Ответ. Что Иисус Христос – единственное основание Церкви, по словам Апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ). Хотя Апостолы и Пророки иногда называются основаниями веры и Церкви, как, например, Иоанн говорит, что великий город Иерусалим имеет стену, утвержденную на двенадцати основаниях, на которых были имена двенадцати Апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ). И Павел говорит: «Быв утверждены на основании апостолов и пророков» ( Еф. 2:20 ). Это следует понимать так, что Пророки и Апостолы не собственно и не первоначально являются основаниями веры, так как таким основанием является лишь Христос, но относительно и второстепенно, поскольку они ближайшим и непосредственным образом утверждались на спасительном учении Господа нашего Иисуса Христа и в связи с тем, что они первые начали распространять веру Христа во всех концах вселенной. Ибо Христос основал Свою Церковь не на людях, но на Самом Себе и на Своем Божественном учении. Кроме того, этот член учит нас, что Христос – единственный Глава Церкви, как учит Апостол: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ). И в другом месте: «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ). Хотя архиереи, управляющие церквями, называются их главами, следует понимать, что они – местоблюстители Христа (τοποτηρητα το Χριστο), каждый в своей епархии, и главы частные, по словам Писания: «Блюдите себя и всё стадо, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); так, что Сам Христос является Пастыреначальником, как говорит Петр: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). Вопрос 86. В-четвертых, какое учение содержится в этом члене? Ответ. Он учит нас, что каждый христианин должен повиноваться Церкви. Этому учит Христос: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). При этом Церковь имеет такую власть, что может испытывать (δοκιμζ) Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов, и подвергать их каноническим наказаниям и епитимиям за их преступления. Ибо она – столп истины и основание, по слову Апостола: «Нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Скачать epub pdf Св. апостол Фаддей Св. апостола Фаддея, одного из семидесяти, нельзя смешивать с Иудой-Фаддеем, или Левием, из двенадцати. Св. Фаддей, принадлежащий к лику семидесяти апостолов, происходил из города Ефеса. Он был еврей, в совершенстве изучивший книги Ветхого Завета. Прибыв в Иерусалим на поклонение, Фаддей услышал проповедь св. Иоанна Крестителя, был поражен его ангельской жизнью и крестился от него. Потом, увидев Господа Иисуса Христа и чудеса Его и услышав Его божественное учение, он последовал за Ним и причтен был Им к лику семидесяти меньших апостолов. После вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа, Фаддей был послан проповедовать Евангелие в Едес. Здесь он остановился у некоего иудея Товии и начал силою Христовой творить чудесные исцеления и врачевать всякие болезни возложением рук с призыванием имени Господня. Слух об этом в скором времени распространился по всему городу, и все стали приносить к апостолу своих недужных для исцеления. Возвещено было и едесскому князю Авгарю, что из Иерусалима прибыл муж, который именем Иисуса Христа творит многие исцеления. Тогда Авгарь вспомнил, что Христос некогда писал ему: «Когда вознесусь, то пошлю к тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни», – и понял, что св. Фаддей и есть тот самый ученик Христов. Призвав Товию, он спросил его: «Я слышал, что у тебя живет некий муж, пришедший из Иерусалима, который исцеляет болезни именем Иисусовым. Приведи его ко мне». Товия немедленно передал волю князя апостолу Фаддею. «Пойду, – отвечал Фаддей, – ибо к нему-то собственно я и послан». На другой день Товия с апостолом Фаддеем отправились к князю, который был окружен в это время вельможами. Когда Фаддей вошел во дворец, лицо его просияло. Ужаснувшись, князь поспешил встать и поклониться апостолу до земли. Все бывшие изумились этому, потому что от их глаз было скрыто сияние, исходившее от лица св. Фаддея. «Ты ли, – спросил Авгарь апостола, – ученик Иисуса, Сына Божия, Который письмом обещал прислать ко мне одного из Своих учеников, чтобы исцелить меня и даровать жизнь вечную мне и сущим со мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Св. апостол Филипп, один из семи диаконов Св. апостола Филиппа, одного из семи диаконов, нужно отличать от апостола Филиппа, принадлежащего к числу двенадцати апостолов Христовых. Принадлежащий к лику 70-ти апостолов, св. Филипп происходил из Кесарии палестинской; он был женат и имел четырех дочерей-пророчиц. Когда свв. апостолы возымели нужду избрать из среды себя таких людей, которые заведывали бы приношениями верующих и заботились о столах, в числе других семи Филипп был рукоположен во диакона и со всем усердием, согласно своему назначению, заботился о вдовицах, сиротах и убогих. По убиении св. первомученика Стефана, на Иерусалимскую Церковь возникло со стороны иудеев гонение. Тогда св. апостол Филипп удалился в Самарию и проповедовал там Христа, совершая при этом различные чудеса. Народ, видя и слыша, какие Филипп творил чудеса, единодушно внимал его проповеди. В Самарии в это время находился некто Симон, который перед тем волхвовал и изумлял самарян, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, говоря: «Сей есть великая сила Божия». Но когда пришел в Самарию Филипп и, совершая чудеса, благовествовал о Христе, народ поверил ему, и многие крестились. Тогда уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа и, видя совершающиеся именем Христа великие знамения, изумился. Между тем Филиппу однажды явился Ангел Господень и сказал: «Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Филипп встал и пошел. В то время той дорогой возвращался домой один из вельмож царицы эфиопской Кандакии, приезжавший в Иерусалим для поклонения. Дух Божий сказал Филиппу: «Подойди и пристань к сей колеснице». Филипп подошел и услышал, что вельможа читает книгу пророка Исаии, и спросил его: «Разумеешь ли ты, что читаешь?». – «Как могу разуметь, – отвечал вельможа, – если кто не наставит меня?», – и просил Филиппа сесть с ним на колесницу. А место из Писания, которое он читал, было следующее: яко овча на заколение ведется, и яко агнец прямо стригущему безгласен: тако не отверзает уст своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. Потом Господь явился Иакову, также всем Апостолам. Назначение послания, время и место написания его Как видно из слов первого стиха, послание святого Апостола Иакова было назначено и послано " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " , то есть евреям. По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к евреям еще неуверовавшим, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги Деяний, имели даже общие собрания. Апостол Иаков пользовался величайшим авторитетом и среди неуверовавших во Христа евреев, а потому мог обращаться и к ним с властным словом поучения. Выражение " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " не исключает и евреев, живших в Палестине.Время и место написания послания не указаны. Святой Апостол Иаков скончался около 64 года по Рождестве Христовом. По-видимому послание написано им незадолго до кончины, ибо состояние сообщества христиан-евреев описывается в нем весьма сходно с изображением его в послании святого Апостола Павла к Евреям. Большинство толкователей склоняются к мысли, что оно написано в 55-60 годах.Местом написания был, вероятно, Иерусалим или вообще Палестина, так как нет никаких данных о том, чтобы святой Иаков когда-либо оставлял Палестину. Повод к написанию послания Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа-Спасителя.Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога. Но, вместе с тем думая по прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые христиане-евреи превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь среди христиан охладевала.Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания. Подлинность послания Иаковлева

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Услышав о Христе, Фома пришел посмотреть на Него и с тех пор неотступно следовал за Ним. Христос, видя такую ревность, избрал Фому одним из двенадцати апостолов. Также как и его собратья по апостольству, Фома, по слову Спасителя, вышел на самостоятельную проповедь. Тем не менее, упоминания об апостоле Фоме нечасто встречаются на страницах Евангелия. После рассказа об избрании двенадцати апостолов имя Фомы упоминается только в повествованиях о конце земного пути Господа, в частности, в рассказе о воскрешении Лазаря. Когда Господь Иисус, узнав о смерти Лазаря, собрался идти в Иудею, апостолы большей частью пытались отговорить Его от смертельно опасного предприятия. Но апостол Фома неожиданно проявил необычайное рвение, сказав: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16). Исследователи полагают, что в этом эпизоде впервые проявился решительный и смелый характер апостола. Следующее упоминание апостола Фомы относится к Тайной Вечере. Во время прощальной беседы, когда Господь прикровенно говорил ученикам о Своем отшествии: Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5). На это Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Евангелия не сообщают о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Однако, известно, что сразу после этого он на некоторое время покинул Иерусалим, так что когда воскресший Спаситель явился ученикам, Фомы с ними не было. Когда он вернулся: Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Именно благодаря этому случаю, когда Фома не поверил своим собратьям по апостольству, и появилось выражение «Фома неверующий». Библеисты толкуют неверие Фомы в Воскресение Господа Иисуса либо как промыслительную возможность наилучшего уверения в Воскресении Спасителя, либо как то, что апостолы еще не были просвещены Святым Духом и Фома увидел лишь их человеческую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

27). Здесь в Евангелии приводятся в пример ближайшие, преданнейшие и самые ревностные ученики Спасителя — апостолы. От их лица апостол Петр задает вопрос: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» Действительно, они оставили свои семьи, родителей, дома. Теоретически рассуждать об этом легко, но если кто-то из нас представит себе, что ему нужно совершенно оставить свою семью, дом и превратиться в нищего странника, то увидит, что на самом деле это чрезвычайно тяжело. Апостолы же не только оставили своих родных, но вынуждены были впоследствии покинуть и свою родину: были изгнаны. Представьте себе, что нам приходится ради чего-либо, ради служения Богу или даже какого-нибудь человеческого занятия, которое мы считаем необходимым для себя, не только оставить семью, родных и дом и превратиться в странников, но и быть изгнанными с родины и жить на чужбине. Но апостолов и на чужбине преследовали, они не имели постоянного места жительства, странствовали по всему миру, всюду гонимые, и большая часть из них погибла мученической смертью. «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии (то есть в будущей жизни. — Игум. А. ), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (ст. 28). Те, которые последуют за Господом, в будущей жизни из гонимых, нищих и бесправных людей превратятся в судей. Конечно же, не все святые будут восседать на двенадцати престолах, подобно апостолам, но все будут судьями людей отпавших, отрекшихся от Бога, пренебрегших Божественным учением, судьями в том смысле, что станут живым упреком для нерадивых, ленивых и лукавых. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (ст. 29). Действительно, если мы в этой жизни по-настоящему оставляем все земное, даже самое дорогое, самое возвышенное, например родину, родителей, и делаем это не из-за своего эгоизма, а из любви к Богу, то мы получаем во сто крат.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

2. Не предавайте, говорит псалмопевец, забвению несказанные чудеса, которые сотворил Господь. Судьбами (или судами) назвал здесь чудеса, сотворенные Богом по суду справедливости. Так как потом он рассказывает о чудесах, сотворенных в Египте, то здесь заранее указывает на справедливость понесенного египтянами наказания. Уста же есть слово Его, так как оно возвещало приго­воры праведного суда Законодателя и Правителя. И мне кажется, что он говорит здесь о законах, управляющих небом, землей, морем, действующих в областях подземной и поднебесной. Ведь не один человек получил от Него закон, но и все видимое: море, чтобы не выходить из своих пределов, горы – стоять твердо, земля – быть неподвижною, и подобным образом все управляется своими соб­ственными законами. И все это по повелению Творца. «Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его!» ( Пс. 104:6 ). Оба названия отно­сятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, «не все те Израильтяне, которые от Израиля», и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада ( Римл.9:6–7 ). И Спаситель говорил: «знаю, что вы семя Авраамово» ( Ин.8:37 ), и потом: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только ра­бами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избран­ными, как сыны, что видно из слов: «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» ( Лк.6:13 ; Мф.10:5 ), а также: «не двенадцать ли вас избрал Я?» ( Ин.6:70 ). А преимущество избранных ты поймешь из того, что «много званых, а мало избранных» ( Мф.20:16 ). " Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его» ( Пс. 104:7 ). Один и тот же, будучи Богом и Господом всех и владычествуя над всей вселенной, наименовал их Своим народом, почему и приказал возвестить судьбы уст Его, так как все под­лежат суду Его, и не только иудеев, но и всех удостоил Он избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

40 . Необходимо также обратить внимание на то, что евангельские и апостольские писания называют учениками Его не одних только двенадцать, но и всех тех, которые, веруя в Него, приготовлялись Его учением к Царству Небесному. Из всех них Он избрал двенадцать, которых и назвал апостолами, как говорит Лука, ибо он немного после говорит: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа» ( Лк. 6:17 ). Также и из других мест Писания очевидно явствует то, что учениками Его названы все, которые учились у Него тому, что касается вечной жизни. 41 . Но можно спросить, каким образом призвал Он сперва Петра и Андрея, а потом, немного пройдя вперед, двух сынов Зеведея, как повествуют Матфей и Марк; потому что Лука говорит, что обе их лодки были наполнены большим уловом рыбы, и называет помощниками Петра двух сынов Зеведея Иакова и Иоанна, которых позвали на помощь, ибо они не могли вытащить наполненных сетей и вместе с тем удивлялись такому большому количеству пойманной рыбы. Но все они, подогнав корабли к берегу, последовали за Ним. Из этого нужно понять, что первоначально произошло то, о чем сообщает Лука, и Господь призвал их не тогда, и только Петру было предсказано, что он будет ловить людей. И это сказано не в том смысле, что он никогда уже не будет ловить рыбу; ибо мы читаем, что и после воскресения Господа Его ученики занимались ловлей рыбы ( Ин. 21:3 ). Итак, сказано, что с этого времени Петр будет ловить людей, но не сказано, что он уже больше не будет ловить рыбу. Из этого дается возможность понять, что они по привычке возвращались к ловле рыбы, так что то, о чем повествуют Матфей и Марк, произошло уже после, а именно то, что Он призвал их по два и Сам приказал им следовать за Собой: сначала Петру и Андрею, а потом двум сынам Зеведея. Тогда они и последовали за Ним; не после подведения кораблей к берегу, а после того, как Он призвал их и приказал следовать за Собою. Глава XVIII 42 . Нужно рассмотреть также и то, каким образом евангелист Иоанн говорит, что Иисус пошел в Галилею прежде, чем Иоанн Креститель был заключен в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

85 . Теперь сопоставим все это с тем, что говорит апостол Павел на предмет того, нет ли в его словах чего-либо спорного. «...Он погребен был и... воскрес в третий день, по Писанию, и... явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время». Так говорит апостол. Он не сказал: «Сперва явился Кифе», ибо это противоречило бы Евангелиям, в которых написано, что сперва Он явился женщинам. Далее, «потом двенадцати» говорит о каких угодно двенадцати и в какое угодно время. То же относится и к пятистам братии, так что здесь пока мы не встречаем никаких противоречий. " Потом, – продолжает Павел, – явился Иакову». Надо полагать, что здесь идет речь о каком-то особом явлении, о котором евангелисты умолчали. «Также всем Апостолам». Но об этом писали и евангелисты. «А после всех явился и мне, как (некоему) извергу» ( 1Кор. 15:3–8 ). Но это, как мы знаем, случилось уже после Его вознесения на небо. 86 . А теперь вернемся к тому, о чем мы начали говорить раньше, но затем отложили, а именно: в чем таинственный смысл того, что Воскресший сказал, согласно Матфею и Марку: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» ( Мф. 26:32, 28:7 ; Мк. 14:28, 16:7 ). Хотя это и исполнилось, но исполнилось после многих других событий, в то время как из самих слов можно понять, что оно должно было исполниться в первую очередь. Но шла ли здесь речь именно о месте, называемом Галилея? Действительно, слово «Галилея» означает или «переселение», или «откровение». Если понимать его в смысле «переселения», то не означает ли это перехода благодати Христовой от народа Израиля к язычникам? Проповедуя язычникам Евангелия, апостолы никогда бы не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил их пути в сердцах (этих) людей. Тогда становятся понятными слова (ангела): «Он... предваряет вас в Галилее; там Его увидите», т.е. там вы найдете Его члены, где узнаете Его живое тело в тех, которые вас примут. Если же понимать «Галилею» как «откровение», то смысл этого будет таков: впредь Он уже будет не в образе раба, а в том образе, в котором Он равен Отцу, т.е. уже не телесный и израненный, но как Свет истинный, как тот свет, что «во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:5 ). Он прежде нас пришел туда, откуда, приходя к нам, не отступил, и где, будучи впереди нас, нас не оставил. Это и будет истинное откровение, истинная Галилея, когда мы будем подобны Ему; там мы и увидим Его таким, каков Он есть. Это будет также и истинное переселение, если мы будем праведны и заслужим жизнь вечную. Отсюда переселятся праведные и там узрят Его так, как не дано увидеть нечестивым, ибо нечестивый «не будет взирать на величие Господа» ( Ис. 26:10 ). Иисус говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ), т.е. знают в этой вечности, куда Он приведет рабов через образ раба, дабы свободные свободно созерцали образ Божий. Книга 4

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

9 Noэmoмy henpab d’Herbigny (I, 253), robopя, чmo hic ( Mt. 16, 19 ) datur soli Petro id, quod dein toti collegio, includendo Petrum. Minime vero extensio 18, 18 derogabit privilegio alterius concesus». Петру не дается, но лишь обещается то же, что обещается 18, 18 и всем апостолам (которым раньше это было обещано в лице Петра, а не Petro soli, как это явствует из всего контекста). Ipsa in Evangelio repetitio textus, qui sub utraque forma alibi deficit, magis significat distinctionem historicam utriusque collectionis: eadem potestas datur, sed hinc uni, illinc collegio (he damur, но promittitur!), b) Magis ex utroque Lextis patet Petrum signulariter pro se etiam solum, ea quae ceteris collecmive (cobepшehho npouзboльhoe ymbepждehue); ceteros vero non recipere nisi in quantum et Petrus includatur in eorum collecmive (bыboд uз npeдыдyщero), c) Immo, qui per se solum eam habeant, Petrus exercere eam possit supra cunctos a se distinctos, etiam ergosupra ceteros Aposmolos. (Эmo произвольное утверждение, несогласуемое с контекстом Евангельского рассказа, опирается на допущенное уравнение настоящего и будущего bpeмehu: dabimur и datur). «At ut patet (!), non collegium supra Petrum hoc etiam collegium supra aliud membrum nisi ex auctoritate et delegatione Petri, ae reservata semper etiam tunc ultima appellatione et sententia ad Petrum solum». 10 В этом свете понимаем мы и сюда относящиеся тексты об общем и равном значении апостолов, как-то: отвечая на спор о первенстве, Господь продолжает: «но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вами, как Отец Мой царство, да ядите и пиете за трапезою Моей в царстве Моем, и сядете на престоле судить двенадцать колени Израилевых» ( Лк. 22, 28–30 ). Уже если искать основания об обосновании власти «in utraque ecclesiae conditione, sive initiali, sive perfecta» (см. выше примечан.), то его можно находить при желании именно здесь, но в применении к двенадцати. Еще выразительнее Мф. 18, 27–28 . Спрашивает от лица всех «старшина» Петр: «вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нами? Иисус же сказали ими: истинно говорю вами, что вы, последовавшие за Мною, – в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010