(середина иконы от вскипевшей олифы вышла крайне неясная). Другой, несравненно более сохранный список (рис. 71) и по типу и частью по письму относится к XVI веку. Подобная ей икона находится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры за 226 (девяти-вершковая) XVI века, письма строгого и характерного, еще близкого к итало-греческим оригиналам. Младенец облачен в красный хитон, покрытый сплошь золотыми оживками, а Б. М. наглухо покрыта мафорием шоколадного цвета. 10 .         Последний тип Мадонны раннего Возрождения, который мы считаем нужным рассматривать в настоящей группе, представляет Младенца слегка повернувшегося в сторону, обыкновенно влево от Матери, по направлению к стоящим или подходящим сбоку ангелам, святым и ктиторам. Этот вид оживления группы, вносимый живописью в икону, ее чувствительно изменяет по существу: в самом деле, собственно икона предполагает полное выделение святого образа от всякой реальной обстановки.               С этой точки зрения византийский образ является иконою по преимуществу, но за то он и носит строго церковный характер, тогда как итальянская живопись создавала и вырабатывала икону моленную, с особыми ей присущими свойствами. Итальянская живопись XIV века представляет целый ряд сначала монументальных церковных, а потом моленных икон, указываемого типа 59 , которые не требуют и воспроизведения здесь – настолько тип их известен. В Афонской Лавре, в приделе св. Афанасия в соборе, имеется икона (рис. 72) Б. М. с Младенцем. Он, сидя на левой руке Б. М., живо повернулся в левую сторону и, держа что-то в левой ручке и благословляя правою, смотрит в сторону. Положение Его совершенно тождественно с Коневской, но в руке нет птички и, очевидно, что художник воспользовался принятою композициею для простого поворота (наша фотография 108 вышла не вполне удачно). Б. М. представлена совершенно спокойною, но поддерживающей Младенца обеими руками. Положение ее рук указывает на близость иконы к первоначальному итальянскому списку, сохранявшему натуральность принятой позы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Иконостас дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам позолочены, устроен с колонами и пилястрами, состоит из десяти икон, расположенных в три яруса. Кроме сего, в церкви находится местно-чтимая икона святителя и чудотворца Николая величиною в аршин и 10 вершков, писанная на холсте и покрытая металлическою золоченною ризою. Сохраняется предание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем прихожанином из Мирликии еще в XVII ст. Все необходимые утварные вещи имеются; к ценным могут быть отнесены: полный прибор литургийных сосудов 84 пробы серебра, пожертвованный в церковь московским гражданином И. И. Четвериковым, и серебряная чаша, пожертвованная в 1778 г. Кунцевичами, остальные вещи большею частью из аплике. Ризница находится в хорошем состоянии и может быть признана достаточною, так как из имеющихся девяти облачений только два довольно ветхи, остальные же пять парчовых и два бархатных траурных совершенно годны к употреблению и благовидны, хотя сделаны не из серебряной парчи. Богослужебных Евангелий имеется два, из коих одно в сплошном металлическом окладе с финифтяными образками, а другое молебное, обложенное малиновым бархатом, с металлическими украшениями. Из других богослужебных книг недостает только месячной минеи. В архиве церковном имеются две книги визитных записей с 1732 по 1832 гг., писанные на польском языке, в коих указываются документы на церковную землю и другие статьи обеспечения причта. Метрические книги хранятся с 1790 г., a приходские регестры с 1828 г. Колокольня устроена во фронтонной части церкви, в ней имеются четыре колокола: в 12 ½, 3, 2 пуда и 20 фунт. Вокруг погоста устроена каменная крытая железом ограда. Кладбищ в приходе восемь, на коих устроено четыре кладбищенских церкви, а именно в деревнях: Добрыневе, Лантевичах, Панкове и Кукшевичах, а также есть одна приписная деревянная Анненская церковь в застенке Косках, отстоящем от Станькова в четырех верстах, где живет и настоятель. До 1834 г. Косковская церковь была самостоятельною, в 1812 г. церковь потерпела разорение от французов.

http://sobory.ru/article/?object=40425

Иконостас этот, как известно, поступил во Владимирскую церковь с высочайшего соизволения из кабинетской, называвшейся также капитульскою церковью, что ныне Николаевский дворец, при закрытии оной в 1809 или в 1810 гг. Иконостас этот деревянный, в 3 яруса, вышиною до 5-ти сажень, шириною 1 сажень 2 аршина и 10 вершков; весь вызолочен; карнизы и рамы у икон богатой резьбы; иконы в 1-м ярусе в богатых серебряных вызолоченных ризах. Перед образами Спасителя и Божией Матери лампады для свечей из серебра 84 пробы. Из икон, которыми достаточно украшена церковь по стенам и по столбам, замечательны преимущественно две иконы во имя Божией Матери Владимирской, одна в верхней, а другая в нижней церкви. В архиве церковном имеются и хранятся следующие церковно-хозяйственные документы: - генеральный план церкви и всей местности, занимаемой церковью, с планом и фасадом колокольни; - план нижнего и верхнего этажа церкви с фасадами с алтарной стороны, западной и боковых сторон, с разрезами по линиям АВ и DF; - генеральный план местности, принадлежащей церкви, с обозначением пустопорожних мест, жилых строений, в том числе и старого 2-х этажного каменного дома, находящегося на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка; составлен в 1819 г. служащим в гоф-интендантской конторе помощником архитектора Иваном Ивановым; - генеральный план домов и местности, принадлежащих церкви, утвержденный генерал-губернатором графом Эссеномъ 16 июня 1836 года; - планы и фасады нового четырехэтажнаго дома, стоящего по Большой Московской улице и в настоящее время занимаемого причтом. Что касается разных других церковных документов, то до 1772 г. ни записей, ни документов в церкви не находится, кроме одной расходной книги за 1746 г. С 1772 г. по 1804 г. имеются неполные копии с метрических книг. С 1804 г. по настоящее время метрические книги имеются и хранятся в целости. Обыски и брачные документы с 1772 г. по 1790 г. неполные, а с 1790 г. по настоящее время хранятся в целости. Ревизские сказки с 1795 г. по 1858 г., в который была последняя ревизия, хранятся в целости. Приходорасходные записи имеются с 1809 г. по 1874 г., в девяти книгах. Формулярные ведомости с 1808 г. по настоящее время, за исключением нескольких лет, имеются в наличности. Опись церковному имуществу, составленная в 1829 г., имеется за шнуром и печатью консистории, а по новой форме составлена, сверена и окончательно утверждена в 1872 г.

http://sobory.ru/article/?object=01577

– А тот и резон. Будэ мини через год внук, а через пятнадцать – наслидник. Кончил хлебать, вытирался. Закрылась салфеткой нижняя часть лица, а верхняя выражала застигнутую боль. Не только им, бабам, но вообще не мог Захар словами назвать, в чём его расплох и смятение. Не деньги, не имение гибло – Роман не вертопрах, но нарушался, главный ясный стержень дела, душа его. Чтоб наследовать и верно вести – душа должна продолжать душу. А для этого чужого, чёрного – зачем было всё делано и налажено? Ирина же своё бабичье выдвигала: – И как вы можете, не спросясь её – замуж? И – за кого? Поднялся Томчак. Рядом со стройной Ириной громоздилась его запорожская фигура: – А там ии – за кого? За штудэнта? А вин на каторгу потом пидэ? Дурак я був, шо ии учив. На усих басурманских языках балакае, а в Бога развирылась. Та був бы сын як сын – да учись аж до сорока годив, доки на тэбэ вже и дывыться нэ будут. Э-эх, стара! – крякнул он и взял лёгкую походную палку с крючком, полированным от долгой носки. – Нэ дала ты мини другого сына. – Бог не дал, отец, – вздохнула жена, и благостно-покойно было её раздобренное лицо. – Та я Его волю не знаю, Бога… А моя – ось така. И шагом: сильным, крепким ушёл, и слышно было, как сбегал по лестнице.   Оря – всегда восхищалась свёкром. Он был – делатель народной жизни, как и её покойный отец. Десятки людей работали и кормились вокруг него. И он понимал широту своей службы, ничего не жалел для работников, не трусился над богатством. Да по сути сам себе он от этого богатства не много и брал. Наверно, такие и должны быть простые герои в реальной жизни. С юности они рисуются иначе. Герой затаённый у неё был, с девяти лет, – Натаниэль Бумпо, куперовский “Соколиный глаз”, бесстрашный благородный воин. Только такому герою должна была достаться Оря! – но ни такого, ни сходного она никогда не встречала. Лишь, своему внутреннему жребию служа, полюбила стрельбу, носила в дамской сумочке или держала в ящике трельяжа маленький дамский браунинг, а на ковре на ремне висело её английское дамское ружьё – для дроби и для маленьких пуль, пробивающих две вершковые доски. Когда в экономию приезжали в гости офицеры из гарнизонного штаба, натягивалось за скотным двором на двух столбах полотно, и Оря стреляла с офицерами, не уступая очков. Если когда-нибудь встретится её герой – она могла бы быть его достойна…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Исх.25:5 .  и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим, Кожи бараньи красные – сафьян. Кожи «тахаш», – от какого животного, дельфина, тюленя или морской породы, они добывались, неизвестно. Несомненно одно, что, предназначенные служить верхним покрывалом скинии ( Исх. 26:14 ), они отличались прочностью и непромокаемостью. Дерево «ситтим», аравийская акация, отличалось твердостью и легкостью, и потому было самым подходящим для устройства переносной скинии. Исх.25:6 .  елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, Ароматы для елея помазания перечислены в Исх. 30:23–25 ; для благовонного курения – в Исх. 30:34–36 . Исх.25:7 .  камень оникс и камни вставные для [ефода] и для наперсника. Камни «шогам», оникс или аквамарин; «камни вставные», которые нужно вставить в оправе в облачение первосвященника ( Исх. 28:17–20, 39:10–13 ). Исх.25:8 .  И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; Исх.25:9 .  всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Как видно из Исх. 25:40 , Деян. 7:44 , Евр. 8:5 , Моисею даны были не только словесные наставления относительно устройства скинии и ее принадлежности, но и были показаны самые образцы здания и находящихся в нем предметов. Исх.25:10 .  Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; Исх.25:11 .  и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; Сделанный из аравийской акации, длиной около 30 вершков (локоть – около 3/4 аршина), шириной и высотой около 18 вершков, ковчег завета снаружи и изнутри был обложен золотыми листами. На самом ли верху, или же ниже шел венец, текст не говорит. Исх.25:12 .  и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Четыре золотых кольца были приделаны по два на каждой стороне ковчега, вероятно на поперечной, но не продольной ( 3Цар. 8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Встань, помажь его, ибо это он. Пророк взял принесенный им с собою рог с елеем и помазал Давида среди его братьев. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Затем Самуил ушел из Вифлеема, а отрок возвратился к прежнему своему делу. А от Саула отступил Дух Господень, и он впал в болезнь беснования, мучительны были припадки этой болезни, и Саул постоянно находился в раздраженном состоянии, томимый мрачными думами. Тогда царедворцы посоветовали своему государю пригласить человека, хорошо играющего на гуслях, чтобы тот своею игрою успокаивал царя во время припадков болезни. Саул согласился, и тогда один из придворных указал на Давида. По приказанию царя, восемнадцатилетний юноша-пастырь был призван к царскому дворцу; когда Саул болезненно мучился, Давид играл на своих гуслях, благоугождая Богу, и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него. Давид очень понравился царю и сделался его оруженосцем, но служба его при дворе не была беспрерывной, и он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом. Вскоре произошло нашествие филистимлян [ 2 ] на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме [ 3 ]. Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Энаков [ 4 ]. Он был ростом шести локтей и одной пяди [ 5 ], т. е. 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей [ 6 ], шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал: — Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вскоре произошло нашествие филистимлян на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме . Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Знаков . Он был ростом шести локтей и одной пяди , то есть 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей , шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал: — Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян. Братья Давида находились тогда в числе воинов, выступивших против филистимлян; однажды Иессей послал младшего своего сына к войску, чтобы проведать братьев и отнести им немного хлебных запасов. Юноша пришел к войсковому обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению; Давид поспешил к рядам израильского войска, чтобы повидаться с братьями. Пока он с ними разговаривал, из филистимского строя вышел Голиаф и стал говорить свои гордые речи; при виде великана израильтяне разбежались в страхе, в рядах их говорили: — Если бы кто убил Голиафа, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле. Глубоко возмутился юный сын Иессея высокомерием филистимского великана. — Как смеет этот необрезанный филистимлянин поносить так воинство Бога Живого, — с негодованием говорил Давид израильским воинам. Слова юноши дошли до царя, и тот призвал его к себе. Могучею верою в помощь Божию дышали речи Давида, когда он просил Саула разрешить ему сразиться с Голиафом, так что царь, наконец, сказал:

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

— Встань, помажь его, ибо это он. Пророк взял принесенный им с собою рог с елеем и помазал Давида среди его братьев. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Затем Самуил ушел из Вифлеема, а отрок возвратился к прежнему своему делу. А от Саула отступил Дух Господень, и он впал в болезнь беснования, мучительны были припадки этой болезни, и Саул постоянно находился в раздраженном состоянии, томимый мрачными думами. Тогда царедворцы посоветовали своему государю пригласить человека, хорошо играющего на гуслях, чтобы тот своею игрою успокаивал царя во время припадков болезни. Саул согласился, и тогда один из придворных указал на Давида. По приказанию царя, восемнадцатилетний юноша-пастырь был призван к царскому дворцу; когда Саул болезненно мучился, Давид играл на своих гуслях, благоугождая Богу, и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него. Давид очень понравился царю и сделался его оруженосцем, но служба его при дворе не была беспрерывной, и он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом. Вскоре произошло нашествие филистимлян на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Энаков Он был ростом шести локтей и одной пяди т. е. 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал: — Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

З. У каждого человека много всякой нужды, а своих сил мало, поэтому нам нужно не только работать, но и просить помощи у Бога молитвой. Бог все видит, все знает. Знает Он и все наши нужды, знает даже лучше нас самих, что нам полезно и что вредно, а потому в молитве совсем не надо говорить словами обо всем, чего мы хотим. Язычники и идолопоклонники думали, что боги совсем похожи на людей, и в своих молитвах старались рассказать своим идолам подробно все, чего просили у них. Иисус Христос сказал людям, что так, как молятся язычники, молиться не нужно. Вот что Он сказал о молитве: «…молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него»[ 1 ]. Язычники есть и теперь на свете. У них чуть не над каждым предметом отдельный бог - бог грома, бог ветра, бог воды. Такая же вера была в старину и у нас, русских. Вот как язычники молятся, например, об урожае: «Великий боже урожая! Дай нам на полях много, много всякого хлеба: дай много ржи, дай много овса, дай много полбы, дай много гречи, дай много проса! Сделай, боже, так, чтобы солома была густая, как лес, высокая, такая, чтобы лошади с дугой из нее не было видно. Колос у нее дай полный, ядреный, спорыньи чтобы в нем не было; длиной чтобы колос был вершков[ 2 ] шести, каждое зерно толщиной с горошину, а длиной с большой ноготь! Овес чтобы был выше человеческой головы, кисти бы висели длинные, как лошадиный хвост, раскидистые, как ветви березы…» Много всякой всячины перебирает язычник в молитве своему богу урожая и рассказывает ему, какая солома должна быть у каждого хлеба, какое зерно, какой умолот. О чем бы ни просил язычник своих богов, все его молитвы состоят из самого подробного перечисления всего, чего он просит. Если язычнику хочется вымолить у кого-нибудь из своих богов хороший приплод скотины или большой выводок гусей, кур, уток, то язычник перечисляет, какого роста должна быть скотина, какой масти, с какими копытами, какие перья должны быть у птицы, какие ноги, какая голова, какой гребень. При такой молитве человек думает совсем не о Боге, не о соединении своей души с Ним, а о разных житейских делах. Язычник думает, что бог не услышит его и не сделает по его просьбе, если молящийся скажет мало, или же бог не поймет, чего нужно человеку, а потому старается о многословии в молитвах. Об этом-то многословии Иисус Христос и сказал людям: «…молясь, не говорите лишнего, как язычники…» Иисус Христос и Сам молился; и вот один раз, «когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться… Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, Иже еси на небесех…»[ 3 ] Господь Иисус Христос научил Своих учеников молитве «Отче наш…», которая поэтому называется молитвой Господней. Этой же молитве Он научил в другой раз много народу, когда учил людей на одной горе в Галилее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Затем об остальной обстановке еврейских комнат всего лучше можно судить по той комнате, которую устроила женщина Сонамитянка для пророка Елисея. „В один день прошел Елисей в Сонам. Там одна женщина упросила его к себе. И сказала она мужу своему... Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет ходить к нам, пусть заходит туда“ ( 4Цар. 4:8–10 ). В комнате Елисея была постель. Постель устроилась большею частью прямо на полу, но иногда и на особого рода низкой кровати. Так, при рассказе о том, как Иудифь убила Олоферна, замечается, что, убив, она сбросила с постели тело его ( Иудиф. 13: 9 ). Пророк Амос также укоряет иерусалимских богачей за то, что они слишком нежатся на богатых ложах своих. „Горе вам, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших“ ( Ам.6:4 ). Еврейские слова митта и ерес означают или ложе, постель в том смысле как мы их разумеем, то есть кровать для спанья ночью и для лежания больным ( Быт. 48: 2; 49: 33 ; 1Цар. 28:23 23; Пс. 6: 7; 40: 4 ; Иов. 7:13 ; Ис.28: 20 ) или диван, стоявший вдоль стены ( Иез.23:41 ; Ам.3:12; 6:4 ). В библии, читаем у одного исследователя, встречаются разные названия седалищ. Одни из этих названий происходят от глаголов, означающих лежание, другие – сидение. Последние встречаются реже. Из этого можно заключить, что у евреев только богатые и знатные люди имели особые седалища в собственном смысле; все прочие довольствовались или небольшим ложем, стоявшим в углу комнаты, или же делали, как и теперь на Востоке, вокруг стен в приемной комнате небольшое возвышение, на котором лежали подушки и ковры, у людей зажиточных составлявшие предмет особой роскоши. Упоминаются в Библии и принадлежности кровати: покрывала или ковры, матрасы и подушки ( Суд. 4:18 ; Иез.13:18–21 ). В книге Притчей (7: 16) блудница восхваляет свое ложе, покрытое богатыми тканями, из египетского льна, и коврами, и надушенное миррою, алоем и корицею. В комнате Елисея был стол. Стол в комнате по всей вероятности устроялся очень низкий, подобно тому, какой велено было Моисею устроить для скинии. „И сделай стол из дерева ситтим, длиною в 2 локтя (1¼ аршина), шириною в локоть (10 вершков), а вышиною в 1½ локтя, (1 аршин) ( Исх. 25: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010