Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Приидите, поклонимся: трижды. И псалмы. После молитвы св. Ефрема Сирина в конце 6 часа: Придите, поклонимся: (3) И три поклона. Псалом 55: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых. Псалом 55 Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек, целый день воюя, теснил меня. Попирали меня враги мои весь день, ибо много нападающих на меня с высоты. Днём не убоюсь, но я буду уповать на Тебя. О Боге будет хвала слов моих, на Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне плоть? Целый день они слов моих гнушались, все расчёты их обо мне – во зло. Поселятся рядом и будут скрываться; наблюдать они будут мою пяту, ибо поджидают душу мою. Без труда Ты отринешь их, во гневе народы низложишь. Боже, я жизнь мою возвестил Тебе; положил Ты слёзы мои пред Собою, как и обещано Тобой. Да обратятся враги мои вспять, в день, когда я призову Тебя; вот, я познал, что Бог мой – Ты. В Боге произнесу хвалебную речь, в Господе изреку слово хвалы. На Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне человек? На мне, Боже, обеты, которые я воздам, восхваляя Тебя. Ибо избавил Ты душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения, буду благоугождать пред Господом во свете живых.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mezhdocha...

13 . Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать своей прихоти и пустословить, – 14 . то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. Закон о субботнем покое, высказанный еще в кн. Бытия II, 2, подтвержденный в кн. Исход XX, 8–11, в скрижалях десяти заповедей 1754 , был основным законом Израиля, ибо он непрестанно напоминал о Боге Творце и об отношениях народа завета к призвавшему его Господу. Закон о соблюдении субботнего покоя исполнялся со всею строгостью среди Иудеев, как во времена Исаии ( Ис. 1:13 ), так и во времена воплощения Сына Божия (ср. Мф. 12:1,11 ; Мк. 2:24, 3:2–4 ; Лк. 6:6–9 и мн. др.), но исполнялся лишь как обряд, утративший тот глубокий духовный смысл, который с ним был связан, а именно чувство благодарности и любви к Богу Творцу, Который был и Царем Израиля. Отдавая день покоя пустословию и исполнению прихотей своих и не пользуясь днем этим, как днем нравственного и духовного покоя, Иудеи не могли находить в дне этом ту отраду (ст. 13) и ту радость о Господе (ст. 14), о которых говорит пророк. Радость же могла быть ощущаема, как указало позже учение Христово, только теми, которые предают души свои и всю жизнь свою Христу, возлагая на Него все печали свои и веруя, что Он печется о созданиях Своих. ( 1Пет. 4:19 ; Пс. 54и Мф. 10:30–31 ; Лк. 12:6–7 и мн. др.). Потому-то священный день покоя, установленный Богом и нами празднуемый в день недельный, в память воскресения Господа Иисуса, даровавшего измученным покой, получает высшее значение в Христианстве, как память не только творения, но и новой жизни, дарованной нам о Господе Иисусе. И в пророчестве Исаии 13–14 стих. этой главы мы читаем предвозвещение того покоя и той радости, которые суть удел Христовой Церкви и которые привлекая к себе души вознесли Христову Церковь на „высоты земли“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вербное воскресенье Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? 12 апреля, 2020 Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись. В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы. Вербное воскресенье — двунадесятый праздник. История праздника Вербное воскресенье Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresene/

Вспомним, что „сердца сокрушенного и смиренного не презрит Господь“ ( Пс. 50:19 ), а Сам Спаситель наш сказал „приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим“. ( Мф. 11:28–29 ). 9 . Вот приходит день Господень лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. 10 . Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. 11 . Я накажу мир за зло и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; Хотя эти стихи произносятся в пророчестве на Вавилон, но они очевидно имеют более далекое и обширное значение и говорят о великом последнем дне Господнем, когда не только Вавилон и Иерусалим, – но и все грады и веси земли с их обитателями исчезнут с обреченной к обновлению земли и явятся на суд Господа, после чего праведники увидят „новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали“ 684 . Об этом говорит и Господь наш Иисус Христос ( Мф. 24 ), предрекая во первых уничтожение Иерусалима и ветхозаветного храма, а потом указывая вдали и на последний судный великий день Господень, когда „солнце померкнет и луна не даст света своего“. Как при уничтожении городов, прообразующее день судный событие, есть прежде всего уничтожение зла, гнездящагося в городе; так в великом последнем событии, Дне Господнем полное уничтожение зла и неправды будет началом новой жизни. Предшествующие дню судному прообразовательные бедствия и наказания должны напоминать людям, что „грядет великий день Господень, как разрушительная сила от Всемогущего“ 685 . Мы присовокупим здесь заметку о слове светила в 10 стихе этого пророчества, потому что в самом названии светил в Еврейском, Греческом и Славянском текстах есть указание на гордыню. В Евр. тексте употреблено слово Кесиль, что значит самоуверенный. В греческом тексте LXX и Лейпцигского издания 1730 Рейнека, а также в Славянском переводе стоит имя Орион 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Даже и святые люди не могут быть уверены, точно ли они достойны царствия Божьего, оправдаются ли они на суде, или осудятся, и для них суд Божий есть суд страшный. Но между солунскими христианами, несмотря на то, что они стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Сол. 1:7 ), не могло не быть и людей грешных. Сердца этих последних при слухах о приближении дня второго пришествия Христова естественно преисполнились тревогой и страхом. Для солунских христиан, и без того страдавших от утеснений язычников, и особенно Иудеев, этот страх был не полезен, а положительно вреден; так как многих мог довести до безнадёжности, уныния и отчаяния, а злоумышленные и враждебные христианам люди имели лёгкую возможность воспользоваться упадком духа христиан, чтобы повредить им ещё больше. Притом же страх христиан был безоснователен: слухи о приближении дня Господня были ложны. Под влиянием страха и в твёрдой уверенности, что день Господень приближается, солунские христиане могли бросить свои обычные занятия; а это ещё более повредило бы им и расстроило их жизнь. А с течением времени их постигло бы горькое разочарование. Обманувшись в своих ожиданиях, они могли усомниться, действительно ли Христос когда-нибудь придёт, и отпасть от веры христианской. Ввиду всего этого Апостол успокаивает и ободряет солунских христиан не только учением о праведном мздовоздаянии на страшном суде, но и заверением, что их тревога и опасения совершенно напрасны и безосновательны, что они введены в заблуждение и сделались жертвой обмана: день Господень не наступает и нельзя ждать наступления его в скором времени. Жалея солунских христиан и зная, как трудно отрешиться от внушённого и распространившегося в народе страха, хотя бы и совсем неосновательного, Апостол даже умоляет их успокоиться, не верить слухам и приводит доказательства, что день Господень не близок. Именно он написал им следующее (глава 2:1–12): 1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 . Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И велмжи цревы десть мжей ( Иер. 41:1 ). Замечательно, что в следующем Иер. 41:2  ст. рядом с Исмаилом называются только «десять мужей». По нынешнему слав. переводу, эти 10 мужей отожествляются с «вельможами царевыми»; но по еврейскому тексту и лат. вульгате (=Острожск. слав.) слова «десять мужей» следовало бы соединить с предыдущею частицею и. Если «вельможи» были отдельные от 10 мужей лица: то почему нет следа их в дальнейшем повествовании?... В переводе 70 толковников слов: «и вельможи царевы» совсем нет и, вследствие того, все повествование гл. 41 представляется более последовательным. Иер. 41:4–9 4. И бысть во вторый день по и члвкъ не увд, 4. На другой день по убиении Годолии, когда никто не знал об этом, 5. И мжи Сихема, и Салима, и осмьдестъ мжей, бритыми брадами, и растерзаными ризами, плачщес, и дары и в рк ихъ, еже внест в домъ Гдень. 5. Пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень. Ст. 4–9. Мжы Схема, и Салима (=Ват. греч.), и следовательно из бывшего израильского царства, идут с дарами (жертвами некровавыми) и ладоном в дом Господень, т. е. на то место, где находился, в то время уже разрушенный, храм Господень. Если без храма или скинии, по смыслу закона Моисеева ( Втор. 12 гл.), не могла быть совершена никакая жертва: то путешественники имели в виду своими приношениями (вероятно, в пользу священников) по крайней мере доказать свою преданность Господу. Предприняли они свое путешествие «в седьмой месяц» года ( Иер. 41:1 ), вероятно, к великому дню очищения, который праздновался по закону Моисея ( Лев. 23:27 ) в 10-й день этого 7-го месяца. В этот день, по заповеди Моисея, принося жертвы Господу, евреи должны были «смирять души свои», чтобы «очистить себя пред лицем Господа Бога» их (там же Лев. 23:28, 29 ). И эти восемьдесят мужей шли с обритыми бородами и в разодранных одеждах, и изранив себя. Об изранении своего тела, как выражении печали (вместо русского буквального перевода: изранив себя, в слав.-греч. сказано: плачщес), см. толков. Иер. 16:5–7 . О подстригании бороды, как выражении того же, см. Лев. 21:5 . Раздирали одежды свои – также в знак печали, см. 2Цар. 13:19 . Во всех этих внешних действиях выражалось смирение души пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Отмечать праздник Благовещения стали с IV века, на Русь он пришел в конце Х века. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вход Господень в Иерусалим. После того как Христос совершил одно из самых великих своих чудес: воскресил Лазаря одним лишь своим словом, Господь решил вступить в Иерусалим. Народ, называя Иисуса пророком, устилал дорогу Ему пальмовыми ветвями. Иисус вошел в храм Божий и выгнал всех торговцев, опрокинул их столы и скамьи. И говорил им: «Дом мой домом молитвы наречется». Смысл праздника Входа Господня в том, что верующие в этот день стараются открыть свои сердца перед Богом, как сделали это когда-то жители Иерусалима. В России же пальмы не растут, поэтому их заменили вербой. Вербное воскресенье празднуют в честь торжественного входа Господня в Иерусалим. Освященные ветки вербы надо принести домой. Целый год они будут хранить дом, после чего их надо заменить новыми, а старые сжечь. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. На 40й день после Пасхи отмечается праздник Вознесения Господня: Иисус Христос вознесся на небо, окончательно завершив Свое служение Мессии, и вернулся к Отцу. Церковь исповедует, что этим праздником соединено земное с небесным, что прекращено только видимое присутствие Иисуса Христа на земле, а благодатью Своей Он всегда пребывает с верующими. Зародился праздник Вознесения в IV–V веках, а современный богослужебный ритуал принял лишь в VIII–IX веках. В день Вознесения красят яйца, как на Пасху. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. Светлая Пасха – главный праздник православных христиан, «праздников праздник и торжество из торжеств», центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. …На третий день после смерти Иисуса Христа на кресте на рассвете Мария Магдалина, Мария, мать апостолов Иакова и Иуды, и Саломия, мать учеников Иоанна и Иакова, пришли к гробу, чтобы помазать Иисуса принесенными ароматами. И вдруг произошло сильное землетрясение, ибо сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от двери гроба и сидел на нем, молнии подобен, весь в ослепительно белых одеждах. Он и сказал женщинам: «…вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет: Он воскрес. Идите скорее, скажите ученикам Его об этом». И женщины со страхом и радостью побежали возвестить ученикам. Их встретил Сам Иисус и сказал: «Радуйтесь!»

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

( Иер.30:7 ). «День гнева – день сей, говорит Софония, день скорби и тесноты, день опустошение и разорения»... ( Соф.1:15 ). 1758 Прямо же параллельным по общей мысли местом к Мал.3:2, а может служить Ам.5:18–19 : «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался ему на встречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его». Иудеи в Мал.2:17 требовали «Бога правосудия». Пророк обещает им пришествие «Господа» (3:1); но прибавляет (в 3:2), что это пришествие ничего для них приятного не представляет, – что оно, напротив, будет грозным и судным. § 117. . Сказуемое и здесь выражено причастием (==чл.+ part. sing. каль от гл. «стоять») и должно переводиться, как выше, будущим «устоит». LXX перевели чрез (==«или»); – впрочем, в Алекс. код. – κα. Форма ==предл. +int. ниф. от гл. () «видеть»+суф. 3 л. ед. ч. м. р. Буквально можно бы перевести по-гречески – εν τω ειναι αυτον ορωμενον или по-русски – «когда его увидят». Мы полагаем, что, в соответствие с предыдущим, == ==«в тот день, когда Он будет видим»==«в день явления Его». Но так как слова в евр. тексте все-таки нет, то вернее будет перевести: «когда Он явится» (что гл. в ниф. значит «являться», видно из след. мест: Лев.13:19 ; Суд.13:10 ; 3Цар.18:1 сл.; Дан.8:1 ; Быт.12:7; 17:1; 48:3 ; Исх.3:16 ; Лев.9:4 и др.). 1759 Параллельное выражение находим в ψ.129:3: «Если Ты, Иегова, будешь подмечать беззакония, то кто устоит, Владыко ( )?» Оба эти вопроса: «кто выдержит?» и «кто устоит?» – суть quaestiones rhetoricae, т. е. предполагающие ответ: «никто». Пришествие и явление Господа и сопровождающий его суд рассматриваются, как некоторое бремя, которого никто не в силах снести, или как бы некоторый удар, под которым никто не устоит на ногах 1760 (ср. в 1:1). Но разумеется, это отрицательное – никто не значит, что и в действительности никто не спасется на грядущем суде; напротив, из 3:16–17, 20–21 видно, что в день Господень спасутся и восторжествуют «боящиеся Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Итак, люди с удовольствием занимаются гаданием о будущем. И Спаситель, конечно, видел, как разгоралась в апостолах эта страсть и до какой степени снедало их любопытство о будущем, и потому решительно отказывается от того, что имел, чтобы показать это праздное любопытство. Когда «восстановляешь Ты царство Израилю» ( Деян. 1:6 )? – спрашивают его апостолы. А Он, обуздывая человеческое легкомыслие, желающее проникнуть в будущее и суесловить о божественном, отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки» ( Деян. 1:7 ); познание этого – не по силам человеку. Не допытывайся о будущем заранее в подробностях, но просто ожидай и верь в грядущее; самого себя приготовь к будущему пришествию Судии; позаботься здесь не о том, чтобы узнать, когда этот день наступит, не о том, что он тебе готовит. В ответ на подобные вопросы, свойственные праздному любопытству: когда наступит этот день? когда будет воскресение? – пророк с негодованием отвечал: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень» ( Ам. 5:18 ). Т.е.: зачем вы стремитесь видеть этот день Господень? «Близок великий день Господа... горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты» ( Соф. 1:14–15 ). Возбуждает в них страх, чтобы обуздать их слабость. Так как они стремились знать будущее, выходящее за пределы доступного человеку познания, то Спаситель и отвечал им: «не ваше дело знать времена или сроки». Но чтобы не подумали, что делает то из зависти, Он и самого Себя причисляет к незнающим, чтобы тем до некоторой степени смягчить человеческое неведение. И ангелы, говорит Он, не знают. А что выше ангелов? И Сын не знает. А выше Сына? Когда слышишь о Сыне, обращай внимание на то, в каком смысле употреблено это название, потому что Он называется Сыном и по божеству, и по человечеству. А убедиться в том, что Писание называет Спасителя Сыном и в том случае, когда идет речь об Его плоти, и об Его домостроительстве, ты можешь, если вспомнишь, что сказано в другом месте: «и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отвечая на вопрос учеников, Господь предрекает страшные бедствия и нестроения, которые должны будут произойти: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней. И далее: горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. В этих словах предлагается картина ветхозаветного представления о так называемом дне Господнем. Иудеи делили время на два века: век нынешний и век грядущий. Они говорили, что нынешний век есть та жизнь, которую они переживают; век этот, с их точки зрения, был плох, наполнен злом и ненавистью, лишен надежды на то, что в людях еще можно что-то исправить в лучшую сторону. Век же грядущий, или, как его еще называли, золотой, наступит при непосредственном вмешательстве Бога. В том веке всех ждет полное благоденствие и процветание. На рубеже этих двух веков, по утверждению иудеев, – день Господень: время ужаса, характеризующееся страшными катастрофами, войнами, природными катаклизмами и всевозможными переворотами. Время это наступит неожиданно, внезапно. В книге пророка Софонии находим такое определение: день гнева – день сей; день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы… ( Соф.1:15 ). Наступит время не только физических страданий, но и нравственного хаоса, когда переменятся все нравственные нормы, обычными явлениями жизни станут войны, насилие, ненависть, зло. Да и в природе все придет в смятение и нестроение. Обилие катастроф и природных катаклизмов уже никого не будет удивлять. День Господень так придет, как тать ночью, – говорит апостол Павел ( 1 Фес.5:2 ). Слушая сегодняшнее Евангельское чтение, можно сделать несколько важных выводов. Господь говорит о том, что должно произойти, не скрывая от учеников Своих всего ужаса наступающих дней. Но Спаситель утешает верных последователей Своих тем, что Бог не оставляет этот мир, что в мире осуществляется именно Божие предназначение: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Господь дает надежду на возможность перенести все эти испытания: претерпевший же до конца спасется . Значит, как бы невыносимо трудно ни было, в терпении, в смирении, в уповании на Бога есть выход и спасение. Человек немощен, но Бог Всесилен.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010