Пален. Помните, господа, в прошлом-то году Измайловскому полку скомандовал: «Направо кругом марш – в Сибирь!» Так ведь и пошел весь полк к Московской заставе и дальше по тракту – остановили только у Новгорода. Вот и теперь, пожалуй, – прескверная штука, не угодно ли стакан лафита! Депрерадович. Пропали, пропали мы все! Солдаты маршируют. Входит Павел. Павел. Смирно-о! Солдаты останавливаются. Константин (на ухо Александру) . Жилка-то, жилка, смотри. Ну, теперь только держись! Александр (крестясь) . Господи, помилуй! Господи, помилуй! Павел. В пятой шеренге фельдфебель – коса не по мерке. За фронт! Фельдфебеля подводят к Павлу. Павел. Что у тебя на затылке, дурак? Фельдфебель (заикаясь) . К-коса, ваше величество! Павел. Врешь! Хвост мыший. Мерку! Подают палочку для измерения кос. Мерит. Павел. Вместо девяти вершков – семь. Букли выше середины уха. Пудра ссыпалась, войлок торчит. Как же ты с этакой прической во фронт явиться смел, чучело гороховое? Фельдфебель (заикаясь) . П-парикмахер… Павел. Я тебе покажу, сукин сын, парикмахера! Букли долой! Косу долой! Все долой! Срывает с фельдфебеля парик и топчет ногами. Павел. Срам! Срам! Срам! Бить нещадно! Двести… триста… четыреста палок! Генерал Мамаев! Входит Мамаев. Павел. Извольте, сударь, следить за экзекуцией. Тут же на месте, без промедления. С вас взыщется. Уходит. Фельдфебеля ведут в экзерциргауз. Фельдфебель (падая на колени перед Александром) . Ваше высочество, тридцать лет в походах! У светлейшего князя Суворова… На штурме Измаила ранен… И как собаку, палками! Уж лучше расстреляли бы!.. Батюшка, смилуйтесь!.. Александр (закрывая лицо руками) . Господи! Господи! Мамаев (толкая ногой фельдфебеля) . Ступай, черт, ступай! (Солдатам.) Ну-ка, ребята, живее! Солдаты втаскивают фельдфебеля в дверь экзерциргауза. Туда же входит Мамаев. Александр. А ведь он его запорет, Костя? Константин. Запорет. Скотина прелютая. Отца не пожалеет, только бы выслужиться. Ну, где старику четыреста палок выдержать! Да, жаль… А впрочем, наплевать – все там будем… Да ты письмо-то княгини Гагариной, что ли, скорей бы отдал? Авось, подобреет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В 1767 году Архитектору Яковлеву поручено было исправить ветхости в этом храме 594 ; при чем, вероятно, искажен во многом древний его стиль. По уничтожении Стретенского собора, в Спасский перенесены из него иконы и утвари. Хотя в 1812 году, при нашествии врагов, иконостас и уцелел, но с престолов и жертвенников были сорваны одежды, в алтаре навалены кули с овсом, в храме мешки с зерновым хлебом, а в трапезе стояли лошади; придел южный обращен был в жилой покой. Это многосложное квадратное здание, кажущееся вросшим в землю, состоит из четырех придельных храмов и одного главного, соединенных трапезами. В средине его находится древнейший всех пристроек 1) Храм Преображения Господня с трапезою, к нему прикладною. Над ним глава с трибуном, одна из девяти, коими собор осеняется; внешние толстые стены его с лопатками и по местам с карнизами, оканчиваются вверху несомкнутыми трехугольными фронтонами с четырех сторон; вход в него с помоста. Вместе с двумя приделами храм выдается на восток семью полукружиями с пилястрами и карнизом над ними. Все здание из тяжеловесного кирпича с железными связями, коих засовы выставляются наружу; цоколь из Белого камня. Стрельчатые его своды опираются на четыре четырехгранные столпа с карнизами в древнем стиле, состоящими из полочки с откосом; столпы сии соединены дуговыми перемычками; два из них составляют средостение трехчастного алтаря. Храм освещается из трибуна и из верхних окон в стенах, на коих изображены масляными красками разные Святые в новом стиле, несоответствующем зодчеству храма. Длиною он от царских до западных врат, ведущих в трапезу, 10 аршин и 3 вершка, шириною 10 арш. и 1 1/2 вершка, а высотой 14 арш. и 12 вершков. Иконостас не показывает древности, какою отличаются Царские двери со столбцами и подзором, где изображена Тайная вечеря в двух отделах: в одном Спаситель преподает ученикам своим тело свое под видом хлеба, в другом кровь свою под видом вина из узкогорлого сосуда, похожего на алавастр; на них иконопись конца XVI или начала XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

2) Продолговатый старинный образ св. пророков: Исаии, Иезеки?? кова и неизвестного пророка без надписи. На разогнутых хартиях?? ков находятся надписи, у Исаии; «се девица во чреве зачнет и родит?? прозовеши»; у Иезекииля: «обрати мя на путь врат святых внишних»; у патриарха Иакова: «и виде сон Иаков и се лествица утвержена», у четвертого неизвестного пророка свернутый в руке свиток. 3) Образ преподобных: Иосифа песнописца, Георгия безмолвника, Зосимы Ворбозомского, Фергуфы девицы и Зосимы Палестинского , а над ними вверху нерукотворенный образ Спаса. Икона эта устроена в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича 4-го апреля 1866 года от руки убийцы. Образ иконописный, на деке, длиной 7 вершков, шириной 61/4 вершка. 4) Образ обретения главы св. Иоанна Предтечи и св. священномученика Феропонта, а над ними в облаках с распростертыми дланьми Иисус Христос . Образ устроен в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича в Париже 25-го мая 1867 года. Образ иконописный, на деке, длиной 7 ¼ вершков, шириной 6 вершков. Монастырский архив, хозяйственные документы, билеты кредитных учреждений и библиотека а) Архив Дела монастырского архива начинаются с 1715 года, т. е. со времени поступавши Николаевского монастыря в ведение Александроневской Лавры и то в разрозненном и неполном виде. В более правильном порядке находятся дела с 1838 года и продолжаются до настоящего времени. 1) За время с 1715 по 1811 год указы и делопроизводство находятся в девяти связках; а за время с 1811 по 1838 год в одной связке. С 1838 года за все годы, (кроме 1855, 1856, 1859 и 1860 годов) указы, по истечении года, переплетаются в отдельную за каждый год книгу и сдаются в архив. Между указами хранится указ преосвященного Феодосия, архиепископа Новгородского и Великолуцкого и архимандрита Александроневского монастыря, в Никольский Ладогский монастырь от 28 февраля 1722 года, касающиеся путешествия Петра Великого в Ладогу. По случаю путешествия государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, в указе говорится о построении в монастырских имениях дворцов, о поправке дорог шириной на 5 сажен, и о построении в монастырских вотчинах дворов и хороших изб, в которых бы тараканов не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из числа девяти продолговатых окон в главной церкви одни остались в прежнем старинном виде, а другие распространены. Именно, одно распространенное окно находится внизу у правого клироса, два окна продолговатые в алтаре с восточной и южной сторон, два узкие продолговатые вверху церкви на южной и западной сторонах; два продолговатых также, но в большом виде, находятся в трибуне 1344 , два продолговатые в самом малом виде по правую и левую сторону алтаря, т. е. у жертвенника и диаконика. Длина церкви совне без паперти 4 саж. 1 арш. и 11 вершков, ширина ее 4 сажени 3 вершка, а ширина придела 2 саж. 1 арш. и 11 вершков. По левую сторону Успенской церкви, к северной ее стене, пристроен теплый Никольский придел 1345 , вероятно, из бывшей трапезы, или другого монастырского здания. Он имеет вид неправильного квадрата 1346 . Кровля на приделе на один скат деревянная, окрашена мумией. Западная часть придела, построенная из того же материала, из которого и главная церковь , возвышается над приделом. На этой самой стене выведены два каменные столба с аркою для колокольни, у коей прочие три стороны деревянные. На колокольне кровля деревянная на четыре ската, и над нею был деревянный крест, в недавнее время от грозы повредившийся. В двух пролетах каменных и деревянных повешены три небольших колокола 1347 . На столбах с внешней стороны вкладен небольшой каменный крест, подле коего две впадины, имеющие вид треугольников, а над ними выкладены в клетку кирпичи. Вход в церковь устроен с одной западной стороны чрез паперть. Внутри церкви находятся четыре каменных столба, снизу круглые, а вверху четырехгранные. Из них два столба находятся в алтаре, а два в самой церкви. К первым столбам примыкает предалтарный иконостас и две арки, разделяющие алтарь на три части в самом малом их виде. К последним двум столбам приделаны были хоры под арками у западной стены. В настоящее время нет ни хор 1348 , ни бывшей лестницы, которая, как заметно, вела на них с северной стороны. Вверху, по сводам церкви, на углах видны голосники, а в алтаре остаются древние каменные престол и жертвенник 1349 . Кроме каменных седалищ у горнего места, подобные седалища устроены и в паперти. По причине тесноты алтаря и особенно диаконика, пономарские двери одни, – на север. Подле этих дверей ведут пробитые сквозь северную стену двери из главного храма в придел. Пол в церкви деревянный, несколько возвышен от материка, вероятно, после недавнего устройства. Длина церкви с алтарем от горнего места до паперти 4 саж. 2 арш. 12 вершк., без алтаря 2 саж. 1 арш. 4 вершка; ширина ее 3 саж. 2 вершка, а в алтаре 2 саж. 1½ вершка. Длина, и ширина паперти в 1 саж. 2 арш. и 13 вершков. Толщина стен в церкви 1¾ арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С. 492. …господин вершков девяти росту… — В XIX b. рост обозначался вершками, которые отмерялись сверх двух аршин. Следовательно, рост этого господина был два аршина (71 смх2=142 см) девять вершков (4.45 смх9=40.05 см); всего около 182 см. 256 С. 492. …поручику Живновскому… — Живновский — персонаж «Губернских очерков» M E. Салтыкова-Щедрина, упомянут Достоевским также во введении к «Ряду статей о русской литературе» (см.: наст, изд. Т. 12). 257 С. 493. И какие, должно быть, они были в свое время дантисты. — Дантист — сатирическое наименование полицейского, не брезгающего кулачной расправой. В смысле «зубодробитель», «герой зуборазрушающей силы» слово «дантист» впервые употреблено Гоголем в «Мертвых душах». 258 С. 493. …я проходил по Вознесенскому проспекту. — Вознесенский проспект (ныне проспект Майорова) — одно из излюбленных мест действия в произведениях Достоевского. 259 С. 494. У Смольного монастыря… — Смольный монастырь находился в удаленной части Петербурга, в другом конце городи по сравнению с Петербургской стороной. 260 С. 494–495. Из мужицкой семьи выходит вдруг поэт, да еще какой; из специального заведения — мыслитель! — Под «поэтом» Достоевский подразумевает А. В. Кольцова, под «мыслителем», возможно, — Н. Г. Чернышевского. 261 С. 495. …бедность развивает человека, учит его иногда добродетели… — Эту же «зернистую», по его определению, мысль повторяет Фома Опискин в «Селе Степанчикове» (1859): «…несчастье есть, может быть, мать добродетели. Это сказал, кажется, Гоголь» (см. с. 186). 262 С. 495. Если б на свете везде пахло духами, то мы бы и не ценили запаха духов. О Кузьма Прутков, прими сей афоризм в число знаменитых фраз, изреченных твоею мудростию! — В 1850-1860-е годы в журналистике были широко распространены мнимые цитаты и перифразы из Козьмы Пруткова. Ему не раз приписывали собственные иронические изречения Щедрин, Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Комическая бессмыслица каламбуров Пруткова часто подхватывалась газетными и журнальными фельетонистами (см.: Бухштаб В. Я. Русские поэты. Л., 1970. С. 218–219). В черновом наброске 1861 г. для предполагавшейся переработки «Двойника» Достоевский замечает: «Выдумывают каламбуры à la Кузьма Прутков» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1971. Т. 1. С. 434). 263

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Итак, дата освящения храма – 13 мая (24 мая по новому стилю) 1778 г. Троицкий собор был построен «без единого гвоздя»? Собор, построенный за три года, стал крупнейшим памятником деревянного народного зодчества. Уникальный храм в стиле барокко поднялся на высоту 35 метров. Собор не просто имеет девять куполов. Каждый купол увенчивает, по сути, отдельную башню. Собор является композицией башнеобразных строений. Григорий Прокофьевич Надхин в статье «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской Сечи» так описывал Троицкий собор в 1876 году: «Этот своеобразный памятник Запорожского усердия к вере находится на большой базарной площади. Церковь состоит из девяти золотоглавых башен, каждая о четырех ярусах; башни, поставленные по три в линию, образуют из себя три ряда, и в таком виде соединены вместе; средние башни выше боковых, и из средних центральная, главная, еще выше. Все это в общем составило фигуру из девяти конусов до того правильную, что с какой бы вы точки ни глядели на нее, она отовсюду представляет замечательную гармонию… Высота ее за тридцать, а окружность около пятидесяти восьми сажен; фундамент кирпичный. Колокольня построена после, совершенно отдельно, на значительном расстоянии. Все это обведено оградой. Маковки собора и колокольни были выкрашены зеленою краской, но в тридцатом и тридцать первом годах, при починке, вызолочены все главы. При этом один мастеровой поплатился жизнью, упав с самой вершины церкви. Иконостас был сначала с фестонами, завитками, со всеми хитростями столярного искусства. Образа хорошего письма…». Первоначальная технология строительства, почти не предполагала наличие металлических элементов. Устанавливали друг на друга срубы, крепили с помощью специальных заломов. Поэтому и пошло в народе выражение, что собор построен «без единого гвоздя». Однако это не так. Косвенно это подтверждает и Григорий Надхин. Ещё в 1876 г. он писал: «Самое соединение этих башен заслуживает внимания: сложенные из сосновых и частью дубовых брусьев, в срубе от шести до десяти вершков, почти нигде не скрепленных гвоздями, они служат одна опорою другой на основании равновесия, угаданного с замечательной верностью. Никаких поддерживающих колонн, никаких подстав и подпор внутри нет, извне – то же». То есть гвозди все же были, в минимальном количестве, что нисколько не умаляет мастерства строителей. А после ремонта храма в 1888 г. гвоздей стало больше.

http://sobory.ru/article/?object=04877

—80— величию Соломонову и по размерам, и по отделке. Можно ли же считать наилучшею реставрацией храма Соломонова узкое и невысокое здание с маленькими окнами наших подкрышных этажей, имеющее с своим низеньким крыльцом около пятидесяти аршин длины, двадцати четырех ширины и при всех натяжках около двадцати девяти аршин высоты=42 локтя (144 стр.), которая при том скрадывалась и загромождалась боковыми пристройками казарменного вида? Все здание в его целом при таких размерах будет представлять дом или гостиницу средней руки в каком-либо нашем губернском городе (148–149). Автор, окончив изучение дома Божия, дает ему, напротив, такие измерения: длина=семьдесят локтей, считая локоть равным 10 3/4, наших вершков, ширина=тридцать два локтя, высота=шестьдесят локтей (стр. 264–265). А так как топографические условия вершины торы Мориа заставили Соломона сделать к храму огромную нижнюю подстройку в виде террасы шестидесяти-локтевой высоты, то вместе с этою окружною нижнею подстройкой все здание храма достигало стодвадцатилоктевой высоты (стр. 276). Такой храм можно назвать величественнейшим и высоким, как он и называется в Библии и каковым желал его выстроить для Господа Давид (140:148). В архитектоническом отношении пристройка представляла с храмом единое и нераздельное целое (151). Считаем нужным отметить, что автор знакомит читателя с достойною всякого внимания и высокой оценки историей своего труда о величественном храме единому Богу. Издаваемый труд, говорит он, между прочим, имеет апологетическую задачу и свой настоящий вид принял неожиданно для самого автора. Занимаясь по своему положению доцента Академии истолкованием и сравнением послания к Евреям с прочими посланиями св. Ап. Павла, он непосредственно убеждался в том, что это – так оспариваемое западною наукою – Послание не только имеет мысли Апостола, но и в движении мыслей, способе их раскрытия, даже в оттенках слововыражения и словосочетания мы по всюду узнаем работу боговдохновенной мысли великого Апостола языков, писателя других посланий, носящих его имя... Для изучающего это послание необходимо, однако общее знакомство с некоторыми сторонами библейской археологии... Одна сторона имеет здесь особо важное значение, – это описание Ковчега Завета и ветхозаветного храма в 9 главе... Началось изучением

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внешняя сторона оного и огромные колонны, его окружающие, все из прочного известкового желто-сероватого камня, называемого Пудожским, и из него же равным образом сделаны капители, барельефы, статуи и другие наружные украшения. Перекрыши на колоннах и архитравы все прямые, не смотря на протяжение их от трех с половиной до семи сажен; все сделано из того же камня. Базы колонн и пилястр литые чугунные. Портик со стороны Невского проспекта украшен колоссальными бронзовыми изображениями Св. Иоанна Крестителя, Кн. Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного, отлитыми с удивительным искусством Г. Якимовым по моделям; первая Г. Мартоса, другие две Профессора Пименова, а последняя по модели профессора Демута. Но всего любопытнее и достойнее удивления великолепная бронзовая дверь, находящаяся с сей же стороны, отлитая по двери славного Батистера, находящейся во Флорентийской Кафедральной церкви и представляющей предметы из Священного писания с таким искусством, что самые малейшие удаления не было нужды чеканить. Полукруглая колоннада, изо 132 колонн состоящая и имеющая в диаметре 40 сажен, Церковь украшена по бокам двумя колоссальными бронзовыми изображениями Архангелов Михаила и Гавриила, поставленными на огромных гранитных пьедесталах. Купол над зданием девяти сажен в диаметре, составленный из шестнадцати четвероугольных колонн Коринфского ордена; имеет сверх карниза шестнадцатью круглыми окнами прорезанный зубчатый антик, а из средины оного выходящий овальный свод, с позолоченным крестом на вершине. Вышина всей церкви с куполом и крестом 33 сажени 8 вершков. Лучшие живописные работы в сем храме суть следующие: в главном иконостасе образа Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа, писанные профессором Егоровым; образа трех Святителей у подкупольных столбов и взятие на небо Божией Матери против главного алтаря над западными дверями, писанные профессором Шебуевым. Образа в царских вратах и местные в приделах кисти Г. Боровиковского, а вверху в алтаре Вечеря Тайная работы Академика Безсонова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Все портреты исторических деятелей (числом 32) писаны масляною краской, заключают по девяти вершков в вышину и по восьми в ширину 397 и находятся ныне в городском архиерейском доме. Галерея портретов имеет не малую важность в научно-историческом отношении: по ней, между прочим, можно наглядно проследить, как, с течением времени, изменялись одеяние и внешний облик униатского духовенства. Рясу и подрясник скоро заменила сутана. Сначала на сутане довольно долго носили широкий священнический пояс, потом он делался уже и, наконец, его совсем не видно. Постепенная метаморфоза происходила и в наружности самих священнослужителей: сначала они подстригали бороду и бакенбарды, потом – и волосы на голове, а наконец являются совершенно остриженными, с бритыми подбородками, так что нет возможности узнать, по внешнему виду, находится ли перед вами ксендз или униатское духовное лицо. Замечательно, что длинные волосы на голове удерживались весьма долго. С подстрижением волос виднеется на голове то красная, то голубая плоская шапочка римско-католических епископов. При образовании этой замечательной портретной галереи, принесенной Иосифом в дар архиерейскому дому, владыка понес много трудов и хлопот. Оригиналы для снимков он выписывал из разных монастырей, добывал из частных рук и из некоторых древнехранилищ и, по снятии копий, возвращал обратно. Из картин наиболее замечательны: бегство семейства Господня в Египет, картина Мурильо, – копия Хруцкого; Спаситель, предсказывающий разрушение Иерусалима, снимок с гравюры, того же Хруцкого; Спаситель, молящийся о чаше, Бруно; водопад, Каламе; перспективный вид комнат, в которых помещался Иосиф, живя в Петербурге; несколько видов Тринополя и города Вильни. Митрополит Иосиф был большой любитель и знаток церковного пения и у него был превосходный певческий хор из учеников семинарии и духовного училища, а частью из надзирателей и учителей училища. Митрополит посылал иногда регента Успенского и в иногородние духовные училища для вызова в Вильну хороших певцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Выше этой иконы Сретение Господне, выш. 1 арш. 12 вершк., шириной 14 вершк., в серебряной ризе, устроенной в 1828 году. Еще выше – св. Живоначальная Троица, вышиной 9, шириной 8 вершк., в серебряной ризе, устроенной в 1828 году, л) Выше Живоначальная Троица, вышиной 6, шириной 10 верш. в серебряной ризе того же года. Еще выше, коронование Божьей Матери вышиной 9, шириной 14 вершк., в серебряной ризе того же года, м) Господа Саваофа на горнем месте, вышиной 2 аршина 9 вершк., шириной 1 аршин, 7 вершков, в серебряной ризе, устроенной в 1828 году, весом 21 фунт., 13 зол. Если к вышеозначенному перечню святых икон, с серебряными, сребропозлащенными на них ризами и различными украшениями, прибавить еще то, что иконы эти размещены прилично в огромных, резной работы вызолоченных киотах и рамах, лучших рисунков, что перед каждой иконой имеется большая, накладного серебра или медная, посеребряная лампа для возжения свечей, что в каждой лампаде поставлена фарфоровая или металлическая свеча, для возжения масла, что перед многими иконами поставлены большие накладного серебра или медные посеребряные подсвечники перед 16-ю иконами повешены серебряные и сребропозлащенные лампадки в числе которых восемь неугасимых, что в соборе четыре пары хоругвий из которых две шиты золотом, по малиновому бархату, четыре запрестольных креста в серебряных и сребропозлащенных окладах, что наконец в соборе кроме описанного выше большого паникадила, шесть бронзовых, золоченных, украшенных хрусталем, люстр, нередко возжигаемых при богослужении, два семисвещника и три пары напрестольных канделябр, из которых две бронзовые вызолоченные о трех и пяти свечах, а третья хрустальная о девяти свечах, с особенным отблеском при освещении; то нельзя не сказать, что Морской Богоявленский Николаевский собор принадлежит к благолепнейшим храмам столицы. Чтобы еще больше уяснить себе это, сделаем подробный перечень киот и рам, подсвечников, лампад и свечей и обозначим сумму, которая употреблена была в различные времена управлением собора на золочение киот и рам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010