поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Библеист Елена Сморгунова – о новых археологических находках в Святой Земле Источник:  Благовест-инфо Необыкновенные археологические открытия, сделанные совсем недавно на Святой Земле, заставляют не только по-новому интерпретировать книги Библии, но и дают новый смысл библейской истории, считает известный российский библеист, исследователь древнееврейского языка Елена Сморгунова. Об этом она рассказала во время лекции " Двенадцать библейских пророков. Находки на Святой земле " , которая состоялась 10 марта в культурном центре " Духовная библиотека " . Один из двенадцати так называемых " малых библейских пророков " Авдий в своей книге дает пророчество о Суде Божьем над Эдомом и Дне Господнем, когда состоится суд над всеми народами и придет избавление Сиона. Книга пророка Авдия, состоящая из 21 стиха, до сих пор считается самой короткой книгой пророчеств Ветхого Завета. Однако, вместе с тем, именно этот текст всегда вызывал у ученых больше всего вопросов. На некоторые из них Елена Сморгунова смогла найти ответы. Эдом или в греческой транскрипции Идумея – древняя страна в Передней Азии, к югу от территории древней Палестины, между Мёртвым морем и заливом Акаба (сегодня это залив между Аравийским и Синайским полуостровами). Со 2-й половины II тысячелетия до Рождества Христова эта территория была населена эдомитянами, объединившимися в единое государство. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 до Р.Х., а к концу VI века до Р.Х. – овладели частью южной Палестины. С образованием в конце III века до Р.Х. Набатейского царства большая часть территории Эдома вошла в его состав. Западный Эдом с частью южной Палестины представлял самостоятельное царство Идумею, которое в конце II века до Р.Х. было завоёвано иудейским царём из династии Хасмонеев. Сегодня часть древней Идумейской земли находится на юге Израиля, в пустыне Негев, недалеко от известного со времен Библии города Беер-Шева. Пророк Авдий, предсказывая падение Эдома и полное его опустошение, произносит такие слова: " ...Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава, и обысканы тайники его... " (книга пророка Авдия, 1, 5-7)

http://religare.ru/2_39272.html

Посему Христос и прибавляет: Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Словами: " дополняйте меру отцов ваших " не повелевает, не поощряет их к убиению Его, но выражает такую мысль: так как вы - змии и дети подобных же отцов, так как вы по своей порочности не исцельны, то постарайтесь скорее превзойти своих отцов, это сделаете вы, когда Меня убьете. Вы исполните всю меру зла убийством, какого не достает отцам вашим. Но если вы столь злы, то как можете вы избегнуть кары? Посему, вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Обличает ложь их слов: " если бы мы были во дни отцов наших, не убивали бы пророков " . Вот, говорит, Я посылаю пророков, мудрых и книжников, но и их вы убьете. Речь идет об апостолах; Святой Дух поставил их учителями, пророками, исполненными всякой мудрости. Словами: " Я посылаю " являет власть Своего Божества. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Вся кровь, неправедно пролитая, по словам Господа, должна прийти именно на тогдашних иудеев. Они будут наказаны тяжелее, чем отцы, так как не вразумились после стольких примеров; так некогда Ламех, живший после Каина, был наказан более его, хотя и не убил брата; наказан же тяжелее потому, что не вразумился примером кары Каина. Придет, согласно словам Господа, вся кровь от Авеля до Захарии. Не без основания упомянуто здесь об Авеле: он, как и Христос, убит, пострадав от зависти. Но о каком Захарии здесь упоминается? Одни говорят, что этот Захария один из числа двенадцати малых пророков, а по мнению других, это отец Предтечи. До нас дошло сказание, что в храме было особое место, где стояли девы. Захария, будучи первосвященником, поставил здесь с девами Богородицу после рождения от нее Христа; иудеи, негодуя, что он родившую поместил с девами, убили его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Почему отцы собора приняли такое решение, нам становится ясно, если мы обратимся к Священному Писанию . Отсылка к нему есть и в упомянутом соборном решении, которое продолжается словами: «Ибо кто лишается правой, тот без сомнения, становится по левую сторону». Это отсылка к словам Евангелия, в которых Христос говорит, что «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:33:46 ). В другом месте Он рассказывает, как Авраам говорит мучающемуся в аду, что «между нами и вами утверждена великая пропасть» ( Лк.16:26 ). И через пророка говорил: «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). А апостол Иоанн как очевидец свидетельствует: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом… и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи… Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» ( Откр.20:12,15; 21:2,27:8 ). Итак, не один раз, но многократно и прямо Господь провозглашает в Слове Своём, что две участи есть за гробом, два места – как же после этого можно придумывать третье? Такая мысль противоречит не только Писанию, но и учению святых отцов. Святитель Василий Новгородский в «Послании о рае» приводит слова священномученика Патрикия: «Два места приготовил Бог: одно – наполнено всем благим, а другое – тьмы и огня преисполнено». Преподобный Феодор Студит : «Когда несомненно предстоит нам смерть, сия общая всем епитимия… с одной стороны есть надежда получить Царствие Небесное, а с другой грозит геенна» (Слово 321). Свт. Димитрий Ростовский толкует: «В двенадцатом [члене символа веры ] верую в то, что как Царствие Небесное, так и ад бесконечны по времени и что после воскресения из мёртвых и дня Судного мы будем вести вечную жизнь или блаженную с Богом или окаянную с диаволом» 9О Символе Веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«разделить человека – с отцом его, и дочь – с матерью ее, и невестку – со свекровью ее; 36и враги человеку – домочадцы его». 37Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня; 38и тот, кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня. 39Кто бережет жизнь Свою, утратит ее, а тот, кто утратит жизнь свою ради Меня, обретет ее. 40Кто принимает вас, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, принимает Того, Кто послал Меня. 41 Кто принимает пророка ради того, что это пророк, получит награду, как пророк; и кто принимает праведника ради того, что это праведник, получит награду, как праведник. 42И если кто всего лишь напоит одного из этих малых ради того, что это ученик Мой, воистину говорю вам, тот не лишится причитающейся ему награды». 11. И было: когда окончил Иисус эти наставления двенадцати ученикам Своим, Он пошел оттуда, чтобы учить и проповедовать в городах по пути. 2Между тем Иоанн, прослышав в темнице о деяниях, которые совершал Христос, послал учеников Ззадать Ему вопрос: «Ты ли – Тот, Кто должен придти, или ждать нам другого?» 4И ответил им Иисус: «Пойдите и расскажите Иоанну, что вы слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие начинают слышать, мертвые воскресают и убогие приемлют Благовестие; 6и блажен, кто не усомнится во Мне». 7Когда же они ушли, стал Иисус говорить народу об Иоанне: 8«Что желали вы увидеть, когда ходили в пустыню? Не тростник же, что колышется под ветром? 9На что вы шли посмотреть? На человека, облеченного в тонкие одежды? Нет, те, кто носят тонкие одежды, – в жилищах царей. Так кого же вы шли увидеть? Пророка? Да, говорю вам, и больше, нежели пророка. 10Он – тот, о ком написано: «Вот, Я посылаю вестника Моего пред лицом Твоим, и он пред Тобою приготовит путь для Тебя». 11Воистину говорю вам: не являлось между рожденных женщинами более великого, нежели Иоанн Креститель, однако наименьший в Царстве Божием больше, нежели он. 12От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им. Ибо все Пророки, как и весь Закон, до Иоанна пророчествовали. И он, если вы готовы принять это, и есть тот Илия, которому должно придти. Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Самые наивные комментаторы видят к этой заповеди прямую апологию эгоизма. Дескать, прежде чем возлюбить своего ближнего, надо возлюбить самого себя. Этап «возлюбления» самого себя (всячески поощряемый современными психотерапевтическими практиками и деловыми тренингами «личностного роста»), однако, имеет свойство затягиваться настолько, что перенос любви на ближнего откладывается на неопределенный срок, а социум превращается в оранжерею нарциссов. Царство ближних В такой топике мир распадается на атомы индивидуалистов с почти неизбежной войной всех против всех. Более проницательные комментаторы начинают перетолковывать понятие «ближний» в ветхозаветном, «уменьшительно-ласкательном» смысле. Мол, раз, есть «ближний» – значит, есть и «дальний». «Ближнего» надо любить, холить и лелеять (как это испокон веков делается в семье, племени или кругу друзей), а любить «дальнего» – не только не нужно, но даже… противоестественно. «Дальний» – это «гой». Это или враг, или чужак, которого надо или остерегаться, или обмануть, или подчинить. Для подтверждения своей правоты комментаторы ссылаются на призыв Иисуса в точности следовать Ветхому Завету: « Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков : не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), на явное нежелание Иисуса помочь хананеянке: « Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), на наставление апостолам: « Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите ; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:56) или на ограничение любви кругом друзей-соратников: « Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). Мир в дихотомической топике «ближний – дальний» распадается на оазисы «ближних», разделенные пустыней отчужденности или вражды с «дальними», по каким-то причинам не ставшими «ближними». Всё было бы хорошо, если бы люди могли выживать в условиях «малых коллективов» и обладали бы неограниченными ресурсами. Однако борьба за ресурсы и необходимость защиты от конкурентов, смена технологического уклада (случившаяся в эпоху « катастрофы бронзового века ») потребовали объединения «общин» в многолюдные «общества» со сложной социальной организацией, строящихся не столько на любви, сколько на более формальных основаниях.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/27/ca...

– эти прибывшие дивились, слыша проповедь на языках, на которых говорили сами в местах своего обитания, и видя, что апостолы люди некнижные и едва ли изучавшие чужие наречия; – иные из слушателей не понимали проповеди и, насмехаясь над апостолами, объявляли их пьяными. Этими слушателями были, судя по всему, местные жители, знавшие лишь по-еврейски или по-арамейски, для которых речи апостолов звучали бессмыслицей. – Рассказ Деяний делает понятным также и то, что дар языков был ниспослан апостолам для проповедания Христа всем народам, а чудесные обстоятельства, при которых он обнаружился, имели целью скорейшее обращение и утверждение в вере слушателей. Все, что смогли мы вывести из этого рассказа, подтверждается разъяснением, которое дал собравшимся апостол Петр: Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня 151 ; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе наверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный ( Деян.2:14–20 ). Заметим, что святой Петр обращается к слушателям не иначе, как на еврейско-арамейском языке. Отсюда, а еще из опровержения нареканий, будто апостолы пьяны, ясно, что слова его адресованы местным иудеям, ибо иудеям рассеяния все возвещенное апостолами было, как мы видели, понятно. Итак, святой Петр объясняет своим соотечественникам, что говорение на языках происходит по дару Святого Духа и являет собой Божие чудо, предреченное Богом еще в Ветхом Завете через пророка Иоиля (см.: Иоил.2:28–32 ). И вот важнейшее из знамений, о которых говорил пророк Иоиль, то есть пророчество по дару Духа Святого, проявилось во всей силе в день Пятидесятницы. Истины, раскрываемые в пророчествах, нередко связаны с событиями будущего (см.: Деян.11:27–28 ), и те, кто предсказывал эти события действием Духа Божия, заслуженно именовались пророками. Таковы четыре «великих» и двенадцать «малых» пророков, а также Моисей, Илия, Елисей и некоторые другие в Ветхом Завете. Но и они назывались пророками не только потому, что предсказывали будущее; пророками же в христианском смысле Священное Писание признает всех, кто по особому вдохновению от Бога раскрывает истины веры (см.: 1Кор.12:10; 14:1–5, 24, 29, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В переводе Семидесяти Книга пророка Авдия отделена от прочих, как и книги остальных одиннадцати малых пророков. Также порядок и состав пророческих книг в Септуагинте отличается от масоретского текста: после Книг двенадцати малых пророков, располагающихся в начале, следуют Книги Исаии, Иеремии, неканоническая Книга Варуха, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Книги пророков Иезекииля и Даниила. Важно отметить, что в переводе Семидесяти список Книг двенадцати малых пророков отличается от порядка, принятого в еврейской Библии, что отражается и на местоположении Книги Авдия. В еврейской Библии эта книга находится на четвёртом месте, после Книги пророка Амоса (перед которой располагаются Книги пророков Осин и Иоиля), перед Книгой пророка Ионы. В то же время в переводе Семидесяти Книга пророка Авдия находится на пятом месте, после Книг Осин, Амоса, Михея, Иоиля. Важным принципом, определяющим порядок расположения Книг двенадцати малых пророков, как в масоретском тексте, так и в Септуагинте, «является их относительная хронология, установленная по их надписанию или указаниям на исторические события в самих книгах» 298 . И в масоретском тексте, и в Септуагинте пророки VIII в. до Р.Х. (Осия, Амос, Михей) располагаются в начале, тогда как последние допленные (Наум, Аввакум, Софония) и послепленные (Аггей, Захария, Малахия) помещаются в конце. Книги, дату которых определить трудно, – Иоиля, Авдия и Ионы, в масоретском тексте расположены среди пророков VIII в. до Р.Х.; в Септуагинте эти книги расположены после них 299 . Определённый порядок расположения книг мог быть обусловлен наличием идейных связей между ними: так, помещая Книгу Иоиля перед Книгой Амоса, редактор Книги двенадцати, возможно, имел в виду частичное тематическое сходство обеих книг 300 . Точно так же Авд.16–21 находится в тесной связи с Ам.9:12 , это может объяснить, почему Книга Авдия следует сразу за Книгой Амоса 301 . Таким образом, следует учитывать, что, хотя относительная хронология Книг малых пророков принималась во внимание составителями Книги двенадцати, порядок, в котором расположены писания малых пророков в Библии, не является строго хронологическим. Этот вывод наилучшим образом подтверждает как раз положение Книг Иоиля, Авдия и Ионы, которые находятся среди писаний древних пророков, хотя, по всей видимости, относятся к более поздней эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Упоминания о книге Двенадцати вне Танаха [ 1] В тексте Танаха наименование отсутствует. Однако уже в самых ранних пост-танахических текстах содержатся прямые и косвенные доказательства того, что традиция рассматривала книги двенадцати «малых» пророков как составные части единой книги – книги Двенадцати. Первое по времени упоминание о двенадцати пророках содержится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, еврейский оригинал которой был утерян, и которая дошла до нас в греческом переводе: И двенадцать пророков ( додека профетон, δδεκα προφητîn) – да процветут кости их от места своего – утешали Иакова и спасали их верною надеждою. Сир 49:12 Книга Двенадцати подразумевается и в новозаветной книге Деяний Апостолов. В речи Стефана цитируется, собственно говоря, книга пророка Амоса, но говорится вообще о книге пророков, без уточнения. Нет сомнения, речь здесь идет именно о книге Двенадцати: Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков ( εn b…blw tîn profhtîn; далее следует цитата из Ам 5:25-27 по версии LXX ). Деян 7:42 Апокрифическая 3 книга Ездры , представляющая собой один из иудейских апокалипсисов и написанная, вероятно, в эпоху правления Домициана (81-96 гг. н.э.), видимо, считает книгу Двенадцати одной из двадцати четырех книг, предназначенных для открытого чтения (3Езд 14:44-46). Видимо, эти двадцать четыре книги суть книги Танаха: именно такое количество книг Танаха было кодифицировано иудеями к концу I в. н.э.: Берешит, Шемот, Вайикра, Бемидбар, Деварим, Йеношуа, Шофтим, Шмуэль, Мелахим, Йешаяну, Йирмеяну, Йехезкель, Трей-асар, Тенилим, Мишлей, Иов, Шир на-Ширим, Рут, Эйха, Конелет, Эстер, Даниэль, Эзра-Нехемья, Диврей на-Йамим . Кроме того, в 3Езд содержится список двенадцати пророков, порядок перечисления которых совпадает с порядком в LXX (3Езд 1:39-40). Кстати, содержат списки двенадцати пророков еще два апокрифа – Мученичество и вознесение Исайи и Жизнь пророков. В обоих случаях порядок отдельных книг несколько варьируется по сравнению с масоретским текстом и с LXX (см. ниже).

http://bogoslov.ru/article/2684913

Относится к числу канонических книг Свящ. Писания и входит в состав собрания Малых пророков (в евр. традиции «(книга) Двенадцати»). В евр. каноне масоретской Библии, а также в греч. каноне Септуагинты она располагается после Книги прор. Захарии и занимает последнее, 12-е место среди книг Малых пророков. Подобное расположение книги сохраняется и в совр. изданиях Библии, в т. ч. и в русском синодальном переводе Библии. Однако в наиболее раннем древнеевр. списке Малых пророков, в кумран. свитке 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х., последнее место в корпусе занимает Книга прор. Ионы, Книга прор. Малахии стоит между книгами прор. Захарии и прор. Ионы. Объем Книги прор. Малахии сравнительно небольшой: она содержит 55 стихов. В масоретском тексте (МТ) она делится на 3 главы, в LXX и синодальном переводе - на 4 (Мал 3. 19-24 в МТ=Мал 4. 1-6). Свидетельства текста А. Тексты на древнеевр. языке. Древнейшими свидетельствами текста Книги прор. Малахии на древнеевр. языке являются фрагменты рукописей, обнаруженные в Кумране. Среди них выделяют собственно списки библейского текста, а также экзегетические сочинения, которые содержат цитаты из Книги прор. Малахии. 1. Свиток 4QXIIa (4Q76) представляет собой список книги Малых пророков или его части. На основании почерка его датируют 150-125 гг. до Р. Х. (изд.: Fuller. 1997. P. 221-232. Pl. XL-XLII). Сохранился в виде 23 фрагментов, к-рые содержат отрывки книг пророков Захарии, М. (Мал 2. 10-14; 2. 15 - 3. 4; 3. 5-14; 3. 14-24(4:6)) и Ионы. Отличается иным по сравнению с МТ порядком библейских книг: последнее место в нем занимает не Книга прор. Малахии, а Книга прор. Ионы. Орфография близка к орфографии МТ, но текст свитка содержит ряд отличий от МТ. Так, напр., в Мал 2. 11 в тексте свитка вместо       («дочь чужого бога») (МТ) в 4QXIIa написано       («дом чужого бога»)», в Мал 2. 12 вместо малопонятного масоретского   («бодрствующий» (или «защитник» (?)) употреблено   («свидетель»). Текст Мал 2. 14 в 4QXIIa короче масоретского (отсутствуют слова         (которую ты предал)). Существуют отличия и в передаче имен Бога (Мал 2. 16, 17). В ряде случаев (Мал 2. 13, 16, 17) текст свитка совпадает с текстом LXX (versus МТ).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Можно думать, что Елиссей заболел и помер в первые годы его царствования, и вместо Елиссея заступил Иона, который, может быть, был учеником его. 3) О лице и обстоятельствах жизни Авдия мы не имеем никаких достоверных сведений, потому что в написании его пророчества упоминается только его имя; ни слова не говорится даже об его отце. Поэтому мнения касательно времени его пророческого служения до того разнообразны и даже противоречивы между собой, что одни толкователи считают его самым старейшим из двенадцати малых пророков, а другие относят его служение ко времени плена Вавилонского, и есть даже такие, которые думают, что пророчество его произнесено в 312 г. до Р. Хр., когда пророческое слово давно уже замолкло. Что Авдий проходил свое служение ни во время, ни после плена Вавилонского, и принадлежит к старейшим пророкам,  об этом можно заключить даже из того места, какое занимает его книга в ряду 12 малых пророков, потому что порядок, в каком расположены в Библии писания малых пророков, хотя и нельзя назвать строго хронологическими, но все же он верен в том отношении, что в нем писания Пророков, живших во время и после плена, занимают последнее место, между тем как Авдий занимает место между старейшими. Но с этим мнением, по-видимому, не гармонирует то, что говорится у Авдия в стих. 10–16, потому что здесь причиной суда Божия, возвещенного Идумеям (1–9), выставляется их злорадство тяжкому несчастию, посетившему Иудеев и Иерусалим, когда «чужие вошли во врата его, и бросали жребий о Иерусалиме» ( Авд.1:11 ), и Идумеям ставится в упрек не только то, что они с радостью смотрели на погибель родственного народа, но и сами принимали участие в расхищении его имущества – убивали спасающихся бегством или выдавали их врагам. Бесспорно, эти упреки указывают на завоевание Иерусалима чуждыми народами; но указывают ли они на разрушение Иерусалима Халдеями, это вовсе не так несомненно, как думают многие толкователи. Хотя и говорят: «каждый, читающий эти строки, не может относить их ни к чему иному, кроме этой катастрофы, и, кроме той вражды, которую Идумеи обнаружили при этом в отношении к Иудеям и о которой говорят Пророки, жившие после разрушения Иерусалима, именно Иеремия ( Плч.4:21–22 ) и Иезекииль (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010