Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие. ж. Изъяснение и подтверждение слова о богатых. Ученики же ужаснулись от слов Его. Но Иисус, продолжая речь, опять говорит им: дети, как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие! И еще скажу вам: удобнее верблюду сквозь игольные уши (Мф. δι τρυπματος, Мк. δι της τρυμαλιας της ραφιδος, Лк. δι τρυμαλιας ραφιδος) [войти] пройти, нежели богатому войти в царствие Божие. услышав [же] то, ученики (Его) чрезвычайно изумлялись [весьма], говоря друг другу, – (и) сказали [же] слышавшие: же (ρα) может спастися? [Он же] Воззрев [же] на них, [говорит] сказал человекам невозможно [есть], но не Богу, Богу же все возможно; Ибо все невозможное человекам возможно Богу. 3. Учение о воздаянии в будущей жизни оставившим здесь все для Христа. а. Вопрос Ап. Петра о предопределении Апостолов. Тогда ответствуя, говорить, (и) сказал [Петр]: вот мы оставили все, и последовали за Тобою; что же нам будет? б. Обетование Апостолам двенадцати престолов. [Он же], ответствуя, сказал им (Апостолам): истинно говорю вам, вы последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. в. Обетование воздаяния и жизни вечной последователям Христовым. И всякой, кто бы оставил (=кто оставит) нет никого, кто бы оставил дом, [домы] [или родителей] или братьев, (—29—) или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, – ради Меня и Евангелия, – для царствия Божия, и не получил бы (Мк. ν μ λβη, Лк. ος ο μ πολβη) во время сие, много раз более, во сто крат более, домов, и братьев, и сестр, и отцев, и матерей, и детей, и земель, (ныне – и) при гонениях (μετ δγμων) а в веке будущий, (не получил бы) жизни вечной, – получит во сто крат, и жизнь вечную наследует. г. Общее внушение смиренномудрия. Многие же первые будут последними; и последние первыми. 4. Притча о деятелях в винограднике, получивших равную награду. А. Содержание притчи. а. Наем работников в разные часы дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Конечно, Православие никогда не спорило с тем, что Церковь призвана свидетельствовать о Христе. Но под Апостольством Церкви святые отцы имели в виду нечто иное, чем миссионерство. В Священном писании Нового Завета многократно говорится об апостолах. В начале Своего служения Христос посылает двенадцать учеников к погибшим овцам дома Израилева (см. Мф. 10, 1,5,6 ).  Перед Вознесением Спаситель вновь подтверждает их посланничество словами: «идите, научите все народы, крестя их… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19-20 ). И действительно, апостолы были свидетелями Господними «даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). Итак, православное понимание Апостольства Церкви основывается на том, что Церковь существует непрерывно от времен апостольских, что наша Церковь истинно та, которая была вручена апостолам Самим Христом . Ап. Павел пишет: «Вы… сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…» ( Ефес. 2, 19-20 ). Апостол Иоанн Богослов так описывает Небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» ( Откр. 21, 14 ).  Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих двенадцать колен, живущих на земле, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов («Подобия» 9).  Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры с верой, врученной Христом апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна, и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности» . У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «…Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю , но, как ученик апостолов , становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины» .

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из семидесяти апостолов, Православная Церковь установила общую память их, чтобы, во-первых, показать равночестие всех семидесяти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании. По свидетельству святого апостола и евангелиста Луки, Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и еще семьдесят других. Двенадцать находились при нем, а семьдесят Спаситель посылал по два проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам ( Лк. 10, 1 ). «И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 2–3 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк. 10, 16 ). Исполнив возложенное на них Господом дело благовестия, семьдесят учеников возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» ( Лк. 10, 17 ), на что Господь ответил: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах» ( Лк. 10, 20 ). В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь , и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. Как повествует святой евангелист Иоанн Богослов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6, 66 ). В дни страданий Господних число учеников Христа умалилось еще более: «едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него», – пишет святитель Димитрий Ростовский . Число двенадцати апостолов восполнилось сразу по Воскресении Христовом апостолом Матфием ( Деян. 1, 23 ), а число семидесяти восполнилось мало-помалу из тех, кто был впоследствии обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

( Лк. 24:49–53 ; Мк. 16:19–20 ; Деян. 1, 2 ) Спаситель часто говорил ученикам то же, что сказал Он Марии у гроба после Воскресения: – Я взойду с Отцу Моему и пошлю вам Утешителя Духа Святого. Не уходите из Иерусалима и ждите Его пришествия. – В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал апостолов в Иерусалиме и, после беседы, вышел с ними из города и пошел на гору Елеонскую. Там, подняв руки, Он благословил их и Богородицу, бывшую с ними, благословляя, отступил от них и стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его из глаз учеников. В это время явились два ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики поклонились Ему и с радостью возвратились в Иерусалим. Избрание двенадцатого апостола вместо Иуды После Вознесения Господа, апостолы оставались все вместе в одном доме в Иерусалиме, проводя время в молитве. С ними была и Матерь Божия. На место Иуды, предавшего Спасителя и потом повесившегося, они выбрали из числа тех учеников, которые всегда были со Христом, от Его крещения до смерти, двенадцатого апостола, Матфия. Так ожидали они обещанного пришествия Духа Святого. Сошествие Святого Духа На десятый день после Вознесения и на пятидесятый день после Пасхи наступал еврейский праздник пятидесятницы. Все апостолы были вместе в доме. Внезапно раздался шум, как бы от сильного, несущегося ветра. Это Дух Святой сошел с неба. Шум наполнил весь дом, где они были, и вдруг над каждым апостолом остановился как бы огненный язык, и они стали говорить на разных языках. В эти дни в Иерусалиме по случаю праздника пятидесятницы было много людей из разных стран. Были люди с востока, – из Египта, Малой Азии, из Греции и с запада, – даже из Рима. На шум сбежался народ, и все стали удивляться, как простые галилейские рыбаки вдруг заговорили на разных языках, которые узнавали пришедшие из разных стран. Некоторые стали насмехаться, говоря, что они, наверное, напились вина и пьяны. Но апостолы, выйдя к ним, стали говорить и все умолкли. Апостол Петр сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Между тем Крест Христов означает страдания и боль, переносимые ради здравия и богатства духовного и ради чести и славы Христовой, чести и славы Того, Кто есть Царь нового Царствия и единая Любовь исповедующих Его. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Этот вопрос апостол Петр поставил тогда, когда Господь посоветовал богатому юноше, искавшему жизни вечной, пойти, продать имение свое и раздать нищим, а затем следовать за Ним; и когда юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Тогда Петр и задал приведенный выше вопрос, который Церковь соединила с сегодняшним Евангельским чтением из-за тесной духовной связи одного и другого. Святой Петр спрашивает от имени всех апостолов, что с ними будет. Вот, они оставили все: и дома свои, и родных своих, и занятие свое и последовали за Ним. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. На вопрос Петра Господь отвечает всем апостолам: сказал им. Но здесь, среди них, и Иуда-предатель. Разве и он сядет на престоле? В то время Иуда еще не предал Христа, хотя, может быть, предательство уже зачалось в его сердце. Заранее зная, что Иуда предаст Его, Господь и говорит условно и осторожно. Посмотрите: Христос не сказал " вы все " , но вы, последовавшие за Мною. Эти слова исключают Иуду-предателя, ибо он лишь пошел с Христом, но не последовал за Христом. Вскоре он полностью отойдет от Христа и апостолов, и на его место придет другой, и на его престоле сядет другой. Своим верным апостолам Господь обещает великую награду. Они будут судиями всему народу израильскому, не всему человечеству - ибо Он Сам будет единым Судией всему человечеству - но народу израильскому, из которого они и вышли. Этот народ осудит апостолов в жизни сей, но апостолы будут ему судиями на Страшном Суде, когда все народы и все люди будут разведены направо и налево и одни будут призваны в блаженство вечное, а другие - в муку вечную. Тогда, при этом новом рождении, двенадцать апостолов сядут по правую сторону у Господа на двенадцати престолах судить свой народ, своих судей в жизни сей. Однако суд их будет не судом мести, но судом правды.

http://pravoslavie.ru/47090.html

Мисс. А вот послушайте, что апостол Павел о себе говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». ( Рим.7:19, 20, 23 ). Оставим же излишнее словопрение. Если Апостол говорить, что он – пленник закона греховного делает злое, то тем больше мы. Мы можем сегодня принести покаяние, а завтра опять впасть в грех . Нужно только каяться в своих грехах, по примеру апостольских христиан, которые приходили к Апостолам, «исповедуя и открывая дела своя» ( Деян.19:18 ). Теперь нужно исповедовать грехи свои пред приемниками Апостолов, священниками. Греб. «Но я не вижу хороших священников. В Одессе много их, а редко увидишь доброго. Только один на слободке. Этот по истине священник. О. Тихвинский. Ты неправду взводишь на священников, из которых много есть весьма достойных, хотя я и не скажу, чтобы они были безгрешны или святы. Один только Бог без греха, а люди, хотя бы и священники, – немощны. «Всякий первосвященник, говорит Апостол, из человеков избираемый для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий нисходить с невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью» ( Евр.5:1–2 ). Господь поставляет немощная к немощным и благодари за это Господа. Греб. «А если священник выпивши, разве он может на исповедь принимать?» О. Тихвинский. А разве он разрешает грехи за свои заслуги, за то, что он добр или что он трезв? Сохрани меня, Господи, чтобы я помыслил что-нибудь такое о себе... Мисс. Те дары благодати, которые подают священники верующим не зависимы от их личного достоинства. Благодать подаётся от Господа правильно поставленными священниками, какими бы они ни были. Известно, что Иуда бывший в числе двенадцати Апостолов, хотя и был вор, по свидетельству Иоанна Богослова ( Ин.12:6 ) однако получил одинаковые дары и обетования с другими Апостолами. «Он был сопричислен к Апостолам и получил жребий служения своего» ( Деян.1:17 ) и. пока им не овладел сатана и он не предал Господа, он был как и все Апостолы. Иуде, как и всем двенадцати «Господь дал власть над нечистыми духами чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Иларион обратился к собравшимся с проповедью: «Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа. У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается — в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: " За кого принимают Меня люди? " , ученики начали говорить: " За Илию " , " За Иеремию " , " За одного из пророков " . Когда же Господь прямо поставил им вопрос: " А вы за кого почитаете Меня? " , то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: " Ты — Христос, Сын Бога живого " . И Господь ответил ему: " Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах " (Мф. 16:17-19). Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить. Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло. Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, — человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Вопрос Иисуса апостолам не желают ли и они отойти Иисус скорбел, конечно, что чувственно настроенная толпа не может отрешиться от своих предрассудков и лжеучений, не может возвыситься до понимания Его учения, но разделение всех следовавших прежде за Ним на верующих и не верующих в Него должно было произойти; оно было необходимо для успеха Его дела, и оно произошло теперь: Иисус остался с немногими учениками. Желая же испытать веру избранных Им Апостолов, Он спросил их: не хотите ли и вы отойти? Таким вопросом Он предоставил Апостолам полную свободу следовать за Ним или уйти от Него, по примеру других. От имени всех Апостолов Симон Петр отвечал: Господи! к кому нам идти? другого учителя, к которому мы могли бы перейти, нет; Ты, и только Один Ты, преподаешь такое учение, которое верующих в Тебя приведет к вечной жизни; Ты имеешь глаголы вечной жизни. Нет, мы не отойдем от Тебя; мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Петр говорил так за всех Апостолов, но Иисус, проникая в душу каждого из них, поправил Петра, сказав, что не все они имеют такую веру, что один из них так же враждебно относится к Нему, как диавол. Иисус не сказал, кто именно этот один; но Евангелист поясняет, что это Он говорил об Иуде Искариоте, который после предал Его. Когда именно запала в душу Иуды преступная мысль предать своего Учителя — неизвестно. Из дальнейшего повествования Евангелиста Иоанна мы знаем, что Иуда был казначеем малой общины Христовой, то есть носил ящик, в который верующие в Иисуса опускали свои пожертвования, и производил все расходы для удовлетворения скромных потребностей Иисуса и Апостолов; мы знаем также, что этот казначей был вор (Ин. 12, 6), то есть присваивал себе из денежного ящика то, что составляло общее достояние. Сделавшись вором, не оставался ли Иуда в числе двенадцати только потому, что находил это выгодным для себя? Не задумал ли он давно уже предать Иисуса врагам Его, неотступно следовавшим за Ним всюду, куда бы Он ни пошел? — Если на этот вопрос следует отвечать утвердительно, то Иисус, указавший на одного из двенадцати как на изменника и врага Своего, обнаружил тем Свое всеведение; если же в то время Иуда еще не думал о предательстве, то Иисус, говоря так, доказал, что Ему ведомо и будущее. Как в том, так и в другом случае мы видим проявление Иисусом таких свойств, какие присущи только Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Настал, наконец, последний вечер, который Господь проводил со своими Апостолами. В самом начале вечера Апостолы заспорили между собой, кто из них должен почитаться большим ( Лк.22:24 ), то есть ктο может быть освобожден от исполнения рабской обязанности омовения запыленных ног прибывшим на этот вечер, в числе которых, однако, кроме Господа и самих Апостолов, не было никого. Своим спором они обнаружили полное непонимание своего Учителя и Его учения. Господь не раз уже говорил им, что пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим; Он внушал им, что тот будет в Царстве Небесном больше других, кто будет здесь смиренно считать себя меньше всех и будет всем слугой. Но Апостолы, вероятно, думали теперь не о Царстве Небесном, не о том, как войти в него; иначе они не заспорили бы опять о старшинстве, о первенстве. Очевидно, все их помыслы были о царстве земном, о блистательном царстве еврейского Мессии; поэтому никому из них не хотелось вступить в это царство меньшим, исполнявшим рабские обязанности. Господь тотчас же пристыдил их: встал и Сам омыл ноги всем двенадцати, даже Иуде Искариоту, который в то время уже был предателем ( Ин.13:1–11 ). При этом Господь сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» ( Лк.22:25–26 ); и если Я, Которого вы называете Учителем и Господом, омыл ваши ноги, то вы должны брать пример с Меня, а не спорить о первенстве; и если будете поступать так, как Я, то блаженны будете ( Ин.8:12–17 ), ибо «Я завещаю вам Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк.22:28–30 ). Опять Господь говорил о Царстве Своем и двенадцати престолах, но не пояснил, какое это Царство, не сказал, что это будет в пакибытии, то есть в будущей загробной вечной жизни. И эти слова, неправильно понятые Апостолами, укрепили в них на время колебавшуюся уже надежду на скорое открытие Царства Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян. 8:14–17 ) В таинстве Миропомазания каждый человек входит в благодатное общение и, соответственно, освящение Святым Духом — третьей Ипостасью Триединого Бога. Животворящее воздействие Святого Духа в мире началось с момента начала бытия мира ( Быт. 1:2 ) и будет совершаться в течение всей его истории ( Откр. 22:17 ). Однако только на пятидесятый день после Христова Воскресения Дух Святой — Утешитель, как Его назвал Спаситель ( Ин. 14:16 ), впервые сошел явно на учеников в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). Тогда каждый из них получил знаменательные духовные дары соответственно своим возможностям и предназначению. После Пятидесятницы ученики Христовы, ставши апостолами (посланниками) и получивши различные дары Единой благодати Святого Духа, стали распространять по всей земле благодать истинной веры и жизни, потрудившись каждый в свою меру в благовестии и создании церковных общин. По этой причине Церковь именует одних из них первоверховными, других — евангелистами, иных — апостолами от двенадцати, а прочих — от семидесяти, тем самым указывая не на различие апостольского достоинства (так как все они — посланники и благовестители), а на различие дарованной им власти. Например, апостол Филипп, один из семи диаконов, но не из двенадцати, призывает в Самарию апостолов Петра и Иоанна для того, чтобы они «придя, помолились о них [самарянах], чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Таким образом, ясно, что апостол Филипп мог благовествовать и крестить во имя Господа Иисуса Христа, но не «не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010