Аминь. Слово на отдание Сретения Господня О Ветхом и Новом Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Лк.2:29-32 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника Сретения Господня – то есть прощаемся с праздником, предаем его обратно в руки Того, Кто даровал нам эту праздничную радость и благодать, в руки Господа. А прежде чем расстаться с праздником до следующего года – вновь совершаем торжественную праздничную Литургию, такую же, как и в самый день Сретения, поем прекрасные и глубокие по смыслу песнопения, посвященные этому святому дню. Зачем нужен подобный «повтор»? Затем, чтобы дать нам еще одну возможность, прощаясь с праздником, напоследок как следует задуматься о духовных уроках, которые в нем заложены. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к про свещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:29–32 ), – радостно восклицает праведный старец Симеон, держа на руках Младенца, в Котором пророческим взором узнал долгожданного Спасителя народа Израильского и всего падшего человечества. Как все мы наверняка помним из Евангельского повествования о Сретении, старцу Симеону было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока собственными глазами не увидит пришествие Спасителя. И вот долгая жизнь старца тянулась и тянулась, уже скончались все его друзья и близкие, а он все жил и ждал, устав от ожидания… И вот Спаситель здесь, на его руках! Окончился долгий и трудный путь земной жизни Симеона; он мог наконец упокоиться в конце, получить вечное отдохновение от земных трудов. И в то же время лежавший на его руках Богомладенец был не только концом – Он был и началом. Началом новой эпохи для Израиля и всего человеческого мира, началом искупления и новых, возрожденных отношений между Богом и человеком – и началом новой жизни для самого Симеона.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1; 28, 30-31, 35). БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ( " Благословенно царство... " ; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ( " Слава Святей... " ) и обычный ( " Благословен Бог наш... " ; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом " Мир всем " . БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим " . БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; " Блаженны нищие духом... " ). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников. БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый. БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богу же нашему слава во веки веков. Аминь. Слово в Неделю перед Воздвижением Креста Господня Крест – жизненный ориентир христианина Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин.3:14-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Мы сами, словно странники, бредем по пустыне жизни, под палящим зноем страстей, мучаясь духовной жаждой – жаждой истины, справедливости, добра. Под нашими ногами шуршит сухой песок житейских забот и копошатся ядовитые змеи диавольских соблазнов. Так мы идем и не знаем, достигнем ли Небесного Отечества, куда зовет нас Вселюбящий Спаситель. Но мы верим в это и надеемся. И где на этом трудном пути встретить покой и прохладу, из какого родника утолить жажду, где отдохнуть душе человеческой? Вот так же в древности шли по жгучей Синайской пустыне израильтяне. Позади у них было жестокое, но сытое рабство у египетского фараона, впереди – неясная земля обетованная, «текущая молоком и медом». Сам Господь питал их небесной пищей – манной, укрепляя в пути. Но тяготы пустынных дорог казались несносными этим малодушным людям, и они возроптали. Хлеб ангельский ел человек, послал Господь им пищу до сытости ( Пс.77:25 ), а израильтяне говорили: Душе нашей опротивела эта негодная пища ( Числ.21:5 ). Из жалких рабов стали они свободными людьми, но быстро позабыли тяжкий, бессмысленный труд на строительстве египетских городов и пирамид, побои и ругань надсмотрщиков. Они помнили только, что в Египте кормили их жирным мясом с острыми приправами. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта? ( Числ.21:5 ). Так оскорбляли они Всевышнего, пока не пришла беда. Полчища ядовитых змей выползли из нор и стали жалить израильтян, множество народа в страшных муках умерло от змеиных укусов. По внушению Божию пророк Моисей – вождь израильтян, сколотил своего рода крест и прибил к нему медное изображение змея. И произошло чудо! Это мертвое изваяние стало лекарством от яда живых гадин: Когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Более того, когда воскресший Господь зримо явился уже самим апостолам, – они и тогда продолжали сомневаться! Сам Иисус стал посреди них и сказал им: «мир вам». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними ( Лк.24:36–43 ). Время от времени переживали сомнения и великие святые. Вот, например, что пишет об этом святитель Феофан Затворник, хорошо знакомый с сомнениями и их преодолением на собственном опыте: «Сомнения! Да кто же их не испытывает? И я испытывал их. Но станешь разбирать его, и оно разлетится. Сомнение – то же, что и возражение. Возражение вдруг может смутить, но присмотревшись – и обдумав, его опровергают. То же и с сомнениями. Станешь обдумывать и дойдешь до решения: нет, это пустое, ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское… Начинайте рассуждать с первого пункта: есть ли душа, и что она такое? Откуда мысль? Что значит свобода человека? Отчего все люди ищут Бога? Отчего томится душа, когда начинает удаляться от Бога и колебаться в вере в Него? Извольте разбирать и доходить до твердого решения вопросов сих. Они – основа. Ведь самому должно до всего доходить… Всегда можно найти мысли, побеждающие сомнения и прогоняющие их». Заметим, братья и сестры, – святитель не стыдит сомневающегося как «великого грешника» и не предлагает мысленно закрыть глаза, усиленно убеждая себя, что никаких сомнений не существует. Нет – он предлагает задуматься, поразмыслить, и с помощью этих искренних и честных размышлений, благих помыслов, победить помыслы смущающие. «Не думать» и «быть проще» – это лозунг различных сектантов и еретиков, Православие же учит человека не отвергать данный ему Самим Богом разум, но использовать его во славу Божию и во благо собственной души.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Большинство апостолов были люди некнижные – из тех, кого фарисеи презрительно называли «невеждами в Законе». Да, Христос сеял слово Нового Откровения на почве человеческих умов, знавших только основы древнего Завета, не омертвленных ложью фарисейских толкований. В апостольском кругу, наверное, только Дева Мария, Воспитанница Иерусалимского храма, Питомица Архангела Гавриила, в совершенстве знала и Ветхий Завет, но не мертвую букву, а живую его сущность. Единым потоком в Ее просветленном любовью сознании становились глас Божий в древнем Откровении и голос Христа Спасителя. В деяниях Божественного Сына оживали, делались явью для Пресвятой Матери слова пророчеств о Мессии. И было в этих непреложных, неотменяемых предсказаниях такое, что все глубже вонзало в Ее ранимую Материнскую душу «оружие», предреченное Симеоном Богоприимцем. Богопросвещенным разумом понимала, но страждущим сердцем не могла вместить Дева-Мать реченное о Мессии пророком Исаией: Предал хребет Свой бьющим и ланиты Свои поражающим; лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ). Страшно было Пречистой Матери помнить воспетое святым Давидом от лица Ее Сына-Спасителя: Я пролился, как вода; все кости Мои рассыпались; сердце Мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности Моей. Сила Моя иссохла, как черепок; язык Мой прильпнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной. Ибо псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои ( Пс.21:15–17 ). И знала, знала Пречистая Мать, что не может и не должна миновать эта жуткая чаша Ее Иисуса, ибо прежде времен Небесный Отец сказал Сыну Своему: Ради Крови Завета Твоего Я освобожу узников ( Зах.9:11 ). Кровь Христова – как страстно жаждали пролить эту Кровь богоубийцы-фарисеи! Все копилась, все нарастала их внушенная диаволом злоба и зависть к Истинному Праведнику. Всемогущий Христос проходил между злоумышленниками – и опускались их руки, и они не могли схватить Его. Ученики радовались, видя, как торжествует Божественный Учитель над бессильными врагами. Только кровоточащее сердце Матери ведало: грянет час – и Сын Божий добровольно предаст Себя в руки свирепых палачей.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Бытовая сцена, вряд ли привлекшая тогда чье-то внимание. Но как часто наши слабые, грешные, земные глаза не различают за внешней обыденностью – святого величия… Небогатой парой были Пресвятая Богородица Мария и праведный Иосиф Обручник. Стариком и старицей – святые праведные Симеон и пророчица Анна. А младенцем у них на руках – Сам Предвечный Бог, вочеловечившийся Господь и Царь Израилев, так долго чаемый пророками и всеми верными Спаситель – Иисус Христос… Но почему же, спросите вы, именно этот день назвали праздником Сретения? Разве до того, как младенца Иисуса принесли по обычаю в Храм, никто из людей не видел Его, кроме Матери и приемного земного отца? Ведь уже приходили к Нему в пещеру пастухи и волхвы, да и родственники праведного Иосифа и Богоматери, о которых не раз упоминают евангелисты, наверняка не преминули навестить Марию и поздравить Ее с рождением Сына… И все же та встреча в Иерусалимском Храме была особенной. Это был своего рода символ – не в том отвлеченном, умозрительном смысле, в каком это слово чаще всего понимают сейчас, а в смысле библейском, неразрывно соединенном с жизненной, полнокровной реальностью Богооткровения. Одни из тех символов, через которые Бог открывает нам Свои таинства и являет миру Свою волю. Давайте вглядимся сейчас в тех людей, что стояли рядом с младенцем Иисусом, Марией и Иосифом в храме. О праведном Симеоне святой апостол и евангелист Лука рассказывает нам так: Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм ( Лк.2:25–27 ). Итак, это был подлинный ветхозаветный праведник. Служение Богу и ожидание обещанного Им Спасителя Израиля и всего мира было главным в жизни Симеона – недаром ведь Сам Господь Духом Святым обещал Симеону, что тот непременно доживет до пришествия Искупителя. И в тот знаменательный, пусть и ничем внешне не примечательный день Сам Дух Святой привел Симеона в Храм и открыл ему, Кто возлежит перед ним в пеленах, в образе обыкновенного земного младенца…

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо. Он был отведен в сокровенную область, где должен обитать в телесном и душевном упокоении до тех пор, пока при кончине мира снова явится на земле, чтобы заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от нее совсем. Спаситель же победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог быть без внешней помощи. Эту помощь оказали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись… Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землей», – пишет об этом святитель Григорий Двоеслов . «Поскольку Бог Слово, будучи образом Отца и бессмертным, приняло образ раба и ради нас как человек во плоти Своей претерпело смерть, чтобы таким образом за нас через смерть привести Себя Отцу, то и говорится о Нем, что ради нас и за нас вознесен Он как человек, чтобы как смертью Его все мы умерли во Христе, так в Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя на небеса, куда предтечею за нас вошел Иисус ( Евр.6:20 ), не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие ( Евр.9:24 ). Если же ныне за нас вошел Христос в самое небо, хотя и прежде сего навсегда Он Господь и Зиждитель небес, то посему написано, что за нас и вознесен ныне… не для того… чтобы Ему вознестись (ибо Он есть Вышний), но чтобы стать Ему правдою за нас, и нам вознестись в Нем и войти в небесные врата, которые Он же опять отверз за нас… Ибо если бы Господь не сделался человеком, то не были бы мы избавлены от грехов и не восстали бы из мертвых, но пребывали бы мертвыми под землей, не были бы вознесены на небеса, но оставались бы лежащими во аде», – толкует события Вознесения святитель Афанасий Великий в Слове первом против ариан.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В Евангелии от Луки повествование о Преображении Господнем следует непосредственно за словами Иисуса: Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть у биту, и в третий день воскреснуть ( Лк.9:22 ). Через несколько дней после такого грозного предвещания Спаситель просиял перед тремя апостолами Небесным Светом. Фавор и Голгофа: Божественная Слава и жестокая, унизительная смерть на кресте – эти явления единым узлом связывались в подвиге Христа Искупителя. На Фаворе было еще не время строить праздничные шалаши, торжествовать и блаженствовать. Не к разнеженности и расслабленности звал Господь избранников, просвещая их Фаворским Светом. Являясь перед учениками во Славе, даруя им опытное знание о Небесном Царствии, Божественный Учитель призывал апостолов на путь великих трудов и скорбей, ибо только так могли они достигнуть блаженной вечности: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк.9:23 ). Голгофа и Крест, Искупительная Жертва Христова ради спасения падшего человечества – вот о чем беседовал Сын Божий с появившимися на Фаворе древними пророками Илией и Моисеем в этот торжественнейший момент Своей земной жизни: Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ). Вспышкой Пречистого Света во мраке вселенского зла просиял Богочеловек, знаменуя решимость по Своему человечеству добровольно принять страдания и казнь, утверждаясь в исполнении Божественной воли Святой Троицы о любви к людям. И вот тогда на Фаворе грянул голос Бога Отца, вещающий о Христе Искупителе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Глас Господень вывел апостолов из бездумного радования. Услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались ( Мф.17:6 ). Спаситель показал им Славу Свою, чтобы и они, в послушании Сыну Божию отложили прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ), и достигли собственного внутреннего преображения.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010