Переход к книге Исхода (46,1 50,26) 1 . Переселение в Египет (46,1–30) 2 . Проживание в земле Гесем (46,1–30) 3 . Иаков благословляет двенадцать колен (48,1 49,28) 4 . Смерть Иакова и его погребение в земле Ханаанской (49,29 50,14) 5 . Смерть Иосифа в Египте и обетование земли Ханаанской (50,15–26) Глава 1 12,3 Сотворение мира. Основная тема творческая деятельность Бога, создающего мир. Повествование ведется не столько о творении (ему посвящена гл. 2), сколько о Самом Творце, Который словом Своим и волей Своей повелевает миру явиться к бытию. См. статью «Бог Творец». 1 Вначале. Бог начало и первопричина всего сущего (см. 1,1 3). сотворил. Еврейское слово «бара» («творить») используется автором Пятикнижия только для описания Божественного акта творения, поскольку означает «творить, создавать из ничего». Действия Бога могут быть описаны и посредством других глаголов (делал, созидал, образовывал и т.д.), но глагол «творить» («бара») соотносится только с деятельностью Бога. Бог. Еврейское слово Элохим (Бог) стоит во множественном числе, а глагол-сказуемое при нем в единственном. Некоторые экзегеты полагают, что эта особенность текста содержит указание на Божественную Троицу. Еврейская духовная традиция дает такое толкование: слово «Элохим», используемое как имя Божие, имеет значение «Источник возникновения и поддержания существования всех сил». Правильный перевод этого слова на русский Всесильный. небо и землю. Т.е. то, что впоследствии будет восприниматься человеком как «находящееся выше» (небеса), и то, что лежит ниже небес (космос, Земля). Возможно также истолкование: духовное и материальное. Следует также обратить внимание на «одновременность» сотворения «неба» и «земли». 1 Земля же... Под словом «земля» в Библии может подразумеваться не только земной шар, но и видимое небо; понятие «материя» также может быть обозначено этим словом. безвидна и пуста. Описание первичного хаоса, который в потенциале содержит в себе то, что станет физическим небом и землей. тьма над бездною.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Четвертая заповедь закона Божия Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твои, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 1. Библейские изречения о четвертой заповеди Празднование воскресных и праздничных дней есть установление божественное: и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быm. II, 3 ). – Я (св. Иоанн Богослов) был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний ( Anok. I, 10 ). – При наступлении дня пятидесятницы, все они были единодушно вместе ( Дeяh. II, 1 ). Хранение праздников выражается а) в покое от обыкновенных занятий: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя; день же седьмой суббота Господу Богу твоему ( Исх. 20, 1, 17 ). б) в совершении добрых дел: случилось Ему (И. Христу) в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они наблюдали за Ним. И вот предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнию. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись, исцелил его, и отпустил ( Лук. 14, 1 – 4 ). в) в оказании дел милосердия не только по отношению к людям, но и домашний животным: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу ( Лyk. XIV, 5 ). г) в хождении в храм Божий для молитвы и поучения в слове Божием: и пришел (Господь наш И. Христос) в Назарет, где был воспитан, в день субботний в синагогу ( Лук. 4, 16 ; сн. Деян. 20, 7 ). д) в приобщении в воскресный день тела и крови Христовых: в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, я проповедовал слово до полуночи ( Деян. 20, 7 ), 2. Объяснение четвертой заповеди Закона Божия а) День седьмый (воскресный) Богом благословен и освящен. «И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Он творил и созидал». ( Быm. II. 3 ). Что такое благословение дня, можно разуметь из противоположного ему проклятия дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и осуждается на сетование и как бы науничтожение ( Uob. III. 1 – 9 ; Иерем. XX. 14 – 16). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего. Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Иис. XX. 7; Чucл. I. 13 ), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ( Uoah. X. 36; XVII. 19 ), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ( 4Цар. Х. 2 ; Heeм. VIII. 9 ; Uouл. 1. 14; II. 15 – 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Павел осуждал всякое деление в коринфской церкви. Только Христос есть глава, которой должно держаться; на проповедников должно смотреть, как на орудия, которыми Бог действует; каждый из них имеет свою меру дарований, чтобы споспешествовать тому делу, которому все должны служить. Чем тут хвалиться: я имел такого-то или такого-то учителя? Такое хваление делает тебя зависимым от людей; если бы ты все относил только ко Христу, чрез которого входишь в общение с Богом, то мог бы на все смотреть, как на собственность ( 1Кор. 4:21 ). Эти слова показывают, какая свобода духа, какая возвышенность происходят из христианского смирения. Это всеобщее правило – как надлежит смотреть ва всех проповедников и их личные качества и как ими пользоваться – Павел объясняет потом нарочито своими отношениями к Аполлосу, – так как об отношениях своих к этому человеку, с которым находился в теснейшей связи, мог он говорить всего свободнее, бесподозрительнее. Тем, которые не находили в его простой проповеди искомой мудрости и которые отдавали достоинство только Аполлосу, он говорил: ваша вина, что вы не нашли в моей проповеди учения мудрости; источник всякой мудрости, мудрости Божией, а не мудрости мира, – в учении о Иисусе распятом, Спасителе мира, – которое было средоточием его проповеди; – впрочем, эту Божественную премудрость можно находить в нем и разуметь только тем, которые имеют чувство, способное к принятию Божественного. Евангелие потому не было для них мудростью, что в них еще слишком сильно плотское чувство, – это видно из их споров. – Он дает коринфянам правило, по которому надлежит рассуждать о всяком учителе христианском. Кто признает положенное им неизменяемое основание христианской жизни, что Иисус есть Спаситель, что в нем одном надлежит искать спасения, и на этом основании раскрывает далее христианское учение, тот уже свидетельствует этим, что он есть христианский учитель и чрез веру в Того, в Ком едином ищет спасения, он достигнет его и приведет других к нему. Но в здании, построенном на этом основании, Божественное может более или менее быть смешано с человеческим и от того быть представлено более или менее в чистом виде. Отделить человеческое от Божественного предоставляется времени – день явит – до последнего суда. Иной, слишком ценивший человеческое, увидит все дело, которое он созидал, погибшим, хотя основание, на котором он созидал, и останется целым и для него и для других; а сам он спасется только тяжкими искушениями, которые должен вытерпеть для очищения от человеческого, примешавшегося в нем к делу Божию ( 1Кор. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Как восходящий свет рассевает тьму, так негибнущая жизнь уничтожает тление» (Феодорит). Стих 5. Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа. Для такой нетленной жизни, говорит, мы и первоначально были созданы, но пали и чрез грех подверглись тлению. Господь и Спаситель уничтожил тление, поправ смерть воскресением. Таинственно мы соделываемся причастниками сего воскресения в крещении, слагая в нем ветхую жизнь и облекаясь в новую. Но в этом только залог, начало и основание к будущему воскресению в славе, подобно воскресению Господа. Здесь это действуется таинственно верою и благодатию в духе; а при общем воскресении мы самым делом облечемся в нетление. А что это так будет, в этом да удостоверит всякого присущая нам благость Святого Духа. Он есть залог наследия нетленной жизни. Так благоволил устроить Бог. Святой Златоуст говорит: «Грядущая жизнь уничтожит тление; а как это произойдет, о том не спрашивай. Бог будет тут действовать. Не испытывай сего. Потому и присовокупил: сотворивый же нас в сие истое Бог. Сим он показывает, что это прежде было определено о нас, ибо не ныне только Бог открыл нам сие, но в начале еще, когда образовал нас из земли и созидал Адама ибо не с тем созидал его, чтобы он умер, но чтобы соделать его бессмертным. Потом, чтобы более удостоверить в сем, присовокупил: Иже и даде нам обручение Духа. Ибо как тогда на сей конец создал Он человека, так и теперь чрез крещение воссоздал его для той же цели, и в удостоверение сего предоставил нам немаловажный залог Святого Духа. О сем залоге и обручении часто упоминает Апостол, как для того, дабы показать, что он всем одолжен Ему, так и для того, чтобы и сим убедить в истине своего учения упорных и ожесточенных сердцем». γ) Что делать должно, чтоб сподобиться будущей жизни славной? (5, 6–10) Для этого надо всячески постараться благоугодить Господу. Я сказал, говорит, что тяготимся жизнию в теле сем и желаем сбросить его. Теперь укажу вам, почему это особенно тяжело, — потому что тело мешает нам видеть Господа. Мы и рвемся из него, чтобы быть с Господом. Но если так, то, пока мы живы, надобно нам поревновать об угождении Господу, ибо не угодившие Ему не на радость себе сретятся с Ним, а только затем, чтоб выслушать себе осудительный приговор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В тайне Хлеба, т. е. в Евхаристии, Бог открывается людям как Отец и брат; в ней человек человеку открывается как брат и вечный собрат. Поэтому все, что Святой Савва созидал и творил, он созидал и творил ради Евхаристии. Все его храмы, сочинения, проповеди, служат вечному Слову Божию как Хлебу жизни, Им освященные и через Него осмысленные. А цель его, «чтобы все были едино, в единомыслии, пасомые и ведомые одним Пастырем…, соединились в одно Тело, с одним Главой, созидаемое Духом Святым« (Хиландарский типикон гл.17). Бог, который становится Хлебом насущным, и хлеб насущный, который из временной пищи восходит и преображается в Пищу, дающую вечную жизнь, неразрывное единство тех, кто собран вокруг хлеба и питается им — это единство Бога и человека, горнего и дольнего, Творца и твари, земной и небесной жизни, единого Святого и всего, что Его творческим действием и промыслительным присутствием становится Святыней (т. е. целостностью твари) — вот сущность веры и опыта и завещание Святого Саввы. На основании этой веры и опыта, он, подобно Апостолу, непрестанно призывает все поколения к святости, которая — основание и мера достоинства всего, особенно словесных существ « По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1,15). Это единство в вечной Любви, для любви и единства созданных существ, призывает и требует единства души и тела, духа и материи, храма как тели и содержания как души, божественного и человеческого творческого действия; требует согласия, нерушимого единства государства и Церкви (по примеру души и тела). Можно сказать, что для Святого Саввы, и святых, подобных ему, земля, по своему устроению и призванию — отражение неба, а небо источник жизни и плодородия земли. Поэтому он учит не бегству от земной реальности, от земли и хлеба, но раскрытию и достижению Полноты Жизни в них. И его бегство от мира было поиском Божественной Полноты, так же как и его возвращение на родину, стало освящением народа, светом обретенной им Тайны. Для него, как и земля, хлеб и плоть тянутся к небесной росе и солнечному свету, которые оплодотворяют и согревают их, так же тянутся они и к вечному Свету и теплу Духа, закваске вечной Жизни. И также как окаменевшая, не принимающая тепла и света, нива не может принести плода, так и человек и мир, замкнутые на себе, самодовольные, не принимающие живоносного Духа и вечного Солнца, неизбежно становятся добычей демонов тьмы и попадают в плен небытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Протоиерей Димитрий Смирнов: — Цель – прийти к Нему, к Отцу… А все остальное – средства. Петр Мамонов: А цель – осуществить замысел о себе? И тем самым прийти к Отцу? Протоиерей Димитрий Смирнов: А замысел самый главный Божественный: «Всем человекам спастись и прийти в познании Истины, то есть Меня», говорит Господь. Петр Мамонов: Так цель – соединение с Богом? А осуществление замысла – сопутствующая? Протоиерей Димитрий Смирнов: Конечно. Все-таки все земные дела человека сгорят. Мне тут кто-то рассказал… Петр Мамонов: Но ведь любовь останется в сердцах. Мы же помним Златоуста. Разве его дела сгорели? Разве не взял он их с собой как багаж — эту любовь, которую дарил людям? Протоиерей Димитрий Смирнов: Любовь-то да, а свои произведения – нет. Петр Мамонов: Но через них любовь и вышла. Протоиерей Димитрий Смирнов: Да, через них к нам. Это средство его общения с нами. А то, что он созидал в себе благодаря этим трудам ради нас, он взял с собой. Он взял духовное в чистом виде. Петр Мамонов: Я понял, формулу я понял. «То, что он созидал в себе благодаря этим трудам ради нас», — вот формула. Протоиерей Димитрий Смирнов: Расскажу вам два сна, не мои. Мне их рассказали люди. Первый рассказал один человек, он умер потом, иеромонах. Он тоже был не чужд творчества. Писал, очень любил литературу. И вот однажды он думал о Пушкине, и Александр Сергеевич ему приснился. Он говорил: «Я подхожу к нему и говорю: «Александр Сергеевич, у вас на земле такая слава!»  А Александр Сергеевич говорит: «На что мне теперь эта слава?…» И пошел по полю, а плащ его развевается. И с какой-то скорбью. И второй сон. Не помню сейчас, кто мне его рассказал. Другого человека, которому приснился Пушкин. Накануне родительской субботы. Приснился Пушкин. И говорит: «Вот вы все: Пушкин-Пушкин, слава-слава… А помянуть некому!» И человек пошел в церковь, написал записку и помянул раба Божьего Александра. Вот как интересно – на одну и ту же тему. Поэтому земная слава, такая бесспорная величина. А что проходит в тот мир? Проходит молитва. Поэтому, если результатом жизни человека случилась молитва, то есть любовь,

http://pravmir.ru/petr-mamonov-i-protoie...

Но, может быть, кто-нибудь подумает, что это я написал за вознаграждение или из страха, – пусть тогда он прочтет похвалы сих святых отцов, как прославили они великого князя Бориса. Кто же их научил (этому)? И кто подвигнул их восхвалять его таковым образом? И кто надоумил их на таковое согласие, что, будучи собранными из различных мест, не зная друг друга, святители все единогласно величали благими похвалами великого князя Бориса? И я, подобно их великой похвале, из многого малое нечто скажу о своем государе, великом князе Борисе Александровиче. Кому уподоблю я великого князя Бориса Александровича? Назову его Соломоном. Не читали ли вы, как южская царица, прослышав о премудрости Соломона, пришла с края земли, желая убедиться в премудрости Соломона? Здесь же, мнится мне, удивительнее Соломона: узнали великие русские князья и вельможи о премудрости и могуществе великого князя Бориса Александровича, царствующего в Богом обетованной той земле, и пришли с разных концов земли не только премудрости наслышаться, но и лицезреть славного того государя и насыщаться от царской и сладкой этой трапезы. И как еще назову тебя, великого князя Бориса Александровича? Уподоблю его кесарю Тиберию Справедливому. Но Тиберий не разрешил своим подданным ходить пред собою в прекрасных одеяниях и в блистании злата. А сей самодержавный государь, великий князь Борис Александрович, напротив, бесчисленно одаривая своих людей, повелевает им в своей палате предстоять пред собой в великолепном блеске, увенчавшись сам царским венцом. Воистину не слыхано, чтобы среди прежних царей кто-либо был так прекрасен лицом и одеждами, наиболее же всего – добродетелями, как великий князь Борис Александрович. И так как не могу я найти слов, чтобы описать его величественную походку, прекрасные его одеяния, красоту лица его, мудрость старца, (таящуюся) в молодом теле, добрый нрав, соединенный с кротостью, то и назову его, самодержавного и братолюбивого, наиболее же всего – боголюбивого великого князя Бориса Александровича, назову его Львом Премудрым, который созидал несказанно прекрасные столпы. А великий князь Борис Александрович, – тот не столпы созидал, но сооружал великие ограды, и воздвигал в них церкви Божий, и собирал преподобных монахов и святолепных старцев, подобно прекрасным столпам, о которых следовало бы сказать, что на них утверждается и ими просвещается вся поднебесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его на реках смерть алчная искала, И в море ад ему разверзала: Но Бог помог, – и он не утонул!! В степи с людьми он замерзал, И очень близок к смерти бывал. Мороз и вихрь на смерть его терзал; В живых остаться он не мнил: Но призвав в помощь Бога и св. Николая, От сих бед – спасен был. Не раз волков стая его встречала; Но десница Божия его сохранила. В сражениях почти он первым был: Смерть над головой его летала, Лошадь под ним мертвая упадала; Над головой его пули жужжали, Товарищи его мертвыми упадали; Но промысл, для высших целей, невредимым его хранил, В обителях в славу Божию и в пользу ближних он жил: Храмы Божии он созидал, И всяким благолепием их украшал; И подвижникам Христовым во всем благом примером был. Все сие во славу Божию и в пользу ближних он созидал. И всегда – о часе смертном и о будущем помышлял, И с миром Богу душу свою отдал, Исполнив всех добродетелей меры, Оставил нам благочестия примеры. Как много было стрел на жизнь его! Господь помог И он возмог… И благодушно теперь поет: Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! Сказав о жизни и подвигах игумена о. Вонифатия, считаю нужным кое-что сказать и о его наставнике в христианских добродетелях, об удивительном человеке, юродивом Иване Босом. Краткие сведения о наставнике игумена Вонифатия Иване Босом, удивительном человеке юродивом Сведения о наставнике о. Вонифатия в христианских добродетелях, удивительном человеке юродивом Иване Босом частью я собрал от местных жителей г. Киева, живущих и теперь, а частью из сказания об нем Г. Аскоченского, редактора журнала «Домашняя беседа». Сведения сии следующие: Однажды был я в доме у протоиерея Десятинной церкви и, между нашим разбором зашла речь и об Иоанне Босом . Я прежде знал, что сей удивительный человек жил в приходе сего протоиерея, а потому и просил его передать мне хотя кое-что об Иоанне Босом. Сей протоиерей передал мне о нем следующее: «В сороковых годах, сказал о. протоиерей, в той местности, где теперь находятся присутственные места, находились ветхие домики моих прихожан. Один благочестивый мещанин той местности принял к себе безприютного Ивана Босого. Иван Босой усмотрев у сего мещанина развалившийся погреб, ископал в нем небольшую пещеру и в оной поселился для своих благочестивых подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Богородичен: Умерщвленную душу мою оживи, падшую возстави, уязвленную исцели, ум мой просвети, искушений волны укроти, Мати Божия, Дево Пресвятая, и спаси мя молитвами Твоими, Пречистая. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. От юности инок преизрядный быв, иноческия обители с любовию созидал еси, и вся на пользу жития иноческаго в тех благоустроил еси, всех присно к Богу наставляя отеческими твоими поученьми, отче наш, Феодосие Богомудре. Благолепне душу твою во храм Духа Божия добродетельми устрояя, благолепие Дому Божия возлюбил еси и, всеусердное попечение о том имея, еще и храмы новы созидал еси во славу Творца и Бога, мир весь несказанною красотою благоукрасившаго. Радостию Ангельскою, святителю Божий, радовался еси, егда чада твоя во истине ходяща видел еси, и, якоже отец чадолюбивый, сердцем твоим о заблуждающихся скорбел еси и о спасении всех молитву творил еси, вся любовию объемля и о всех предстательствуя, отче наш, святителю Феодосие. Богородичен: Приидите, вси вернии, припадем к теплей Заступнице рода нашего, Матери Божией, и во умилении сердца воззовем: Пресвятая Владычице Богородице, покрый нас благодатным покровом Твоим и молитвами Твоими избави нас от всякаго зла. Кондак, глас 4 Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней словесныя твоя овцы питая, и целебен дар от Христа Спаса приял еси, во еже немощи душевныя и телесныя целити всех, с верою к тебе приходящих. Темже и ныне, святе, молися, всем, имя твое призывающим, от наветов вражиих спастися и помиловатися душам нашим. Икос Дар Божий воистину явился еси земли Российстей, святе Феодосие, от юности бо себе Богу возложив, подвигом добрым до конца подвизался еси, и дарования велия приял еси, благодати сосуд быв избранный. Темже яко в житии твоем, тако наипаче по блаженнем успении, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, со дерзновением воздееши преподобныя твоя руце о пастве твоей, и о всей Российстей тепле моляся. Сего ради, с верою и любовию к тебе притекающе, вси скорбящии неоскудно утешение приемлют и болящии исцелений сподобляются. С нимиже и мы тебе, яко чадолюбивому отцу, взываем: моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися и помиловатися душам нашим. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Хиландарский устав По всему вышесказанному, заповедуем от Господа Бога Вседержителя: не исповедующийся да не причащается, пока не придет в себя и не исповедует все грешные и пагубные дела. Хиландарский устав И не похвально, чтобы кто-то пребывал без Причастия без ведома игумена. Таковые будут осуждены как исполняющие свою волю. Хиландарский устав Непричащающегося необходимо ради его пользы как неразумного подвергать осуждению. Какая ему польза от пребывания здесь? И какая ему польза от неисповедания? Разве от этого нет вреда и пагубы? Разве от этого не происходит всегдашнее научение злу и все, ввергающее душу в пропасть? Это подобно тому, как если бы больной или раненый скрывался от врача. Как тяжело таковой приходит к выздоровлению, так – и намного тяжелее – не исповедующемуся достигнуть здоровья души. Поступая так, братия, мы не только освободимся от своих грехов, но и в дальнейшем будем твердыми. Хиландарский устав Ктиторство. Одаривание Ктиторство Преподобного Симеона Мироточивого Ибо как его назовем? (святого преподобного Симеона Мироточивого). Господином или, скорее, учителем? Во-первых, своим примером благоверие показал, а после, во-вторых, церкви освящал, монастыри созидал, святых с упоением слушал, к иереем был уважителен, а к монахам великое почтение и любовь имел, безнадежным был надежда, убогим заступник, нищим питатель, ногих приводил в свой дом и одевал, сирот напитал, вдовиц оправдал, слепым, хромым и немощным воистину был матерью. Второй Авраам был, странноприимец, земной ангел, небесный человек. Житие Святого Симеона Сам же созидал монастыри: сначала в Топлице, посвященный отцу Николе, второй там же Святой Богородице, потом святому Георгию в Расе. И для всех монастырей оставлял управление, как этому подобает. А после тех, сей монастырь созиждил (Студеницу), который посвятил имени Пресвятой Владычице нашей Богородице Благодетельницы, создавая от малого и до великого. И села передавал со многими правами монастырям, иконы, честные сосуды, книги, ризы и завесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010