Эта антиномия веры снимается в образе апостола Иоанна — Возлюбленного, постоянно пребывающего “у груди Иисуса”, в евхаристическом единстве с Ним. 5. Последний вопрос Петра Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Избрание и посольство на проповедь семидесяти апостолов ( Лук. 10:1 – 20 ). Незадолго до Своего преображения, т. е. в конце второго периода Своего общественного служения роду человеческому, когда начала ощущаться еще более настоятельная нужда в распространении учения о пришествии на землю обетованного Мессии, Христос избрал из числа наиболее преданных Ему последователей еще семьдесят учеников, которых также по два послал перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, снабдив их наставлениями, по существу своему довольно сходными с наставлениями, данными по такому же случаю и двенадцати апостолам. После проповеди эти семьдесят учеников возвратились назад с радостью и говорили: „Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем“. Он же сказал им на это: „Я видел сатану, спадшаго с неба, как молнию. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам. Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах“. Не можем не остановить своего внимания на том возражении отрицательной критики, которое касается наставления, данного Иисусом Христом семидесяти апостолам перед посольством их на проповедь. Это наставление, по мнению отрицательной критики 631 , до буквальности сходно с наставлением, данным – по свидетельству Матфея – Иисусом Христом и двенадцати апостолам по такому же случаю; а потому она предполагает, что кто-нибудь из евангелистов заимствовал это наставление из чужого повествования: или Матфей у Луки, или Лука у Матфея. Но отрицательная критика не совсем чистосердечна в этом случае; она не говорит того, что наставление, данное семидесяти, в сущности сходно с наставлением, данным двенадцати апостолам, не по одному только Матфею, но по Марку (6: 7 – 11) и Луке (9: 1 – 6). И вывод, следовательно, отрицательная критика должна бы сделать такой, что Лука заимствовал наставление семидесяти апостолам не у одного только Матфея, но и у Марка, и у самого себя. Если повторения не невозможны в писаниях всякого рода, то тем более они возможны в жизни. И что удивительного, если по одинаковому поводу людям с одинаковым назначением даны сходные наставления!...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу — из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове [ 1 ]. Святой евангелиста Марк, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию [ 2 ], где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Двенадцать ворот означают и двенадцать апостолов, через проповедь которых все народы входят в Церковь . Это и двенадцать догматов апостольского учения (см. никео-цареградский Символ веры ), просвещающие весь мир. Двенадцать апостолов указывают вход к Богу и в Его город. На воротах города соответственно двенадцать ангелов . О том, что верным дается ангел-хранитель, неоднократно свидетельствует Писание: «Ибо (Бог) Ангелом Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс. 90:11–12 ). Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). В то, что всякий христианин имеет своего ангела-хранителя всегда веровала Церковь . «Тем более, – пишет Андрей Кесарийский , – двенадцати апостолам споспешествуют в евангельской проповеди двенадцать первейших ангелов». Двенадцать особых, высших ангелов покровительствовало двенадцати апостолам в их трудах. Они стоят как привратники Церкви и небесного города вечности. Эти ангелы охраняют всегдашнюю радость и веселие, совершеннейшую чистоту обитателей святого города. Далее тайнозритель описывает расположение стен и ворот города: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стены города соответствуют четырем сторонам света. На каждую сторону – по трое ворот. Это напоминает устройство Соломонова медного моря в храме. «Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху» ( 2Пар. 4:4 ). Трое ворот на всех четырех сторонах означают, что через апостольскую (12) проповедь народы всех четырех сторон света придут поклониться Пресвятой Животворящей Троице. Крестообразное расположение ворот показывает, что именно крест научает все народы истинному богопочитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Ловцы человеков» Галилейское море На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18–20). Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему – человеческому – разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, – это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке. «Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», – писал святитель Николай Сербский. И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47–48). «Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

http://pravoslavie.ru/88591.html

«Он был сопричислен к нам, и получил жребий служения сего». Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служенью, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). По этому апостол Петр предлагает собранью о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого – нибудь достойного носить звание Апостола. Подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господ Иисус, 22. Начен от крещения Иннова даже до дне, в оньже вознесеся (на небо) от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих. Напоминая собранью верующих о надобности призвать кого – нибудь достойного к апостольскому служенью, вместо предателя Иуды, апостол Петрр предлагает собранью свое мнение о том, какие особенные качества должен иметь тот, кто заступит место Иуды. «И так надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь, начиная от крещения Иннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был с нами вместе свидетелем воскресения Его». Апостол Петрр пред собранием объявляет, что имеющий заступить место погибшего Иуды должен быть очевидным свидетелем всей земной жизни Господа Иисуса, начиная с того дня, как Он принял крещение от Иоанна в Иордане и до вознесения Его на небо; т. е. должен быть свидетелем Его учения и великих чудес, также Его смерти, воскресения и вознесения на небо. Призванный в дом сотника Корнилия, апостол Петр, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа, в доказательство истины своей проповеди о делах Спасителя, говорил: «Мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» ( Деян.10: 39 – 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Следовательно, Ему, как Спасителю мира, необходимо избрать таких руководителей, и Он избирает их в лице Апостолов. Мк.3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, Мк.3:15 . и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; И сотвори (поставил из них) дванадесять (двенадцать), т. е. из многих Своих учеников и последователей Иисус Христос избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Они долженствовали быть как бы патриархами новых будущих 12 колен нового Израиля ( Откр.21:14 ), т. е. христиан. Впоследствии Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на всякое колено. Да будут (чтобы были) с Ним и да посылает их проповедати, т. е. чтобы эти избранные Христом ученики были свидетелями всей Его жизни, учения и чудес, были постоянными Его учениками и помогали Ему, когда Он пошлет их, в деле Евангельской проповеди и в устроении новозаветной Церкви: отчего они получили название Апостолов, что значит с греч. посланников. И имети власть целити недуги (исцелять от болезней) и пр. Т. е. Господь дал Своим Апостолам–проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника; так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – „дабы удивляя чудесами“, пишет Блаж. Феофилакт, „они приобретали внимательных своему учению слушателей“: потому что чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий. Мк.3:16 . поставил Симона, нарекши ему имя Петр; Мк.3:17 . Иакова Зеведеева и Иоанна брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть, сыны громовы; И нарече Симону имя Петр. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. Ин.1:42 ). Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Смотрите, как впали в соблазн, словно [обжегшись] солнцем, те плотские люди, которым проповедовал Христос о Плоти Своей, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Примерно семьдесят человек сказали: какие странные слова! ( Ин.6:60 ) – и отошли от Него, остались двенадцать. Всех тех обожгло Солнце, и они отступили, [P. 142] не имея возможности снести силу слова. И вот, остались двенадцать. И чтобы люди не подумали вдруг, что они, веруя во Христа, оказывают милость Христу, а не Он дает им милость, Господь, когда осталось двенадцать, сказал им: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ), чтобы они знали, что Он нужен им, а не они Ему. И вот, те, которых не обожгло Солнце, ответили голосом Петра: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Кто же те, кого обжигает Церковь , словно луна ночью? Это те, кто учинял раскол. Услышьте глагол, который использован у апостола: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор.11:29 ) 120 . Почему же нет соблазна в том человеке, который любит брата? Потому что тот, кто любит брата, терпит все ради единства, потому что в единстве любви пребывает братская любовь. Допустим, тебя оскорбляет какой-то человек. Он либо плохой, либо это ты думаешь, что он плохой, либо ты вообразил себе, что он плохой. И ты поэтому отворачиваешься от множества добрых. Какая же это братская любовь? Что за любовь проявилась у тех [донатистов]? Они, порицая африканцев, отвернулись от всего мира. Неужели во всем мире не было святых? И они, даже не будучи выслушаны, были осуждены вами? 121 О, если бы вы любили своих братьев, в вас бы не было соблазна. Послушай псалом, что в нем говорится: Велик мир у любящих закон Твой, и нет в них соблазна ( Пс.118:165 ). В нем сказано, что велик мир у любящих закон Божий и потому нет в них соблазна. Стало быть, те, кто введен в соблазн, разрушают мир. А о ком сказано, что они не подвергаются соблазну и не дают повода для соблазна? О любящих закон Божий. Стало быть, они пребывают в любви. Но кто-то скажет: «Он сказал это о любящих закон, а не о братьях». Послушай, что говорит Господь: Заповедь новую даю вам, [P. 144] да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Что есть закон, если не заповедь? Каким же образом они не подвергаются соблазну? Конечно, со снисхождением относясь друг к другу. Как говорит Павел: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2–3 ). А то, что это и есть закон Христов, послушай этого же апостола, который передает этот закон: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А теперь посмотрим, с каким снисхождением Господь относился к тому, кто был немощен, чьего покаяния Он ждал, то есть к Иуде Искариотскому. Спаситель уже в первый год пребывания с ним учеников знал, что Иуда имеет намерение Его предать. Сейчас я прочитаю шестую главу Евангелия от Иоанна, где описано, как Господь Иисус Христос, когда многие из Его учеников уже отошли от Него после беседы с иудеями о причащении Тела и Крови Христовых и не ходили с ним, сказал двенадцати: " Не хотите ли и вы отойти? " (Ин.6:67). Обратите внимание, здесь Он опять жестко к ним обращается, Он как бы гонит их от Себя: не хотите ли и вы от меня уйти, как и те, которые не понесли моих слов? Но истинные ученики никогда этого не сделают, что Петр и объясняет от лица всех: " Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого " (Ин.6:68-69). Смотрите, Спаситель один раз уже прогонял апостола Петра: " Отойди от меня сатана " , - и опять говорит: " Не хотите ли вы от меня уйти? " - уже всем двенадцати. Но они не воспринимают это как оскорбление, а, наоборот, смиряются и проявляют или преданность Ему, или покаяние - в зависимости от ситуации. А вот как Спаситель тут же обращается к Иуде, не называя его прямо, не обличая его в лицо, как он говорил апостолу Петру или другим ученикам, а только намекая, понимая его немощь, его малодушие. И поэтому говорит деликатно, тонко, так, чтобы тот смог покаяться: " Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас дьявол " . Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин.6:70-71). Да, Господь назвал Иуду дьяволом, но в то же время он ведь не указал конкретно на него, а через это страшное наименование " дьявол " призвал его к покаянию, к отрезвлению. Он сохранил имя предателя неизвестным для учеников и таким образом дал Иуде свободу покаяться. То есть мы видим, что к преданным, мужественным Господь относится строго, жестко, обличает их грубо, в лицо, зная, что это пойдет им на пользу, а к немощным снисходит и по-настоящему даже не обличает. До самого конца, до того момента, когда Иуда облобызал Его в Гефсиманском саду, он ни разу не сказал ему в лицо: " Ты - предатель " , - но обличал его лишь разными намеками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010