападает на страну, другие видят Ассириан и Вавилонян; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, сказал возлюбленный ученик Христов (Иоанн, II, 10). 8. В Вербное Воскресенье. Для чего мы в нынешний день имеем обыкновение держать в руках ветви? Этим мы вспоминаем торжественный вход Иисуса Христа во Иерусалим. Держа в руках древесные ветви, мы выражаем, что встречаем Господа Иисуса Христа. Для чего мы держим в руках горящие свечи? Этим мы показываем наше усердие к Иисусу Христу, наше пламенное желание встретить Его. Как у нас в руках горит свеча, так в нас сердце горит любовью к Иисусу Христу и желанием встретить Его. 9. В день Вознесения Господня. Вы, слушатели христиане, по смерти своей желаете ли на небо, в царство небесное, где теперь Господь наш Иисус Христос? Конечно, скажете: желаем. Из чего же видно, что желаете? Кто чего желает, тот о том и думает; но мы часто ли думаем о небе? 10. В день Сошествия Св. Духа. Ныне день святой Пятидесятницы, т. е. ныне тот день, в который Дух Святый сошел на Апостолов. Просите и себе благодати Духа Святого, просите с полной уверенностью, что получите. Когда вы дышите, воздух непременно в себя вдыхаете: так и когда молитесь Богу, непременно приемлете благодать от Бога. 11. В день Успения Пр. Богородицы. И ты по смерти будешь жить. Ибо что такое значит умереть? – Умереть то же, что перейти из старого худого дома в новый, хороший. Смерть есть переборка с одного места на другое. Что же в ней страшного? Грешить бойся, а умирать нечего бояться. 12. B день Воздвижения Креста Господня. Мы теперь взираем, молимся и лобызаем животворящий Крест Господень: будем непрестанно иметь его перед глазами, будем и всегда молиться перед ним. Сына Своего Отец, Бог наш, отдал на смерть за нас, грешников, и Сын Его, Господь наш, Сам пошел на смерть ради нашего спасения от грехов. Крест Господень возносится, поднимается для того, чтобы привлечь твое внимание; чтобы ты видел, как любит тебя Господь Бог, и, видя это, каялся в грехах. 24. Поучение в скорбях Не скорби слишком, не входи в скорби до уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей! Да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и мрачный (Иоил 2:1-2). Тема здесь все еще пророческая: настойчивый призыв к покаянию, с объявлением общей мобилизации, с тревожным трубным звуком, чтобы предотвратить угрозу. Но затем происходит чрезвычайно важный переход – и этот ужасный день, наступления которого надо страшиться, становится днем, несказанно желанным, днем спасения и обновления пророчества, когда на всякую плоть изольется Дух: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил 2:28-31). Как видим, все концептуальное вооружение “дня Господня” поставлено на служение широкой оптимистической перспективе, обновлению пророчества (уже угасшего), и день суда трансформируется в день спасения. Действительно, всякий, кто призовет имя Господне, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение (Иоил 2:32). В этой представленной Иоилем метаморфозе “дня Господня” многие видят переход от пророчества, озабоченного покаянием в настоящем, к апокалиптике, полностью проецируемой на будущее спасение. Иначе говоря, трансформацию пророчества в уже не зависимую от истории утопию. Конец По многим причинам я не очень люблю термин “эсхатология”. Во-первых, этот технический богословский термин малопонятен неспециалистам. Во-вторых, изо всех богословских дисциплин эсхатология, или рассуждения о последних временах, – самая неясная, по необходимости приблизительная, подвержена разного сорта спекуляциям. Достаточно хотя бы посмотреть, какие разные концепции “рая” встречаются в истории религий. Третья причина – грамматического характера, в том смысле, что onepupyemcя quidproquo . É schamos – греческое прилагательное, означающее “последний”, в LXX им переводится ebpeйckoe acharim . Но значение этого термина, происходящего от аснаг (“затем”), – не “последний”, а “последующий”, “следующий затем”. Так, существует известное пророческое выражение, встречающееся по меньшей мере десять раз, чаще всего у Иеремии – be-achritha-yamim, – которое сегодня мы можем перевести как “в продолжение дней”, “в будущем”, а также “впредь”. Но греческая Библия переводит его через “в последние дни”, наделяя выражение эсхатологическим значением, которого в оригинале оно не имело: “в конце времен”.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

В 1925 году в приволжском немецком селе родилась маленькая девочка. В комнату зашла её тётя и, заглянув в детские пелёнки, грустно сказала: «Ты бедный червячок, зачем ты пришла в этот мир?» Времена наступали тяжёлые. Услышавшая тётины слова сестрёнка новорождённой очень испугалась и подумала, что это народился, наверное, уже последний ребёнок, так как мир стал ужасно злым, О дне смерти Писание говорит другое: Блаженны мёртвые, умирающие в Господе ( Откр. 14:13 ). Правда? об этом Екклесиаст ещё не знал. Апостолу-тайнозрителю было сказано с неба, что блаженство умирающих отныне , со времени Христа; при Соломоне этого ещё не было, но Соломон это чувствовал. Память всех святых в день их смерти , а отнюдь не в день их рождения . В рождении человек становится смертным, в смерти он переходит в бессмертие. Кстати, можно отметить, что и мусульмане чтят своих праведников в день их кончины, а не в день рождения. Только атеистическое сознание пришло к тому, чтобы праздновать память усопших видных деятелей в дни их рождения. Не веруя в духовный мир, не зная вечности, на них сбывается слово прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Пришёл в мир этот «бедный червячок», в нём и остался. Так в атеистическом, светском сознании. Умер человек, и поминают его в день рождения на смерть. В день смерти близких человек очищается, подтягивается, становится лучше; в день рождения – часто наоборот, особенно отцы, водки напившись. В глазах Соломона ни день рождения, ни день смерти ещё не были просвещены светом Христовым. Для христианина слова Екклесиаста остаются в силе, но день рождения освящается днём крещения, а день смерти ублажается, как переход в Царство Небесное. Соломон же стоит перед жёсткой правдой земной жизни и смерти. Из того, что уразумел Екклесиаст о дне рождения и дне смерти, становится ясно, как следует поступать и чему отдавать предпочтение в жизни. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира. Это так, ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Это постигнет и нас, как уже постигло других. К этому следует приложить своё сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И когда наступило утро пятницы, они настойчиво обвиняли Его пред Пилатом 749 ; ничего истинного они не могли представить против Него и потому произнесли ложное свидетельство и требовали от Пилата смертной казни; и они распяли Его также в пятницу. Шесть часов страдал Он в пятницу 750 , и эти часы, в которые Господь наш висел на кресте, считаются за день. Далее, после этого была тьма три часа 751 , и она считалась за ночь, и снова три часа от девятого часа до вечера – за день, и потом ночь страстной субботы (суббота). В Евангелии же Матвея написано так 752 : «Вечером в субботу, при наступлении первого дня недели (воскресения), пришли Мария и другая Мария Магдалина, чтобы видеть гроб. И произошло великое землетрясение, ибо сошел ангел Господень и отвалил камень»: И далее – день субботы (суббота) и три часа ночи после субботы, в которые Господь наш почивал (и потом воскрес) 753 . И исполнилось то, что Он сказал 754 : «Сын Человеческий должен пребыть в сердце земли три дня и три ночи 755 , как написано в Евангелии. И еще у Давида написано 756 : «Вот ты установил дни мои по мере» 757 . Ибо эти дни и ночи были S 89/CA V. 15///коротки, потому так и написано. Итак в ночь, так как наступило воскресение, явился Он Марии Магдалине 758 и Марии/дочери Иакова и на рассвете в воскресение вошел Он к Левию 759 , а потом явился и нам.///Нам Он сказал, научая нас 760 : вы поститесь эти дни не ради Меня, разве Я нуждаюсь в том, чтобы вы мучили ваши души? Но вы сделали это ради ваших братьев и должны это делать в эти дни, чтобы вы всегда постились в четвертый (день) недели (среду) и в пятницу. Как написано у Захарии 761 : «Пост в четвертый (день) и пост в пятый (день)», то есть в пятницу. Ибо в первый день недели (воскресение) недозволительно вам поститься, это – день Моего воскресения; поэтому воскресение не включается в число постных дней страданий, а они считаются от второго дня недели (понедельника), что составляет, пять дней: «Итак, для дома Израилева должен быть пост в четвертый день, пост в пятый день, пост в седьмой и пост в десятый (день)» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010