было приступлено к постройке каменного, который и был окончен в 1865 г. Но устройство иконостаса, написание образов затянулось еще на несколько лет. Храм освятили только, кажется, в 1872 г., 25 июля. Он – трехпрестольный: главный во имя Св. Троицы, направо – преп. Макария Унженского, налево – св. мученик князей Бориса и Глеба. В храм три входа. Верх его украшен пятью луковичными главами. – Вблизи южного входа этого храма стоит каменная, восьмиугольная колокольня – высота ее стен не более 8 саж. В нескольких шагах от колокольни на юг находится каменный, пятиглавый же, теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери, с приделом св. Николая чудотворца, построенный, как сказали выше, в 1782 г. В нем, во время наших посещений, находился чудотворный образ преподобного Макария (принесенный основателем); он не велик, покрыть какой-то металлической ризой и завешан лентами; так что трудно его рассмотреть; стоял в иконостасе. Прочие иконы иконостаса хотя простого, но правильного письма; особенно нас поражал строгий лик Божией Матери. Еще южнее сего храма стоит, под большим деревянным навесом, обнесенный такими же перилами, деревянный же крест. Еще далее – конец мыса, озеро. Близ алтаря нового Троицкого храма – деревянная ограда; она состоит из одной прямой линии, обеими концами своими упираясь в берега озера, где и стоит по башне. Внутри ограды настроены холодные чуланы, которые и сдаются о празднике (25 июля) за плату (лет 20 назад, кажется, за 15 к.) окрестным жителям, кои в них и ночуют. Первый дом от ограды – иерея, далее – его сарай, также с имевшимися в нем чуланами; еще далее – дом причетника; все это на южном берегу мыса. Более домов нет. Еще далее, – у самого начала мыса, простая деревянная часовня, стоящая у соединения дорог – труфановской и ошевенской. Вот и все здания и достопримечательности нынешней Хергозерской пустыни! 515 Грамота новгородского митрополита Питирима, от 7 мая, на свитке (столбце) в архиве Каргопольского Спасского монастыря. 535 Именно: от 30 апреля 7162; от 11 ноября, 3 февраля, 4 мая, 5 июня 7164 года; от 18 января 7165 г. и ноября 7166 г. Все памяти писаны на маленьких бумажных лоскутках. 537 См. нижеприведенное «доношение… Хергозерския пустыни прежнего строителя иеромонаха Иоиля, з братиею, 1727 г. При нем Макариева обитель в 1-й раз утратила свою самостоятельность. 538 См. наше описание «Елгомская Богоявленская пустынь», в «Христиан. Чтении», 1886 г. стр. 859–864. 539 Таким образом Юрьегорский монастырь дважды – двумя указами, под двумя именами, приписывается к Спасскому Каргопольскому монастырю. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Четверг. Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия. Мч. Ореста врача. Служба апостолов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). Примечание. Если накануне совершалась служба мчч. Онисифора, Порфирия и прп. Матроны (вариант Б ), стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и апостолов (Минеи), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Всепетая Владычице...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едину по рождестве...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостолов (Минеи) на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – ин кондак апостолов, глас 4-й; седален апостолов, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен апостолов (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Родился еси от Девы...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кийждо, идеже спасается...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки апостолов читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня , ин тропарь дня; кондак дня, ин кондак дня, кондак апостолов (Минеи), ин кондак апостолов (Минеи). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня , ин тропарь дня, тропарь храма; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак апостолов (Минеи), ин кондак апостолов (Минеи). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. 1 Тропари дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. 2 См. предыдущую сноску. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-23/

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162). 4 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни). 5 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-29/

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поят Христос Петра...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст праздника: «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии праздничные антифоны. Входное: «Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – праздника (рядовые чтения переносятся на воскресенье 5 августа) . Задостойник – припев: «Величай, душе моя...» и ирмос: «Рождество Твое нетленно явися...» (и до отдания). По заамвонной молитве – по традиции, освящение винограда и плодов. Перед чтением молитвы – каждение плодов при пении тропаря праздника и на «Слава, и ныне» – кондака праздника. Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «во причащении гроздия [винограда]»: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый...». Певцы: «Аминь». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «о приносящих начатки овощей»: «Владыко, Господи Боже наш...». Певцы: «Аминь». Примечание. Минея содержит еще две молитвы – «молитву на благословение гроздия»: «Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи...», и «молитву над всяким плодом»: «Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя...». Иерей, по обычаю, кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, произнося: «Освящаются плод сей лозный и плоды сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-19/

18. Пятница. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Служба святых мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мч. Платона, глас 8-й – 3, и мч. Романа, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Платона, глас 6-й: «Страшныя и преславныя...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Видящи Тя...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Юница Нескверная...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мч. Платона на 4 и мч. Романа на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мч. Романа). По 3-й песни – седален мч. Платона, глас 8-й. «Слава» – седален мч. Романа, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мч. Платона, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мч. Платона, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Не терплю, Чадо...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь мучеников и кондак мч. Платона. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь мучеников; кондак мч. Платона. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак мч. Платона. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак храма, кондак мч. Платона. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-01/

Приими, Господи, слезная моления наша и о спасении державы Российский от всех бед и напастей, обдержащих ю, и не предаждь нас в руки врагов наших лютых, да не до конца погибнем, но да спасеннии Твоею всеблагою десницею не престанем в Церкви Твоей до конца веков исповедати и прославляти всесвятое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (См.: Деяния... Т. 1. 2-я паг. С. 7). – Примечание. 188 Согласно ст. 9 Устава «Собор действует через посредство: 1) общего собрания Собора, 2) Совещания епископов, 3) Соборного Совета, 4) Отделов, 5) Председателя и Товарищей Председателя Собора, 6) Секретаря и Помощников Секретаря». Согласно гл. VI Устава Собора: «61. Все участвующие на Соборе на правах Членов оного епископы, составляют Совещание Епископов. 62. Председательствует в Совещании Председатель Собора или один из его Товарищей в сане епископа: секретарь Совещания избирается им из числа его Членов. (Председательствовал на Совещании обычно митрополит (затем Патриарх) Тихон, иногда его замешал митрополит Арсений. – Ред.) 63. Присутствие Членов Собора не епископов и лиц посторонних в заседаниях Совещания не допускается. 64. Совещание Епископов обсуждает каждое, принятое общим собранием Членов Собора, правилодательное или основоположное постановление с точки зрения соответствия его Слову Божия, догматам, канонам и преданию Церкви. 65. Постановления Совещания принимаются поименным голосованием всех участвующих в заседании членов его, дающих каждый свою подпись за принятие или отклонение обсуждаемого постановления. 66. Если правилодательное постановление Собора в течение трехдневного срока со времени поступления его на обсуждение Совещания будет в полном объеме или в частях отвергнуто большинством трех четвертей голосов присутствующих в заседании Совещания епископов, с приведением к тому оснований, то таковое постановление снова вносится в общее собрание Собора, на котором вновь рассматривается. Новое соборное постановление передается в Совещание епископов. (Совещание Епископов за все время существования Собора только дважды отклонило Соборные постановления: о поводах к расторжению брака и о церковном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 17 января 2023 года 4. Вторник. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34). На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник…». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит…», «Слава, и ныне» – «Царя всех…»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю…», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое…». Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Братская епархия оказывает помощь жителям уничтоженного пожаром поселка Дальний в Иркутской области 6 июня 2014 г. 14:44 3 июня 2014 года делегация духовенства Братской епархии во главе с епископом Братским и Усть-Илимским Максимилианом прибыла на лодках из Усть-Илимска в пострадавший от пожара поселок лесозаготовителей Дальний Нижнеилимского района Иркутской области. Этот населенный пункт, основанный в советские годы, православные священнослужители посетили впервые. При этом местные жители крестились сами и крестили детей, выбираясь на «большую землю». На местном кладбище сохранилась недостроенная часовня, которую пожар пощадил. Здесь владыка Максимилиан совершил литию по усопшим жителям Дальнего. В поселковой администрации была организована рабочая встреча архиерея с главой поселения и специально прибывшими депутатами районной думы. В средней школе владыка Максимилиан пообщался с учителями и школьниками. В настоящее время в здании находятся летний детский лагерь и пункт временного пребывания пострадавших от пожара — здесь проживают восемь семей погорельцев. В доме культуры архипастырь встретился с сельчанами. В ходе беседы, в частности, обсуждался вопрос строительства в поселке православного храма. Епископ Максимилиан сообщил, что до окончания строительства храма с настоящего времени Дальний будут посещать два усть-илимских священника. До 20 июня, на которое запланировано крещение всех желающих, священники приедут минимум дважды для проведения огласительных бесед. В завершение встречи был совершен молебен на начало доброго дела. В этот же день епископ Максимилиан освятил местный источник питьевой воды. Перед отъездом священнослужители передали главе местной администрации икону Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение». 18 мая 2014 года огонь уничтожил 22 жилых дома в поселке Дальний Нижнеилимского района Иркутской области. Половина сгоревших домов принадлежала учителям, которые совместно с односельчанами тушили пламя на подступах к местной школе. Поселок расположен на полуострове в 200 км от районного центра. До пожара здесь насчитывалось более 200 домов, проживали 500 жителей, в том числе 50 школьников и 130 воспитанников детского сада. В регионе организован сбор средств для погорельцев. Отдельную программу запустило областное министерство образования. Новые дома для учителей планируют построить на одной улице, которую назвали «Учительской» в память о людях, спасавших местную школу ценой своих жилищ (см.: реквизиты для перечисления пожертвований ). Сбор помощи организован также при храмах. В Братске постельное белье, посуду, бытовую технику, духовную литературу для детей и взрослых можно передать в Свято-Иннокентиевский храм по адресу: ул. Макаренко, 22. По материалам сайта Братской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3668690.ht...

По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией св. Василия Великого совершается отдельно от последования часов навечерия для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). Перед началом Литургии иерей с диаконом молятся в алтаре перед престолом: «Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей – возглас: «Благословено Царство…». Хор: «Аминь». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» и 103-й псалом . (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Великая ектения . Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу на земли…» (во время пения стихир священник заканчивает проскомидию). Совершается обычное каждение. Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш…», со стихами . Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в вертепе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-06/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010