Дорогие во Христе братья и сестры! И «бурным огненным дыханием», зовущим к ревностному служению Богу и ближним, и нежными «голубиными крыльями», обещающими мирную радость нашим душам, касается нас Святой Дух Господень, Утешитель Божественный. Тем, кто всем сердцем раскроется навстречу этим благодатным прикосновениям, не убоявшись ни тяжести покаянного труда, ни житейских скорбей, уготована несравненная награда от Господа. Внявшие апостольскому призыву: В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите ( Рим.12:11 ), непременно сподобятся плодов Духа Утешителя, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Да попалит же огненный Дух-Утешитель суетность, нечистоту, маловерие и в нашей с вами жизни. Как учит нас преподобный Макарий Великий, будем же и мы «умолять Бога, чтобы дал нам «криле голубине» Святого Духа, да отлучится от нас греховный ветер, в нас живущий». Богу же Духу Святому, славимому нами ныне, подобает и вечная слава, честь и поклонение вместе с Безначальным Отцом и Его Божественным Сыном во веки веков. Аминь. Слово на отдание праздника Пятидесятницы О даре Божием Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Мф.5:44-45 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вместе со всей Святой Православной Церковью отмечаем праздник отдания Пятидесятницы. Что же это за праздник? Почему и кому должны мы «отдавать» Пятидесятницу? Чтобы понять это, необходимо обратиться к Писанию и истории. Уже в ветхозаветные времена многие великие праздники отмечались в течение не одного, а целых семи дней. На восьмой же день совершались особые молитвы и ритуалы – подобные трем, что совершались в первый, главный день праздника, – и на этом празднования кончались. Так, например, о празднике Кущей в Писании говорится следующее: В первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу, это отдание праздника, никакой работы не работайте ( Лев.23:35–36 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33–34). За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: “Верою праотцы оправдал еси”. Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь. Брюссель, 1951 г. В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского) Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся “; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется. Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Милости Твои, Господи, во век буду воспевать (Пс. 88,2 а). Он будет звать Меня: Ты отец мой (Пс. 88, 27 а). И Я первенцем поставлю его 291 (Пс. 88, 28 а). Превыше царей земли (Пс. 88, 28 б). И поклонятся ему все цари земные 292 (Пс. 71, 11 а). Кто Бог (столь) великий, как Бог наш 293 )! Ты Бог – творящий чудеса (Пс. 76, 14–15). Сильною мышцею Твоею разсеял врагов Твоих (Пс. 88, 11). Из чрева прежде денницы Я родил тебя (Пс. 109, З в). Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 4 а) 294 . Ты священник во век по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4 б) 295 . Господь сказал мне: Ты сын Мой (Пс. 2, 7 б). Я ныне родил Тебя 296 (Пс. 2, 7 в). Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое (Пс. 2, 8 а). И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8 б). В свитке 297 книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7 а). Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7 б). Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих (Пс. 44, 8 б). Ты наследуешь во всех народах (Пс. 81, 8 б) 298 . Благословен Господь во век. Да будет, да будет (Пс. 88,53) 299 . Седален по полиелеи В противоположность кафисменным седальнам, для которых требовался грустновато-сосредоточенный тон, этот седален, открывающий радостную часть утрени, дает восторженно-поэтическую общую картину события, останавливаясь, сообразно хвалебному содержанию полиелея, особенно на той хвале, которую получал Новорожденный отовсюду, а также направляя внимание, сообразно содержанию полиелейных псалмов, на место события. Глас седальна 4-й – самый подходящий для полиелейных песнопений (ср. степенны и прокимен), но употребляемый здесь лишь в наиболее великие, торжественные или радостные праздники (еще в Крещение, Успение и по связи с Рождеством в Сретение; чаще всего в двунадесятые праздники глас полиелейнаго седальна – 8-й). Глас этот взят в своем наиболее украшенном напеве – подобен «Удивися Иосиф» (на Преображение, хотя первый полиелейный седален тоже 4 гл., но подобен «Вознесыйся на крест»). Седален гл. 4. Подобен «Удивися Иосиф»

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Не обманывайтесь, братья и сестры: мы приходим к Богу ради Самого Бога, а не ради того, чтобы «быть русским». Если вами движут эти последние соображения – берегитесь, как бы в конце концов не оказаться вам богопротивниками, подобно древним фарисеям. Как бы при всем внешнем христианском благочестии не принести в мир войну и диавольскую вражду вместо Христовой любви… Итак, как же стать подлинно «новым человеком»? Ответ на это прост: непрестанно воспитывать и взращивать в своей душе, вместо гордыни, превозношения и вражды, любовь к Богу и братскую любовь ко всем людям без исключения. Да, это нелегкий труд: ведь разделитель-диавол будет всячески мешать нам. Но с нами Тот, кто неизмеримо сильнее любых диавольских ухищрений, Сам Владыка мира – воплотившийся Спаситель, у колыбели Которого мы с вами сегодня стоим. Он несомненно поддержит нас во всех благих начинаниях – а значит, бояться нам нечего. Вместе с Ним мы обязательно победим! Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника Рождества. Возвращаем, отдаем его в руки Того, Кто дал нам эту праздничную радость. Но продолжаются святки – и сама суть праздника, то, что пришло в наш мир с Рождеством Спасителя, никуда не уходит и уже никуда не уйдет. Лишь бы мы сами не отрекались от этого дара, от этой любви, не изгоняли Ее из своей жизни… Не случайно именно о воспитании в себе любви говорят нам сегодняшние евангельское и апостольское чтения: Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25–26 ). Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.4:7-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Он на земле, но принадлежит будущему Царству, Царству Небесному. Еженедельный праздник — воскресенье — прежде называли неделей, от «не делать»: это день, когда не делают, не работают. Отсюда получил своё название понедельник, то есть день, идущий за (по-славянски «по») неделей. Воскресный день всегда посвящён церковной службе. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» ( Исх. 20:8-10 ). Также стараемся мы освободить от обыденных дел великие и двунадесятые праздники, особо чтимые дни. Когда в советский период для многих наших сограждан невозможно было не выходить на работу в дни церковных праздников, некоторые православные христиане свой заработок праздничного дня выделяли на милостыню и таким образом работали в этот день как бы не на себя, а на ближнего, на Церковь, в конечном итоге на будущую жизнь. В праздник, посвятив часть дня молитве, церковной службе, общению с Богом, остаток его посвятим общению с ближними. Откликнемся на приглашение и пойдём в гости. Даже если вы и устали и трудна дорога, всё равно не стоит отказываться от этой возможности оказать свою любовь. Не пустое это занятие — ходить в гости, и плодов оно принесёт не меньше, чем самая длинная огуречная грядка. Живущему в мире человеку, особенно в современном мире, очень трудно поддерживать свою церковность. Без общения с православным обществом, с другими церковными людьми она как-то незаметно изнашивается, растворяется или вырождается и какую-то частную интерпретацию церковности, то есть в церковность «как я её понимаю». Соль перестаёт быть солёной. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» ( Мф. 5:13 ), — говорит Спаситель принимающим Его учение. Как же нам сохранить соль, мудрость, истину своего христианства? Не уклоняться от Божественной истины нам помогает участие в церковной жизни. Прежде всего это молитва и участие в Таинствах Церкви. Молитва и Таинства объединяют нас в единую Церковь Христову. Исповедь и причастие поддерживают это единение в Теле Христовом. Чтение Священного Писания и Священного Предания, духовных авторов также помогает не потерять христианские ориентиры. Но как поддерживает нас пример живого Православия! Общение о Господе, общение в любви со своими, с единоверцами, укрепляет веру, назидает, отрезвляет от заблуждений.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Празднуя ныне великий праздник Крещения Господня, вспомним, дорогие братия и сестры, о своих обетах отречения от сатаны и облечения во Христа. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? Не пренебрегаем ли мы ими? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня горько сетовать и предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Я вися бо благодать Божия, спасительная всем человеком. Ныне в душах и сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся с искренней молитвой, возлюбленные братия и сестры, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Царство. Аминь. На Богоявление Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Дорогие братия и сестры! Сегодня весь православный мир празднует великий двунадесятый праздник — Крещение, или Богоявление Господне. Когда предопределенное время приготовления рода человеческого ко спасению кончилось, тогда, как предсказал святой пророк Исайя, в странах Иорданских уже слышался глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его — вестник Его, святой Иоанн Предтеча, предшествует с проповедью покаяния, устрояет путь перед лицом Его. Приготовляет верных рабов к встрече давно обетованного и давно ожидаемого Спасителя мира, и тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Обетованный Ангел завета, Царь неба и земли, Которым как вначале все сотворено, так и доныне все сохраняется и управляется в жизни; Царь, Которому со страхом и трепетом поклоняются херувимы и серафимы, приходит на Иордан к Иоанну креститься от него. Безгрешный и Всесвятой Бог! «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Рождество Пресвятой Богородицы Праздник установлен Церковью в 4 веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание. В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим. Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое». Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

http://azbyka.ru/video/rozhdestvo-presvy...

Рождество Пресвятой Девы – начало домо-строительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму ( Мф. 3.9 )? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» ( Лк. 11.27–28 )? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии , но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1.14 ), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр. 2.16–18 ). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Собрался народ, и пришел в смятение» «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами», – продолжает евангелист. Иудеи времен земной жизни Христа Спасителя действительно были уже во множестве рассеяны по разным странам. Однако на большие праздники, в том числе и на Пятидесятницу, Иерусалим наполнялся многочисленными паломниками, прибывшими из общин иудейской диаспоры в землю своих отцов. Большая часть паломников давно утратила разговорный еврейский язык, предпочитая наречия тех стран, где они обычно проживали. В Иерусалиме можно было услышать самые разные языки и говоры со всех концов необъятной Римской империи и даже из–за ее пределов. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Необычайность такого явления привлекла к дому множество народа, быть может, шедшего в храм на утреннюю молитву. Вероятно, перед домом была большая площадь. Народ был поражен непонятным явлением. Всем было ведомо, что апостолы – жители Галилеи, люди простые, некнижные. Однако то, что они говорили в тот момент, было чудесным образом понятно всем, независимо от языка и наречия. «И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне – рассказывает апостол Лука, – А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, бывшие, может быть, из среды враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партии, стали насмешливо объяснять происшедшее опьянением. Проповедь апостола Петра Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Вог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деян. 2.14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010