19 декабря 1983 года в Советском комитете защиты мира (ныне Федерация мира и согласия), на встрече представителей Церквей и религиозных объединений в интересах содействия более эффективным связям между сторонниками мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Председателем Комиссии был единодушно избран Митрополит Минский и Белорусский Филарет. 24 марта 1985 года Преосвященный Филарет был награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. В 1988 году на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 4 июля 1988 года Владыка Филарет был награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. 15 декабря 1988 года Преосвященный Филарет вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата Митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата Митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода. В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, избран народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, избран председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 9 мая 1990 года Патриарший Экзарх всея Беларуси вошел в состав Синодальной Библейской комиссии, а 16 июля 1990 года был назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

Духовные корни зависимостей — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня, 2015 — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня в мире отмечается Международный день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом. О том, где нужно искать истоки пагубного увлечения человека наркотиками, и что может предложить христианство в деле борьбы с этой бедой (и другими зависимостями) – рассказывает иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастиря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис» . Один факт. В небольшой и компактной Беларуси с ее 9,5 млн. населения, за 2014 г. от наркотиков умерло, по официальным данным, 257 чел. А на учете стоит на начало 2015 г. — 9.917 чел. А ведь это только надводная часть айсберга. Иеромонах Агапий (Голуб) К сожалению, только специалисты понимают значимость этой эпидемии. Что касается обывателей – большинство убеждено, что это их не касается Свою ошибку они понимают, когда в их собственные семьи приходит беда наркомании. Но и тогда – они, как правило, закрываются, пытаясь решать проблему в одиночку… Пока же проблемой наркозависимости занимаются, в основном, МВД, медицина, психологи. А причины зависимости видят в экономической, социальной, психологической плоскостях. Но глубоко убежден, что основная причина тяготения человека к веществам, изменяющим сознание, заключается в поврежденности и извращенности человеческой природы в результате грехопадения. Человек – образ Божий, и только на пути к своему Первообразу он находит радость и полноту бытия. «Господи, Ты нас создал для Себя, и беспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» (блаженный Августин). И если человек не находит пути к восстановлению связи с Богом – доводится питаться тем, что есть под руками, в том числе и откровенными суррогатами (вспомните евангельскую притчу о блудном сыне). С другой стороны, со времен грехопадения «весь мир во зле лежит» (1Ин., 5;19), и наши души слишком легко ранятся об это зло. А еще прибавьте общую для всех смертность, в свете которой многое в нашей жизни теряет свой смысл. Только как не хочется это признавать, как хочется ощущать, что «мое время никогда не кончится»…

http://pravmir.ru/duhovnyie-korni-zavisi...

Кого мы любим, любя себя и ближнего? Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой 31 октября, 2015 Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой? Рассуждает иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастыря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис». Любовь к себе – одна из излюбленных тем, звучащих на самых различных психологических и психотерапевтических сайтах, форумах, тренингах, лекциях. Довольно часто мне доводится слышать рассуждения: чтобы любить ближнего, нужно научиться любить себя. Вообще-то понятие о любви к себе взято из того места Евангелия, где в центре внимания всё же – вопрос о любви именно к ближнему, а не к себе. А еще перед этой заповедью – есть заповедь о любви к Богу. Но главное, что меня не устраивает в этом расхожем утверждении – то, что в него можно вложить какое угодно содержание. Потому что не дается определения: а кто такой ближний, и кто такой я, которых стоит полюбить? Кажется, а что тут спрашивать? Я – это Семен Семенович Борисов, я – это Анастасия Ивановна Лещинская… Но вот другая фраза: «Я хочу выпить». Действительно это я хочу, или во мне что-то требует дозы спиртного? Может, это недостаток дофаминов, к которому привело регулярное злоупотребление алкоголем, вызвал у меня депрессивное состояние – а в мозгу есть память о том, как вновь простимулировать выброс дофамина? То есть это кажется , что я хочу выпить. А на самом деле это желание – проявление нарушенного, не успевшего восстановиться в достаточной мере баланса нейромедиаторов плюс неумение проживать свои чувства и эмоции в трезвом состоянии. Или еще проще. Не я хочу выпить, а мне с детства внушено обществом (семейные «культурные ритуалы») и телевидением, что без алкоголя праздник – не праздник, – и теперь мною живут заложенные с детства установки. Или вот: «Я хочу бифштекс». Это я хочу его, или во мне говорит навязанный мне образ преуспевающего американского бизнесмена, или менеджера, или крутого частного детектива (из Чейза), которые, идя на ленч в ресторан, почти всегда заказывают себе это блюдо. А оно же мне столько времени было недоступно! И вот сейчас, когда появляются деньги, мне так хочется соответствовать (в собственных глазах) этому образу, что мозг на полубессознательном уровне направляет волю – и она мои ноги прямиком ведет в ресторан! Опять-таки, это я хочу соответствовать данному образу, или во мне страсть гордыни и тщеславия работает?

http://pravmir.ru/kogo-myi-lyubim-lyubya...

Пора к психиатру? О границах пастырской компетенции Иеромонах Агапий (Голуб) Насельник Успенского Жировичского монастыря (Беларусь). Член Координационного совета Белорусского экзархата по противодействию наркомании и алкоголизму. 10.02.2023 #болезнь #психология #психология и вера new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Одной из непростых задач священника является установление границ своей компетентности. Священник не может быть опытным во всех сферах: опекать заключенных, работать с онкобольными, окормлять семьи, где есть диагноз ДЦП или синдром Дауна, помогать наркозависимым и их родным. Однако не только среди активных прихожан, но нередко и среди людей малорелигиозных распространена практика обращения к священнослужителям по самым разнообразным вопросам. Например, можно ли делать прививку от коронавируса и какую вакцину лучше использовать. Разрешать ли детям смотреть тот или иной мультсериал… Появляется риск допущения ошибки: раз меня спрашивают, я должен ответить, чтобы оправдать доверие и надежду людей. Однако у священника иная задача — помочь людям оставаться христианами, когда они решают задачи своей жизни. Особенно трудно не выходить за рамки своего пастырского опыта, когда вопросы касаются души в широком смысле этого слова. Потому что сложно разграничить собственно духовную, эмоциональную и психическую составляющие этого понятия. Между тем, когда возникают проблемы в личной, семейной и общественной жизни, немало людей предпочитают связывать их именно с духовной сферой: «порчей», «сглазом» и даже одержимостью. Ну или с «искушением» и «духовной борьбой». «Все валится из рук, ничего не хочется делать» Мне как клирику монастыря часто приходится выслушивать просьбы о помощи, которые относятся к области душевного состояния человека: «очень долго нет радости жизни»; хроническая тревожность; навязчивые мысли и действия; многоразличные страхи; «все валится из рук, ничего не хочется делать»; повышенная и хроническая усталость, которая сказывается на работе и семейной жизни, и т.

http://blog.predanie.ru/article/pora-k-p...

Особо стоит вопрос о необходимости применения правовых и технических способов ограничения доступа к порочному сегменту содержания сети Интернет. Принимая во внимание остроту нравственных проблем, стоящих перед обществом, верующие выступили с инициативой создания Общественного совета по нравственности, в состав которого вошли бы представители Церкви, деятели культуры и науки. Опыт деятельности подобных организаций существует в разных странах. Будем признательны Вам, Александр Григорьевич, если Вы выскажете свое мнение и относительно данного предложения. Религиозную общественность Республики весьма вдохновил тот факт, что участники проходившей с 25 по 27 октября Международной научной конференции на тему «Диалог Христианства и Ислама в условиях глобализации», были приняты Главой белорусского государства. Во время заинтересованной беседы было обнаружено сходство взглядов по ключевым вопросам глобальных и национальных межрелигиозных отношений. О том, что мнение Церкви по проблемам национального, общеевропейского и мирового масштаба имеет важное значение для всего нашего общества, свидетельствует проведенная совместно с Национальной Академией наук Беларуси конференция на тему «Государство, религия, общество». 7 июня в Свято-Успенском Жировичском монастыре представители светских и богословских наук с обоюдной пользой вырабатывали общие позиции в противостоянии вызовам современного секуляризма и глобализации. Развитие плодотворного сотрудничества Церкви, государства и светского общества стало возможным благодаря созданной в этой области за последние годы развитой и конструктивной правовой базе, которую по уровню эффективности можно признать лучшей на постсоветском пространстве и одной из наиболее разработанных в мире. Конституция, Закон «О свободе совести и религиозных организациях», Соглашение о церковно-государственном сотрудничестве от 2003 года, более 15 программ и соглашений о сотрудничестве Церкви с различными государственными учреждениями представляют собой стройную систему установлений, которые содействуют общенациональному единению. И хотя все еще делаются попытки поставить под сомнение и пересмотреть сложившуюся юридическую основу отношений государства и религиозных организаций, ни одна из этих попыток, в том числе и объявленный сбор подписей, не была поддержана руководством и широкими кругами традиционных вероисповеданий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206817...

А что значит «приложиться к иконе»? Для многих выражение «приложить руку» представляется более ясным. К иконе мы должны приложить свое сердце, но только не в материальном смысле. Прикасаемся мы к иконе губами и лбом. Этим действием мы выражаем свое почтение, уважение и любовь к образу. Для верующего человека икона — это живое олицетворение того, кто на ней изображен. Это аналогично тому, как семьянин, находясь в далекой командировке, достает фотографию своих родных, и он уже не фотобумагу видит перед собой, а свою любимую семью. Не исключено, что ему захочется прижать ее к себе или даже поцеловать. Точно такие же чувства испытывает верующий человек, когда стоит перед иконой. По сложившейся традиции, перед тем как приложиться к образу, мы дважды крестимся с поклонами и в третий раз так делаем уже после того, как приложимся. Поклоны могут быть как поясные (когда мы самым обыкновенным образом кланяемся) и земные (когда кланяемся до земли, вставая для этого на колени). Только в воскресные дни и в великие праздники земные поклоны по церковным правилам делать не положено. Иногда бывает так, что некоторые люди, забыв весь этот алгоритм, начинают смущаться, что делают что-то неправильно. Но важно не то, сколько раз мы перекрестимся и в правильной ли последовательности все сделаем. Еще раз повторюсь, что самое главное — приложить свое сердце, чтобы не уйти от святыни (для верующего человека каждая икона — святыня) без пользы. Нет ничего предосудительного, если человек перекрестится только один раз или прикоснется к иконе только губами. Не нужно цепляться за обрядовую сторону. Главное, чтобы человек в душе понимал, что он делает. Один мой знакомый рассказывал мне, что его не совсем верующий друг прикладывается к иконе «пока рукой». Понятно, что иногда в храмах иконы висят так высоко, что, кроме прикосновения к ним рукой, по-другому и не приложишься. Но через некоторое время я сам увидел, как это бывает, когда, будучи семинаристом, проводил экскурсию по Жировичскому монастырю. Судя по вопросам, которые задавал мне немолодой мужчина, было понятно, что он вовсе не атеист. Но к Жировичской чудотворной иконе он прикоснулся только рукой. По выражению его глаз и всего лица было видно, что он испытывал благоговение и трепет перед святыней. Понять его можно. Все-таки воспитывался он в непростое время — в богоборческое. И сейчас, чувствуя в душе стремление к Богу, ему очень трудно перебороть себя и следовать всем церковным традициям. Со временем этот комплекс у него пройдет, как и у друга моего знакомого. И если они сейчас прикладываются к иконе рукой, то потом они с такой же искренностью будут это делать, как все. Просто до некоторых вещей нужно дорасти. И примеры «вчерашних атеистов» заставляют нас задуматься: с такими же ли чувствами мы подходим к святыне или же делаем это просто по привычке?

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Евгения, студентка Минской духовной семинарии: Первый путь – эту путь супружества и, конечно же, как и любая православная девушка, она мечтает о хорошей, сильной, духовной семье. У нас общежитие закрывается в 22.30. У нас есть лавочки у елочки. Наши девчонки и мальчишки могут там сидеть, беседовать, в выходные дни вместе съездить в Слоним. Сейчас в духовной школе затишье – большинство воспитанников уехало на каникулы. Но регент 3 курса Алена осталась дежурить по кухне. После обеда нам удалось ее застать в тренажерном зале. Алена, студентка Минской духовной семинарии: Вечером прийти сюда – это самое то. Как и любая девушка она старается поддерживать себя в форме. Тем более пока она еще и не встретила своего спутника жизни. Алена, студентка Минской духовной семинарии: В основном все построено именно на любви. Да, люди здесь встречаются, но по-другому и не может быть, потому что все наши девчонки, все мальчишки  постоянно видят друг друга, каждый день. В любом случае возникает чувство, они знакомятся, ходят гулять. Это настоящие чувства. Проникнув сюда, в закрытую духовную школу, разбиваются стереотипы. Конечно, внутри кипит своя, высоконравственная, жизнь, но, как и в миру, здесь влюбляются, встречаются, женятся. Это не секрет. Алена, хоть сама пока и не испытала неземных чувств, становится проводником в мир сокровенного. Алена, студентка Минской духовной семинарии: У нас парни приглашают гулять к источнику. Это самое распространенное место, куда ходят гулять парами по вечерам. Далековато идти, есть о чем поговорить. У нас была одна история, и мы до сих пор не знаем, кто это сделал. Она действительная романтическая. Когда мы были все на молитвах и пришли обратно, то в холле нашего регентского отделения сидел огромный медведь, в ногах у которого была корзина цветов и открытка. И цветами на тротуаре выкладывали. Однажды на снегу было написано огромное имя и сердце. Говорят, семья – основа всей державы. В православии часто супружеский союз называют малой церковью. Так что это и есть негласное условие для карьерного роста у семинаристов-выпускников.

http://pravmir.ru/kak-v-zhirovichskom-mo...

Сегодня не многие понимают, какая это великая сила – молитва. Она оберегает и охраняет, очищает от греха, исцеляет души, укрепляет и дает силы для преодоления любых невзгод, направляет на путь добра и истины. О значении молитвы неустанно говорит Архиерей в проповедях, своим примером наставляя многочисленных чад, студентов Семинарии любить молитву и всегда напоминает: «Вера наша заключается в том, чтобы готовить себя и достойно войти в жизнь вечную. Все зло, которое диавол может измыслить против нас, ничтожно по сравнению с той радостью, которая ожидает в Царствии Небесном. Нам же остается только следовать по этой дороге и не сворачивать с нее – тогда Защитником нашим будет Сам Господь. А если Бог с нами – кто против нас?». 2016 год стал для Правящего Архиерея Новогрудской епархии воистину знаменательным: 30 мая на Святой Горе Афон Владыка Гурий молитвенно отметил свое шестидесятилетие, 20 июля исполнилось тридцать лет несения церковного послушания в Свято-Успенской Жировичской обители, 4 августа – двадцать лет Архиерейской хиротонии. Мировые политические потрясения и другие вызовы современности Волна политических потрясений прокатилась по арабскому миру, угрожая перекинуться на страны Европейского союза. Будоражат людей социальные проблемы и экономические неурядицы. О том, как относиться к этим вызовам времени, мы беседуем с Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Гурием, архиепископом Новогрудским и Лидским. Ваше Высокопреосвященство, сегодня время тревожное: Северную Африку и страны Персидского залива сотрясают народные революции, которым, похоже, не видно конца. И даже европейцы стали проявлять бурное недовольство своей жизнью. На Ваш взгляд, Владыко, в чем причина такого неспокойствия? Известный русский философ Константин Леонтьев , который, кстати, принял монашество, писал: «Терпите! Всем лучше никогда не будет. Одним будет лучше, другим станет хуже. Такое состояние, такое колебание горести и боли – вот единственно возможная на земле гармония». И действительно, всем хорошо быть не может. Проблемы были, есть и будут всегда. Только центр тяжести в мире постоянно меняется.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-s-arhi...

Вацлав Ивановский – бургомистр Минска, за свои злодеяния убит партизанами. Борис Рогуля – возглавлял БНС Новогрудского округа. В январе 1944 года сформировал для БНС конный эскадрон, который и возглавил. Оказался в американской зоне оккупации. Готовил диверсантов для заброски на территорию БССР. Некоторые активные участники БНС были арестованы и осуждены. Все их попытки реабилитироваться даже во времена Шушкевича, когда закрытыми списками реабилитировались фашистские прислужники, представляя БНС благотворительной организацией, были оставлены без удовлетворения. По мнению автора, «особенно напряженным было положение в западных областях Беларуси, где во время войны и в первые послевоенные годы действовали отряды Армии Крайовой ( польские антифашистские отряды , подчинявшиеся буржуазному правительству Польши в Лондоне). Именно здесь НКВД видело «гнездо национализма и кулачества» ( и не только там – И.М. ) . Недоверие распространялось даже на партизан – местных уроженцев (был арестован ряд деятелей компартии Западной Беларуси). Ситуация еще более усложнилась с началом массовой коллективизации (1949 г.) в этих районах. В общественно-политической мысли второй половины 1940-х гг. возникают идеи возрождения национального сознания, прав, демократических свобод, сохранения и развития белорусского языка, культуры. Это в основном проявлялось на территории Западной Беларуси, носило стихийный протест против политики русификации в области культуры и образования, создания колхозов. Носителем этих идей была прежде всего студенческая молодежь. Так, в 1946 г. среди бывших студентов Слонимского учительского техникума создается первая антисталинская подпольная группа «Чайка», которую возглавил Василь Сапрун. Целями ее являлись защита национальных прав и свобод, возрождение национального самосознания и в конечном итоге создание суверенной независимой Беларуси . Этого, считали они, можно достичь через культурно-просветительскую работу среди молодежи. К группе присоединились студенты Брестского железнодорожного техникума, Барановичского учительского института, Жировичского сельскохозяйственного техникума, Ганцевического педучилища и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/07/na...

Кроме православной церкви в местечке имелся католический костёл. Это обстоятельство создавало ситуацию, что туда, с потерей своего храма, могли устремиться для духовных потребностей многие некрепкие в православной вере прихожане – бывшие униаты. Вот что писал об этом Дисненский благочинный, донося 23 апреля Литовской духовной консистории о положении дел в Лужецком приходе: «Признаюсь, что прихожане Лужецкой церкви – настроения совершенно безразличного, по отношению к вере ; значит в настоящее время все поголовно и каждый будут наслаждаться и упитываться духовно Р[имско]-Католическим Костёльным наставлением и будут хуже и не усерднее к Церкви Православной и Православию» 92 . Вот в такой непростой обстановке оказался отец Дмитрий на новом приходе – ни храма, ни жилья… Почему переведён он был из уездного города в местечко, на «пожарище», сказать трудно. Возможно потому, что к этому времени он уже овдовел и был обременён сравнительно небольшим по меркам того времени семейством – двумя дочерьми и сыном. Дочери его в это время учились в Виленском женском училище девиц духовного ведомства: Лидия в среднем классе, а Мария – в младшем, будучи довольно прилежными воспитанницами, отмечаемыми начальством похвальными листами и книгами 93 . Сыну Сергею в августе 1885 года должно было исполниться восемь с половиной лет, и отец Дмитрий, будучи ещё в Волковыске, хлопотал о возможности принятия его в приготовительный класс Жировичского духовного училища 94 . Однако с переездом в Виленскую губернию вопрос этот отпал сам собой. Где начал своё образование сын Булгаковского выяснить не удалось. По крайней мере, ни в одном из духовных училищ Литовской епархии он не числился. Лужки, куда прибыл настоятелем священник Дмитрий Булгаковский, были в то время самым заурядным местечком, ничем особенным не отличавшимся. Большей частью его населяли евреи, ведшие здесь мелкую торговлю. По воскресным дням, впрочем, собирались там довольно многолюдные базары. Лужецкие обыватели занимались в основном ремёслами, которых здесь было достаточно много, однако население жило небогато.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010