Если во время постройки каменного храма во имя св. Архангела Михаила в 1333 году, на месте деревянного, он был перенесен, как бы следовало предположить, то почему не переносили его поближе во вновь выстроенный в 1333 году Иоанном Даниловичем каменный монастырь Спаса на Бору 10 , куда переведен Даниловский монастырь, с поставлением в новом монастыре архимандрита Иоанна, заведующего и Даниловским монастырем. Неестественно, чтобы любимый сын князя Даниила и любящий своего отца, завещавший похоронить себя в каменной церкви Архангела Михаила, приказал перенести из прежней деревянной церкви тело своего родителя в Данилов монастырь, уже запустевший, и похоронить его среди кладбища монастырского между иноками, а не в деревянной церкви Данилова монастыря во имя Даниила Столпника. Этим он выказал бы нелюбовь и неуважение к своему любимому благочестивому родителю. Опять странным кажется, почему перенесение тела св. великого князя Даниила в Данилов монастырь не внесено ни в один древний летописец 11 . (напр, Лаврентьевский, писанный в XIV в., близкий ко времени смерти св. князя Даниила). Надгробная надпись, сделанная Грозным во время постройки первой каменной церкви в Даниловом монастыре во имя Вселенских соборов и св. Даниила Столпника между 1554 и 1555 годами 12 на северной стене придела во имя св. пророка Даниила, переснятая в 1867 году при переделке сего придела по возможности точно, с сохранением того же правописания вязью и теми же очертаниями букв времен Грозного 13 : «В лето 6811 марта в 4 день преставися благоверный князь, инок Даниил Александрович на память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани 14 . Из сей надписи не видно, чтобы тело св. благоверного великого князя Даниила когда- нибудь было перенесено из Архангельскаго собора в Даниловский монастырь. У Карамзина эта надпись приведена не вся. Слов: Московский схимонах ,– в подлинной надписи нет. Неправильное летописное сказание в Троицкой летописи XV в. о времени смерти св. благоверного великого князя Даниила Карамзин исправил по сей надписи и согласно со Степенною книгою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Старейший монастырь Москвы, Данилов, основан первым князем московским Даниилом Александровичем (1261-1303), младшим сыном Александра Ярославовича Невского (1221-1263), около 1282 года (по другим данным - в период между 1298 и 1300 годами). Первоначально здесь была построена только деревянная церковь во имя св. Даниила Столпника - небесного покровителя князя Даниила. Этот храм стал началом Данилова монастыря - " первого на Москве " . Незадолго перед смертью князь Даниил Александрович, принял схиму в основанном им монастыре. Он скончался 4(17) марта 1303 года и, согласно его завещанию, был погребён в Даниловой обители на общем монастырском кладбище. Первоначально Данилов монастырь просуществовал недолго, всего около пятидесяти лет. В 1330 году Иван Данилович Калита (1283-1340/41) перевёл братию в Кремль, где при церкви Спаса на Бору был устроен новый монастырь, названный Спасским. Через полтора столетия, при Иване III Васильевиче (1440-1505), Спасский монастырь перенесли на Крутицкий холм, и он стал называться Новоспасским. А Данилов монастырь, по словам летописца, " оскуде нерадением Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, токмо единая церковь оста, во имя св. Даниила Столпника, и прозва место, оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху не бяше, аки не бысть " . Это сельцо Даниловское, с деревянной церковью св. Даниила Столпника просуществовало на месте бывшего монастыря окола ста пятидесяти лет. Данилов монастырь был восстановлен только при Иване IV Васильевиче Грозном (1530-1584). Тогда же в монастыре был возведён белокаменный храм Семи Вселенских соборов с приделом св. Даниила Столпника, который в начале 18 века был разобран. На его основании был возведён нене существующий двухэтажный храм, освящённый в августе 1730 года. В 1591 году у стен монастыря русские войска рассеяли конницу крымского хана Казы-Гирея, использовав полевую артиллерию - " градобитных хитростей гром " . А в Смутное время, в 1606 году, близ Данилова монастыря правительственные войска одержали победу над отрядами " воров " , предводительствуемыми Иваном Исаевичем Болотниковым (1565-1608), воеводой " царя Дмитрия Ивановича " .

http://sobory.ru/article/?object=03047

Первоначальный вид церкви восстанавливается по рисованным планам (1683, 1692), гравюре Пикара (1668/69-1773), описи 1701 г. и данным архитектурного обследования в 80-х гг. ХХ в. Четверик храма (по Н. А. Ловкунас - 2-светный, но чертеж 1683 показывает 1 ярус окон) на высоком подклете был вытянут по оси «север-юг» и делился (возможно, стеной или продольной аркой) на 2 равновеликих объема с 2 апсидами: в юж. помещался основной престол Покрова Пресв. Богородицы, в сев.- придельный, прор. Даниила. Снаружи над кровлей четверика поднимались 2 главки, барабаны к-рых, видимо, украшал аркатурный пояс. С запада к четверику примыкала трапезная палата, одностолпная (?) и пониженная (по Ловкунас; на чертеже 1683 отмечены кровли на одном уровне). С запада по оси к трапезной примыкала паперть с крыльцом (по Ловкунас, единственный вход в храм; на чертеже 1683 показан вход с севера), фланкированная квадратными в плане ризничными палатками, выступающими за линии стен трапезной. Над крыльцом возвышалась 2-ярусная шатровая колокольня. Первоначальные своды сохранились только в подклете и в ризничных палатках. К апсиде придела прор. Даниила с севера была пристроена квадратная палатка, также на подклете. Возможно, она находилась над местом погребения кн. Даниила, поскольку снаружи на сев. стене придела в XVIII-XIX вв. сохранялись 2 памятные доски: 1-я - с записью о кончине кн. Даниила (утрачена во время перестройки сев. фасада в кон. XIX в.), 2-я - о перенесении его мощей в 1652 г. (была помещена на столб поздней галереи и сохранилась до наст. времени; анализ текста и оформления показывает, что это подлинное изделие сер.- 2-й пол. XVII в., близкое по времени к описанному в тексте событию). Рака с мощами кн. Даниила находилась близ палатки и придела прор. Даниила: в старом храме - у юж. дверей, в новом - у сев., прямо над палаткой, где и был освящен придел во имя св. кн. Даниила Московского. Т. о., Покровско-Даниловский храм изначально имел поминальный характер, был связан с почитанием св. кн. Даниила (чем иногда объясняют тот факт, что придельная ц. во имя св. кн. Даниила Московского не уступает по объему главной в честь Покрова Пресв. Богородицы - Памятники архитектуры Москвы. 2000. С. 208; композиция с 2 равными приделами не была уникальной, ряд подобных построек относится также к 70-м гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/171331.html

Аналогичные по форме спаренные колонки размещались на внешних стеновых поверхностях устоев яруса звона. Несмотря на сравнительно небольшие размеры часовня Даниила Столпника, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, богатой пластике деталей и полихромной расцветке фасадов, имела самостоятельное значение в застройке и живописном силуэте Христорождественского монастыря. Особенно красиво здание часовни выглядело в зимний период времени, эффектно контрастируя с белоснежным покровом. В то же время весьма тактично внедренная в сложившийся архитектурный комплекс часовня сразу стала восприниматься его неотъемлемой частью. Ее островерхая невысокая колокольня была гармонично увязана с выдающейся по художественным качествам шатровой колокольней церкви Рождества Христова и шатровыми покрытиями восьмериков церкви Иверской богоматери и башен монастырской ограды. А декоративный убор часовни хорошо сочетался с красивым узорочьем фасадов Христорождественского храма. Созданная уверенной рукой Худзинского С.С. часовня Даниила Столпника представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Среди целого ряда возможных архитектурных прообразов часовни особо следует назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря, возведенный в 1591-1593 годах, а также Казанский собор (1635-1636гг.) на Красной площади в Москве с их поздними шатровыми колокольнями. Примечательно, что обе эти постройки, созданные по указам царей, носили выраженный военно-мемориальный характер. Как известно, Малый собор Донского монастыря был построен на месте походной церкви, располагавшейся в главном стане русских воинов во время нашествия на Москву хана Казы-Гирея. А Казанский собор был назван в честь чудотворной иконы Божией Матери «Казанская» — главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. Представляется вероятным, что донаторами или автором часовни Даниила Столпника в Енисейске выбор в качестве образцов указанных выше московских храмов-мемориалов мог быть сделан не случайно.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Несмотря на сравнительно небольшие размеры часовня Даниила Столпника, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, богатой пластике деталей и полихромной расцветке фасадов, имела самостоятельное значение в застройке и живописном силуэте Иверского монастыря. Особенно красиво здание часовни выглядело в зимний период времени, эффектно контрастируя с белоснежным покровом. В то же время весьма тактично внедренная в сложившийся архитектурный комплекс часовня сразу стала восприниматься его неотъемлемой частью. Её островерхая колокольня была гармонично увязана с выдающейся по художественным качествам шатровой колокольней церкви Рождества Христова и шатровыми покрытиями башен монастырской ограды. А декоративный убор часовни хорошо сочетался с красивым узорочьем фасадов Христорождественского храма. Созданная С.С. Худзинским, часовня Даниила Столпника представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Среди целого ряда возможных архитектурных прообразов часовни особо следует назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря, возведенный в 1591-1593 годах, а также Казанский собор (1635-1636 гг.) на Красной площади в Москве с их поздними шатровыми колокольнями. Примечательно, что обе эти постройки, созданные по указам царей, носили выраженный военно-мемориальный характер. Как известно, Малый собор Донского монастыря был построен на месте походной церкви, располагавшейся в главном стане русских воинов во время нашествия на Москву хана Казы-Гирея. А Казанский собор был назван в честь чудотворной иконы Божией Матери «Казанская» - главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. Представляется вероятным, что донаторами или автором часовни Даниила Столпника в Енисейске выбор в качестве образцов указанных выше московских храмов-мемориалов мог быть сделан не случайно. Ведь созданную в год 80-летия победы русского народа над нашествием «двунадесять языков» часовню предполагалось возвести над местом упокоения старца Даниила не только как праведника, но и как участника Отечественной войны 1812 года. Возможно, именно этими идейно-содержательными обстоятельствами следует объяснять образно-художественный строй енисейской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Слово Святейшего Патриарха Алексия в День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского 17 марта 2007 г. 14:40 Собратья архипастыри, дорогие братья и сестры! Поздравляю Вас, отец настоятель, братию и прихожан, всех предстоящих и молящихся с праздником Небесного покровителя Данилова монастыря. Спасибо всем архипастырям и пастырям за совместное служение, а вам, дорогие братья и сестры, за общую молитву, вознесенную сегодня в прославление одного из великих сынов Руси князя Даниила Московского. Сердечно благодарю Вас, отец настоятель, за поздравление и скульптурное изображение святого Даниила. Князь Даниил отличался миролюбием и христолюбием. Малый город Москва, доставшийся ему в наследство от его отца, благоверного князя Александра Невского, при его мудром правлении укреплялся и расширялся. Под святым покровительством благоверного князя Даниила закладывалась основа будущего государства с Первопрестольным градом Москвой. Короткую жизнь отпустил Господь князю Даниилу. Князь заповедал похоронить себя в обители Даниила Столпника, основанном им 725 лет назад. Стоит задуматься, сколько поколений верующих прошли за 725 лет через это святое место, сколько молитв здесь было вознесено к благоверному созидателю земли Русской и Даниилу Столпнику. Как правильно сказал отец наместник, на своем веку обитель претерпела и процветание, и поругание. Некогда в земле монастырского некрополя хоронили видных деятелей государства, науки, культуры и искусства. В XX в. наступили тяжелые времена безбожия. Все, что только можно было здесь разорить и разграбить, было разорено и разграблено: кладбище уничтожено, Троицкий собор переделан под спортивный зал. Но, великой милостью Божией, молитвами и предстательством святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, монастырь восстает из небытия. Духовное и материальное возрождение Свято-Даниловой обители после десятилетий мерзости и запустения началось в 1983 г. День памяти Даниила Московского объединил общей молитвой под святыми сводами Троицкого собора многих москвичей и паломников. 20 лет назад на празднике преподобного князя Даниила почти не было детей и молодежи, а ныне к Причастию приступали множество младенцев и отроков, носящих имя Даниил. Это свидетельствует о том, что память о преподобном основателе обители и зачинателе собирания Русских земель вокруг Москвы возродилась в нашем народе и будет передана грядущим поколениям. Мы должны помнить свою историю, великих людей, которые созидали Отечество наше своим молитвенным подвигом и стоянием за веру и землю Русскую. Мы должны беречь связь веков, хранить память о прошлом нашего народа. Я еще раз поздравляю всех с Днем памяти святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского одного из Небесных покровителей Первопрестольного града и Небесного покровителя сей святой обители. Причастников я поздравляю с принятием святых Христовых Таин. С праздником всех вас! Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/215125.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Даниил Столпник, прп. - житие Преподобный Даниил Столпник (память 11 декабря по старому стилю) Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь. Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни. Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489-490 гг.). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Даниил Столпник, прп. " .

http://pravicon.com/info-2148

Ведь созданную в год 80-летия победы русского народа над нашествием «двунадесять языков» часовню предполагалось возвести над местом упокоения старца Даниила не только как православного праведника, но и как участника Отечественной войны 1812 года. Возможно, именно этими идейно-содержательными обстоятельствами следует объяснять совершенно не сибирский образно-художественный строй архитектурного облика енисейской часовни. Здание часовни Даниила Столпника одним из первых среди православных храмов Енисейска было разрушено в 1920-х годах. Хорошо сохранившиеся чертежи часовни, выполненные гражданским инженером С.С.Худзинским, и иллюстрирующие особенности творчества отечественных архитекторов конца XIX века, помимо обладания высокой документальной ценностью, дают не только целостное представление об утраченном архитектурном облике часовни Даниила Столпника в Енисейске, но и представляют собой полноценную основу для научно-восстановительной реконструкции этого выдающегося памятника. Источник:  статья архитектора Шумова К.Ю. " Церковные постройки в честь Даниила Ачинского " . 2012г. В отечественной градостроительной практике весьма широко распространено критическое отношение к исторической и эстетической ценности воссоздаваемых сегодня полностью или частично утраченных произведений архитектуры прошлого. Однако за справедливыми, в общем, суждениями о недопустимости имитации подлинности архитектурных форм зачастую упускается один из основных аспектов целостного воссоздания безвозвратно потерянного объекта – восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом. Ведь именно поэтому материальные формы создаваемого вновь произведения архитектуры должны восприниматься не как носители былой подлинности, а как признанный социумом символ утраченной вещи. В наше время ярким примером реализации общественной потребности в нравственной реабилитации стало восстановление одного из величайших символов национальной духовной культуры – храма Христа Спасителя в Москве. В русле развернувшегося в России процесса воссоздания православных святынь в Красноярске в 2013 году в районе Стрелки было освящено место для размещения собора Рождества Богородицы, варварски уничтоженного в 1930-е годы. Возможность воссоздания утраченных произведений архитектуры, обладающих особой ценностью и отнесенных к категории объектов культурного наследия, с 2002 года закреплена в законодательстве РФ. Важнейшим условием принятия обоснованного решения о возможности воссоздания утраченного памятника является «наличие достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания». Между абстрактной идеей сооружения объекта заново и её реализацией лежит нелегкий и зачастую долгий процесс кропотливой работы над поиском бесспорных документальных источников, необходимых и достаточных для максимально возможного воспроизведения архитектурных форм оригинала.

http://sobory.ru/article/?object=33255

С 3 сент. 1983 г. совершались первые монастырские богослужения в братской трапезной, в вост. проеме св. врат, а также в московском Донском монастыре. После реставрации 1983-1985 гг. (проект Ловкунас), 8 июня 1985 г., состоялось освящение ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в храме св. Отцов. В иконописной мастерской Д. м. под рук. игум. (ныне архимандрит) Зинона (Теодора) были выполнены иконостасы для Покровской ц. и придела во имя прор. Даниила в храме св. отцов. В храме св. Отцов семи Вселенских Соборов 5-ярусный иконостас состоит из икон XVII-XVIII вв. костромского письма. 27 апр. 1986 г., в Вербное воскресенье, был освящен восстановленный Троицкий собор. 27 февр. 1988 г. освятили восстановленный храм во имя прп. Симеона Столпника над св. вратами. 26 марта 1988 г. архим. Тихон (Емельянов) освятил храм св. Отцов семи Вселенских Соборов с 4 престолами: в честь Покрова Пресв. Богородицы, во имя прор. Даниила, преподобных Даниила Столпника и кн. Даниила Московского. К маю 1985 г. была восстановлена колокольня. Ансамбль монастырских храмов пополнился и 2 новыми - во имя прп. Серафима Саровского (освящен в 1988 в подклете трапезного корпуса) и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в подклете Троицкого собора (освящен 7 июля 1988). В 1987 г. на Соборной пл. Д. м. по проекту Ю. Г. Алонова была восстановлена надкладезная часовня; в память всех погребенных в некрополе установлена поминальная часовня, выполненная в традициях псковско-новгородского зодчества. Восстановлены стены и башни XVII-XVIII вв. (Новоданиловская, Кузнечная, Алексеевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршая, Синодальная), дом настоятеля, больничный корпус, построены новый братский и адм. корпуса. В бывш. братском корпусе располагается Отдел внешних церковных сношений РПЦ. В 1985-1988 гг. в зап. части мон-ря была построена резиденция Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода с домовой ц. в честь Всех святых, в земле Российской просиявших (коллектив архитекторов во главе с Ю. Р. Рабаевым; мозаика с Нерукотворным образом Спасителя над входом, мастер Е. Н. Ключарёв),- 2-этажное здание, совместившее стилистику советской архитектуры 70-80-х гг. ХХ в. с реминисценциями позднесредневек. традиции (планировка «покоем», высокие кровли). В сев.-вост. части мон-ря возвели новый братский корпус (архит. Г. Голубчиков) в скромной стилистике жилых сооружений обители кон. XVIII - нач. XIX в.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Гюль-джами (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе. Монастырь прп. Далмата (42) - см. Далмата монастырь . Церковь прор. Даниила (43) ( Janin. 1969. P. 85), существование к-рой Жанен ставит под сомнение, поскольку свидетельства о ней сохранились только у нек-рых рус. паломников XV в.: диак. Зосима и Аноним (1424-1434) упоминали о церкви прор. Даниила, располагавшейся недалеко от Студийского мон-ря. Другие рус. паломники более раннего времени (Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.)) свидетельствовали лишь о мощах прор. Даниила в церкви «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27), освященной в честь мч. Романа. Монастырь св. Даниила Столпника в Стиле (44) (ν τ Στλ) ( Janin. 1969. P. 86), имп. Лев I (457-474) построил для учеников прп. Даниила Столпника рядом со столпом, на котором подвизался св. Даниил с 461 г. до своей кончины в 493 г. По сведениям, содержащимся в Житии прп. Луки Столпника ( Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 195-237. (SH; 14)), столп, а следов., и обитель прп. Даниила находились вблизи Сосфениона (ныне Истинье). Игумены мон-ря участвовали в К-польских Соборах в 518 и 536 гг., но в позднейший период мон-рь редко упоминается в источниках. Известно, что он существовал по крайней мере до XII в. От этого времени сохранилось письмо мон. Николая из Катаскепи игумену мон-ря Савве. Монастырь св. Димитрия Палеологов (45) ( Janin. 1969. P. 92-93). В сер. XII в. Георгий Палеолог построил церковь и мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского, к-рый считался небесным покровителем рода Палеологов. Имп. Михаил VIII Палеолог (1258-1282) восстановил храм и обитель после разрушения латинянами и объединил ее с Келливарским монастырем, расположенным в М. Азии, так что у них был общий игумен, который мог именоваться «игумен Келливарский», «игумен святого Димитрия» или этими 2 титулами одновременно. Монастырь пользовался полной независимостью и контролировался только императором. В обители проживало 36 монахов, из них 15 исполняли исключительно обязанности, связанные с богослужениями, а 26 занимались материальными вопросами.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010