Из всех живущих на земле людей оказался тогда верующим Богу один только Ной, правый по своей несомненной вере и жизни. И Бог сказал ему: «пришел конец всех людей; ибо земля наполнилась их злодеяниями, и вот Я истреблю их с земли; а ты сделай себе ковчег из дерева; устрой в нем отдельные помещения и осмоли изнутри и снаружи. Я наведу на землю потоп водный, и все, что есть на ней, лишится жизни; а ты войдешь в ковчег с женою, сыновьями и женами их; возьмешь с собою в ковчег попарно всех животных – из птиц, скотов и из всех пресмыкающихся по земле; потому заготовь себе и им всякой пищи, какою кто питается». Ной повеленное от Бога все исполнил; огромнейший корабль, длиною более 70 сажен, шириною 12, а в высоту слишком 7 сажен, был устроен в три этажа; в крыше сделано было длинное окошко шириною в локоть (11 вершков); а сбоку дверь; и пищи для птиц, скотов и зверей приготовлено всякой. Все это делалось нескрытно, и потому многие спрашивали Ноя о причине такой громадной постройки; он не скрывал будущего, возвещал всякому о всемирном потопе, – потому и называется проповедником правды ( 2Пет.2:5 ). Но никто не хотел верить ему. Откуда, – все говорили, – воды возьмется столько, чтобы покрыть всю землю? И все беспечно жили: ели, пили, веселились. Когда все было сделано так, как Бог повелел Ною, тогда было ему новое откровение, возвещающее: скорее войти в ковчег со всем семейством и взять с собою из всех скотов и птиц чистых (которых приносить можно в жертву Богу) по семи животных мужского и по семи женского пола, а из нечистых по две пары, чтобы сохранить племя для всей земли; ибо – «через семь дней отныне, – так говорил Бог Ною, – Я повелю быть дождю на земле 40 дней и 40 ночей и истреблю все, что создал, живущее на ней». Ной вошел в ковчег (тогда ему было шестьсот лет от роду) с женою и сыновьями женатыми (в числе восьми человек), и с ним из всех животных, по Божию повелению (тайному для спасаемых влечению) собравшихся к ковчегу, были взяты и затворены в ковчеге по две и по семи пар. Тогда (а это было в первых числах ноября, во время дождливое во многих странах) полился дождь в необыкновенном количестве; наводнение с каждым часом увеличивалось и быстро покрывало землю ( Быт.6, 7 ). Всемирный потоп

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Исх.25:21 .  И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; Исх.25:22 .  там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым. Как место непосредственного присутствия и откровения Всевышнего, в силу чего Он называется «седящим на Херувимах, что поверх ковчега завета» ( 2Цар. 6:2 , Ис. 37:16 ), и «говорящим с крышки, которая над ковчегом свидетельства, из среды двух херувимов» ( Чис. 7:89 ), капорет был престолом Господа, внешним основанием для которого служил ковчег со скрижалями завета в знак того, что пребывание Всевышнего в скинии основывается на заключенном завете. Откровение будет состоять в сообщении Моисею всех повелений, которые народу нужно будет исполнять. Исх.25:23 .  И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя, Исх.25:24 .  и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец [витый]; Исх.25:25 .  и сделай вокруг него стенки в ладонь и у стенок его сделай золотой венец вокруг; Стол из акации, около 24 вершков длины, 12 ширины и 18 высоты, был обложен листами чистого золота ( Исх. 37:10–16 ), почему и называется иногда «столом чистым» ( Лев.24:6 ). Кругом него был сделан «золотой венец». Как видно из изображения стола для хлебов предложения на арке императора Тита в Риме, под венцом разумеется массивная золотая планочка 6 дюймов ширины, ограждавшая со всех сторон верхнюю поверхность стола. Так как гладкую обкладку трудно назвать венцом, то можно думать, что она была волнистообразна, или вырезана в виде тонких желобков, выемок. На такую форму указывает чтение LXX « στρεπτν κυμτιον (слав.: «витое обложение»), – термин « κυμτιον обозначает волнисто вырезанную доску дорического карниза. Под доской с каждой стороны стола шла вязка, т.е. стенка, соединяющая ножки и имеющая ширину ладони. По указанию рисунка на арке, этой связкой был золотой прут, соединяющий все четыре ножки стола в одно целое по самой средине их высоты, а греческое ее название «στεφνην» говорит за то, что она не была гладкой, но, вероятно, представляла подражание венку из цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При объяснении сих Христовых слов является вопрос: неужели при богатстве невозможно спасение? Если пользуясь богатством, больше служить Богу, чем богатству, то и богатство не воспрепятствует спасению. Так и при богатстве спаслись Авраам, Иов, царь Давид, Иосиф Аримафейский, Никодим и др. Вторую причину, почему нам должно меньше заботиться, например, о пище и одежде, чем о душе, Иисус Христос указывает в том, что если Бог дал нам большее пищи и одежды (т. е. дал душу, жизнь, дал тело), тем легче для Него дать и Он даст нам меньшее (т. е. пищу и одежду) – «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды?» При объяснении сих слов Христовых также является вопрос: неужели грешно и трудиться для удовлетворения житейских нужд? Нет, это заповедуется и Спасителем, и апостолами, и совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Господь воспрещает излишнюю заботливость, т. е. такую как будто мы не имеем Бога Промыслителя, а не беззаботности научает. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов. И если бы мы летом не собирали и не запасали плодов, то чем бы мы стали питаться зимою? «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. Посмотрите на зеленые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут... если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» В этих словах Иисус Христос указывает третью причину, почему нам не должно чрезмерно заботиться о земном – потому что Господь питает птиц небесных и одевает полевые цветы. Так неужели оставит нас без пищи и одежды? Четвертую причину сего Иисус Христос указывает в том, что все наши труды и предприятия без воли, без благословения Божия, напрасны. Например, кто из нас, заботясь, «может прибавить себе росту, хотя на один локоть?» «Локоть» – это древняя мера, употреблявшаяся вместо аршин и футов, мера от конечностей пальцев на руке до локтя, более нашего полуаршина, именно 11 вершков. Также еще можно прибавить, кто из нас может иметь влияние на урожай хлеба?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Смотрите вран (посмотрите на воронов), у Матфея, на птицы небесные и пр. Если Отец небесный заботится о птицах небесных и подает им пищу для поддержания их жизни, то, конечно, поддержит и вашу жизнь, которая более драгоценна в очах Его. Да и согласно ли с благостию Божиею, чтобы Он оставил вас без удовлетворения временных и телесных потребностей ваших, когда Он так заботливо печется даже о птицах небесных? А если так, то зачем же излишне заботиться о земном: о пище, одежде и пр.?.. «Ужели же не должно сеять? скажет кто. Нет, Бог не сказал, что не должно сеять или работать, но – что не должно быть малодушными и изнурять себя заботами». (Злат.) Лк.12:25 . Ктó же от вáс пекийся мóжет приложити вóзрасту своемý лáкоть един? Лк.12:26 . Аще ýбо ни мáла чесó мóжете, чтó о прóчих печéтеся? (Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, чтó заботитесь о прочем?) Приложити локоть – древняя мера, от локтя до оконечностей пальцев, когда еще не было аршина. Прибавить возрасту своему локоть един, т.е. увеличить свой рост и продолжить время своей жизни. В локте 11 "/ 2 вершков. В словах: кто же от вас пекийся и пр. указывается новая причина, почему не должно чрезмерно заботиться о земном. Эта причина заключается в том, что все наши труды и предприятия без воли и благословения Божия напрасны: человек при всей заботливости не в силах произвести какую-либо существенную перемену в своей жизни, напр, увеличить свой рост или прибавить лет к жизни. А если так, то к чему же чрезмерная заботливость о телесной жизни? «Если Бог оставит нас, учит св. Златоуст, то ничто – ни заботливость, ни труд – не поможет нам, но все будет тщетно». Лк.12:27 . Смотрите крины, кáко растýт: не труждáются, ни прядýт: глагóлю же вáм, яко ни соломóн во всéй слáве своéй облечéся, яко един от сих. Лк.12:28 . Аще же травý, на селе днéсь сýщу и ýтре в пéщь вмéщему, Бóг тáко одевáет: кóльми пáче вáс, маловери? (Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

т. е. если Отец небесный заботится о птицах небесных и подает им пищу для поддержания их жизни; то, конечно, поддержит и нашу жизнь, которая более драгоценна в очах Божиих. Да и согласно ли с благостью Божиею, чтобы Он оставил нас без удовлетворения временных и телесных потребностей наших, когда Он так заботливо печется даже о птицах небесных? А если так, то зачем же излишне заботиться о земном: о пище, одежде и проч.? – «Ужели же не должно сеять? скажет кто. Нет, Господь не сказал, что не должно сеять или работать, но что не должно быть малодушными и изнурять себя заботами» (Злат.). 27. Кто же васъ можетъ приложити возраст своем лакоть Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Приложити (прибавить) возрасту своему лакоть един, т. е. увеличить свой рост и продолжить время жизни своей. Локоть – древняя мера, от локтя до оконечностей пальцев, когда еще не было аршина. В локте 11,5 вершков. В словах: кто же от вас пекийся и проч. указывается еще причина, почему не должно чрезмерно заботититься о земном. Эта причина заключается в том, что все наши труды и предприятия без воли и благословения Божия напрасны; человек при всей заботливости не в силах произвести какую-либо существенную перемену в своей жизни, напр., увеличить рост, или прибавить лет к жизни. А если так, то к чему же чрезмерная заботливость о телесной жизни? «Если Бог оставит нас, учит св. Златоуст, то ни что ни заботливость, ни труд не поможет нам, но все будет тщетно». 28. И дежди что печетес; Смотрите сельныхъ, как расттъ: не трждаютс, ни прдтъ: И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут 29. глю же вамъ, к ни соломнъ во всей слав своей блечес, к сихъ: но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них 30. аще же сно сельное, днесь сще и утр въ пещь вметаемо, бгъ так дваетъ, не мног ли паче васъ, маловри; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Смотрите крин селъных (посмотрите на полевые лилии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Оплечье стихарное, рытого бархата зеленого по червчатой земле и с зарукавьем. Два зарукавья, один полотняной, а другой бязинной. Лоскутов остатков от портищ: В трех лоскутах атласу золотного, на том атласе тканы Спасовы образа и кресты, мерою два аршина с лоскутом. Остаток камки лазоревой мерою аршин с тремя вершками. Объяри вишневой остаток мерою два аршина без чети. Восемь обрезков малых, атласных золотных, розных цветов, мерою первой в длину семь вершков, поперек полчетверта вершка, второй в длину пять вершков, поперек полчетверта вершка, третей в длину полсема вершка, поперек в одном конце полпята, в другом полчетверта вершка, четвертой в длину шесть вершков, поперек два вершка, пятой и шестой в длину по семи вершков, поперек в одном конце по полтора, в другом по вершку, седьмой в длину полпята вершка, поперек в одном конце пять, в другом полтора вершка, восьмой длины пять вершков, ширины аршин без трех вершков. Остаток бархату червчатого петелчатого полтора аршина. Лоскут атласу лазоревого полтора аршина. Восемь лоскутов аксамиту золотного, мерою первой лоскут в длину десять, поперек семь вершков, другой лоскут в длину одиннадцать, поперек полпята вершка, третей лоскут в длину полуаршина, поперек в одном конце полпята, в другом полтора вершка, в двух лоскутах вдоль и поперек по полпяту вершку аршина, в лоскутку круглом вдоль и поперек по чети аршина, в лоскутку ж в длину полъосма, поперек в одном конце полпята, в другом полтора вершка, в лоскутку ж в длину полпята вершка по краям в вершок, а середке два вершка без чети. Лоскут бархату зеленого рытого по червчатой земле мерою длины пять вершков, ширины без трех вершков. Два лоскута шито по коже золотом в чекан, мерою в аршин с двема вершки. Бархату золотного в двух лоскутах по червчатой земле, мерою в длину аршин без двух вершков, ширины одиннадцать вершков. Два клина бархату двоеморхового червчатого властелинской рясы, мерою полтора аршина. Атласу белого в двух лоскутах аршин без двух вершков, в другом два аршина без чети, поперек в четь, а другой полвершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Бархат золотной по червчатой земле, травы репейные, мерою девять аршин без трех вершков, опричь лоскута, а лоскут мерою аршин без двух вершков, ширина четь аршина. Бархат золотной по червчатой земле, травы круглые репейчатые, мерою девять аршин с четью. Бархат червчатой по белой земле, травы золотные, мерою девять аршин с полуаршином. Бархат травчатой по вишневой земле, мерою семь аршин без пяти вершков. Бархат травчатой, брусничной цвет, мерою десять аршин с четью. Бархату желтого в трех остатках, мерою двадцать три аршина с четью. Бархату алого в трех остатках, мерою пятьдесят семь аршин. Остаток бархату светло зеленого полсема аршина без двух вершков. Бархату вишневого четыре аршина два вершка. Бархату рытого зеленого по червчатой земле три аршина девять вершков. Бархату черного мерою четыре аршина. Атлас золотной по лазоревой земле травчатой, мерою полдевята вершка. Атласу червчатого мерою четыре аршина. Атласу осинового цвету мерою пятъ вершков. Объяри серебряной, травы золотные, остаток два аршина без чети. Объяри вишневой узкой мерою восемь аршин без чети. Объяри широкой вишневой два аршина и с тем, что два лоскута на вырезку положено. Объяри белой два аршина без пяти вершков. Камка белая, кармазин, мерою одиннадцать аршин без двух вершков. Тафты вишневой мерою десять аршин. Да в двух лоскутах тафты ж струйчатой узкой вишневой два аршина с четью. Байбереку узкого черенкового черного семь аршин с полуаршином. Камка куфтерь, зеленой шелк да желтой, сшита втрое, мерою шесть аршин. Пятеры дороги разных цветов, и в том числе целых трои, а двое початы на херугов, а по мере в них в белых четыре аршина десять вершков, двоеличных полпята аршина. Семеро дороги двоеличные розных цветов, трои зеленые. Дорогов лазоревых четыре аршин шесть вершков. Тридцать трое дороги целые, разных цветов, Шлянские. Два остатка дорогов двоеличных, один три аршина, два вершка другой полшеста аршина. Розни всякой: Клобук святительской, ветх. С митры покрышка, объярь серебряная, травы золочены, с розными шелки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Два лоскутка алтабасных золотных, один в длину шесть вершков, поперек в четь, другой в длину полуаршина, поперек в одном конце полтора вершка, в другом полвершка. Пять лоскутов атласных серебряных, один лоскут аксамитной мерою в дву, длина три чети, поперек в одном конце в вершок без чети, в другом полтора вершка и с кромкою, в третьем кругом в длину три вершка, поперек полтретья вершка, в двух лоскутах в длину десять вершков, поперек в одном конце вершок, в другом конце полвершка, а в аксамитном клинец сшит, в длину шесть вершков, поперек и в широком конце вершок. Лоскут тканой, в средине золото, по краям серебро, в длину полтора вершка, поперек вершок. Бархатных золотых лоскутов розных цветов семь, мерою два, три аршина, поперек по вершку, третей в длину аршин, поперек полвершка, четвертой в длину три вершка, поперек два вершка в пятом и в шестом и в седьмом в длину шесть вершков, поперек полпята вершка. Участковых и атласных, золотных и серебреных шесть лоскутов, в первом лоскуту в длину шесть вершков, поперек три вершка, в другом лоскуту объяринном длина шесть вершков, поперек три вершка, обложен плетешком золотным, в третьем длина аршин, поперек вершок; в четвертом лоскуту атласу золотного сшит в семи лоскутах, в длину аршин без чети, поперек вершок, в пятом лоскуту, участковом на нем два лица Херувимов, тканы в длину четверть, поперек вершок, в шестом лоскуте атласном в длину три вершка, поперек вершок. Бархатных лоскутов, малых обрезков розных цветов шестнадцать, гораздо малы выкройки у портищ. Остаток бархатной зеленой в длину пять вершков поперек три чети. Остаток объяри вишневой длиною аршин, полтора аршина. Остаток атласу коричневого, мерою в длину полуаршина, да с ним вместе сшито атласных и байберейовых двадцать лоскутов малых обрезков. Два лоскута бархату вишневого с митры в длину шесть вершков, поперек в широком конце вершок. Два лоскута тафты вишневой струйчатой три аршина. Бархату золотного в длину аршин, поперек два вершка. Лоскут бархату зеленого полдевята вершка, поперек три вершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Очень полезно разобраться и в них. Начнем с мер длины. Слово «ВЕРШОК» знакомо каждому — нечто короткое, незначительное. О человеке незрелом, малыше до сих пор говорят: «От горшка два вершка». Слово происходит от «верх», то есть росток, всход — стебелек, пробившийся из земли. Мера вершка равна приблизительно 4,45 см. Отправляясь к старухе-процентщице, « чтобы подвесить топор к пальто изнутри, Раскольников из рубашки выдрал тесьму в вершок шириной и вершков в восемь длиной ». Такая тесьма тяжелый топор удержала (роман Достоевского «Преступление и наказание»). Гринев, пишет Савельич его родителям, « ранен в грудь на полтора вершка », то есть более чем на шесть с половиной сантиметров. О каторжниках в «Записках из мертвого дома» Достоевского: « На спине у каждого вышит черный круг вершка два в диаметре », то есть 9 сантиметров. В романе «Воскресение» Л. Толстого в дверях тюремных камер « дырочки-глазки — в полвершка в диаметре ». Все это понятно. Но почему же тогда в «Муму» Тургенева о глухонемом богатыре дворнике Герасиме говорится, что он был « мужчина двенадцати вершков роста »? Стало быть, рост Герасима едва превышал полметра? Но такая «несуразность» встретилась не только у Тургенева! Вот и в «Идиоте» Достоевского читаем о том, что в компании Рогожина явился « какой-то огромный, вершков двенадцати, господин ». Рослая сестра старухи-процентщицы Лизавета в «Преступлении и наказании» была « по крайней мере, восьми вершков росту ». В этом же романе Раскольников насмешливо называет своего приятеля, долговязого Разумихина, влюбленного в Дуню, « Ромео десяти вершков росту ». В «Сказке для детей» Лермонтова о величавом старике — хозяине большого дома говорится: « Он ростом был двенадцати вершков ». Двенадцати— и пятнадцативершковые гиганты обнаруживаются в русской литературе в изобилии. В «Что делать?» Н.Г. Чернышевского: « Никитушка Ломов, бурлак, был гигант 15 вершков росту, весил 15 пудов ». О Головане, герое рассказа Лескова «Несмертельный Голован», узнаем: « В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков ».

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010