Закрыть itemscope itemtype="" > Гимн России 13.01.2011 3341 Время на чтение 7 минут Дата принятия: 07.03.2001. Слова: Сергей Михалков Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года, Нам силу дает наша верность Отчизне, Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! В гимне нет пустых слов или слов не на своем месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму. Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и ее описание. Первая строфа бесстрашно игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия - это священное государство. Источник святости - всегда и только Бог. Россия связана с Богом. «Держава» и «страна» - это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают ее в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет «любимая», то есть тут на нее смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поется гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «никогда не перестаёт» (1Кор.13:8) в Вечности. Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки - это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство - успешным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В. В. Давыдова. М., 1996. C. 10–19 . URL: (дата обращения 31. 12. 2011). Герман (Лытус), иерод. Православная педагогика и ее место и роль в современном образовании. URL: (дата обращения 17. 02. 2014). Кураев А., диакон. Осторожно! Валеология . URL: //http://www.kuraev.ru/valeolog.html (дата обращения 04. 01. 2012). Осипов Ю. С. Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора//Вера и знание. Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора 18 – 20 марта 1998 г. М., 1998 . URL: http://www.netda.ru/sobor/sarov98vera.htm#07 (дата обращения 16. 01. 2012). Синельников С. П. Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании . URL: http://www.bogoslov.ru/text/817555.html (дата обращения 10. 12. 2011). Соловцова А. И. Духовность как педагогическая категория//Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Волгоград, 2002. В. 5. Ч. 2. С. 59–61 . URL: (дата обращения 09. 12. 2011). Шестун Е., прот. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни . URL: http://www.orthomama.ru/cat33text158.htm (дата обращения 09. 12. 2011). Шумский А., диакон. Размышления о православной педагогике . URL: http://samlib.ru/s/shumskij_a_w/pedagogika.shtml 09. 12. 2011). Электронный учебник по педагогике. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова . URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_4.html (дата обращения 12. 12. 2011). 2 Зеньковский В., прот. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике//Вопросы философии и психологии. М., 1911. Книга 110. С. 815–855, здесь: с. 821. 3 Ушинский К.Д. См. сборник: Мысли о православной педагогике. М.: Высокопетровский монастырь, 1994. Вып. 1. С. 21. Цит. по: Зелененко А., свящ. Важнейшие принципы православной педагогики (курсовое сочинение). СПбПДАиС, 1997 [Электронный ресурс] : 09.12. 11. 4 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспи­тания. Опыт педагогической антропологии//Собрание сочинений в 11 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

А. Костромина. URL: обращения 26.01.2020). 6 . Кершоу Р. 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных/пер. с англ. А. Уткина. М.: Издательство Яуза-пресс, 2011. 7 . «Нарочницкая ответила тем, кто ставит на одну доску нацизм и коммунизм». Источник – Российская газета. URL: http://news.myseldon.com/ru/news/index/225558622 (дата обращения 17.03.2020). 8 . Мефодий (Зинковский) , иером. Соборность континуума личностей и ее степень в советском народе в противостоянии фашизму//«Наше дело правое»: страны и лидеры в социокультурном и философско-историческом измерениях. Сборник статей к 70-летию Победы/Отв. ред. Д. В. Шмонин. СПб.: Издательство РХГА, 2015.C. 375–384. 9 . Черниговская Т. В. Мозг и искуственный интеллект. URL: (дата обращения 26.01.2020). 10 . Иванов Д. Пятнадцать сенсационно-пугающих цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о сюрпризах мозга, подсознания и психики. URL: (дата обращения 26.01.2020). 11 . Исследования Татьяны Черниговской: уникальные данные о мозге и выращивание «сверхлюдей». URL: обращения 26.01.2020). 12 . «Бояться искусственного интеллекта нормально, но мы далеки от “Скайнета”». Интервью с Брайаном Катанзаро. URL: http://hi-tech.mail.ru/review/AI-interview-SkyNET (дата обращения 21.02.2020). 13 . Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence, Penguin, 2000. 14 . Цветков В. Я. Систематика сложных систем//Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. – (79). Номер статьи: 7903. Дата публикации: 2017–07–31. URL: http://sovman.ru/article/7903/(дата обращения 26.02.2020). 15 . Берталанфи фон Л. Общая теория систем – критический обзор//Исследования по общей теории систем. М.: Издательство Прогресс, 1969. С. 23–82. 16 . Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. Сборник статей. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2000. С. 295–302. 17 . Софроний (Сахаров) , схиархим. Таинство христианской жизни. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

4. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. М., 2011. 359 с. 5. Касаткин П.И. Роль Русской Православной Церкви в современных мировых политических процессах: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2010. 190 с. 6. Переяшкин А.В. Религиозный фактор в современной мировой политике: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Пятигорск, 2015. 213 с. 7. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5813303.html  (дата обращения: 01.06.2021). 8. Там же. 9. Там же. 10. Устав Русской Православной Церкви. Глава II. Поместный Собор//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html  (дата обращения: 03.06.2021). 11. Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html  (дата обращения: 03.06.2021). 12. Там же.  13. Устав Русской Православной Церкви. Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133121.html  (дата обращения: 07.06.2021). 14. Устав Русской Православной Церкви. Глава V. Священный Синод//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html  (дата обращения: 07.06.2021). 15. Там же. 16. Там же. 17. Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. Высший Церковный Совет//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2777567.html  (дата обращения: 09.06.2021). 18. Там же. 19. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Межсоборное присутствие//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2777592.html  (дата обращения: 10.06.2021). 20. Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви//Официальный сайт Московского Патриархата. URL:  http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav  (дата обращения: 10.06.2021).

http://patriarchia.ru/db/text/5843268.ht...

Иисус Христос указал нам высочайший идеал для бесконечного совершенствования, а мы говорим об этом только мимоходом. Иисус Христос о самых возвышенных истинах учил просто, наглядно, образно, в форме сравнений и притч, а мы говорим туманно, отвлечённо, превыспренно. Мы низвели Закон Божий до уровня обыкновенного учебного предмета и даже оцениваем успехи по нему баллами. Примеры окружающих лиц и особенно воспитателей не только не содействуют делу религиозного воспитания, но довольно часто даже вредят ему. Наконец, некоторые оо. законоучители погасили в себе религиозный огонь, являясь наёмниками, часто без уважительных причин не посещают своих уроков» . Но не эти указанные негативные явления определяли главное. В народе сохранялась тяга к религиозному просвещению, уважительное и почтительное отношение к законоучителям, которым родители доверяли своих детей .   См.: Королёв Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958. 552 с.; Грекулов Е.Ф. Православная церковь – враг просвещения. М., 1962. 192 с.; Он же. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина Х1Х – начало ХХ века). М., 1969. 184 с.; Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918–1977. Библиографический указатель. М., 1979. 446 с.; Он же. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики, 1918–1977: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1981. 90 с.; Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1982. 208 с. и др.   Десницкий В.А. (Строев В.) Церковь и школа. Берлин: РСФСР, Государственное издательство, 1923. С. 15–16.   Там же. С. 20–21.   Грехов А.В., Грехова Н.Н. Религиозное обучение в российских учебных заведениях на рубеже XIX-XX веков//Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца). Материалы Международной научной конференции. Т. 2. Киров, 1996. С. 290–292.   Наумов Е. Неоправдавшиеся надежды. Преподавание Закона Божьего в царской России [Электронный ресурс]//Портал Фонда «Русский мир». Дата обновления: 30.07.2009. URL: (дата обращения: 01.01.2010).   Морозова Е.А. Традиционные ценности православного этического образования (1911–1917)//Ярославский педагогический вестник. 2009. 2. С. 114.   Андреева Л.А.,Феномен религиозного индифферентизма в Российской империи//Общественные науки и современность. 2008. 4. C. 114–124; Андреева Л.А., Элбакян Е.С. Ревизия в духовном ведомстве. Зачем РПЦ создает миф об авторитетной дореволюционной Церкви//НГ-Религии. 2011. 16 февраля. (Дата обновления: 16.02.2011). URL: Дата обращения: 19.02.2011.   См.: Осипов О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917 гг.): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2002. С. 189–190.

http://bogoslov.ru/article/1667342

Очерки Новейшего периода истории Русской Православной Церкви (1917 – 1944 гг.). С. 28. 89 Маленков В.В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России (1917–1937 гг.). (дата обращения: 30.11.2020). 90 См.: Дестивель И. свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. и принцип соборности./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 02.11.2020). 91 См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 15.11.2020). 92 Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 – январь 1918 гг.: дис. … док. ист. наук: 07.00.02. – СПб, 2014. С. 691. (Эл. вариант: 94 Там же. С. 692. В Туле во время расстрела крестного хода был ранен епископ Каширский Корнилий (Соболев) и много других лиц, убиты 13 верующих (в т. ч. 2 рабочих оружейного завода), десятки ранены (http://genby.livejournal.com/734956.html). 95 Новомученики Солигалича/Русская линия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=59765 (дата обращения: 01.12.2020). 96 Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. С. 125–126. 100 См.: Коростелев В.А. Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://62info.ru/history/node/7495 (дата обращения: 12.11.2020). Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. М.: Стрелец, 2001. С. 267, 275. О религиозной составляющей тамбовского восстания см.: Абрамова Г.А. Тамбовская Вандея. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://gazetakifa.ru/content/view/4276/202/(дата обращения: 12.11.2020). 101 Худобородов А.Л., Яшина М.А. Репрессивная политика советского государства в отношении Русс кой православной церкви (1920–1930-е гг.).//Вестник ЮУрГУ. – 2011. 30 (247). С. 63. 102 Документ. Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

77 Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 4 (1). Изъятие церковных ценностей в Казанском кафедральном соборе: дневник настоятеля//Сайт «Богослов». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1225427.html#_ftnref9 (дата обращения: 01.07.2013). 79 См.: Бовкало А. А. Последний год существования Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. СПб.: 1998. С. 485. 81 Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-Просветительская деятельность Григория (Чукова). С. 352. 85 Архим VIMK РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1929 г. Д. 15. Л. 5об. Разряд русской археологии. Планы, протоколы, отчеты. 94 Обско-Иртышская область просуществовала менее года. Она была создана 17 января 1934 г., а ликвидирована уже 7 декабря того же года. После проведения административной реформы она вошла в состав Омской области. См.: Дымов В. Обско-иртышская область пала жертвой реформ//Тюменские известия. 2010. 21 июля. Эл. Версия: Сайт газеты «Тюменские известия». URL: http://t-i.ru/article/15427/(дата обращения: 25.06.2013). 95 Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург)//Сайт «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://lists.memo.ru/index11.htm (дата обращения: 17.05.2013). 101 Загороднюк Н. И. Жизнь Т. А. Карабинова, ученого и гражданина//Совершенствование качества профессиональной подготовки и переподготовки учительства в процессе формирования профессиональной элиты России: материалы IV Всерос. научно-практ. Конф. Т. 4. Тобольск; М., 2011. С. 14–17. 104 Протоирей Алексей Беляев с 1977 по 1979 г. был настоятелем Екатерининского храма города Пярну, Таллинской епархии. См.: Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2009. С. 588–589. 105 См.: Книга памяти Тюменской области; Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург)/Сайт «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://lists.memo.ru/index11.htm (дата обращения: 17.05.2013). 108 См. Шкаровский М. В. Петербургский храм-памятниу Христа Спасителя (Спас-на-водах) Сайт СПбДА. URL: http://www.spbda.ru/news/a-1589.html (дата обращения: 02.04.2013). 117 Рыбаков В. А., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М.: Русская книга, 2002. С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

B. M. Metzger. Vol. 3. Paris: Éditions du Cerf, 1987. (SC; vol. 336). В лето 6897. Слово о житьи и о преставлении великого князя Дмитриа Ивановича, царя рускаго//Новгородская Карамзинская Летопись. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. (ПСРЛ; т. 42). С. 151–158. Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства, составленная из указов святейшего правительствующего синода, Устава духовных консисторий, предписаний главных священников и сводов гражданских и военных постановлений/сост. П. Львов. Гельсингфорс: Тип. Финского Литературного Общества, 1870. Повесть временных лет. Битва при Сал(ь)нице//Ипатьевская летопись. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 21908. (ПСРЛ; т. 2). Ст. 264–273. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями: в 2 т. Т. 1. Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. Москва: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 225н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации”» (Зарегистрирован в Минюсте России 06.07.2016 42771). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 8.11.2022). Приказ Народного Комиссариата по Военным Делам РСФСР от 16.01.1918 39 «О расформировании всех управлений духовного ведомства». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_168.htm (дата обращения: 8.11.2022). Сборник Законоположений по всем видам денежного довольствия и справочная книжка для военного духовенства, состоящего в ведении Протопресвитера военного и морского духовенства по 1-е января 1904 г./сост. А. Г. Федюшин. Ковна: Электрическая тип. Х. Лейванда, 1904. Сказание о зачатии Царства Казанского и о победах великих князей московских с царями казанскими, преславно содеянных, и о взятии того Царства Казанского от благочестивого государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца: Славян.

http://bogoslov.ru/article/6192410

Церковь стремится к распространению мира и согласия в обществе путём духовного и религиозного просвещения и образования, а также через взаимодействие с общественными организациями и государственными структурами в деле профилактики экстремизма и терроризма.                 Абдуллаев М.Х. Понятие экстремизма и пути его распространения через каналы СМИ//Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. 2017. С. 107.               Там же.               См., например: Экстремизм в Библии//Сайт «Kritix». URL: (дата публикации: 13.03.2014; дата обращения 01.07.2019).               Слав. «прейде сень законная, благодати пришедши».               Богородичен догматик 2 гласа.               Запрещённая в РФ организация.               Mayer J.-F. Cults, Violence and Religious Terrorism: An International Perspectives//Studies in Conflicted Terrorism. 2008. 24. P. 361.               Martin G. Understanding Terrorism: Challenges, Perspectives, and Issues. L., 2006. P. 183.               Пинчук А. Ю. К проблеме религиозного фактора… С. 40.             Лукашук И. И. Мировой порядок века//Международное публичное и частное право. 2002. 1. С. 5.             Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире. 30.05.2011//Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1498832.html   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 13): Протоиерей Николай Балашов, Москва 01 апреля 2022г. 14:14 Понятие экстремизма не родилось в недрах Православной Церкви. Это – термин секулярной политологии и светского же правоведения. И определяется он по-разному в зависимости от воззрений тех или иных авторов и стоящих за ними политических сил. Так, Парламентская ассамблея Совета Европы определяет экстремизм как «форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма». Но Православная Церковь не рассматривает парламентскую демократию как безусловно наилучшую и бесспорно предпочтительную для нее форму государственного управления, что ясно из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6172728

126 . Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: дис. ... д. ист. н.: 07.00.09//Республиканский гуманитарный институт Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2004. 432 с. 158 127 . Антощенко А.В. Историографический обзор исследований жизни и творчества А.В. Карташева //Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. 2019. 4 (181). С. 26–33. 128 . Антощенко А.В. Национально-теократическая концепция «Святой Руси» А.В. Карташева //Трибуна русской мысли. М., 2002. 2. С. 82–93. 129 . Аржаковский А.А. Журнал «Путь» (1925–1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев: Феникс, 2000. 656 с. 130 . Баринов Н., прот. Что такое анафема?//Опровержение учения о всеобщем спасении на основании священного писания, трудов святых отцов и деяний вселенских соборов. Рязань: Зерна-Слово, 2017. С. 92. 131 . Барсов Е.В. Письмо профессору Е. Голубинскому : С возражениями на его книгу: История Русской церкви. Т. 1. Период до-монгольский. Москва, 1880. М., 1883. 14 с. 132 . Бежанидзе Г.В. Осмысление путей развития церковно-государственных отношений в преддверии Поместного Собора (публикация доклада)//Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. М: Издательство ПСТГУ, 2018. С. 124–143. 133 . Бирюков Д. С. Книга еретиков/сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова. СПб: Амфора, 2011. 474 с. 134 . Богданова Т.А. «У Троицы в Академии…»: Н.Н. Глубоковский – историк Московской Духовной Академии//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2(14). С. 59–102. 135 . Богданова Т.А. Деятельность профессора Н.Н. Глубоковского в беженстве: Доклад на конференции: «Религиозная деятельность русской эмиграции» (Москва, ВГБИЛ, 9–10 ноября 2005 г.) [Электронный ресурс]//Сайт «Религиозная деятельность русского зарубежья». URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/Bogdanova.htm (дата обращения: 28.01.2021). 136 . Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский . Судьба Христианского ученого. М. – СПб.: Альянс-Архео. 2010. 1008 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010