Пора к психиатру? О границах пастырской компетенции Иеромонах Агапий (Голуб) Насельник Успенского Жировичского монастыря (Беларусь). Член Координационного совета Белорусского экзархата по противодействию наркомании и алкоголизму. Подпишитесь на наш Телеграм Одной из непростых задач священника является установление границ своей компетентности. Священник не может быть опытным во всех сферах: опекать заключенных, работать с онкобольными, окормлять семьи, где есть диагноз ДЦП или синдром Дауна, помогать наркозависимым и их родным. Однако не только среди активных прихожан, но нередко и среди людей малорелигиозных распространена практика обращения к священнослужителям по самым разнообразным вопросам. Например, можно ли делать прививку от коронавируса и какую вакцину лучше использовать. Разрешать ли детям смотреть тот или иной мультсериал… Появляется риск допущения ошибки: раз меня спрашивают, я должен ответить, чтобы оправдать доверие и надежду людей. Однако у священника иная задача — помочь людям оставаться христианами, когда они решают задачи своей жизни. Особенно трудно не выходить за рамки своего пастырского опыта, когда вопросы касаются души в широком смысле этого слова. Потому что сложно разграничить собственно духовную, эмоциональную и психическую составляющие этого понятия. Между тем, когда возникают проблемы в личной, семейной и общественной жизни, немало людей предпочитают связывать их именно с духовной сферой: «порчей», «сглазом» и даже одержимостью. Ну или с «искушением» и «духовной борьбой». «Все валится из рук, ничего не хочется делать» Мне как клирику монастыря часто приходится выслушивать просьбы о помощи, которые относятся к области душевного состояния человека: Но дело в том, что часто эти состояния связаны не с духовным миром, а с неврозами в медицинском смысле этого слова или с неврозами характера. Не мною подмечено, что наша цивилизация — это цивилизация неврозов. Пандемия коронавируса, различные политические события и печальные настроения в общественной жизни усилили распространение и выраженность неврозов и других психических расстройств. В первую очередь, влияние на психику оказывают долгосрочные переживания, связанные с потерей близких, или страхи перед смертью — своей и родных. Не удивлюсь, если последствия коронавирусной инфекции могут оказывать влияние (здесь был бы уместен комментарий более компетентного лица) на психику напрямую — когда прогрессируют тревожность, подозрительность, развиваются фобии, раздражительность перерастает в агрессивность, ухудшается память…

http://blog.predanie.ru/article/pora-k-p...

Лит.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Генерального штаба. СПб., 1863. Т. 5: Гродненская губ./Сост.: П. О. Бобровский. Ч. 2. С. 1064-1070; Stebelski J., ks. Kongregacye albo kapituy Generalne Basylianskie//Scriptores Rerum Polonicarum. Kraków, 1874. T. 4. S. 343-354; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882; Орловский Е. М. Жировицы: (Кр. ист. описание)//Виленский календарь на 1894 г. Вильна, 1893. С. 217-230; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Lorentz S. Wycieczki sonimskie. Sonim, 1933; Urban J., ks. W Byteniu i Zyrowicach//Oriens. Kraków, 1938. N 1/2. S. 19-20; Антоний (Мельников), архим. Жировицкий мон-рь в истории западнорусских епархий: Дис. Од., 1964. Ч. 1-3. Маш.; Acinчыk А. А. Жыpobiчы: Гicmapычhы нарыс. (ЗША), 1980; В. Ф. Жыpobiцkae Евангелле//Энцыклапедыя лimapamypы i мастацтва Бeлapyci. Mihck, 1985. Т. 2. С. 463; Мальдис А. И. Жировичи как центр лит. жизни//Христианизация Руси и белорус. культура: Мат-лы конф. Минск, 1988. Маш.; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu yrowickiego//Rocznik teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-218; М. Палата khiranichaя: Pykanichaя khira на Бeлapyci X-XVIII ст. Mihck, 1993; Супрун В. Р. За смугою часу: (Дacлeдbahhi i мepkabahhi). Mihck, 1994; Лазарева Д. И. Ранние этапы истории Жировичского мон-ря по письменным источникам//Bechik Беларускага ун-та. Сер. 3. 1996. 1. С. 6-9; Kyлarih А. М., Яpaшэbiч А. А. Жыpobiцki Cbяma-Ycnehcki ман-р//Беларуская Энцыклапедыя. Mihck, 1998. Т. 6. С. 471-472; Боровой Р. В. Загадки Жирович//Архитектура и строительство. 2001. 1. С. 20-23; Kyлarih А. М. Жыpobiчы: Cbяma-Ycnehcki муж. ман-р// Он же. храмы на Бeлapyci: Энцкл. даведник. Mihck, 2001. С. 81-84; Попов В. По страницам жировичских конволютов//Ступени. Минск, 2001. 4(5). С. 37; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 425-439; Гавриила (Глухова), игум. История Жировицкого Св.-Успенского мон-ря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников. М., 2004; Жыpobiцki Cbяma-Ycnehcki тэксту: А. А. Яpaшэbiч. Mihck, 2006.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Это в основном проявлялось на территории Западной Беларуси, носило стихийный протест против политики русификации в области культуры и образования, создания колхозов. Носителем этих идей была прежде всего студенческая молодежь. Так, в 1946 г. среди бывших студентов Слонимского учительского техникума создается первая антисталинская подпольная группа «Чайка», которую возглавил Василь Сапрун. Целями ее являлись защита национальных прав и свобод, возрождение национального самосознания и в конечном итоге создание суверенной независимой Беларуси . Этого, считали они, можно достичь через культурно-просветительскую работу среди молодежи. К группе присоединились студенты Брестского железнодорожного техникума, Барановичского учительского института, Жировичского сельскохозяйственного техникума, Ганцевического педучилища и др. Для координации их деятельности образуется «Центр белорусского освободительного движения», но с помощью провокатора (спецслужбы любой страны стремятся внедрить в подрывные националистические организации своих людей, рискующих жизнью, и называть их провокаторами – это что-то новое в юриспруденции – И.М.) все участники группы были арестованы. Участников группы обвинили в проведении «антисоветской националистической пропаганды, подготовке кадров для проведения террористических актов, сборе оружия». ( Они только этим и занимались – И.М.) Однако освободительное движение продолжало развиваться. Так, в 1947 г. в Глубоком и Поставах действовал «Союз белорусских патриотов », созданный студентами педучилищ. Но и он был разгромлен . (с.-243) ( Почему Аргучинцев не указал количество таких участников, а также их национальность и вероисповедание и кто их финансировал? – И.М.) «13 октября 1795 г. была подписана Конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном третьем разделе Речи Посполитой . К России отошли западно-белорусские земли, Литва, часть Западной Украины, Польши. 25 ноября 1795 г. от престола отрекся Станислав Август Понятовский. Таким образом, Речь Посполитая оказалась жертвой недальновидности, корыстолюбия и прямого предательства своей политической элиты и экспансионистских устремлений соседних государств . » (с. 95).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/07/na...

204 . От Училищного совета при Святейшем Синоде//Церковные Ведомости. – 1912. – 10. – С. 62. 205 . Отчёт императорского Русского географического общества за 1887. – СПб.: Тип. А.С. Суворина. – 1888. 206 . Отчёт о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1898 г. – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1899. 207 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1898 год. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1899. – 28 с. 208 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1899 год. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900. – 32 с. 209 . Отчёт по С.-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости за 1904 год. – СПб.: Типо-лит. Р.С. Вольпина, 1906. – 46 с. 210 . Постановления Пинского духовно-училищного съезда, бывшего 8 и 9 июля 1871 года//Минские епархиальные ведомости. – 1871. – 44 (часть официальная). – С. 346–348. 211 . Постановления Пинского духовно-училищного съезда, бывшего 31-го октября и 1 и 2 ноября 1872 года//Минские епархиальные ведомости. – 1872. – 52 (часть официальная). – С. 432–436. 212 . Постановления Пинского окружного духовно-учебного съезда, бывшего 21 и 22 августа 1874 года//Минские епархиальные ведомости. – 1874. – 20 (часть официальная). – С. 329–333. 213 . Постановления Пинского окружного духовно-учебного училищного съезда, бывшего 24–26 апреля 1874 года//Минские епархиальные ведомости. – 1874. – 11 (часть официальная). – С. 186–195. 214 . Правительственный Вестник. – 1895. – 11. 215 . Приветствия, полученные от разных учреждений и лиц, по случаю исполнившегося 13 апреля 1893 года столетия существования Минской Духовной Семинарии//Минские епархиальные ведомости. – 1893. – 17 (часть неофициальная). – С. 433–461. 216 . Разрядный список воспитанниц Виленского женского училища духовного ведомства за 1886/7 учебный год//Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – 23 (часть официальная). – С. 191–192. 217 . Разрядный список учеников Жировичского духовного училища//Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – 30–31 (часть официальная). – С. 281–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Ученого совета Минской духовной семинарии 29 августа 2022 г. 16:22 29 августа 2022 года, в преддверии нового учебного года, прошло заседание Ученого совета Минской духовной семинарии , которое возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . В работе заседания приняли участие наместник Жировичской Успенской обители  архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, администрация и преподаватели lyxobhoй школы. В начале заседания во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 55-летием со дня рождения Патриарший экзарх наградил ректора семинарии протоиерея Виктора Василевича медалью священномученика Владимира Хираско I степени. Работу заседания открыл ректор семинарии, отметивший, что главное дело духовной школы — это содействовать спасению людей, совершать дело Господне, а все преподаватели и студенты призваны к жизни по заповедям Божиим. Секретарь кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин иерей Леонид Сенченко сообщил о положительных результатах защиты выпускной квалификационной работы С.В. Никонова, прошедшей на кафедре 10 августа. Проректор по учебной работе иерей Константин Мачан сообщил о результатах вступительных экзаменов, прошедших с 8 по 12 августа. По их итогам на первый курс семинарии на все образовательные программы принято 59 студентов. Отец Константин также представил сводный рабочий учебный план, план распределения предметов по кафедрам и другие рабочие документы, касающиеся различных аспектов образовательного процесса в наступающем учебном году. Заведующий отделением заочного обучения иерей Артемий Кирко представил документы, касающиеся образовательного процесса на отделении, рассказал о прошедших в летний период Летнем богословском институте и Летнем библейском институте, а также анонсировал подобные образовательные проекты в новом учебном году.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Кого мы любим, любя себя и ближнего? Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой 31 октября, 2015 Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой Как разобраться в себе, чтобы не путать любовь с желанием или привычкой? Рассуждает иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастыря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис». Любовь к себе – одна из излюбленных тем, звучащих на самых различных психологических и психотерапевтических сайтах, форумах, тренингах, лекциях. Довольно часто мне доводится слышать рассуждения: чтобы любить ближнего, нужно научиться любить себя. Вообще-то понятие о любви к себе взято из того места Евангелия, где в центре внимания всё же – вопрос о любви именно к ближнему, а не к себе. А еще перед этой заповедью – есть заповедь о любви к Богу. Но главное, что меня не устраивает в этом расхожем утверждении – то, что в него можно вложить какое угодно содержание. Потому что не дается определения: а кто такой ближний, и кто такой я, которых стоит полюбить? Кажется, а что тут спрашивать? Я – это Семен Семенович Борисов, я – это Анастасия Ивановна Лещинская… Но вот другая фраза: «Я хочу выпить». Действительно это я хочу, или во мне что-то требует дозы спиртного? Может, это недостаток дофаминов, к которому привело регулярное злоупотребление алкоголем, вызвал у меня депрессивное состояние – а в мозгу есть память о том, как вновь простимулировать выброс дофамина? То есть это кажется , что я хочу выпить. А на самом деле это желание – проявление нарушенного, не успевшего восстановиться в достаточной мере баланса нейромедиаторов плюс неумение проживать свои чувства и эмоции в трезвом состоянии. Или еще проще. Не я хочу выпить, а мне с детства внушено обществом (семейные «культурные ритуалы») и телевидением, что без алкоголя праздник – не праздник, – и теперь мною живут заложенные с детства установки. Или вот: «Я хочу бифштекс». Это я хочу его, или во мне говорит навязанный мне образ преуспевающего американского бизнесмена, или менеджера, или крутого частного детектива (из Чейза), которые, идя на ленч в ресторан, почти всегда заказывают себе это блюдо. А оно же мне столько времени было недоступно! И вот сейчас, когда появляются деньги, мне так хочется соответствовать (в собственных глазах) этому образу, что мозг на полубессознательном уровне направляет волю – и она мои ноги прямиком ведет в ресторан! Опять-таки, это я хочу соответствовать данному образу, или во мне страсть гордыни и тщеславия работает?

http://pravmir.ru/kogo-myi-lyubim-lyubya...

Евгения, студентка Минской духовной семинарии: Первый путь – эту путь супружества и, конечно же, как и любая православная девушка, она мечтает о хорошей, сильной, духовной семье. У нас общежитие закрывается в 22.30. У нас есть лавочки у елочки. Наши девчонки и мальчишки могут там сидеть, беседовать, в выходные дни вместе съездить в Слоним. Сейчас в духовной школе затишье – большинство воспитанников уехало на каникулы. Но регент 3 курса Алена осталась дежурить по кухне. После обеда нам удалось ее застать в тренажерном зале. Алена, студентка Минской духовной семинарии: Вечером прийти сюда – это самое то. Как и любая девушка она старается поддерживать себя в форме. Тем более пока она еще и не встретила своего спутника жизни. Алена, студентка Минской духовной семинарии: В основном все построено именно на любви. Да, люди здесь встречаются, но по-другому и не может быть, потому что все наши девчонки, все мальчишки  постоянно видят друг друга, каждый день. В любом случае возникает чувство, они знакомятся, ходят гулять. Это настоящие чувства. Проникнув сюда, в закрытую духовную школу, разбиваются стереотипы. Конечно, внутри кипит своя, высоконравственная, жизнь, но, как и в миру, здесь влюбляются, встречаются, женятся. Это не секрет. Алена, хоть сама пока и не испытала неземных чувств, становится проводником в мир сокровенного. Алена, студентка Минской духовной семинарии: У нас парни приглашают гулять к источнику. Это самое распространенное место, куда ходят гулять парами по вечерам. Далековато идти, есть о чем поговорить. У нас была одна история, и мы до сих пор не знаем, кто это сделал. Она действительная романтическая. Когда мы были все на молитвах и пришли обратно, то в холле нашего регентского отделения сидел огромный медведь, в ногах у которого была корзина цветов и открытка. И цветами на тротуаре выкладывали. Однажды на снегу было написано огромное имя и сердце. Говорят, семья – основа всей державы. В православии часто супружеский союз называют малой церковью. Так что это и есть негласное условие для карьерного роста у семинаристов-выпускников.

http://pravmir.ru/kak-v-zhirovichskom-mo...

Скачать epub pdf Глава 13. Петр, митрополит Крутицкий Митрополит Петр, в миру – Петр Федорович Полянский, родился в Воронежской губернии в 1863 г. Среднее образование получил в Воронежской семинарии, а высшее – в Московской духовной академии, которую окончил в 1892 г. со званием кандидата богословия, магистранта, и был оставлен при ней в должности помощника инспектора. Вскоре он написал диссертацию на тему «О пастырских посланиях», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Из Московской академии он был назначен смотрителем Жировичского духовного училища (Гродненской губ.), а затем был приглашен на должность делопроизводителя Учебного комитета при Святейшем Синоде и через год назначен сверхштатным, а немного спустя, – штатным членом Учебного комитета. В последней должности он пробыл до революции, исполняя обязанности ревизора духовно-учебных заведений. Разъезжая по служебным обязанностям буквально по всей России, включая Кавказ и Сибирь, П.Ф. имел обширное знакомство в кругах высшего духовенства и профессуры. Обладая от природы общительным характером, при несомненной умственной одаренности, П.Ф. пользовался огромным уважением среди своих обширных знакомых. А благодаря твердости своего характера, соединенной с врожденной тактичностью, П.Ф. оказывал большое влияние на духовно-учебное и воспитательное дело в России. После революции П.Ф. работал в составе Всероссийского поместного Собора в 1917–1918 гг. Избранный Собором патриарх Тихон привлек П.Ф. в качестве одного из ближайших своих сотрудников. В 1920 г. патриарх Тихон постриг П.Ф. в монашество и 25 апреля рукоположил его в сан епископа с назначением на должность патриаршего викария, впоследствии возведши его в сан митрополита Крутицкого. По завещанию покойного патриарха Тихона, митрополит Петр Крутицкий значился в числе трех иерархо-долженствующих в порядке определенной преемствености быть местоблюстителями патриаршего престола. Обстоятельства сложились таким образом, что никто из первых двух митрополитов не имел фактической возможности исполнять обязанности местоблюстителя патриаршего престола и только митрополит Петр Крутицкий, третий кандидат, указанный патриархом Тихоном, вступил на эту высокую ответственную должность. Этот момент характеризовался, с одной стороны, провалом последних надежд на создание патриаршего «легального Управления, о котором хлопотал покойный, а с другой стороны, все растущей активностью обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

По заамвонной молитве Патриарший экзарх совершил чин поставления во чтецов студентов выпускного курса Минской духовной семинарии. Затем архипастыри и сослужащие священнослужители совершили славление празднику. По окончании богослужения митрополит Павел поблагодарил прибывших архипастырей за соборное служение и молитву, поздравил ректора архиепископа Гурия, преподавателей и студентов с днем памяти небесных покровителей Минской духовной семинарии и обратился ко всем со словом назидания. Владыка экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. По окончании богослужения и праздничной трапезы ректор семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий открыл в актовом зале торжественный годичный акт. Во время мероприятия прозвучали приветственные слова от представителей духовных и светских учебных заведений и присутствовавших в зале гостей. Приветственные адреса по случаю актового дня были направлены Уполномоченным по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, ректором Витебской духовной семинарии архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием , ректором Минской духовной академии архимандритом Сергием (Акимовым), ректором Академии управления при Президенте Республики Беларусь профессором Г.В. Пальчиком, ректором БНТУ доцентом С.В. Харитончиком, начальником Военной академии Республики Беларусь генерал-майором В.А. Лисовским, ректором Гродненского государственного медицинского университета профессором В.А. Снежицким, ректором Барановичского государственного университета профессором В.И. Кочурко, ректором Минского городского института развития образования Т.И. Мороз, директором Лидского государственного музыкального колледжа Е.В. Серяковой, директором Жировичского государственного аграрно-технического колледжа В.А. Апановичем и многими другими. Начальник Академии МВД РБ генерал-майор милиции С.И. Дорошко вручил митрополиту Павлу и архиепископу Гурию нагрудные памятные знаки к 60-летию возглавляемой им Академии МВД.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5592122...

Состоялась пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу» 30.11.2022 12:39:02 МОСКВА 29 ноября 2022 года в МИА «Россия сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу». В мероприятии приняли участие заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории А.К. Сорокин, советник директора Шуваловской школы 1448 г. Москвы О.Э. Иванова-Голицина. Иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал журналистам, что 8 ноября состоялась церемония награждения лауреатов конкурса «Просвещение через книгу», который проводится Издательским Советом при содействии Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Главный приз был присужден за двухтомник, включающий факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века и научные труды, ему посвященные. Проект подготовлен Издательским советом Белорусской Православной Церкви. Также наградами были отмечены издания в номинациях: «Лучшее художественное произведение», «Лучшая публицистическая книга», «Лучшая духовно-патриотическая книга», «Лучшая книга для детей и юношества», «Лучшая историческая книга» и других. География участников охватила различные регионы России, Сербию, Польшу и Казахстан. Иеромонах Макарий (Комогоров) сообщил, что планируется проведение цикла презентаций книг-лауреатов для библиотекарей и педагогов. А.К. Сорокин рассказал о книгах-лауреатах издательства «Политическая энциклопедия» и отметил, что сегодня говорить об истории следует на основании архивных документов и научного знания. Он высоко оценил сотрудничество Русской Православной Церкви и сообщества историков. О.Э. Иванова-Голицина представила книгу «Прогулка по Китай-городу со Львом и Единорогом» — победившую в номинации «Лучшая книга для детей и юношества». Она отметила, что данное издание предназначено для семейного чтения и позволяет лучше узнать историю Москвы.

http://radonezh.ru/2022/11/30/sostoyalas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010