29 апреля 2000 года Неподвижный годовой праздничный круг Рождество Пресвятой Богородицы (Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Отчего праведным людям посылаются скорби? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год — хотя не сразу сложилась эта традиция — построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником — Ее Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники. Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, — великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир.16:1 ). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало — и теперь должно было бы вызывать — у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова. И неудивительно. Воскресение Христа – это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни. Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни. Если бы Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!  Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: «Освяти их истиною Твоею... чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» ( Ин. 17:17 ‚13). И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства. При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: «...Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14:19 ), «Мир Мой даю вам» ( Ин. 14:27 ), «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ). Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.  Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». «Пасха, двери райские нам отверзающая», – поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А во-вторых, именно в этом фрагменте Евангелия наиболее ясно выражается церковное учение о Боге — Святой Троице: Бог троичен в Лицах и Един по существу . Господь наш есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. 10. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Что мы об этом знаем О Вознесении Господнем нам известно преимущественно от апостола Луки, написавшего Евангелие и книгу Деяния святых апостолов. Иисус Христос вывел апостолов из Иерусалима и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец, облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11). Когда и где это произошло Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути Максимальное расстояние, которое иудейский закон позволял преодолевать в субботу. Чтобы не нарушить заповедь о субботнем покое, иудеям разрешалось выходить из дома не более чем на 2000 шагов, то есть на 1–1,5 км. — Прим. ред. (Деян 1:12). Сейчас Елеонская (Масличная) гора расположена уже в пределах городской черты. Она тянется с севера на юг напротив восточной стены Старого города. Какое значение это событие имеет для нас Вознесение — одно из ключевых событий евангельской истории, недаром Церковь установила в его честь двунадесятый праздник. Благодаря Вознесению Иисуса Христа на небо (так христиане называют, за неимением более подходящих слов, тот духовный мир, в котором от века пребывает Господь), к Богу отныне может вознестись любой человек, верный Христу и любящий Его.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

А как сдержанно обличал Креститель преступного царя Ирода Антипу, отнявшего жену у собственного брата и вступившего с ней в греховнейшее сожительство. Пророк не называл Ирода мерзким развратником-кровосмесителем, хотя тот вполне заслуживал этого. Святой Иоанн не говорил Ироду: «ты царь и своим беззаконием развращаешь весь народ, так что делаешься подобным диаволу», – хотя и это было правдой. Нет, Предтеча Христов говорил Ироду просто: Не должно тебе иметь жену брата твоего ( Мк.6:18 ), – призывая царя одуматься. В ответ на это кроткое увещание тиран-развратник бросил Крестителя в тюрьму, потом казнил. Так «глас вопиющего» был заглушен в пустыне царского дворца. Но для смиренных и кающихся грешников зов Предтечи Господня сбывался «правого пути верным указанием». Ближайшие ученики Крестителя вошли в апостольскую общину. Внимавшие словам святого Иоанна об Иисусе – Сыне Божием во множестве последовали за Христом, вступая на путь спасения. Исполнилось архангельское предвещание о Крестителе: Многие о рождении его возрадуются, Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; И многих обратит к Господу Богу ( Лк.1:14–16 ). У истоков Святой Церкви Христовой мы видим величественный образ Крестителя Иоанна, призывающего народ к покаянию. Предтеча Христов – он явился Предтечей любви Господней, зримо пришедшей в мир и с той поры во все века объемлющей верных, возводящей их к бессмертному счастью любимых детей Всевышнего. И сейчас каждому чуткому сердцу внятен голос служителя Божественной любви, пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Дорогие во Христе братья и сестры! Как бережно и заботливо Вселюбящий Бог ведет людей к спасению! В церковных песнопениях сравниваются два великих праздника – Рождество Иисуса, коим начинается земной путь Сына Божия, и Крещение Господа, с которого начинается Его спасительное для нас служение человечеству. Таинство Рождества благовестил верховный Архангел Гавриил, Таинство Крещения предуготовлял «земной ангел», святой человек Иоанн.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

А. На двунадесятые праздники I. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (6–19.I) 1. БОЖИЙ ГЛАС «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ) С егодня св. Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» ( Лк. 2, 40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Св. Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: «Он будет крестить Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Люди один за другим входили в воду, и св. Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идет к нему Сам Господь и просит окрестить. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3, 14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пр. Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пр. Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр. 3, 3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим. Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, дает и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с миром горним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А что говорил Господь, то на самом деле должно быть. Ни одна йота, или ни одна черта не останется, пока не исполнится все ( Мф. 6:18 ), Им изреченное. Поэтому нужно было ожидать, что это сбылось на учениках, когда Господь возносился и после вознесения Его: они должны были радоваться. Так и поет Церковь в тропаре на праздник: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным (обнадеженный) им бывшим благословением. Потому – они и возвратились «с великою радостью» в Иерусалим, в ожидании обещанного Святого Духа. И как им, – а за ними и нам, – не радоваться?! Радоваться, и чрезмерно радоваться, подобает одному тому, что Сам Господь, СЫН БОЖИЙ, сошел от Отца, а теперь Он к Отцу возносится, ради нашего спасения! Радоваться должно, что мы теперь имеем в Нем своего Ходатая за нас, пред Отцем… Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ); Он – Посредник между Богом и человеками – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5–6 ). Радоваться должно, что, при вознесении Своем, Он сказал ученикам, а чрез них всем нам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 26:20 ). С нами – БОГ ( Мф. 1:23 )! Радоваться подобает, что мы – крещены, «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и сим введены в Царство Пресвятой Троицы чрез Духа Святого, соединившего нас со Христом, как ветвь с лозой ( Ин. 15:1–2 ). Радуемся тому, что мы с вами пребываем в Церкви Христовой, православной, которая пребывает, по словам преподобного Серафима, «в полноте благодати» Святого Духа! Радуемся тому, что мы можем исповедовать грехи свои во имя Искупителя нашего перед священниками – преемниками апостолов, которым Спаситель по воскресении Своем дал власть «отпущать грехи»: имже отпустите, отпустятся им, имже держите, держится ( Ин. 20:23 ) . Радуемся тому, что Он, возносясь, «благословил» учеников, «подняв руки Свои», и в это время возносился, все продолжая благословлять ( Лк. 24:50–51 ). И если вы, дорогие братья и сестры, стремитесь получить наше благословение, то подумайте: каково же было благословение Христа Бога! Как оно радостно им было! Непостижимо радостно!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Адам и Ева, а вместе с ними и весь человеческий род были сотворены для жизни вечной. Как говорится в Книге Премудрости Соломона: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия… но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.1:13–14 ). Да, человек лишился бессмертия, послушавшись завистливых и лукавых уговоров диавола в Эдемском саду. Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ) – с великой горечью говорит Творец Адаму после грехопадения. Своим непослушанием, недоверием Богу, желанием обойтись вовсе без Него – человек отдалил себя от Бога, от истинной Жизни и единственного источника жизни вечной. А кто отдаляется от Жизни, тот неизбежно становится добычей смерти. И потому смерть на долгие тысячелетия воцарилась над человеческим родом – потомками падшего Адама: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ), – говорит об этом святой апостол Павел. Но этот трагический древний разрыв между небом и землей, между Богом и людьми был уврачеван Воплощением, Крестной смертью и Воскресением Богочеловека. Смерть хотела схватить в свои когти еще одного человека – Иисуса, сына Иосифа, а встретилась лицом к лицу с Самим Богом! И конечно, не выдержала – оказалась совершенно побеждена и уничтожена. «Что есть смерть? Для ответа на сие, по разуму слова Божия, всего лучше употребить вопрос: что есть жизнь? Ибо смерть есть только лишение жизни. Итак, приидите, познаем жизнь в ее источнике. В Нем была жизнь, сказует Богослов, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). В Боге Слове жизнь, и сия жизнь есть свет человеков. Причастие жизни, сущей в Боге Слове, и света Его – есть истинная жизнь человека. Она есть деятельное состояние света, спокойствия, свободы, силы, чистоты, нетления. Следственно, разлучение с жизнью Бога Слова и отчуждение от света Его есть истинная смерть человека. Она есть состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, наконец, тления.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Аминь. Слово в День Святого Духа О дне рождения Церкви Христовой Огненный Дух, когда принят будет, откроет вам всякие тайны, отгонит от вас людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь. Преподобный Антоний Великий Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как сладостнейший, ни с чем не сравнимый дар обещал Спаситель ученикам сошествие Духа Утешителя. Казалось бы, при вести о скором расставании с Сыном Человеческим у апостолов были все причины для горя, Иисус Христос уходил от них в Царствие Небесного Отца, оставляя их одних сиротствовать среди злобы падшего мира. Но вот – Сын Божий говорит апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Что же это за Таинственный Гость, чей приход должен был утешить верных в тяжкой разлуке, Утешитель, Который явился для людей даже «лучшим», чем земное общение с Иисусом Сладчайшим? Ведь Святой Дух (Третья Ипостась Святой Троицы) есть тоже Бог, как и Бог Отец и Бог Сын, Который и при Воплощении Своем и принятии на Себя человеческой природы – плоти с разумной душой, все равно остался Богом по Своей Божественной природе. И посланные на апостолов огненные языки – есть благодать Святого Духа, которая также есть Бог, то есть имеет Божественную природу. Здесь – суть Православного христианства как религии Богочеловеческой. Идеал его – обожение человека как результат Вочеловечения Бога. Это обожение совершается Духом Святым. Сошествие Святого Духа есть тайна вселения Господа в сердце человека. Небесный Отец изначально предназначал людей к тому, чтобы они сделались причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ). Прародительское грехопадение отторгло род человеческий от этого блаженнейшего общения, и что могло быть плачевней такой утраты? Ведь все мыслимые и немыслимые блага заключались для человека в единении с Богом-Жизнодавцем, ибо в Нем – Высшее Добро и Высшая Истина, Высшая Красота и Всесовершенная Любовь; только в Нем вечная жизнь и вечное счастье; вне Его – ложь, грязь, страдания и гибель. И этого-то невыразимого блага лишил себя человек, соблазненный лукавым змием.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Аминь. Слово в День Святой Троицы О человеке как храме Бога Живого Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1Кор.3:16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Дивны свершения премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прощение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия. Вочеловечившийся Сын Божий, посланный Его Отцом к нам для нашего спасения, странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем. И казалось бы, что на пороге Своей смерти Христос должен был им говорить только о Себе, а Он говорит о связи Своей смерти с ниспосланием апостолам Святого Духа: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Сей Утешитель есть Дух Святой, Дух Истины, Который от Отца исходит ( Ин.15:26 ). Что же означало это обетование Христово? Можно сказать, что общение с Сыном Человеческим, слышание слов Его и видение Его Божественных чудес не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – апостолов, чему свидетельством являются и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня, и споры о первенстве. Почему? Да потому, что Крестная жертва еще не была совершена и апостолы еще не были искуплены, как и весь остальной человеческий род. Посылая же к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Бог Святой Дух, Царь Небесный, соизволял Своей благодатью войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Всей Святой Троицей был некогда призван из праха к богоподобной вечной жизни в Духе Святом Адам, но осквернил храм души своей, и Дух оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета словно беззащитным сиротою блуждал человек (даже в лучших своих представителях богоизбранного народа, не говоря уж о погруженных в мрак язычества) по просторам земли, томимый гнетущим чувством богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот, в благодатный день Святой Пятидесятницы, Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010