Еще пред Своими страданиями Господь Иисус Христос обещал апостолам, что после Его смерти, воскресения и вознесения приидет к ним Утешитель Дух Святой. По воскресении Своем Он снова подтвердил обетование о ниспослании Святого Духа. И се Аз послю обетование Отца Моего на вы, говорил Он ученикам Своим пред вознесением на небо, вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). Это обетование утешило апостолов, и, они по вознесении Господнем, с великою радостью возвратились в Иерусалим и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Спустя десять дней после вознесения Господня у евреев наступил праздник Пятидесятницы, установленный в память того, как Бог в пятидесятый день по выходе евреев из Египта дал им чрез Моисея заповеди на горе Синае. При наступлении праздника все апостолы по обыкновению были вместе и с ними Матерь Божия. Внезапно сделался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать. Так сошел Дух Святой на апостолов. Он явился, как вы слышали, в виде языков. Это было знамением того, что Он сообщал апостолам дар и силу проповедовать людям учение Христово. Он явился в виде языков огненных. Огонь, как свет, с одной стороны освещает вещи, а с другой – сообщает теплоту, согревает и очищает от заразы нечистые места. Огненные языки посему указывали на те действия, которые производит Дух Святой на верующих, а именно: Он просвещает людей светом Христова учения, согревает сердца их любовью к Богу и ближнему и очищает их от «всякия скверны» греховной. – После сошествия Святого Духа на апостолов, с ними произошла чудная перемена: не знавшие прежде никаких языков, кроме своего родного, они вдруг стали говорить на разных языках, так что их понимали сошедшиеся на праздник Пятидесятницы в Иерусалим с разных стран света. Этот дар Духа Святого необходим был им для проповеди учения Христова. Кроме этого апостолы, не получившие никакого образования, до своего апостольского служения бывшие мытарями и рыбарями, робкие, нерешительные, разбежавшиеся, подобно овцам, когда взят был их Учитель в саду Гефсиманском, делаются просвещеннейшими учителями вселенной, бесстрашными проповедниками учения Христова, так что учением этим победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства. Таково было действие Святого Духа на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Был у евреев праздник Пятидесятницы. Все апостолы, с ними Божия Матерь и прочие верующие, – все были в одном доме и молились. Вдруг утром зашумела с неба сильная буря и наполнила дом, где находились апостолы, в воздухе показались языки или куски пламени и упали на каждого из них. В этой буре, в этих огненных языках и сошел Дух Святой на апостолов. 26 Что сделалось с апостолами, по принятии Духа Святого? Апостолы, исполнившись Духа Святой, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Что говорил народ слыша апостолов, говорящих на разных языках, по принятии Духа Святого? Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят разными языками, с удивлением говорили друг другу: «не все ли они Галилеяне! (т. е. Евреи из места Галилеи.) Как же мы слышим их говорящими на разных языках!» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили об апостолах: «Они, должно быть, пьяны.» Что сказал при этом ап. Петр, и как поступили слышавшие проповедь его? Тогда апостол Петр стал на возвышенное место и сказал собравшемуся народу: «что вы удивляетесь нам? А иные говорят еще, что мы пьяны. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между вами великие чудеса, но вы убили Его, пригвоздив ко кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и излил на нас Духа Святого». Слышавшие это умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы также получите дар Святого Духа.» И они крестились. 27 Какое личное свойство Духа Святого? Дух Святой есть третье лицо Святой Троицы. Он имел равную силу и честь с Богом Отцем и Сыном. Поэтому и все свойства Его – общие с Богом Отцем и Сыном, т. е. Он и вечен , и вездесущ , и всемогущ и пр. Особенное же, личное свойство Святого Духа, это – то, что Он вечно исходит от Бога Отца подобно тому, как Бог Сын вечно рождается от Бога же Отца. Некоторые из христиан (так называемые католики) учат, что Дух Святой исходит и от Бога Сына. Но это неверно: потому что в слове Божием говорится только, что Он исходит от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Откуда происходит эта радость? Оттого, что Христос ушел к Отцу, но не ушел от нас. «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), – сказал Он Сам. Вторая причина радости заключается в том, что Он снова придет. Об этом сказали Ангелы Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это будет Второе Пришествие Христа во славе, о котором Он Сам предсказал в таких словах: «Придет Сын человеческий на престоле славы Своей» ( Мф.16:27; 19, 28 ). Третья причина для радости Апостолов – ожидание Святого Духа. Впрочем, Святого Духа они уже имели. Вспомним, что Воскресший Христос, явившись своим ученикам, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 ). Благодаря этой благодати Апостолы в состоянии были узнать Воскресшего Господа, а сомневающийся Фома – уверовал. Но Апостолам предстояло принять еще большую благодать, получить дар знания всех языков земли и способность проповедовать народам Воскресшего Господа и призывать человечество к покаянию. Будем радоваться и мы в этот праздник Вознесения Господня и прославлять Воскресшего и Вознесшегося на Небеса Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Слово в Неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.) 30 мая 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Воскресший Христос вознесся на Небо. Одним из благодатных даров Вознесения Христова было излияние на Церковь Святого Духа. Только через Духа Святого мы веруем в Иисуса Христа как в Господа и Сына Божия: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1 Кор.12:3 ). Веруя во Христа Спасителя через действие Святого Духа, мы обращаемся к Богу, по заповеди Христа, как к Отцу, и говорим Ему: «Отче наше, сущий на небесах!» (Мф.6:9 ). Таким образом, находясь на земле, мы имеем общение со Святой Троицей. Жизнь с Богом и есть Небесная жизнь, и поэтому можно сказать, что, вознесясь на Небо, Христос Спаситель само Небо приблизил к нам. Однако жизнь на этом земном небе отличается от жизни на том Небе, куда вознесся Христос. На том Небе – блаженство; на земном небе – скорби. Поэтому наша земная жизнь нуждается в утешении. И для этого Христос послал от Отца Духа Святого. Его Он назвал Утешителем, потому что Он различными способами утешает нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Эта жизнь сводится к тому, чтобы освятиться Духом Святым, исправить повреждение падшего естества и сделаться жилищем Богу. Разумеется, это всё — не в силах человеческих, как мы уже сказали, для этого человеку нужен особый дар Святого Духа; и этот дар подается в следующем непосредственно (в Православии) за Крещением Таинстве Миропомазания. Схематично говоря, Крещение и Миропомазание — две стороны одного целого; в Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны, — в Миропомазании получаем Дары Св. Духа для прохождения этой жизни. Напомню еще раз слова Господа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:7). Рождение от воды — это Крещение, рождение от Духа — Миропомазание. С самого начала бытия Церкви возрождение человека к новой жизни совершилось двойственным актом: сначала человек принимал Крещение от воды, а затем он принимал дар Духа Святого через возложение рук апостольских. Вот свидетельства Священного Писания: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святаго (Деян. 8:14-17). Еще: в Ефес прибыл ап. Павел и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый… После проповеди Апостола они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый (Деян. 19:2, 5). Впоследствии, при расширении Церкви, апостолам и их преемникам — епископам стало невозможно самим поспевать всюду и возлагать руки на обращающихся ко Христу, поэтому уже в апостольское время форма совершения этого Таинства была изменена: епископы стали освящать миро — особое благовонное драгоценное масло, т. е. как бы возлагали руки на миро, а потом это миро рассылалось по церквам и им помазывались новокрещеные христиане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Однако они еще не являют самого источника пламени. Божественную ипостась Духа, как и голубь «в видении голубине» σε περιστερν ( Мф. 3, 16 ) при Крещении Господа. «И исполнились все Духа Святого» (2, 4), – сказанное об апостолах означает здесь поэтому лишь «излию от Духа Моего» (2, 17). Подобное же значение имеют многочисленные речения о Духе Святом и в апостольских посланиях. Здесь говорится о действиях благодати и о дарах Духа Святого в смысле божественного воздействия на человека вообще, подобно тому как и в В[етхом] З[авете], хотя и более конкретно. Лишь в отдельных, исключительных случаях может быть установлено, что разумеется раздельная ипостась Духа Св., а не действие Христа, Св. Троицы, вообще Бога. Таковое, преимущественно ипостасное, разумение Духа Св. имеют, в частности, следующие тексты: 1Петр. 1, 2 (тройственное благословение); 11: «сущий в них Дух Христов»; 12: «благовествовавшими Духом Св., посланным с небес»; Рим. 8, 11 : «если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»; и далее 14– 27; 1Кор. 2, 10 : «нам Бог открыл Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (далее 11–14; 12, 3–11, 13; Еф. 3, 5, 16 ; Флп. 1, 19 («содействием Духа Иисуса Христа»), Подводя итоги, мы можем сказать, что даже Пятидесятница , в изображении Деяний и прочей новозаветной письменности, еще не дает нам падения самой Третьей ипостаси, но открывает только Ее дары и действия на человеков. Она есть явление огненных языков, но не самого Огня. Дары же и действия Духа ведомы и Ветхому Завету, хотя и в иной степени и иначе. Возникает общий вопрос: «крещение Духом Святым» ( Деян. 1, 5 ), обетованное Христом ученикам перед Вознесением, то «сошествие Духа Святого», через которое «приимут силу» (1, 8) ученики быть «свидетелями» Христа, одним словом, Пятидесятница, есть ли она уже совершившееся пришествие самого Духа Утешителя, обетованное в прощальной беседе, или же только его предварение в «видении» огненных языков? 268 Был ли это самый огонь или субъективное ощущение, так сказать, зрительная проекция совершившегося над учениками духовного потрясения: «исполнились все Духа Святого» (однако без члена: πνεματος γου) (2, 4)? Непосредственным действием этого сошествия Духа был дар языков, который описывается у апостола Павла лишь как один из даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

27 . Следовательно, не приняв Духа, мир не имел вечной жизни. Свершитель вечной жизни Дух, и жизнь вечная там, где Дух. Меня удивляет, что возражения ариан выстроены на словах единый истинный Бог ( Ин. 17:3 ) 24 . Жизнь вечная состоит в познании единого и истинного Бога, она состоит в познании Иисуса Христа и в познании Святого Духа. Его мир не видит, как не видит и Отца 25 , и не знает, как не знает Сына 26 , но Дух, Который есть свет жизни вечной, пребудет в вечности 27 с теми, кто не от мира 28 и кто наследует жизнь вечную. 28 . Если познание Сына и Духа важно не менее, чем познание единого истинного Бога, почему же ты, не отделяя ни Того, ни Другого от величия, даруемого Ими, отделяешь Обоих от славы истинного Бога? Необходимо выбрать одно из двух. Соглашаясь, что великий дар дан нам единым истинным Божеством, ты исповедуешь единое и истинное божество Отца, и Сына, и Святого Духа. Или же ты признаешь, что жизнь вечную может нам даровать тот, кто не является истинным Богом. Впадая в ошибку, ты умаляешь права Отца, так как считаешь, что подобный дар не во власти одного истинного божества, но в силах самой твари. 4 29 . Что странного в том, что животворящий наравне с Отцом и Сыном Дух – Творец жизни? И кто станет отрицать, что животворить приличествует вечному величию? Написано: Оживи раба Твоего ( Пс. 118:176 ) 29 , значит, получать жизнь есть участь раба, то есть человека, не имевшего ее, но принявшего во владение. 30 . Итак, пора решить: Дух животворится или Сам животворит? Слова: Буква убивает, Дух же животворит ( 2Кор. 3:6 ) – доказывают, что Дух животворит. 31 . Признай же, что нераздельно живительное действие Отца, Сына и Святого Духа, и засвидетельствуй Их единство в сообщении жизни! Через Духа животворит Сам Бог , о чем говорит Павел: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 5 32 . Кто может усомниться, что Святой Дух наполняет все жизнью, если Он такой же Творец всего сущего, как Отец и Сын? Сам всемогущий Бог Отец не мыслится Создателем чего бы то ни было без Святого Духа, поскольку уже в начале творения Дух носился над водою ( Быт. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Бог создал мир, а это значит положил начало новому бытию, тому, чего не было, небывшему даровал жизнь. Но если мир – творение, то значит не метаморфоза сущего, а возникновение нового, иного, небывшего. Только получая от Бога дар жизни, творение существует, но существует как творение, как иная жизнь; больше того – мы видели, что в человеческом духе творение свободно от Бога. В нем Бог подарил жизнь твари, сделал ее собственной жизнью человека. Даже отказываясь от Бога, отрицая Его, отрывая от Него мир, человек сохраняет жизнь, потому что эта жизнь дана ему как духу неистребимой личности. Всякая жизнь от Бога, всякая жизнь призвана быть жизнью в Боге. Но ничто тварное не имеет жизни Самого Бога, то есть Самого Святого Духа, иначе творение было бы Богом, и в человеке Бог не мог бы любить другого. И вот Один Человек Своею человеческой и личной жизнью имел Саму Божественную Жизнь, Самого Святого Духа и имел не как дар, не извне, а как Сын Божий, Которому Отец дал иметь Жизнь в Себе. Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что (Дух Святой) от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16, 15 ). И Он открыл нам, что Он для того пришел и стал Человеком, чтобы дать Святого Духа нам, и в нем каждого из нас уже по-новому соединить с Богом, действительно усыновить нас Отцу. Если Сыну Божиему Отец дал иметь Духа в Себе, то, став Сыном Человеческим, Он Святого Духа сделал своим человеку, и всякому, кто поверил во Христа, κтο в своей человеческой свободе принял Его, Он обещал Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет ( Ин. 14:17 ). Евангелие привело нас к Таинствам, к невидимому, которое совершается и дается в видимом, так что видимое уже не символ, не изображение невидимого, но его явление и действие. В старой жизни, в видимом человечество давно уже перестало ощущать, воспринимать невидимое: в человеке оно не видело образа Бога, не чувствовало свободного дыхания Духа, – все стало только видимым, только плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» (1 Пет. 2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар [ 224 ]. Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16-17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина — «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она — сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных дарив Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор. 12, 14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2, 39 ). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010