Раскроем первое послание Апостола Петра, обращенное ко всем пришельцам, рассеянным в Галатии, Понте, Каппадокии, Асии и Вифинии, т. е. ко всем верующим вообще. Всех их, как новорожденных младенцев, призывает он, «возлюбить чистое словесное молоко», «дабы от него возрасти во спасение – приступая к Христу, как к камню живому, отвергнутому строителями, но сделавшемуся главою угла». «И сами, – продолжает Апостол, – как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет. 2:2–7 )». Не каждый сам из себя созидает по Апостолу отдельный дом духовный, но все верующие общением своим созидают из себя, из совокупности своей дом духовный, в котором и являются священством святым. Никоим образом нельзя предположить, чтобы, по словам Апостола, каждый для себя только должен был быть «священством святым», чтобы каждый от себя только приносил «духовные жертвы, благоприятные Богу», – чтобы каждый верующий, как камень живой, образовывал из себя отдельный, обособленный храм, устрояя дом духовный из самого только себя; но ясно, что будучи, подобно Христу, камнями живыми и примыкая ко Христу, как камню краеугольному, верующие должны общим трудом устроять из себя дом духовный, т. е. Церковь . Если бы верующие должны были действовать только порознь, для себя и на себя, то не имело бы значения выражение Апостола: некогда не народ, а ныне народ ( 1Пет. 2:10 ). В том и отличие живых камней от мертвых камней, что последние являются только материалом в руках зиждущих, а первые обязательно воздействуют друг на друга, имеют зиждущую силу. Потому и говорит тот же Апостол позднее: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет. 4:10 )». Если бы верующие, как живые камни, не были домостроителями церковными и не определяли бы Церковь своею деятельностью, то не был бы домостроителем ее и Христос, ибо и Он называется точно также живым камнем, хотя и краеугольным. Итак, если творчески действует на Церковь живой краеугольный камень ее Христос, то и верующие, как живые камни, «приступая к нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному ( 1Пет. 2:4 )» становятся и должны становиться участниками творческой деятельности, зиждительства церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Радостный путь покаяния 4 мин., 21.07.2014 Как-то я видел ролик, показывающий, как сильно может измениться внешность человека, то, как его видят окружающие — и как он сам видит себя. Грязного, заросшего бродягу в лохмотьях отмыли, постригли, побрили и переодели в чистую и приличную одежду — и он стал выглядеть совсем по-другому, даже выражение его лица стало совсем другим. Он больше не выглядел, как бродяга, не чувствовал себя бродягой — да и больше не был бродягой. Он оставил прежнюю жизнь — как это делает новообращенный христианин. Но обращение ко Христу — это не переодевание; это очень глубокая перемена во всем. Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или, даже, новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: « покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа » (Деян. 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо, и, вместе с тем, могущественно, изменять ее изнутри. Как мы уже говорили, наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских — райскими существами. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе». Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: « Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего » (1Кор. 6:9-11)

http://foma.ru/radostnyiy-put-pokayaniya...

Сарацин, желая доказать, что Бог есть виновник и добра и зла, и что Бог есть пособник блуднику и развратнику, говорит: «Кто образовывает зародыш в утробе матерей?» Христианин: Мы нигде не находим, чтобы Писание говорило, что после первой седмицы Бог что-либо образует или создаёт, и ты никоим образом не докажешь, что после этого Он что-либо сотворил, за исключением радуги, то есть, дуги в облаке, [созданной] во времена Ноя. Ибо в первую неделю сотворил Он человека, сказав: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт 1:28 ). И так как человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене семя [это] взошло, поскольку человек рождается, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина ( Быт 5:3–18 ). И не сказано: Бог создал Сифа или Еноса, или кого-либо другого. Итак, один лишь Адам создан Богом, другие же рождаются и рождают. Таким же образом и земля по велению Божию [растения] производит, ибо сказал Бог: да произрастит земля зелень травы ( Быт 1:11 ). И всё, что ни возникает на земле вновь, и другим засеянное произрастает, не будучи сотворено кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот и я, как прежде сказал, являясь свободным в добрых и злых [делах], где бы ни сеял, пользуясь своей свободой, в своей ли жене, или в чужой, семя всходит и становится послушным первому повелению Божию; а не так, что Он и поныне ежедневно создает и делает, ведь Он уже в первую седмицу всё сотворил. Варвар·. А как же сказал Бог Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и из утробы освятил тебя ( Иер 1:5 )? Христианин: В чреслах всякого мужа, от Адама и далее, Бог образовал одушевленную семенную силу. И каждый мужчина способен к зачатию, изначально имея сына своего во чреве, подобно и сын рождает другого. А что касается из утробы освятил тебя, то смысл этого таков, что, как говорит Евангелие, тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин 1:12–13 ) посредством святого Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца 98 поставь скинию 99 собрания. И поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол, и светильник (его); и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения, и повесь завесу у входа в скинию (собрания), и возьми елея помазания 100 , и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ея, и будет свята. Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая 101 . И сделал Моисей все: как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания 102 , и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания 103 , потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. В настоящей паремии излагается повеление Господа Моисею о поставлении и освящении скинии свидения. Скиния свидения – переносный (подвижный) храм евреев, служивший им для богослужения во время путешествия по пустыне и впоследствии в Палестине до времени построения храма Соломонова. Построена была скиния по образу или чертежу, показанному Моисею самим Богом на Синае. Полное название свое скинии свидения – т. е. скинии свидетельства или откровения – она получила потому, что в ней находилась величайшая святыня – кивот свидения (ковчег Завета), в котором хранились откровенные свидетельства воли Господней – данные Им заповеди, и здесь же, над кивотом, Господь, являясь в таинственном облаке (шехине), давал евреям непосредственные свидетельства Своей воли. Сделана была скиния из драгоценных материалов под руководством двух художников Веселиила и Елиава. В устройстве скинии нужно различать: 1) двор скинии с его принадлежностями и 2) самую скинию (палатку) с ее принадлежностями. Четырехугольное пространство двора вокруг скинии, в длину 100 локтей (локоть 10½ в., всего длина 65 арш. 10 в.) и в ширину 50 л. (32 арш. 13 в.), образовывалось оградою, состоявшею из завес (виссонных), прикрепленных к столбам. В длину было поставлено по 20-ти легко поднимающихся столбов с каждой стороны (высота этих столбов 5 локт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава – потому что Ты явился в наш мир и с человеки споживе 917 ! Слава – ибо Ты Рождеством и Воскресением Своим открыл нам, сущим на земли, Небесная 918 ! Слава – ибо Ты " на камени основал Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 )! Слава Тебе, ибо в Церкви Своей оставил Ты – во святых Таинствах – для нас всякое средство ко спасению, из коих начальное есть Таинство Покаяния и мать его – пост. Оно – не первое, не с него формально начинается церковная жизнь человека, но – начальное, ибо без него невозможна реальная жизнь в Церкви! Без этого начала не совершается никакое Таинство. Святое Крещение ли и Миропомазание , коими Господь вводит нас в Церковь Свою? – Но приступают к ним путем покаяния, как сказано: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22, 16 ). И первые наши покаянные слова (подкрепленные трикратным дуновением и плюновением), с которых начинается целожизненная человеческая борьба с грехом, – отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его 919 . Браковенчание ли? – Но разве не положила Святая Церковь исповедь предварением сего Таинства? Елеопомазание ? – Но исповедь есть непременный спутник его, идущий или немного впереди, или чуть сзади, да и в самом этом Таинстве молитва покаяния есть его совершитель, как сказал апостол ( «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» ( Иак. 5, 14 )). Священство ли? – Но кто рукоположен без того, чтобы исповедаться? Святейшая Евхаристия ? – Но видел ли ты когда такого кощунника, не имеющего страха Божия, который дерзнул бы приобщиться Святых Христовых Таин без того, чтобы прежде очистить себя покаянием?! Ведь сказано: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся [ παιδευμεθα] от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11, 27–32 ). Обратим внимание на смысл наказания: это – не некое насилие по приговору суда, у греков написано παιδευμεθα, от слова παιδεω – обучать, учить, образовывать, преподавать! А πας – мальчик, дитя, ребенок, подросток, сын! В наказании Господнем нет смысла насилия, Он, мудрый Педагог, нас обучает, учит – как мы учим детей своих!.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Смысл текстов первых глав Книги Бытия несомненно не только очень глубок, но и сокровен. Чем больше вчитываешься, тем больше задумываешься о тайне, которая в них. Первый такой текст открывает Библию: " В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один " (Быт.1,1-5). Еще один текст - то самое описание второго дня творения, о котором мы должны говорить : " И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день второй. " (Быт.1,6-8). Это настолько особые слова о самом начале всего мироздания, что, приступая к ним, следует все время помнить по крайней мере о двух моментах: Во-первых, об ограниченности человеческого разума. Есть у человеческого разума естественные пределы, не все человек может понять своим ограниченным разумом, ведь он - частица мироздания, не Творец Среди же большинства ученых рационалистической науки эпохи Нового времени долгое время господствовало совсем другое мнение, столь знакомое нам : нет никаких пределов у человеческого разума, абсолютно все доступно и может быть понятно ему. Все тайны и смыслы мироздания. Это обманчивое и роковое заблуждение, гибельно питающее человеческую гордость (и неминуемо готовящее ему посрамление), непосредственно касается эволюционизма, одного из главных детищ научного рационализма. Воистину на научной соломинке (что под воздействием электрических ударов в пробирке из простых молекул могут образовываться и более сложные) зиждется известное всем нам " краеугольное доказательство " идеи о том, что все богатство живого мира, все его поразительные растения и животные могли образоваться " из воды, песка и удара молнии " , " постепенно " , " за долгие миллиарды лет " , " путем эволюции " .//

http://pravoslavie.ru/213.html

Ст. 7. Но Господь сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Излишне любопытство и ожидание преждевременной, незаслуженной награды там и в том лице, которое еще только готовится, назначается быть общественным деятелем. Да и неблаговидна и небезукоризненна деятельность, хотя бы и общеполезная, если она совершается по чувству самолюбия, из желания славы или награды. Каждый трудись честно и неослабно на своем месте, памятуй о своем долге; а Господь Сам знает, кого, когда и как наградить, кого возвысить, кому послать спокойствие в жизни за труды и кого вести долго по пути труда, неприятностей, зависти и злости людской. И если последний не падет, то ему, победившему, преодолевшему все преграды без уныния и измены своему долгу, Господь даст славу и честь сесть с Ним на престоле ( Anok. III, 21 ). Так Господь судил и св. апостолам. Иисус Христос, сказавши им, что не их дело знать то, что свойственно Богу, «отвечал не на то, о чем спрашивали, потому что дело учителя – учить не тому, что хотел бы знать ученик преждевременно, а тому, что полезно для него». Но при этом Христос не оставил их без некоторого начертания предстоящего им вскоре служения, знаменательно изобразил им Свое царство, о котором предсказывали пророки и о котором Он Сам многократно беседовал с учениками Своими, особенно после Своего воскресения. Он им сказал: Ст. 8. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, т. е. вы получите обилие даров Святого Духа, необходимых вам для трудного служения вашего, и будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме и во всей Иудеи, и в Самарии, но даже и до края земли. Т. е. как бы так говорит Господь: вы мечтаете о восстановлении только царства Израильского и думаете при этом о земном величии и о земной власти. Но по Божию смотрению вы, по сошествии на вас Духа Святого, должны устроить и распространить в мире Царство, но только не от мира сего, а Царство Божие, т. е. Церковь Мою. И распространять будете Царство Мое не силою оружия, не посредством внешних средств обыкновенных; нет, вы будете образовывать Царство Мое силою вашей проповеди, терпения, страданий и любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Так вот, в Послании Иакова исследователи находят вполне очевидную полемику с проповедью апостола языков. Например, Павел пишет о жертвоприношении Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр. 11:17). Иаков парирует: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак. 2:21). Павел продолжает эту тему: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Иаков отвечает: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25). Павел говорит: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:24). Итак, дискуссия была. Но означала ли она наличие непримиримого противоречия между апостолами? Нет. Каждый из них прав по-своему. По сути, оба говорят об одном и том же – о живой, настоящей вере, которая обязательно выявляется в делах. Вот как пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры... Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя Апостолами, Иаковом и Павлом» (2) . Вообще, спор о соотношении веры и дел всегда был чужд православию. В Восточной Церкви учение Иакова и проповедь Павла органично сочетались и образовывали церковное учение о вере деятельной. Замечательно писал об этом А. С. Хомяков: «Неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна... Обнаружение веры и есть дело» (3) . Да и само Писание, при внимательном рассмотрении, дает ответ на этот вопрос. «Покажите в вере вашей добродетель», – говорит апостол Петр (2 Пет. 1:5). Павел пишет: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

http://pravoslavie.ru/116125.html

Так, любовь к Богу раскрывается в любовь к ближним: это – две стороны единой христианской любви. «По тому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете любовь иметь между собою...» ( Ин.13:35 ). Эта любовь выражается, прежде всего, во взаимных отношениях между христианами. Верующие во Христа суть «братья» друг для друга, и должны быть связаны между собою «братолюбием»... «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, рожден от Бога, – говорит апостол, – и всякий, кто любит Родившего, любит рожденного от Него...» ( 1Ин.5:1 ). Христианство есть некое великое «братство» во Христе, – не может быть обособленного, замкнутого христианского пути. Христианство есть Церковь , т. е. некое кафолическое единство и общение, – прежде всего, «единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ). И в этом «общем», или «кафолическом», строе христианской жизни отображается всеобъемлющая любовь Божия. Вся жизнь христианская должна быть «общею жизнью», жизнью сообща... С особою силой выражен этот мотив в духовной аскетике, более всего у св. Василия Великого и затем у преп. Феодора Студита . Выше уединенного подвига стоит подвиг совместный, – и только он в точности соответствует идее Церкви, как органического тела Христова. Идеальным прообразом здесь является первохристианское общение, общение во всем... «Господь требует от нас и желает именно общежития (киновии), к которому нас и призвал», – говорит преп. Феодор Студит . И показывает это примером Своих двенадцати учеников, образовывавших некое братство. Сам Спаситель «избрал на земле не пустынное, не столпническое и не какое подобное житие, но закон и правило послушания», – и пришел «послужить» людям ( Мф.20:28 )... «Вот Я среди вас, как служащий»... ( Лк.22:27 )... Только в общей жизни вполне осуществима заповедь любви. И дана она не одному, но многим и всем... «Будьте братолюбивы друг к другу, с нежностью» ( Рим.12:10 ), – эту апостольскую заповедь напоминает св. Василий Великий и объясняет, что под этой «нежностью» нужно разуметь высшую степень дружбы, достигающей пламенного расположения и влечения друг к другу...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Те, кто читают и образовывают свой ум учением святых отцов, «из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (святитель Игнатий Брянчанинов), утверждают веру на надёжном основании. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19 ), Часть верующих на вопрос о чтении духовной литературы отвечает: «Мы люди тёмные, нам это непонятно. Мы к этому не привыкли». Евангелие написано для всех. И для мудрецов, и для простецов. Евангелие — по-русски Благая весть . Благая весть о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, святых Апостолов. Евангелие — это проповедь Спасителя, слово Божие, правда о «Свете истинном», «который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Всякого человека. Впрочем, «если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут» («Цветник духовный»). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» ( Иак. 1:5 ), — советует апостол Иаков. Чтение житийной литературы не требует какой-либо подготовки, оно доступно каждому, даже ребёнку. Жития святых были излюбленным чтением русского человека в любом звании. Такое чтение позволяет увидеть отражение Божиих свойств в земных людях, укрепляет духовное мужество, даёт утешение в скорбях, помогает в житейских раздумьях. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ). «Мы читаем духовные книги, но почти ничего не понимаем и не запоминаем», — сетуют те, кто имеет несколько более воли к доброделанию. Что же, в «Древнем патерике», где собраны рассказы о святых старцах, есть и такой. Один инок, придя к старцу, пожаловался: «Отче, я читаю Божественное Писание, но лишь только закрою книгу, уже ничего не помню. Что мне делать? Мне кажется занятие это бесполезным для моей души». Старец отвечал: «Возьми этот кувшин. Налей в него несколько воды. Поболтай. Вылей. Посмотри, есть ли в кувшине вода?» «Нет, отче», — ответил ученик. «Зато кувшин стал чище, — сказал старец. — Так и ум твой — после чтения святых слов».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010